Сочинения русских композиторов на патриотическую тему

4 варианта

  1. МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    Соловьева Анна Владимировна,
    студент 3 курса факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары
    E-mail:[email protected]
    Хораськина Ольга Александровна,
    научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории, методики музыки, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары
    Происходившие в 90-е годы изменения в России привели к сильной деградации общества. По мнению многих педагогов и исследователей в общественном сознании в приоритетном положении оказались материальные ценности, а не духовные, появилось определенное расслоение общества в связи со снижением уровня жизни людей. В связи с данными изменениями утратили свое значение понятия «патриотизм», «любовь к Родине», «отечество». Для решения этих проблем требуется повысить уровень патриотического воспитания и образования подрастающего поколения. Поэтому в законе «Об образовании» одним из принципов государственной политике названо воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье. Другие нормативно-правовые акты обращают внимание педагогов на патриотическое воспитание школьников, которое предполагает в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях формирование у детей гордости за свою страну, уважительного отношения к ее культуре, истории, прошлому и настоящему своего и других народов.
    Основными программами патриотического воспитания в нашей стране стали государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2011 – 2015 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016 – 2020 годы». Они разработаны в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и включают в себя комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
    Проблема патриотического воспитания всегда считались значимыми в развитии педагогики. На важность патриотического воспитания указывали К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.  Они считали, что что школа должна воспитывать у молоде­жи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной дея­тельности, смелости, честности.  При этом они считали патриотическое воспитание важным педагогическим средством формирования личности гражданина. По мнению И. Ф. Харламова патриотизм – это взаимосвязанная совокупность нравствен­ных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па­мятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [3].
    Целью патриотического воспитания является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. В результате патриотического воспитания у учащихся должны быть развиты чувство гордости за свою страну, ее социальные, культурные и спортивные достижения, уважительное отношение к историческому прошлому Отечества, его языку, обычаям и традициям, привязанность к тем местам, где человек родился и вырос, осознание своего долга перед Родиной, отстаивание ее чести, свободы и независимости, чувство ответственности за будущее развитие страны.
    Патриотическое воспитание – это система различных мероприятий, затрагивающих как урочную, так и внеурочную деятельность. Возможно оно и на уроках музыки в общеобразовательной школе, которые направлены не только на воспитание музыкального вкуса, на и на формирование нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству. В этом процессе огромную роль играет изучение творчества русских композиторов. Русская музыка – это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Творчество русских композиторов несет в себе большую воспитательную ценность.
    Михаил Иванович Глинка основоположник русской классической музыки и первый русский композитор мирового значения. Им создана национальная опера – «Иван Сусанин». Главной идеей произведения, по замыслу М. Глинки, стала любовь к отечеству и неразрывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа. С этой оперы начинается новый период в истории – период русской музыки.
    Выдающийся композитор, крупный ученый – химик, известный педагог Александр Порфирьевич Бородин в своем небольшом по объему творчестве уделил особое внимание эпическим образам, которые наиболее ярко воплотились в опере «Князь Игорь». Одними из ярких номеров оперы являются: народный хор «Солнцу красному слава», «Улетай на крыльях ветра ты в край родной», «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Соединение линий русской оперной музыки привело к созданию историко-эпической оперы, ставшей новым этапом в развитии оперного жанра в России.
    Модест Петрович Мусоргский – один из самых ярких и самобытных композиторов XIX века. Музыкальный язык композитора имеет ярко национальный характер. На уроках музыки большое внимание уделяется его операм «Борис Годунов» и «Хованщина», ярчайшие номера которых способны в значительной мере повлиять на процесс патриотического воспитания детей. Музыкальный язык его опер имеет ярко национальный характер, и своими особенностями близок крестьянским песням.
    Сказочные оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко» и другие помогут разбудить в детях интерес к русской народной сказке и истории России.
    Музыка Петра Ильича Чайковского занимает особое место в отечественной и мировой культуре. В его творчестве  нашли сове отражение вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни. Им создано 7 симфоний, балет «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Первый концерт для фортепиано с оркестром, оперы «Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама» и «Иоланта». Творчество П. И. Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.
    Творчество Сергея Васильевича Рахманинова проникнуто романтически- возвышенным чувством любви к родной русской земле, к истории нашего народа, к православной вереВторой концерт – это произведение одно из самых замечательных явлений русского музыкального искусства начала XX века. В нем с большой художественной силой и яркостью отражена эмоциональная атмосфера предреволюционной поры, запечатлены героические порывы, вера в торжество светлых жизненных сил, романтические мечты о добре и красоте.
    Сергей Сергеевич Прокофьевгениальный композитор, новатор. Творческое наследие Прокофьева велико и многогранно. Кантата «Александр Невский» занимает важнейшее место в творчестве композитора, утверждая в нем героико-эпическую национальную тему. С. С. Прокофьев создал гигантскую по своим масштабам музыкальную драму на сюжет романа Л. Толстого «Война и мир». Среди действующих лиц оперы выделяется образ Кутузова. Ария Кутузова звучит как символ бессмертия Родины. «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов, ты раскинулась перед нами, Москва» становится в дальнейшем темой родины, озаренной немеркнущим светом, темой ликования и победы над врагом.
    Таким образом, творчество русских композиторов может внести неоценимый вклад в процесс патриотического воспитания школьников. Изучение их произведений на уроке музыки прививает ценностное отношение к истории, традициям, искусству, музыке своей Родины, своей страны. В ходе общения детей с их произведениями, представляющих подлинную духовную сокровищницу идей и мыслей о Родине, Отечестве, образах героических защитников нашей страны, постепенно трансформируется в глубокие, нравственные, внутренние убеждения.
    Список литературы:
    Рапацкая, Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» : учебник для студентов высших учебных заведений / Л. А. Рапацкая. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 384с.
    Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе / Л. А. Рапацкая. –  М. : ВЛАДОС, 2003. – 320с.
    Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Москва : Гардарики, 1999. – 520 с.

  2. На протяжении всего изучения курса музыки
    обучающиеся встречаются с героическими
    образами, с произведениями, посвященными темам
    воинского подвига, патриотизма, верности долгу,
    преданности высоким гуманистическим идеалам.
    Такие произведения понимаются и усваиваются
    обучающимися благодаря тому, что на уроке
    раскрываются их характерные особенности,
    объясняющие причины их воздействия на
    слушателей.
    История каждого народа богата интересными,
    значительными событиями, которые становятся
    знаменательными вехами в развитии общества. Если
    страницы этой истории отображены в искусстве – в
    музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы
    и души новых поколений сильнее, а связь с
    настоящим крепче. В этом историческом прошлом –
    истоки общественной и культурной жизни каждой
    нации. Невозможно осмыслить в полной мере
    современность без обращения к историческому
    опыту народа.
    Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую
    идейность, значительность благодаря
    нерасторжимой связи с жизнью народа, его
    историей. Велико эмоциональное воздействие
    произведений русских композиторов, которым
    всегда была свойственна любовь к Родине, к
    народу, при отображении – тем государственного
    строительства, политического объединения или
    героической борьбы с иноземными поработителями.
    Героические подвиги народа отражены в
    монументальных фресковых произведениях: операх
    “Иван Сусанин”, “Князь Игорь”, “Война и мир”;
    ораториях “Александр Невский”, “На поле
    Куликовом”.
    Сложные противоречия различных эпох и
    взаимоотношения различных слоев общества
    отображены в гениальных творения русских
    композиторов – операх “Борис Годунов” и
    “Хованщина” М.Мусоргского, “Псковитянка”
    Н.Римского-Корсакова.
    Необходимым условием значительности
    воплощаемых композитором идей является историзм
    его мышления. Протягивается связь времен от
    искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком
    прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за
    себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной
    борьбы за освобождение народов Европы от фашизма
    в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на
    Земле для всех народов – в наше время. Появление
    каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты –
    всегда обусловлено потребностями своей эпохи.
    Еще в древности музыке придавалось магическое
    значение. Воздействие музыки на человека так
    глубоко, что невозможно не верить в ее власть,
    преобразующую не только человеческие души, но и
    весь окружающий мир. Любовь к музыке, вера в ее
    сверхъестественную силу, в ее способность
    очищать и возвеличивать душу, делали людей более
    тонкими, высокоорганизованными. Удивительно ли,
    что еще в глубокой древности возник прекрасный
    миф об Орфее, укрощавшем своей музыкой диких
    зверей, а также неподвластные никому стихии,
    целая философская система ученого-философа
    Пифагора, утверждавшего единство законов, по
    которым строится и музыка, и Вселенная.
    Музыкальная культура прошлого не осталась
    запечатленной ни в камне, ни в бронзе, и до наших
    дней сохранились лишь отдельные высказывания
    выдающихся ученых древности, помогающих понять
    то огромное значение, какое придавалось музыке в
    далеком прошлом.
    Важную роль играла музыка и в средние века на
    Руси, на всем протяжении ее истории. В русской
    музыке отображено наше славное прошлое, она
    заключает в себе душу породившего ее народа. В
    русских песнях отразилось все: мирная жизнь и
    ратные подвиги, вымышленные герои и исторические
    личности, нашествия с запада и востока, падение
    русских городов и воскрешение их из пепла. Вся
    наша история нашла свое выражение в песнях,
    легендах, сказаниях, сказках нашего народа. В них
    воплотились и скорбные переживания, раздумья, и
    вера в безграничность духовных сил русского
    народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря
    этому нам ближе, понятнее становятся наши предки,
    которые в жестокой, трагической борьбе сохранили
    то самое святое, что теперь мы называем Родиной.
    “Покажите мне народ, у которого бы больше было
    песен, – писал Гоголь, – Под песни рубятся из
    сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни
    мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы,
    вырастают города. Под песни … пеленается,
    женится и хоронится русский человек”.
    Многочисленны песни, в которых отражена
    героическая история России.
    Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны
    исторические события, отображенные в этой
    музыке, различны средства музыкальной
    выразительности. Главным всегда оставалось одно:
    любовь к родной земле, к родному русскому народу.
    Древние былины отобразили эпоху Киевской Руси,
    ее историю, жизненный уклад и даже
    характеристики киевских князей, богатырей. Герои
    былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
    Попович) – богатыри не были конкретными
    историческими личностями и подвиги их не всегда
    имели определенную историческую дату, битвы с
    кочевниками происходили на протяжении многих
    веков, но богатыри были наделены лучшими чертами
    русского национального характера.
    Исторические события средних веков отражены в
    исторических песнях. Самые ранние песни
    отобразили события XIV века – татарские и
    турецкие нашествия, разорение русских городов и
    сел, пленение женщин и детей. В этих песнях
    по-разному выражено горе плененных русских
    женщин, по-разному рассказывается о встрече
    матери с дочерью, выросшей в татарском плену и не
    узнавшей свою мать. Но сила, величие души
    русского человека, ее благородство всегда
    перекрывает глубину скорби в таких песнях.
    События XVI века отображены в песнях об Иване IV (о
    походах на Казань, Астрахань), о Ермаке, о
    царствовании Петра I, о народных героях – Разине,
    Минине и Пожарском. Многочисленны песни позднего
    периода о Суворове, в которых рассказывается и о
    конкретных походах (“Ой, да как по морю было”,
    “Ой, да пишет, пишет наш Суворов”), и о личности
    гениального полководца, о ранении Суворова под
    Очаковом.
    В XVIII–XIX веках героико-патриотическая песня
    достигла наибольшего расцвета. Народная война 1812
    года потрясла сознание русского народа, песни о
    ней создавались на протяжении всего XIX века.
    Песни, в основном, бодрые, активные, воспевают
    воинскую доблесть, дружбу, чувство товарищества
    (“Здорово, брат служивый!”, “Солдатушки, бравы
    ребятушки”).
    В революционных песнях XIX–XX веков нашли свое
    отражение все три этапа русской революции –
    декабристский, разночинский, пролетарский
    (“Слава”, “Отечество наше страдает”, “Что не
    ветер шумит во сыром бору”, “Не слышно шума
    городского”, “Послание в Сибирь”, “Узник”,
    “Смело, друзья, не теряйте”, “Смело, товарищи, в
    ногу”, “Мы кузнецы”, “Варшавянка”).
    История духовной жизни народа воплотилась в
    бытовых, календарных, трудовых, лирических песня.
    “Это народная история, живая, яркая, исполненная
    красок, истины, обнажающая всю жизнь народа”, –
    писал о народных песнях Гоголь.
    Песня имела не только историческое,
    художественное значение, но и воспитательное –
    передаваясь из уст в уста, из поколения в
    поколение, воспитывала умы и души, выражая любовь
    и преданность народа своей прекрасной Родине.
    Народная песня вошла в творчество всех русских
    композиторов, стала неотъемлемой частью их
    произведений вокальных (песен, романсов, кантат,
    опер) и инструментальных (вариаций на народные
    темы, симфоний, сонат, квартетов, концертов).
    Исторические сюжеты вдохновили лучших русских
    композиторов на создание гениальных
    произведений, в которых ярко выделяются русские
    национальные характеры.
    Опера “Князь Игорь” А.П.Бородина – одно из
    лучших произведений, воспевших героизм русского
    народа. В основе либретто события времен борьбы
    Руси со “степью”, описанные неизвестным автором
    в “Слове о полку Игореве”. Опера насыщена
    многими деталями благодаря работе композитора с
    первоисточниками, которые усилили
    патриотическое звучание всего произведения. В
    народно-массовых, хоровых сценах воплощено
    народно-патриотическое начало, которое придает
    всей опере характер монументальной
    величественной фрески. Композитор обобщает
    образ главного героя оперы – князя Игоря
    (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими
    чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое
    осознание своего долга перед ней).
    Народная легенда о граде Китеже раскрывает
    патриотическую идею в этическом плане, тем самым
    утверждая моральное превосходство русского
    народа над дикими ордами завоевателей. Опера-легенда
    “Сказание о невидимом граде Китеже и деве
    Февронии” Н.Римского-Корсакова воспевает
    нравственную красоту и мужественную стойкость
    русского человека перед лицом страшной
    разрушительной силы татаро-монгольских
    завоевателей. Это одна из самых песенных опер
    Римского-Корсакова. В опере три подлинные
    народные мелодии, но интонации народных песен
    пронизывают всю оперу. Музыкальным эпиграфом к
    опере можно назвать трагически величавую
    мелодию исторической песни “Про татарский
    полон”, которая появляется в сценах вторжения
    татар и занимает большое место в симфоническом
    антракте “Сеча при Керженце”.
    Главное чувство, рождаемое оперой “Иван
    Сусанин” М.Глинки, – чувство Родины. Композитор
    определил основную идею оперы так: подвиг Ивана
    Сусанина является естественным проявлением
    национального достоинства, патриотического
    порыва, свойственного всему русскому народу в
    годину трагических испытаний. Сусанин –
    народный герой, частица своего народа, с которым
    он нерасторжим. Музыкальная драматургия
    предсмертной арии Сусанина воплощает
    своеобразную “диалектику” самого его подвига.
    Песенная, свободно льющаяся мелодия постепенно
    становится все более и более взволнованной и
    после драматически звучащих слов “Ах, страшно
    тяжело…” вдруг застывает, и на одной
    безысходной, трагической ноте Сусанин
    договаривает: “…на пытке умирать”. В
    заключительном эпизоде арии драматическое
    напряжение нарастает, достигая подлинно
    трагической силы: “Ох, горький час! Ох, страшный
    час!” Но нравственная сила подвига в том и
    состоит, что человек, подобный Сусанину, способен
    превозмочь страх смерти. Для него нет другого
    выбора. Он выбрал спасение Москвы, пусть даже
    самой страшной ценой – ценою собственной жизни…
    В опере ярко обозначена народно-песенная
    природа арий, речитативов, ансамблей,
    используются две подлинные народные мелодии
    (“Вниз по матушке, по Волге”, вторая записана
    композитором от извозчика в городе Луге). Партия
    хора в опере олицетворяет русский народ, его
    мелодия из Пролога “Страха не страшусь, смерти
    не боюсь, лягу за святую Русь!” становится
    музыкальным символом любви к Родине. Эта любовь
    – главная сила, которая движет и судьбами народа,
    и судьбами отдельных людей. Мужественные и
    суровые интонации этой темы, преобразуясь,
    звучат торжественно и могуче в Эпилоге, сливаясь
    с победно ликующим перезвоном колоколов, что
    производит непередаваемое впечатление
    народного празднества, торжества: “Славься,
    славься ты, Русь моя!”.
    Героем своих опер “Борис Годунов” и
    “Хованщина” М.Мусоргский сделал народ, который
    становится выразителем глубоко национального
    духа. Он показал в обеих операх преступность
    самодержавной власти; ее причастность ко всему
    недоброму, что происходит в мире, что чуждо
    народу. Народ в операх Мусоргского предстает не
    только главным героем трагедии, но и
    определяется в многоликую, разнохарактерную
    массу, развитие которой очень интенсивно на
    протяжении всего действия. В опере “Борис
    Годунов” особо подчеркнута проблема
    взаимоотношений народа и царя, который не может
    даровать народу свободу. Народная масса в опере
    представлена довольно разноликой, все участники
    воплотили в себе различные черты русского
    характера. Обобщенный образ народа достигает
    кульминации в самом конце оперы. Сцена под
    Кромами – гениальная по музыке картина
    народного восстания; в ее центре – хор
    “Расходилась, разгулялась удаль молодецкая!”
    производит впечатление разбушевавшейся стихии.
    Годунов в центре второй картины пролога.
    Трагическая обреченность, подавленное
    психическое состояние, затаенный страх – все это
    в монологе “Скорбит душа”. Две основные линии в
    опере – линия народа и линия царя – развиваются
    параллельно, независимо друг от друга, в то же
    время неразъединимы, как и должно быть в
    трагедии.
    В опере “Хованщина” Мусоргский воспел суровую
    и трагическую красоту, мощь народной силы.
    Главным героем оперы становится народная масса,
    расслоенная на отдельные группы. Их музыкальные
    характеристики в зависимости от конкретной
    сценической ситуации изменяются, передавая не
    только психологическую суть коллективного
    портрета, но и реакцию на события. Музыкальные
    характеристики каждого из героев конкретны,
    контрасты между ними обусловлены различием
    мировоззрений, характеров и поражают
    необычайной яркостью.
    В развернутых полотнах оперного действа
    предстают картины старой Руси в контрастных
    противопоставлениях. Везде происходит борьба за
    власть, с властью, между старым и новым. Победа
    нового над старым утверждает себя не только в
    конце оперы, но и ясно вырисовывается и в
    симфоническом вступлении “Рассвет на Москве
    реке”, в котором выражена основная идея всего
    целого. В красочной, звукописной картине слышны и
    предутренний крик петуха, и звук цепей
    сменяющегося дозора, и призывный звон колокола.
    Эти образы не только конкретны, но и символичны,
    ибо несут более обобщенную смысловую нагрузку,
    утверждая приход нового дня России, новой эпохи в
    ее историческом развитии.
    Пристрастие С.Прокофьева к русской
    национальной истории, ее героическим страницам,
    стремлении отобразить в своем творчестве ее
    наиболее значительные события проявилось
    довольно определенно. Большинство произведений
    30–40-х годов создано им на исторические сюжеты
    (Отечественная война 1812 года, гражданская война,
    Великая Отечественная война) – кантата
    “Александр Невский”, оперы “Семен Котко”,
    “Война и мир”, “Повесть о настоящем человеке”.
    В кантате “Александр Невский” композитор
    выразил психологическую суть двух
    противостоящих сил. Это два враждебных мира,
    противопоставленных на поле сражения: Русь и ее
    поработители – сначала татаро-монголы, затем
    тевтонские псы – рыцари. Образ Руси – народные
    хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды
    – все пронизано интонациями народной русской
    песенности.
    Кантата начинается картиной скорбного
    запустения: “Русь под игом монгольским”. Образ
    подавленной Руси обрисован широконапевной
    мелодией, ей противостоит зловещая, короткая –
    мелодия образ дикой силы монголов поработителей.
    Хор четвертой картины “Вставайте, люди
    русские!” звучит гневным, взволнованным
    призывом, мужественную решимость которого
    подчеркивают набатные удары колокола. Эпилог
    кантаты – “Въезд Александра Невского во Псков”.
    Здесь знакомые образы предстают как бы
    укрупненными, звучат ликующе.
    Из богатейшего содержания романа “Война и
    мир” Прокофьев выбрал две основные линии: лирико-психологическую
    (картины “мира” и образ Наташи Ростовой) и
    народно-патриотическую линию, посвященную
    подвигу русского народа в Отечественной войне 1812
    года (образы Кутузова и русских солдат). Образы
    толстовских героев в различных ансамблях
    воплощены в речитативных сценах, ариях –
    монологах (ария Кутузова, обращенная к Москве).
    Образы русских солдат, ополченцев переданы
    четкой маршевой темой увертюры и в картинах
    обороны Москвы; боевая, задорная песня о Кутузове
    в дальнейшем становится символом мужества,
    доблести русских солдат. Тексты песен подлинно
    народны (они созданы в эпоху войны с Наполеоном).
    Музыкальной основой народных картин является
    мелодия арии Кутузова, его раздумий о Москве:
    “Величавая, в солнечных лучах, матерь русских
    городов”, напоминающая русские былинные напевы.
    Образ Кутузова не только конкретная
    историческая личность, но и обобщенный
    героический образ, т.к. вся вокальная партия
    великого полководца, как и музыка народных сцен,
    пронизана интонациями русских народных песен –
    то величавых, широко, напевных, крестьянских, то
    лирических или мужественно-героических походных
    солдатских, что свидетельствует о единстве всей
    народно-патриотической линии оперы.
    Важное место в патриотическом воспитании
    отводится восприятию произведений, отражающих
    события Великой Октябрьской революции,
    гражданской и Великой Отечественной войн.
    Симфония №7 Д. Шостаковича, создавалась под
    непосредственным впечатлением происходящих
    событий. Главный образ симфонии – образ Родины,
    образ народа. Мелодии, характеризующие его, –
    напевные, широкие, напоминающие русские народные
    песни. Общее содержание симфонии –
    противопоставление и борьба двух непримиримых
    враждебных образов.
    Песни гражданской и Великой Отечественной войн
    – это произведения огромной нравственной силы,
    пробуждающей чувство гордости за свой народ,
    воспитывающие мужество и стойкость. Защита
    Родины, борьба за светлые идеалы человечества –
    темы, ярко отраженные в песнях. На песню в годы
    войны были возложены задачи огромной важности –
    она была мощным агитатором, пропагандистом и
    организатором; она воодушевляла и героических
    бойцов передового края и самоотверженных
    тружеников тыла. Песни военных лет – это песни о
    героизме и мужестве, о солдатской службе, о
    верности, о коротких минутах радости, о веселой
    шутке, придававшей бойцам силу и бодрость.
    Создателями песен были сами фронтовики: и поэты и
    композиторы. Давно закончилась война, но в
    сознании людей долго будет жить память о ней.
    В русской классической и современной музыке,
    изучаемой в современной школе, самое главное то,
    что она отражает идеи защиты Родины от врагов,
    идеи обороны, а не нападения, что большинство
    произведений несет в себе нечто могучее,
    уверенное, мощное и вместе с тем нежное, доброе.
    Эти русские оперы, оратории, кантаты, симфонии
    отличаются героической приподнятостью и опорой
    на интонации народной речи и песни. Предмет
    “Музыка” призван не развлекать, а
    воздействовать на формирование нравственного
    облика гражданина, патриота своей страны.

    Список использованной литературы:

    Третьякова Л.С. Героика в русской и советской
    музыке [Текст] / Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.
    Пожидаев Г. Героико-патриотическая тема на
    уроке музыки [Текст] / Г. Пожидаев. – М.:
    Просвещение, 1985.

  3. ТЕМА
    УРОКА в 4 классе:
    «
    Патриотизм в творчестве русских композиторов
    ».
    Типологическая карта урока.
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ЦЕЛЬ
    УРОКА
    : постижение
    чувства патриотизм на примере творчества русских композиторов
    .
    РАЗВИВАЮЩАЯ  ЦЕЛЬ
    УРОКА: развитие широких познавательных интересов, инициативы,  любознательности и мотивов познания.
    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ЦЕЛЬ
    УРОКА:  воспитание гражданина
    России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, через изучение музыки
    русских композиторов.
    ЗАДАЧИ  УРОКА:
    –    изучение музыки композитора М.И. Глинки,
    связанной с определенным этапом истории России;

    развитие творческих способностей, стимулирование и стремление знать больше о музыке
    как части истории России;

    воспитание чувства патриотизма и формирование личностно-ценностного отношения
    к  русской музыкальной культуре.
    ВЕДУЩИЙ  ТИП
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УРОКА: восприятия и
    систематизация новых знаний в развивающем обучении  массового образования.
    ТИП  УРОКА: урок углубления и расширения по
    комплексному применению знаний и способов деятельности.
    ВИД  УРОКА: урок – путешествие.
    МЕТОД:
    заинтересованности и опоры на культуру родной страны.
    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ  УМЕНИЯ: помогут ориентироваться в культурном
    многообразии окружающей действительности.
    Личностные
    результаты
    :
    покажут самостоятельную, индивидуальную, письменную работу на уроке, а так же
    готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самооценке,
    сформированность мотивации к учению и познанию
    ценностно-смысловых ориентаций, отражающих индивидуально-личностные
    позиции, социальные компетентности, личностные качества.
    Метапредметные  результаты:
    выявят поиск средств учебной
    деятельности в разных формах и видах творческого мышления групповой и
    индивидуальной работе, и определят наиболее эффек­тивные способы достижения
    результата в исполнительской и творческой деятельности.
    Регулятивные УУД:
    помогут
    планировать свои действия в содружестве
    с творческой задачей и условиями её реализации.
    Коммуникативные УУД:
    обеспечат
    контроль за действиями партнера, заставят формулировать собственное мнение и
    умение слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке.
    Познавательные УУД:
    покажут
    способность учащихся по воспроизведению пройденного материала при работе в
    парах  с компьютером, в котором
    осуществится поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
    применением знаний, полученных при изучении учебной литературы, энциклопедий,
    справочников.
    Предметные результаты:
    выявят наличие эрудированности и
    подготовленности при индивидуальной работе у доски, что поможет формированию
    представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
    развитии.
    Учащиеся
    должны знать:
    – элементарные способы  воплощения художественно-образного содержания
    музыкальных произведений  в различных
    видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
    Учащиеся
    должны уметь:

    применять полученные знания и
    приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов
    для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
    деятельности.
    ИПОЛЬЗУЕМЫЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ:
    – по способу кодирования информации
    (аудиовизуальные);
    – по характеру общения
    учителя и учащихся (субъект-субъектные);
    – по смысло-образующему
    потенциалу (диалоговые).
    ЭТАПЫ
    УРОКА:
    1 – этап:
    Стадия
    вызова  –  разминка на понимание общей темы урока,
    психологический настрой в классе, возвращение к пройденному, выявление
    информированности учащихся и определении темы и эпиграфа урока.
    2 –
    этап:
    Стадия осмысления  –  одновременное восприятие музыки и слова, объяснение
    новой терминологии (понятий), динамическая пауза (инструментальное
    музицирование, драматизация музыкального произведения, музыкально-пластическое
    движение), восприятие музыки.
    3 – этап:
    Стадия
    рефлексии  –  мотивационная направленность на продуктивную
    музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение).   Проблемно-поисковая ситуация – вывод,
    подтверждающий чувство патриотизма у русского народа. Эмоциональное закрепление
    этого вывода в просьбе спеть песню так, чтобы чувствовалась гордость за свою
    Родину.
    ТЕМА  УРОКА в 4 классе:
    «
    Патриотизм в творчестве русских композиторов
    ».
    «
    За Русь мы все стеной
    стоим…»
    ХОД  УРОКА.
    (Вход в класс под музыку: увертюра из оперы Глинки «Руслан и
    Людмила»).
    У: Музыкальное приветствие:
    «Здравствуйте, дети»!
    Д: «Здравствуйте»!
    1 – этап:
    (
    слайд
    1)
    У: В  3-й
    четверти  продолжается  «путе­шествие»  в
    музыкальный  театр,
    в котором мы были и во 2-м и в 3-м классе.  Раздел Учебника
    «
    В
    музыкальном театре»  (стр. 92-93)  яв­ляется обобщением  музыкальных представлений об оперном
    спектакле, его структурных элементах  (
    ария, речитатив, сцена, хор, увертюра).
    (
    слайд
    2)
    У: Сейчас, я узнаю, в каком вы находитесь настроении в начале
    урока:
    – (
    Тест
    «Настроение»).
    (
    слайд
    3)
    У: Что за музыка звучала в начале
    урока?
    Д: Увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила».
    У: А, что такое увертюра?
    Д: Вступительная часть к
    опере.
    У: Сейчас мы вспомним, что мы уже знаем по этой теме.
    (
    слайд
    4)
    У: Предлагаю
    разгадать у
    доски  «
    Кроссворд»,
    индивидуально
    заполнить «
    Анкету» и
    поработать в парах над «
    Тестированием».
    – Индивидуальная работа
    :
    заполнение уч-ся Анкеты (по теме: «Руслан и Людмила»).

    Работа в парах: Тестирование.
    – Работа у доски
    :
    решение Кроссворда «Опера».
    (
    слайд
    5)
    У: Наш урок неслучайно начался с оперы-сказки
    «Руслан и Людмила» на сюжет поэмы А.С. Пушкина – ведь 2015 год объявлен
    Президентом России
    «Годом литературы».
    Главный герой оперы это богатырь Руслан,
    который, несмотря на преграды, освободил из злых чар свою возлюбленную Людмилу.
    О подвигах, о доблести, о славе патриотов и защитников Отечества создано много
    произведений в различных видах искусства:
    литературе (былина «Илья Муромец», «Слово о полку Игореве», Твардовский
    – «Василий Теркин»), изобразительном искусстве (Васнецов – «Богатыри», Корин –
    «А. Невский»), музыке (Прокофьев – кантата «Александр Невский», Бородин –
    Симфония №2 «Богатырская», военные песни: народная – «Солдатушки, бравы
    ребятушки», «Священная война» – сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова).
    (
    слайд
    6)
    У: Сейчас мы заслушаем
    исследовательские работы, которые провели наши учащиеся, изучая
    таких великих личностей одержавших многочисленные победы в битвах с врагами как:
    «Александр Невский» и «Георгий Победоносец»:

    Подготовительная исследовательская работа
    – (зачитываются
    сообщения  учащихся).
    У: Все это доказывает
    актуальность нашего урока, так как в этом году исполняется
    70-лет со Дня Победы в ВОВ. Давайте
    постараемся сформулировать
    тему
    нашего урока музыки?
    Д:
    «Патриотизм
    в творчестве русских композиторов». (Записать на доске).
    У: Если тема урока заключается в патриотизме,
    то какова же будет ее
    цель?
    Д: Воспитание чувства патриотизма.
    (
    слайд
    7)
    У: А эпиграф к уроку мы выберем из названий
    действий оперы: (вывесить на доске).
    1 – е действие:
    «Родина моя».
    2 – е
    действие: «Бал в замке польского короля».
    3 – е действие: «За Русь мы все стеной
    стоим…».
    4 – е действие:
    «Сцена в лесу».
    Д: Эпиграфом к уроку пускай послужат слова:
    «
    За Русь мы все стеной
    стоим…»
    2 – этап:
    (
    слайд
    8)
    У: Наш урок посвящен образам
    патриотической опере
    М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
    (
    слайд
    9)
    Отечественная война 1812 года всколыхнула
    самосознание русского народа, пробудила интерес к собственной истории. В
    литературе стали популярными сюжеты на
    русские исторические темы, среди них – история о подвиге костромского
    крестьянина Ивана Сусанина. Поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего
    боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать
    крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завел их в болото, где погиб вместе с ними.
    В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской
    шляхты на Москву.
    (
    слайд
    10)
    С
    I
    действием
    оперы мы знакомились в третьем классе. В селе
    Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов,
    возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками. В интродукции
    (вступлении) звучит
    хор из пролога оперы

    «Родина моя!» Интонациями русской
    народной песенности пронизана эта тема. В мелодии
    мужского хора русских
    воинов-ополченцев  есть многочисленные
    распевы, которые роднят ее с народными песнями. Обратите внимание на широту
    мелодии, которая требует навыка распределения дыхания на фразу. Эта тема звучит
    величественно и спокойно.
    Среди воинов Собинин, жених Антониды, дочери
    Сусанина, которая собирается за него замуж.
    Но Сусанин сообщает, что чужеземцы отступили лишь временно и теперь они
    готовятся к новой битве.
    (
    слайд
    11)
    У: На прошлом уроке мы знакомились с вами с
    Разворотом Учебника (стр. 94-95)
    «
    Бал в замке польского короля» вводит  в мир образов
    II
    действия оперы
    «Иван Сусанин» композитора М.И.Глинки. В этом действии, так
    называемом
    «польском акте», звучит
    танцевальная музыка таких жанров, как
    полонез, краковяк, вальс, мазурка (
    Рабочая тетрадь стр. 22-23).
    Полонез

    (киты: танец  и марш) тор­жественный,
    величественный танец-шествие, которым обычно открывались придворные светские
    балы.
    Послушайте, что музыку в полонезе исполняет
    не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов при­соединяются
    голоса поющих поляков.
    Великий русский писатель Н.В. Гоголь сказал (стр. 94):
    «…Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив
    русской песни, у дру­гого — опрометчивый мотив польской мазурки».
    У: 1-й группе было дано задание показать нам танец «Полонез»:
    – Задание
    по группам
    : 1-я группа исполняет «Полонез».
    (
    слайд
    12)
    У: Разворот Учебника
    «
    За Русь мы все стеной стоим…» раскрывает
    особенности звучания русской музыки в
    III
    действии
    (стр.96-97)
    оперы
    Глинки «Иван Сусанин»: сцена Суса­нина с детьми (дочерью Антонидой и
    приемным сыном Ваней) рисует его как любящего отца. Напевная, задушевная,
    спокойная мелодия («
    Ну вот, и дожил,
    слава Богу, до свадьбы дочери моей») отличается необыкновенной песенностью.
    Слушая музыку дальше,  ответьте на
    вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что  происходит в этот момент на сцене? (В дом
    Сусанина входят поляки. Они  предлагают
    ему показать им дорогу на Москву) – «
    Сцена
    Сусанина с поляками».
    В ответе полякам Сусанин вос­певает красоту
    родного края
    (с. 96): «
    Велик свят  наш край родной…»
    А ария
    «Страха не страшусь, смерти не
    боюсь, лягу за святую  Русь

    в
    сочетании с лаконичными слова­ми полна решимости.
    В этом неслучайном
    повторении Глинкой
    одних и
    тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты
    раз­вития
    образов, особенности
    музыкальной драматургии
    (схожесть с
    хорами
    «Родина моя» и «Славься»).
    Он лукавит перед врагами
    и соглашается принять плату за измену: «
    Деньги
    — сила!»
    Какое напутствие дает отец Антониде — «возлюбленному чаду»?
    («Всю жизнь прожить, не зная зла и слез!»)
    Предчувствуя свою гибель, Сусанин думает о будущем!
    У: Давайте прочитаем это напутствие на стр. 97 Учебника:

    Чтение стихотворения
    (обращение Сусанина к дочери).
    (
    слайд
    13)
    Динамическая пауза:
    У: Слушаем
    Увертюру к опере и пластически
    импровизируем, изображая дирижеров. (
    Увертюра
    – вступительная часть к опере, где играет симфонический оркестр).
    (
    слайд
    14)
    У: Разворот Учебника
    «
    Сцена в лесу» вводит в
    атмосферу
    IV
    дейс­твия
    (стр.98-99), которое происходит в глухой, непроходимой чаще. Звучит
    хор поляков «
    Устали мы…»?
    Как звучит хор поляков «
    Устали мы…»?
    В центре этой сцены —
    речитатив
    и предсмертная
    ария  Ивана
    Сусанин. Предлагаю сначала послушать своеобразное вступление к арии —
    речитатив
    «
    Чуют
    правду!» и задуматься над тем, чем речитатив от­личается от собственно
    пения? (В речитативе музыкальные интонации при­ближаются к речи, высказывание
    героя прерывается паузами, которые пере­дают состояние взволнованности.)
    (
    Можно также исполнить (с помощью выразительных движений
    рук) вступ­ление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии —
    от света (заря,
    наступление нового дня)
    к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену
    регис­тров
    (высокий — низкий), смену
    лада (мажор — минор)).
    (
    слайд
    15)
    Знакомая мелодия арии Сусанина, которую в опере исполнил
    знаменитый русский певец Федор Шаляпин,  близка народным песням —
    напевность достигается
    распеванием одного слога на несколько звуков. (Воз­вышенному строю
    арии-молитвы
    («Господь, в нужде моей ты не оставь меня») соответствует
    контрастная
    драматургия арии: в средней части музыка при­обретает напряженность,
    взволнованность).
    (
    слайд
    16)
    Завершается опера заключительным
    хором  «
    Славься!», который исполняется под
    симфонический оркестр и заканчивается победными колокольными звонами.
    У: С помощью, каких средств, в хоре достигается героико-патриотическое
    звучание?
    Д: Используется звучание
    колоколов.
    У: А какое значение имели колокола на Руси?
    Д: Оповещали людей о различных событиях.
    3 этап:
    Тема  хора «Славься» записана
    на развороте
    Рабочей тетради
    «Коло­кольные
    звоны» (с. 12—13). Звучание на уроке этого хора дает основание вспом­нить и
    другие сочинения русских композиторов, в которых звучат колокола.
    – Рабочая тетрадь
    (стр. 24-25) – распределите
    по группам и напишите, какие инструменты входят в состав симфонического
    оркестра.
    У: 2-й группе было дано задание – разучить мелодию и слова хора:
    – Задание по группам
    : 2-я группа исполняет
    хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
    (
    слайд
    17)
    У: 3-я группа с помощью шумовых инструментов – колокольчиков – по
    ПАРТИТУРЕ (запись многоголосного
    произведения) будут аккомпанировать исполнителям:
    – Задание по группам
    : 3-я группа при
    исполнении хора «Славься» играет на колокольчиках.
    У: Исполнительскую часть урока продолжают
    вокальные упражнения –
    распевка.
    У: А, сейчас, мы исполним
    хором песню. Как вы думаете, какая из разученных песен больше подойдет к
    теме нашего урока?
    Д:
    Песня «Это все Россия».
    (
    слайд
    18)
    У: Да, эту песню мы исполнили на  смотре художественной самодеятельности, и я
    думаю, что она подойдет к теме нашего урока:

    Исполнение песни «
    Это все Россия»  (
    слова
    и музыка Юрия Верижникова
    )- исполняют
    солист и хор.
    У: В процессе анализа музыкального материа­ла, исследования,
    раздумывая над нравственными проблемами, определяя  цели, делаем
    в завершении нашего урока
    вывод:
    – повышенный интерес к теме патриотизма, Родины и ее защиты
    возникает у писателей, художников, музыкантов в связи с военными событиями
    современности или памятными датами героического прошлого. Произведения, главным
    героем которых стал патриот и защитник Отечества, прославляют величие и
    красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатства русского
    человека – патриота.
    У: Сейчас, я узнаю, в каком вы находитесь настроении в конце
    урока:
    – (
    Тест
    «Настроение»).
    – (
    Музыкальная викторина по опере).
    (
    слайд
    19)
    Д./З..: «Путешествие» в
    музыкальный театр мы продолжим при изучении материала из
    оперы «Хованщина» М. Мусоргского.
    Вступление к опере — величественная музыкальная картина «
    Рассвет на Москве-реке» (как продолжение содержания нашей песни о
    красоте русской природы).  На с. 100
    Учебника.
    Задание: нарисовать пейзаж
    на тему: «
    Созвучие моего края» и на
    следующем уроке попробуем создать творческий проект на эту тему.

  4. Государственное образовательное автономное учреждение
    дополнительного образования детей
    «Областная детская школа искусств»
    Доклад
    «Патриотическое воспитание на лучших образцах русской музыки»
    Разработчик:
    преподаватель теоретических дисциплин
    Аксюковой Ольги Ивановны
    г. Ульяновск,
    2016 г.
    Патриотическое воспитание на уроках слушания музыки и музыкальной литературы
    Аксюкова О.И.
    ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств»
    Содержание:
    1.Вступление.
    2.Воспитание патриотизма на лучших образцах русской музыки.
    3.Тема патриотизма в творчестве советских композиторов.
    4.Воспитание патриотизма в Ульяновской областной детской школе искусств.
    5.Список литературы.
    I.Вступление
    Патриотическое воспитание детей в школе искусств это, прежде всего, воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где ты родился, гордости за свою страну и защита Отечества.
    Музыкальная педагогика сегодня, как никогда, богата инновациями
    методического, информационного, психологического характера. Но, вместе
    с тем, нельзя забывать о традициях, на которых основывается любой
    педагогический процесс. Воспитание патриотизма всегда было одной из основополагающих задач педагогики в нашей стране.
    Русская классическая музыка обладает замечательными достоинствами: создает в произведениях глубокий образ героев, тонко передавая их душевные состояния; способна вызывать у слушателей радость и боль за происходящие события; самобытна в богатстве русских традиций и фольклора русского народа. Таким образом, дети с душой проникаются историей Отечества.
    В воспитании чувства патриотизма у детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Как известно, дети младшего школьного возраста мыслят образами, все происходящие события воспринимают эмоционально. Так, на уроке слушания музыки, уже в 1 классе при изучении творчества С.Прокофьева мы слушаем эпизод из кантаты «Александр Невский» «Ледовое побоище». Дети с увлечением рисуют картинки, на которых русская конница побеждает тевтонских рыцарей, пришедших на Русскую землю.
    Основная цель работы – закрепление в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому прошлому, воспитание политической культуры, чувства ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего  народа через лучшие образцы музыкального наследия.
    II. Воспитание патриотизма на лучших образцах русской музыки
    Патриотическое воспитание это огромный пласт, который включает в себя любовь к людям, родной природе, народному творчеству и это все называется любить свою землю. В программе слушания музыки и музыкальной литературы народная музыка занимает значительное место. В младших классах ребята активно знакомятся с музыкой отечественных композиторов. Это, в первую очередь, фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковского, сборник «Пьесы для детей» Г. Свиридова. Интересной представляется тема «Народная песня. Использование народной песни в творчестве русских композиторов». Мы слушаем и определяем жанры народных песен в творчестве А. Лядова, Н. Римского-Корсакова. Слушая музыку русских композиторов 19 века, дети должны обязательно отмечать красоту неповторимости тем, положенных в основу произведений.
    Для учащихся среднего и старшего возраста на первое место выходят духовно-нравственные ориентиры. И здесь важное место занимает личность самого композитора. 19-20 века дали нам таких всемирно известных композиторов, как М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский. Это были не просто высокообразованные люди, а верные служители своему Отечеству. Их творчество – это образец национального героического эпоса. Они переработали огромное количество исторических источников, практически все фундаментальные труды по истории России. Тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом, мощность и размах народных сцен – отличительные черты опер «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов» и «Хованщина». В перечисленных операх главным героем является обобщённый образ русского народа. Верность, героическое самопожертвование, патриотизм – вот основные черты Ивана Сусанина и Антониды героев оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
    Подводя итог в изучении творчества М.И. Глинки, подводим учащихся к мысли, что благодаря его творчеству было покончено с засильем «итальянщины» в музыкальном театре Руси.
    Следующий яркий пример воспитания патриотизма – изучение оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Обратившись по совету Стасова к далекой исторической эпохе, к древнему литературному шедевру «Слову о полку Игореве», композитор создал незабываемые и неповторимые по правдивости и точности характеры. Князь Игорь – олицетворение героизма русского человека. Его непреклонность и победа! Ярославна – верная и достойная его жена. Думается, черты этих героев должны являться источником для подражания. Слушая музыку, отмечаем, что музыкальный язык, связанный с характеристикой героев, основан на русских народно-песенных традициях.
    Так музыка Ярославны интонационно родственна народным плачам, мелодика Князя Игоря основана на интонациях героических, патриотических народных песен.
    III. Тема патриотизма в творчестве советских композиторов
    Изучая творчество С. Прокофьева, обязательно подчеркиваем связь композитора с классическими традициями. От своих старших собратьев он воспринял склонность к величавой гимничности и торжественности. Вспомним М.И. Глинку, его тягу к эпичности и богатырским образам ведёт к творчеству Н. Римского-Корсакова и А.П. Бородину. При изучении биографии С. Прокофьева необходимо отметить тот факт, что композитор долгие годы прожил за границей, но так и не смог там остаться и вернулся на родину. После возвращения из-за границы начался его самый плодотворный период творчества, высший расцвет его таланта. Если в первом классе мы слушали лишь маленький кусочек кантаты «Александр Невский», то в 7 классе она изучается целиком. Это произведение, как нельзя лучше подходит для темы патриотического воспитания. Говоря о любви к Родине, о необходимости защищать ее от врага, необходимо подчеркнуть главную мысль произведения: «Кто пойдет на Русь, будет насмерть бит». Строгость, величавость музыки второй части похожей на фреску древнего русского живописца, идет от эпических мелодий русских композиторов. Учащиеся сами анализируют мелодию основного раздела. Они находят в ней характерные черты русских народных песен – распевы. Одной из самых популярных является четвертая часть кантаты «Вставайте люди русские», которая является призывом к борьбе за родимую землю. Во время прослушивания учащиеся обязательно отмечают яркость ударов колокола и интонации боевых кличей и призывов. Уместно здесь показать какую-либо иллюстрацию из времен Великой Отечественной войны. Известно, что эта музыка в 40-е годы 20 века звучала очень часто по радио, фильм «Александр Невский» часто показывали на фронтах солдатам советской армии.
    Ученики выпускного класса сами на слух или по нотному тексту анализируют шестую часть кантаты «Мертвое поле». В ней они отмечают, что слышат интонации, идущие от русских народных причетов, ей свойственна, как и народным песням, переменность лада: мажор – минор.
    Ну и наконец, самая яркая картинная пятая часть «Ледовое побоище». Удивительная «зримость» музыкальных образов проявляется в каждом из ее эпизодов. Это так называемый «скок свиньи», который создает впечатление жуткой, непреклонно надвигающейся механической силы. Далее появление русского войска и ожесточенная схватка. И, наконец, самая яркая картина гибели крестоносцев. Слушая эту музыку, учащиеся испытывают гордость за русское войско, победившее врага, за свою любимую Родину, взрастившую таких сыновей.
    Известно, каким испытанием для всего советского народа была Великая Отечественная война. Каждый человек как мог участвовал в достижении победы. С.Прокофьев, как и многие композиторы, откликнулся на это событие своим творчеством. Не случайно главной работой военных лет была опера «Война и мир». Написанная на подлинный текст романа писателя Л. Толстого, она развивает традиции М. Мусоргского и А. Бородина, продолжает линию эпических героических произведений русской классики.
    Как известно, программой не предусмотрено подробного анализа оперы. О ней мы упоминаем в биографии композитора, в качестве иллюстрации предлагаем послушать замечательную арию Кутузова. В ней главнокомандующий русской армии предстает перед нами человеком глубоко любящим Россию, ее столицу Москву. Интонации этой арии близки патриотическим песням-гимнам.
    В связи с темой Великой Отечественной войны естественным является разговор о знаменитой симфонии Д. Шостаковича. Если в июне 1941 года началась война, то в июле-декабре уже была создана его знаменитая 7-я симфония. Она с полным правом может быть названа великим произведением о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом. История 7 симфонии Д. Шостаковича является невероятной. Сочиняя ее в блокадном Ленинграде, потрясенный трагедией города, страданиями соотечественников, композитор задумал монументальную симфонию об ужасах войны. Он, несмотря на сложности и невзгоды, писал первые три части в блокадном Ленинграде. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию», писал Д.Шостакович.
    Утром 16 сентября Ленинградское радио говорило со страной голосом Д. Шостаковича: «Час тому назад я закончил партитуру 2-х частей большого симфонического сочинения. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою вахту. Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…».
    Каково же содержание симфонии? И опять слова Д. Шостаковича: «Мне хотелось создать произведение о наших днях, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом, которые делаются героями и побеждают. Работая над симфонией я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Во имя этого мы ведем жестокую борьбу».
    IV.Воспитание патриотизма
    в Ульяновской областной детской школе искусств
    Патриотическому воспитанию в нашей школе мы уделяет огромное внимание. Я расскажу о тех мероприятиях, в которых сама принимала участие. Первым в этой череде – празднование 100-летнего юбилея со дня рождения великого русского гитариста А.М. Иванова-Крамского. В 50-е годы 20 века из наиболее любимых музыкальных искусств стала гитара, которая потеснила своей популярностью другие народные инструменты. Когда мы слушаем концерт из его произведений, то особенно выделяем обработки русских народных песен и романсов: обработка романса А.Варламова «На заре ты ее не буди…», обработка русской народной песни «Я на камушке сижу» и др.
    В нашей школе уже несколько лет проходят музыкальные турниры учащихся по разным темам. В этом году тема музыкального турнира «Народные музыкальные инструменты». Цель его – показать красоту народного искусства. Во время соревнования дети увидели много истинно русских оригинальных инструментов, услышали музыку в исполнении своих ровесников. Это были популярные народные песни, исполненные сольно и в ансамблях.
    Следующее мероприятие патриотического содержания связано со знаменательной датой – 25-летие вывода советских войск из Афганистана. Как известно в той стране советская армия находилась долгих 10 лет и покинула ее в феврале 1989 года. За годы Афгана наша страна потеряла многих своих сыновей. Мужество, благородство, стремление до конца исполнить свой долг – вот те качества, которые присущи большинству из них. Их подвиг – пример для подражания молодым. На встрече, которая являлась данью памяти и уважения к тем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, принимали участие члены совета Ульяновской областной общественной организации «Союз семей военнослужащих, погибших в Афганистане». Также был показан ролик о воинах-ульяновцах, погибших в Афганистане. Силами школы был дан концерт.
    Как известно, грандиозно праздновалась годовщина создания Ульяновской области. 22 января 2014 года было проведено внеклассное мероприятие в форме классного часа об истории нашей области. Я была организатором этой акции.
    Творческое развитие ученика требует приобщения к собственной культуре. Поэтому подлинную сущность своей профессии и цель своей работы я вижу в воспитании учеников, которые будут не равнодушны к своей Отчизне и служить культуре Отчизны.
    V.Список литературы:
    1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение  1999.130.С.
    2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений – Москва, 1991.  309.С.
    3.Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.
    4. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.
    5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.
    6. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.
    7. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.
    8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *