Сочинение рассуждение на тему заговори чтобы я тебя увидел сократ

8 вариантов

  1. Сократ, как известно, был не просто философом, но ещё и прекрасным физиономистом, умеющим определять суть человека по его голосу, а также судить о характере и деловых возможностях собеседника по его умению грамотно строить речь, показывать себя, представлять свое Я. Потому он и просил каждого, кто хотел с ним познакомиться: «Заговори со мной…»! Сегодня, с полным на то основанием можно сказать, что античные встречи и беседы Сократа стали, своего рода, предтечей современных собеседований, исповедующих все то же сократовское мерило: «Каков человек, такова и его речь”
    Именно поэтому, приходя на собеседование в немецкую компанию и открывая рот, помните о том, что любое отступление от норм литературного произношения воспринимается собеседником как признак недостаточной культуры или отсутствия образования у говорящего.
    Само слово «со-бе-се-до-ва-ние»! – подразумевает энергию противостояния по принципу «спрашивайте (смотрю на вас) – отвечаю (смотрите, какой я есть)»… Так и хочется в нем поставить два ударения, и первое из них – «со». Ведь собеседование- это беседа-контакт,  в которой просто необходимо «себя показать». Кстати, нелишне при этом вспомнить Лелика из кинокомедии Гайдая  с его «Летять утки… Летять у-утки…» – и наш ироничный смех, вызванный  безграмотной речью невежественного советского гангстера, казавшегося этаким весьма недалеким фонвизинским «недорослем». К слову сказать, на вопрос Фонвизина: «Отчего в Европе весьма ограниченный человек в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас (в России) часто преострые люди пишут так бестолково?» – Императрица Екатерина II,будучи немкой по происхождению, но прекрасно освоившей грамматику русского языка, ответила так: «Оттого, что тамо (в Европе), учась слогу, одинако пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет»…
    Народная поговорка –«Язык мой, враг мой»! уже не один век предостерегает нас от речевой несдержанности, ошибок не только болтливого собеседника, но и того, кто не в ладах с фонетикой. Подумать только! – тысячелетиями человек учился произносить звуки, бездну времени потратил на изучение слов, но говорить грамотно учится до сих пор.
    Далеко не каждый может сегодня сказать: «Язык мой – друг мой». А в повседневной жизни нам не стоит забывать, что общение, беседа, любое собеседование – это прежде всего познание личности, того самого образа “я”; и именно правильное произношение характеризует и степень культуры человека, его способность «себя показать».
    Вот почему умение мыслить и четко излагать свою мысль античному философу виделись, что называется, на кончике языка: «Заговори…». Как же прав – на века – философ-стоик, как же нам подчас тяжело воспринимать речь человека, густо сдобренную орфоэпическими ошибками. Это связано с тем, что мы перестаем понимать смысл сказанного. Наше внимание переключается на «неправильность» произношения, говоря словами известного лингвиста и знатока русского языка Д.Э.Розенталя. Несколько лет назад в Московском Государственном Лингвистическом университете был поставлен интересный эксперимент. Филологов, носителей языка, попросили прослушать две записи,  первая из которых содержала прочитанный без единой фонетической, но с некоторыми грамматическими ошибками немецкий текст, а вторая – идеально составленный грамматически и лексически текст, специально прочитанный с ошибками в произношении. Немецкие специалисты не услышали намеренно сделанных грамматических ошибок в первом тексте, зато отметили большое количество подобных во втором. И мне неожиданно подумалось: если слово с легкой руки поэта Владимира Маяковского названо «полководцем человечьей силы», то произношение слова – понятие стратегическое, имеющее далеко идущие последствия.
    Культура речи – это наше владение языковыми нормами. Это – лакмусовая бумажка, по которой можно выверять общую культуру человека. Это – наш «социальный» паспорт. Именно от манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Наша речь способна не только притягивать собеседников, но и отталкивать их. «Коверканье слов» допустимо, на мой взгляд, только в романе-сатире «12 стульев». Именно на его страницах небезызвестный Остап Бендер, хрестоматийный герой-мошенник, спрашивал у своего незадачливого напарника: «Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: “Господа, я не ел шесть дней”? – Мосье,- начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, – мосье, гм, гм… же не, что ли, же не манж па… шесть, как оно: ен, де, труа, катр, сенк… сис… сис… жур. Значит, же не манж па сис жур». – «Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать!» …Комментарии, как говорится, излишни.
    Поверьте, авторитет говорящего на иностранном языке с сильным акцентом снижается, даже если слушающий не захочет в этом признаться. Все силы собеседника уходят на понимание отдельных слов, смысл же сказанного при этом практически полностью ускользает. Красивое, соответствующее нормам произношение, напротив, вызывает уважение со стороны собеседника и облегчает процесс общения.
    В заключение, приведу несколько фраз из дневника великого русского театрального режиссера К.С.Станиславского: «…Чтобы дать какую-то иллюзию своему голосу, банальные чтецы прибегают ко всевозможным голосовым фиоритурам, которые создают ту противную условность, квази–певучую речь и декламацию, от которой хочется бежать. Я ищу естественной музыкальной звучности. Мне надо, чтобы при слове «да» буква «а» пела свою мелодию, а при слове «нет» тоже самое происходило с буквой «е». Я хочу, чтобы в длинном ряде слов одни гласные незаметно переливались в другие и между ними не стукали, а тоже пели согласные, так как и у многих из них есть свои тянущиеся, гортанные, свистящие, жужжащие звуки, которые и составляют их характерную особенность. Вот, когда все эти буквы запоют, – тогда начинается музыка в речи…»
    Мне бы очень хотелось, чтобы мы все почаще слышали в разговорах, беседах и собеседованиях музыку слова, его неповторимое и такое особенное произношение.
    А.Степаненко, канд. фил. наук
    Foto:Shutterstock.com

  2. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ)
    «Люди из бумажки, от лакейства мысли всё это»
    (Ф.М.Достоевский. «Бесы» глава 4)
    Я однажды уже признавался, что с какой-то немыслимой болевой пристальностью я всматриваюсь в те персонажи, которые представляет нам всем телевидение. В «живой» жизни  не всегда разглядишь то, что вдруг обнажится перед всем миром на экране. Особенно на политических шоу, где за говорение с непостижимой сноровкой борются все так называемые эксперты.
    Мне вспомнились слова, которые приписываются Сократу: «Заговори, чтобы я тебя увидел». И вот я слышу и, прежде всего, вижу, КАК человек говорит. И уже понимаешь, с кем ты имел бы дело, столкнись с ним в полемике. Сразу определяешь степень его интеллигентности, воспитанности, психологической уравновешенности. Конечно, поймешь, кому он служит – Богу или Сатане?
    Так случилось, что трансляция одного политического шоу совпала с тем, что я перечитывал четвертую главу из романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Ведущий урезонивал  молодого человека из либеральных кругов России, ярого приверженца современного Запада. Пожалуй, я не точно подобрал слово, назвав западника «приверженцем».
    Его откровенное, ничем не прикрытое лакейство было не только смешным, но и отвратительно-нелепым. Оно, лакейство, приобретало гротескные формы, но молодой либерал буквально вскипал от неистового желания немедленно пасть перед любым иноземным персонажем и лизать ему сапоги. А по виду – русачок. Но он не скрывал своей ненависти к России. Всякой.
    И царско-имперской, и советской, и современной, буржуазной, сляпанной на западный манер. С этих «манер» скопировали конституцию. Все  либеральные нормы,  даже худшие из худших образцы западной культуры, которая и на Западе культурой уже не признается, слямзили тоже оттуда. Однако либеральному русофобу и этого мало.
    Он требует полной покорности, безусловного покаяние русских за все мыслимые и немыслимые прегрешения России за все века её существования.
    Выросшие с детства на самом губительном эгоизме и индивидуализме, когда вошло в их  ущербное сознание, что только они, и только они являются центром внимания и почитания, либералы возненавидели всех, кто перечил им, не давал возможности реализовать их звериное ЭГО. Русское совестливое сознание не могло их принять. Но либералы, вынесенные из широкого русского листа на поля, ставшие маргиналами, не сдаются, получая «печеньки» и поощрения западных посольств.
    Читаю четвертую главу «Бесов» Речь идет о либералах-русофобах:
    — Люди из бумажки; от лакейства мысли всё это, — спокойно заметил Шатов, присев в углу на стуле и упершись обеими ладонями в колени.
    — Ненависть тоже тут есть, — произнес он, помолчав с минуту, — они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива.
    Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся…
    «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить»,  — вычитываю я слова Шатова, одного из персонажей романа «Бесы».
    Смотрю и удивляюсь, зачем этой бесовской своре, лакеям с головы до ног, дают возможность говорить без умолку. И прихожу к выводу, что либералы из власти пытаются уговорить безвластных либералов быть их союзниками.
    Однако безвластные либералы не понимают, что стоящие у власти их единомышленники умело прикрываются лжепатриотическими лозунгами, чтобы народ охмурить. А, в сущности, властные либералы – родня безвластным. Ведь не по словам, а по делам узнаем мы их. Новая, совершенно людоедская, пенсионная реформа списана с западных лекал.
    Замороженное, тихое убийство Донбасса, на который намереваются наши властные либералы прислать «миротворцев» по образцу Косова, это тоже не слова, а дела…
    Так кто из них хуже? Был бы жив И.В. Сталин, он ответил бы ёмко и лаконично: «Оба хуже»
    Они все Смердяковы. Нутро Смердяковаобнажено тоже верно:
    «Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с».
    На вопрос: «а когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».
    Нынешние смердяковы говорят еще свирепее, еще циничнее:
    «Если бы Гитлер победил, мы бы ели сосиски и пили бы баварское пиво». И вот таких русофобов пытаются перевести на свою сторону телеведущие, выполняя установки властных либералов.
    Источник: http://zavtra.ru/blogs/zagovori_chtobi_ya_tebya_uvidel_(sokrat)

    Заговори, чтобы я тебя увидел!

    “Заговори, чтобы я тебя увидел!”.
    Эта знаменитое изречение Сократа отражает всю суть человеческого общения. Мы всегда являемся ораторами, когда говорим, ведь речь – это основа любых коммуникаций: деловые переговоры, личная жизнь, продажи, выступления на публике.
    У окружающих складывается собственное мнение о нас по тому, как мы разговариваем (как бы мы не пытались сбить с толку ярким образом или манерами).
    Поэтому увлекательная, красивая, доходчивая, выразительная речь – самый сильный инструмент воздействия и продвижения нас в нашей жизни.
    Каждый человек может улучшить свою речь и научиться влиять своей личностью и словами на людей. И чем раньше он это сделает, тем легче ему будет жить.
    Он будет знать, как и что говорить в различных ситуациях, уметь производить впечатление, достигать успеха, делать карьеру. Здесь можно узнать о 9 шагах к красивой и правильной речи http://stage4u.
    ru/o-shkole/stati-i-materialy/78-kak-nauchitsya-krasivo-govorit
    В школах и Вузах эти знания и навыки получить невозможно, поэтому курсы риторики и ораторского мастерства несомненно необходимо посетить каждому, кто хочет добиться успеха в жизни. Ведь мало быть умным и квалифицированным специалистом или просто хорошим человеком.
    Необходимо еще уметь хорошо излагать свои мысли. Не секрет, что плохо говорящий сотрудник, у руководства создает впечатление неквалифицированного. Поэтому если вы испытываете стеснительность, волнение, зажимаетесь на сцене или, когда на вас обращают внимание, – бегом на курсы ораторского мастерства.
    Только на них вам помогут справиться с проблемами.
    Чему можно научиться на курсах риторики и ораторского искусства:
    • Основам техники речи. Это дикция, произношение, интонирование, логика речи.
    • Различным речевым приемам и эффективному убеждению, преодолению возражений.
    • Управлению аудиторией и артистизму, привлечению внимания.
    • Энергетической наполненности и яркости при выступлениях.
    • Уверенности в любых ситуациях.
    • Умению четко выражать мысли.
    Научиться всему этому, а также развить красноречие и личное обаяние можно на единственных авторских курсах в Москве от актрисы Марины Зайцевой http://stage4u.ru/nashi-kursy/shkola-ritoriki. Успешная актриса кино и сериалов, и к тому же опытный педагог, поможет раскрыть вам личный потенциал, уверенно чувствовать себя в любых ситуациях и овладеть искусством блестящего рассказчика.
    ^Как установить такие кнопки?^

    Friend me:

    Источник: https://vdohnovenie2.ru/zagovori-chtoby-ya-tebya-uvidel/

    Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ)

    Сочинение по русскому языку.
    Тесную связь между речью человека и его нравственным и культурным уровнем еще в V веке до н. э. заметил Сократ. Древнегреческий философ считал: «Каков человек, такова его и речь». Действительно, речь человека может очень много рассказать о нем: о его культуре, духовном и умственном развитии, воспитании. Каждому из нас необходимо следить за своей речью и постоянно ее развивать.
    Как ни горько это осознавать, но в современной жизни мы замечаем упадок общей культуры людей, а следовательно, и речевой культуры. Наблюдается резкое снижение грамотности и оскудение словарного запаса, особенно в среде молодежи. Происходит это из-за отсутствия у многих желания по-настоящему изучать родной язык, лености ума.
    Засоренную вульгаризмами речь мы можем слышать не только на улице. Даже средства массовой информации допускают использование подобных слов и выражений.
    К сожалению, не является редкостью грубая (порой нецензурная) брань, которая свидетельствует не только об отсутствии культуры, но и неуважении к другим людям.
    Безграмотная, пересыпанная вульгарными словами, она оскорбительна для окружающих, унижает личность того человека, который ее произносит.
    Давайте вспомним речевой портрет Шарикова, персонажа повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
    В том, как он говорит, чувствуется пренебрежение к другим людям, принижение их социально-культурного статуса до своего примитивного уровня: « Все у вас, как на параде…, салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по- настоящему, — это нет».  Фамильярно-разговорный тип речи, использование ненормативной лексики этим персонажем свидетельствует об отсутствии культуры, элементарного представления об этикете.
    Недостаточный интерес к книге — одна из важных причин упадка культуры речи. Ни для кого не секрет, что современное поколение не любит читать, отдает предпочтение не книге, а общению в сети интернет.
    Французский писатель и философ 18 века Вольтер говорил: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить».
    Но прекрасные произведения литературы, на которых училось и воспитывалось не одно поколение людей, мало привлекают нашу молодежь.
    Произведения известных классиков русской литературы являются образцом языковой культуры. Пробуждающие «чувства добрые» творения великого А.С. Пушкина служат примером безукоризненной русской речи. Произведения И.С. Тургенева и И.А.
    Бунина удивляют красотой и благозвучием русского слова. А читая Н.В. Гоголя, мы убеждаемся: чтобы высмеять пороки людей и общества, бывает достаточно выразительного меткого слова.
    Классическая литература помогает совершенствовать речь, учит любить родной язык и бережно к нему относиться.
    Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/zagovori-chtobyi-ya-tebya-uvidel-sokrat/

    Заговори, чтобы я тебя увидел! | Наука будущего

    Немного найдётся в нашем научном мире «проффессоров», которые откровенно пренебрегают языком: или игнорируют запятые, или довольствуются запасом в триста слов
    Тот, кто пишет научные труды, понимает: речь — не просто упаковка мысли, а творческая способность учёного, и что она должна быть развита так же хорошо, как и мышление, интуиция, фантазия, внимание, память. Коммуникативные навыки для исследователя — компонент его профессионализма.
    Тем не менее среднестатистический уровень этих навыков оставляет желать лучшего. Согласимся: язык многих публикаций зачастую весьма далёк от традиционных канонов научного стиля — ясности, логичности, точности, краткости, терминологической определённости.
    …Ещё в 1890 г. А. Чехов в одном из писем отметил: «Наши гг. геологи, ихтиологи, зоологи и проч. ужасно необразованные люди. Пишут таким суконным языком, что не только скучно читать, но даже временами приходится фразы переделывать, чтобы понять. Но зато важности и серьёзности хоть отбавляй.
    В сущности, это свинство». Истекло с тех пор более ста лет, а воз и ныне там. Кто из нас не натыкался на такие, к примеру, перлы: «Ввиду этого дискурсия стала сродни семантике, погружённой в духовно-символическую деятельность и эстетико-культурное творчество модерного субъекта.
    Автономизация изображения фиксировала возрастание условности, избирательности и релятивности художественного мышления, активность обозначающих процессов, субъективность культурного творчества индивида и его экзистенциальную «заанганжированность», а также важность культурного мифотворчества, метафизику духовных устремлений».
    Явление сие называют по-разному: наукообразный или псевдонаучный стиль, схоластическое изложение, птичий язык, а чаще — научный жаргон. В современном фольклоре его даже успели выставить на посмешище.
    Так, по Интернету гуляют шутливые пародии, в которых известные поговорки переводят на научный жаргон: некоторые аспекты поведения человека, напоминающие таковые у определенных домашних животных в условиях нахождения последних на стеблях злаковых растений, высушенных естественным образом. Что это? Ответ: собака на сене.
    Призрачное подобие научного стиля — научный жаргон на самом деле является его подделкой, антиподом, поскольку не имеет ничего общего с его устоявшимися стандартами. На читателя эта словесная алхимия давит излишней усложнённостью, запутанностью, зашифрованностью, а после прочтения нескольких страниц начинает мутиться в голове.
    В глаза сразу бросается терминологическое бескультурье.

  3. ?ЭССЕ на тему: Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ).
    «Заговори, чтобы я тебя увидел» – некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его иречь» – считал Сократ.
    Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь –отражение его внутреннего мира.
    Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: чтоесть и чего – нет.
    Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение.Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценныеминуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро. Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе не только информацию о предмете разговора,обсуждаемой темы, но и о нас самих. Речь раскрывает человека, показывая, насколько он развит, она дает общие темы, открывает путь для дальнейшего общения. Я соглашусь со словами Сократа. Чтобы увидеть человека изнутри ипонять – нужно услышать его речь. Возможно, нам стоит задуматься об этом? Нужно совершенствовать свою речь и следить за тем, что и как мы говорим, ведь речь – это наша визитная карточка, котораяможет рассказать о нас абсолютно все.
    Речь – отражение внутреннего мира, они не дадут ввести собеседника в заблуждение, обмануть его. Считаю, что слова более информативны, чем зрительный образ. Как ни странно,именно слова, которые, как дыхание, выходят изнутри человека, «сообщат» о внутреннем мире человека всё: что есть, чего – нет.
    Нетрудно вспомнить, как создаётся первое…

  4. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ)
    «Люди из бумажки, от лакейства мысли всё это»
    (Ф.М.Достоевский. «Бесы» глава 4)
    Я однажды уже признавался, что с какой-то немыслимой болевой пристальностью я всматриваюсь в те персонажи, которые представляет нам всем телевидение. В «живой» жизни не всегда разглядишь то, что вдруг обнажится перед всем миром на экране. Особенно на политических шоу, где за говорение с непостижимой сноровкой борются все так называемые эксперты.
    Мне вспомнились слова, которые приписываются Сократу: «Заговори, чтобы я тебя увидел». И вот я слышу и, прежде всего, вижу, КАК человек говорит. И уже понимаешь, с кем ты имел бы дело, столкнись с ним в полемике. Сразу определяешь степень его интеллигентности, воспитанности, психологической уравновешенности. Конечно, поймешь, кому он служит – Богу или Сатане?
    Так случилось, что трансляция одного политического шоу совпала с тем, что я перечитывал четвертую главу из романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Ведущий урезонивал молодого человека из либеральных кругов России, ярого приверженца современного Запада. Пожалуй, я не точно подобрал слово, назвав западника «приверженцем». Его откровенное, ничем не прикрытое лакейство было не только смешным, но и отвратительно-нелепым. Оно, лакейство, приобретало гротескные формы, но молодой либерал буквально вскипал от неистового желания немедленно пасть перед любым иноземным персонажем и лизать ему сапоги. А по виду – русачок. Но он не скрывал своей ненависти к России. Всякой. И царско-имперской, и советской, и современной, буржуазной, сляпанной на западный манер. С этих «манер» скопировали конституцию. Все либеральные нормы, даже худшие из худших образцы западной культуры, которая и на Западе культурой уже не признается, слямзили тоже оттуда. Однако либеральному русофобу и этого мало. Он требует полной покорности, безусловного покаяние русских за все мыслимые и немыслимые прегрешения России за все века её существования.
    Выросшие с детства на самом губительном эгоизме и индивидуализме, когда вошло в их ущербное сознание, что только они, и только они являются центром внимания и почитания, либералы возненавидели всех, кто перечил им, не давал возможности реализовать их звериное ЭГО. Русское совестливое сознание не могло их принять. Но либералы, вынесенные из широкого русского листа на поля, ставшие маргиналами, не сдаются, получая «печеньки» и поощрения западных посольств.

  5. Заговори, чтобы я тебя увидел!
    «Заговори, чтобы я тебя увидел» ; некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его и речь» – считал Сократ.
    Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь – отражение его внутреннего мира.
    Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет.
    Тут нужно порассуждать о том, что среди серой массы все люди кажутся одинаковыми. Но стоит человеку заговорить, сразу проявляются его качества, воспитание и т. п. . Именно через разговор люди передают свои эмоции, чувства, переживания. Слышал про то, что разговаривать можно с помощью музыки, искусства.. . Можно продолжить эту тему. Расскажи о том, как разговаривая, мы познаем друг друга и как тяжело тем людям, которые лишены дара речи. Именно ход мыслей, который проявляется во время беседы, выделяет умного человека среди других. Сократ судил о человеке не по его внешнему виду, а по его мыслям, идеям.
    Сколько в жизни бывает ситуаций, когда ты знаешь, что прав на все сто, а доказать — не можешь. Более того, убежденность в правоте и эмоции даже мешают. А ведь не только доказывать, отстаивать, аргументировать, опровергать — просто нормально общаться нас, к сожалению, нигде не учат. Вот и “маємо те, що маємо…”
    Мало кто знает, что знаменитый древнегреческий оратор IV века до н.э. Демосфен, прославившийся своими речами в народном собрании при разборе важнейших политических дел и финансово-экономических вопросов, имел существенные физические недостатки: слабый голос, плохую дикцию, нервное подергивание плеча. По совету своего друга, известного актера Сатира, он начал каждодневную работу по преодолению этих изъянов. Чтобы развить силу голоса, произносил речи на берегу моря, стараясь заглушить волны. Чтобы избавиться от подергивания плеча — так подвешивал к потолку меч, чтобы острие примыкало к телу: только дернешься — больно уколешься. Так Демосфен, по сути, сделал себя другим человеком. Конечно, современники не пользуются подобными садистскими методами, но солидарны в одном: хотят красиво выговаривать слова, витиевато и вычурно изъясняться, писать длинные речи или долго трепать языком на заданную тему. Жаждут они и овладеть искусством убеждать других, заинтересовывать, разрешать споры и просто уговорить любимого человека.
    Зачем говорить красиво? Что говорить? Как говорить? Зачем говорить, а может лучше промолчать? …. Именно этим вопросам мы уделяем внимание на уроках развитие речи, который как нельзя тесно связан с общей концепцией курса «Академия успеха”
    Итак, самое важное-ТРЕНИРОВКА!!!!
    Она может быть как естественной, так и искусственной. Естественная – когда человеку по роду его деятельности, увлечений, или общения приходится много и часто разговаривать, у него формируется обширный словарный запас, он говорит легко и непринуждённо, таких людей (их не очень много) практически невозможно ввести в речевой ступор. Искусственная – это когда ты искусственно увеличиваешь время своего общения, конечно лучше всего с собеседниками, но если их нет, вполне подойдёт, скажем, телевизор. Попытайтесь подражать диктору, говорить такой же речью – это будет получаться далеко не сразу, но помните, что умение подстроиться к собеседнику, под его манеру общения – это первое чему учат будущих гипнотизёров, к тому же у вас существенно пополнится словарный запас неплохой цензурной лексикой. Тренировки проводите всегда вслух, иначе эффект будет минимален. В идеале у вас должна сформироваться ровная мелодичная речь с необходимыми смысловыми паузами и заметными эмоциональными изменениями. Причём такая речь должна сопровождать вас везде и всегда, в любой неожиданной ситуации, скажем знакомство с разными людьми.
    Что делаем мы с ребятами?
    Разговор – это передача информации, и вам необходимо ею обладать. Информация содержится везде, в любом даже самом обычном предмете её столько, что не хватит и суток, чтобы обо всём кратенько так рассказать. Лично мне очень нравится такая игра для тренировки информационной наполненности речи, которая называется «разговор ни о чём». В эту игру очень часто играют студенты философских , иногда журналистских факультетов. Она проста и понятна: собирается несколько студентов в одной комнате, устанавливают лимит, ну скажем 2-5 минут. Затем каждый из них выбирает по очереди себе оппонента и оппоненту предлагает предмет, о котором тот должен говорить пять минут литературным текстом. Поначалу играть чрезвычайно сложно, а ну-ка попробуй поговорить пять минут о стеклянной банке, в письменном выражении это составляет 3-4 страницы печатного текста, не так уж и мало. Но уже через месяц-два лимиты поднимаются до 10, а то и 15 минут. Затем усложняются задания, говорить нужно не просто так, как умеешь, а скажем в стиле русской классической литературы 19 века и.т.д.
    Домашнее задание: спросите своего ребёнка о правилах игры и закрепите : попробуйте устроить домашний батл (сражение,битва,бой)
    Кто победит? Спрошу на уроке.
    Уважаемые родители! Поначалу играть очень сложно: что можно говорить целых две-три минуты о, например, шапке? Студенткой я рассказала о ее форме и степени пушистости, уложившись в несколько секунд, и всё… А мой преподаватель мог рассказывать о той же шапке часами, доводя слушателей до изнеможения. Я чувствовала себя неуклюжей, неуверенной, робела, бледнела и напрягалась, не умея подобрать слов. Но стоит только несколько раз потренироваться, и с каждым разом становится проще! Когда лимит поднимается до 10-15 минут, а задание усложняется, вы заметите, как начнете влюбляться в слова, вы почувствуете их власть. Они наделят вас силой и будут служить вам!
    Философский словарь:
    Рито?рика — Научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
    В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина — как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.
    Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи» , по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia — «науке о правильной речи») , поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.
    Риторика – наука об ораторском искусстве.
    Риторика возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе.
    Классическая риторика включает следующие важнейшие разделы:
    1. Изобретение идейного материала речи:
    а) отыскание выгодной точки зрения и опорного пункта, “статуса для аргументации”;
    б) нахождение доказательства и аргументации при помощи диалектики, к-рой древние называли науку вести спор при помощи логич. доводов, достигшее у софистов особой изощренности;
    в) использование “общих мест” – формально логических “источников” “распространения” аргументации: обобщений и разделений вида и рода, сравнений, контрастов и пр. ;
    г) применение средств эмоционального воздействия в соответствии с тем, какой эффект желателен: энтузиазм или ненависть, страх или надежда и пр. ;
    д) характер нравственного облика оратора, гарантирующий доверие к словам.
    2. Распределение материала речи – ораторский порядок, основанный не на логической или исторической последовательности, а на психологической действенности; общая композиционная схема речи:
    а) вступление (разных видов) ;
    б) повествование, имеющее целью выгодный подбор и размещение фактов,
    в) рассуждение – обоснование своих положений и опровержение противных,
    г) заключение – подведение итогов, агитационный призыв.
    3. Изложение, или стиль речи, забота о котором “необходима вследствие нравственной испорченности слушателей”:
    а) стилевые особенности судебной, общеполитической, торжественной речи;
    б) разделение стилей на “простой”, “умеренный” и “возвышенный” в зависимости от использования “украшений”;
    в) строение периода;
    г) “тропы” (метафора, метонимия, перифраз и пр.) , “фигуры мыслей” (антитеза, градация, коррекция и пр. ) и “словесные фигуры” (риторический вопрос, анафора и пр.) .
    Кроме указанных трех частей в риторику включались вопросы изучения слушателей (у Аристотеля) и вопросы запоминания речи и произнесения (голос, жесты и пр.).
    Софи?стика (от др.-греч. мудрость; софия):СОФИСТИКА — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
    Эри?стика (греч. eristike от греч. eristike techne — искусство спорить) — искусство спора, диспута и полемики, разрабатывавшееся софистами.
    Эристику следует отличать от софистики — в отличие от последней она строится не на ошибках и подменах, а на убеждении других в своей правоте.
    На следующем уроке развития речи, мы закрепим полученные знания и будем говорить о том, КАК ГОВОРИТЬ?
    Учимся вместе с детьми!
    Следите за информацией!

  6. «Заговори, чтоб я тебя увидел».
    Сократ
    Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь – показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли ми задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли мы ошибки в своей речи?» Пытаемся ли их предупредить, потому что ошибка, как беда, не приходит одна. Грамматика тянет за собой стиль, незнание фактов обязательно испортит пунктуацию.
    Считаю одним из самых главных достоинств человека умение видеть и исправлять свои ошибки. Вся наша жизнь – сплошная работа над ошибками. И кто делает эту работу, тот побеждает, а кто не делает, тот совершает одни и те же ошибки вновь и вновь – и проигрывает.
    Проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день. Над ней ломают голову учёные, осваивают новые методики учителя, ищут для своих чад рецепты родители.
    А между тем стоит оглянуться в прошлое, чтобы ещё раз убедить себя и других в том, что знания и грамотность предполагают, прежде всего, кропотливый труд. Вспомним народную мудрость: «Грамоте учат – на всю избу кричат». Наверное, А. С. Пушкин так и не стал бы великим поэтом, если бы не учился в лицее знанию языков, не учился мыслить, творить.
    И о А. С. Грибоедове мы, возможно, ничего не узнали, если бы не честолюбивые мечты матери Настасьи Фёдоровны, связанные с будущностью детей. Она решила не жалеть денег на образование сына, ибо понимала, что если он быстро достигнет высокого положения, будет блистать в свете и их фамилия, и все с завистью начнут говорить о его матери.
    Обширными разносторонними знаниями удивлял своих современников русский писатель И. С. Тургенев. Хорошее домашнее образование помогло ему в пятнадцать лет поступить в Московский университет. А затем он продолжил обучение в Петербургском высшем учебном заведении, после окончания которого совершенствовал свои знания по философии в Германии, в Берлинском университете.
    Тургенев мог стать учёным, его знаний хватило бы на то, что бы получить звание профессора философии.
    А если вспомнить историю обратиться к личностям Петра I и Екатерины II, то можно найти «говорящие» примеры, свидетельствующие об их заботе, внимании, интересе к проблеме грамотности в России.
    Пётр I с большим уважением относился к знаниям и знающим людям. Он сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Он знал несколько языков, говорил по – голландски, понимал французский и немецкий. По архивным источникам, царь в совершенстве освоил четырнадцать специальностей.
    Образование Пётр ставил во главу угла всех реформ. В Москве открывались одна за другой школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Именно с петровских времён пошёл обычай посылать детей учиться за границу. «Прелести» заграничного обучения оборачивались для учащихся тяготами и тоской по дому. И учебный день в России длился по восемь – девять часов. Каникулы были непродолжительны – рождественские праздники зимой да один месяц летом. Учились долго – по десять лет и более.
    Немка по происхождению, Екатерина II (принцесса София Августа Фредерика Анхальт Цербетская) за время своего царствования (34 года!) сделала всё, чтобы её считали русской. Она не только сменила имя, но и хорошо выучила русский язык, хотя некоторые трудности с правописанием у неё всё же остались. В слове из трёх букв она имела обыкновение делать четыре ошибки: вместо «ещё» писала «исчо». Нетрудно представить, каким терпением надо было запастись ей, чтобы выучить русский язык. Но большая целеустремлённость и редкое трудолюбие Екатерины сделали её ум гибким и восприимчивым. Общеизвестно так же, что уже в пятнадцать лет она читала Плутарха, Цицерона, Платона, Вольтера, Монтескье.
    Кроме того, императрица и сама любила блеснуть пером. Двенадцать томов и сочинений содержат интересные автобиографические записки. Несколько пьес, политические памфлеты, статьи на журналах и многочисленные письма, среди которых письма к Вольтеру и Дидро. К чести Екатерины, надо сказать, что она ценила умных людей и приближала их к себе.
    Вспомнив ещё раз о том, как обыкновенные люди благодаря собственным усилиям, стараниям, помощи родителей и учителей стали образованными, я думаю, что есть смысл задуматься об этом и нам. И, может быть, начать дорогу к знаниям с добросовестно выученного домашнего задания.
    Не стоит забывать и о том, что и Юрий Гагарин учил суффиксы, прежде чем полетел в космос, и Пушкин сидел за школьной партой, только потом стал основоположником русского языка, поэтом и писателем.
    Ведь только крепкие знания возводят человека в превосходную степень! А знания неотъемлемы от речи человека.
    Так, какой же должна быть речь современного образованного человека?
    Не ошибусь, если скажу, что речь должна быть правильной, ясной, красивой и уместной. Казалось бы, простые слова, но очень глубокие.

  7. В уходящем 2017 году, когда мир то и дело говорит об инновациях и криптовалютах, а люди уже начали цитировать забавные фразы, которые выдают роботы, кажется неактуальным обращение к мудрости древних философов.
    Но мы, в Proman Ukraine считаем, что, к примеру, Сократ – всегда в тренде. Его изречения не теряют значимости и актуальности во все времена. Особенно в те времена, когда люди делегируют свою обязанность мыслить гаджетам и медиа.
    Предлагаем вам несколько цитат мудрейшего древнегреческого философа.
    Логика счастья
    «Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.»
    Мотивация
    «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!»
    А этот совет подойдет «тренерам личностного роста»
    «Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.»
    Читайте по теме:
    Что подарить на Новый год: топ-5 новых книг о бизнесе и успехе, которые помогут перезарядить карьеру

    О дружбе
    «Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях — без приглашения, сами по себе.»
    Совет мужчинам
    «Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.»
    О здоровье
    «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.»
    Читайте по теме:
    Как нужно мыслить, чтобы создать стартап на миллион: правила жизни Андрея Буренок

    Как себя оценить
    «Хорошо было бы, чтобы человек оценил себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.»
    Сократ против популистов
    «Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.»
    Читайте по теме:
    Билл Гейтс назвал 5 лучших книг, прочитанных им в 2017 году

    Катализаторы характера
    «Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчёркивает.»
    Об интеллекте
    «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
    Классика!
    «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.»
    И напоследок, неожиданный поворот
    «Всё, что человек говорит не из собственного опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня.»

  8. Тема: «Заговори, чтоб я тебя увидел…»
    Цель: формирование умения слышать Другого, воспринимать Другого, направлять внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность.
    Ход урока
    Приветствие.
    Здравствуйте, уважаемые любители риторики, мои верные помощники и единомышленники, и присутствующие гости, многих из вас мы видим уже не первый раз на наших занятиях, надеюсь, с сегодняшнего дня у нас станет ещё больше единомышленников.
    Прежде чем начать урок, мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете, каково ваше душевное состояние? (Слушаем ответы учащихся)
    Цель урока. Сегодня мы попробуем поучиться слушать Другого, общаться с Другим, направляя внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность речи.
    Другой – это не ты, а твой одноклассник, учитель, гости, книги (те, кто говорит с нами из глубины веков, те, кто написал их). (Обращение к эпиграфу, записанному на доске:  «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ)
    Эти слова великого философа ещё раз напоминают нам о важности речи.
    Словарная работа
    Как обычно, начнем нашу работу над словами. Лексика оратора, общее количество слов, которыми он владеет и беспрерывно широко пользуется, чрезвычайно заметны и оказывают влияние на общую тональность речи.
    Дело ведь не только в том, чтобы понимать друг друга, а еще и получать пользу от этого понимания. И не просто пользу, но и удовольствие.
    Наиболее показателен запас слов:
    словарная копилка Эллочки Щукиной насчитывала 30 слов (Ну, Мрак, Жуть…) Здесь имеется в виду всем известный персонаж – жена инженера Щукина из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
    лингвобаза дикарей из людоедского племени мумбо-юмбо составляет 300 слов
    количество слов повседневного обихода (для современного человека) включает 400-500 слов
    активный словарь человека со средним образованием 1500-4000 слов
    лексический объем слов у человека, много читающего, около 8000
    потенциал корифеев словесности, например, у Шекспира, Пушкина соответственно: 12000 и около 20000
    словарные возможности русского языка как такового – до 200000 слов
    – А какая разница между тем, кто знает 30 слов и 12000? И о чем говорит цифра 200000?
    – Теперь смотрим на новые слова. Пополняем свой запас.
    Лингвистика – наука о языке
    Эврика – нашел! Со времен Архимеда.
    Риторика – теория словесного искусства
    Каллиопа – муза красноречия
    Амбивалентный – двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств
    Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два чувства, например, удовольствия и неудовольствия, симпатию и антипатию
    Сегодня мы также продолжаем работу и над логикой речи. Закрепим знания и умения о том, как правильно композиционно строить речь.
    Обратимся к лексике. Работа над словами: композиция, аргументы, факты, тезис.
    На прошлых уроках об этом вам рассказывала я, сегодня меня согласился заменить Жуков А. Внимательно слушаем выступление учащегося. Эта информация важна для последующей работы.
    Теперь перейдем к практической речи. Мы послушаем устное публичное выступление и попытаемся проанализировать его с точки зрения композиции. Обратим внимание на вступление, тезис, аргументы и заключение. (Публичная речь «Зачем нужна риторика?», см. приложение)
    Поговорим об образности речи.
    Слово учителя.
    Люди всегда умели и любили мыслить образно. Мы  живем и действуем в рамках образной культуры. Образы присутствуют повсюду….  Каждый образ – целый мир. Образность сама по себе впечатляет. Дело в том, что природа образа, его сущность требует соотнесения, а это уже дает нам как минимум  двойное насыщение смыслом.
    Образ – это не украшение речи, а необходимый способ передачи мысли. Есть некоторые базовые образы. И заметьте: они не только ярки, эффектны, красивы, не  просто хороши и удивительны, но еще – заманчивы убедительной доказательностью.
    Учащиеся рассказывают об образе моря, тени, самолета, звезды, Луны, дерева, корзины вишен и других. Например, об образе звезд:
    «Мысли философов – как звезды, они не дают света, потому что  слишком      возвышенны». (Френсис Бекон)
    «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам спокойно, не
    торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели». (И. В. Гёте)
    Образность создается за счет украшений. Что есть «украшения» с точки зрения риторики? (заранее подготовленное сообщение учащегося).
    Слушаем наиболее понравившиеся примеры из художественной  литературы, где используются  тропы и фигуры речи (метафора, метонимия, гипербола, оксюморон, анафора, антитеза, градация, риторический вопрос, сравнение и т.д.)
    Например,
    «Все его аргументы бьют мимо цели»            (метафора)
    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Клянусь позором преступленья
    И вечной правды торжеством.                          (анафора)
    М. Ю. Лермонтов
    5. Перейдем к практической части. Слушаем еще одну речь и
    анализируем    ее с точки зрения образности. Речь на тему
    «Берегите наш язык!» (см. приложение).
    6.Одним из ярких украшений речи являются афоризмы –
    краткие  выразительные  изречения.   Афоризм завершает
    мысль подчеркиванием ее основной идеи, раскрытием
    подспудно    зревшего содержания. Афоризм открыт, но и хитёр.
    В нем запрятан урок, который мы, надо думать уже выучили.
    Обратимся к дидактическому материалу, на котором написаны      афоризмы.
    Давайте прочитаем их и выберем  один, который вам понравился больше всех, мотивируем интерес.
    «Афоризмы – едва ли не лучшая   форма для изложения философских суждений».  (Л.Н. Толстой)
    «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной».
    (У. Хэзлитт)
    «Цель ораторского искусства не истина, а убеждение». (Т. Макалей)
    7. Важно, чтобы учащиеся заметили, насколько иногда противоречат
    друг    другу высказывания разных авторов об одном и том же:
    «Опыт – беднейшее средство познания» (Герцен)
    «Только опыт достоверен и непререкаем. Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным» (Иоанн Саркавол)
    «Не может быть красоты в том,  в чем нет мудрости» (Этьен Буле)
    «Красота редко сочетается с мудростью» (Петроний)
    «Я считаю, что человеку свойственно делать врагам зло» (Еврипид)
    «Нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость» (Сократ)
    Как же объяснить то, что великие – ораторы и все те, кого мы так трепетно чтим, умели все переиначивать, выворачивать? А все просто:
    есть закон, по которому всегда возможно (причем всему!) обратное. «Дело в том, что идея и суть мира кругообразны, а коли так, то любая  плоскость – сфера, и мысль обо всем изначально двояка, двойственна, амфиболична, полярна». И пусть теперь никого не смутит то обстоятельство, что все утверждения (даже самые лучшие!) противоположны друг другу. Еще раз возвращаемся к понятию – амбивалентность.
    Итог урока.
    1. Фамилии каких великих людей прозвучали на уроке? (Учащиеся называют Сократа, Гоголя, Герцена, Лермонтова, Архимеда, Ожегова, Л.Н.Толстого и др.)
    Значит, мы сегодня общались не только друг с другом, но и через слово приобщились к миру людей, живущих до нас. Миру тех, кто создавал культуру, тех, кто щедро поделился с нами знаниями о мире и человеке. Мы осваивали культурные достижения прошлого, пытались войти в контекст мировой культуры. Мы стоим на плечах у всего человечества. Благодаря им мы можем идти дальше.
    2. Звучат слова благодарности, с которыми учащиеся обращаются к портретам людей, живших до нас и чьи мысли и изречения прозвучали на уроке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *