Сочинение рассуждение на тему зачем нужна литература в школе

5 вариантов

  1. Сочинение на тему: « Зачем изучать литературу?»
    Я думаю, что этот вопрос очень важен в нынешнее время и требует рассмотрения. Ведь сейчас дети не любят читать и порой предпочитают книге игру на компьютере.
    Так зачем же изучать литературу? Зачем читать? Такие вопросы задают дети. Я считаю, что читать нужно и это полезно, ведь читая, мы повышаем уровень своих знаний, узнаем что-то новое, пополняем свой лексикон. Изучать литературу в школе и в ВУЗах важно. Я думаю, что литература нужна особенно представителям моей профессии, на которую я учусь- воспитателю детского сада. Ведь именно мы формируем детские души, даем им знания о том, что хорошо, а что плохо. Мы читаем детям различные сказки и художественные произведения, и мы обязаны дать детям правильное впечатление о литературе, мы должны дать им понять то, что читать полезно и интересно.
    Более того, нашу, русскую литературу изучать еще более важно, чем литературу зарубежную. Именно в нашей литературе выражена вся душа русского человека. Наши поэты и писатели ссылались в Сибирь, умирали, но писали и писали. Ими создано много прекрасных произведений, многие из них переведены на другие языки мира.
    Я считаю, что литературу изучать нужно для того, чтобы совершенствовать себя духовно, чтобы отдать дань великим писателям и поэтам, драматургам и прозаикам-всем тем, кто писал для нас, потомков их времени, людей совершенно другого нрава и времени.

  2. 1 место
    Зачем нужна литература в современном мире, и нужна ли она вообще? Подумаем и попробуем ответить на поставленный вопрос.
    Прежде всего, литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Именно на уроках литературы мы читаем книги, художественные произведения. Где как не на уроках литературы мы можем узнать что-то новое об авторе какой-нибудь книги? Ведь прежде чем приступить к изучению произведения, мы читаем и обсуждаем биографию его творца: узнаем о его жизни, взглядах на мир.
    Литература очень важна для человека. Во-первых, она приучает нас любить читать. Надо развивать любовь к чтению. Во-вторых, читая книгу, мы запоминаем слова и их написание, речь становится более яркой и красочной. Вольтер так говорил об этом: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». «Чтение – вот лучшее учение», – так считал А.С. Пушкин. В-третьих, читая ту или иную книгу, мы развиваем воображение. Да-да, именно воображение! Когда мы смотрим какой-нибудь фильм, нам подается «все готовое», а читая книгу, мы рассуждаем и представляем все сами. Немного воображения… и человек может попасть на рыцарский турнир, на дно океана, даже в космос – можно попасть хоть куда, потому что мечтания нельзя ограничить. Как утверждал Д. Мартин: «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, проживает только одну».
    Вспомним, что еще говорили выдающиеся философы и писатели разных времен о книгах и чтении. «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела» – это мысли Д. Аддисона. Действительно, если человек не занимается спортом, его тело становится слабым, легко уязвимым, он не может дать отпор в трудной ситуации. Если человек не читает, не тренирует свой ум, он перестает логически мыслить, становится неинтересным собеседником. В словесной дуэли такой человек точно не станет победителем. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – замечал Д. Дидро. «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор», – предсказывал Ф. Жанлис. «Тем больше читаешь, тем меньше подражаешь», – говорил Жюль Ренар. Объединяя эти три высказывания, можно сделать следующий вывод: человеком необразованным и неграмотным легко манипулировать.
    Литература помогает человеку стать образованным, умным, великодушным, всесторонне развитым, добрым, порядочным, – то есть Человеком с большой буквы.
    Фисенко Ксения, 8Б
    2 место
    Для чего нужно изучать литературу? Ответ на этот вопрос можно искать очень долго, но к однозначному выводу так и не прийти. Кто-то считает, что изучение литературы необходимо для личного образования, для кого-то это досуг, кому-то это необходимо для создания модели поведения в определенных ситуациях. Но если посмотреть глубже?
    Из художественных книг мы узнаем историю Родины, других стран, страницы жизни великих людей. А что было бы без литературы? «Есть же история!» – возразите вы. И будете правы. Но история – это даты и события, а литература – это тончайшее и красивейшее их описание. Это рассказ о жизни простых людей, повествование о том, что они чувствовали в конкретный период времени, будь то война или праздник.
    В литературе мы можем отыскать все: и знания, и опыт чужой жизни. В ней можно найти ответы на многие интересующие нас вопросы. Заставляя сопереживать героям, произведения делают нас эмоционально более чуткими. Литература также помогает развивать нашу речь, делает ее более красивой, позволяет в нескольких словах передать нужный смысл. Разве интересно общаться с человеком, речь которого бедна, да и кругозор оставляет желать лучшего? Культурный человек, читающий художественные книги, постоянно обогащает свой словарный запас, речь его становится не только правильной, но и выразительной.
    «Великий и могучий русский язык», – с этим трудно не согласиться. Для нас есть все богатство русского языка, все произведения литературы. Чтобы стать грамотными людьми, нужно читать произведения классиков. Только у А.С. Пушкина словарный запас составлял более 20.000 слов!!! А сколько было у нас писателей и поэтов, чьи произведения вошли в мировую литературу!
    Литература – это часть интеллектуального наследия человечества, которое не должно пропасть.
    Кольева Е., 8Б
    3 место
    Зачем нужна литература? А действительно! Многие скажут, что она не нужна, что литература как предмет бессмысленна и лишь убивает мысли лишним мусором. Только вот незадача! Мысли как раз и формируются на основе литературы. Знаете поговорку «Мы то, что мы едим». Я позволю себе ее перефразировать: «Мы то, что мы читаем». Мысли формируются на основе литературы, а они в свою очередь характеризуют нас, рассказывают о нас. В мире существует такое многообразие языков, а все для чего? Просто чтобы бессмысленно говорить слова? Нет! С помощью языка мы можем выразить все наши чувства, поведать о наших размышлениях. С помощью языка мы можем передавать свой опыт другим людям. А с помощью литературы мы можем привести наглядный пример, смоделировать жизненную ситуацию, в которой, по мнению автора, стоит поступить так и никак иначе.
    Литература нужна. Это мое мнение, и никто его не изменит. Как без литературы понять человека? А народ? Целый мир! Только так можно увидеть, услышать, представить себе истинный мир человека, понять все его проблемы и переживания.
    Литераторы, писатели – великие выдумщики и фантазеры. Благодаря их мыслям и их воображению у нас есть машины, телевизоры, самолеты, подводные лодки, ведь когда-то это изобразил их в своих романах писатель-француз Жюль Верн. Без его книг не было бы этого сейчас. Он придумал, а уже по его описанию ученые, физики, химики создали эти механизмы.
    Литература наравне с другими науками может сделать человека известным (да, некоторые гонятся за славой), но литература не упростит жизнь человека, напротив, она заставит подумать о жизни, о мире, о человечестве и, может быть, даже поможет что-либо осознать.
    Литература нужна, безусловно. Это невозможно оспорить. Что бы ни говорили лодыри и бездельники, не видящие сути искусства, это не заставит меня изменить свои мысли, свое видение мира, Вселенной, сформировавшиеся благодаря книгам.
    Зыкова Ульяна, 8Б
    3 место
    Зачем нужно изучать литературу? Вопрос был и остается актуальным. Мнения людей не сходятся на однозначном ответе. С какой целью нужно изучать литературу? Что она нам может дать? По моему мнению, изучать литературу – значит проявлять умение ценить чувства, переживания, силы тех, кто стал создателем художественных произведений, демонстрировать уважение не только к автору, но и к истории своих предков, которые в литературе рассказали для своих потомков о радостях и неудачах, разочарованиях и прозрениях. Такое не должно быть забыто. Как говорил великий А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
    А что же история? Разве она не может дать нам того же, что и литература? Возможность читателя прожить, прочувствовать жизнь героев произведения, извлечь из прочитанного уроки, сформировать на основе узнанного собственную точку зрения, получить неограниченные возможности учиться самому мыслить, анализировать, делать выводы, отличать истинное от ложного – вот далеко не полный список того, что может дать человеку литература.
    История как наука не ставит перед собой цели передать чувства тех людей, которые жили в те или иные времена, ее задача – представить факты, события, даты. К примеру, замечательное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»…. История не смогла бы так точно передать эмоции реальных героев, участников великих событий 1812 года.
    Литература – это целый мир, который на протяжении многих веков остается необходимым для человека. Читайте обязательно! Читайте книги! Ведь в них вся мудрость, любовь, страдания народа.
    Ногина Александра, 8Б

  3. 2. Чтение и анализ текста.
    Сегодня мы познакомимся с мнением по данной проблеме писателя, доктора филологических наук Валентина Семеновича
    Непомнящего.
    Во время чтения текста вы можете делать на полях какие-либо пометки.
    Чтение текста
    Какой теме посвящён текст? (Автор рассуждает о роли литературы в жизни общества.)
    Сформулируйте основные проблемы, которые рассматриваются автором.
    Зачем нужна литература в школе? В чем состоит смысл преподавания литературы в школе?(1 проблема сформулирована в названии ; 2 проблема – предл.10,11)
    Возьмите лист с заданиями
    Можете обсудить вариант ответа с соседом по парте
    1. Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?
    Феномен &#171русских мозгов&#187 объясняется в известной мере широким гуманитарным
    образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
    Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.
    Основное назначение литературы &#151 быть источником информации, &#171Евгений Онегин&#187 в школе &#151 это прежде всего
    &#171энциклопедия русской жизни&#187.
    Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими.
    2. В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?
    В том, чтобы развить творческие способности школьников.
    Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в
    других странах.
    Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
    Сформировать у школьников систему нравственных ценностей &#151 основу национального самосознания.
    3. Определите стиль и тип речи текста:
    научно-популярный стиль, повествование
    художественный стиль, описание
    публицистический стиль, рассуждение
    научный стиль, рассуждение
    4.Давайте докажем, что данный текст представляет собой образец публицистического стиля.
    Какова цель(задача) текстов данного стиля? Передача общественно значимой информации с одновременным
    воздействием на читателя. Убеждением его в том, что изучение литературы и чтение книг необходимы. К чему призывает
    Непомнящий? Читать.
    Какова может быть сфера употребления данного текста? Может использоваться в газете, журнале.
    Какие стилевые черты присущи этому тексту? Образность, эмоциональность, логичность, конкретность, общедоступность,
    оценочность. Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением частей
    высказывания. Докажите, что данные стилевые черты присутствуют в тексте.
    Давайте посмотрим, какие языковые особенности, характерные для текстов публицистического стиля, присутствуют
    в данном тексте:
    Какое языковое средство и с какой целью использует автор в названии текста в предложениях 1,2,3? (Вопросительные
    предложения; привлечь внимание читателя, заставить задуматься над поставленными вопросами.)
    Обратите внимание на предложения 8 и 15 (восклицательные предложения способствуют в данном тексте, как и вопросительные,
    созданию таких стилевых особенностей, как эмоциональность, страстность, также содействуют реализации цели публицистического
    текста: привлечь внимание к информации, внушить определенные взгляды).
    В предложениях 15-16 найдите контекстуальные антонимы. Почему автор противопоставляет два близких по смыслу слова?
    Из толкового словаря:
    Население &#151 жители какого-нибудь места (страны, города).
    Народ &#151 1. Население государства. 2. То же, что нация.
    Нация &#151 исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории,
    экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
    Из словаря синонимов:
    Народ, народность, нация, национальность, раса, племя. Обратите внимание на то, что слова население нет в данном
    синонимическом ряду.
    Из-за чего же переживает В. Непомнящий?
    Автор беспокоится из-за того, что мы перестанем быть народом, нацией, а станем всего лишь населением.
    3. Автор еще раз концентрирует наше внимание на важной для него мысли:

    народ без литературы теряет национальную значимость.

    Прочитайте предложения 14,15 .Какой прием использовал автор? (Эпифора, один из видов лексического повтора.
    (&#171…Мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там народ!&#187)
    4. Каких ученых вспоминает автор? Что вы знаете об Эйнштейне и Королеве.
    Альберт Эйнштейн
    14 марта 1879, Ульм, Германская империя &#151 18 апреля 1955, Принстон, США &#151 один из
    основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.
    Эйнштейн &#151 автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки,
    публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий. Активно выступал против войны, против применения
    ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.

    Сергей Павлович Королёв
    30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир &#151 14 января 1966, Москва &#151 советский
    учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Основатель практической
    космонавтики. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в
    истории человечества, космической эре. Сергей Королёв &#151 создатель советского стратегического ракетного оружия средней
    и межконтинентальной дальности.
    Почему автор вспоминает именно этих людей? Ведь это серьезные ученые, которые занимались точными, а не гуманитарными
    науками.
    Достоевский учит думать. Этому же учит и математика. В чем тогда смысл этой фразы, чему, в отличие от литературы,
    в силу своей специфики как предмета, не учит математика? (Литература учит быть нравственным, дает представление о
    жизни в целом.)

    5. Какой прием использует автор в предложении 6? (Цитирование. К этому приему часто прибегают авторы публицистических
    текстов для придания еще большей убедительности своим мыслям.)
    6.Прочитаем 9 предложение. С чем сравнивает русскую литературу В.Непомнящий? (&#171Русская литература &#151 противоядие пошлости
    и нравственному уродству&#187.)
    Для чего используется противоядие? (Останавливает стремительное развитие смертельной болезни.)
    Как вы понимаете смысл слов &#171нравственное уродство&#187?
    Прочитайте 5 задание (см. лист с заданиями).
    7. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах? Напишите порядковые номера этих средств.
    Обратите внимание на то, что перечислены те языковые средства, которые характерны для текстов публицистического стиля:

    1. экспрессивный повтор
    2. ряды однородных членов
    3. развернутые сравнения
    4. газетно-публицистическая фразеология
    5. разговорные синтаксические конструкции
    Приведите примеры:
    1. экспрессивный повтор (1,2 предложение)
    2. ряды однородных членов (6,7)
    3. разговорные синтаксические конструкции (6,8)
    4. газетно-публицистическая фразеология (5, феномен &#171русских мозгов&#187)
    Как вы понимаете этот фразеологизм? Вспомните &#171Умом Россию не понять…!&#187)
    Феномен &#151 (от греч. phainomenon &#151 являющееся) &#151 необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.
    Дать определение слову &#171этнобиологический&#187.
    Этно &#151 (греч.народ) &#151 первая часть сложных слов, означающая &#171относящийся к народу, этносам&#187.
    Этнобиология &#151 это наука об отношении между людьми и окружающей средой.
    8.Прочитайте и выполните 4 и 6 задания(см.).
    Какое из предложений 7 &#151 12 связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора? (11)
    Обратите внимание на то, что и средства связи характерны для публицистического стиля.
    В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?
    1) 1 и 2 &#8194 &#8194 2) 5 и 6 &#8194 &#8194 3) 7 и 8 &#8194 &#8194 4) 9 и 10
    9.А теперь обратимся к типу речи и докажем, что именно данный тип речи представлен в тексте. Как строится классическое
    рассуждение?

    Возьмем листы, на которых напечатан шаблон для кластера, и начнем их заполнять.
    Запишем основной вопрос, поднятый в тексте.(Зачем нужна литература в школе?)
    Аргументируем и оформим в кластере.
    1. Без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
    2. Русская литература помогла нам выстоять и победить в войне.
    3. Противоядие пошлости и нравственному уродству.
    4. Условие существования нашего народа, вопрос национальной безопасности.
    Сделаем вывод.(Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.)
    Итак,
    В. Непомнящий считает, что гуманитарное образование, и именно литература, формирует у человека собственную
    систему ценностей, приобщает к культуре.
    1) Настоящая литература воспитывает людей, формирует их вкусы, нравственные
    предпочтения, под ее влиянием складывается &#171лицо&#187 нации, национальное самосознание,
    2) Преподавание литературы в школе необходимо из-за ее гуманитарного влияния на подрастающее поколение именно в том
    возрасте, когда формируется система нравственных ценностей.
    Стадия рефлексии
    Скажите, из тех произведений, которые мы изучали в 10-11 классе, какое вам запомнилось больше всего? Почему?
    Как вы считаете, актуальны ли в век информационных технологий, как часто называют наше время, размышления автора?

    Слово учителя.
    Мне кажется, что автор во многом прав, потому что литература действительно в первую очередь влияет на разум и сердце,
    заставляет думать, а думать тоже надо уметь. Вспомните объявления, которые мы часто видим:
    &#171Отдам котят в хорошие руки…&#187
    Так же и книга должна попасть в хорошие руки.
    Текст В. Непомнящего является своеобразным напоминанием о вечных духовных ценностях. Вспомните сериал &#171Школа&#187:
    мне обидно не только из-за того, какими показали в сериале учителей, но и за то, какими представлены дети. Ведь не
    только учителя зачастую выглядят непрофессионалами в сериале, но и ученики не вызывают симпатий. Страшно за общество,
    в котором молодое поколение деградирует.
    Действительно, В. Непомнящий в небольшом тексте смог поставить много проблем, над которыми стоит задуматься каждому. И мы
    тоже будем еще возвращаться на уроках к обсуждению подобных вопросов.
    А сейчас вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
    необходимо ли чтение художественной литературы в наше время?

    Согласитесь, что аргументы за явно перевешивают аргументы против.
    Я вам предлагаю еще несколько цитат для дальнейших размышлений над проблемой, поставленной сегодня на уроке. (Цитаты
    выборочно записываются в тетради.)
    1. Если с друзьями, просматривая сокровища древних мужей, которые они оставили нам в своих сочинениях, встретим
    что-либо хорошее и заимствуем, то считаем это великой прибылью для себя.
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194(Сократ)
    2. Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации.
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 (Стендаль)
    3. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его
    библиотеку.
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 (Л. Блан)
    4. Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите,
    что знаете еще очень мало.
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194(Вольтер)
    5. Чтобы оценить прекрасные литературные произведения, нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и
    известное напряжение ума…
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194
    &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194 &#8194(Оноре Бальзак)
    Завершить урок я хочу словами А.П.Чехова: &#171Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение
    для настоящей и будущей жизни&#187.
    Отметки за урок
    Домашнее задание
    1)Подумайте о том, какие еще проблемные вопросы по поставленной теме мы могли бы обсудить на следующих уроках и
    сформулируйте их.
    2)Заполните кластер до конца, приведите свои аргументы по поднятой проблеме, не забудьте о том, что один из аргументов
    должен быть из художественной литературы.
    Приложения
    Зачем нужна литература в школе?
    &#8194 &#8194(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого
    гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система
    образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
    &#8194 &#8194(5)Я все время повторяю, что феномен &#171русских мозгов&#187 не этнобиологический, что своим существованием он обязан
    еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том,
    что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то &#151 не помню кто &#151 сказал: не будь у нас преподавания
    литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
    &#8194 &#8194(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: &#171Жди меня&#187 Симонова, &#171В землянке&#187
    Суркова, тот же &#171Теркин&#187… (8)А Седьмая симфония Шостаковича &#151 она же помогла выстоять Ленинграду!
    &#8194 &#8194(9)Русская литература &#151 это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы
    преподавание литературы превращалось в &#171информацию&#187, чтобы &#171Евгений Онегин&#187 рассматривался только как &#171энциклопедия
    русской жизни&#187. (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в
    свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего
    должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
    &#8194 &#8194(13)Полная жизнь русской классики в школе &#151 это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как
    принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая &#171Онегина&#187, не зная &#171Преступления и наказания&#187,
    &#171Обломова&#187, &#171Тихого Дона&#187, мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там &#171народ&#187! (16)Нас и так уже иначе как
    &#171населением&#187 не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя…
    (В.Непомнящий)
    Основные особенности публицистического стиля.
    1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения;
    используется в газетах, журналах.
    2. Цель речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя,
    слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам,
    действиям.
    3. Стилевые черты: образность, достоверность, логичность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность,
    призывность, точность фактов, страстность, общедоступность.
    4. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь,
    выступлении по радио, телевидению, на собрании, доклад.
    5. Языковые средства:
    общественно-политическая лексика; использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики,
    культуры, психологии и др.
    эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
    побудительные и вопросительные предложения;
    риторические вопросы;
    распространенные обращения;
    вводные слова, причастные и деепричастные обороты, использование осложнённых предложений, сложные синтаксические
    конструкции, частое использование глаголов-сказуемых в форме повелительного наклонения, возвратных глаголов;
    использование существительных родительного падежа в роли несогласованного определения (голос мира);
    цитаты;
    разговорные и просторечные слова;
    языковые средства юмора, сатиры, иронии;
    пословицы, поговорки.
    1. Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?
    Феномен &#171русских мозгов&#187 объясняется в известной мере широким гуманитарным
    образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
    Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.
    Основное назначение литературы &#151 быть источником информации, &#171Евгений Онегин&#187 в школе &#151 это прежде всего
    &#171энциклопедия русской жизни&#187.
    Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими.
    2. В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?
    В том, чтобы развить творческие способности школьников.
    Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в
    других странах.
    Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
    Сформировать у школьников систему нравственных ценностей &#151 основу национального самосознания.
    3.Определите стиль и тип речи текста:
    научно-популярный стиль, повествование
    художественный стиль, описание
    публицистический стиль, рассуждение
    научный стиль, рассуждение
    4. Какое из предложений 7 &#151 12 связано с предыдущим с помощью частицы и
    лексического повтора?

    5. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в
    первых трёх абзацах? Напишите порядковые номера этих средств.

    экспрессивный повтор
    ряды однородных членов
    развернутые сравнения
    газетно-публицистическая фразеология
    разговорные синтаксические конструкции
    6.В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?
    1) 1 и 2 &#8194 &#8194 &#8194 2) 5 и 6 &#8194 &#8194 &#8194 3) 7 и 8 &#8194 &#8194 &#8194 4) 9 и 10

  4. Продолжая тему образования, должна сказать, что сейчас у нас оно находится в непрерывном кризисе идентичности, которому конца-краю не видно. Вот такое недавно пришло сообщение: “Президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая высказала мнение, что роман Льва Толстого “Война и мир”, а также некоторые произведения Федора Достоевского можно было бы исключить из школьной программы.
    “Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы „Войну и мир“ Л.Толстого, также как и некоторые романы Ф.Достоевского, нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины”, — заявила она в интервью АГН “Москва”.
    Кстати, какие произведения Достоевского нынче значатся в школьной программе? Мы проходили только “Преступление и наказание”, да и дочка говорит, что они ничего сверх этого не изучали. Впрочем, не буду цепляться к мелочам. Есть вещи и поважнее.
    У меня есть сильное подозрение, что никто не понимает, зачем в школе изучают литературу. Откуда я это взяла? А вот откуда. Если б понимали, не стали бы каждый год мусолить вечнозелёную проблему, какие произведения изучать, какие не изучать, кто более классик и кого из современников включать в программу. Потому что проблемы такой — нет. Для тех, кто понимает, зачем нужна школьная литература.
    А нужна она для единственной и очень важной цели — научить читать более-менее сложные тексты, которые надо толковать. Собственно, филология когда-то и возникла как искусство толкования старинных, религиозных текстов, недоступных для непосредственного восприятия.
    То, что понятно само по себе, дети сами могут читать. Кстати, “Война и мир” — довольно понятный роман. Историософские рассуждения Толстого тоже вполне постижимы. Но, разумеется, нужны комментарии учителя. Вероятно, существуют хорошо прокомментированные издания для школьников. Когда-то я прочитала “Божественную комедию” в издании для итальянских школьников. И я, иностранка, всё прекрасно поняла. Там толковались все аллюзии, символы — и всё стало ясно. Именно разбирать, вникать в текст, извлекать из него идеи и знания — для этого нужны уроки литературы. Никакой иной пользы в них нет.
    А коли так, то скажу ужасную вещь. Довольно безразлично, какие именно произведения изучать. Важно, чтобы они были литературно качественные и чтобы учитель сам их понимал. Если набор этих произведений живёт долго, то нарабатывается практика толкования.

  5. Сочинение!!!Зачем нужна литература в школе?
    (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6)Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!(9)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
    (13)Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.
    (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют.
    (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя…
    (В. Непомнящий)
    9 лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *