Сочинения на темы итогового сочинения 2017 год

22 варианта

  1. 2016-2017 учебный год
    Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
    «Разум и чувство»,
    «Честь и бесчестие»,
    «Победа и поражение»,
    «Опыт и ошибки»,
    «Дружба и вражда».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
    соответствие открытым тематическим направлениям;
    обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2016-2017 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 г. № 10-764
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    – Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)
    – Бланк записи итогового сочинения (изложения)
    Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году
    Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ»  по подготовке к итоговому сочинению (изложению) разработаны на основе анализа итоговых сочинений 2015/16 учебного года и могут быть использованы образовательными организациями.
    Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по оцениванию итогового сочинения в части привлечения литературного материала

  2. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»,
    «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства»,
    «Смелость и трусость»,
    «Человек и общество».
    Специалисты ФИПИ подготовили комментарий по открытым направлениям тем итогового сочинения, опубликованный в разделе Итоговое сочинение
    Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
    Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

  3. «Верность и измена»,
    «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства»,
    «Смелость и трусость»,
    «Человек и общество».
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. «Верность и измена».

    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
    2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

  4. Федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения, которые Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были определены на 2017/18 учебный год.
    Итоговое сочинение в выпускных классах введено с 2014/15 учебного года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    1. «Верность и измена»
    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
    2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
    Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
    В 2017/18 учебном году итоговое сочинение пройдет 6 декабря, 7 февраля и 16 мая.

  5. 06.02.2017
    Публикуем все темы итогового сочинения со второго этапа, который проходил 1 февраля 2017 года.
    Отдельно рекомендуем ознакомиться с темами первого этапа итогового сочинения, который проходил 7 декабря 2016 года.
    «Разум и чувство»
    121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
    122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
    123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
    124. Когда следовать чувствам неразумно?
    126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
    127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
    128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?
    129. Могут ли чувства быть истинными и ложными?
    130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?
    132. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?
    133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?
    «Честь и бесчестие»
    221. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
    222. Можно ли считать честь предрассудком?
    223. Может ли честь оказаться дороже жизни?
    224. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?
    225. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?
    226. Как связаны понятия чести и долга?
    228. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?
    229. Кого можно назвать бесчестным человеком?
    230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?
    231. Что такое честь?
    233. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
    «Победа и поражение»
    321. Легко ли быть победителем?
    322. Когда поражение ценнее победы?
    323. Чем можно пожертвовать ради победы?
    325. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
    327. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?
    328. Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?
    329. Как поражение может повлиять на человека?
    330. Когда побеждённый достоин уважения?
    331. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?
    332. Важно ли уметь признавать собственное поражение?
    333. Что важно победить в самом себе?
    «Опыт и ошибки»
    421. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
    422. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
    425. Какой опыт важнее: собственный или чужой?
    426. Чем читательский опыт отличается от жизненного?
    427. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
    428. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
    429. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
    430. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
    431. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
    432. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?
    433. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
    «Дружба и вражда»
    521. В чем причины вражды между народами?
    522. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?
    523. Может ли быть неравенство в дружбе?
    524. Познается ли друг в радости?
    525. Можно ли сохранить дружбу на годы?
    526. Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?
    527. Можно ли дружить с эгоистом?
    528. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?
    530. Можно ли уважать врага?
    532. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?
    533. Чем различаются дружба и приятельство?


  6. Какие темы будут на итоговом сочинении 2017-2018, выпускники узнают только за 15 минут до начала экзамена. Но не стоит паниковать! Вы можете потренироваться в написании сочинений, используя примерные темы от школы «САМАРУС».  Скачать тренировочные темы декабрьского сочинения 2017-2018 можно здесь.
    «Верность и измена»
    1. Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
    2. Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
    3. « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский)
    4. Лучше красота верности или красота внешности?
    5. Можно ли простить измену?
    «Равнодушие и отзывчивость»
    1. Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
    2. Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
    3. Согласны ли Вы с утверждением Н.С.Лескова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»?
    4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
    5. Что, на ваш взгляд, может быть хуже равнодушия?
    «Цели и средства»
    1. Как Вы понимаете мысль Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель»?
    2. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
    3. Как найти цель своей жизни?
    4. Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
    5. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай
    «Смелость и трусость»
    1. Согласны ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
    2. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
    3. Трусливый друг страшнее смелого врага?
    4. Где смелость, там и победа.
    5. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
    «Человек и общество».
    1. Человек для общества или общество для человека?
    2. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
    3. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
    4. «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
    5. Может ли один человек изменить общество?
    Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС» (при использовании материала, указывайте, пожалуйста, авторство).
    No related posts.

  7. 103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калиниградская область
    112.Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    204.«Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    406.Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    509.Что разрушает дружбу?

    Уральский федеральный округ

    111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Томская область
    101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306.Всегда ли победа возвышает победителя?
    403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Бурятия
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?
    Омская область
    104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    Забайкальский край, Иркутская область
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область, Хабаровский край
    108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край
    105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213.Какими качествами должен обладать человек чести?
    304.Что значит достойно пережить поражение?
    410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

  8. 8
    Текст добавил: Адвокат Канала

    01.09.2017
    Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»
    «Равнодушие и отзывчивость»
    «Цели и средства»
    «Смелость и трусость»
    «Человек и общество»
    Более подробную информацию об итоговом сочинении 2018 смотрите в соответствующем разделе.
    А теперь подробнее о каждом направлении.

    1. «Верность и измена»

    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
    Подробнее о направлении “Верность и измена: темы, аргументы, литература”.

    2. «Равнодушие и отзывчивость»

    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    Подробнее о направлении “Равнодушие и отзывчивость: темы аргументы, литература”.

    3. «Цели и средства»

    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    Подобнее о направлении “Цели и средства: темы аргументы, литература”.

    4. «Смелость и трусость»

    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    Подробнее о направлении “Смелость и трусость: темы аргументы, литература”.

    5. «Человек и общество»

    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
    Подробнее о направлении “Человек и общество: темы, аргументы, литература”.

  9. 13.10.2016
    Представляем необходимый список литературы под все направления итогового сочинения в 11 классе на 2016/2017 учебный год.

    Направление «Разум и чувство»

    Литература:
    Шекспир «Гамлет»
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    А.Н. Островский «Гроза»
    Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
    Темы:
    Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
    «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
    «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).

    Направление «Честь и бесчестие»

    Литература:
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    В.Быков «Сотников»
    Темы:
    «Береги честь смолоду»
    «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).
    «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)

    Направление «Победа и поражение»

    Литература:
    «Слово о полку Игореве«
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    М.Ю. Лермонтов «Бородино»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    М.А. Шолохов «Судьба человека»
    Темы:
    Может ли поражение стать победой?
    «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).
    «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий)
    «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).

    Направление «Опыт и ошибки»

    Литература:
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.П. Чехов «Ионыч»
    Темы:
    Может ли опытный человек ошибаться?
    «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль)
    «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

    Направление «Дружба и вражда»

    Литература:
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Темы:
    Может ли дружба перерасти во вражду?
    Что такое настоящая дружба.
    «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
    Друг познается в беде.
    Автор: Ветрова О.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *