Сочинение в научном стиле на лингвистическую тему

7 вариантов

  1. Готовые сочинения на лингвистическую тему

    Сочинение 19
    Двоеточие (2 вариант)
    Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
    другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
    этого знака я встречаю в тексте?
    Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
    булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
    предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
    первом.
    Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
    связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
    первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
    Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
    предложении, и обойтись без него нельзя.
    ( 107 слов)
    Сочинение 20
    Вопросительный знак
    «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
    состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
    шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
    как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
    существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
    вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
    Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
    кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
    Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
    служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
    содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
    В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
    предопределяет вопросно-ответную форму общения.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
    могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
    тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
    (150 слов)
    Сочинение 21
    Запятая
    Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
    распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
    важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
    как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
    зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
    встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
    предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
    сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
    «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
    Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
    проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
    от друга.
    Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
    структуру предложения, а значит, и его смысл.
    ( 135 слов)
    Сочинение 22
    Восклицательный знак
    Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
    устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
    звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
    лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
    знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
    восклицательным знаком выражает радость.
    Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
    в конце предложения используется для выражения недоумения.
    В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
    восклицательный знак помогает выразить удивление.
    В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
    своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
    неудовлетворения.
    В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
    трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
    на помощь.
    В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
    следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
    приказ.
    В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
    выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
    бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
    (205 слов)
    Сочинение 23
    Тире
    Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
    письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
    назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
    восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
    отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
    встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
    жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
    сказуемого.
    Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
    увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
    выделительную роль, обособляя приложение.
    В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
    пропуск глагола «есть».
    В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
    отделяет прямую речь от слов автора.
    Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
    предложения был бы не ясен.
    ( 173 слова)
    Сочинение 24
    Точка с запятой
    Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
    итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
    противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
    него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
    этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
    применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
    отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
    бессоюзного предложения.
    Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
    студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
    В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
    взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
    отделения однородных членов друг от друга.
    В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
    ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
    придаточные.
    Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
    предложения, связь между его частями. (178 слов)
    Сочинение 25
    Кавычки
    Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
    прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
    предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
    обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
    Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
    используются для выделения прямой речи.
    Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
    награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
    приложения.
    Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
    знак препинания.
    (90 слов)
    Сочинение 26 (2)
    Нужны ли кавычки как знак препинания.
    Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
    считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
    словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
    то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
    разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
    речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
    спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
    Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
    употребляя его в двойном значении.
    Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
    кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
    необходимо.
    (119 слов)
    Сочинение 27
    Скобки
    Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
    части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
    Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
    раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
    Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
    а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
    указании на источник цитаты.
    Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
    знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
    (84 слова)
    Сочинение 28
    Многоточие
    Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
    означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
    знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
    26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
    недосказанность, возможность продолжения текста.
    Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
    используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
    не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
    Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
    отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
    которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
    Сочинение 29
    Зачем нужна орфография?
    На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
    другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
    перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
    «орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
    получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
    «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
    является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
    зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
    этом тексте?
    Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
    случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
    произношения.
    Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
    Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
    стоящего перед приставкой.
    В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
    правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
    Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
    орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
    Сочинение 30
    Роль публицистического стиля в речи
    Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
    сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
    телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
    деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
    велика. Убедимся на примере этого текста.
    Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
    информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
    Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
    определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
    В предложении…(Вставляю пример)
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
    служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
    важен в жизни.
    (101 слово)
    Сочинение 31
    Каковы функции частиц в русском языке?
    Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
    оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
    множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
    земля бы лежала пепельная».
    Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
    частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
    В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
    «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
    В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
    «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
    Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
    образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
    предложении. (119 слов)
    Сочинение 32
    Союз «чтобы»
    Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
    роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
    из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
    часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
    «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
    сложноподчиненном предложении.
    Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
    вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
    образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
    Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
    солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
    изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
    В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
    этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
    сложноподчиненном предложении.
    Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
    в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
    синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
    сложноподчиненном предложении.(172 слова)
    Сочинение 33
    Роль диалогов в художественном тексте.
    Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
    художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
    синтаксические особенности.
    Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
    (предложение 19-20):
    -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
    -Что именно? – сухо спросила девица.
    Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
    односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
    (предложение 20-23):
    -Что именно?
    -Название?
    Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
    тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
    (96 слов)
    В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
    правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
    эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
    задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
    термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
    тексте.
    Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
    неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
    Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
    сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
    Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
    вооружен…
    Консультация по написанию
    сочинения на лингвистическую тему

    Девятиклассники, вы уже
    знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
    шаблону
    .
    Вот вариант вступления: «
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
    Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст».

    А это вариант вывода в
    сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
    был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
    свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

    А вот с аргументами будет
    сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору,
    эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
    пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
    это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
    кончиться хорошо или плохо»
    . Открываете сочинения на
    лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
    фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
    в качестве синонима.

    Второй аргумент вы можете
    найти в задании В5, касающемся
    вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
    вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
    точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли».
    (Лингвистический
    комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
    А сейчас соединим все, что
    мы приготовили к сочинению.
    Сочинение
    Г. Степанов, на мой
    взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
    о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

    В предложении 12 «Одним
    словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
    имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
    предложении в качестве синонима.

    Интересно предложение 12 и
    с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли.

    Могу уверенно сказать, что
    прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
    языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  2. Сочинение относится к заданиям повышенной сложности, при этом лингвистические темы считаются особенно трудными. Здесь недостаточно умения рассуждать на «общечеловеческие» темы и способностей связно и грамотно изложить результаты своих размышлений в письменной форме. Лингвистическое эссе требует хорошего знания и понимания теоретических основ школьного курса русского языка и навыков анализа конкретных языковых явлений. Поэтому такие темы выбирают обычно школьники, которые уверены в своем знании предмета.
    Однако необходимость «подкованности» в теории компенсируется простотой выполнения задания: такие сочинения пишутся по достаточно простому шаблону. И, освоив алгоритм написания подобной работы и научившись находить в заданном отрывке текста подходящие примеры, можно быстро и качественно написать сочинение-рассуждение на любую лингвистическую тему.

    Суть лингвистического сочинения и требования к нему

    В задании 15-1 участникам экзамена предлагается высказывание или афоризм, имеющий отношение к языку в целом или какому-либо из разделов языкознания (это могут быть цитаты из работ известных лингвистов, афоризмы писателей, высказывания философов или общественных деятелей и т.д.). Основную мысль, заложенную в высказывании, надо раскрыть на примере конкретного языкового материала, причем все приведенные примеры должны быть из отрывка, который уже был прочитан и частично проанализирован при выполнении второй части экзаменационной работы (задания с краткими ответами).
    При этом:
    объем сочинения должен быть не менее 70 слов;
    оно должно быть написано строго на заданную тему;
    в нем должны быть четко выделены введение, заключение и основная часть (именно она должна занимать наибольший объем);
    рассуждения автора должны быть аргументированными, необходимо привести два примера — причем выбирать их нужно только из представленного для анализа текста;
    работа должна быть написана грамотно, с соблюдением правил орфографии и пунктуации, грамматических и стилистических норм.
    Сочинение может быть написано как в научном стиле (главным для которого является точность формулировок и корректная передача информации) или в более свободном публицистическом — здесь допустимы эмоции, риторические вопросы и восклицания и т.д.

    Критерии оценки работы

    Эксперты, проверяющие задания, оценивают сочинение по четырем критериям.
    Наличие аргументированного ответа по теме. Если автор правильно понял тезис, сформулированный в предложенной цитате, грамотно выстраивает теоретические рассуждения и не допускает фактических ошибок, он получает два балла.
    Аргументация тезиса может принести до трех баллов. Чтобы их получить, нужно соблюсти три условия: работать только с анализируемым отрывком; выбрать два примера; охарактеризовать роль каждого из них в данном конкретном тексте.
    Связность, цельность и последовательность изложения оценивается в два балла. Здесь важно соблюдать логику изложения и не забывать делить текст на абзацы. Как правило, введение и заключение представляют собой отдельные абзацы, основная часть может состоять из двух (один пример — один абзац).
    Композиция текста также приносит до двух баллов. Здесь важно следить за соразмерностью и четким выделением частей сочинения и его смысловой законченностью: у эксперта не должно создаваться ощущения, что текст прерывается «на полуслове».
    Кроме того, эксперты оценивают то, насколько грамотно написан текст, есть ли нарушения речевых норм и т.д. – однако здесь баллы начисляются за сочинение и изложение в совокупности (максимум — 10 баллов).

    Алгоритм работы над сочинением

    Внимательно прочитайте высказывание, предложенное в качестве темы для сочинения; определите ключевые слова и подчеркните их. Определите, к какому разделу относится ваша тема и попытайтесь сформулировать смысл высказывания своими словами, опираясь при этом на выделенные «ключи». Запишите получившееся предложение (можно делать это прямо на полях страницы с заданием). По сути у вас получилась смысловая «заготовка» для введения. Однако не стоит писать его прямо сейчас. Лучше сначала подобрать языковой материал.
    Подумайте, какие примеры могли бы пригодиться вам для аргументации сформулированного вами тезиса. Перечитайте задания части два с краткими ответами — вполне возможно, что один подходящий (и уже проанализированный) пример можно будет найти прямо там. Внимательно прочитайте отрывок, предназначенный для анализа, подчеркивая подходящие примеры. Не надо прекращать работу после того, как вы нашли два примера — дочитайте текст до конца, времени это займет немного, зато вам могут встретиться более яркие, «красивые» и показательные языковые ситуации. Убедившись, что у вас достаточно языкового материала, приступайте к написанию черновика.
    Напишите введение. Как правило, оно пишется по схеме «исходное высказывание и как я понимаю его смысл». Вы можете начать текст с предложенной цитаты, приведя ее полностью или частично, обязательно указав фамилию, имя, отчество автора и то, кем он является. Во втором предложении введения приведите свое понимание тезиса, используя заготовленную формулировку» и выразите свое отношение к теме. Как правило, это согласие: на ОГЭ очень редко предлагаются «спорные» лингвистические темы. Для логического перехода к следующей, основной части сочинения, в конце введения можно указать, что вы собираетесь доказать (проиллюстрировать) приведенный тезис, используя примеры из текста.
    Переходите к основной части. Приведите выбранный вами пример (можно цитировать текст или указать номер предложения), поясните, о чем идет речь и опишите его роль именно в этом тексте. Например, если вы пишете о значении суффиксов и выбрали в качестве примера слово «птенчик» — укажите, что используется уменьшительно-ласкательный суффикс, с помощью которого автор, к примеру, подчеркивает миниатюрность размера птенца (или его беззащитность), выражает свои эмоции или пытается пробудить их в читателе. Просторечное или жаргонное слово может быть ярким средством речевой характеристики героя; ряд однородных сказуемых — подчеркивать динамичность происходящего и т.д. Закончив с первым аргументом, переходите к следующему абзацу и работайте над ним аналогичным образом.
    Напишите краткое заключение. Смысл его должен быть примерно следующим: «Итак, на примерах из текста можно увидеть, что (переформулированный исходный тезис), что подтверждает правоту/истинность исходного высказывания».
    Внимательно перечитайте сочинение в целом, проверьте его логичность и правильность деления на абзацы, нет ли грамматических ошибок или повторов слов. Подчеркните сложные с точки зрения орфографии слова, подберите проверочные слова или воспользуйтесь словарем. Проверьте пунктуацию.
    Перепишите готовое сочинение с черновика на бланк, стараясь делать аккуратно и разборчиво.

    Какие аргументы можно подбирать к разным темам

    Как правило, у участников экзамена не возникает проблем с подбором примеров к какой-либо конкретной теме (например, антонимы, фразеологизмы, абзацные отступы). Однако если в исходном высказывании речь идет о свойствах языка в целом или достаточно крупном разделе языкознания — могут возникать проблемы. Какой языковой материал можно подбирать в таких случаях?
    Лексика. Здесь можно писать о многозначных словах и тех их значениях, которые «проявились» в анализируемом тексте; об антонимах и синонимах. Интересный материал — стилистически окрашенная лексика (разговорная, жаргонная, просторечная), которая служит ярким средством речевой характеристики, а также может выступать в качестве способа придания тексту выразительности, экспрессии. Здесь же можно писать и о тропах — сравнениях, эпитетах, метафорах и других средствах выразительности. Темы, касающиеся богатства русского языка, важности расширения словарного запаса, языка художественной литературы, смысловой точности речи также удобно раскрывать на материале этого раздела.
    Морфемика и словообразование. Здесь можно говорить о словах с разным (или напротив — одинаковым) морфемным составом, выделяя сходства и различие в их значениях; рассматривать разные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение основ и так далее), говорить о «собственном» значении тех или иных морфем. Очень ярко возможности словообразования проявляются в разговорном стиле речи, поэтому интересные примеры можно поискать в прямой речи персонажей.
    Морфология. Можно рассматривать части речи (как самостоятельные, так и служебные, междометия), их значения и роль в тексте. Так, при помощи прилагательных писатель может «будить» воображение читателя, заставляя его увидеть в своем воображении описываемую картину или ярко охарактеризовать персонажа, а причастия еще и «оживляют» эту картину, показывая признак в динамике. Особенно показательными бывают примеры, где слова, принадлежащие к одной и той же части речи, образуют ряд однородных членов предложения.
    Грамматика изучает закономерности того, как отдельные слова «связываются» друг с другом, образуя так называемые «речевые отрезки». Здесь можно говорить о словоизменении (например, о падежных окончаниях существительного), словосочетаниях, грамматической роли слова в предложении и т.д.
    Синтаксис. Здесь можно рассуждать о разных виды предложений (по составу, цели высказывания, эмоциональной окраске), рассмотреть роль однородных членов, обратиться к функциям вводных слов или обращений. Можно обратить внимание на разницу между достаточно простыми (как правило) разговорными конструкциями и сложным синтаксисом художественной речи «от автора».
    Пунктуация позволяет структурировать высказывание, выявить логические связи между членами предложения, передать интонацию говорящего и т.д. Функции тех или иных знаков препинания хорошо видны в случаях, когда используется авторская пунктуация. Например, постановка тире в случае, когда можно было бы «обойтись» и запятой, может добавить выразительности, логически подчеркнуть противопоставление части предложения или его обособленность.

  3. Написание сочинения на лингвистическую тему
    1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Рассуждая о различных  лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии, нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.
    2. Как должно быть построено сочинение?
    Поскольку наша задача – написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи (см. критерий С1К4).
    Напомним, что рассуждение состоит из следующих частей:
    1. Вступление – тезис
    2. Основная часть – доказательства + примеры
    3. Заключение – вывод
    3. Как начинать сочинение?
    Начало сочинения – вступление-тезис.
    Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
    Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя иллюстрации и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.
    Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.
    Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
    Рассмотрим несколько вариантов вступления.
    Вариант 1. Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.
    Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их.
    Вариант 3. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
    Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Давайте разберёмся.
    Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.
    4. Как писать основную часть?
    Основная часть нашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
    В основной части нужно назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство).
    ^ См. критерий С1К1.
    Помните, что функции должны быть разные!
    Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.
    Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую:
    1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется знак/понятие в предложении;
    2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых можно проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) мы будем использовать в своём сочинении в качестве примеров.
    Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.
    5. Как оформлять примеры в сочинении?
    Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С1К2):
    • примеров должно быть не менее 2;
    • примеры должны быть из указанного текста;
    • примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;
    • каждый пример должен соответствовать указанной функции;
    • пример без указания на функцию не учитывается.
    Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
    1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.
    Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину – не догадался».
    Или предложение заключается в скобки.
    Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек).
    В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
    Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”.
    2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
    Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложения № 16).
    3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
    • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
    • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования.
    Например, так:  Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: “пара”.
    6. О чём писать в заключении?
    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
    Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.
    Помните, что они выделяются запятой!
    А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
    Образец 2. Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
    Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
    Образец 4. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
    Образец 5.  Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
    7. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3).
    Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:
    • 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    Данные сочинения обязательно должны иметь примеры из конкретного текста. Образцы 8 и 9 демонстрируют то, как нужно оформлять примеры из текста в сочинении.
    1. Роль вводных слов и предложений
    Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    2. Роль цитат в речи
    Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу) – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
    В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
    В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
    В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
    Таким образом, цитаты очень важны в речи.
    3. Роль однородных членов предложения в речи
    Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
    Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
    Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
    В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
    Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
    4. Роль риторических вопросов в тексте
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).
    Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
    5. Роль средств выразительности в речи
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
    Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
    Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
    6. Роль архаизмов в речи
    Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
    Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
    Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
    Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
    7. Разряды и функции частиц в русском языке
    Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
    Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
    Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
    Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
    Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
    8. Зачем нужно двоеточие?
    Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
    «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
    Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
    Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
    В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
    Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
    9. Зачем нужно тире?
    Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
    Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
    Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
    Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
    Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
    10. Зачем нужна орфография?
    Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: “И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!” Оказывается, не всегда.
    Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: “пара”. Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
    Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает  правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
    ^ Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
    11.Роль антонимов в речи
    Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
    В тексте В.Пескова они есть: “хорошие и плохие” люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”. На самом деле антонимом к слову “радоваться” будет слово “грустить”, но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
    Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
    ^ Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    12. Зачем надо изучать морфологию?
    Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
    Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то “ь” на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то “ь” не пишется (могуч, дремуч). Или существительное “ожог” пишется с гласной “о” после шипящей в корне, а глагол “ожёг” – с гласной “ё”.
    Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
    Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»
    Номинация: «Лучшее сочинение – рассуждение на лингвистическую тему в научном  стиле»
    Тема сочинения: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.»
    Мериме. П.
    Автор: Торопова Мария,
    Обучающаяся 7 «а» класса
    Учитель-консультант:
    Соболева Яна Владимировна
    Если спросить любого иностранца, с чем ассоциируется у него выражение «русский язык», он сразу же ответит – с Пушкиным. Разумеется, русский язык, это язык Пушкина, Лермонтова, Тургенева. Они подарили нам великие произведения, в которых показали, как прекрасен и удивителен наш родной язык.
    Первый критерий         богатства речи – это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску.
    С А.С.Пушкина начинается эпоха современного русского языка.
    Академик В.В.Виноградов писал: «Историческая заслуга Пушкина заключается в том, что силой своего творческого гения он мощно содействовал развертыванию и совершенствованию элементов общенародного, национального русского языка. Пушкин обогатил язык русской художественной литературы новыми приемами стилистического использования народной речи, народной поэзии, новыми правилами стилистического сочетания и объединения разных элементов национального языка. Вместе с тем самая структура общерусского национального языка в ее продуктивных формах и в ее устойчивых литературных нормах впервые получила свое наглядное концентрированное и полное выражение в языке Пушкина».
    А понимаем ли мы Пушкина? Во-первых, чтобы вполне понимать Пушкина, необходимо хорошо знать его эпоху, исторические факты, подробности биографии поэта… Во-вторых, необходимо знать язык Пушкина, его словоупотребление. Не зная, например, что для Пушкина «пустынный» значило «одинокий», нельзя понять стихов : «Звезда пустынная сияла», «Свободы сеятель пустынный»… и другие. В-третьих, необходимо знать все миросозерцание Пушкина…
    Академик Л.В.Щерба писал: «Из того, что в основе всякого литературного языка лежит богатство всей еще читаемой литературы, вовсе не следует, что литературный язык не меняется… Было бы смешно думать, что сейчас можно писать в смысле языка вполне по-пушкински…»
    Эта мысль академика подтверждается многими примерами.
    В «Капитанской дочке» комендант Белогорской крепости говорит Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачева вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом «вор» называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.
    В поэме «Руслан и Людмила» читаем:
    Но между тем какой позор
    Являет Киев осажденный?
    Если мы будем знать, что слово «позор» употреблено в старом значении «зрелище», мы не точно поймем А.С.Пушкина.
    В стихотворении «Сожженное письмо» А.С.Пушкин пишет:
    Уж перстня верного утратя впечатленье,
    Растопленный сургуч кипит…
    И чтобы эти стихи были нам полностью понятны, мы должны знать, что слово «впечатленье» обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».
    Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы не понимаем поэта.
    И здесь нам большую помощь может оказать «Словарь языка Пушкина», изданный Академией наук в 1956-1961 г.г.
    Словарь Языка Пушкина – это ключ к правильному пониманию текста пушкинских произведений.
    Таким образом, «русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен, главным образом, тонкостью оттенков» – доказывает П.Мориме.

  5. 1
    Сочинение на лингвистическую тему (СЛТ)
    2
    Специфика СЛТ 1. По форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему это небольшое связное рассуждение в научном стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова. 2. Чаще всего СЛТ имеет трёхчастную структуру: выделяется тезис (то, что доказывается), его объяснение (доказательство) и вывод. 3. В доказательной части ответа можно выделить: теоретическая информация – пример – объяснение.
    3
    Обоснование тезиса 1. Вспомнить теоретическую информацию о лингвистическом явлении (знаки препинания в конце предложения – разделяют, интонация; внутри предложения – выделяют, разделяют). Выделить 2 положения. 2. Найти примеры из текста, иллюстрирующие эти положения 3. Дать разъяснение к каждому примеру.
    4
    Обоснование тезиса Теоретическая информация Пример из текста Разъяснение 1. Знаки препинания в конце предложения отмечают конец синтаксической единицы. 2. Знаки препинания в конце предложения передают оттенки смысла. 1. Если внутри текста не разделять предложения, непонятно будет, где его начало или конец, сам текст будет трудно читать, смысл может исказиться. 2. Знак вопроса в конце предложения даёт нам понять, что … сомневается в своих действиях, размышляет над своими поступками.
    5
    Сочинение 1 «На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 11(«Но как он их преподносил!..») обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что Серёга преподносил даже самые простые цветы как-то по-своему, необыкновенно. Или в предложении 31 («Без телевизора, музыки, обжорства») задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена. Или в предложении 31 («Без телевизора, музыки, обжорства») задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена. Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания. Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания. Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации, Кирилл». Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации, Кирилл».
    6
    Сочинение 2 «Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять. «Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять. Вот предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Вот предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения. Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29). Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29). Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст. Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст. Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон». Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон».

  6. «Урок Сочинение» – Рассуждение. Тезис-каждый человек должен быть ответственным за свои поступки. Основная часть. Примерный план сочинения-рассуждения. 1.Вводная часть урока. Вступление. Основная часть доказательство III. Что такое ответственность? Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8 класс.
    «Сочинения в начальной школе» – Небылицы. Из сочинений детей: Составление инструкций, словарных статей. А капельки капали всё звонче и звонче. (Аня Б.). 3 класс Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). 1 класс. Цель: создание учениками индивидуальных творческих продуктов ( сочинение). Предварительный отбор материала для сочинения.
    «План сочинения» – В основе поэмы лежат личные впечатления М.Ю.Лермонтова… Что такое романтическое произведение? V. Что бы вы пожелали автору сочинения на будущее? Правильное понимание темы сочинения. Место произведения в истории русской и мировой литературы. Свободными хотят быть все. В чём, по-вашему, достоинство (или достоинства) стиля рецензируемой работы?
    «Осеннее сочинение» – «Осенний карнавал». А потом наступает настоящий праздник. В парковой аллее встречались березы, клены, липы и изредка проглядывали ели. Как красиво! «Осенний парашютист». Деревья были украшены яркими, красивыми листьями. Мини-сочинение». Листья в честь прихода осени устраивают карнавал. Осенний карнавал закончился, стало немножко грустно.
    «Рассуждение» – Составление плана. Задание на дом. Добро творить – себя веселить. Над формированием какого навыка вы работали? В ком добра нет, в том и правды нет. Добро остается добром. Написать сочинение на заданную тему. О каких законах доброты говорит автор? Лихо помниться, а добро не забудется. Жизнь дана на добрые дела.
    «Сочинение по литературе» – Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос. Экологические проблемы. Социальные проблемы. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров. Истинность тезиса должна быть доказана неопровержимо. Искусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать.

  7. Сл
    Текст
    Сл
    Текст
    1Сочинение-рассуждение на
    9смешной слонёнок, А может, не слонёнок, А
    лингвистическую тему в научном стиле. Урок
    может, поросёнок, А может, крокодил.
    разработан учителем русского языка МБОУ
    Однажды зимним вечером, А может, летним
    СОШ №19 Сацко Еленой Ивановной.
    вечером Он погулять по парку Без мамы
    2Речевая разминка. Заявил наш Игорёк: –
    захотел И заблудился сразу, А может, и не
    По-морскому Повар – кок! И выходит,
    сразу, Уселся на скамеечку И громко
    Поварешка – По-морскому Кокорёшка.
    заревел. (Э. Успенский).
    Повариха – кокориха, Поварята – кокорята.
    10Лингвистика – это наука о языке.
    Вот смешно, как По – морскому Получается,
    Рассуждение – это тип текста, в котором
    ребята. (С. Коган).
    основная мысль разъясняется или
    3Кокорёшка Кокориха кокорята.
    доказывается с помощью аргументов.
    4У меня друзей немало, Но я всех
    Сочинение на лингвистическую тему
    нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша
    предполагает рассуждение по вопросам
    пашет, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет,
    языкознания.
    Но не дам ей утонуть! Я спасу подружку
    11Структура (план)
    Тоню: Подрисую что-нибудь! (Г. Комаровский
    сочинения-рассуждения: Тезис
    и Г. Ладонщиков). -Правильно ли девочка
    доказательства, т. Е. Аргументы,
    подобрала однокоренные слова?
    сопровождаемые примерами вывод.
    5Кличка, кликать, восклицать.
    12Сочинение Значимая часть слова корень.
    6Кличка, кликать, восклицать. Это корни
    Тезис. Корень – это главная значимая часть
    с чередованием звуков ч//к//ц.
    слова. Доказательство. Во-первых, в корне
    7Жил- был слонёнок (отрывок). В одном
    заключено общее значение всех однокоренных
    огромном парке, А может, и не в парке, А
    слов. Например, слова «тонет» и «утонуть»
    может в зоопарке У мамы с папой жил Один
    имеют один корень «тон» и общее
    смешной слонёнок, А может, не слонёнок, А
    лексическое значение. Они однокоренные.
    может, поросёнок, А может, крокодил.
    Во-вторых, корни очень интересны для
    Однажды зимним вечером, А может, летним
    изучения. Например, слова «кликать» и
    вечером Он погулять по парку Без мамы
    «кличка» тоже являются родственными, но у
    захотел И заблудился сразу, А может, и не
    них в корне мы наблюдаем чередование
    сразу, Уселся на скамеечку И громко
    звуков к//ч. Вывод. Таким образом, корень
    заревел. (Э. Успенский).
    – это важная часть слова, которая может
    8Сумрак, жизнь, болезнь, мелюзга,
    многое рассказать о слове. Изучать
    метла.
    морфемику полезно и интересно.
    9Жил- был слонёнок (отрывок). В одном
    13Домашнее задание. Сочинение Значимая
    огромном парке, А может, и не в парке, А
    часть слова приставка.
    может в зоопарке У мамы с папой жил Один
    14Желаю удачи!
    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле.ppt

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *