Сочинение рассуждение на тему язык не есть только говор речь

4 варианта

  1. По­яс­не­ние.15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Наша речь – это по­ка­за­тель нашей куль­ту­ры или бес­куль­ту­рья, нашей ду­хов­но­сти или без­ду­хов­но­сти, на­ше­го внут­рен­не­го бо­гат­ства или ни­ще­ты. Имен­но об этом и го­во­рит вы­ска­зы­ва­ние И.А. Гон­ча­ро­ва: «Язык не есть толь­ко говор, речь: язык есть образ всего внут­рен­не­го че­ло­ве­ка, всех сил, ум­ствен­ных и нрав­ствен­ных». По­про­бу­ем под­твер­дить вы­ска­зы­ва­ние Гон­ча­ро­ва при­ме­ра­ми из тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. Так, на­при­мер, в пред­ло­же­ни­ях 28-29 ((28)Назад! — крик­нул отец. — (29)Не­мед­лен­но назад!) пред­став­ле­на речь отца, ко­то­рый в кри­ти­че­ской си­ту­а­ции пы­та­ет­ся оста­но­вить маль­чи­ка, рву­ще­го­ся на пожар. Отец по­ни­ма­ет всю опас­ность си­ту­а­ции, ему не­ко­гда объ­яс­нять, по­че­му нель­зя идти к го­ря­ще­му дому, он кри­чит, чтобы его услы­ша­ли. Вот по­че­му ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся без­лич­ные вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния.В пред­ло­же­нии 49 (Что же ты на­де­лал, юный на­ту­ра­лист!) Толик об­ра­ща­ет­ся к Тёмке, на­зы­вая его не­сколь­ко иро­нич­но, но очень тепло, по-дру­же­ски, юным на­ту­ра­ли­стом. Толик очень пе­ре­жи­вал за друга, от­сю­да такие ин­то­на­ции в пред­ло­же­нии.Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать, что речь че­ло­ве­ка – по­ка­за­тель его ума, души, его сути. Сле­до­ва­тель­но, прав был И.А. Гон­ча­ров, утвер­ждая, что наша речь мно­гое может ска­зать о че­ло­ве­ке.
    15.2 Пред­ло­жен­ные для ана­ли­за стро­ки я могу рас­тол­ко­вать так: во время экс­тре­маль­ной си­ту­а­ции — по­жа­ра — Тёмка со­вер­шил по­сту­пок взрос­ло­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый про­ти­во­по­ста­вил его То­ли­ку. Своё суж­де­ние я могу под­твер­дить при­ме­ра­ми из про­чи­тан­но­го тек­ста.Толик и Тёмка — дру­зья. Во время вспых­нув­ше­го по­жа­ра Толик стал сви­де­те­лем того, как Тёмка, рискуя соб­ствен­ной жиз­нью, пы­тал­ся спа­сти от огня без­за­щит­ных цып­лят (пред­ло­же­ние 36). Маль­чик до по­след­не­го бо­рол­ся за их жизнь. Му­же­ствен­ный по­сту­пок друга вы­звал у То­ли­ка вос­хи­ще­ние и ува­же­ние (пред­ло­же­ние 51). То­ли­ку по­ка­за­лось, что после слу­чив­ше­го­ся Тёмка стал взрос­лее его.Таким об­ра­зом, че­ло­век ста­но­вит­ся взрос­лым тогда, когда он берёт на себя от­вет­ствен­ность за дру­го­го.
    15.3 Че­ло­веч­ность – это ка­че­ство, ко­то­рым при­ня­то ха­рак­те­ри­зо­вать людей, уме­ю­щих пе­ре­жи­вать чужую боль как свою соб­ствен­ную, спо­соб­ных к со­стра­да­нию, го­то­вых прий­ти на по­мощь, ис­крен­нее по­со­чув­ство­вать, по­жа­леть, не осу­дить. Стре­мясь лишь к удо­вле­тво­ре­нию соб­ствен­ных по­треб­но­стей, мно­гие из нас ста­но­вят­ся чёрст­вы­ми, эго­и­стич­ны­ми, рав­но­душ­ны­ми к чу­жо­му горю. А ведь без че­ло­веч­но­сти не­мыс­ли­ма внут­рен­няя кра­со­та, утра­та ко­то­рой ведёт к ду­хов­но­му убо­же­ству.В рас­ска­зе Аль­бер­та Ли­ха­но­ва рас­ска­зы­ва­ет­ся о двух дру­зьях. Во время вспых­нув­ше­го по­жа­ра Толик стал сви­де­те­лем того, как Тёмка, рискуя соб­ствен­ной жиз­нью, пы­тал­ся спа­сти от огня без­за­щит­ных цып­лят. Маль­чик до по­след­не­го бо­рол­ся за их жизнь. Му­же­ствен­ный по­сту­пок вы­зы­ва­ет вос­хи­ще­ние. Толь­ко че­ло­век с боль­шим серд­цем мог так по­сту­пить.На­сто­я­щим Че­ло­ве­ком можно на­звать док­то­ра Лизу, ко­то­рая, рискуя своей жиз­нью, все­гда стре­ми­лась быть рядом с теми, кто нуж­дал­ся в за­бо­те, ми­ло­сер­дии, по­мо­щи. Ели­за­ве­та Глин­ка по­гиб­ла в том самолёте, над Сочи, когда везла ле­кар­ства си­рий­ским детям, но она до конца оста­лась вер­ной себе и ве­ли­ко­му пред­на­зна­че­нию Быть Че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­ку долж­но быть свой­ствен­но со­стра­да­ние и же­ла­ние прий­ти на по­мощь – важ­ные про­яв­ле­ния че­ло­веч­но­сти. Когда мы тво­рим добро, жизнь во­круг ста­но­вит­ся ярче, вот по­че­му при­умно­же­ние добра все­гда воздаётся сто­ри­цей.

  2. Русский писатель И. А. Гончаров утверждал, что язык представляет собой не просто речь как набор слов и фраз, а настоящее отражение образа мыслей человека, его души. С его высказыванием трудно не согласиться, ведь, действительно, речь может многое рассказать о самой личности, продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту. Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.
    О человеке можно судить и по словам, которые он использует, и по манере речи. Вежливые спокойные интонации или крикливо-раздражительный тон покажут все особенности воспитания, а наличие в речи бранных или сорных слов ясно скажут об уровне внутренней культуры. Однако со временем речь может меняться. Когда человек взрослеет, из его словаря исчезают жаргонные слова, просторечия, совершенствуется грамматический строй.
    Доказательства того, что язык отражает внутреннее состояние человека, можно найти в предложенном для анализа тексте А. Лиханова. Восклицание Толика: «Что же ты наделал, юный натуралист!» в предложении 49 ясно говорит о том, насколько мальчик переживает за своего друга, и вместе с тем уважает его за совершенный поступок. Сам Толик чувствует, что в эту минуту друг словно стал взрослее, обогнал его в чем-то.
    Слова могут все рассказать и о душе более взрослого человека. Отец Толика бросается к горящему зданию с криком: «Там мальчик!» Это чужой для него человек, но он не может оставить ребенка в беде и бежит ему помогать. Эмоциональная, взволнованная речь подчеркивает отзывчивость и стремление откликнуться на чужое горе. Так простая короткая фраза, сказанная в опасную минуту, вмиг полностью раскрывает нам образ мыслей этого героя.
    Таким образом, И. А. Гончаров полностью прав, и по речи действительно можно судить о внутреннем состоянии человеческой души.

  3. Вариант 1
    Писатель И.А. Гончаров был уверен: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего чело­века, всех сил, умственных и нравственных».
    Действительно, наша речь способна многое рассказать о нас.
    В рассказе А. Драбкиной образ девочки, мечтающей танцевать, раскрывается с помощью ее речи: острое желание стать танцовщицей передает двойное отрицание «не могу не танцевать» (предл. 22), а восхищение талантом состоявшей­ся артистки находит отражение в эпитете «здорово танцуе- те» (предл. 26).
    Таким образом, речь девочки раскрывает ее внутренний мир, подчеркивает целеустремленность и эмоциональность героини.
    ^Утверждение И.А. Гончарова справедливо.
    Вариант 2
    Прав ли был писатель И.А. Гончаров, считавший, что «язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравствен­ных»? Ведь это означает, что речь каждого из нас служит средством нашей же характеристики.
    Попробуем найти доказательства данному утверждению в тексте А. Драбкиной.
    Известная артистка, узнавшая себя в маленькой девочке из зрительного зала, хочет помочь ей достичь цели и под­бадривает героиню. Повтор «я всегда хотела танцевать» в предложениях 27 и 57 говорит о том, что балерина понима­ет: у девочки для реализации мечты нет ничего, кроме же­лания, и артистка убеждает ее, что это и есть самое главное.
    Кроме того, побудительное предложение 23 в речи из­вестной танцовщицы помогает девочке поверить, что и она, если захочет, сможет танцевать.
    Артистка в своей речи открывается нам как сопережи­вающий, добрый человек, способный убедить другого в том, что любая мечта осуществима.
    Действительно, слова И.А. Гончарова верны.
    Вариант 3
    Русский писатель И.А. Гончаров считал: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего чело­века, всех сил, умственных и нравственных».
    Я понимаю это высказывание следующим образом: наша речь может открыть собеседнику весь наш внутренний мир.
    Докажем это на примерах из текста А. Драбкиной. За­ветная мечта девочки, не принятой в кружок, передается повтором «хочу танцевать» в предложениях 10, 58. Она не просто хочет танцевать — это все, о чем мечтает героиня. Ее стремление стать балериной находит поддержку у из­вестной артистки, которая прониклась желанием малень­кой поклонницы и хочет ей помочь. Спокойная уверен­ность танцовщицы в том, что у девочки все получится, передается простыми предложениями 20, 23, 28, 55.
    Приведенные примеры доказывают истинность высказы­вания И.А. Гончарова.
    Текст для работы
    (1)3наменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. (2)Ее попросили станцевать. (З)Она закружилась, заколдовала, лицо ее стало прекрасным. (4)Ребята смотрели на нее, раскрыв рты…
    (5)В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех.
    (7)  Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слезы.
    (8) Что-то настолько знакомое почудилось артистке в ли­це девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и пони­мала, что неприлично рассматривать человека, собравшегося плакать. (9)Потом стали приходить записки с разными во­просами. (10)На одну записку («Я хочу танцевать, но меня не приняли в кружок. И еще я некрасивая. Что делать?») артистка не ответила.
    (П)Балерине не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку: лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей зна­комым, было таким ожидающим!
    (12) Артистка сказала:
    (13) — Тут есть еще одна записка от девочки. (14)Пусть она подойдет ко мне потом.
    (15) Сказав      это, артистка поняла, что не ошиблась и со­вершенно верно угадала, кто написал записку, — так засве­тилось лицо зрительницы с первого ряда.
    (16) Девочка догнала ее на улице.
    (17) — Это я написала записку, — сказала она.
    (18) — Я знаю. Я видела твое лицо.
    (19) — И вы заметили, что я некрасивая?
    (20) — Это тебе кажется.
    (21) — Я хочу танцевать, а меня не берут. (22)Говорят, что я не гожусь, а я не могу не танцевать.
    (23) — Так и танцуй себе на здоровье.
    (24) — Но меня не принимают!
    (25) — Меня тоже не принимали, — сказала артистка.
    (26) — Так как же вы теперь так здорово танцуете?
    (27) — Я всегда хотела танцевать. (28)Потому что это главное. (29)Пойдем ко мне в гости?
    (30)Артистка готовила обед и думала о девочке, которая тоже хочет танцевать. (31)Где она видела это лицо? (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок. (ЗЗ)Зойка (так ее звали в детстве) танцевала дома в одиноче­стве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протанцевала какую-то польку. (Зб)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. (Зб)Это было очень больно, Зойка закусила губу, но все-таки заплакала. (37)Ее не приняли.
    (38) В  кружке при Доме культуры балетмейстер тоже сказал, что с такими слабыми ногами танцевать нельзя, но нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях.
    (39) Приходя домой, Зойка становилась у зеркала и ко­мандовала сама себе:
    (40) — Первая позиция! Руки!
    (41) Коленки не подчинялись. (42)Руки с нелепо расто­пыренными пальцами гребли воздух.
    (43)Тогда она заводила современную музыку и танцевала как умела. (44)Потом Зойка поступила в драматический кружок, где танцевала, как ей хотелось. (45)Наконец ее приняли в театральный институт, потому что она твердо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые ее экзаменовали, наверное, почувствова­ли это…
    (47) Артистка  приготовила обед и вошла в гостиную.
    (48) Девочка-гостья          под музыку летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. (49)И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо.
    (50)0на вынула старый альбом и нашла то, что искала. (51)Артистка смотрела то на фотографию, то на смущенно застывшую девочку.
    (52) — Взгляни! — сказала она.
    (53) Девочка  заглянула в альбом и попятилась.
    (54) — Кто это? — прошептала она.
    (55) — Это я в твоем возрасте.
    (56) — Но как же вы стали такой красивой?
    (57) — Я всегда хотела танцевать, вот и все.
    (58) — Я тоже хочу танцевать!
    (59) Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (бО)Девочка была очень похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то должен был ей помочь…
    (61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кружилась. (63)И золотые листья вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. (65)Это было невозможное счастье.
    (По А. Драбкиной)

  4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Нельзя не согласиться с высказыванием русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Чтобы подтвердить его правоту, обратимся к прочитанному отрывку из произведения А. А. Лиханова.
    Используя богатейший потенциал русского языка, писатель сумел полностью раскрыть характеры главных героев. Например, в предложении 13 используется устойчивое словосочетание «несся сломя голову». Этот фразеологизм не только вносит в описание ситуации особое эмоциональное напряжение, но и позволяет нам сделать некоторые выводы о внутренних качествах Толика. Мы понимаем, что он храбр, решителен, неравнодушен к ближнему.
    В качестве второго примера могу привести предложение 49. Обращение Толика к Темке («юный натуралист») одновременно указывает нам как на волнение мальчика и глубокое потрясение от пережитого напряжения, так и на его любовь к товарищу, восхищение его поступком и даже некоторую злость и обиду за проявленное им безрассудство.
    Таким образом, мы убеждаемся в том, что язык является не только средством общения, но и уникальным средством раскрытия и понимания человеческого характера.
    Даша ( с Форума)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *