Сочинение рассуждение на тему всегда ли нужно говорить правду

3 варианта

  1. После того как ученик определится для себя, что лучше: правда или ложь, сочинение будет написать легко. Делать это лучше по следующему плану:
    Выдвинуть тезис. Также хорошо будет расшифровать понятия правды и лжи своими словами.
    Привести аргументы.
    Сделать заключение.
    Каждой части текста нужно уделить особенное внимание.

    Выдвижение тезиса

    Пункт не должен быть очень объёмным, достаточно 1?3 абзацев, но в них нужно вместить вступление и изложение актуальности представленной проблемы. Иногда эта часть становится самой сложной для учеников, потому что на первых строках текста лежит серьёзная ответственность по привлечению внимания читателя. Именно они порой влияют на общее впечатление от работы.
    Вступление должно быть лаконичным и чётким, не содержать смысловых и стилистических ошибок. Для этого как нельзя лучше подходят простые предложения, не перегруженные знаками препинания и речевыми оборотами.
    Тезис должен выдвигаться чётко, но при этом вызывать желание прочитать, что же будет дальше. Об актуальности можно высказаться достаточно коротко, просто пояснив своё мнение о том, насколько полезной кажется поднятая автором тема.

    Приведение доказательств

    С этим пунктом сложностей быть не должно, ведь аргументы обдумывались на стадии принятия конкретной точки зрения. Тем не менее их нужно грамотно изложить так, чтобы они стали очевидными не только для автора работы, но и для её читателей.
    Для хорошего сочинения требуется не менее двух доказательств. Подвести к ним можно через логический переход от тезиса. Например, если приводится сюжет книги, можно написать в общем об авторах, которые поднимали рассматриваемую тему в своих произведениях. После приведения конкретных аргументов можно переходить к заключительной части.

    Формулирование вывода

    Прежде чем переходить к выводам, нужно перечитать написанное и убедиться, что точка зрения доказана в полной мере. Затем можно обобщить свои мысли, при этом стараясь не дублировать уже написанное и не уходить в сторону от темы.
    В конце можно сделать призыв к читателю, например: «Давайте вместе учиться уважать честных людей и стараться быть похожими на них» или выразить надежду, что приведённые в тексте доводы помогут кому-то проникнуться точкой зрения автора. Также красиво завершить сочинение можно подходящей по смыслу цитатой.

    Монологическое высказывание

    В школе может понадобиться и речевое умение ученика, если задание подразумевает выступление с докладом на уроке. Подготовиться к нему и успешно выполнить можно по следующей схеме:
    сформулировать основную мысль (что же всё-таки лучше: всегда говорить истину или иногда прибегать к умалчиванию);
    убедиться, что тема в тексте раскрыта полностью;
    подтверждать свои высказывания;
    приводить уместные цитаты;
    соблюдать логическую последовательность в изложении мыслей;
    помнить о грамотности.
    Слушатели могут задавать вопросы и выражать несогласие с аргументами оратора. И при отстаивании своего мнения нужно помнить, что каждый имеет право сам выбирать, нести в мир только правду или иногда разбавлять её утаиванием и даже искажением фактов. Однако нужно переставать осуждать тех, кто имеет отличные точки зрения и учиться уважать их.
    Главное, помнить, что при выборе правды нужно уметь не перепутать её с бестактностью. Ведь иногда окружающие не нуждаются в том, чтобы узнать чужое мнение, и оно может быть не только неприятным, но и неуместным.

  2. Всероссийский конкурс сочинений
    Сочинение
    «Всегда ли нужно говорить правду?»
    Выполнила: Арапова Ольга,
    ученица 9б класса МОБУ«СОШ №40»
    Руководитель: Арапова Татьяна
    Александровна,
    учитель русского языка и литературы
    МОБУ «СОШ №48»
    Оренбург, 2015г.
    Всегда ли нужно говорить правду? Как часто задумываемся об этом? С понятием «правда» мы сталкиваемся практически с пеленок. В самом начале своего пути маленький человечек получает от родителей уроки правды и доброты. Широко раскрытыми глазами он познает окружающий мир, беззаговорочно веря каждому слову взрослого человека.
    Так что же такое правда? Для начала воспользуемся толкованием этого слова в словаре Ожегова и Шведовой. Там слово «правда» трактуется так: «то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей; справедливость, честность, правое дело».
    Условно употребляется также слово «пра?вда» и в значении «истина», хотя этот термин обусловлен субъективным восприятием самой правды, антонимами которого служат понятия кривдаложь и вымысел.
    Несмотря на то что понятие «правда» используется в значении «истина», оно является более бытовым, и порой приобретает эмоциональную окраску, снабжаясь такими эпитетами, как «горькая», «страшная» или «сладкая». Кроме того, если под «правдой» подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о «нескольких правдах». « У каждого своя правда», – слышим порой. Нельзя с этим не согласиться. Болью в наших сердцах отзываются события на Украине. Человек, взявший в руки оружие, чтобы защитить свою семью, свой дом и землю, руководствуется своей правдой. Он имеет право жить на своей земле. Но и по другую сторону баррикад горят своей правдой глаза украинских ребят, свято веривших в сохранение единства страны. И не их вина в том, что они лишь оружие в играх денежных королей.
    А нужна ли человеку правда? Существует притча о том, как ходила по свету голая Правда. Люди избегали ее. Никто не хотел встречаться с ней. Тогда Притча подарила ей красивые одежды. Жизнь Правды изменилась. Все стали встречать ее с радостью и улыбкой. Выходит, не хотят люди порой знать настоящую правду. Ведь проще не думать о голодных детях Африки, проблемах инвалидов, жизни нищих, бездомных животных. Человеку не хочется пускать в сердце горе страждущих, жить с правдой. А в христианской религии правда есть Бог.
    Проблему правды и лжи часто поднимают писатели в произведениях русской литературы. Так В.П.Астафьев, славный певец русской деревни, в рассказе «Конь с розовой гривой» действиями бабушки преподает нравственный урок внуку, пытавшемуся обмануть ее неполной корзиной ягод. Она, обнаружив обман, все-таки покупает подарок провинившемуся мальчику. Этот пряник конем он запомнит на всю жизнь.
    А произведение В. Распутина «Уроки французского»? Молодая учительница Лидия Михайловна прибегает к обману, узнав о тяжелой жизни и безденежье ученика послевоенной школы. Ложь становится единственным способом, чтобы поддержать способного мальчика. Она пытается кормить его, придумывая различные средства, и даже идет на игру на деньги. Безнравственное, по мнению директора, поведение учительницы стало на время спасением для голодающего ребенка. Общение с Лидией Михайловной запомнилось мальчику уроками доброты.
    Так надо ли всегда говорить правду? Я бы хотела в свой адрес слышать правдивую речь. Неправда заставляет человека чувствовать себя неуютно, унижает его. Но в общении с близкими сталкиваюсь с боязнью обидеть их правдой, заведомо зная, что это им будет неприятно. Получается, что нет однозначного ответа на этот вопрос.
    Часто жизнь ставит человека перед нелегким выбором. Ведь говоря человеку неправду – теряешь его доверие; говоря правду – теряешь человека. Каждый волен сам выбирать путь правды или лжи. Только нужно помнить о том, что « тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу»А.П. Чехов.

  3. Что обманывать некрасиво, известно всем. А если ты не хочешь говорить правду, когда тебя о ней спрашивают?.. Например, чтобы не волновать старших какими-нибудь неприятными новостями. Получил в школе плохую оценку, но родители сегодня были очень заняты и не поинтересовались успехами в школе. А ты также ничего не сказал. Но ведь не солгал, не сказал, что оценка отличная. Пока вспомнят, можно и оценку исправить… Вот что рассказал мне один товарищ.
    Во время зимних каникул он гостил в поселке у бабушки. Подружился с ровесниками – соседскими пареньками. Вместе в снежки играли, с горки катались. Неподалеку от поселка есть большой пруд. Ребятам сурово было запрещено выходить на лед. Это опасно. Но Олег, самый смелый из местных, все время приглашал всю компанию на лед, и однажды они все-таки пошли. Лед был еще слабенький, в некоторых местах прогибался. Ходили вплоть до тьмы, катали, веселились.
    Пришел Саша (так зовут моего товарища) домой. Ботинки, штаны мокрые. Бабушка уже волновалась. «Где это вы были? – спрашивает. – Я и на улицу выходила, на горке никого не было». Саша ответил что-то неразборчивое. Так и начались опасные прогулки. Но за несколько дней бабушка начала о всем догадываться и откровенно спросила, не ходят ли, случайно, ребята на пруд. Саша хоть как-то выкрутиться, но стало стыдно. Видит, что бабушка очень уже взволновалась и он во всем сознался.
    Как не уговаривал Саша бабушку никому не рассказывать, ничего из того не вышло. Узнали другие родители. С ребятами сурово поговорили, объяснили, что их прогулки были очень опасные. «Эй, ты, предатель, знаться с тобой не хочу!» – заявил Саше Олег. Саше стало очень досадно. Но два дня после этого неподалеку от берега провалился под лед рыбак. И хотя это был молодой и сильный мужчина, его едва спасли. Хорошо, что вблизи были люди.
    Я сказал своему товарищу, чтобы он не огорчался и не считал себя за предателя. Тем паче, что Саша еще сначала сказал Олегу об опасности, но тот только засмеялся в ответ. Так, нельзя выказывать друзей. Но если они, ошибаясь или не понимая всего, совершают что-то опасное, плохое? Возможно, Сашкина честность спасла кого-то от бедствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *