Сочинения на тему природа и человек в поэме мцыри

14 вариантов

  1. Поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
    Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”.
    Немного лет тому назад
    Там, где сливался, шумят,
    Обнявшись, будто две сестры,
    Струи Арагвы и Куры,
    Был монастырь…
    Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
    …был, казалось, лет шести,
    Как серна гор, пуглив и дик
    И слаб и гибок, как тростник.
    Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
    Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это “братья в пляске круговой”, горные хребты — в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…
    Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна… как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но… не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
    Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
    Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри— “цветок темничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
    Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет…
    В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
    Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
    Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

  2. Поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
    Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”.
    Немного лет тому назад
    Там, где сливался, шумят,
    Обнявшись, будто две сестры,
    Струи Арагвы и Куры,
    Был монастырь…
    Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
    …был, казалось, лет шести,
    Как серна гор, пуглив и дик
    И слаб и гибок, как тростник.
    Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
    Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это “братья в пляске круговой”, горные хребты — в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…
    Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна… как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но… не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
    Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
    Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри— “цветок темничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
    Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет…
    В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
    Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
    Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

  3. 3
    Текст добавил: супер няша тв

    Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема личной и нравственной свободы, которая особенно ярко выражена в его поэме «Мцыри». Но человеческие искания, тоска по родному дому показаны в произведении не только через внутренние переживания Мцыри, его борьбу с барсом, встречу с грузинкой, исповедь старику-монаху и другие события. Огромное, неизгладимое впечатление оставили в душе героя величественные картины природы. Тот цветущий сад, что открылся его взору в первое утро на свободе, дал почувствовать Мцыри необъятность окружающего его мира, гармонию и красоту природы.
    Естественные явления намного ближе главному герою, чем монахи, с которыми он до этого общался. И буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада — все они стали друзьями, братьями Мцыри. Природа дала ему то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Природа подарила юноше чувство единения с чем-то возвышенным, гордым и свободным.
    По сравнению с простором, который открывается Мцыри в его нелегком пути, монастырь кажется тюрьмой. Клеткой, из которой может выбраться лишь по-настоящему жаждущий свободы человек. И даже встреча героя с барсом, зверем свирепым и грозным, придает Мцыри ярости и сил, достаточных для того, чтобы выйти из поединка победителем:
    Забыл я — и в груди моей
    Родился тот ужасный крик,
    Как будто с детства мой язык
    К иному звуку не привык…
    Но враг мой стал изнемогать,
    Метаться, медленней дышать…
    Главному герою навсегда запомнятся зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и так знакомо виднеющиеся вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы его далекой родины… И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает и картина того, как мальчиком Мцыри играл на белом песке близ горного потока:
    В ущелье там бежал поток,
    Он шумен был, но неглубок;
    К нему, на золотой песок
    Играть я в полдень уходил.
    Здесь говорится о речке, как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать свободу.
    Мцыри наконец-то познал самого себя, проведя три дня на лоне природы. Однако не только этому герою довелось испытать подобные ощущения. В литературе можно найти множество примеров, в которых персонажи тех или иных произведений находили свое предназначение в то время, когда общались с природой.
    И недаром так богат язык поэмы — как будто «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила великому Лермонтову.

  4. Важное место в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает тема личной и нравственной свободы, которая особенно ярко выражена в его поэме «Мцыри». Но человеческие искания, тоска по родному дому показаны в произведении не только через внутренние переживания Мцыри, его борьбу с барсом, встречу с грузинкой, исповедь старику-монаху и другие события. Огромное, неизгладимое впечатление оставили в душе героя величественные картины природы. Тот цветущий сад, что открылся его взору в первое утро на свободе, дал почувствовать Мцыри необъятность окружающего его мира, гармонию и красоту природы.
    Естественные явления намного ближе главному герою, чем монахи, с которыми он до этого общался. И буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями, братьями Мцыри. Природа дала ему то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Природа подарила юноше чувство единения с чем-то возвышенным, гордым и свободным.
    По сравнению с простором, который открывается Мцыри в его нелегком пути, монастырь кажется тюрьмой. Клеткой, из которой может выбраться лишь по-настоящему жаждущий свободы человек. И даже встреча героя с барсом, зверем свирепым и грозным, придает Мцыри ярости и сил, достаточных для того, чтобы выйти из поединка победителем:
    Забыл я – и в груди моей
    Родился тот ужасный крик,
    Как будто с детства мой язык
    К иному звуку не привык…
    Но враг мой стал изнемогать,
    Метаться, медленней дышать…
    Главному герою навсегда запомнятся зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и так знакомо виднеющиеся вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы его далекой родины… И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает и картина того, как мальчиком Мцыри играл на белом песке близ горного потока:
    В ущелье там бежал поток,
    Он шумен был, но неглубок;
    К нему, на золотой песок
    Играть я в полдень уходил.
    Здесь говорится о речке, как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать свободу.
    Мцыри наконец-то познал самого себя, проведя три дня на лоне природы. Однако не только этому герою довелось испытать подобные ощущения. В литературе можно найти множество примеров, в которых персонажи тех или иных произведений находили свое предназначение в то время, когда общались с природой.
    И недаром так богат язык поэмы – как будто «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила великому Лермонтову.

  5. Тема: – Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

    Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя.
    В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев
    поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши.
    Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни.
    Ты хочешь знать, что видел я
    На воле? — пышные поля,
    Холмы, покрытые венцом
    Дерев, разросшихся кругом,
    Шумящих свежею толпой,
    Как братья в пляске круговой.
    Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.
    Вернувшись в монастырь, умирающий юноша понимает, что горы Кавказа для него милее и роднее воспитавших его монахов. Вот почему последняя просьба умирающего — похоронить его в месте, которое он выбрал сам:
    Ты перенесть меня вели
    В наш сад, в то место, где цвели
    Акаций белых два куста…
    Трава меж ними так густа,
    И свежий воздух так душист,
    И так прозрачно-золотист
    Играющий на солнце лист!
    Там положить вели меня.

  6. В поэме Лермонтова «Мцыри» природа помогает нам лучше понять главного героя этого произведения. Мцыри это плененный мальчик из горного поселения. Он был вывезен русским генералом из родного селения. Мальчик заболел, генерал оставил его в монастыре. Мальчик вырос и решил вернуться к своим родным в свое горное поселение. Он сбежал из монастыря ночью, когда была сильная гроза. Мцыри рассказал монаху о том, что не боялся грозы, он радовался ей, ловил молнии, наслаждался природным явлением. Гроза означает то, что Мцыри решил порвать с жизнью в монастыре и вернутся к своему народу.
    Дальше идет описание спуска с горы и горной реки. Идти по горной тропинке и переходить реку очень тяжело. Этим Лермонтов показал всю тяжесть пути, который избрал для себя Мцыри.
    Темный лес, по которому блуждал Мцыри, символизирует его жизнь в монастыре. Он вырос в монастыре, и не знает жизни за его пределами. Ему трудно уйти из монастыря, он не способен жить среди мирян.
    Поединок с барсом напомнил Мцыри о том, что он сын горного народа. Что он является воином с рождения. Он не боится схватки с хищным зверем, он счастлив в битве.
    Природа в поэме играет важную роль. Она помогает главному герою понять, где его место в жизни. Еще она помогает читателю понять главного героя поэмы.

  7. Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя.
    В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов “там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры”. Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, “келий душных и молитв”, эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши.
    Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в “ужасный час” грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни.
    Ты хочешь знать, что видел я
    На воле? — пышные поля,
    Холмы, покрытые венцом
    Дерев, разросшихся кругом,
    Шумящих свежею толпой,
    Как братья в пляске круговой.
    Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.
    Вернувшись в монастырь, умирающий юноша понимает, что горы Кавказа для него милее и роднее воспитавших его монахов. Вот почему последняя просьба умирающего — похоронить его в месте, которое он выбрал сам:
    Ты перенесть меня вели
    В наш сад, в то место, где цвели
    Акаций белых два куста…
    Трава меж ними так густа,
    И свежий воздух так душист,
    И так прозрачно-золотист
    Играющий на солнце лист!
    Там положить вели меня.

  8. Тема природы в поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова
    Данная поэма представляет собой уникальное поэтическое произведение, которое по праву считается одним из лучших в плане выражения эмоций лирического героя произведений.
    Поскольку поэма – это один из лирических жанров, а лирика направлена на выражение состояния, эмоций, чувств и т.д., то в поэме как нельзя лучше автору удалось выразить идею живости и неповторимости души человека в ее гармонии с природой и прекрасным.
    Кроме того идея параллельности мира людей и природы – это характерный прием любого романтического произведения.
    Природа в поэме «Мцыри» – это ключевая тема, поскольку именно на природу, как храм, возложены «обязанности» выражать все, что только возможно.
    К примеру, все, что находится в природе Кавказа, олицетворено. Вспомним описание местности, когда реки Арагва и Кура текли рядом, «обнявшись, словно две сестры».
    В тексте можно увидеть многих животных, которые повсюду с героем, например серна, лань. С барсом ему приходится сражаться. Все эти образы что-либо изображают в лирическом произведении.
    Автор на протяжении всего текста вставляет эпизоды эффектного описания, хотя лирическому жанру данный тип речи почти не свойственен.
    Кроме того, природа у Лермонтова наделена высочайшим в метафорическом плане свойством – отражать душевное состояние человека. Этот прием носит название психологический параллелизм.
    Итак, переживания в душе Мцыри переносятся на мир окружающей природы. Его печаль выражается в виде тумана, упавшего на горы, волнение и слезы – в образе дождей и осадков.
    Холод символизирует неверие в свои силы.
    Подобных примеров можно много найти на страницах поэмы.
    Получается, что природа и человек едины. Однако человек слаб перед силами природы. Поэтому между строк звучит лермонтовский призыв во всем доверять природе, ее знакам, ее состоянию, поскольку она сильнее человека во всех отношениях.

  9. В поэме “Мцыри” природа отождествляется со свободой. Пребывая в монастыре Мцыри практически был лишен общения с природой, он был заперт среди мрачных холодных стен своей темницы. Он страстно мечтал обрести свободу, и оказавшись на воле воспринимал красоту природы вокруг себя как обязательный атрибут свободного мира.
    Побег Мцыри проходит среди разрядов молний и грома, это буйство стихий символизирует бурю, которая бушевала в груди Мцыри, герой чувствует свое родство с необузданной, но такой свободной стихией.
    Когда гроза проходит Мцыри оказывается в божественном саду, вокруг него колышутся травы, внизу шумит бурный поток, поют на разные голоса птицы. И Мцыри чувствует запах свободы. Люди кажутся ему чужими, он одинок, но странным образом сравнивает себя с ползущей змеей.
    Но природа предает Мцыри и тот блуждает в лесу, не в силах найти правильную дорогу. Его чувство единения с природой обманчиво, потому что он все-таки человек, и он слишком долго был оторван от настоящей природы.
    В схватке с барсом Мцыри становится подобием грозного хищника, он ведет себя как дикий зверь, но это поведение отражает лишь стремление Мцыри к свободе и желание смести все преграды на своем пути, которые могут помещать ему обрести эту свободу.
    Природа обещает Мцыри покой, но это покой смерти. В его бреду рыбка зовет Мцыри уснуть на века, обещая, что так его мятежный дух успокоится.
    Мцыри пытается вырваться из мира людей, но тот крепко держит его. И герой приходит в себя в ненавистных стенах монастыря.

  10. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о «естественном человеке», сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к «естественному» состоянию. Он представитель иного, людского, «царства» и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
    Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это Одна из центральных тем поэмы «Мцыри».
    Немного лет тому назад
    Там, где сливался, шумят,
    Обнявшись, будто две сестры,
    Струи Арагвы и Куры,
    Был монастырь…
    Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, «будто две сестры». Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
    …был, казалось, лет шести,
    Как серна гор, пуглив и дик
    И слаб и гибок, как тростник.
    Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к «плену». «Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по «стороне своей родной». Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители «осенней ночью». У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. «Темный лес» закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
    Это «чудный мир тревог4 и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром он увидел то, к чему стремился: «пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…». Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…
    Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Его компасом были горы. Вдруг Мцыри «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился «страшней и гуще кажДый час». «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…». Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
    Мцыри был сам «как барс пустынный, зол и дик», силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
    Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, «цивилизацией». По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств.
    Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав», он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри — «цветок темничный», на котором «тюрьма оставила печать», поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасйый мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня «вольности» между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
    Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет…
    В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
    Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
    Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

  11. Поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри” — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно – романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о “естественном человеке”, сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к “естественному” состоянию. Он представитель иного, людского, “царства” и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
    Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы “Мцыри”.
    Немного лет тому назад
    Там, где сливался, шумят,
    Обнявшись, будто две сестры,
    Струи Арагвы и Куры,
    Был монастырь…
    Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, “будто две сестры”. Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
    …был, казалось, лет шести,
    Как серна гор, пуглив и дик
    И слаб и гибок, как тростник.
    Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к “плену”. “Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет”, но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по “стороне своей родной”. Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители “осенней ночью”. У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. “Темный лес” закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
    Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это “братья в пляске круговой”, горные хребты — в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
    Кругом меня цвел божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев…
    Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была “стройна… как тополь, царь ее полей”. Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, “но… не смел”. Он отправился в путь, поскольку “цель одну, пройти в родимую страну имел в душе”. Его компасом были горы. Вдруг Мцыри “из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал”. Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился “страшней и гуще каждый час”. “Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…”. Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
    Мцыри был сам “как барс пустынный, зол и дик”, силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
    Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел “к тюрьме”. Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, “цивилизацией”. По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва “блаженство вольности познав”, он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри— “цветоктемничный”, на котором “тюрьма оставила печать”, поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня “вольности” между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
    Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может, он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлет…
    В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
    Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
    Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.

  12. Рукою молнию ловил…
    Это — родной ему мир природы, его естественная среда, она ему роднее, чем мир людей. Герою кажется внятным шум горного потока, разговор скал и камней. Он считает, что природа полна гармонии, что все голоса природы хвалят Бога, но человеку нет места в этом мире, он не присоединяет свой голос к восхвалению творца:
    И все природы голоса Сливались тут; не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас.
    В отношении самого Мцыри природа ведет себя двояко: сначала он чувствует родство с ней, сам думает о Боге, глядя на прекрасную природу, но незаметно для героя природа из друга превращается во врага. С наступлением сумерек герой сбивается с пути:
    Бежал я долго — где, куда?
    Не знаю! ни одна звезда Не озаряла трудный путь.
    Но Мцыри гордый, и, даже потерявшись, чувствует, что чужд миру людей. Символичным воплощением сил природы, ставших вдруг враждебными, становится барс. Описание сражения Мцыри с диким зверем — своеобразная аллегория борьбы натуры Мцыри и его судьбы. Детство, проведенное в монастыре, не заслонило свойства крови героя, который создан был для сражений (по происхождению Мцыри — горец). После победы над барсом герой чувствует к нему уважение:
    Он встретил смерть лицом к лицу,
    Как в битве следует бойцу!
    Однозначно ответить на вопрос, отчего же умирает Мцыри, нельзя. Герой собирает остатки сил и продолжает путь, но через некоторое время он понимает, что пришел туда, откуда ушел. Силы начинают покидать его, и даже звук колокола будто причиняет физическую боль. Сознание того, что он ходит по кругу, лишает Мцыри сил, он сравнивает себя с цветком, который рос в тюрьме и первые лучи солнца его убили:
    Со всех сторон Дышала сладость бытия.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок.
    Герой поэмы умирает слишком рано, не достигнув цели. В дисгармонический композиции подчеркивается трагическое начало, а в сюжете в равной степени переплетается героическое и трагическое. Мцыри — alter ego (альтернативная личность, другое «я») автора, поэтому Лермонтов пишет образ героя с большой любовью. Автор восхищается силой Мцыри, его вольнолюбием, мужеством, готовностью к борьбе, цельностью, могуществом его натуры. В конце поэмы Мцыри находит мир в своей душе и даже называет старого монаха «отцом» (в начале произведения он пренебрежительно зовет монаха «стариком»). Герой обретает спокойствие после того, как ему пообещали похоронить его в тихом саду, откуда виден Кавказ:
    Там положить вели меня.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Для Лермонтова судьба — злая сила, которая стремится управлять человеком и которой человек подчиняется, но против своей воли. Орудием судьбы в поэме выступает даже природа, для общения с которой у героя нет никаких навыков. Напоследок она дает о себе знать «песней рыбки», которая грезится изможденному юноше в бреду и соблазняет его вечным покоем, говоря:
    Дитя мое,
    Останься здесь со мной:
    В воде привольное житье
    И холод и покой.
    Вся поэма написана четырехстопным ямбом, кроме «песни рыбки», выполненной чередованием трех- и четырехстопных ямбов с перекрестной рифмовкой. Белинский писал, что лермонтовский стих «… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». И действительно, Лермонтов будто «рубит» стих мужскими окончаниями, нагнетает двойные и тройные рифмы, создавая впечатление удара в конце каждого стиха.

  13. Важное место в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает тема личной и нравственной свободы, которая особенно ярко выражена в его поэме «Мцыри». Но человеческие искания, тоска по родному дому показаны в произведении не только через внутренние переживания Мцыри, его борьбу с барсом, встречу с грузинкой, исповедь старику-монаху и другие события. Огромное, неизгладимое впечатление оставили в душе героя величественные картины природы. Тот цветущий сад, что открылся его взору в первое утро на свободе, дал почувствовать Мцыри необъятность окружающего его мира, гармонию и красоту природы.
    Естественные явления намного ближе главному герою, чем монахи, с которыми он до этого общался. И буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями, братьями Мцыри. Природа дала ему то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Природа подарила юноше чувство единения с чем-то возвышенным, гордым и свободным.
    По сравнению с простором, который открывается Мцыри в его нелегком пути, монастырь кажется тюрьмой. Клеткой, из которой может выбраться лишь по-настоящему жаждущий свободы человек. И даже встреча героя с барсом, зверем свирепым и грозным, придает Мцыри ярости и сил, достаточных для того, чтобы выйти из поединка победителем:
    Забыл я – и в груди моей
    Родился тот ужасный крик,
    Как будто с детства мой язык
    К иному звуку не привык…
    Но враг мой стал изнемогать,
    Метаться, медленней дышать…
    Главному герою навсегда запомнятся зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и так знакомо виднеющиеся вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы его далекой родины… И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает и картина того, как мальчиком Мцыри играл на белом песке близ горного потока:
    В ущелье там бежал поток,
    Он шумен был, но неглубок;
    К нему, на золотой песок
    Играть я в полдень уходил.
    Здесь говорится о речке, как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать свободу.
    Мцыри наконец-то познал самого себя, проведя три дня на лоне природы. Однако не только этому герою довелось испытать подобные ощущения. В литературе можно найти множество примеров, в которых персонажи тех или иных произведений находили свое предназначение в то время, когда общались с природой.
    И недаром так богат язык поэмы – как будто «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров». Сама природа служила великому Лермонтову.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *