В комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» затрагивается проблема воспитания подрастающего поколения. Главный герой — это сын госпожи Простаковой, его зовут Митрофанушка. И так как в комедии «Недоросль» все герои имеют «говорящие» имена и фамилии, указывающие на то, что представляет собой тот или иной человек, то можно понять, что Митрофанушка — это копия своей матушки, ведь имя его означает «являющий свою мать». Госпожа Простакова -глупая и невежественная женщина, думающая только о собственной выгоде, поэтому сын у нее растет такой же: неучёный и избалованный.
Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться», и невестой его госпожа Простакова желает сделать Софью-дальнюю родственницу их семейства, оставшуюся сиротой.
Изначально Софья должна была стать женой Скотинина — брата Простаковой, но, когда выяснилось, что дядя Софьи жив и даже подготовил для нее хорошее наследство, Простакова решает, что будет выгодно выдать её замуж за своего неученого сына — Митрофанушку. Вокруг Софьи и происходит вся суета в произведении, ведь на ее руку и сердце претендует так много мужчин.
Помимо Митрофанушки и Скотинина, жениться на ней желает и Милон, к которому девушка испытывает ответные чувства. Милон мил Софье, но Простаковы разлучают ее с ним, забрав ее к себе. Однако Милон, встретившись с Правдиным, чиновником, проверяющим поместье Простаковых, находит возможность вновь встретиться с Софьей.
Правдин находится на стороне влюбленных, ведь он знает Милона как честного и порядочного человека – офицер его старый друг. Вопрос с женитьбой решается с помощью Стародума, который приезжает за своей племянницей в дом Простаковых. Во время пребывания Стародума в доме Простаковых происходит сватовство, за которым смешно наблюдать. Скотинин хвалится своим древним родом, госпожа Простакова нахваливает своего сына Митрофанушку, гордясь его «ученостью», хотя он не умеет толком даже считать. И это неудивительно, ведь одним из его учителей, которого Простакова хвалит больше всего, является Вральман, хотя на самом деле он вовсе и не учитель: в прежние времена он работал кучером у Стародума. Вральман поощряет Митрофанушку, давая ему отдохнуть и порезвиться, утверждая, что не стоит забивать голову лишними знаниями, поэтому другие учителя – Цыфиркин и Кутейкин – не могут толком ничему научить Митрофанушку. Самый порядочный и толковый учитель Митрофанушки — это учитель арифметики Цыфиркин, он даже отказывается брать плату за свои услуги, понимая, что не смог ничему научить недоросля.
В рассказе все же побеждает справедливость: Правдин, который получает управление всем хозяйством Простаковых, возвращает все на свои места. Вральман вновь становится кучером Стародума, Цыфиркин получает вознаграждение за свою порядочность. Правдин помогает воссоединиться и Милону с Софьей. А недоросля — сына Простаковой — Митрофанушку Правдин отправляет на службу, что, несомненно, должно пойти неученому недорослю на пользу. Госпожа Простакова очень огорчена этим, причитая: «Погибла я совсем…», но Правдин отвечает ей: «Вот злонравия достойные плоды!» Тем самым он укоряет неразумную женщину в недостойном воспитании своего сына, ведь родители должны служить примером детям, должны заботиться об их нравственном воспитании. Таким образом, благодаря Правдину, в произведении восторжествовала справедливость и всё встало на свои места.
И несмотря на то, что комедия «Недоросль» была написана очень много лет назад, она не потеряла своей актуальности и по сей день, ведь в наше время тоже очень много избалованных и невежественных детей, которым родители не могут дать должного воспитания, не могут служить для своих детей достойным примером.
Сочинение по литературе на тему Недоросль нам задали в 8 классе. Эта работа дает возможность лучше понять произведение Фонвизина, в котором он раскрывает актуальные на тот момент проблемы. Теперь же и мы напишем краткое сочинение по комедии Недоросль, упоминая главных героев, с помощью которых Фонвизин разворачивает сюжетную линию своей работы.
Сочинение Недоросль
Сюжетная линия комедии Фонвизина Недоросль переносит читателей в деревню Простаковых, где и происходят все события. Там мы наблюдаем жизнь госпожи Простаковой, ее мужа, и сына Митрофанушки. Используя образы Простаковых, автор выводит на чистую воду все существующие пороки дворянства с его негативными чертами.
Главными темами комедии являются воспитание нового, передового поколения и разоблачение крепостничества. На примере Простаковых писатель показывает отношение дворян к крепостным. В тот период времени стало неожиданным появление работы, где борьба добра и зла ведется не в душах главных героев, а сами герои являются представителями двух лагерей.
Постепенно у читателя появляется презрение к негативным героям комедии, а Простаковы нам показаны, как жестокие, подлые и необразованные люди. Мать нанимает сыну учителей только потому, что это дань моды, и без видимости образования нельзя было пойти на службу или выгодно жениться. Вот и учится Митрофан, который за два года ничегошеньки не изучил. Кроме еды его ничего не интересует. И Митрофан становится образцом нового поколения, которое подрастало и было недорослями во всем: по уму, воспитанию, поступкам. Ничем не лучше и муж Простаковой, который не имеет своего мнения, да и брат Простаковой, Скотинин вызывает только презрение и злость. Единственным утешением читателю остается надежда, которую мы видим в конце произведения. Там Митрофана решают отправить на службу, и может это станет переменой к лучшему. Там точно исправят плохие манеры и огрехи маминого воспитания.
В комедии “Недоросль” на первое место выносится проблема произвола помещиков над крестьянами, но это не единственный предмет обсуждения, который хотел выдвинуть Фонвизин. В «Недоросле» автор ещё и обличает нездоровые отношения в дворянской семье Простаковых. Давайте разберём на примерах, что в этой семье не так.
Во-первых, отношения между супругами. Госпожа Простакова пренебрежительно и неуважительно ведёт себя с мужем, она совсем не считается с его мнением, имеет над ним такую власть, что тот, общаясь с ней, “от робости запинается” и признаёт, что при глазах своей жены ничего не видит. А муж в свою очередь полностью переложил ответственность по ведению дома и поместья на свою жену, не оказывая ей помощь и поддержку.
Во-вторых, воспитание ребёнка. В этой семье госпожа Простакова излишне балует своего сына, ведётся на его манипуляции (например, когда Митрофанушка не хочет учиться и пугает свою мать тем, что нырнёт в реку, если она будет его заставлять). Матушка не в меру заботится о своём сыне, устраивая целое представление по поводу того, как узок кафтан Митрофана и не замечает отрицательных сторон капризов Митрофанушки, например, она не видит ничего плохого в том, что сын объедается булочками до рези в животе. Недостатков в своём сыне не видит и отец. Он, говоря о сыне, использует такие слова: “…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…”. От отсутствия воспитательного процесса и от всепрощения родителей Митрофанушка вырос человеком, не уважающим и не ценящим своего отца и мать. И доказательство этого мы встречаем, когда дом и деревня Простаковых передаются в опеку, и мать в порыве чувств бросается обнимать сына, а тот велит ей отвязаться, показывая чёрствость и безразличие по отношению к человеку, который подарил ему жизнь. Не зря Фонвизин подобрал этому пятнадцатилетнему недорослю имя “Митрофан”, в переводе оно означает “походящий на мать”. Госпожа Простокова, как мы знаем, не уважала своего мужа, и Митрофан также себя ведёт по отношению к ней.
Таким образом, в семье дворян Простаковых осуществляется плохое воспитание сына, и в целом отсутствует согласие между членами семьи.
«Недоросль» – это известная комедия Дениса Ивановича Фонвизина, шедевр ранней русской драматургии, входящий в нашу школьную программу.
Все действия произведения проходят в деревне Простаковых, где ведётся примитивная дворянская жизнь господина Простакова, его жены и сына Митрофанушки. Образ этой семьи передаёт читателям все негативные черты и пороки тогдашнего дворянства.
Митрофан – один из главных героев комедии – отличается отсутствием нравов, грубым поведением и чрезмерно отсталыми взглядами на образование. У него отсутствуют какие-либо жизненные цели, всё, что ему нужно – поесть и повеселится.
В картине мы наблюдаем взаимоотношения между помещиками и крепостными. Простым людям, таким как Тришка, девка Палашка, приходится терпеть унижения и оскорбления со стороны Простаковых. Молодой Простаков применяет физическую силу по отношению к своим крепостным. Госпожа Простакова сама позволяет себе бить крепостных, поэтому поощряет действия сына.
Что касается семейных отношений семьи Простаковых, то в них всё также совсем непросто. Госпожа Простакова отличается своей невежественностью, бестактностью и жестокостью. Она привыкла обращаться грубо не только с крепостными, но и со своими близкими. Брат Простаковой, Тарас Скотинин, также отличается отсутствием манер.
Простакова, безумно любящая своего сына, всё время проявляет снисходительность к нему и даже восхищается откровенными нравственными пороками Митрофанушки и его явной грубостью по отношению ко всем, её не особо смущает и грубость по отношению к ней самой. Господин Простаков не признаёт подобное воспитание родного сына, но страх перед женой заставляет его оправдывать все её поступки.
На примере семьи Простаковых Фонвизин, используя комедийный жанр, пытается осудить жестоких, самовлюбленных, бесчеловечных помещиков, которые бесцеремонно пытаются взять верх над людьми из благородного общества, таких как Стародум, чиновник Правдин и храбрый молодой офицер Милон. Стоит отметить, что имена и фамилии персонажей произведения выбраны совсем не случайно, они дополняют черты их характеров. В финале комедии мы видим, какими последствиями может закончиться жажда власти, денег и тщеславие.
Комедия «Недоросль» Фонвизина является шедевром русской литературы 18 века. Произведение вошло в фонд классической литературы, затрагивая ряд «вечных проблем» и привлекая современных читателей красотой высокого слога. Название пьесы связано с указом Петра I, в котором правителем было указано, что молодым дворянам-«недорослям» без образования запрещается жениться и поступать на службу.
Замысел комедии появился у писателя еще в 1778 году. А в 1782 она уже была написана и представлена публике. Анализ «Недоросль» Фонвизина был бы не полным без краткого освещения времени создания пьесы. Автор написал ее в эпоху правления Екатерины II. Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Их распространению и популярности среди образованного дворянства и мещанства во многом способствовала сама императрица, которая состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России.
Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения.
Анализ комедии «Недоросль» требует рассмотрения пьесы как части литературной традиции и культурной эпохи, во время которой она была написана. Произведение является одним из лучших примеров классицизма. В «Недоросле» наблюдается единство действия (нет второстепенных сюжетных линий, только борьба за руку и имущество Софьи), места (герои не перемещаются на большие расстояния, события происходят либо в доме Простаковых, либо около их дома), и времени (все события не занимают более суток). Кроме того, Фонвизин использовал традиционные для классицистической пьесы «говорящие» фамилии и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительные Правдин, Милон, Стародум, Софья противопоставляются отрицательным Простаковым, Скотинину, Митрофану. При этом сами имена героев дают понять читателю о том, какие черты превалируют в образе данного персонажа – например, Правдин является олицетворением правды и морали в пьесе.
На момент своего создания, «Недоросль» стала важным шагом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств. При этом поучительные монологи не отягощают восприятия пьесы, а дополняют произведение, делая его более глубоким.
«Недоросль» поделена на 5 действий. В первом читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым Митрофаном. Сразу вырисовываются и характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинин отрицательные герои, а Правдин и Софья положительные. Первое действие включает экспозицию и завязку произведения. Экспозиция – читатель знакомится с героями, узнает, что Софья живет на попечении у Простаковых и ее собираются отдать замуж за Скотинина. Завязка пьесы – прочтение письма от Стародума – Софья теперь богатая наследница, а ее дядя возвращается со дня на день забрать ее к себе.
Второе, третье и четвертое действие – развитие событий произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются понравиться Стародуму, однако их фальшивость, лесть, чрезмерная жажда наживы и необразованность только отталкивает, выглядит смешно и глупо. Самой смешной сценой пьесы является опрос Митрофана о том, что он знает, где обнажается не только глупость юноши, но и его матери.
Пятое действие – кульминация и развязка действия. Мнения исследователей по поводу того, какой момент пьесы является кульминацией пьесы, разнятся. Так, существует три наиболее распространенных версии: первая – похищение Софьи Простаковой; вторая – прочтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью переходит под его опеку; третье – ярость Простаковой, когда она осознает свое бессилие и хочет «отыграться» на слугах. Каждая из версий справедлива, так как рассматривается с разных точек прочтения произведения. Первая – с точки зрения сюжетной линии женитьбы Софьи, вторая – с социально-политической, как момент торжества справедливости в данном поместье, третья – с исторической, Простакова олицетворяет в этот момент обессилевшие, ушедшие в прошлое, но все еще «не верящие в свое поражение» идеалы и принципы старого дворянства, основанного на необразованности, непросвещенности, низких моральных устоях. Развязка пьесы – все бросают Простакову, у которой ничего не осталось. Стародум же, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Говоря о главных персонажах пьесы, то, как уже указывалось выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына. Простаков предстает «тенью» своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит. Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям. Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от свое дяди унаследовал любовь к свиньям. Вообще в пьесе важное место занимает вопрос наследственности и родственных связей. Так, Простакова только замужем за Простаковым (действительно «простым» человеком, нежелающим многого), на самом деле она Скотинина, под стать своему брату. Митрофан же вобрал в себя качества обоих родителей – глупость и «животные» качества Скотининых («не хочу учиться, хочу жениться», приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).
Аналогичные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованы, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, «впитывая» его науку, уважает его. Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. «Дети» – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. «Родители» – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. «Женихов» – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются «голосом правды», некими «ревизорами», однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.
Анализируя «Недоросль» Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.
Как показал анализ произведения «Недоросль», центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.
«Недоросль» анализ произведения Фонвизина | источник
В комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» затрагивается проблема воспитания подрастающего поколения. Главный герой — это сын госпожи Простаковой, его зовут Митрофанушка. И так как в комедии «Недоросль» все герои имеют «говорящие» имена и фамилии, указывающие на то, что представляет собой тот или иной человек, то можно понять, что Митрофанушка — это копия своей матушки, ведь имя его означает «являющий свою мать». Госпожа Простакова -глупая и невежественная женщина, думающая только о собственной выгоде, поэтому сын у нее растет такой же: неучёный и избалованный.
Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться», и невестой его госпожа Простакова желает сделать Софью-дальнюю родственницу их семейства, оставшуюся сиротой.
Изначально Софья должна была стать женой Скотинина — брата Простаковой, но, когда выяснилось, что дядя Софьи жив и даже подготовил для нее хорошее наследство, Простакова решает, что будет выгодно выдать её замуж за своего неученого сына — Митрофанушку. Вокруг Софьи и происходит вся суета в произведении, ведь на ее руку и сердце претендует так много мужчин.
Помимо Митрофанушки и Скотинина, жениться на ней желает и Милон, к которому девушка испытывает ответные чувства. Милон мил Софье, но Простаковы разлучают ее с ним, забрав ее к себе. Однако Милон, встретившись с Правдиным, чиновником, проверяющим поместье Простаковых, находит возможность вновь встретиться с Софьей.
Правдин находится на стороне влюбленных, ведь он знает Милона как честного и порядочного человека – офицер его старый друг. Вопрос с женитьбой решается с помощью Стародума, который приезжает за своей племянницей в дом Простаковых. Во время пребывания Стародума в доме Простаковых происходит сватовство, за которым смешно наблюдать. Скотинин хвалится своим древним родом, госпожа Простакова нахваливает своего сына Митрофанушку, гордясь его «ученостью», хотя он не умеет толком даже считать. И это неудивительно, ведь одним из его учителей, которого Простакова хвалит больше всего, является Вральман, хотя на самом деле он вовсе и не учитель: в прежние времена он работал кучером у Стародума. Вральман поощряет Митрофанушку, давая ему отдохнуть и порезвиться, утверждая, что не стоит забивать голову лишними знаниями, поэтому другие учителя – Цыфиркин и Кутейкин – не могут толком ничему научить Митрофанушку. Самый порядочный и толковый учитель Митрофанушки — это учитель арифметики Цыфиркин, он даже отказывается брать плату за свои услуги, понимая, что не смог ничему научить недоросля.
В рассказе все же побеждает справедливость: Правдин, который получает управление всем хозяйством Простаковых, возвращает все на свои места. Вральман вновь становится кучером Стародума, Цыфиркин получает вознаграждение за свою порядочность. Правдин помогает воссоединиться и Милону с Софьей. А недоросля — сына Простаковой — Митрофанушку Правдин отправляет на службу, что, несомненно, должно пойти неученому недорослю на пользу. Госпожа Простакова очень огорчена этим, причитая: «Погибла я совсем…», но Правдин отвечает ей: «Вот злонравия достойные плоды!» Тем самым он укоряет неразумную женщину в недостойном воспитании своего сына, ведь родители должны служить примером детям, должны заботиться об их нравственном воспитании. Таким образом, благодаря Правдину, в произведении восторжествовала справедливость и всё встало на свои места.
И несмотря на то, что комедия «Недоросль» была написана очень много лет назад, она не потеряла своей актуальности и по сей день, ведь в наше время тоже очень много избалованных и невежественных детей, которым родители не могут дать должного воспитания, не могут служить для своих детей достойным примером.
Сочинение по литературе на тему Недоросль нам задали в 8 классе. Эта работа дает возможность лучше понять произведение Фонвизина, в котором он раскрывает актуальные на тот момент проблемы. Теперь же и мы напишем краткое сочинение по комедии Недоросль, упоминая главных героев, с помощью которых Фонвизин разворачивает сюжетную линию своей работы.
Сочинение Недоросль
Сюжетная линия комедии Фонвизина Недоросль переносит читателей в деревню Простаковых, где и происходят все события. Там мы наблюдаем жизнь госпожи Простаковой, ее мужа, и сына Митрофанушки. Используя образы Простаковых, автор выводит на чистую воду все существующие пороки дворянства с его негативными чертами.
Главными темами комедии являются воспитание нового, передового поколения и разоблачение крепостничества. На примере Простаковых писатель показывает отношение дворян к крепостным. В тот период времени стало неожиданным появление работы, где борьба добра и зла ведется не в душах главных героев, а сами герои являются представителями двух лагерей.
Постепенно у читателя появляется презрение к негативным героям комедии, а Простаковы нам показаны, как жестокие, подлые и необразованные люди. Мать нанимает сыну учителей только потому, что это дань моды, и без видимости образования нельзя было пойти на службу или выгодно жениться. Вот и учится Митрофан, который за два года ничегошеньки не изучил. Кроме еды его ничего не интересует. И Митрофан становится образцом нового поколения, которое подрастало и было недорослями во всем: по уму, воспитанию, поступкам. Ничем не лучше и муж Простаковой, который не имеет своего мнения, да и брат Простаковой, Скотинин вызывает только презрение и злость. Единственным утешением читателю остается надежда, которую мы видим в конце произведения. Там Митрофана решают отправить на службу, и может это станет переменой к лучшему. Там точно исправят плохие манеры и огрехи маминого воспитания.
В комедии “Недоросль” на первое место выносится проблема произвола помещиков над крестьянами, но это не единственный предмет обсуждения, который хотел выдвинуть Фонвизин. В «Недоросле» автор ещё и обличает нездоровые отношения в дворянской семье Простаковых. Давайте разберём на примерах, что в этой семье не так.
Во-первых, отношения между супругами. Госпожа Простакова пренебрежительно и неуважительно ведёт себя с мужем, она совсем не считается с его мнением, имеет над ним такую власть, что тот, общаясь с ней, “от робости запинается” и признаёт, что при глазах своей жены ничего не видит. А муж в свою очередь полностью переложил ответственность по ведению дома и поместья на свою жену, не оказывая ей помощь и поддержку.
Во-вторых, воспитание ребёнка. В этой семье госпожа Простакова излишне балует своего сына, ведётся на его манипуляции (например, когда Митрофанушка не хочет учиться и пугает свою мать тем, что нырнёт в реку, если она будет его заставлять). Матушка не в меру заботится о своём сыне, устраивая целое представление по поводу того, как узок кафтан Митрофана и не замечает отрицательных сторон капризов Митрофанушки, например, она не видит ничего плохого в том, что сын объедается булочками до рези в животе. Недостатков в своём сыне не видит и отец. Он, говоря о сыне, использует такие слова: “…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…”. От отсутствия воспитательного процесса и от всепрощения родителей Митрофанушка вырос человеком, не уважающим и не ценящим своего отца и мать. И доказательство этого мы встречаем, когда дом и деревня Простаковых передаются в опеку, и мать в порыве чувств бросается обнимать сына, а тот велит ей отвязаться, показывая чёрствость и безразличие по отношению к человеку, который подарил ему жизнь. Не зря Фонвизин подобрал этому пятнадцатилетнему недорослю имя “Митрофан”, в переводе оно означает “походящий на мать”. Госпожа Простокова, как мы знаем, не уважала своего мужа, и Митрофан также себя ведёт по отношению к ней.
Таким образом, в семье дворян Простаковых осуществляется плохое воспитание сына, и в целом отсутствует согласие между членами семьи.
«Недоросль» – это известная комедия Дениса Ивановича Фонвизина, шедевр ранней русской драматургии, входящий в нашу школьную программу.
Все действия произведения проходят в деревне Простаковых, где ведётся примитивная дворянская жизнь господина Простакова, его жены и сына Митрофанушки. Образ этой семьи передаёт читателям все негативные черты и пороки тогдашнего дворянства.
Митрофан – один из главных героев комедии – отличается отсутствием нравов, грубым поведением и чрезмерно отсталыми взглядами на образование. У него отсутствуют какие-либо жизненные цели, всё, что ему нужно – поесть и повеселится.
В картине мы наблюдаем взаимоотношения между помещиками и крепостными. Простым людям, таким как Тришка, девка Палашка, приходится терпеть унижения и оскорбления со стороны Простаковых. Молодой Простаков применяет физическую силу по отношению к своим крепостным. Госпожа Простакова сама позволяет себе бить крепостных, поэтому поощряет действия сына.
Что касается семейных отношений семьи Простаковых, то в них всё также совсем непросто. Госпожа Простакова отличается своей невежественностью, бестактностью и жестокостью. Она привыкла обращаться грубо не только с крепостными, но и со своими близкими. Брат Простаковой, Тарас Скотинин, также отличается отсутствием манер.
Простакова, безумно любящая своего сына, всё время проявляет снисходительность к нему и даже восхищается откровенными нравственными пороками Митрофанушки и его явной грубостью по отношению ко всем, её не особо смущает и грубость по отношению к ней самой. Господин Простаков не признаёт подобное воспитание родного сына, но страх перед женой заставляет его оправдывать все её поступки.
На примере семьи Простаковых Фонвизин, используя комедийный жанр, пытается осудить жестоких, самовлюбленных, бесчеловечных помещиков, которые бесцеремонно пытаются взять верх над людьми из благородного общества, таких как Стародум, чиновник Правдин и храбрый молодой офицер Милон. Стоит отметить, что имена и фамилии персонажей произведения выбраны совсем не случайно, они дополняют черты их характеров. В финале комедии мы видим, какими последствиями может закончиться жажда власти, денег и тщеславие.
Комедия «Недоросль» Фонвизина является шедевром русской литературы 18 века. Произведение вошло в фонд классической литературы, затрагивая ряд «вечных проблем» и привлекая современных читателей красотой высокого слога. Название пьесы связано с указом Петра I, в котором правителем было указано, что молодым дворянам-«недорослям» без образования запрещается жениться и поступать на службу.
Замысел комедии появился у писателя еще в 1778 году. А в 1782 она уже была написана и представлена публике. Анализ «Недоросль» Фонвизина был бы не полным без краткого освещения времени создания пьесы. Автор написал ее в эпоху правления Екатерины II. Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Их распространению и популярности среди образованного дворянства и мещанства во многом способствовала сама императрица, которая состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером, открывала школы и библиотеки, всячески поддерживала развитие культуры и искусства в России.
Фонвизин, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения.
Анализ комедии «Недоросль» требует рассмотрения пьесы как части литературной традиции и культурной эпохи, во время которой она была написана. Произведение является одним из лучших примеров классицизма. В «Недоросле» наблюдается единство действия (нет второстепенных сюжетных линий, только борьба за руку и имущество Софьи), места (герои не перемещаются на большие расстояния, события происходят либо в доме Простаковых, либо около их дома), и времени (все события не занимают более суток). Кроме того, Фонвизин использовал традиционные для классицистической пьесы «говорящие» фамилии и четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Положительные Правдин, Милон, Стародум, Софья противопоставляются отрицательным Простаковым, Скотинину, Митрофану. При этом сами имена героев дают понять читателю о том, какие черты превалируют в образе данного персонажа – например, Правдин является олицетворением правды и морали в пьесе.
На момент своего создания, «Недоросль» стала важным шагом в развитии русской литературы, в частности, русской драматургии. Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств. При этом поучительные монологи не отягощают восприятия пьесы, а дополняют произведение, делая его более глубоким.
«Недоросль» поделена на 5 действий. В первом читатель знакомится с Простаковыми, Софьей, Правдиным, Скотининым Митрофаном. Сразу вырисовываются и характеры персонажей, читателю становится ясно, что Простаковы и Скотинин отрицательные герои, а Правдин и Софья положительные. Первое действие включает экспозицию и завязку произведения. Экспозиция – читатель знакомится с героями, узнает, что Софья живет на попечении у Простаковых и ее собираются отдать замуж за Скотинина. Завязка пьесы – прочтение письма от Стародума – Софья теперь богатая наследница, а ее дядя возвращается со дня на день забрать ее к себе.
Второе, третье и четвертое действие – развитие событий произведения. Читатель знакомится с Милоном и Стародумом. Скотинин и Простакова стараются понравиться Стародуму, однако их фальшивость, лесть, чрезмерная жажда наживы и необразованность только отталкивает, выглядит смешно и глупо. Самой смешной сценой пьесы является опрос Митрофана о том, что он знает, где обнажается не только глупость юноши, но и его матери.
Пятое действие – кульминация и развязка действия. Мнения исследователей по поводу того, какой момент пьесы является кульминацией пьесы, разнятся. Так, существует три наиболее распространенных версии: первая – похищение Софьи Простаковой; вторая – прочтение Правдиным письма о том, что имение Простаковой полностью переходит под его опеку; третье – ярость Простаковой, когда она осознает свое бессилие и хочет «отыграться» на слугах. Каждая из версий справедлива, так как рассматривается с разных точек прочтения произведения. Первая – с точки зрения сюжетной линии женитьбы Софьи, вторая – с социально-политической, как момент торжества справедливости в данном поместье, третья – с исторической, Простакова олицетворяет в этот момент обессилевшие, ушедшие в прошлое, но все еще «не верящие в свое поражение» идеалы и принципы старого дворянства, основанного на необразованности, непросвещенности, низких моральных устоях. Развязка пьесы – все бросают Простакову, у которой ничего не осталось. Стародум же, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Говоря о главных персонажах пьесы, то, как уже указывалось выше, они четко делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына. Простаков предстает «тенью» своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит. Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям. Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от свое дяди унаследовал любовь к свиньям. Вообще в пьесе важное место занимает вопрос наследственности и родственных связей. Так, Простакова только замужем за Простаковым (действительно «простым» человеком, нежелающим многого), на самом деле она Скотинина, под стать своему брату. Митрофан же вобрал в себя качества обоих родителей – глупость и «животные» качества Скотининых («не хочу учиться, хочу жениться», приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).
Аналогичные родственные связи прослеживаются между Стародумом и Софьей. Оба образованы, добродетельны, честны. Девушка внимательно слушает дядю, «впитывая» его науку, уважает его. Положительные и отрицательные персонажи создают дуальные пары противоположностей. «Дети» – глупый, избалованный Митрофан и умная, кроткая Софья. «Родители» – оба любят детей, но по-разному подходят к воспитанию – Стародуб ведет беседы на темы морали, чести, правды, тогда как Простакова балует Митрофана и утверждает, что образование ему не пригодится. «Женихов» – любящий, видящий в Софье свой идеал и друга Милон и подсчитывающий деньги, которые получит после женитьбы Скотинин (при этом девушка не интересна ему как человек, он даже не планирует обустроить ей удобное жилье). Правдин и Простаков на самом деле оба являются «голосом правды», некими «ревизорами», однако если в лице чиновника выражена активная сила, реальное действие и помощь, то Простаков – пассивный персонаж, который единственное, что смог сказать – это упрекнуть Митрофана в конце пьесы.
Анализируя «Недоросль» Фонвизина становится понятно, что в каждой из этих пар персонажей поднимается и отдельная проблема, раскрываемая в произведении – проблема образования (дополняется еще и примером учителей-недоучек вроде Кутейкина и самозванцев, как Вральман), проблема отцов и детей, воспитания, проблема семейной жизни, отношений мужа и жены, остросоциальная проблема отношения дворян к их слугам. Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.
Как показал анализ произведения «Недоросль», центральные тема и идея произведения – это необходимость воспитания российского дворянства в соответствии с идеями просвещения, основы которых актуальны и сегодня.
«Недоросль» анализ произведения Фонвизина | источник