Сочинение рассуждение по русскому языку на морально этическую тему

8 вариантов

  1. Благодарность
    Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.   до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.
    Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь –  бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.
    В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.
    Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.
    Бесстрашие
    Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.
    В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».
    Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.
    Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.
    Ответственность
    Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.
    Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».
    Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.
    Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.
    Бездушие
    Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. до (50)Подумаешь, птицы!..
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.
    В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»
    Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.
    Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.
    Гордость
    Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от  (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до (43)Навсегда.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.
    В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.
    Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.
    Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.
    Отзывчивость
    Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом.  до (50) Вот же живая душа!»
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.
    В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на “виллисе” до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.
    Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.
    Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.
    Совесть
    Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно.  до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.
    Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.
    И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.
    Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.
    Смелость
    Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. до (33)Славка был счастлив.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. “Смелость города берёт” — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.
    Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.
    В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.
    Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.
    Геройство
    Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло. до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.
    Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова “геройство”. По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.
    В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа “Горячий снег”, Юрий Бондарев  видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.
    И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.
    Внутренний мир человека

    Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу. до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.
    В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела “венценосные замашки” и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.
    Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть “мерзости жизни” и вырасти человеком с богатым внутренним миром.
    Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.


  2. Цель урока:

    Подготовить учащихся к написанию сочинения на
    морально-этическую тему.

    Задачи:

    Обобщить и расширить представление о типе речи
    “рассуждение”, закрепить формирование навыков
    рассуждения;
    Развивать умение письменного и устного
    убеждения, навыки монологической речи,
    творческие способности, мышление, воображение;
    Воспитывать такие качества, как:
    доброжелательность, отзывчивость, чувство долга,
    преданности, уважение, сыновний долг.

    Оборудование.

    Пословицы, высказывания знаменитых людей,
    раздаточный материал: план сочинения типа –
    рассуждение, образцы начала сочинений.

    Предварительное домашнее задание.

    Из “Толкового словаря” выписать значение
    терминов: мораль, нравственность, этика,честь. Подумать
    над значением выражений: чувство долга,
    сыновний долг, преданность, человек слова.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.


    Приветствие, тема, цель урока.

    II. Беседа с классом на повторение типа речи –
    рассуждение.

    Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
    Что такое рассуждение?
    Какова композиция рассуждения?
    Что такое “тезис”?
    Из чего состоит основная часть
    сочинения-рассуждения?
    Что пишем в заключении?

    Раздать учащимся план сочинения-рассуждения

    (см. Приложение 1).

    III. Беседа с классом по тематике 1-го
    сочинения.

    Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, т.к.
    чётко сформулированный тезис вам будет
    предложен, останется привести аргументированные
    доказательства. Мы будем писать
    сочинение-рассуждение по данному началу на
    морально-этическую тему.
    Дома вам необходимо было поработать с
    “Толковым словарём” и знать толкование
    терминов мораль, нравственность, этика, честь.
    А как вы понимаете такие словосочетания, как: чувство
    долга, преданность, человек слова и дела.

    Встречали ли вы людей, которые всегда выполняют
    свои обещания.
    Как вы думаете, почему кто-то умеет хранить
    тайну, а другой пяти минут не может вытерпеть,
    чтобы кому-нибудь да ни рассказать. Отчего это
    зависит?
    А кто у нас в государстве по закону
    категорически не имеет права выдавать тайну?
    Если вам доверили тайну, вы имеете права выдать
    её?
    От кого зависит умение хранить тайну?
    Умение или неумение хранить тайны зависит от
    человека, от его самовоспитания.
    Послушайте мнение писателя В.Белова о
    самовоспитании: “Человек формируется,
    воспитывается всё время, меняясь под влиянием
    окружающего, пока у него не появляется
    способность лепить самого себя. Эта способность
    самоусовершенствования явно связана с
    критическим отношением к окружающему, с
    различением добра и зла. Бывают люди, так и не
    пробудившие свою совесть, а бывают такие, как Лев
    Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до
    самой смерти…”
    Как можно себя воспитать?
    1.Читать книги, которые учат нравственности,
    этике.
    2.Воспитывать себя трудом – помогать родителям.
    3.Посмотреть на себя со стороны, как вы будете
    выглядеть в глазах человека, тайну которого вы
    раскрыли.
    4.Не обсуждать человека с кем-то в его
    отсутствие.
    Послушайте отрывок из статьи С.Герасимова “Что
    значит украшать землю?”:
    …Из чего складывается духовное богатство
    личности? Из системы внутренних и внешних связей,
    которыми человек живёт в окружающем его мире…
    Вторая мерка, которой человек измеряется в
    окружающем мире, – способность жить в обществе,
    коллективизм.
    А вот какие пословицы придумали люди, размышляя
    на тему нравственности:
    Кто собою не управит, тот и другого на разум не
    наставит.
    Критиковать востёр, как топор, а критику
    слушать – глух, как обух.
    Не искал бы в селе, искал бы в себе.
    В ком есть стыд, в том и совесть.

    Таким образом, мы с вами подошли к тезису
    первого сочинения, возможно, кто-то из вас будет
    размышлять по проблеме, поставленной С.Михалковым
    (зачитать – см. “Приложение 2”,
    в котором также представлены некоторые
    подсказки учащимся при написании сочинения,
    раздать каждому)

    IV. Беседа с классом по тематике 2-го сочинения.

    Послушайте, ребята, тезис второго сочинения
    (зачитать, см. в “Приложении 2”).
    Итак, что же значит быть хорошим сыном или
    дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
    Как вы понимаете выражения: чувство долга
    перед родителями, сыновний долг
    ?
    Какую помощь вы оказываете родителям?
    Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
    Как мы должны относится к старым людям?
    Послушайте, пожалуйста, слова литературоведа
    О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:
    “Чёрствость души – самая страшная болезнь на
    свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному
    благополучию, забывают о том, что существуют,
    живут они в этом мире не одни, что кругом тоже
    люди, о которых нужно думать, с которыми нужно
    считаться. Если сначала мы будем просто не
    обращать внимания на чужое горе, заглушать голос
    собственной совести, убеждая себя в том, что
    потом наверстаем упущенное, а пока и без этого
    много забот, то тем самым мы убьём в себе самое
    ценное качество – способность делать добро.
    Нравственность и доброта – великие силы…”
    Как вы понимаете эти слова?
    Послушайте высказывания знаменитых людей,
    которые вам, возможно, помогут осмыслить
    предстоящее сочинение.

    Помните, что дети ваши будут обходиться с вами
    так же, как вы обходитесь со своими родителями
    .
    Фалес

    Самый счастливый человек есть тот, кто даёт
    счастье наибольшему числу людей.
    Дидро
    Ни один злой человек не бывает счастлив.
    Ювенал

    Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как ни
    странно, а без этого пуста жизнь.

    В.В.Розанов

    Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

    Л.Н.Толстой
    Обобщив всё вышесказанное, можно прийти к
    следующему.
    Быть хорошим ребёнком, беззаветно любящим
    своих родителей, значит:
    учиться хорошо;
    оказывать любую помощь, которая потребуется
    родителям;
    не грубить;
    не обманывать;
    не огорчать, а радовать;
    покинув родимый дом, навещать как можно чаще;
    всё прощать.
    (Раздать учащимся в помощь – “Приложение
    2
    ”)

    V. Класс делится на две группы и готовит защиту
    одной из тем по выбору.

    VI. Защита выступлений от группы.

    VII. Вывод.

    Мне хотелось бы закончить урок словами
    В.Г.Белинского (записаны на доске):
    “Главная задача человека во всякой сфере
    деятельности, во всякой
    ступени человеческой иерархии – быть
    человеком!”

    VIII. Домашнее задание.

    Написать сочинение по данному началу по одному
    из предложенных вариантов, озаглавить.

    Используемая литература

    1.Журнал “Русский язык в школе”. 1996г., №1, с.116-117.
    2.Новикова О.А. Русская речь. Издательство
    “Горница”. Красноярск. 1997г.
    3.Обучение русскому языку в 7-8 классах. Пособие
    для учителя / В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова. М.:
    Просвещение, 1987г.
    4.Литература. Справ. Материалы. Кн.для учащихся/
    С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение. 1988 г.

  3. Министерство образования РФ
    МОУ «Турдейская СОШ»
    Открытый урок русского языка на тему:
    «Р.р. Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе
    на морально – этическую тему. Готовимся к ГИА.
    9 класс»
    Подготовила: Подколзина О.В.
    Турдей – 2011
    Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
    Тема        Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему.
    Тип урока        Комбинированный.
    Оборудование        Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.        Цели
    Познавательные:
    Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.
    Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.
    Практические:
    Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
    Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
    Умения и навыки:        Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).
    Межпредметные связи:        Литература, музыка, изобразительное искусство.
    Ход урока
    1. Организационный момент:
    2. Целеполагание.
    – Что такое сочинение?
    Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.
    – Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
    Что, о чем писать? (содержание)
    Как писать? (форма)
    3. Работа над содержанием.
    – Определимся в первую очередь с содержанием.
    Частично тема уже задана.
    а) Проведём словарную работу.
    (по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
    – Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
    – К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
    – Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
    – вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):
    Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
    б) Подбор синонимов.
    – Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
    – Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)
    в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)
    – Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.

    – А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик)

    Из очерка «О милосердии» (Гранин)

    В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
    С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
    Решил повернуть назад, домой.
    Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
    Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
    Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?
    С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
    Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет.
    Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
    Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
    Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)
    (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
    г) Беседа по содержанию.
    – Какую проблему поднимает Д. Гранин?
    – По какому поводу собирается он «бить тревогу»?
    – Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие)
    – Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.
    – Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)
    д) Подбор антонимов.
    – А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
    Тетрадь: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,
    Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
    -Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)
    4. Планирование дальнейшей деятельности.
    – Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
    – Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
    – Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами):
    – Нужно ли милосердие в наше время?
    – В чем оно проявляется? Примеры.
    – В чем причины людского равнодушия и невнимания?
    – Можно ли воспитать милосердие в себе?
    5. Индивидуальная работа.
    – Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
    Задание: (в конвертах-тексты), (самостоятельная работа сопровождается музыкой)
    1 уч.– Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.
    – Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
    – Как можем их использовать в своем сочинении?

    Библейская притча «Добрый самаритянин».

    Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:
    — Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
    Он же сказал ему:
    — В законе что написано? Как читаешь?
    Он сказал в ответ:
    — Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
    Иисус сказал ему:
    — Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
    Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
    — А кто мой ближний?
    На это сказал Иисус:
    — Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
    Он сказал:
    — Оказавший ему милость.
    Тогда Иисус сказал ему:
    — Иди, и ты поступай так же.
    2 уч. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.
    Мать Тереза.

    Краткая биография Матери Терезы

    Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.
    Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его.
    В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997.
    Доктор Л. Рошаль.
    3 уч.   –   Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.
    В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи
    Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).
    Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).Рошаль выступал против войны в Чечне.
    6. Инсценировка.
    – Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”
    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
    – Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
    – Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
    – Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
    – А нам-то что? Он сам виноват.
    – Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
    – Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
    – Я всё равно подойду, – вырвала руку девушка.
    – Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
    – Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
    – Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
    – Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
    – Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
    – Спасибо, леди, спасибо. . .
    – Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
    – Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
    – Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
    – У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
    – Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
    -Почему молодой человек отказался помочь?
    (. считает, что этот человек недостоин помощи. )
    – Как бы вы поступили в этом случае?
    (не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. )
    -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
    ( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )
    Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
    7. Работа с памяткой. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
    Памятка «Жизненных правил».
    1. Любите окружающих вас людей: родных, близких,  друзей.
    2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
    3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
    4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
    5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
    6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
    7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
    8. Работа с цитатами.
    – Прочитайте цитаты.
    Обдумайте их. Объясните значение.
    – Как сможем использовать в работе?
    Цитаты:
    1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
    людских поступков скрывается только в человеческом сердце.
    Де Сад
    2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить         другим.
    Д.С.Лихачёв
    3.И от огня любви
    житейское страданье уносится,
    как мимолётный дым…
    Вл. Соловьёв
    4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то   ехать, то это едва ли милосердие.
    Л.Н.Толстой
    5.Тревожьтесь обо мне
    Пристрастно и глубоко.
    Не стойте в стороне,
    Когда мне одиноко.
    Желайте мне добра
    И рядом и не рядом…
    Е.Евтушенко
    6.Разберёмся во всем, что видели,
    Что случилось, что сталось в стране,
    И простим, где нас горько обидели
    По чужой и по нашей вине.
    С.Есенин
    7.Нам не дано предугадать,
    Как наше слово отзовётся,-
    И нам сочувствие даётся,
    Как нам даётся благодать…
    Ф.И.Тютчев
    9. Рефлексия.
    (тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
    Повторение схемы сочинения-рассуждения.
    Вспомните композицию такого сочинения.
    I. Основная мысль (тезис).
    II. Доказательства:
    а)…
    б)…
    в)…
    III. Вывод.
    10. Оценивание.
    – Учитель – оценки тем, кто помогал
    11. Домашнее задание (памятка).
    Памятка к выполнению домашнего задания.
    – Сделать черновые наброски основной части сочинения –
    рассуждения (свой исходный материал приветствуется).
    – Разобрать предложенные цитаты. Объяснить их значение.
    – Подумать, как сможем их использовать. ( Цитаты, найденные самими, приветствуются).
    – Написать текст сочинения.
    Успехов в работе и творческом поиске!
    Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.
    1) В. П. Астафьев
    – «Конь с розовой гривой».
    – «Фотография, на которой меня нет».
    2) К. Т. Паустовский
    – «Телеграмма»
    3) В. Г. Короленко
    – «Парадокс»
    4) А. Алексин (любое произведение)
    5) И другие авторы и их произведения…
    – разбор и ответы на вопросы учащихся
    12. Итог урока.
    – Стихотворение Э. Асадова Падает снег.
    Падает снег, падает снег –
    Тысячи белых ежат…
    А по дороге идет человек,
    И губы его дрожат.
    Мороз под шагами хрустит, как соль.
    Лицо человека – обида и боль.
    В зрачках два черных тревожных
    Флажка
    Выбросила тоска.
    Измена? Мечты ли разбитой звон?
    Друг ли с подлой душой?
    Знает об этом только он
    Да кто-то еще другой.
    Случись катастрофа, пожар, беда –
    Звонки тишину встревожат.
    У нас милиция есть всегда
    И «Скорая помощь» тоже.
    А если просто падает снег
    И тормоза не визжат,
    А если просто идет человек
    И губы его дрожат?
    А если в глазах у него тоска-
    Два горьких черных флажка?
    Какие звонки и сигналы есть,
    Чтоб подали людям весть?!
    И разве тут может в расчет идти
    Какой-то там этикет,
    Удобно иль нет к нему подойти,
    Знаком ты с ним или нет?
    Падает снег, падает снег,
    По стеклам шуршит узорным.
    А сквозь метель идет человек,
    И снег ему кажется черным…
    И если встретишь его в пути,
    Пусть вздрогнет в душе звонок,
    Рванись к нему сквозь людской поток.
    Останови! Подойди!

  4. Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по заданному тексту.
    1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?
    Сочинение по заданному тексту – это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.
    Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.
    2. Как сформулировано и оформлено задание 15.2?
    Выглядит данное задание примерно так:
    ?Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
    Остановимся на них подробнее.
    3. Как должно быть построено сочинение?
    Поскольку ваша задача – написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
    Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
    1. Вступление – тезис
    2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
    3. Заключение – вывод
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
    4. Как начинать сочинение?
    Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
    Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
    В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
    Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений.
    Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
    При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
    Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
    Текст  заканчивается словами: “…”. На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
    Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
    Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
    По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
    В этом отрывке автор говорит о том, что…
    Смысл данного отрывка я понимаю так: …
    В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
    Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
    А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:
    Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.
    Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: “А тут важно не ошибиться”. По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело – выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.
    Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста  Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника.  Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
    5. Как писать основную часть?
    Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
    В основной части следует избегать:
    • пересказа текста
    • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
    В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
    В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
    Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
    1.    Перечитайте текст несколько раз.
    2.    Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
    3.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
    4.    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
    5.   Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
    В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
    6. Как оформлять примеры в сочинении?
    Во-первых, помните о требованиях к примерам:
    • примеров должно быть не менее 2;
    • примеры должны быть из указанного текста;
    • примеры должны подтверждать разные аргументы;
    • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
    • пример без указания на аргумент не учитывается.
    Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
    1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
    В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
    2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
    3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    • Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста.
    • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
    • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    • Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
    7. О чём писать в заключении?
    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
    Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Вывод должен быть:
    коротким, но ёмким по содержанию
    логически связан с предыдущим изложением
    не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.
    Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.
    Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание.  Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
    8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.
    Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:
    • 1 абзац – тезис
    • 2 абзац – аргументы  с  примерами
    • 3 абзац – вывод
    Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.
    Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
    9. Каким должен быть объём сочинения?
    Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.
    Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
    При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются как самостоятельные слова, т.е. отдельно.
    Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
    10. Грамотность
    Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.
    10. Про почерк
    Помните, что сочинение  будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

  5. 1) В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3) Ни в лес, ни в поле, ни по узенькой тропке среди моря колосьев ржи. (4) Ничего этого больше не будет! (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.(6) Тревожно на душе у Динки. (7) Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар? (8) Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9) «Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10) И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.(11) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12) И обманывать их бесполезно. (13) Да и как можно обманывать друга?(14) Много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15) Но ведь всё это было другое. (16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.(18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19) «Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.(21) Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

  6. Можно назвать много разных черт, которые обязательно должны быть у человека. Выделить самые важные из них достаточно трудно. Например, внешность. С симпатичным человеком старается общаться и дружить большое количество людей. Но если человек обладает красивой внешностью, но плохим характером, это ненадолго. Постепенно перед окружающими раскрывается его суть. С плохим человеком общаться захочет уже не так много людей. Значит, внешность не всегда играет важную роль. Хороший характер важен для нас в людях. Важно умение красиво говорить. Хороший характер в моем понятии, это когда человек говорит правду, не подличает, не врет, не боится пойти на помощь, заступиться за слабого. Если рядом со мной такой человек, мне не страшно. И мне неважно насколько красивая внешность у этого человека. Главное, что у меня есть уверенность в нем. Неважно в какую ситуацию мы можем попасть, в беде такой человек не бросит. Ведь можно оказаться в окружении очень красивых людей с трусливым характером, которые бросят тебя в беде при первой возможности. А можно быть в компании не очень красивых людей, которые встанут за тебя горой, когда на тебя нападают.
    Поэтому я считаю, что самое важное в человеке его характер. Внешность человека отходит на второй план.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *