Сочинение рассуждение на тему защитник это по тексту беляева

7 вариантов

  1. Этот материал – не готовое сочинение. Это просто черновые материалы к сочинению на тему КТО ТАКОЙ ЗАЩИТНИК?
    Защитник — тот, кто охраняет, оберегает, ограждает от враждебных действий, заступается за кого-нибудь или за что-нибудь.
    Люди защищают мир, чтобы не было войны, защищают природу, сирот, слабых, бедных, угнетённых, защищают свою страну от врагов. В России есть праздник – День защитника Отечества. Любить свою Родину, беречь ее, защищать от врагов – это святая обязанность каждого гражданина. Наши мальчики – будущие защитники Родины.
    Есть в русской истории защитники, которым мы обязаны самим своим существованием. Что защищали наши предки? Они защищали свою землю от врагов, свою свободу. От монголо-татар, от немецких рыцарей, от наполеоновских войск в 1812 году, во время Великой Отечественной войны от фашистско-немецких завоевателей.
    Среди русских защитников – князь Дмитрий Донской, князь Александр Невский, военачальник Александр Суворов, не потерпевший ни одного поражения, спаситель России от Наполеона Михаил Кутузов, Герой Советского Союза маршал Георгий Жуков.
    Дело защиты Родины называли священным. Действительно, защита Отечества – священное дело. А откуда появилось такое убеждение? Перед битвами войска “освящались”. Они как бы прикасались к священным символам Отечества – иконам, знаменам, молитвам. Защита Отечества всегда была почётной обязанностью.
    Былинные богатыри сражались с врагами во имя покоя и благополучия Руси, защищали родную землю от всех, кто посягал на её свободу. Среди былинных героев – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. В повести «Тарас Бульба» писатель Н.В.Гоголь рассказал о том, как запорожцы защищали свою землю и от польских панов, и от татар. Они умирали на поле боя со словами любви к Родине.
    Мужчины защищают честь девушки. В дворянском обществе состоялись дуэли. Например, в повести А.С.Пушкина мы узнали, как Машу Миронову оскорбил Алексей Швабрин, сказав Гриневу, что вместо стихов, которые сочинил Петр, ей нужно подарить пару серёг. И уточнил, что знает по опыту нрав и обычай девушки. Гринёв назвал его лжецом. Швабрин вызвал его на дуэль, и Петр принял вызов. Оказывается, Швабрин сватался к Маше Мироновой. Во время второй дуэли Швабрин коварно ранил Петра, когда тот оглянулся на голос Савельича. Маша ухаживала за раненым, тогда она и услышала признание в любви.
    Настоящий мужчина – это защитник. Мальчики сильнее. Они должны защищать девочек и малышей, если их кто-то обижает. Все девочки хотят, чтобы мальчики их защищали. Можно услышать такую фразу: «Настоящий рыцарь». Мальчик должен защитить девочку и не давать её в обиду. Наши мальчики – рыцари в душе, и каждый из них готов прийти в трудную минуту на помощь другу или защитить жизнь девочки.
    Защитишь ли ты своего друга, если о нем плохо говорят в твоем присутствии? Защитит ли он тебя в похожей ситуации? Защищать наших друзей надо.
    Младший брат или сестра всегда чувствуют себя меньше и слабее. Они еще не знают, что можно, а что нельзя. Им надо помогать, защищать их от других ребят, следить, чтобы с ними было все хорошо.
    Кто нас всегда защищает? Родители, и в первую очередь, мама. Она всегда поймет нас, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды.
    Каждый может быть защитником. Человеку хорошо, если он чувствует защиту. А тот, кто защищает, в душе всегда испытывает гордость.
    Назад в раздел

  2. Пояснение.15.1 Известный лингвист А.А. Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Чтобы понять смысл этого высказывания, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис – это раздел грамматики – наука о соединении слов и строении предложений. Автор высказы-вания убежден, что связь между предметами и явлениями в нашем сознании выражается в том числе и через синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений. Обратимся к тексту Александра Беляева. Проанализируем грамматический строй предложения 6 (Несколько сильных движений руками, и Ихтиандр, человек-рыба, оказывается в родной водной стихии.) Оно представляет собой сложносочинённое предложение. Кроме того, предложение осложнено обособленным приложением «человек-рыба». Это позволяет автору составить ёмкое высказывание. Предложения под номерами 42-44, напротив, простые, обрывочные, сразу можно заподозрить их автора в какой-то надоманности: мужчина явно что-то недоговаривает, избегает вопросов. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.
    15.2 С проявлениями благородства и подлости нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Натворил что-то — от твоего внутреннего решения зависит, признаешь ты свой поступок или нет. Благородный человек не застрахован от ошибок, но он всегда имеет смелость свои ошибки признать, не прячась за спины других. В отрывке из романа Беляева «Человек-амфибия» понятие «благородство» можно раскрыть на примере двух героев: ихтиандра и мужчины, выдавшего себя за спасителя девушки. Для ихтиандра поведение смуглого человека неприемлемо, он представить себе не мог, что так бессовестно можно воспользоваться доверчивостью других людей. Вот почему ему не по себе: «На душе стало как-то неприютно».Так бывает. Один самоотверженно борется за жизнь девушки и скромно уходит в тень: «Теперь он должен уйти, чтобы не испугать незнакомку» (предложение 32). Другой пользуется ситуацией и приписывает себе чудесное спасение, желая выгодно «подать себя» в глазах своей собеседницы. «Морское чудовище» живёт по законам добра, чести, порядочности, милосердия, не умея поступать иначе, не совершая поступков, заранее просчитав свою выгоду. «Они встали и пошли — чудесная девушка и этот нехороший смуглый человек, уверивший девушку, будто он спас её» (предложение 45). Нетрудно представить, что должен был испытывать ихтиандр к этому человеку, который легко переступает через законы человечности.Когда мы слышим: «Это очень благородный человек», мы представляем, прежде всего, человека честного, порядочного, всегда поступающего «по совести», готового прийти на помощь всем, кто в этой помощи нуждается. Таким был ихтиандр. 15.3. В толковом словаре С.И. Ожегова» слово «благородство» трактуется как «высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью». Когда мы слышим: «Это очень благородный человек», мы представляем, прежде всего, человека честного, порядочного, всегда поступающего «по совести», готового прийти на помощь всем, кто в этой помощи нуждается.В отрывке из романа Беляева «Человек-амфибия» понятие «благородство» можно раскрыть на примере двух героев: ихтиандра и мужчины, выдавшего себя за спасителя девушки. Один из них самоотверженно борется за жизнь девушки и скромно уходит в тень, чтобы «не испугать незнакомку». Другой пользуется ситуацией и приписывает себе чудесное спасение, желая выгодно «подать себя» в глазах своей собеседницы. «Морское чудовище» живёт по законам добра, чести, порядочности, милосердия, не умея поступать иначе, не совершая поступков, заранее просчитав свою выгоду.С проявлениями благородства и подлости нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Натворил что-то дома — от твоего внутреннего решения зависит, признаешь ты свой поступок или нет. Благородный человек не застрахован от ошибок, но он всегда имеет смелость свои ошибки признать, не прячась за спины других.Понятие благородства очень тесно связано с понятием чести. Помните Петрушу Гринёва из «Капитанской дочки»? Он был благородным человеком, потому что поступал всегда так, как требовала его совесть, потому и оставался человеком чести в любой ситуации. Как бы не менялось время, ситуации, благородство всегда было, есть и будет мерилом истинной человечности.

  3. (7)Ловцы не­воль­но вскрик­ну­ли.
    (8)Не­обыч­ный на­езд­ник обер­нул­ся, уви­дел людей, с быст­ро­той яще­ри­цы со­скольз­нул с дель­фи­на и скрыл­ся в воде.
    (9)Весь этот не­обыч­ный выезд занял не более ми­ну­ты, но зри­те­ли долго не могли прий­ти в себя от изум­ле­ния.
    (10)Скоро лодки рас­се­я­лись по за­ли­ву. (11)На каж­дой было два ловца: один нырял, дру­гой вы­тас­ки­вал ны­ряль­щи­ка, а потом они ме­ня­лись ро­ля­ми.
    (12)Вода была очень тёплая и про­зрач­ная: на дне отчётливо был виден каж­дый ка­ме­шек. (13)Ближе к бе­ре­гу со дна под­ни­ма­лись ко­рал­лы — не­по­движ­но за­стыв­шие кусты под­вод­ных садов. (14)Мел­кие рыбёшки, от­ли­вав­шие зо­ло­том и се­реб­ром, шны­ря­ли между этими ку­ста­ми.
    (15)Ны­ряль­щик опу­стил­ся на дно и, со­гнув­шись, начал быст­ро со­би­рать ра­ко­ви­ны и класть в при­вя­зан­ный на боку ме­шо­чек. (16)Его то­ва­рищ по ра­бо­те, мест­ный ин­де­ец, дер­жал в руках конец верёвки и, пе­ре­гнув­шись через борт лодки, смот­рел в воду.
    (17)Вдруг он уви­дел, что ны­ряль­щик вско­чил на ноги так быст­ро, как толь­ко мог. (18)Взмах­нул ру­ка­ми, ухва­тил­ся за верёвку и дер­нул её так силь­но, что едва не стя­нул на­пар­ни­ка в воду. (19)Лодка кач­ну­лась. (20)Ны­ряль­щик ловко взо­брал­ся на неё, глаза его были рас­ши­ре­ны. (21)Ши­ро­ко рас­крыв рот, он с ис­пу­гом вы­мол­вил:
    ? (22)Акула. (23)Нам конец.
    (24)В воде тво­ри­лось что-то не­лад­ное. (25)Ма­лень­кие рыбки, как птицы, за­ви­дев­шие кор­шу­на, спе­ши­ли укрыть­ся в гу­стых за­рос­лях под­вод­ных лесов.
    (26)И вдруг ин­де­ец уви­дел, как из-за вы­сту­пав­шей под­вод­ной скалы по­ка­за­лось что-то по­хо­жее на баг­ро­вый дым, ко­то­рый мед­лен­но рас­пол­зал­ся во все сто­ро­ны, окра­ши­вая воду в ро­зо­вый цвет. (27)По­яви­лась акула, мед­лен­но по­вер­ну­лась, затем ис­чез­ла за вы­сту­пом скалы. (28)Баг­ро­вый под­вод­ный дым мог быть толь­ко кро­вью, раз­ли­той на дне оке­а­на. (29)Что там про­изо­шло? (30)Ин­де­ец по­смот­рел на сво­е­го то­ва­ри­ща, но тот не­по­движ­но лежал на спине, ловя воз­дух ши­ро­ко рас­кры­тым ртом, и бес­смыс­лен­но гля­дел в небо. (31)Про­шло не­сколь­ко минут, и ны­ряль­щик на­ко­нец пришёл в себя, но как будто по­те­рял дар речи — толь­ко мычал, качал го­ло­вой и от­ду­вал­ся, вы­пя­чи­вая губы.
    ? (32)Го­во­ри! — крик­нул ин­де­ец, с силой трях­нув на­пар­ни­ка.
    (33)Тот по­кру­тил го­ло­вой и ска­зал глу­хим го­ло­сом:
    ? (34)Видал мор­ско­го дья­во­ла, он спас меня от акулы.
    ? (35)Да го­во­ри же! — кри­ча­ли изо всех сил ловцы, со­брав­ши­е­ся возле лодки.
    ? (36)Смот­рю — акула, плывёт прямо на меня. (37)Конец мне! (38)Боль­шая, чёрная, уже пасть от­кры­ла, сей­час есть меня будет. (39)Вижу: ещё кто-то
    плывёт.
    ? (40)Дру­гая акула?
    ? (41)Дья­вол! (42)Тот самый, ко­то­рый играл с дель­фи­ном. (43)Лапы, как у ля­гуш­ки. (44)Сам бле­стит, как рыба чешуёй. (45)По­плыл к акуле, сверк­нул лапой — шарк! (46)Кровь из брюха акулы…
    ? (47)Чу­де­са! (48)Чу­до­ви­ще спа­са­ет че­ло­ве­ка!
    ? (49)Это мор­ской бог при­хо­дит на по­мощь бед­ным, — по­пра­вил ны­ряль­щи­ка ста­рый ин­де­ец.
    (50)Весть быст­ро раз­ле­те­лась по лод­кам, пла­вав­шим в за­ли­ве.
    (по А. Р. Бе­ля­е­ву) *
    * Алек­сандр Ро­ма­но­вич Бе­ля­ев (1884—1942) — пи­са­тель-фан­таст. Среди наи­бо­лее из­вест­ных его про­из­ве­де­ний — на­уч­но-фан­та­сти­че­ский роман «Че­ло­век-ам­фи­бия», в ко­то­ром со­че­та­ют­ся на­уч­ность и за­ни­ма­тель­ность. Это про­из­ве­де­ние не толь­ко об уди­ви­тель­ном Их­ти­ан­дре, ко­то­ро­го молва окре­сти­ла «мор­ским дья­во­лом», оно также о любви и пре­да­тель­стве, бла­го­род­стве и ко­ры­сти людей.

  4. Александр Невский – знаменитый русский полководец. Сын великого князя Ярослава и Феодосии.
    Глубоко верующий, благочестивый,суровый и замкнутый, с порывами гнева и милосердия – таким встаёт перед нами образ Александра Невского. Автор этого жития хотел показать, как поданные любили и уважали князя. В начале он принижал себя, чтобы Невский на его фоне стал величавым: “Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра…” Глубоко верующий Александр показывается, когда над его родиной нависла опасность: “Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами…”, но это не показывает, что он слабый, Невский боится за свой народ, родину, поэтому просит у Бога помощи.
    Смерть Александра Невского была неожиданной. По одной из версий его отравили в Золотой Орде,когда ездил вымаливать своих людей. Кончина князя стала ужасной вестью для его поданных. Автор повести писал о его смерти: “О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.”
    К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский – так и мы зовём великого полководца. Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчётливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем”. Русская церковь причислила его к лику святых.

  5. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств».
    Синтаксис – это то, что помогает нам связывать слова в фразы, значит, без него мы не смогли бы выражать свои мысли и чувства. Отдельными словами, конечно, объясниться можно, если речь идет о чем-то совсем простом для понимания, но что-то хоть сколько-нибудь трудное так не выразишь.
    Скажем, в тексте С. П. Алексеева, знаменитого писателя, посвятившего много произведений героическим страницам русской истории, мы встречаем много выразительных синтаксических конструкций.
    Например, в предложениях 4 и 5 автор использует диалог, обе реплики в котором представляют собой восклицательные предложения. Это помогает нам лучше представить себе одобрение и даже восхищение командиров грамотными действиями артиллеристов батареи.
    Поэтому еще сильнее наше удивление, когда мы понимаем, что на батарее один-единственный матрос. Недоумение командиров Алексеев выражает с помощью нескольких вопросительных предложений (19, 22, 23). А дважды повторенный ответ матроса с переставленными частями сложного бессоюзного предложения («Все здесь, никто не ушел» – «Никто не ушел, все здесь») усиливает эффект от простой и бесхитростной фразы героя.
    Синтаксические средства помогают нам понять авторский замысел.
    15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Никто не ушел, все здесь», -тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию».
    Много произведений литературы посвящено героизму и мужеству российских солдат. Но авторы неслучайно обращаются к этой теме снова и снова. Ведь каждый человек должен хранить в сердце память о тех людях, которые отдали жизнь за его счастье и мир вокруг него.
    В тексте как раз и говорится о героизме защитников Севастополя. Слова артиллериста «Никто не ушел, все здесь» означают, что никто не ушел со своего боевого поста. Все остались здесь, уже навсегда: они погибли, защищая Родину.
    Артиллерист «снова припал к орудию», потому что он остался здесь один и не мог надолго отвлечься от боя, не мог даже ради доклада командиру или ради того, чтобы отдаться скорби по погибшим друзьям. Бой еще не закончен, долг еще не до конца выполнен.
    Артиллерист, о котором идет речь в тексте – настоящий герой, поэтому неудивительно, что история сохранила его имя.
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Сила человека не только в силе, но и в духе. Не зря благоверный князь Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде!» Он имел в виду, что человек силен правдой, это гораздо важнее.
    Вот и в тексте С. Алексеева мы встречаем героя, защищавшего свою Родину, то есть жизненную правду любого человека. Защита родной страны – достойное и праведное дело. Он и его товарищи готовы были отдать свои жизни за Отечество; многие и отдали их, но не отступили. И последний оставшийся в живых защитник батареи не отступил, поверив пословице, что «один в поле не воин». Каждый призван исполнить свой долг до конца, и матрос остался на боевом посту.
    Стремление отдать все силы, всю жизнь за Родину – вот что заставляет воинов совершать героические поступки. Но подвиги совершаются не только во время войны. Недавно я читал о мальчике моих лет, который вынес из огня маленькую девочку. Взрослые люди растерялись, а он нет. Такого человека можно назвать по-настоящему сильным, ведь он способен на такой поступок, который по плечу не каждому.

  6. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Формы словесного творчества дают возможность наглядно представить грамматические и лексические богатства речи».
    Многочисленные возможности русского языка и его богатство отражается и в устном народном творчестве, и в письменном. Многие века из уст в уста народ передавал из поколения в поколение сказки, стихи, песни, пословицы и поговорки, легенды и так далее. Это все различные формы словесного творчества. У известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова есть высказывание: «Формы словесного творчества дают возможность наглядно представить грамматические и лексические богатства речи».
    Когда мы используем язык для разговора на повседневные темы, мы не стараемся как-то специально украсить нашу речь, использовать все возможности языка, на котором мы говорим. Человек в этом случае просто использует расхожие слова и предложения, чтобы выразить свою мысль. А в случае с литературным творчеством сочинитель – поэт или писатель – старается обогатить своё произведение при помощи лексических средств, грамматики, фразеологизмов, эпитетов, метафор. Например, в предложении «Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху» автор показывает возможности языка, используя олицетворение, описание и сравнение.
    Возьмём другой пример: «Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу». Глаголы «свистели», «хохотали», «ныряли» создают динамику, показывают атмосферу веселья, беззаботной юности, лета.
    Все богатства языка, что не всегда используются в обычной речи, мы можем в большом количестве увидеть в разных формах словесного творчества.
    15.2. Объясните, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Я думал о том, как, должно быть, страшно было такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу, слушать плач совы, треск веток и непонятный шум травы и, наконец, мчаться опрометью, прижав уши, когда где-то на самом краю земли слышался дрожащий вой волка».
    В финале текста говорится о том, как тяжело было беззащитному щенку преодолевать большой и опасный путь в поисках своего хозяина.
    Маленький щенок Мурзик был очень хулиганистым и доставлял немало хлопот: то его жалила пчела, то он умудрялся весь измазаться в грязи и вечно что-нибудь грыз. Собачка изгрызла и испортила много вещей, которые она потом попрятала в чулан. После одного серьёзной шалости, когда Мурзик испортил лодку, его решили наказать, привязали его к забору и уехали на рыбалку, чтобы проучить его. Собачка пережила это наказание очень тяжело: «Когда мы уходили, он долго визжал и плакал на своей веревке около забора».
    Несмотря ни на что, Мурзик был очень предан хозяевам. Он с огромным трудом разгрыз веревку, побежал вдогонку за людьми и все-таки нашёл их. Сердце рассказчика сжалось от жалости к несчастному животному. Хозяева накормили его, приласкали и уложили спать. Мурзик был обессилен: «Во сне щенок тяжело вздыхал от усталости и потрясения».
    Рувим и рассказчик очень любили щеночка и оставили его одного с тяжёлым сердцем, но они понимали, что нужно его перевоспитать, иначе он будет приносить неприятности и себе, и окружающим.
    15.3. Как вы понимаете значение слова ПРЕДАННОСТЬ?
    Преданность — это умение оставаться верным и ни в коем случае не подводить. Это большое везение и счастье — иметь рядом преданного человека или питомца. Ты знаешь, что тебя всегда поддержат и поймут, облегчат твои трудности. При этом важно и самому проявлять преданность в ответ.
    Преданный друг — это тот человек, который будет на твоей стороне, даже если весь мир против тебя. Преданный друг понимает, что ты не всегда можешь быть прав, но он не отвернётся, а постарается направить тебя на правильный путь.
    Почему дети так мечтают о собачках, так хотят, чтобы на день рождения им подарили маленького щеночка? Они понимают, что они обретут преданного питомца и друга в одном лице.
    В приведенном отрывке продемонстрирована настоящая преданность животного по отношению к человеку. Щенок долгое время, несмотря на страх, холод, голод, пробирался через лес к любимому хозяину. Он был очень усталым и заплаканным, но счастливым, что нашёл их: «Он визжал от радости, но не забывал извиняться — все время подметал хвостом сухую хвою по земле».
    Преданность собак часто встречается в реальной жизни. По телевизору, в газетах, в интернете мы встречаем истории о том, как животные ценой своей жизни защищали хозяев. Был случай, когда собака защитила маленькую хозяйку от толпы хулиганов, или случай, когда собака вынесли из горящего дома маленьких детей. Слепые люди могут полностью довериться собаке-поводырю. Поэтому люди так привязаны к своим преданным питомцам.

  7. 7
    Текст добавил: Без тебя я никто

    Благодарность
    Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.   до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.
    Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь –  бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.
    В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.
    Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.
    Бесстрашие
    Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.
    В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».
    Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.
    Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.
    Ответственность
    Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.
    Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».
    Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.
    Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.
    Бездушие
    Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. до (50)Подумаешь, птицы!..
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.
    В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»
    Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.
    Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.
    Гордость
    Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от  (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до (43)Навсегда.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.
    В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.
    Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.
    Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.
    Отзывчивость
    Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом.  до (50) Вот же живая душа!»
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.
    В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на “виллисе” до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.
    Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.
    Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.
    Совесть
    Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно.  до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.
    Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.
    И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.
    Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.
    Смелость
    Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. до (33)Славка был счастлив.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. “Смелость города берёт” — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.
    Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.
    В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.
    Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.
    Геройство
    Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло. до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.
    Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова “геройство”. По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.
    В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа “Горячий снег”, Юрий Бондарев  видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.
    И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.
    Внутренний мир человека

    Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу. до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.
    В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела “венценосные замашки” и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.
    Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть “мерзости жизни” и вырасти человеком с богатым внутренним миром.
    Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *