Прежде чем начать писать,
Я задаю себе три вопроса:
Что хочу написать, как иаписать
И для чего писать.
A.M. Горький
Ничто, пожалуй, не дается так трудно ученику, как умение хорошо писать сочинение. Сегодняшнее сочинение особенно ответ- ственно. И потому, что оно подводит итог моего одиннадцатилетнего обучения в школе, и потому, что оно покажет, правильно ли я определила свое призвание, умею ли я владеть словом, смогу ли я раскрыть свой внутренний мир. И я волнуюсь: ведь выбранная мною тема непроста.
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет какой-то отклик в твоей душе. Важно, чтобы она помогла разобраться в окружающей жизни, ее проблемах. Небольшие, но емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить нравственной позиции писателя. Всем известно его высказывание: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по мнению Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убоже-
ству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Чеховские рассказы, взятые все вместе, складываются в такую картину жизни, которая поражает своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Из всего творчества А.П. Чехова я выбрала для сравнения два его рассказа: «Счастье» и «Ионыч».
Начну, пожалуй, с рассказа «Ионыч». В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать большие деньги как доктор Старцев? Что особенного в том, что он хотел служить одновременно и в земстве, и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», понимаешь: деньги могут постепенно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально уродливым. Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу города Дялижа недалеко от губернского города С. У него были возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина втянула его, сделала заурядным стяжателем, и лучшие свойства его души умерли. И все-таки у Старцева была своя душевная биография с огорчениями и надеждами, взлетами и падениями.
Старцев влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и последней». Но когда он получает отказ от Кати, он страдает всего три дня. Потом все по-прежнему. И у меня возникает вопрос: любил ли он Катю или это было к ней только влечение? Ведь, вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» И мне кажется, в этом деле Ионыч чем-то повторяет Бориса из «Грозы» Островского.
Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. В семье Туркиных, где Старцев изредка бывал, все повторялось по однажды заведенной программе. Он думает: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков весь город?» Конечно, он прав. Но ведь и его жизнь идет по кругу. Жадность одолела его. Как можно объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов. Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли в борьбе с обывательщиной у него нет. Так в чем же причина его страданий? В одном случае среда виновата, но в другом и сам Старцев виноват, ведь он променял все самое лучшее на сытое, никому не нужное, кроме него самого, самодовольное существование. Конечно, можно рассказывать об этом много и долго, но нельзя понять Чехова по одному только рассказу. Пришло время перейти ко второму рассказу.
Рассказ «Счастье», в связи с которым возникает вопрос: «Но было ли это счастье на самом деле и существовало ли оно?» Люди, герои этого рассказа, думают о счастье и в их представлении оно — клады, богатства, золото. Нужно ли этим людям такое счастье? Зачем же оно старику восьмидесяти лет, — и дело здесь не в простом применении богатства, а в самой идее счастья, которое рядом, но не дается в руки. Здесь чувствуется какой-то обман. Может, героев привлекает не богатство? Ведь как сказал один мудрец: «Не в деньгах счастье-то». Да и сами герои идут по пути к счастью, ищут смысл жизни: «…Есть счастье, а что с него толку, если оно в земле зарыто? Так и пропадает добро задаром, без всякой пользы, как полова или овечий помет! А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило, да не видит его ни одна душа!.. Старик и Санька разошлись и стали по краям отары. Оба стояли, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которое было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья…»
Чехова можно и нужно читать всю жизнь. И бывают писатели, к которым известность приходит сразу, и в один прекрасный день они просыпаются знаменитыми. Чехов не из таких людей. Для того, чтобы стать знаменитым, ему было необходимо время. Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях «желание беречь в себе человека», он вел нас через самое понятное и близкое для него к большим выводам о ценности человеческой жизни.
Прежде чем начать писать,
Я задаю себе три вопроса:
Что хочу написать, как иаписать
И для чего писать.
A.M. Горький
Ничто, пожалуй, не дается так трудно ученику, как умение хорошо писать сочинение. Сегодняшнее сочинение особенно ответ- ственно. И потому, что оно подводит итог моего одиннадцатилетнего обучения в школе, и потому, что оно покажет, правильно ли я определила свое призвание, умею ли я владеть словом, смогу ли я раскрыть свой внутренний мир. И я волнуюсь: ведь выбранная мною тема непроста.
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет какой-то отклик в твоей душе. Важно, чтобы она помогла разобраться в окружающей жизни, ее проблемах. Небольшие, но емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить нравственной позиции писателя. Всем известно его высказывание: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по мнению Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убоже-
ству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Чеховские рассказы, взятые все вместе, складываются в такую картину жизни, которая поражает своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Из всего творчества А.П. Чехова я выбрала для сравнения два его рассказа: «Счастье» и «Ионыч».
Начну, пожалуй, с рассказа «Ионыч». В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать большие деньги как доктор Старцев? Что особенного в том, что он хотел служить одновременно и в земстве, и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», понимаешь: деньги могут постепенно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально уродливым. Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу города Дялижа недалеко от губернского города С. У него были возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина втянула его, сделала заурядным стяжателем, и лучшие свойства его души умерли. И все-таки у Старцева была своя душевная биография с огорчениями и надеждами, взлетами и падениями.
Старцев влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и последней». Но когда он получает отказ от Кати, он страдает всего три дня. Потом все по-прежнему. И у меня возникает вопрос: любил ли он Катю или это было к ней только влечение? Ведь, вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» И мне кажется, в этом деле Ионыч чем-то повторяет Бориса из «Грозы» Островского.
Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. В семье Туркиных, где Старцев изредка бывал, все повторялось по однажды заведенной программе. Он думает: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков весь город?» Конечно, он прав. Но ведь и его жизнь идет по кругу. Жадность одолела его. Как можно объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов. Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли в борьбе с обывательщиной у него нет. Так в чем же причина его страданий? В одном случае среда виновата, но в другом и сам Старцев виноват, ведь он променял все самое лучшее на сытое, никому не нужное, кроме него самого, самодовольное существование. Конечно, можно рассказывать об этом много и долго, но нельзя понять Чехова по одному только рассказу. Пришло время перейти ко второму рассказу.
Рассказ «Счастье», в связи с которым возникает вопрос: «Но было ли это счастье на самом деле и существовало ли оно?» Люди, герои этого рассказа, думают о счастье и в их представлении оно — клады, богатства, золото. Нужно ли этим людям такое счастье? Зачем же оно старику восьмидесяти лет, — и дело здесь не в простом применении богатства, а в самой идее счастья, которое рядом, но не дается в руки. Здесь чувствуется какой-то обман. Может, героев привлекает не богатство? Ведь как сказал один мудрец: «Не в деньгах счастье-то». Да и сами герои идут по пути к счастью, ищут смысл жизни: «…Есть счастье, а что с него толку, если оно в земле зарыто? Так и пропадает добро задаром, без всякой пользы, как полова или овечий помет! А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило, да не видит его ни одна душа!.. Старик и Санька разошлись и стали по краям отары. Оба стояли, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которое было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья…»
Чехова можно и нужно читать всю жизнь. И бывают писатели, к которым известность приходит сразу, и в один прекрасный день они просыпаются знаменитыми. Чехов не из таких людей. Для того, чтобы стать знаменитым, ему было необходимо время. Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях «желание беречь в себе человека», он вел нас через самое понятное и близкое для него к большим выводам о ценности человеческой жизни.