Сочинения на разные темы

5 вариантов


  1. На любом уважающем себя образовательном портале обязательно имеется собственная коллекция готовых сочинений на разные темы.
    Наш сайт молод, однако мы решили не отставать от других — и тоже собрать лучшие готовые сочинения школьников по русскому языку и литературе.
    Пока коллекция невелика — мы берём не количеством, а качеством. Зато наши планы грандиозны…
    Авторы сочинений — школьники (подчёркиваем: именно школьники, а не профессиональные филологи).
    Наверно, в наших сочинениях при сильном желании можно к чему-то придраться. Но ведь придраться можно и к Толстому, и к Тургеневу, и к Чехову — опять же, при сильном желании. Если у вас возникло такое желание — придирайтесь… Только сначала задайте себе вопрос: зачем вам это нужно? Не лучше ли потратить время на более достойное занятие? Например, на написание собственного сочинения — уж оно-то будет безупречным, сомнений нет.
    Каждое из наших сочинений изначально писалось обычной шариковой ручкой в обычной школьной тетради и проверялось самым обычным школьным учителем. И каждое из сочинений было оценено высшими баллами.
    Итак, вот они, наши готовые сочинения:

    Готовые сочинения по русскому языку

    К итоговому сочинению — 2016
    Сочинения-рассуждения:
    Бывают ли люди, не пострадавшие от войны?
    Взаимоотношения человека и природы
    «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ)
    Какие вопросы задаёт человеку литература?
    Как меняется мироощущение человека на войне?
    Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
    Моя малая родина
    Мой аттестат на древнем носителе
    Почему люди становятся бесчестными?
    Почему нужно анализировать свои ошибки?
    Преимущества и недостатки дистанционного образования в России
    «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский)
    Светлые и трагические стороны любви
    Современная Россия и мой нравственный выбор
    Согласны ли Вы с тем, что друг познаётся в беде?
    Стоит ли быть добрым?
    «У кого нет памяти, у того нет жизни» (Валентин Распутин)
    Учитель и ученик
    Человек и природа в русской и мировой литературе
    Человек, на которого я хотел бы равняться
    Чтобы преуспеть в жизни…
    Что я делаю в социальной сети
    Я и средства массовой информации
    Я — Россиянин!
    Сочинения по картинам:
    Опять двойка. Сочинение по картине Ф. Решетникова
    Клубника и белый кувшин. Сочинение по картине И. Машкова
    Сирень. Сочинение по картине П.Кончалоского
    ЕГЭ:
    Проблема восприятия природы. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина
    Проблема памяти. По тексту Б.Васильева
    Проблема роли воспоминаний детства. По тексту Д.Гранина
    Проблема сохранения леса. Сочинение по тексту Д.Гранина
    Сочинение ЕГЭ по тексту Г.Троепольского
    Сочинение по тексту Даниила Гранина
    Сочинение по тексту К.Паустовского «Маленькая порция яда»
    Сочинение по тексту А.Чехова
    Сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ
    ОГЭ (ГИА):
    Сочинения по русскому языку в формате ГИА
    Сочинения в формате ОГЭ по сборнику И. Цыбулько
    Сочинение ОГЭ по тексту В.Астафьева («Белогрудка»)
    Сочинения ОГЭ — 2015
    Сочинения ОГЭ — 2017
    Готовые сочинения по литературе
    Д.И. Фонвизин:
    Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
    Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
    Н.М. Карамзин:
    Отношение автора к Эрасту в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
    В.А. Жуковский:
    Анализ стихотворения В.Жуковского «Невыразимое»
    Символические образы в балладе В.А. Жуковского «Светлана»
    А.С. Грибоедов:
    Образ Молчалина в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Что даёт основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
    А.С. Пушкин: 
    Гринев и Швабрин
    Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
    Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    Какие черты «милы» автору в образе Татьяны Лариной?
    Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?
    Каким я вижу автора в стихотворении А.С.Пушкина «Деревня»?
    Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»
    Онегин и Печорин
    Письмо Евгению Онегину
    «Что за прелесть эти сказки!» (А.С.Пушкин)
    М.Ю. Лермонтов:
    Друзья и враги Печорина
    Значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    Значение новеллы «Фаталист» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    Тема судьбы в романе М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
    «Листок» Дениса Давыдова и Михаила Лермонтова
    Н.В. Гоголь:
    Есть ли в поэме «Мёртвые души» живые души?
    Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Отношение Н.В.Гоголя к Акакию Акакиевичу Башмачкину
    Чем интересна читателям поэма «Мертвые души»
    И.А. Гончаров:
    В чем состоит трагедия жизни Обломова?
    Женские образы в романе И. Гончарова «Обломов»
    Захар — раб или хозяин Обломова?
    Какое произведение Гончарова я посоветовала бы прочитать?
    Кто нужен России — созерцательный Обломов или деятельный Штольц?
    А.Н. Островский:
    Проблема духовной свободы личности в драме А.Н. Островского «Гроза»
    Ф.М. Достоевский:
    Петербург Достоевского
    Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем
    Проблема уничтожения личности в романе «Преступление и наказание»
    Л.Н. Толстой
    Шесть этапов жизни Андрея Болконского (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)
    Н.Г. Чернышевский:
    Почему до сих пор современен роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
    А.П.Чехов:
    Роль Лопахина в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Основной конфликт пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
    Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишневого сада?
    Л. Андреев:
    Образ Иуды в повести Л.Андреева «Иуда Искариот».
    И.А. Бунин:
    Загадка русской души. И.А. Бунин «Деревня»
    Новелла И.А. Бунина «Далёкий пожар». Рецензия
    «Все проходит, да не все забывается» (по рассказу Бунина «Чистый понедельник»)
    В.Я. Брюсов:
    Комплексный анализ стихотворения В. Брюсова «Фонарики»
    С.А. Есенин:
    Анализ стихотворения С. Есенина «Пороша»
    Октябрьская революция глазами Есенина и Маяковского
    А.А. Блок:
    Тема Родина в творчестве А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского
    М.А. Булгаков:
    Губительный эксперимент во имя спасения человечества. По повести М.А.Булгакова «Роковые яйца»
    Образ луны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Сатирические страницы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
    В.В. Маяковский:
    Баня моет, стирая бюрократов… (по пьесе В. Маяковского «Баня»)
    М.А. Шолохов:
    Война проявляет лучшие качества человека или уродует его? (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
    Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Рецензия.
    В.Г. Распутин:
    Валентин Распутин. «Пожар»: образная система, сюжет, идейное содержание, символика
    А. Дементьев:
    Анализ стихотворения Андрея Дементьева «Ты ищешь меня только в дни одиночества…»
    Н. Рубцов:
    Анализ стихотворения Николая Рубцова «Душа хранит»
    Анализ стихотворения Николая Рубцова «Журавли»

    Творческие задания и эссе

    Интерпретация сказок «Золушка» и «Красная Шапочка» с точки зрения социологии
    Текст из фразеологизмов
    Является ли в современной России высшее образование и наличие научных знаний гарантией карьерного роста?

    Сочинения по риторике

    Мир управляется словом
    Порицательная речь Зависти
    Похвальная речь Дружбе
    Речь Молотова и её анализ
    Речь на митинге

  2. Добавить своё сочинение  Видеоуроки – Итоговое сочинение  Видео урок. Разбор варианта ЕГЭ Сочинение ЕГЭ по шагам  Тестовая часть Сочинения пользователей

    Для чего пишут сочинения?

    Задумывались ли вы когда-нибудь для чего нам дают задания написать сочинения на различные темы. Большое количество сочинений нам приходиться писать в школе. Начиная от “Как я провел лето” в первом классе и до “Общечеловеческие ценности в образе Прометея” в 10 классе. Как вы думаете – это прихоть наших учителей, руководителей образовательных учреждений или же все таки безальтернативный инструмент для развития мыслительных способностей, интеллекта?
    Самое главное, сочинение – это самовыражение, выражение своих эмоций и чувств. Согласитесь, приятно общаться с людьми, которые лаконично, грамотно, красиво выражают свои мысли.
    Как правило, ученики в процессе обучения тому или иному предмету задаются вопросом: для чего? как это нам пригодится? для чего нам нужны будут навыки решения задач с интегралами, дифференцирование? как мне поможет знание
    даты начала 1-ой Мировой войны?
    Ответ не так то прост, но если вдуматься – лежит на поверхности. Некоторые из этих знаний возможно нам не пригодятся. Однако, вы не прогадаете, если усердно будете учиться чему-то новому. Потому что только так вы будете развивать свои мыслительные способности, увеличивать количество извилин в своем мозге.
    Умение писать сочинение – это одно из фундаментальных навыков, которым должен обладать человек, который желает развиваться. Этот навык развивает фантазию, грамотность, конструктивное выражение мыслей, отделять существенное и несущественное и т.д.

    Как в этом вам может помочь наш блог?

    Вам нужно написать сочинение или эссе? Но ничего не приходит в голову? Ищете примеры работ на нужную тему? Нужны новые, оригинальные идеи? Тогда вы зашли по адресу. На нашем сайте собраны лучшие сочинения и эссе по русскому языку и литературе, написанные профессиональными авторами, которые знакомы с требованиями учебных заведений и преподавателей.
    Темы для сочинений подобраны таким образом, чтобы они совпадали со школьной программой и темами сочинений ЕГЭ. К примеру, вы можете найти на нашем сайте сочинения про хобби, школу, по произведениям писателей, анализ стихотворений, и т.д. А также сочинения на английском языке с переводом.  
    Пользуясь нашим сайтом, вы обеспечиваете себе хорошую оценку!
    Сочинения, представленные на нашем сайте, написаны студентами лингвистических ВУЗов простым,понятным и грамотным языком так, что невозможно подкопаться к качеству сочинения. Каждая работа проходит проверку модератором на наличие орфографических,пунктуационных и смысловых ошибок. В результате вы получаете готовую работу.
    Как найти нужное сочинение?
    Для поиска нужного сочинения воспользуйтесь поиском в верхнем меню
    В верхнем меню зайдите в раздел Готовые сочинения.
    Здесь все готовые сочинения  разделены на двенадцать больших разделов: «По произведениям писателей», «Хобби», «Времена года», «О семье», «Про школьную жизнь», «Про каникулы», «По картине», «На английском», «Про профессию»,«О животных», «Анализ стихотворения», «О войне». В них вы можете найти сочинение по автору или теме.
    Также вы можете найти сочинение по подходящей рубрике или метке
    Оставайтесь в курсе новостей
    Оставайтесь в курсе последних изменений о сочинениях ЕГЭ и ОГЭ. Следите за новостной лентой на нашем сайте.

  3. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

  4. В моей родословной каждый имеет какую-то удивительно интересную и невероятно захватывающую историю. Сначала я бы хотела рассказать о родственниках моей мамы. Когда моя прабабушка Марья Николаевна еще была маленькой девочкой, ее семью в те нелегкие времена раскулачили за то, что на все село у них была железная крыша и швейная машина. После этого ее семью выслали на север. А моя другая прабабушка, тоже Марья Николаевна, жила в очень трудные времена. Она жила на оккупированной фашистами территории – в Курске. Марья Николаевна постоянно работала на заводе. Это была очень тяжелая работа для молодой женщины. Она очень сильно уставала каждый день. Работа на заводе чаще всего была связана с тяжелым физическим трудом. Но выбора у нее не было, в то время хорошую работу было очень трудно найти. И чтобы заработать хоть что-нибудь себе на пропитание приходилось браться за любую работу.  Мой прадедушка, Алексей Дмитриевич работал на шахте. Шахтер это тоже очень тяжелая и рискованная профессия. Каждый его рабочий день был связан с риском для жизни. Сейчас мои бабушка Лидия Никифоровна и дедушка Алексей Алексеевич живут в Казахстане. У них есть свой дом, двор и сад. У них есть корова, которая дает им вкусное молоко. В саду у них растет яблоня. Также они выращивают картофель, тыкву и кукурузу.

  5. Она соглашается ехать с Сергеем Сергеевичем Паратовым и компанией кататься на Волге, прощается с матерью, понимая всю важность принятого решения: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге».
    Паратов же человек, который в жизни руководствуется только расчётом, чувства не могут заставить его отказаться от материальной выгоды. Он соблазняет Ларису, будучи помолвленным, зная, что никогда не будет рядом с ней. Ради собственной
    прихоти, ради мести Карандышеву он даёт ей пустые надежды, растоптав все её ожидания. Им руководит неприглядный расчёт: «Я женюсь на девушке очень бо­гатой, беру в приданое золотые прииски». Объясняясь же с Ларисой, он называет чувство к ней «мимолётным увлечением». Потрясённая такой развязкой отноше­ний, Лариса отказывается от предложения Карандышева, принимая рассудочное решение: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Свою смерть от руки Ка­рандышева она воспринимает как благодеяние, как единственную возможность из­бежать дальнейшего падения в мире, где нет любви: «Я не виновата, я искала люб­ви и не нашла… её нет на свете… нечего и искать».
    Подводя итог своим размышлениям, приходишь к грустным размышлениям о том, что трагически могут закончиться такие отношения, в которых один человек живёт настоящими чувствами, а другой лишь откликается на них, испытывая ми­молётное влечение, руководствуясь при этом в жизни только разумом, являясь че­ловеком с холодным сердцем, пленником материального мира.
    «Разум и чувство»
    Чем должен руководствоваться в своей жизни человек? Разумом или чувствами? А может быть, он должен стремиться к золотой середине и, размышляя при при­нятии решения, прислушиваться к своему сердцу?
    Именно над чувствами людей, вступающих порой в поединок с разумом, очень много размышлял известный русский писатель А.И. Куприн.
    И название его повести «Поединок»очень многозначно. Оно означает поединок главного героя с военной средой, поединок личности с обществом, поединок любви настоящей, искренней с пошлой, поединок низких и ложных устремлений с вы­сокими порывами человеческой души. Наконец, это и та самая дуэль Ромашова с мужем Шурочки Владимиром Николаевым, которая привела к гибели главного ге­роя.
    Вопреки традициям русской литературы образ Шурочки поражает тем, что она живёт не чувствами, а разумом. Ею движет голый расчёт. Она заставляет учиться своего нелюбимого мужа («я его не люблю, но я на него убила часть своей души»), мечтает, чтобы он поступил в академию, потому что только это даст возможность уехать им из провинции в Петербург: «Что бы там ни было, но он поступит в академию». Она легко подавляет в себе чувства к Ромашову ради этой единственной цели и уговаривает его, боготворящего Шурочку и не понимающего её холодности и чёрствости, принять участие в поединке с мужем после случившейся их ссоры («нелепая, пьяная драка, офицерский скандал — и все кончено, все разлетелось впрах!»). «Вы непременно должны завтра стреляться», – требует от Ромашова Шурочка, потому что «в дуэли, окончившейся примирением, всегда остаётся что- то… как бы сказать?.. Ну, что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоуме­ние и разочарование… Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки» (Шурочка имела в виду репутацию мужа). Она обещает, что ни один не будет ранен. Но это было ложью. Шурочка становится виновницей смерти Рома­шова, чистого и светлого человека, благородного и мечтательного, безумно любив­шего её. А ведь он не хотел принимать участия в этой дуэли до её прихода к нему и принял очень серьёзное решение изменить свою жизнь, уйдя из армии.
    А.И. Куприн считал, что в этом мире люди в основном руководствуются разумом и очень редко можно встретить большое настоящее чувство, человека, который мо­жет отдаться чувствам весь, целиком, без оглядки. Именно об этом размышляет один из героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»генерал Аносов: «… люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Любовь должна быть трагедией. Величайшей тай­ной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Именно так восемь лет любил княгиню Веру Николаевну Шеину Г.С. Желтков, наблюдая за ней издалека. Но вот на день её именин решился прислать ей подарок: золотой гранатовый браслет, который с негодованием был возвращён ему братом и мужем княгини. Они потребовали от Желткова, чтобы он оставил в покое Веру, исчез совсем из её жизни. И сама Вера высказала такое же желание в теле­фонном разговоре с Желтковым: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите её как можно скорее». Желтков, заявив: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда», – пообещал больше княгиню не трево­жить. Он ушёл из жизни, оставив для Веры письмо со своим признанием: «Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твоё“. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…»
    Вера Николаевна исполнила его последнюю волю, прослушав сонату D-dur, № 2, op. 2. Сквозь звуки музыки ей показалась, она услышала его слова, обращённые к ней, и получила его прощение.
    Княгиня осталась в своём спокойном и привычном мире с раз и навсегда заведён­ным порядком, с разумно любящим её мужем, но жизнь её была потревожена силой необыкновенной и яркой любви, к которой стремятся все, но испытывают немно­гие. Острожные, разумные люди на всякий случай сторонятся сильных чувств, как осторожный человек из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», «боясь чего-то», наступают «на гордое сердце ногой… «И вот оно, рассыпавшись в искры», гаснет…
    «Честь и бесчестие»
    Честь и бесчестие… Эти понятия заставляют задуматься о многом… Именно они определяют вектор движения человеческой жизни. Честный ты человек или бес­честный? Можно на тебя положиться или ты живёшь, руководствуясь в жизни лишь собственными интересами, и мерилом истины является только понимание, выгодно тебе это или невыгодно.
    В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так опре­деляет слова честь и бесчестие: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. «Бесчестье – всякое действие, противное чести: стыд, срам, позор, поношение, поругание».
    Счастлив тот человек, кому удалось на протяжении всей своей жизни сохранить внутреннее нравственное достоинство, благородство души и во всех поступках руко­водствоваться голосом совести. Именно таким человеком был Александр Сергеевич Пушкин.
    Он закончил работу над романом «Капитанская дочка»19 октября 1836 года, эпиграфом к нему взяв слова из русской пословицы: «Береги честь смолоду». А через 3 месяца состоялась роковая дуэль, на которой А.С. Пушкин получил смер­тельное ранение, защищая честь своей жены, а таким образом, и своей семьи, ценой своей жизни доказав, что главным для него всегда было понятие чести.
    Эпиграф его произведения обращён не только к героям романа (они все так или иначе проходят жизненные испытания на стойкость духа, доблесть, благородство души), но и ко всем читателям, он звучит как последнее напутствие великого поэ­та.
    А.С. Пушкин показывает в романе высокий образец нравственного воспитания, который был присущ лучшим дворянским семьям. Высокие традиции, передавае­мые от отца к сыну, слышны в напутственных словах Андрея Петровича Гринёва. Отправляя Петра на службу в Оренбург, он говорит: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
    Сам же Пётр мечтал именно о службе в Петербурге, где был записан в Семёнов­ский полк: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольстви­ях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению мое­му, было верхом благополучия человеческого». Отец же решительно воспротивился такой возможной судьбе для сына: «Чему научится он, служа в Петербурге? мо­тать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
    И Пётр Гринёв послужил в армии, оказавшись в гуще тяжёлых исторических со­бытий, и во всех посланных ему испытаниях оказался верным напутствию своего отца, проявляя доблесть, честность, благородство души и сохраняя чистой совесть.
    Вот он вызывает на дуэль Швабрина, клеветавшего на Марью Ивановну Миро­нову: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Под угрозой смерти отказывается целовать руку Емельяну Пугачёву, захватившему Белогорскую крепость. А позже не прини­мает предложение бунтовщика служить ему: «Нет, – отвечал я с твердостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».
    Пётр делает всё для спасения Марьи Ивановны, а будучи под арестом, не стал объяснять истинную причину своего общения с Пугачёвым, потому что боялся, что упоминание о всех обстоятельствах плена у Швабрина Марьи может навредить ей: «Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу». Марья отважно отправляется в Петербург, и только благодаря счастливой случай­ной встрече с царицей ей удаётся спасти от гибели Петра Гринёва.
    Размышляя над перипетиями судьбы героя, мы понимаем, что А.С. Пушкин хо­тел донести до нас мысль о том, что человеку, ни в каких жизненных обстоятель­ствах не роняющему чувство чести, благоволит сама судьба, его жизнь наполнена высшим смыслом. А тот, кто бесчестен, остаётся ни с чем, хотя и постоянно ищет во всём выгоду для себя, как, например, Швабрин. Он словно человек из ниоткуда, нам ничего неизвестно о его детстве, юности, родителях. «Швабрин Алексей Ива­ныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство», – рассказала Ва­силиса Егоровна Петру, имея в виду дуэль, в которой участвовал Швабрин. После его наговора на Марью состоялся поединок с Петром, во время которого он повёл себя бесчестно, подло нанеся удар Гринёву, когда тот обернулся на крик Савельича: «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесённое. Я оглянулся, и увидел Савельи­ча, сбегающего ко мне по нагорной тропинке…………………………………. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств».
    Бесчестно поступает он и переметнувшись на сторону Емельяна Пугачёва: «Тог­да, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабри­на, обстриженного в кружок и в казацком кафтане», – вспоминал Гринёв. Именно Швабрин указывает на Гринёва Пугачёву во время казни в крепости, и тот отдаёт приказ: «Вешать его!» Что и было бы исполнено, если бы не Савельич.
    Швабрин держал в заточении Марью, Пугачёв освободил её, когда Гринёв от­крыто сказал о цели своего приезда в стан бунтовщиков: «Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней женить­ся». Наконец, находясь под арестом, Швабрин доносит на Гринёва.
    История их отношений наводит на мысль о том, что для бесчестного человека человек чести является заклятым врагом, которого он стремится уничтожить всеми способами. Но, по мнению писателя, такие попытки обречены на провал. А чело­век, идущий путём предательства, измены, бесчестия плачевно заканчивает свой жизненный путь. Для бесчестного человека жизнь пуста и бессмысленна, потому что лишена духовных даров: любви к людям, Богу, стремления к добрым делам.
    «Честь и бесчестие»
    Что может удержать человека от предательства, лжи, подлости? Чувство чести, которому созвучен голос совести. Человек чести — это тот, кто не отступает от нрав­ственных принципов, не идёт против совести, не ищет выгоды во всём только для себя.
    Любимые герои романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого Андрей Бол­конский и Пьер Безухов были именно такими людьми. Андрей Болконский всег­да оставался верным высокому чувству чести, взлелеянному в нём отцом. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» – так напутствовал его генерал-аншеф князь Николай Андреевич, неслучайно прозван­ный в обществе прусским королём, он был старинного аристократического рода и смог воспитать достойного сына.
    Андрей Болконский мечтал о подвиге, ставя перед собой только высокие цели, и судьба предоставила ему возможность совершить его: в битве при Аустерлице он подхватил упавшее знамя и повлёк за собой батальон, чуть не обратившийся в бег­ство: «Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждени­ем слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него». Цена подвига оказалась очень высока: герой был тяжело ранен. Осуществив свою мечту, он вну­тренне изменился, открыл для себя мир неба, духовный мир, переосмыслив преж­ние ценности, но остался неизменен в одном: всегда оставался человеком чести.
    Его друг Пьер Безухов был далёк от мечты о военном подвиге, он даже не умел обращаться с оружием, но тем не менее, ни минуты не задумываясь, вызвал на ду­эль Долохова, которому вначале доверял. «Пользуясь своими кутежными отноше­ниями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег». Пьер посчитал делом чести бросить вызов человеку, соблазнившему его жену, унижающему его своим дерзким поведением. Перед ду­элью он обратился к Несвицкому: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? — сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пи­столет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чём он не хотел сознаться». Неумело выстрелив, Безухов по воле случая ранил Долохова и позже мучился всем случившимся: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». Размышляя над тем, как он дошёл до та­кой ситуации, он обвиняет именно себя: «Но в чём же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя, и её». Поняв сущность своей жены, «он не мог оставаться с ней под одной кровлей». Однако при расставании «выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими име­ниями, что составляло большую половину его состояния». То есть поступил очень благородно, хотя и имел все основания не быть столь щедрым с женщиной, пре­давшей его. И в дальнейшем, по ходу развития сюжетной линии романа, связанной с этим героем, мы становимся свидетелями того, что во всех ситуациях Пьер Без­ухов поступает как человек чести, подавая пример высокой нравственности, любви к окружающим его людям.
    Долохов же бесчестно и неблагодарно поступил не только с Пьером, узнав о том, что Соня любит Николая, и потеряв надежду на её любовь, он мстит Николаю, во­влекая его в карточную игру и бесстрастно выигрывая у него огромную сумму денег. «Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил…», – не мог поверить проис­ходящему Николай. Так бесчестные поступки Долохова становятся причиной тяжё­лых событий в жизни других людей. Он признаётся Николаю: «Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге». Бретёр, дуэлянт и повеса оказался, правда, любящим сыном и братом. Но по отношению к остальному миру он был беспощаден.
    Вспоминается и другой герой романа, который был способен на бесчестный посту­пок. Правда в отличие от Долохова причиной его бессчётных и жестоких поступков были отнюдь не захлёстывающие эмоции, а исключительно голый расчёт, мотивы обогащения делового человека. Карьерист Адольф Берг во время войны 1812 года, когда жители покидали Москву перед пожаром и многие, как Ростовы, освобож­дали свои повозки от имущества, чтобы отдать их для перевозки раненых, скупал мебель по дешёвым ценам, пользуясь ситуацией и радуясь такой возможности. А другие москвичи сжигали дома и имущество, чтобы они не достались врагу.
    «Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе» никогда не имел высоких нравственных идеалов, в обществе же был окружён флё­ром полупрезрительного и ироничного к себе отношения, контрастируя с другими героями романа благородной души и честной совести.
    Размышляя о чести и бесчестии, невольно вспоминаешь строчки стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»:
    Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку –
    Каждый выбирает для себя.
    Щит и латы, посох и заплаты,
    Меру окончательной расплаты
    Каждый выбирает по себе.
    Каждый выбирает для себя.
    И каждый отвечает за свой выбор, какой дорогой идти: дорогой чести или бесче­стия? Причём отвечает не только перед собой, перед детьми, родителями, но и перед всем родом, стоящим у каждого из нас за плечами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *