Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
— Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,— самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Главный герой произведения, Иван Васильевич, охарактеризован, как веселый, общительный и позитивный человек. В рассказе упоминается, что он всегда в центре внимания и любил рассказывать о своих прожитых юных годах. После прочтения рассказа появляется мнение, что он душа компании, любит поговорить и вспоминать прошлое. Во время его рассказа очень хотелось бы взглянуть в его глаза, чтоб увидеть сожалеет ли он о своем выборе. Автор пожелал, чтоб это осталось, наверное, загадкой или дал волю размышлениям.
Все воспоминания наполнены добротой, любовью и гордостью за свои поступки, которые он совершал или наоборот – остерегался, чтоб не навредить своему здоровью и драгоценной репутации. Ведь в былые времена репутация не была пустым звуком, как сейчас. Слушатели всегда находились и были благодарными, так внимательно слушали и задавали вопросы, чем еще глубже поднимали воспоминания, которые, время от времени, отходили от начатой темы.
Из рассказов о Вареньке, можно утверждать, что чувства к ней, все-таки, остались и теплились в душе с приятным трепетом до сих пор. Он вспоминал, что на одном балу все его внимание было приковано именно к ней, хотя там было и много других юных созданий. Иван Васильевич отказывался от пьянящих напитков и от общения с другими людьми. А ведь в те времена, именно на таких мероприятиях, люди заводили полезные знакомства или даже обзаводились деловыми партнерами.
Отец возлюбленной, на то время, производил самые лучшие впечатление и расположение. Высокий рост, стройность, статность, а главное – смеющиеся глаза и губы. В танце отца и дочери привлекали внимание сапоги полковника. Они были не по моде с квадратным носком, и рассказчик растолковал это для себя тем, что отец экономит на себе, чтоб одевать и выводить в свет дочь. Иван Васильевич остался под приятным и милым впечатлением от свежего старичка.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом.
Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом “После бала”, где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы.
Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание светского бала. Толстой использует эпитеты “счастливый”, “великолепный”, “сияющий”, чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич – юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок.
Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья – две стороны одной медали. Юноша думает так: “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”. Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. “Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека”, — говорит автор.
Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.
Лев Николаевич Толстой – мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.
Я прочитала рассказ на одном дыхании, а после прочтения начала внимательнее присматриваться к людям, которые с первого взгляда мне кажутся добродушными, веселыми и приятными в общении.
Прочитав рассказ, меня поразило то, как в нашей жизни идут радость и горе рука об руку, веселье и боль, счастье и страдание. Вечером человек постает в образе любящего, нежного отца, который трогательно танцует с дочерью, а утром он – злой, жестокий полковник, который ведет человека, пускай даже и преступника, на верную смерть, следит, чтобы ему сделали как можно больнее.
Как в одном человеке может совмещаться любовь, нежность, жестокость и жажда крови? Это, пожалуй, главное противоречие в нашей жизни. Какой персонаж настоящий, любящий отец на балу или твердый, неприятный полковник, который бьет солдата по лицу только из-за того, что он недостаточно сильно ударил и без того кровавую спину татарина? Мне кажется, что любовь к дочери у него, конечно, не забрать, а в остальном он просто бессердечный, фанатично преданный делу военный.
Увиденное утром навсегда изменило жизнь Ивана Васильевича, который был влюблен в дочь полковника и мечтал стать военным. Увидев отца своей возлюбленной в такой страшной ситуации, при каждой последующей встрече с девушкой рассказчик вспоминал об окровавленной спине подсудимого. Продолжаться отношения не могли, а мечта стать военным развеялась сама по себе. Получается одно утро, одно маленькое событие кардинально изменило жизнь, мечты и взгляды человека. От любви до отвращения один шаг. Когда люди, которыми ты восхищаешься, снимают маски и показывают свое настоящее лицо, трудно относится к ним по-прежнему.
“Любовь с этого дня пошла на убыль…” (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Композиция и смысл рассказа Л . Н . Толстого ” После бала ”
Л.Н. Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала.
Личность и общество в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Любовь с этого дня пошла на убыль…
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала»)
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Полковник на балу и после бала
Рассказ Л. Толстого «После бала»
“После бала”. Л.Н.Толстой
Утро, изменившее жизнь
Л.Н. Толстой “После бала”. Полковник на балу и после бала
Идейный смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь
Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)” (2)
«После бала»(сочинение-отзыв) (1)
«После бала»(сочинение-отзыв) (2)
Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)” (1)
Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)
И на волне своего видения этого мира герой влюбляется в юную барышню Вареньку, олицетворяющую приемом цветопередачи гуманизм – она вся в белом: «белое платье», «белые туфельки», «белые перчатки»; цвет чистоты помыслов и благородства. Прикрытый этим цветом отец Вареньки, полковник, выглядит также прекрасно и благородно, «крепкий старикан», так видится он персонажу в начале произведения. Лев Толстой показывает этим приемом, что общество лишь прикрывалось принципами благородства, они были «надеты» на него сверху, воспитанием и образованием.
Во второй части рассказа автор «срывает» с общества лживые покровы. Главный герой, ведомый влюбленностью, приходит к дому Вареньки. Еще на подходе он видит «что-то большое и черное» слышит «тревожный бой барабанов». И в итоге видит, как отец барышни, своей рукой в бархатной перчатке, бьет младшего по званию, наказывая его за то, что солдат в свою очередь плохо бил татарина перед строем солдат. На этом примере автор показывает всю грязь и злодейство царского сапога, поправшего гуманизм, олицетворяемого полковником. И сожалеет о том, что гуманность никогда не примется этим обществом. Его главный герой отбросил желание служить в государственных структурах, и посвятил себя помощи людям.
Главный герой рассказа в большей мере сам автор. Ведь Лев Николаевич Толстой в своих произведениях всегда опирался на гуманизм показывая нам наряду с плохими персонажами, прекрасных людей со светлой душой, да они всегда противопоставляются обществу, но в конце концов добро побеждает зло.
Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
— Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,— самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Тема: – «После бала»(сочинение-отзыв) (2)
Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Чувство Сергея Николаевича Толстого (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался наказанием через строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает свое прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек пользуется уважением, к его мнению прислушиваются, что он, по-видимому, обладает богатым жизненным опытом. «Сколько бы человек никуда не годились, кабы вас не было», — замечает один из собеседников. И благодаря таким замечаниям возникает доверие к герою. А его обещание рассказать об одном утре, от которого «переменилась вся его жизнь», заставляет внимательно и с интересом следить за дальнейшим повествованием.
Мы окунаемся в эпоху сороковых годов XIX столетия. Сначала нас зачаровывает атмосфера великолепного бала: «зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», хозяин — добродушный старичок, богач-хлебосол, такая же добродушная жена его, «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке». Мимо проплывают пары. Бесконечные вальсы, кадрили, польки. Наш герой очарован красотой Вареньки Б…, любуется ее стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, зарумянившимся с ямочками лицом, ласковыми, милыми глазами. Он влюблен. Он «не только весел и доволен», но «счастлив, блажен… добр», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Свою любовь к Вареньке молодой человек переносит и на окружающих. Он «обнимал в то время весь мир своей любовью» и с восторженным умилением любовался танцующей парой: отец-полковник пригласил Вареньку на мазурку, и ее грациозная фигурка «плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых, атласных ножек». К отцу же ее Иван Васильевич испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство». Мазурка кончилась, и полковник откланялся, сославшись на важные дела рано утром.
Когда молодой человек приехал домой, приятные воспоминания не давали ему уснуть. Казалось, он был бесконечно счастлив, но счастье все росло и росло, он вспоминал Вареньку, танцующую в паре с отцом. И он невольно соединял «его и ее в одном нежном, умиленном чувстве». Автор часто подчеркивает важные мысли повторами, и этим дополнительно усиливает образность и экспрессивность восприятия. Кроме того, оценку увиденному рассказчик дает в соответствии со своим внутренним состоянием. На балу любовь к Вареньке освободила всю скрытую в душе молодого человека «способность любви». Но, выйдя на улицу и став невольным свидетелем экзекуции, которой руководил отец Вареньки, рассказчик испытывает совсем другие чувства. «Мне же было до такой степени стыдно, — говорит он, — что не знал, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, и опустил глаза… И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Очень важную роль и в композиции рассказа, и в выражении его идеи играют противопоставления. Противопоставлены два основных эпизода — мазурка и экзекуция. Противоположно и описание полковника в этих двух эпизодах. Танцуя, «он бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А утром на площади «он шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу», злобно хмурился. Нам словно представлены два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение. Еще ярче контраст между полковником «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат.
Хотя сюжет рассказа понятен и прост, история жизни Ивана Васильевича, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру и который отказался от государственной службы после случая, изменившего всю его жизнь, на меня произвела очень сильное впечатление. Во многом этот эффект достигается умелым использованием языковых средств и художественных приемов.
Л. Н. Толстой как мудрый и тонкий художник слова показывает нам, что решение его героя о «неучастии во зле» оправдано и приобретает в рассказе высокий гуманистический смысл.
План
1. Вступление
2. Восторг
3. Смятение
4. Заключение
Рассказ “После бала” описывает не события и исторические моменты, он раскрывает чувства, эмоции его автора, то, как стремительно могут нарастать и также быстро стихать невероятные душевные волнения главного героя – Петра Васильевича. О том, что жизнь человека, его мировоззрение может в миг изменить лишь один случай.
Первая часть произведения повествует о бале. Рассказчик, красивый и достаточно состоятельный молодой человек приглашён на бал, где присутствует уже знакомая ему девушка Варенька. Автор описывает её очень восторженно, любая мелочь, будь то розовая лента на поясе, атласные туфли или ямочки на щеках упоминаются с таким обожанием, что улыбка невольно трогает читателя. Каждое её движение, предмет туалета, черта лица настолько трогательно обрисованы, что сомнений не остаётся – Пётр Васильевич не просто влюблён, он окрылён нежнейшим чувством.
Отец Варвары представлен статным генералом, о нём автор говорит в очень уважительной манере с истинным почтением. Черты лица, стан, мундир, движения-всё в его облике вызывает у Петра неподдельное почитание. Хозяйка бала с “елисаветинским бюстом”, лакеи, гости, инженер Ансимов-все кажутся влюблённому юноше лучше и красивее.
Во второй части рассказа Пётр Васильевич испытывает смятение, отодвинувшее восторг на задний план. Автор становится свидетелем сцены потрясшей его до глубины души. Не только сам факт избиения татарина, его спина, больше похожая на разноцветный лоскут, но и жёсткость генерала, ударившего по лицу солдата, наносившего слабые удары арестанту, стали предметом раздумий главного героя. Теперь уже не перчатка Вареньки, а мольбы “Ребятушки, помилосердствуйте” и гневное “Я тебе помажу”занимают мысли Петра.
Больше нет трогательного отца, танцующего кадриль, теперь это властный военный. В ушах не звучат аккорды мазурки и вальса, только барабанная дробь и звуки флейты не дают уснуть встревоженному сознанию. Не возможно понять, что более потрясло автора: измождённый татарин с окровавленным торсом; усердие большинства солдат, с которым они безжалостно истязали человека; или бездушие командующего этим трагичным действом. Пётр Васильевич не стал любить Варвару меньше, но душу его уже занимали совсем другие раздумья. Ему казалось, что он не знает чего-то, что позволяет генералу быть таким безжалостным. Именно это чувство недостаточной осведомлённости в тонкостях военного дела навсегда отбивает у него стремление пойти на службу.
“После бала” заставляет читателя размышлять, но не сцены произведения становятся причиной тому, а собственный опыт. Ведь многим знакомо, насколько кардинально может изменить мировоззрение человека всего одно событие.
20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях.
«… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I, подвитыми усами, белыми же подведёнными к бакенбардами и с зачёсанными вперёд висками, и та же ласковая радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными плечами, стройными ногами…» – этими словами автор хотел показать какой воспитанный и благонравный полковник, какой хороший он семьянин, как ухаживает он за дочерью, он хотел показать себя образцовым джентльменом, что он послушен всем правилам галантного кавалера. Л. Н. Толстой всеми своими словами и эмоциями хочет передать нам всю правильность, порядочность и образованность отца Вареньки, вначале он очень симпатичен автору.
«… Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…» – этим отрывком автор хочет показать нам, что несмотря на свой не очень молодой возраст он хорошо управляет собой и своим телом.
Когда автор увидел полковника после бала, он удивился его строгости и злобе, доминирующей в его сущности: «… Высокий военный в шинели и фуражке…», «… Шёл твёрдой, подрагивающей походкой, высокий военный…», «Делая вид, что он не заметил меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся…». После того, как автор увидел жестокую расправу над беззощитным татарином, он изменил всё своё представление о полковнике и, в некотором роде, о Вареньке.
Этот рассказ учит нас не судить о человеке по первому взгляду, что в душе он может быть совсем не тем, кем себя выдаёт. Великий русский критик, философ – материалист Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848 г.) когда-то сказал: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».
Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро.
Первая часть рассказа посвящена знакомству со «всеми уважаемым» Иван Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, но Варенька Б. занимает в его жизни место самой любимой девушки. Без сомнения Варя была его самой сильной любовью. Эта девушка восемнадцати лет была прелестна и прекрасна и даже царственный вид никого не отпугивал благодаря веселой улыбке и блестящим глазам.
Во второй части рассказа мы оказываемся на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется все больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным. Кажется, что ничто не в силах изменить этой сильной любви. Особенное впечатление на героя рассказа производит танец полковника с Варей. Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Полон таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее он желает быть от нее в близости. Он идет туда, где она живет.
И вот тут его чувства терпят тяжелое испытание – его любовь, еще не окрепшая и такая прекрасная сталкивается с душераздирающей картиной – жестоким избиением солдата, пытавшегося бежать. При этом полковник, любимейший отец его Вареньки, является в лице варвара, беспощадного и ужасного, который в сложившейся ситуации проявляет свое истинное лицо, которое разительно отличается от того добропорядочного стареющего вояки, любящего отца, внимательного друга, которого Иван Васильевич увидел на балу. Муштра и издевательства вот его настоящая стихия. Можно представить себе состояние влюбленного юноши, пусть даже и искушенного в любви и развлечениях. Его мир переворачивается с ног на голову. Он шокирован произошедшими переменами в полковнике. Да, он не сталкивался с армией ни в каком виде, но он собирался связать свою жизнь с этим достойным, по его мнению, занятием. Но, увидев, как это все может быть в реальной жизни, он не считает возможным достижение званий и чинов такими зверскими способами. Метаморфозы, произош
едшие с отцом его возлюбленной, не поддаются логическому объяснению. И не удивительно, что он разочаруется в своих чувствах, его любовь не выдерживает испытания- в своей девушке он видит ее отца, изувера и подонка. Варя вызывает в нем пренеприятнейшие воспоминания. Его любовь сошла на нет и не надо его в этом винить, ведь его идеал разрушен, любовь растоптана и избита как этот татарин-солдат. Варенька Б. становится лишь воспоминанием его жизни. И впослелствии он не свяжет свою жизнь ни с армией, ни со службой вообще.
По моему мнению, Лев Николаевич пишет этот рассказ по истечении 50 лет потому, что события той весны также изменили жизнь его брата. И вот когда в жизни брата наступил момент осмысления своих поступков – как бы он мог прожить жизнь так или иначе, он помог ему понять, что он все сделал правильно. Ведь он не смог бы жить и любить рядом с таким чудовищем как полковник
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом.
Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом “После бала”, где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы.
Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание светского бала. Толстой использует эпитеты “счастливый”, “великолепный”, “сияющий”, чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич – юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок.
Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья – две стороны одной медали. Юноша думает так: “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”. Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. “Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека”, — говорит автор.
Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.
Лев Николаевич Толстой – мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.
Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
— Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,— самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Главный герой произведения, Иван Васильевич, охарактеризован, как веселый, общительный и позитивный человек. В рассказе упоминается, что он всегда в центре внимания и любил рассказывать о своих прожитых юных годах. После прочтения рассказа появляется мнение, что он душа компании, любит поговорить и вспоминать прошлое. Во время его рассказа очень хотелось бы взглянуть в его глаза, чтоб увидеть сожалеет ли он о своем выборе. Автор пожелал, чтоб это осталось, наверное, загадкой или дал волю размышлениям.
Все воспоминания наполнены добротой, любовью и гордостью за свои поступки, которые он совершал или наоборот – остерегался, чтоб не навредить своему здоровью и драгоценной репутации. Ведь в былые времена репутация не была пустым звуком, как сейчас. Слушатели всегда находились и были благодарными, так внимательно слушали и задавали вопросы, чем еще глубже поднимали воспоминания, которые, время от времени, отходили от начатой темы.
Из рассказов о Вареньке, можно утверждать, что чувства к ней, все-таки, остались и теплились в душе с приятным трепетом до сих пор. Он вспоминал, что на одном балу все его внимание было приковано именно к ней, хотя там было и много других юных созданий. Иван Васильевич отказывался от пьянящих напитков и от общения с другими людьми. А ведь в те времена, именно на таких мероприятиях, люди заводили полезные знакомства или даже обзаводились деловыми партнерами.
Отец возлюбленной, на то время, производил самые лучшие впечатление и расположение. Высокий рост, стройность, статность, а главное – смеющиеся глаза и губы. В танце отца и дочери привлекали внимание сапоги полковника. Они были не по моде с квадратным носком, и рассказчик растолковал это для себя тем, что отец экономит на себе, чтоб одевать и выводить в свет дочь. Иван Васильевич остался под приятным и милым впечатлением от свежего старичка.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом.
Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом “После бала”, где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы.
Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание светского бала. Толстой использует эпитеты “счастливый”, “великолепный”, “сияющий”, чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич – юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок.
Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья – две стороны одной медали. Юноша думает так: “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”. Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. “Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека”, — говорит автор.
Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.
Лев Николаевич Толстой – мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.
Я прочитала рассказ на одном дыхании, а после прочтения начала внимательнее присматриваться к людям, которые с первого взгляда мне кажутся добродушными, веселыми и приятными в общении.
Прочитав рассказ, меня поразило то, как в нашей жизни идут радость и горе рука об руку, веселье и боль, счастье и страдание. Вечером человек постает в образе любящего, нежного отца, который трогательно танцует с дочерью, а утром он – злой, жестокий полковник, который ведет человека, пускай даже и преступника, на верную смерть, следит, чтобы ему сделали как можно больнее.
Как в одном человеке может совмещаться любовь, нежность, жестокость и жажда крови? Это, пожалуй, главное противоречие в нашей жизни. Какой персонаж настоящий, любящий отец на балу или твердый, неприятный полковник, который бьет солдата по лицу только из-за того, что он недостаточно сильно ударил и без того кровавую спину татарина? Мне кажется, что любовь к дочери у него, конечно, не забрать, а в остальном он просто бессердечный, фанатично преданный делу военный.
Увиденное утром навсегда изменило жизнь Ивана Васильевича, который был влюблен в дочь полковника и мечтал стать военным. Увидев отца своей возлюбленной в такой страшной ситуации, при каждой последующей встрече с девушкой рассказчик вспоминал об окровавленной спине подсудимого. Продолжаться отношения не могли, а мечта стать военным развеялась сама по себе. Получается одно утро, одно маленькое событие кардинально изменило жизнь, мечты и взгляды человека. От любви до отвращения один шаг. Когда люди, которыми ты восхищаешься, снимают маски и показывают свое настоящее лицо, трудно относится к ним по-прежнему.
“Любовь с этого дня пошла на убыль…” (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)
Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Композиция и смысл рассказа Л . Н . Толстого ” После бала ”
Л.Н. Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала.
Личность и общество в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Любовь с этого дня пошла на убыль…
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала»)
Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Полковник на балу и после бала
Рассказ Л. Толстого «После бала»
“После бала”. Л.Н.Толстой
Утро, изменившее жизнь
Л.Н. Толстой “После бала”. Полковник на балу и после бала
Идейный смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь
Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)” (2)
«После бала»(сочинение-отзыв) (1)
«После бала»(сочинение-отзыв) (2)
Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)” (1)
Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)
И на волне своего видения этого мира герой влюбляется в юную барышню Вареньку, олицетворяющую приемом цветопередачи гуманизм – она вся в белом: «белое платье», «белые туфельки», «белые перчатки»; цвет чистоты помыслов и благородства. Прикрытый этим цветом отец Вареньки, полковник, выглядит также прекрасно и благородно, «крепкий старикан», так видится он персонажу в начале произведения. Лев Толстой показывает этим приемом, что общество лишь прикрывалось принципами благородства, они были «надеты» на него сверху, воспитанием и образованием.
Во второй части рассказа автор «срывает» с общества лживые покровы. Главный герой, ведомый влюбленностью, приходит к дому Вареньки. Еще на подходе он видит «что-то большое и черное» слышит «тревожный бой барабанов». И в итоге видит, как отец барышни, своей рукой в бархатной перчатке, бьет младшего по званию, наказывая его за то, что солдат в свою очередь плохо бил татарина перед строем солдат. На этом примере автор показывает всю грязь и злодейство царского сапога, поправшего гуманизм, олицетворяемого полковником. И сожалеет о том, что гуманность никогда не примется этим обществом. Его главный герой отбросил желание служить в государственных структурах, и посвятил себя помощи людям.
Главный герой рассказа в большей мере сам автор. Ведь Лев Николаевич Толстой в своих произведениях всегда опирался на гуманизм показывая нам наряду с плохими персонажами, прекрасных людей со светлой душой, да они всегда противопоставляются обществу, но в конце концов добро побеждает зло.
Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
— Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина…”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,— самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.
Тема: – «После бала»(сочинение-отзыв) (2)
Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Чувство Сергея Николаевича Толстого (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался наказанием через строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает свое прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек пользуется уважением, к его мнению прислушиваются, что он, по-видимому, обладает богатым жизненным опытом. «Сколько бы человек никуда не годились, кабы вас не было», — замечает один из собеседников. И благодаря таким замечаниям возникает доверие к герою. А его обещание рассказать об одном утре, от которого «переменилась вся его жизнь», заставляет внимательно и с интересом следить за дальнейшим повествованием.
Мы окунаемся в эпоху сороковых годов XIX столетия. Сначала нас зачаровывает атмосфера великолепного бала: «зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», хозяин — добродушный старичок, богач-хлебосол, такая же добродушная жена его, «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке». Мимо проплывают пары. Бесконечные вальсы, кадрили, польки. Наш герой очарован красотой Вареньки Б…, любуется ее стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, зарумянившимся с ямочками лицом, ласковыми, милыми глазами. Он влюблен. Он «не только весел и доволен», но «счастлив, блажен… добр», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Свою любовь к Вареньке молодой человек переносит и на окружающих. Он «обнимал в то время весь мир своей любовью» и с восторженным умилением любовался танцующей парой: отец-полковник пригласил Вареньку на мазурку, и ее грациозная фигурка «плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых, атласных ножек». К отцу же ее Иван Васильевич испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство». Мазурка кончилась, и полковник откланялся, сославшись на важные дела рано утром.
Когда молодой человек приехал домой, приятные воспоминания не давали ему уснуть. Казалось, он был бесконечно счастлив, но счастье все росло и росло, он вспоминал Вареньку, танцующую в паре с отцом. И он невольно соединял «его и ее в одном нежном, умиленном чувстве». Автор часто подчеркивает важные мысли повторами, и этим дополнительно усиливает образность и экспрессивность восприятия. Кроме того, оценку увиденному рассказчик дает в соответствии со своим внутренним состоянием. На балу любовь к Вареньке освободила всю скрытую в душе молодого человека «способность любви». Но, выйдя на улицу и став невольным свидетелем экзекуции, которой руководил отец Вареньки, рассказчик испытывает совсем другие чувства. «Мне же было до такой степени стыдно, — говорит он, — что не знал, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, и опустил глаза… И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Очень важную роль и в композиции рассказа, и в выражении его идеи играют противопоставления. Противопоставлены два основных эпизода — мазурка и экзекуция. Противоположно и описание полковника в этих двух эпизодах. Танцуя, «он бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А утром на площади «он шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу», злобно хмурился. Нам словно представлены два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение. Еще ярче контраст между полковником «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат.
Хотя сюжет рассказа понятен и прост, история жизни Ивана Васильевича, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру и который отказался от государственной службы после случая, изменившего всю его жизнь, на меня произвела очень сильное впечатление. Во многом этот эффект достигается умелым использованием языковых средств и художественных приемов.
Л. Н. Толстой как мудрый и тонкий художник слова показывает нам, что решение его героя о «неучастии во зле» оправдано и приобретает в рассказе высокий гуманистический смысл.
План
1. Вступление
2. Восторг
3. Смятение
4. Заключение
Рассказ “После бала” описывает не события и исторические моменты, он раскрывает чувства, эмоции его автора, то, как стремительно могут нарастать и также быстро стихать невероятные душевные волнения главного героя – Петра Васильевича. О том, что жизнь человека, его мировоззрение может в миг изменить лишь один случай.
Первая часть произведения повествует о бале. Рассказчик, красивый и достаточно состоятельный молодой человек приглашён на бал, где присутствует уже знакомая ему девушка Варенька. Автор описывает её очень восторженно, любая мелочь, будь то розовая лента на поясе, атласные туфли или ямочки на щеках упоминаются с таким обожанием, что улыбка невольно трогает читателя. Каждое её движение, предмет туалета, черта лица настолько трогательно обрисованы, что сомнений не остаётся – Пётр Васильевич не просто влюблён, он окрылён нежнейшим чувством.
Отец Варвары представлен статным генералом, о нём автор говорит в очень уважительной манере с истинным почтением. Черты лица, стан, мундир, движения-всё в его облике вызывает у Петра неподдельное почитание. Хозяйка бала с “елисаветинским бюстом”, лакеи, гости, инженер Ансимов-все кажутся влюблённому юноше лучше и красивее.
Во второй части рассказа Пётр Васильевич испытывает смятение, отодвинувшее восторг на задний план. Автор становится свидетелем сцены потрясшей его до глубины души. Не только сам факт избиения татарина, его спина, больше похожая на разноцветный лоскут, но и жёсткость генерала, ударившего по лицу солдата, наносившего слабые удары арестанту, стали предметом раздумий главного героя. Теперь уже не перчатка Вареньки, а мольбы “Ребятушки, помилосердствуйте” и гневное “Я тебе помажу”занимают мысли Петра.
Больше нет трогательного отца, танцующего кадриль, теперь это властный военный. В ушах не звучат аккорды мазурки и вальса, только барабанная дробь и звуки флейты не дают уснуть встревоженному сознанию. Не возможно понять, что более потрясло автора: измождённый татарин с окровавленным торсом; усердие большинства солдат, с которым они безжалостно истязали человека; или бездушие командующего этим трагичным действом. Пётр Васильевич не стал любить Варвару меньше, но душу его уже занимали совсем другие раздумья. Ему казалось, что он не знает чего-то, что позволяет генералу быть таким безжалостным. Именно это чувство недостаточной осведомлённости в тонкостях военного дела навсегда отбивает у него стремление пойти на службу.
“После бала” заставляет читателя размышлять, но не сцены произведения становятся причиной тому, а собственный опыт. Ведь многим знакомо, насколько кардинально может изменить мировоззрение человека всего одно событие.
20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях.
«… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I, подвитыми усами, белыми же подведёнными к бакенбардами и с зачёсанными вперёд висками, и та же ласковая радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными плечами, стройными ногами…» – этими словами автор хотел показать какой воспитанный и благонравный полковник, какой хороший он семьянин, как ухаживает он за дочерью, он хотел показать себя образцовым джентльменом, что он послушен всем правилам галантного кавалера. Л. Н. Толстой всеми своими словами и эмоциями хочет передать нам всю правильность, порядочность и образованность отца Вареньки, вначале он очень симпатичен автору.
«… Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…» – этим отрывком автор хочет показать нам, что несмотря на свой не очень молодой возраст он хорошо управляет собой и своим телом.
Когда автор увидел полковника после бала, он удивился его строгости и злобе, доминирующей в его сущности: «… Высокий военный в шинели и фуражке…», «… Шёл твёрдой, подрагивающей походкой, высокий военный…», «Делая вид, что он не заметил меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся…». После того, как автор увидел жестокую расправу над беззощитным татарином, он изменил всё своё представление о полковнике и, в некотором роде, о Вареньке.
Этот рассказ учит нас не судить о человеке по первому взгляду, что в душе он может быть совсем не тем, кем себя выдаёт. Великий русский критик, философ – материалист Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848 г.) когда-то сказал: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».
Прототипом главного героя рассказа «После бала» был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро.
Первая часть рассказа посвящена знакомству со «всеми уважаемым» Иван Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, но Варенька Б. занимает в его жизни место самой любимой девушки. Без сомнения Варя была его самой сильной любовью. Эта девушка восемнадцати лет была прелестна и прекрасна и даже царственный вид никого не отпугивал благодаря веселой улыбке и блестящим глазам.
Во второй части рассказа мы оказываемся на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется все больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным. Кажется, что ничто не в силах изменить этой сильной любви. Особенное впечатление на героя рассказа производит танец полковника с Варей. Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Полон таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее он желает быть от нее в близости. Он идет туда, где она живет.
И вот тут его чувства терпят тяжелое испытание – его любовь, еще не окрепшая и такая прекрасная сталкивается с душераздирающей картиной – жестоким избиением солдата, пытавшегося бежать. При этом полковник, любимейший отец его Вареньки, является в лице варвара, беспощадного и ужасного, который в сложившейся ситуации проявляет свое истинное лицо, которое разительно отличается от того добропорядочного стареющего вояки, любящего отца, внимательного друга, которого Иван Васильевич увидел на балу. Муштра и издевательства вот его настоящая стихия. Можно представить себе состояние влюбленного юноши, пусть даже и искушенного в любви и развлечениях. Его мир переворачивается с ног на голову. Он шокирован произошедшими переменами в полковнике. Да, он не сталкивался с армией ни в каком виде, но он собирался связать свою жизнь с этим достойным, по его мнению, занятием. Но, увидев, как это все может быть в реальной жизни, он не считает возможным достижение званий и чинов такими зверскими способами. Метаморфозы, произош
едшие с отцом его возлюбленной, не поддаются логическому объяснению. И не удивительно, что он разочаруется в своих чувствах, его любовь не выдерживает испытания- в своей девушке он видит ее отца, изувера и подонка. Варя вызывает в нем пренеприятнейшие воспоминания. Его любовь сошла на нет и не надо его в этом винить, ведь его идеал разрушен, любовь растоптана и избита как этот татарин-солдат. Варенька Б. становится лишь воспоминанием его жизни. И впослелствии он не свяжет свою жизнь ни с армией, ни со службой вообще.
По моему мнению, Лев Николаевич пишет этот рассказ по истечении 50 лет потому, что события той весны также изменили жизнь его брата. И вот когда в жизни брата наступил момент осмысления своих поступков – как бы он мог прожить жизнь так или иначе, он помог ему понять, что он все сделал правильно. Ведь он не смог бы жить и любить рядом с таким чудовищем как полковник
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом.
Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом “После бала”, где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы.
Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание светского бала. Толстой использует эпитеты “счастливый”, “великолепный”, “сияющий”, чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич – юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок.
Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья – две стороны одной медали. Юноша думает так: “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”. Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. “Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека”, — говорит автор.
Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.
Лев Николаевич Толстой – мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.