Сочинение с аргументами на тему чем опасно равнодушие

9 вариантов

  1. Направление «Равнодушие и отзывчивость».
    Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?
    Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.
    Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.
    Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

  2. В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали.  Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
    Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
    Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его “пробуждение” нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.

  3. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
    В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.

  4. 07.09.2017

    “После бала”, Л.Н. Толстой

    Равнодушие

    Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

    Отзывчивость

    Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

    “Герой нашего времени”, М.Ю. Лермонтов – равнодушие

    Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

    “Крокодиловы слёзы”, А.П. Чехов – равнодушие

    Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

    “Крыжовник”, А.П. Чехов – равнодушие

    Николай Иванович Чимша-Гималайский – всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

    “Судьба человека”, Шолохов – отзывчивость

    Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

    “Над пропастью во ржи”, Д.Д. Селинджер – отзывчивость

    История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

    Дополнительные ссылки:

    Темы сочинений “Равнодушие и отзывчивость”
    Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
    Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

  5. (323 слова)
    Если бы на каждого равнодушного человека приходился бы один отзывчивый, то было бы просто неплохо. Но если количество бессердечных людей было бы не приравнено, а уменьшено в сравнении с заботливыми и чуткими представителями общества, то, можно сказать, наш мир был бы спасен от многих бед. Ведь тот, кому не все равно, пойдет против несправедливости, а безразличный пройдет мимо.
    В литературе, как и в реальной жизни, найдутся, как и эгоистичные, так и внимательные персонажи. Например, главный герой рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» сталкивается с равнодушием окружающих людей. Точнее, ни сколько он сам, сколько его бездыханное тело в трюме знаменитого корабля «Атлантида», плывущего по бушующему океану. В начале рассказа богатый американец принял решение наслаждаться жизнью и отправился в кругосветное путешествие, но на Капри господин внезапно умирает. Еще недавно с почетом его везли в Старый Свет, однако теперь его тело, «испытав много унижений, много человеческого невнимания», находилось в ящике из-под содовой. Центральная тема произведения, конечно, забвение нравственных основ. Окружающие люди не заботились не только о теле, но и о чувствах женщин, которых постигло горе. Как только их богатый покровитель умирает, алчные пассажиры и служащие больше не видят выгоды в лицемерном уважении. Они не придают должного значения смерти человека, может, потому что сам он при жизни был не безразличен только к своим деньгам.

  6. “Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть” А.П. Чехов
    Этическая проблематика характерна для многих произведений русской литературы, как классического периода, так и серебряного века и современной прозы. Среди произведений, затрагивающих тематику равнодушия и отзывчивости во взаимоотношениях людей, можно выделить –
    1) Паустовкий – Телеграмма
    Абсолютное равнодушие Насти к собственной матери. Катерина Ивановна мечтает увидеть и обнять дочь, но им не суждено встретиться – Настя не желает общаться с матерью и игнорирует ее, целиком исключив из своей жизни.
    2) Толстой – Война и Мир
    Юная Наташа Ростова – ярчайший пример отзывчивости. На протяжении практически всего романа (за исключением последних глав) Наташа проявляет сильную эмпатию, направленность на понимание и сопереживание другим людям. Противоположность ей – княгиня Элен, которая абсолютно эгоцентрична и видит в других людях исключительно средства для достижения целей, а также удовольствий и материальных благ.
    3) Достоевский – Преступление и Наказание
    Студент Раскольников отдает последние деньги бедствующему Мармеладову, он, как и Соня – примеры отзывчивости и доброты в этом произведении. В противоположность этому – Лужин и Свидригайлов, совершенно равнодушные к проблемам других люди.
    4) Чехов – Вишневый Сад
    Тут равнодушны практически все герои произведения, никого не трогает, что будет со старым родовым поместьем и самим роскошным вишневым садом. Люди предпочитают плыть по течению и не беспокоиться о завтрашнем дне, не ощущая ни цели в жизни, ни ее смысла. Как пример отзывчивости – можно привести только купца Лопахина, который отчаянно стремится спасти поместье от продажи на аукционе, вначале пытаясь донести что-то до разума остальных, а затем с горя выкупая его самолично.
    5) Короленко – Дети Подземелья
    В этом произведении показана отзывчивость социального неравенства. Дети из совершенно разных социальных слоев подружились. Они заботились друг о друге как могли на протяжении долгого времени.

  7. Денисова Алёна, учащаяся 10 класса, МБОУ СОШ № 60
    Апробация. Итоговое сочинение на тему «Чем опасно равнодушие?»
    Чем опасно равнодушие? Нелегкий вопрос. Ведь у каждого свое мнение на этот счет. Одни думают, что равнодушие никак не повредит им, другие же, наоборот, считают равнодушие формой жестокости и содрогаются при упоминании этого слова. Я считаю, что равнодушие опасно, потому что люди, смотрящие на жизнь с безразличием, страшны своим бездействием, своим хладнокровием.
    Хочу доказать свою точку зрения на примере рассказа Валентина Распутина  “Уроки французского”. В этом рассказе у главного героя была трудная судьба. Он хотел учиться, но на его пути вставали многочисленные преграды, которые помогала ему преодолеть молодая учительница французского языка. У  мальчика была болезнь “малокровие”. И он нашел выход из создавшейся ситуации: стал играть в запрещенную в то время игру на деньги. После того, как он выигрывал рубль, он уходил с косогора и покупал себе  банку молока. Учительница, узнав это, предложила ему помощь в изучении французского языка, а после занятия хотела накормить его ужином. Но у мальчика  было высокое  чувство собственного достоинства, и он отказался ужинать у неё. Тогда учительница нашла другой способ участия в его судьбе: она стала сама играть с ним в запрещённую игру на деньги. Конец истории печален. Директор школы, случайно увидев игру учительницы и мальчика, уволил её с работы. А что было бы, если бы учительница проявила равнодушие? Мне кажется, тогда эта история закончилась бы еще печальнее. Во-первых, мальчик мог умереть от недоедания; во-вторых, его могли выгнать из школы, что было для него страшнее всего. Но как же все-таки хорошо, что люди не остаются равнодушными и проявляют милосердие к другим! Именно так поступила молодая учительница французского языка, забыв о страхе увольнения с работы. Она думала лишь о том, как помочь мальчику. И просто не была равнодушной.
    Это не единственный литературный пример, который я могу привести. Так автор стихотворения “Тревоги” Эдуард Асадов показывает нам, что противоположность любви не ненависть, а равнодушие:
    Как быть нам? Что важно, а что не важно?
    И вдруг я открыл: подожди, послушай!
    Любое кипенье совсем же не страшно,
    Самое страшное – равнодушие!
    Как точно сказано!  Ведь равнодушие – это и есть бездушие. А бездушный человек не может любить, сострадать. Своим безразличием он будет причинять боль близким и будет опасным для других. Так поэт говорит нам, что “пока мы смеемся, бушуем, судим, любить мы друг друга, ей-богу, будем!”. Автор стихотворения показывает нам, что равнодушие – это  самое опасное и страшное чувство для человека.
    Таким образом, равнодушие действительно опасно. Равнодушие может привести к полному бездушию, а это губительно не только для “бездушного” человека, да и для окружающих.  Надеюсь, что мне удалось доказать свою точку зрения.

  8. Данный пример доказывает то, что неравнодушие к своей стране, к людям, которые ее защищают, помогает спасти жизни и облегчить ее другим.
    В противовес достойного поступка Наташи, Элен и Анатоль оказались менее гуманными. В тяжёлый 1812 год брат и сестра не помогали народу, были повержены своим эгоизмом и малодушием. Становится понятно, что если бы и они были добрее, то смогли бы спасли больше людей, стать человечнее. Равнодушие к своей стране, которое они проявили, не только обесчестило их, но и подвергло угрозе других, ни в чем неповинных людей.
    Таким образом, равнодушие к стране, к ее жителям, несёт за собой только трагичные последствия. Нужно быть отзывчивым человеком, даже в те моменты, когда ты рискуешь чем-либо своими или переступаешь через свои принципы. Есть такие ситуации, в которых твоё отношение к стране, может быть решающим. Главное, суметь вовремя принять участие в жизни страны, сделать всё, что в твоих силах. Ведь мы, жители одной страны – одна большая семья. Сегодня ты помог нуждающемуся, а завтра помогут тебе. Но нельзя рассчитывать на помощь из вне, если ты сам оказался безучастным в чужом горе. Проявляя добро к жителям страны, ты помогаешь всей стране, ведь общий настрой очень важен для государства.

  9. Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
    “Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Равнодушие и отзывчивость
    А. П. Чехов «Тоска»
    Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
    И. С. Тургенев «Два богача»
    Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
    А. Куприн «Чудесный доктор»
    Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
    И. А. Бунин «Лапти»
    Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
    Кондратьев «Сашка»
    Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
    М. Карим «Помилование»
    Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
    В. Распутин «Прощание с Матерой»
    Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
    В. Распутин «Уроки французского»
    Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
    Б. Екимов «Ночь исцеления»
    Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
    А. Платонов «Песчаная учительница»
    Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
    А. Платонов «Корова»
    Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
    А. Платонов «Юшка»
    Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
    К. Паустовский «Телеграмма»
    Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
    В. Астафьев «Записка»
    Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
    О.Генри «Последний лист»
    Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
    Е. Носов «Кукла»
    Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
    «Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
    Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
    О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Смелость и трусость
    Цели и средства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *