Сочинение тема героизма на войне

5 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Наглый романтик

    Изображение подвига человека на войне является традиционным еще со времен “Слова о полку Игореве” и “Задонщины”. Личный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого “Война и мир” порождает “скрытое тепло патриотизма”, ломавшее “хребет врагу”. Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуации нравственного выбора и победу над самим собой.
    Начавшаяся Великая Отечественная война для советских людей стала и “народной войной”. На протяжении всей истории России любые посягательства на российскую независимость и целостность вызывали общенародный протест и стойкое сопротивление. И в этой войне весь советский народ, редкими исключениями, поднялся на войну с врагом, олицетворением которого был германский фашизм.
    Среди прошедших войну было много будущих поэтов и писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Астафьев, Д. Самойлов, С. Орлов, С. Гудзенко, Б. Окуджава. В основном их произведения были напечатаны уже после смерти Сталина, а многие пробы пера получали резкую критику за то, что они показали не столько мощь государства и оружия, сколько страдания и величие человека, брошенного в пекло войны.
    Одним из запомнившихся мне произведений о войне стала повесть В. Некрасова “В окопах Сталинграда”. В ней подвиг многих людей показан не традиционно, не так, как это привыкли подавать читателям авторы многочисленных книг о войне. В этой книге подвиг показан как повседневная жизнь простых солдат.
    В повести “В окопах Сталинграда” В. Некрасов открыл правду окопа — жизнь рядового войны — пехотинца. В этом произведении автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается исход битв. К нашему стыду, за это произведение В. Некрасова исключили из Союза писателей, а в 1974 году выслали из страны. Эта книга начала целое направление в литературе о войне. В. Некрасов рассказал о мужественных людях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь — на день, месяц, год.
    Главный герой повести — Ю. Керженцев. В одном эпизоде он рассматривает две фотографии своего друга Игоря, сравнивает их. На довоенной фотографии Игорь изображен веселым, хорошо одетым, а на фотографии времен войны — изможденным и осунувшимся. Впечатление, что на фотографиях разные люди. И не случайно в начале повести прозвучат слова: “Жизнь солдатская, будь она проклята!” Боль за страшные потери и мучения звучит в словах повести: “…полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только насквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине России”. В. Некрасов так изображает быт войны, что кажется невероятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты сражения, дороги, недолгое обживание новых мест.
    На войне каждый день одно и то же, а это целая история солдатской жизни. “Тогда-то минировали и всех накрыло, а гда-то сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку рострелили”.
    У В. Некрасова человек на войне изображается на грани :ежду жизнью и смертью. Еще одна правда этой страшной войны: секунду назад — жизнь, а сейчас — уже нет.
    Главного героя поражает: “Товарищей хоронят над Вол гой — просто как-то, здесь был вчера, а сегодня — нет, а завтра, может быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до конца войны”. От такой простоты становится страшно.
    “Дымящийся окурок на губе трупа •— это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распоротого живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв”. Убитый солдат с дымящимся окурком на губе — это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью.
    Нам, читателям, страшно от будничности, в которой потерялась даже смерть. “Завтра проснутся люди и увидят, кого нет; люди пойдут молча, смотря под ноги и не оглядываясь”.
    Нам и места в землянке хватало вполне,
    Нам и время текло для обоих…
    Все теперь одному, только кажется мне,
    Это я не вернулся из боя.
    В. Высоцкий
    В. Некрасов показал войну изнутри, глазами солдата. А это значит, что она представлена правдой, настоящей и страшной правдой. В этой войне каждый солдат совершал не только подвиг, но и пережил позор отступления, не только четкое проведение военных операций и победы были в ней.
    Каждый мечтал о покое, об уютном домике, где можно было бы находиться в кругу семьи и слушать музыку, а не гром далеких канонад. Такие же надежды и мечты были у Ю. Керженцева, но когда он вернулся домой, то воспоминания о войне не давали ему покоя. “На душе был какой-то осадок, и, хотя он не дезертир и не трус, было такое ощущение, что он и то и другое”.
    О таком состоянии солдат, вернувшихся с войны, я знаю от своего деда. В моей семье воевали дед и прадед.
    Дед пошел на войну семнадцатилетним парнем, без разрешения уйдя из дома и присоединившись к псковским партизанам. Позже он воевал в армии, закончив войну в Кенигсберге.
    Прадед воевал в артиллерийских войсках и был водителем ракетной установки “Катюша”.
    Оба они имеют ордена и медали.
    Дед был ранен, а из деревни, откуда ушел на войну прадед, только в его семье вернулись домой все мужчины. В других семьях недосчитались где по одному, где по два человека, но все вернувшиеся долгие годы были душевно подавлены. Дед всегда неохотно рассказывал о пережитом на войне.
    В мою память врезались глаза героя кинофильма Л. Шепитько “Восхождение”, снятого по повести В. Быкова “Сотников”. Сотников стоит уже под петлей виселицы, через минуту жизнь его закончится. Он смотрит на Рыбака, который, думая спасти свою жизнь, “временно” пошел в услужение к немцам. В глазах Сотникова нет страха, в них презрение к предателю и выражение уверенности в том, что принять смерть, не запятнав чести, достойнее, чем принять дар жизни из рук врага. Это является главной идеей повести В. Быкова “Сотников”. Подобный нравственный выбор совершали и другие герои, превозмогая физические и нравственные мучения, как А. Соколов, тоже попавший в плен. В рассказе М. Шолохова “Судьба человека” многое кажется нереальным, но обострение сюжетных ходов только подчеркивает героизм натуры А. Соколова: три стакана водки у фашистов на глазах выпивает изможденный человек, заставляя себя устоять на ногах, бежит с каменоломни, под обстрелом пробивается через линию фронта.
    В. Теркин в поэме А. Твардовского дважды переплывает реку с ледяной водой, остается жив, потому что его нравственный выбор как солдата был однозначен, иного способа закрепить военный успех он не видел.
    Когда сегодня мы пытаемся осмыслить подвиг людей в этой войне, то видим, что он заключается в силе русского народа, а самое главное — в мужестве и вере в Победу.
    Надо помнить не только героизм наших людей, но и миллионы погибших от пуль, голода, непосильного труда, в плену. В известной песне о войне на слова поэта-фронтовика Б. Окуджавы поется: “…нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим”. В. Некрасов был одним из тех людей, кто готов был заплатить любую цену за Победу, и тем выше надо ценить героизм русского солдата.
    Победив Германию, мы в глазах всего мира победили фашизм. Из трагического опыта XX века видно, что фашизм всегда появляется в периоды политической и экономической нестабильности в государстве. К сожалению, это сейчас наблюдается в России. Национал-социалистические, либерально-демократические движения объединяются под знаком свастики. И я ощущаю то же, что и герой стихотворения В. Высоцкого:
    Здесь, на трассе прямой,
    мне, не знавшему пуль, показалось,
    что и я где-то здесь
    довоевывал невдалеке.
    Потому для меня
    и шоссе, словно штык, заостряясь,
    и лохмотья свастик
    болтались на этом штыке.
    Русский фашизм легко и безболезненно распространяется по России, потому что православная страна наша всегда терпимо относилась к исповедующим другую веру, придерживающимся другой идеологии. Но я верю, что русским фашистам не удастся достичь своей цели в установлении новой диктатуры. Здесь уже моему поколению надо приложить все усилия, чтобы не допустить возрождения фашизма, прихода его к власти. Это ведь тоже своего рода война. В. Высоцкий прав в том, что “зло называется злом даже там, в светлом будущем нашем”, и “добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем”.
    В год пятидесятилетия Победы мы еще раз склоняемся перед всеми защитниками Родины и перед писателями, которые правдиво изобразили все ужасы войны, ибо их вклад в Победу именно в этом. Они вступили в неравную борьбу с ложью, показухой, жестокой и несправедливой критикой и все же победили.
    Победа народа в той страшной войне — это победа каждого простого солдата, подвиг которого уже в том, что он был в этой войне. Заслуга русских писателей, развивавших традиционную для нашей литературы тему войны, именно в том, что они показали, как единичность подвига рождала массовый героизм.
    Беру!

  2. Ответ оставил Гость
    Героизм — выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.Героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Много памятников и обелисков героям стоит на нашей земле… В День Победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены, к Вечному огню, зажженному в честь погибших героев — защитников Москвы.Куда б ни шел, ни ехал ты,Но здесь остановись,Могиле этой дорогойВсем сердцем поклонись…И для тебя, и для меняОн сделал все, что мог,Себя в бою не пожалел,А Родину сберег.Можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах». Не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончиться для «героя».Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего — это героизм.Есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм духа. Яркий пример такого героизма — в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, — словом, все истинно человеческие качества.В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.В годы Великой Отечественной войны героизм проявляли и дети, которым было лишь по 10—14 лет. Они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли. Героями становятся и в мирной жизни. Жарким летом 1972 г. восемнадцатилетний рязанский тракторист Анатолий Мерзлов работал на пшеничном поле. От случайной искры загорелся хлеб. Анатолий на растерялся и вступил в борьбу со стихией. Спасая урожай и свой трактор, юноша погиб. Он рисковал жизнью потому, что хотел спасти, народное добро.Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.

  3. Героизм
    Героизм — выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.
    Героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Наш народ чтит память воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Много памятников и обелисков героям стоит на нашей земле… В День Победы, 9 мая, наши соотечественники возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены, к Вечному огню, зажженному в честь погибших героев — защитников Москвы.
    Куда б ни шел, ни ехал ты,
    Но здесь остановись,
    Могиле этой дорогой
    Всем сердцем поклонись…
    И для тебя, и для меня
    Он сделал все, что мог,
    Себя в бою не пожалел,
    А Родину сберег.
    Можно стать героем и в простых, будничных делах, не только во время войны. Выдающиеся мыслители говорили: «Нередко отвага людская больше познается в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна не только в битвах, но и в простых житейских делах». Не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет — это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончиться для «героя».
    Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего — это героизм.
    Есть героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы, человеколюбия. Это героизм духа. Яркий пример такого героизма — в судьбах людей, которые в нечеловеческих условиях ленинградской блокады, гитлеровских и сталинских лагерей и других подобных испытаниях сохраняли в себе достоинство, мужество, доброжелательность, — словом, все истинно человеческие качества.
    В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, вы слышали об Иване Сусанине. Этот костромской крестьянин завел в дремучий лес отряд врагов. Он знал, что они убьют его, лишь только обнаружат обман. И все-таки он шел, чтобы спасти других русских людей.
    В годы Великой Отечественной войны героизм проявляли и дети, которым было лишь по 10—14 лет. Они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли. Героями становятся и в мирной жизни. Жарким летом 1972 г. восемнадцатилетний рязанский тракторист Анатолий Мерзлов работал на пшеничном поле. От случайной искры загорелся хлеб. Анатолий на растерялся и вступил в борьбу со стихией. Спасая урожай и свой трактор, юноша погиб. Он рисковал жизнью потому, что хотел спасти, народное добро.
    Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто знает, не подстерегает ли на этот раз их непредвиденное? И всё же они уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.

  4. Девиз гвардейцев – быть
    всегда героями – нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который
    совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у
    разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16
    ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим
    отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными
    мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,— с
    таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них,
    в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел.
    Примеру панфиловцев
    последовали многие другие подразделения и части, экипажи самолётов, танков и
    кораблей.
    Во всём величии предстаёт
    перед нами легендарный подвиг десантного отряда под командованием старшего
    лейтенанта К.Ф.Ольшанского. Отряд в составе 55 моряков и 12 красноармейцев в
    марте 1944 года совершил дерзкий налёт на немецкий гарнизон в городе Николаеве.
    Восемнадцать ожесточённых атак отразили советские воины в течение суток,
    уничтожив четыреста гитлеровцев и подбив несколько танков. Но и десантники понесли
    огромные потери, силы их были на исходе. К этому времени советские войска,
    наступавшие на Николаев в обход, добились решающего успеха. Город был свободен.
    Все 67 участников десанта,
    из них 55 посмертно, удостоены звания Героя Советского Союза. За годы войны
    этого высокого звания были удостоены 11525 человек.
    «Победить или умереть» – только
    так стоял вопрос в войне с германским фашизмом, и наши воины понимали это. Они
    сознательно отдавали жизнь за Родину, когда этого требовала обстановка.
    Легендарный разведчик Н.И.Кузнецов, отправляясь в тыл врага с заданием писал: «Я
    люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как
    свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения её от
    немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен
    русский патриот и большевик. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить
    наш народ невозможно, также как и погасить Солнце».
    Ярки примером,
    олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской
    пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге
    он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим
    поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи
    сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал
    маяком, на который равнялись другие герои-воины.
    Какая сила духа была
    проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный
    огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из
    первых, кто совершил такой подвиг. Подвиг этого русского солдата повторили
    десятки бойцов других национальностей. Среди них узбек Т.Эрджигитов, эстонец
    И.И.Лаар, украинец А.Е.Шевченко, киргиз Ч.Тулебердиев, молдованин И.С.Солтыс, казах
    С.Б.Байтагатбетов и многие другие.
    Вслед за белорусом Николаем
    Гастелло направили свой горящий самолёт на врага русские лётчики Л.И.Иванов,
    Н.Н.Сковородин, Е.В.Михайлов, украинец Н.Т.Вдовенко, казах Н.Абдиров, еврей
    И.Я.Иржак и другие.
    Конечно, самоотверженность,
    презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю
    жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им
    мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного
    положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек
    идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.
    Благодаря этим же причинам,
    благодаря железной дисциплине и воинскому мастерству, миллионы советских людей,
    смотревших смерти в лицо, победили и остались живы. Среди этих героев 33
    советских богатыря, которые в августе 1942 года на подступах к Волге одержали
    победу над 70 танками противника и батальоном его пехоты. Почти невероятно, но,
    тем не менее, факт, что эта небольшая группа советских воинов во главе с
    младшим политруком А.Г.Евтифьевым и заместителем политрука Л.И.Ковалёвым, имея
    только гранаты, автоматы, бутылки с горючей смесью и одно противотанковое
    ружьё, уничтожила 27 немецких танков и около 150 гитлеровцев, а сама вышла из
    этого неравного боя без потерь.
    В годы войны очень ярко
    проявились такие качества наших солдат и офицеров, как стойкость и
    несгибаемость воли при исполнении воинского долга, составляющие важный элемент
    подлинного героизма. Даже в труднейших условиях начального периода войны
    основная масса наших воинов не впала в уныние, не потеряла присутствие духа,
    сохранила твёрдую уверенность в победе. Мужественно преодолевая «танко- и
    самолётобоязнь», неопытные солдаты становились закалёнными бойцами.
    Всему миру известна железная
    стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя,
    Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и
    находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из
    таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас
    лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы.
    Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не
    дрогнет – он будет уничтожен».
    Великой стойкостью и
    мужеством отмечены действия советских воинов в историческом сражении на Волге.
    Переднего края в сущности не было – он был повсюду. Ожесточённая кровопролитная
    борьба шла за каждый метр земли, за каждый дом. Но и в этих невероятно тяжёлых условиях
    советские воины выстояли. Выстояли и победили, прежде всего, потому, что здесь
    сложился сплочённый воинский коллектив, здесь была идея. Именно общая идея была
    той цементирующей силой, которая объединяла воинов и делала их стойкость
    поистине железной. Слова «Ни шагу назад!» для всех бойцов и офицеров стали
    требованием, приказом, смыслом существования. Защитников воинской твердыни
    поддерживала вся страна. 140 дней и ночей непрерывных боёв за город на Волге –
    это подлинная эпопея народного героизма. Легендарную стойкость города на Волге
    олицетворяют его прославленные герои, среди них сержант И.Ф.Павлов,
    возглавлявший горстку храбрецов, проникших в один из домов. Этот дом,
    превращённый в неприступную крепость, вошёл в летопись войны как Дом Павлова.
    Никогда не померкнет память о подвиге связиста В.П.Титаева, который, погибая,
    зажал зубами порванные концы провода и восстановил нарушенную связь. Он и
    мёртвый продолжал бороться с фашистами.
    Курская дуга – здесь
    гитлеровское командование хотело взять реванш и изменить ход войны в свою
    пользу. Однако героизм советских людей не знал границ. Казалось, что наши бойцы
    превратились в бесстрашных богатырей и никакая сила не способна удержать их от
    выполнения приказа Родины.
    Только одна 3-я истребительная бригада за четыре дня боев отразила
    20 атак и уничтожила 146 вражеских танков. Героически защищала свои боевые
    позиции у села Самодуровка батарея капитана Г.И.Игишева, на которую устремилось
    до 60 фашистских танков. Уничтожив 19 танков и 2 батальона пехоты, почти все
    батарейцы погибли, но не пропустили врага. Село, у которого проходил бой, носит
    имя Героя Советского Союза Игишева. Летчик гвардии лейтенант А.К.Горовец на
    самолете-истребителе, фюзеляж которого украшала надпись «От колхозников и
    колхозниц Горьковской области», один вступил в бой с большой группой вражеских
    бомбардировщиков и сбил 9 из них. Посмертно ему было присвоено звание Героя
    Советского Союза. В боях под Орлом образец доблести и мужества показал летчик
    А.П.Маресьев, вернувшийся в строй после тяжелого ранения и ампутации голеней
    обеих ног и сбивший 3 вражеских самолета.
    Враг был остановлен по всему фронту и советские войска перешли в
    контрнаступление. В этот день в районе деревни Прохоровки произошло самое
    крупное в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон
    участвовало около 1200 танков. Основная роль в нанесении контрудара по
    наступающему врагу принадлежала 5-й гвардейской танковой армии под
    командованием генерала П.А.Ротмистрова.
    Освободив Украину и Донбасс, советские войска вышли к Днепру и
    сходу начали форсирование реки одновременно на многих участках. Передовые части
    на подручных средствах – рыбачьих лодках, плотах, досках, пустых бочках и т. п.
    – преодолевали эту мощную водную преграду и создавали необходимые плацдармы.
    Это был выдающийся подвиг. Около 2500 солдат и офицеров за успешное
    форсирование Днепра были удостоены звания Героя Советского Союза. Выход к
    нижнему течению Днепра позволил нашим войскам блокировать противника в Крыму.
    Ярким примером мужества и
    необыкновенной отваги является боевая деятельность разведчика Героя Советского
    Союза В.А.Молодцова и его боевых товарищей И.Н.Петренко, Яши Гордиенко и
    других. Обосновавшись по заданию органов государственной безопасности в
    катакомбах Одессы, оккупированной врагом, и испытывая величайшие трудности (не
    доставало продуктов, фашисты травили их газом, замуровывали входы в катакомбы,
    отравляли воду в колодцах и т.д.), разведывательная группа Молодцова в течении
    семи месяцев регулярно передавала в Москву ценные разведывательные данные о
    противнике. Они остались до конца верны своей Родине. На предложение подать
    прошение о помиловании Молодцов от имени своих товарищей заявил: «Мы на своей
    земле у врагов помилования не просим».
    Воинское мастерство
    чрезвычайно усиливало стойкость и другие морально-боевые качества наших воинов.
    Вот почему в овладении оружием, техникой, новыми приёмами боя наши солдаты
    вкладывали всю душу. Известно какое широкое распространение на фронте приобрело
    снайперское движение. Сколько тут было славных имён, получивших заслуженную
    известность!
    Одна из наиболее характерных
    черт духовного облика наших воинов – чувство коллективизма и товарищества.

  5. Повесть «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасы­вают немецких диверсантов, а у него под началом только молоденькие девушки. Предполагая, что немцев не очень много, Васков решает уничтожить захватчиков с помощью пятерых своих «вояк». И он действительно выполняет свое задание. Но слишком дорогую цену заплатил Васков (луч­ше без фамилии: акцента на личной вине Васкова у автора нет, строго судит себя сам герой. — Прим. авт.) за побед­ный итог боя.
    Не очень уважали девушки своего старшину: «пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла лучшие че­ловеческие качества старшины, готового пожертвовать своей жизнью ради спасения девушек. Старшина — на­стоящий боец, ведь он и всю финскую прошел. Наверное, именно благодаря таким Васковым была одержана вели­кая победа в войне.
    Одной из моих любимых героинь в этой повести стала Рита Осянина. Совсем нелегкая судьба сложилась у этой хрупкой, молоденькой девочки. Сержант Осянина была помощником старшины в группе. Васков сразу выделил ее среди остальных в группе: «строга, не смеется никогда». Рита погибает последней в группе, и она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в тру­сости. Как ясно представляется мне состояние девушки в эти последние мгновения. Как хорошо дышать… Ловить последние секунды этой самой большой, самой чудесной радости вдыхать этот терпкий, бодрящий воздух! Как хочется, как хочется жить!.. Еще час, еще минуту! Еще се­кунду!!! Но все решено. Сделано все, что нужно и можно. Своего же ребенка Рита вверяет старшине, как самому дорогому человеку.
    Рыжая красавица Комелькова трижды спасает груп­пу. Первый раз в сцене у протоки. Во второй- помогая старшине, которого уже почти победил немец. В тре­тий — она принимает огонь на себя, уведя фашистов от раненой Осяниной. Автор любуется девушкой: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские — зеленые, круглые, как блюдца». Писатель заставляет читателя почувствовать всю важность и глубину Жениного подвига. Я не знаю по­чему, но именно ее судьба поразила меня. Еще в самом начале войны всю семью Жени расстреляли немцы, не по­щадив даже младшего брата. Но, несмотря на это, девуш­ка не очерствела душой, не стала грубой и жестокой. И эта чудесная девушка погибает, но погибает непобежденной, совершая подвиг ради других. Я думаю, что смерть не властна над такими людьми.
    Особую симпатию у читателя (да и у самого старшины Васкова) вызывает Лиза Бричкина. Лиза родилась в ма­леньком домике, в лесной глуши. Дочь лесника, Лиза уже с раннего детства полюбила русскую природу. Мечтатель­ная Лиза. «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Но нет, война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и по­звать подмогу. Умирает с мыслью о своем завтрашнем дне…
    Маленькая и неброская Галя Четвертак… Так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. И смерть у нее была такой же маленькой, как и она сама.
    Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. Поведение каждой из пяти деву­шек — подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. И даже «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожерт­вованием.
    И остается старшина Васков. Один среди боли, муки, один со смертью. Один ли? Впятеро больше теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятан­ного в душе, все раскрывается вдруг. Смерть пяти девчат, его «сестричек», оставляет глубокую рану в душе старши­ны. Ведь в каждой он видит будущую мать, у которой мог­ли быть дети, внуки, а теперь «не будет этой ниточки! Ма­ленькой ниточки в бесконечной пряже человечества!».
    Война не обошла стороной русских женщин, фашисты заставили воевать и матерей, настоящих и будущих, в ко­торых самой природой заложена ненависть к убийству. У этих девушек, совершенно разных по характеру, было одно, объединившее их чувство: они любили Родину, они были готовы на самопожертвование. Они стали солдата­ми. Страшно представить милых, совсем юных девушек с автоматами на плечах. Они пожертвовали своей моло­достью, своим счастьем во имя нашего будущего, нашей радости и молодости. Мы не забудем их. Ибо человече­скую боль забывать нельзя. Нельзя забросить воспоми­нания о ней в самый дальний, самый пыльный угол памя­ти и никогда не доставать их оттуда. Это нужно помнить. Помнить, чтобы не допустить повторения.
    Забыть боль Великой Отечественной войны не только нельзя, но и невозможно. Еще не один десяток лет об этой страшной трагедии народа и об этом великом подвиге российского человека нам будут напоминать сухие циф­ры бездушной статистики. И еще долго, очень долго, даже если сгорят все архивы, об этой трагедии будут напоми­нать нам художественные произведения. И многие поко­ления, читая книги Б. Васильева, Ю. Бондарева, К. Симо­нова, М. Шолохова, В. Некрасова, В. Пановой и других ав­торов, будут вспоминать героическую борьбу российских людей в этой войне, будут чувствовать боль за прерван­ные ниточки человеческих судеб и родов.
    Кроме общей оценки качества сочинения в соответ­ствии с универсальными критериями, рецензентам было предложено подобрать более приемлемый, сти­листически правильный вариант предложений, слово­сочетаний, фраз, отмеченных преподавателем заранее. Здесь они подчеркнуты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *