Сочинение слово о полку игореве на тему победа и поражение

12 вариантов

  1. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  2. Сочинение «Слово о полку Игореве» как героическая воинская поема
    «Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность. Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним. Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.
    В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников. После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.
    В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение». Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы. Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.
    Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.
    А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.
    Основная идея «Слово о полку Игореве» — единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  3. Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын — Владимир Путивльский, племянник — князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, высту­пили в поход на половцев, не сговорившись с киевским князем Святосла­вом. У реки Оскола Игорь дождался своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше.
    Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и го­товы к бою. Игорь сказал своим воинам, что возвращаться поздно и стыдно для русской дружины. Когда началась стрельба из луков, половцы бежали. Русские овладели землями половцев и захватили много пленных. Князь Игорь не захотел закончить эту битву. Он был молод и недальновиден в решениях. Высокое чувство воинской чести, муки страдающего самолю­бия — все это окрыляло его в походе.
    На следующий день было еще одно сражение. Небольшое русское вой­ско увидело, что собрало против себя «всю половецкую землю». Несмотря ни на что, Игорь не повернул свои полки обратно. Княжеские войска от­важно бились трое суток. Игорь был ранен в правую руку. Воины и кони изнемогали от жажды. Много полегло на поле брани русских. На рассвете утром черниговские полки дрогнули. Князь Игорь поскакал за ними, чтобы остановить, но ему это сделать не удалось. Игорь оказался отрезан от своего брата Всеволода и схвачен в плен половцами.
    В первом сражении князем руководила смелость, искренность, любовь к Родине. Теперь же он стремился к личной славе, не объединился с дру­гими князьями для совместной борьбы с врагами. Игорь действовал в по­ходе с исключительной отвагой, но он не принес никакой пользы своему Отечеству, наоборот, он открыл половцам путь на русские земли. Впервые за всю историю борьбы с половцами князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену, и их войско потерпело такое страшное поражение.

  4. Величайшая патриотическая поэма «Слово о полку Игореве» посвящена не победам, которых немало было в истории русского войска, а страшному поражению, в котором князь впервые в русской истории оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным. Читая «Слово», мы видим опасность, суровую действительность, Русь, страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев. Русским князьям не хватало единства в борьбе с
    врагом, они выступали против степи с немногими разрозненными силами. Враждовавшие между собой князья не могли сопротивляться страшному врагу Руси, объединившемуся тогда под властью хана Кончака.
    Князь Игорь мужественно и прямо смотрел в лицо правде. Войско его было невелико. Весной 1185 года медленно двигалось оно по бескрайней дикой степи навстречу врагу. Со всех сторон войско окружала пугающая враждебная неизвестность. Воины помнили о грозном предзнаменовании — солнечном затмении, которое они увидели в самом начале пути и решили, что это не к добру. Но Игорь возразил своим дружинникам: «Братья и дружина! Тайны Божия никто же не весть, а знамению творець бог и всему миру своему. А нам что створить Бог, — или на добро, или на наше зло, — а то же нам видети», — знать заранее о том, что их ждет, невозможно, со временем их судьба будет ясна.
    Автор «Слова» очень живо описывает уход русского войска на сражение и восклицает: «О Руская земле! уже за шеломянем еси!», что позволяет предположить, что он тоже бывал в военных походах и поэтому так точно мог передать и душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с Родиной.
    За войском следуют хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани. Врага можно ждать отовсюду. Узнав, что половцы вооружены и готовы к бою, Игорь не стал обманывать своих воинов: битвы не избежать, возвращаться стыдно, нужно начинать бой, в близкой победе которого он не уверен. «Братья, сего есмы искали, а потягнем», — говорит своим воинам Игорь. Князь взывает к чести, долгу и мужеству воинов и не говорит о скорой победе. После первой легкой победы над половцами, когда войско было окружено врагами и воины увидели, что против них собралась вся половецкая рать. Когда враги стали наступать со всех сторон и русские князья растерялись, Игорь снова подбадривает своих воинов и напоминает им, что они знали, что делали, выступая против вражеских полков, и отступать некуда.
    В войске Игоря были не только обученные воины-дружинники, выступавшие верхом на конях, но и обычные люди — крестьянское ополчение. Игорь приказал дружинникам оставить коней, чтобы сражаться всем вместе, на равных: «Оже побегнемь, утечемь сами, а черные люди оставим, то от бога ны будеть грех, сих выдавше. Пойдем, но или умремь, или живи будемь на единомь Месте».
    Игорь Новгород-Северский — смелый военачальник, любящий свою Родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою князь и его воины проявляют достойные похвалы выдержку и упорство: они сражались три дня, и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод — тоже отважный воин, он сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там лежали отрубленные половецкие головы. Во время битвы Всеволод забывает обо всем: и о почестях, и о богатстве, и о красавице-жене, и о собственной жизни.
    Всеволод не забывает о мужестве и храбрости простых воинов. Он хвалит их за то, что «куряне — опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги известны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
    Доблестная русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Ожесточенный и кровопролитный бой прекратился только тогда, когда совсем некому стало проливать кровь. Автор «Слова» укоряет Игоря за то, что он погубил всю дружину на дне половецкой реки Каялы.
    Когда русские воины потерпели страшное поражение, а сам князь был ранен и схвачен врагами, он мужественно принял вину на себя. Только себя князь Игорь винил в преступлениях, которые совершал против простого народа во время междоусобных войн. Он вспоминает, сколько совершил убийств, сколько пролил крови, сколько горя принес невинным людям, сколько людей было разлучено со своими родными. Игорь кается перед людьми в своих грехах: «И все то совершил я. Недостоин я жить». Игорь был прав, объясняя свое поражение междоусобными войнами русских князей друг с другом. Им не хватало единства в борьбе с врагом, и русские князья выступали против половцев с немногими разрозненными силами. Князья враждовали между собой и поэтому не могли сплоченно и дружно выступать против страшного врага Руси, объединившегося тогда под властью хана Кончака.
    Главным героем «Слова о полку Игореве» является, конечно, вся Русская земля. В создании ее образа автор достигает необычайного мастерства. Образ Родины создан автором с глубоким чувством любви к ней, и защищать ее готов каждый воин до последней капли крови.
    ?

  5. Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.
    В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича. В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек. Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.
    В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.
    Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.
    Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой. В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров. Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства. Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских. В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне. Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.
    В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия. Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом. Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.
    Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю. В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини. Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев. Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».
    Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

  6. 6
    Текст добавил: А СбоКу БанТик

    Страница: [ 1 ] 2
    Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве». созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина – Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор «Слова…» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oiBcry и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    И копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    Своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    Буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. прославлявшего воинские подвиг» русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна». а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет – Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация «Слова…».
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
    К «золотому слову» Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь – пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано «Слово…», поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: «О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!». «О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
    Автор «Слова…» одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор «Слова…» удаление войска и дважды восклицает: «О Русская земля уже ты за холмом!» Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор «Слова…» понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав «поганые» полки половецкие, «помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты».
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве «изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье».
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейчаж «Слова…»: перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи своп на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно -поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего «Слово…» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий «Слово о полку Игореве», по выражению академика А. С. Орлова, «не затерялось,— на границе дикого поля». Во все эпохи «Слово…» было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы.
    Страница: [ 1 ] 2

  7. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и «Слово о полке Игореве» . Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь. Из строк поэмы возникают образы многочисленных русских князей с их доблестями и недостатками, в их сложных взаимоотношениях между собой и иностранными соседями. Я вижу радость победы и боль поражения; я вижу князя Игоря, который ведет в поход свое войско. Игорь Святославич – будто воплощение всех княжеских доблестей. Он – пламенный патриот Русской земли. Зная, что половцы постоянно угрожают напасть на родину русичей, он вместе со своим братом Всеволодом ведет дружину в поход. Надо защитить родную землю, даже если смерть будет ждать в дороге! Игорево войско отправилось в поход. Но вдруг тьма покрыла всех воинов. По поверьям русичей, затмение солнца – это плохой признак, предвестник несчастья. Игорь знает об этом, но не хочет покорятся обстоятельствам. Перед лицом страшной своими фатальными предупреждениями природы он не теряет мужества, присутствия духа и боевой решительности. Игорь преисполнен ратным духом и говорит своей дружине, что лучше смерть, чем плен: «Братья! Лучше же бы погибшим быть, чем пленным быть» . Какой бесстрашный этот человек, ведь Игорь не уверен, ждет ли его победа! Возможно, что он никогда больше не возвратится домой. Но это не может остановить Игоря. Он и не думает о возвращении и хочет вступить в битву с врагами родины и или голову в ней сложить, или победить – напиться шлемом из Дона: «Ибо, – сказал, – копья поломать в конце поля половецкого; с вами, русичи, хочу голову свою положить или выпить шлемом из Дона! » Именно его храбрость и помогает победить в первой битве с половцами. Русские потоптали половецкие полки и, будто стрелы, разлетелись по степи за добычей. их добыча была настолько богатой, что покрывалами, плащами, кожухами и другими половецкими драгоценностями застилали трясину и делали мосты на заболоченных, размытых весенними дождями степных дорогах. Один Игорь пренебрег добычей и взял себе лишь боевые знаки врага – красное знамя, белую хоругву, красный бунчук и серебряную рукоятку. Высокое благородство Игорь показывает и во время решающей битвы, когда он в разгаре боя «разворачивает» полки на помощь брату Всеволоду. Но поражение неминуемо: о нем предупреждала еще природа – и «солнце ему тьмой путь застилало; ночь, стонала ему грозой, птиц возбудила… » Мы видим понурую и скорбную картину трудного положения Руси, к которому привело поражение. И виновны в этом честолюбие и самоуверенность князя Игоря. Предъявляет обвинение ему и Святослав, автор бессмертного «золотого слова» . Говорит он, обращаясь к Игорю и Всеволоду: «Вы же сказали: «Мужаемся сами – прошлую славу сами заберем и грядущую сами поделим! » Они не послушали своего «отца» Святослава и этим пробудили коварство половцев, развязали им руки, дали повод нарушить мир. Вечным укором Игорю будет то, что он утопил покой и благосостояние Руси на дне реки Каялы, много насыпал туда русского золота, а сам пересел с золотого княжеского седла в седло рабское, т. е. попал в плен. Но все ж таки автор «Слова» сочувствует Игорю. Он радуется, когда князю удалось убежать из плена, описывая, как и Бог, и природа помогают ему. Автор преподносит поступки Игоря в сказочно-легендарном стиле. Он побежал горностаем, прыгнул на быстрого коня, а потом соскочил с него серым волком. Соколом взлетал он под тучи, сбивал гусей и лебедей на завтрак, обед и ужин. Под радостное приветствие Игорь прибывает в Киев. К счастливым голосам присоединяется и голос самого автора: «Как тяжело телу без головы, так и Русской земле без Игоря».

  8. “Слово о полку Игореве” уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Оно как магнитом притягивает к себе взоры многих и многих людей, даже целых поколений. Это произведение волнует загадочной историей своего открытия и опубликования, волнует проблемой подлинности, которая так и не решена до конца. Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списке XVI века была преподнесена Екатерине II, но во время пожара в Москве сгорела. До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке.
    О чем же рассказывается в этой поистине бессмертной книге? Сюжет ее тоже загадочен. В центре внимания автора не победа, а поражение. Поражение князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.
    В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли.
    Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя. Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать преданность союзу русских князей против половцев. Его планы простирались очень далеко: он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань.
    Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к Родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.
    Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а “поганые” рыскали по Русской земле.
    Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Киевским.
    “Слово о полку Игореве” было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор “Слова” смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной. Он зовет их защищать Русскую землю. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в “Слове” нет и тени уныния. Вся поэма как бы обращена к будущему.
    Таким образом, “Слово о полку Игореве” — это призыв к единению. Каким же представлялось автору “Слова” то единство Руси, к которому он звал своих читателей?
    Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собою. Нужна была такая сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор “Слова” — сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель. В “Слове” мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществиться объединение русских земель.
    Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор “Слова о полку Игореве” воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем “Слова” является не какой-либо из князей, а весь русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в “Слове”.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует обширные пространства. Он ощущает Родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие обширные географические пространства. Половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Образ Родины, полной городов, рек и многочисленных обитаталей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — “стране незнаемой”, ее холмам, болотам, “грязевым местам”.
    Автор “Слова о полку Игореве” рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    ?

  9. 9
    Текст добавил: ДоБрО ПоЖаЛоВаТь

    Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как “опытные воины”, а воины-богатыри черниговцы “без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны также страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: “Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Иго-ревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общимисилами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: “О Донец! Немало тебе величья…”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. “Слово…” заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
    ?

  10. Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве». созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина – Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор «Слова…» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oiBcry и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    И копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    Своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    Буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. прославлявшего воинские подвиг» русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна». а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет – Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация «Слова…».
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
    К «золотому слову» Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь – пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано «Слово…», поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: «О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!». «О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
    Автор «Слова…» одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор «Слова…» удаление войска и дважды восклицает: «О Русская земля уже ты за холмом!» Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор «Слова…» понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав «поганые» полки половецкие, «помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты».
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве «изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье».
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейчаж «Слова…»: перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи своп на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно -поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего «Слово…» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий «Слово о полку Игореве», по выражению академика А. С. Орлова, «не затерялось,— на границе дикого поля». Во все эпохи «Слово…» было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего «Слово о полку Игореве». затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.

  11. Древнерусская поэма “Слово о полку Игореве”. созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина-Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор “Слова…” смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oiBcry и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    и копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. прославлявшего воинские подвиг” русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель “Слова…” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить “не по замышлению Бояна”. а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет -Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация “Слова…”.
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже “кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди.
    К “золотому слову” Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция “Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано “Слово…”, поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: “О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!”. “О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!”
    Автор “Слова…” одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор “Слова…” удаление войска и дважды восклицает: “О Русская земля уже ты за холмом!” Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор “Слова…” понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав “поганые” полки половецкие, “помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты”.
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве “изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье”.
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейчаж “Слова…”: перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…”, быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи своп на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно-поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего “Слово…” к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий “Слово о полку Игореве”, по выражению академика А. С. Орлова, “не затерялось,— на границе дикого поля”. Во все эпохи “Слово…” было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего “Слово о полку Игореве”. затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.
    ?

  12. Драгоценнейший памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Это произведение посвящено походу 1185 года новгорд-северского князя Игоря Святославича на половцев. На примере неудачи Игоря автор «Слова» дает урок всем русским
    князьям, призывает к единению в борьбе с врагами.
    Сохранилось два других рассказа о неудачном походе Игоря Святославича: один — в южных летописях, второй — в северных. Авторы летописных рассказов стремились передать как можно больше фактов, а «Слово» очень поэтично, оно не столько рассказывает о походе Игоря, сколько оплакивает неудачу, сетует, скорбит, призывает русских князей соединить свои полки против половцев, отомстить за поруганную Русскую землю. Но и летописи, и «Слово» опираются на действительно имевшие место события и полны искренней, горячей любви к Родине.
    «Слово о полку Игореве» состоит из трех основных частей, которые автор часто прерывает размышлениями о современности и прошлом Русской земли. Во вступлении автор «Слова» говорит о том, что он решил творить по действительным событиям своего времени.
    В первой части «Слова» изображено событие, взволновавшее Русь. Автор показывает, как продвигается немногочисленное войско Игоревой дружины, затем рассказывает о двух битвах дружины. Сначала русские побеждали: «Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки…» Но воинам рано радоваться: зловещей огромной темной тучей наступает орда половцев. Автор так описывает кровопролитное сражение: «… летят стрЪлы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копиа харалужныя… Чръна земля подъ копыты костьми была посЪяна, а кровию польяна…» Читатель словно слышит шум битвы, бряцание копий и представляет ожесточенный бой.
    Во второй части автор «Слова» объясняет причины поражения русского войска. Князь Святослав, мудрый полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, упрекает их в безрассудности и самонадеянности: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». Необдуманный поход северских князей принес людям много горя: «кричат под саблями половецкими» русские люди, ни в чем не повинные.
    В третьей части «Слова» автор размышляет о судьбах Руси и ищет пути, которые должны привести к победе над кочевниками. Автор поэмы взволнованно призывает русских князей — Всеволода Суздальского, Ярослава Осмомысла Галицкого и других властителей обширных и могучих, но разрозненных киевских княжеств объединиться и всем вместе выступить против половцев, защитить и отстоять Русскую землю, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича», загородить полкам половецким «ворота своими острыми стрелами».
    Не только мужчины, но и женщины готовы отстоять родную землю. Жена Игоря Ярославна горько плачет в Путивле на крепостной стене и умоляет силы природы помочь любимому вернуться на Родину:
    О, ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки
    на своих легких крыльицах
    на воина моего милого?
    Ярославна с плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое светит для всех тепло и прекрасно, а в сухой степи жжет своими лучами русских воинов. Ее голос летит до самых границ Руси, и князь будто слышит его и бежит из «земли незнаемой» в родные края. Игорь понимает, в чем его вина перед Родиной, но князь Святослав и соотечественники прощают героя.
    Автор поэмы хочет, чтобы русские князья объединились и дали отпор общему врагу.
    Он обращается ко всем русским князьям поочередно, призывает их к ответу и напоминает об их долге перед Отчизной. Автор призывает их защищать Русскую землю, заградить врагам ворота своими острыми стрелами. Хотя автор «Слова» и пишет о поражении, в его словах нет уныния и отчаяния. Поэма — зов перед боем, авторские слова пронизаны заботой о будущем Руси. Победа еще не настала, еще рано торжествовать и радоваться. Для автора «Слова» битва со страшным врагом еще не закончена, ведь конец сражения должен быть победой, это же поражение для него — только начало битвы. Это поражение должно объединить русских князей. Автор «Слова о полку Игореве» призывает не торжествовать — еще рано, а начинать битву за родную землю — вот путь, который видит автор «Слова»
    Автор смело требует от князей согласованных действий против общих врагов Руси и укоряет и стыдит их за бездеятельность: «Где же ваши золотые шеломы и сулицы лядские и щиты? Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
    По словам Д. С. Лихачева, только «переживший сам душевную утрату мог с такой психологической верностью передать свое смятенное состояние, свое нежелание поверить в случившееся несчастье». В «Слове» чувствуется замечательный Русский дух последующей русской литературы, высокое сознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *