Структура сочинения на литературную тему

7 вариантов

  1. Какую бы форму сочинения вы ни выбрали, (описание, повествование, рассуждение или смешанную форму), ведущим ориентиром при распределении материала сочинения будет его главная мысль, которую следует не просто назвать, но и раскрыть. Отсюда трёхчастная структура сочинения, первая часть которого – введение, вторая часть – главная, третья часть – заключение.
    Основная содержательная нагрузка приходится на главную часть, поскольку именно в ней с логической последовательностью и раскрывается проблема, заключённая в теме сочинения. Введение воспринимается школьниками как самая трудная часть сочинения. Нередко пишущие сидят довольно продолжительное время над чистой страницей, уверенные, что все их мучения вызваны лишь одним: очень трудно найти начало, первые несколько фраз. Это не совсем так. Хотя естественно, психологически начинать любое дело сложнее, чем продолжать.
    Из литературы мы знаем, как долго писатели размышляли над первой фразой. Но у школьников сложности возникают, как правило, из-за незнания того, что введение не первый этап работы над сочинением, а второй, после того, как завершено продумывание первой части. Глубоко, последовательно проведённая работа над главной частью подсказывает, с чего начинать, то есть что писать во введении.
    Например, вы выбрали тему «Нужны ли Базаровы России? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)». Продумывая тему, вы видите, что здесь нельзя обойтись просто характеристикой образа Базарова, надо соотнести этот образ с той общественной ситуацией, которая вызвала к жизни этот образ в творчестве Тургенева. Но ведь надо учесть и то, что одну и ту же общественную ситуацию каждый писатель может увидеть и осознать по-разному. Задача ваша, как автора сочинения, и состоит в том, чтобы раскрыть «запрос» общественной жизни России второй половины девятнадцатого столетия и «ответ» на него Тургенева. Естественно, важно вспомнить и реакцию литературной критики на «Отцов и детей».
    Вот теперь можно обратиться и к введению. Коль скоро вас интересует связь между созданным Тургеневым литературным героем и действительностью, общественным сознанием определённой эпохи, то и начать сочинение лучше с описания эпохи, потому что каждая эпоха рождает своих героев.
    Возможен и другой вариант, если автор сочинения тяготеет больше к эмоциональным оценкам и ему ближе форма повествования (рассказа) или рассуждения: можно начать с той дискуссии вокруг образа Базарова, которая началась после публикации романа.
    Заключение также вытекает из содержания главной части. Применительно к данной теме в заключении должен содержаться ответ на вопрос, вынесенный в тему сочинения: нужны ли, по убеждению Тургенева, России Базаровы? Ведь заключение – это вывод по теме, итог её главной мысли.
    Есть и другой вид заключения, который можно назвать заключение-перспектива, где не только подводится итог сказанному, но и этот итог «выводится» в современность, если речь в сочинении шла о героях прошлых эпох, или в будущее, если вы работали с героем современности. Тогда, ответив на вопрос, нужны ли были Базаровы в тургеневскую эпоху, можно поразмышлять над тем, нужны ли Базаровы нам, сегодняшним.
    Помня, что введение и заключение диктуются главной частью сочинения, вы сможете избежать и другой частой ошибки в сочинении, заключающейся в непропорциональном соотношении материала введения, главной части и заключения. Иногда школьники спрашивают: каким должен быть объём введения? Ответ один: объём введения (а также заключения) напрямую зависит от содержательного объёма сочинения. Введение и заключение должны вместе составлять приблизительно 1/3 всей работы.

    Тренировочное задание.

    Напишите введение к одной из предложенных тем сочинений, мотивируйте содержание введения содержанием главной части:
    а) «Я лиру посвятил народу своему…» (По творчеству Н.А. Некрасова),
    б) Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»,
    в) Труд есть совесть (А. Платонов).
    Виды школьных сочинений
    Типы сочинений по жанру
    Работа над сочинением
    План сочинения
    Эпиграф к сочинению
    Цитаты в сочинении

  2. Что такое сочинение на литературную тему.
    Сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕ­НИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассу­ждения ученика по поводу того,
    • как изображён тот или иной литературный персонаж;
    • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характери­зует;
    • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
    • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.
    Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).
    Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.
    Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.
    Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения – своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика – её доказательство
    И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано – требуется доказать – доказательство – подведе­ние итогов.
    Дано – это тема сочинения.
    Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.
    Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:
    • анализ конкретных литературных фактов;
    • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
    Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.
    Композиция сочинения.
    Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Все чин-чином идёт», то есть во всем наблюда­ется порядок, свидетельствует об этом.
    Следовательно, этимология слова «сочинение» показывает, что написать сочине­ние – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.
    Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

  3. Содержание
    Коллектив или рабочая группа
    Коммуникационная структура и роли внутри группы
    Стадии развития коллектива
    Групповые роли
    Социально-психологический климат
    Тест: Факторы, влияющие на формирование положительной групповой мотивации
    Тест: Уровень благоприятности психологического климата
    Эффективность рабочей группы
    Мотивация достижения успеха и избегания неудачи
    Конфликты в группе
    Коллектив или рабочая группа
    Наш отдел –  финансовое управление – состоит из 5-ти человек, что является оптимальным с социологической точки зрения.
    Отдел по своей сути относится, скорее всего, к рабочей команде, т.к. в наличие все ее характеристики. Члены нашей команды:
    стремятся к достижению общей цели,
    решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей,
    постоянно взаимодействуют и координируют свои усилия.
    имеет место высокая частота взаимодействия членов команды;
    достаточно продолжительный срок “жизни”.
    Уровню коллектива отдел еще не соответствует, т.к. отношения в отделе для каждого из нас не столь значимы, и активными их назвать трудно. Хотя, конечно, отдел является целостной системой, где имеется распределение функций, структура руководства и управления. Также, работая в отделе, каждый из нас развивается и растет профессионально.
    Каждый из сотрудников вносит отдельный вклад в общий результат согласно своим функциям, ведет отдельный участок финансового учета по холдингу и данная работа не имеет какой-либо взаимозависимости. Поэтому в нашем случае создание высоко развитого коллектива не очень важно. Но т.к. местоположение у нас такого, что мы находимся в одном помещении, каждый из нас вносит свой вклад в эмоциональную сферу рабочей команды, что очень существенно. У всех нас есть профессиональный интерес к своей работе, что тем самым, стимулирует держаться за свое место и не создавать конфронтацию. Проблема противоречия между индивидуальными интересами сотрудников и групповыми, насколько мне известно, отсутствует.
    Если понаблюдать за нашими совместными беседами, в которых принимают участие все сотрудники, то это обычно «перетягивание одеяла на себя». Никто в отделе, включая финансового директора, не является лидером, и никто ни имеет особого влияния не коллективное мнение. Но никто и не претендует на роль лидера. Сотрудники ведут себя откровенно и открыто, свободно высказывая свое мнение и внимательны к мнениям других. Я бы даже сказала, что во время нерабочих моментов, люди пытаются отомстить директору за то, что в рабочей сфере им приходится полностью подчиняться его решениям. Но при этом, никаких негативных последствий или репрессий это за собой не несет. Поэтому, вылив свой негатив в нерабочей обстановке, работа в отделе потом продолжается слаженно и позитивно.
    Что касается рабочих собраний и совещаний, то тут присутствует абсолютная диктатура финансового директора. Сотрудники, конечно, высказывают свои предложения открыто и честно, т.к. этому никто не препятствует, но после всех обсуждений директор притворяет в жизнь свое решение, принятое еще до совещания. Хотя, если внесенное предложение имеет сильную аргументацию, то оно будет принято.
    Если финансовому директору нужна помощь в принятии решения по какому-либо отдельно взятому вопросу, то проводить совещание он не будет, а обратиться непосредственно к должностному лицу, выполняющему эту работу, и решит вопрос «тет-а-тет».
    Коммуникационная структура и роли внутри группы
    Структура нашего финансового управления относится к фронтальной структуре каналов коммуникаций. Мы все находимся в одном помещении, можем вступать в прямые контакты, видим друг друга. При этом присутствует руководитель, координирующий нашу работу. Т.о. параллельно непосредственно с самой работой, имеется и эмоционально-психологический фон, который иногда способствует какой-либо деятельности, а иногда препятствует ей.
    Если рассматривать структуру всего холдинга, то это, конечно, иерархическая структура каналов коммуникаций, какая принята в большинстве копаний, занимающихся коммерческой деятельностью. Сотрудник – простой специалист – не может напрямую обратится к генеральному директору, а только к своему непосредственному руководителю. Межличностное общение между всеми сотрудниками холдинга ограничено и возникает только по необходимости, либо при наличии личной дружбы.
    Что качается коммуникационных ролей, то, как финансовое управление, каждый из наших сотрудников выполняет роль сторожа. Каждый собирает информацию на вверенном ему участке холдинга, фильтрует и агрегирует ее. И уже в обработанном виде она поступает финансовому директору и при необходимости другим линейным руководителям.
    В мои обязанности входит общение с финансовыми работниками предприятий, которыми владеет наш холдинг. Причем я завязана сразу на несколько человек каждой из «дочек», и получаю информацию я как для своего отдела, так и для других, например для бухгалтерии. Т.о. я выполняю роль связного.
    Частично я осуществляю и роль «лидер мнения», т.к. во-первых, работаю в отделе достаточно долго, и, во-вторых, занимаю должность заместителя директора, и все приходящих новые сотрудники изначально получают информацию от меня. Я передаю им рабочую информацию, сильные и слабые стороны данного участка, и вместе с этим и личное восприятие ситуации.
    Роль космополита отведена финансовому директору. Он имеет большое количество внешних связей, как внутри холдинга, причем на разных уровнях иерархии, так и за его пределами – контрагенты, банки, государственные органы.
    Стадии развития коллектива
    Наш отдел был образован за короткий промежуток времени. Правда, изначально в нем работало только 3 человека. Одному человеку, теперь финансовому директору, было предложено собрать команду и начать осуществлять финансовый контроль на высоком профессиональном уровне. До этого в холдинге отслеживалось только движение денег. Я начала работать в команде одна из первых.
    Изначально это была стадия формирования. Т.к. до этого мы все не были знакомы, то, конечно, первое время присматривались друг к другу и отношения были абсолютно формальными. Не было ничего негативного, но и ничего позитивного. Отсутствовала критика руководства, сплетни, личные обиды, но отсутствовали также дружеские привязанности и человеческая теплота между сотрудниками. С точки зрения работы, люди выполняли поставленные им задачи безынициативно, но четко и вовремя. Творческой и воодушевляющей коллективной работы фактически не было. Я бы сказала, что тогда люди больше слушали и интересовались друг другом, при этом глубоко спрятав свои собственные идеи и мнения. Руководитель на первой стадии, действительно, был лидером команды, от которого сотрудники ждали распоряжений, выдвижения целей и разработки методов в достижении поставленных задач.
    После этого началась стадия противостояния. Люди уже достаточно изучили друг друга, и стали более открыто и свободно высказывать свои мысли. Причем у всех за плечами имелся опыт работы в других организациях, поэтому каждый предлагал свою методику работы и считал ее оптимальной. В команде начались трения и конкуренция за обладание более высоким статусом. Появились попытки покушения на власть руководителя. К сожалению, он воспринял такое поведение участников группы как неприятие к себе, достаточная самостоятельность сотрудникам предоставлена не была, а просто сохранил за собой положение руководителя-лидера, в следствие чего, один человек был уволен. С эмоциональной стороны группировки и кланы не образовывались из-за малой численности отдела.
    Несмотря на все трудности второго этапа, в итоге все нормализовалось. У сотрудников отдела возникло ощущение общности и единства. Противоборствующие силы пришли в состояние равновесия, началось сотрудничество. Только теперь появились реальные действия в работе в рамках, установленными руководителем, сформировалась культура команды.
    После отдел вступил в стадию зрелости. Результаты работы отдела стали оцениваться выше стоящем руководством и другими подразделениями холдинга.
    И стало понятно, что каждый из нас несет на себе часть ответственности за это. Появился азарт в работе и плодотворная активность. Появились первые достижения и результаты.
    С повышением качества работы начали расширяться и возможности для внедрения новшеств, у команды появился авторитет на уровне холдинге. Возникло чувство гордости за отдел, быть членом которого приятно, и сотрудники начали получать удовольствие просто от самого факта принадлежности к нему.
    Теперь руководитель следит, чтобы в общей деятельности участвовал каждый член группы, никто бы не оставался в стороне. А также положительно или отрицательно оценивает результаты работы каждого сотрудника.
    Отдел хорошо функционирует по сей день, и стадию расформирования мы еще не пережили.
    Групповые роли
    Согласно проведенному тестированию в нашем отделе имеются следующее групповые элементы:  завершитель, исследователь ресурсов, организатор группы, организатор работы (я), формирователь (руководитель).
    №РольФункцииСвойстваТипНуждается
    2.
    Формирователь
    Лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое
    Динамичный, решительный, напористый
    Доминирующий экстраверт
    в компетентной, умелой группе
    5.
    Организатор работы
    Преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения
    Организатор, волевой, решительный
    Волевой тип личности
    в предложениях и идеях группы
    6.
    Организатор группы
    Способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы
    Чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность
    Эмпативный и коммуникативный тип личности
    в постоянном контакте со всеми членами группы
    7.
    Исследователь ресурсов
    Связующее звено с внешней средой
    Общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный
    “Напористый экстраверт”
    в свободе действий
    8.
    Завершитель
    Побуждает группу все делать вовремя и до конца
    Профессиональная педантичность, обязательность ответственность
    Педантичный тип личности
    в групповой ответственности, обязательности
    Руководитель нашего отдела осуществляет роль формирователя, которая имеет вторую степень важности и первой по сути  в работе команды. Данная роль принадлежит лидеру, что соответствует статусу данного человека.
    Планируя работу, он распределяет ее между сотрудниками, тем самым, объединяя нас в команду, выполняющую одну работу и работающую на единый результат. Он, действительно, обладает свойствами такими, как динамичность и напористость. И мы – его сотрудники, являемся для него компетентными людьми для осуществления его идей.
    Я являюсь заместителем и осуществляю роль организатора работы. В моем перечне эта вторая роль, и что также соответствует моему статусу.
    Моя основная роль в данной рабочей команде переносить идеи руководителя «что?» в плоскость «как?». Т.е. я структурирую задания руководителя, нахожу методы их выполнения и контролирую процесс их выполнения. Я обладаю достаточно волевым и решительным характером, и у меня хорошие организаторские способности.
    Другие сотрудники выполняют роли организатора группы, исследователя ресурсов и завершителя рабочего процесса.
    У нас присутствует общительный и увлекающийся сотрудник, обладающий свободолюбивым и любознательным характером. Ее психологические особенности отражаются и на процессе работы – постоянный сбор информации и коммуникации с другими подразделениями. Также имеется очень дипломатичный и чувствительный сотрудник, что выражается в улаживании разногласий в команде и зачастую выполнении чужой работы. И завершитель – очень педантичный, ответственный и обязательный сотрудник, который в возникающих вопросах и проблемах пытается добраться до самой сути, очень скрупулезен, и доводит дела до абсолютной точности.
    На мой взгляд, сложившиеся роли в отделе хорошо дополняют друг друга. И факт, что первые лица отдела занимают и первые ролевые позиции, тоже является положительным моментом. Такое распределение ролей сложилось само по себе и соответствует организационной структуре.
    Единственное, что иногда происходит обмен ролями, и кто был организатором работы становится завершителем, а кто был завершителем – становится исследователем ресурсов. Сотрудники соответствуют своим ролям примерно на 70-80%. Т.е. абсолютные типажи отсутствуют, а люди имеют лишь предрасположенность к какой-либо роли, которая подходит им по складу ума и характера.
    Но имеется в нашей команде и одна проблема. 4 из 5 сотрудников на предыдущих местах работы занимали очень значимые если не должности, то статусы. Таким образом, четверо сотрудников не прочь стать руководителем данного подразделения. И если занять это место достаточно трудно, т.к. финансовый директор вполне справляется со своими обязанностями и им довольно высшее руководство, то хотя бы иметь весомое положение в рабочем процессе. Т.е. каждый раз, когда принимается решение, отличное от его личного мнения или важное задание отдается другому сотруднику, возникают напряженные моменты или ролевой конфликт.
    Единственное, что спасает ситуацию, это соответствие профессионализма сотрудников их должностям. Т.е. переборов внутри себя конфликт, человек понимает, что выше стоящее должностное лицо имеет более широкий опыт и его вариант, скорее всего, окажется лучшим. К тому же финансовый директор является и лидером нашей рабочей команды, он обладает достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в достижении хороших результатов и информированностью о делах отдела.
    Стиль нашего финансового директора это лидер-боец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Его преимущество – это активность, инициативность, энергичность. Его недостатки – неумение слушать и слышать других, упрямство. А также неумение поощрять и критиковать – как вышло, так вышло, значит, так тому и быть.
    Компоненты его лидерства – это деловой и информационный лидер.
    В моменты отсутствия финансового директора я становлюсь руководителем отдела. Мой стиль руководства это лидер-организатор. Рабочий процесс полностью поглощает меня, я очень чутко воспринимаю возникающие проблемы, но при этом не теряюсь, а действую оптимистично и уверенно. С подчиненными предпочитаю метод «кнута и пряника», т.к. люди должны понимать, когда они делают что-то не так, но необходимо и поощрение хороших результатов. В тоже время уважительно общаюсь со всеми, не задевая чужого достоинства.
    Компоненты моего лидерства те же – это деловой и информационный лидер. Эмоциональная сторона в нашей команде обделена вниманием.
    Социально-психологический климат
    Тест: Факторы, влияющие на формирование положительной групповой мотивации
    Преобладающие факторыБалльная оценкаПреобладающие факторы
    1. Высокий уровень сплоченности группы
    7 6 5 4 3 2 1
    1. Низкий уровень групповой сплоченности
    2. Высокая активность членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    2. Низкая активность членов группы
    3. Нормальные межличностные отношения в группе
    7 6 5 4 3 2 1
    3. Плохие межличностные отношения в группе
    4. Отсутствие конфликтных отношений в группе
    7 6 5 4 3 2 1
    4. Наличие конфликтов в группе
    5. Высокий уровень групповой совместимости
    7 6 5 4 3 2 1
    5. Низкий уровень групповой совместимости
    6. Принятие организационных целей как личностнозначимых
    7 6 5 4 3 2 1
    6. Принудительное принятие организационных целей
    7. Признание авторитета руководителя
    7 6 5 4 3 2 1
    7. Члены группы не принимают авторитета руководителя
    8. Уважение к компетентности руководителя.
    7 6 5 4 3 2 1
    8. Члены группы не отдают должного внимания компетентности руководителя
    9. Признание лидерских качеств руководителя
    7 6 5 4 3 2 1
    9. Члены группы не считаются с лидерскими качествами руководителя
    10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем
    7 6 5 4 3 2 1
    10. Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем
    11. Участие в принятии коллективных решений членами группы
    7 6 5 4 3 2 1
    11. Отсутствие участия членов группы в принятии решений
    12. Имеются условия для выражения творческого потенциала работников
    7 6 5 4 3 2 1
    12. Отсутствуют возможности выразить творческий потенциал членам группы
    13. Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу
    7 6 5 4 3 2 1
    13. Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу
    14. Хороший психологический климат в группе
    7 6 5 4 3 2 1
    14. Плохой психологический климат в группе
    15. Высокий уровень контроля за своим поведением каждым членом группы
    7 6 5 4 3 2 1
    15. Низкий уровень контроля за своим поведением каждым членом группы
    16. Наличие активной жизненной позиции у членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    16. Наличие пассивной жизненной позиции у членов группы
    17. Стремление к творчеству у членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    17. Отсутствие стремления к творчеству у членов группы
    18. Высокая степень согласованности действий у членов группы
    7 6 5 4 3 2 1
    18. Малая степень согласованности действий у членов группы
    19. Наличие общегрупповых ценностей
    7 6 5 4 3 2 1
    19. Отсутствие общегрупповых ценностей
    20. Стремление группы к коллективной деятельности
    7 6 5 4 3 2 1
    20. Стремление членов группы работать индивидуально
    21. Отсутствие стрессов у членов группы в процессе совместной деятельности
    7 6 5 4 3 2 1
    21. Наличие стрессов у членов группы в процессе совместной деятельности
    22. Положительное отношение руководителя к членам группы
    7 6 5 4 3 2 1
    22. Отрицательное отношение руководителя к членам группы
    23. Положительное отношение членов группы к своему руководителю
    7 6 5 4 3 2 1
    23. Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю
    24. Наличие нравственных моментов в отношениях между членами группы
    7 6 5 4 3 2 1
    24. Отсутствие нравственных моментов в отношениях между членами группы
    25. Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы
    7 6 5 4 3 2 1
    25. Отсутствие самостоятельности в решении поставленных задач у членов группы
    Оценка результатов:
    48 баллов группа отрицательно мотивирована
    74 баллов группа почти не имеет положительной мотивации
    125 баллов группа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности
    151 баллов группа в достаточной степени ориентирована на успех в выполнении поставленных задач
    175 баллов группа положительно мотивирована
    Тест: Уровень благоприятности психологического климата
    1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
    +3+2+1 0-1-2-3
    Преобладает подавленное настроение
    2. Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
    +3+2+1 0-1-2-3
    Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
    3. Членам коллектива нравится быть вместе
    +3+2+1 0-1-2-3
    Члены коллектива выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
    4. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание
    +3+2+1 0-1-2-3
    Успехи вызывают зависть, неудачи – злорадство
    5. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга
    +3+2+1 0-1-2-3
    Каждый нетерпим к мнению товарищей
    6. Один за всех и все – за одного
    +3+2+1 0-1-2-3
    Каждый сам за себя
    7. Чувство гордости за каждого члена коллектива
    +3+2+1 0-1-2-3
    Равнодушны друг к другу, к успехам и неудачам
    8. Каждый активен, полон энергии
    +3+2+1 0-1-2-3
    Коллектив невозможно поднять на совместное дело
    9. Совместные дела всех увлекают
    +3+2+1 0-1-2-3
    Коллектив распадается на привилегированных и отверженных
    10. В коллективе справедливо относятся друг к другу
    +3+2+1 0-1-2-3
    Оценка результатов:
    Результат = 0, т.е. явного комфорта или дискомфорта не наблюдается.
    Проанализировав ситуацию, можно отметить, что люди по-человечески хорошо настроены друг к другу, но профессиональные вопросы привносят в отношения соперничество и дискомфорт.
    Внутренние параметры СП-климата нашей финансовой службы:
    больше авторитарный, чем демократичный
    личностный, в силу малого количества
    высокая степень личной независимости
    отношения доброжелательные, есть взаимопонимание и поддержка (если требуется помощь, то она придет, причем с разных сторон)
    низкая терпимость к чужому мнению (личное мнение отстаивается до конца)
    от рядовых сотрудников больше ожидается поведение типа “не высовываться”, “не брать на себя больше, чем необходимо”
    есть система поощрения по качеству работы и результатам, цениться индивидуальный вклад
    Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что наша команда больше рабочая, чем дружеская. Что вполне нормально, ведь нас собрали для того, чтобы мы осуществляли определенные функции и приносили определенные результаты.
    Внешние параметры СП-климата нашей финансовой службы:
    в холдинге хорошие условия труда, красивая и уютная обстановка в офисе; личностная привязанность и сплоченность у «старого» коллектива высокая, у «нового» низкая (как мне кажется, в силу отсутствия корпоративных праздников ввиду мирового кризиса)
    в отделе домашние проблемы «приносятся» на работу, и даже если человек ничего не говорит, то всегда видно наличие серьезных проблем; небольшие проблемы все-таки «оставляются» дома (отвлекающим фактором является возможность переключится на другие дела)
    личностное настроение сотрудников изменчивое, но критические моменты возникают редко (в силу высокой личной независимости характера работы)
    Эффективность рабочей группы
    Именно повышение эффективности работы группы является конечной целью изучения социологии. Итак, основные моменты, оказывающие влияние на нашу рабочую группу:
    командное вознаграждение (материальное): чем дольше и эффективнее сотрудник работает в холдинге, тем выше у него зарплата и растет его профессиональный статус. Регулярных премий нет, но в холдинге есть примеры быстрого роста по карьерной лестнице, что воодушевляет других на плодотворную работу.
    способные и квалифицированные сотрудники: как уже отмечалось выше, на предыдущих местах работы большинство наших сотрудников обладали высоким статусом или должностью, а значит, являются высокими профессионалами. Все они активны и любознательны, энергичны, но разумны. В их руках дело спориться и они ищут новые возможности для себя.
    четкое осознание выполняемых функций: в команде работают сотрудники высокой квалификации, умеющие действовать самостоятельно, не дожидаясь приказов сверху. Имеет место даже частичное проникновение на чужой участок работы.
    наличие ясной и мотивирующей цели: т.к. отдел создан относительно недавно, то цель у нас одна – занять авторитетное место в холдинге, расширить свое влияние. Вся рабочая команда знает это и прилагает много усилий для достижения этой цели. Каждый ясно представляет себе, к каким результатам надо стремиться, принимает и разделяет цели команды.
    совершенствование методов работы: соперничество, являющееся характерной чертой нашей команды, стимулирует сотрудников на поиск новых знаний, идей, перспективных методов работы. Руководитель поддерживает разумные идеи и поддерживает их внедрение в рабочий процесс при условии, что они согласуются с проводимой им основной линией.
    отношения внутри коллектива: в отделе присутствует хороший психологический климат, но как показывают тесты, до комфорта еще далеко.
    В этом перечне отсутствуют поддерживающее окружение и нормы и стандарты группы. В первом случае, причиной является то, что отдел только завоевывает свой авторитет, и менеджмент холдинга присматривается к нам и не демонстрирует явно веру в способности членов команды и, к сожалению, не оказывает должной помощь, хотя у отдела уже есть хорошие результаты. Во втором случае, отсутствие стандартов определено независимым характером работы у каждого из нас.
    Мотивация достижения успеха и избегания неудачи
    Проведя тестирование у 5-ти наших сотрудников, я получила следующие результаты:
    Диагностика мотивации достижения успеха: 4 – умеренно высокий уровень мотивации, 1 – слишком высокий уровень мотивации.
    Диагностика мотивации избегания неудачи: 1 – низкая мотивация к избеганию неудач, 3 – средний уровень мотивации к избеганию неудач, 1 – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
    Причем, чем выше была мотивация достижения успеха, тем ниже мотивация избегания неудач, и наоборот.
    Таким образом,  в нашем отделе преобладают люди рискованные, которых привлекает неопределенность, непредсказуемость, которые в случае успеха ожидают «овации», а неудачу объясняют большими трудностями и невыполнимостью. Им противен успех «на халяву», в работе им нужен азарт. Рутинная работа таким людям противопоказана, а сложная – приносит удовольствие.
    Я сама также отношусь к рискованным людям, но не могу сказать, что меня больше мотивируют неудачи, как сказано в теории.
    Склонность к риску – это черта характера, внутренне содержание. Неудачи, если они идут одна за другой, выбьют из колеи любого. И даже я прекращу этот процесс. Но когда появляется новая неразрешимая задача, «глаза вновь загораются». Это можно сравнить с азартом, любопытством, но никак не с твердолобостью и упрямством.
    Мотивация избегания неудач в нашей команде находится на среднем уровне. В данном случае это говорит о наличии чувства меры, т.е. риски возможны, но только, когда они обоснованы, и успех принесет хорошие результаты, а потери не будут столь значительными. Такие люди, хоть и любят «головоломки», понимают, что основная работа – это рутинная работа, повторяющаяся день изо дня и не подверженная большим изменениям.
    Лично я получила самую низкую мотивацию к избеганию неудач и защите, хотя причисляю я себя к людям разумным. Возможно, мне просто везло на сложные задачи, и, идя по жизни, большинство сложных задач мною были преодолены.  Таким образом , сложилось, что у меня нет боязни к риску, нет страха, что если что-то не получится, то взяв на себя непосильную ношу, я поставлю фирму в сложное положение. Возможно и уровень моих знаний более высокий, что я понимаю, что если я не возьмусь за решение сложного вопроса и не решу его, то это не сможет сделать никто не другой, либо качество решения будет оставлять желать лучшего.
    С точки зрения функций нашего отдела – ведение финансового учета, нам необходимы сотрудники со средней или высокой степенью избегания неудач, т.к. финансы требуют точности и аккуратности. И достаточно одного сотрудника с высокой степенью мотивации к успеху, который как «локомотив», будет двигать прогресс вперед и внедрять новые идеи и методы работы.
    Соотношения двух типов мотивации – наступающий (2), сильно мотивированный и ответственный (1), гармоничный (2). Т.е. все же преобладает мотивации достижения успеха.
    Я бы разграничила стиль поведения человека в работе и стиль общения. На мой взгляд, это две совершенно разные стороны человека. При изучении данного вопроса речь идет о стиле работы сотрудника.
    Итак, у двух наших сотрудников сильно развита мотивация достижения успеха – наступающие. Такие люди склонны к риску, проявляют напористость в продвижении своих идей и доводов. Причем, так сложилось, что именно эти двое людей обладают наибольшими умственными способностями (но не должностями) и высоким интеллектом в нашем отделе, и именно им обычно поручаются самые ответственные дела.
    Т.к. мотивация успеха у них выше, чем неудачи, то давая им поручения, надо обращать внимание, что это очень трудное задание, поэтому именно им оно было предложено к выполнению. Я думаю, что это будет самым сильным толчком и стимулом для них.
    Один сотрудник является очень ответственным и сильно мотивированным. У такого человека сильно завышенный самоконтроль. Я бы не стала давать ему действительно сложные задачи, т.к. с одной стороны он максималист, с другой стороны у него есть внутренний тормоз, сдерживающий его. И если он почувствует, что дело плохо продвигается, то скорее его мысли будут перенаправлены на то, как красиво выйти из этой ситуации. А ведь решение сложной задачи может быть найдено даже тогда, когда кажется, что все безнадежно. Для решения задач средней сложности – более прекрасного сотрудника не найти. Но давая ему задание, помимо поощрения в случае успеха, ему необходимо дать и гарантии в случае неудачи, т.е. как бы задать для него рамки.
    Двое сотрудников относятся к гармоничному типу. Это люди с хорошей саморегуляцией и средним уровнем тревожности. Т.к. осторожных сотрудников в нашем отделе не нашлось, то рутинную работу лучше поручить им. Стимулирование их работы должно быть сдержанным, во-первых, чтобы они не почувствовали сверхтрудность задания, и, во-вторых, ненужность их работы.
    Конфликты в группе
    Стили поведения в конфликте сотрудников в нашем отделе – соперничество (2), компромисс (2), избегание (1).
    К сожалению, разрешать конфликт соперничеством предпочитают двое наших руководящих сотрудников – финансовый директор и его заместитель (то есть я).
    Стратегия соперничества предполагает заставить других принять свою точку зрения, игнорируя интересы другой стороны и цену взаимных отношений. Данные люди обладают властью, чем собственно и пользуются во время конфликта. Этот стиль эффективен только в ситуации угрозы или форс-мажора. Постоянное же подавление инициативы подчиненных лишь ухудшает отношения с подчиненными и напрягает обстановку.
    Человек, придерживающийся стратегии избегания, ухода от конфликта, может лишь усугубить ситуацию своим бездействием и еще больше наэлектризовать отношения. Принятие его мнения другой стороной его не интересует, но и принимать чужое мнение он сам не собирается. Это лишь отдалит людей друг от друга и отнимет возможность дальнейшей продуктивной работы.
    Компромисс предполагает принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Это снижает недоброжелательность во взаимоотношениях, но и оставляет вопрос нерешенным, поэтому в будущем конфликт может вспыхнуть вновь.
    Конечно, лучшим вариантом разрешения конфликта является сотрудничество и поиск решения, приемлемого для всех. Данная стратегия полностью исчерпывает конфликт по данному вопросу и оставляет людей в дружеских отношениях.
    Но, на мой взгляд, психологическое состояние любого человека испытывает разные состояния, и иногда, действительно, оптимальным будет игнорирование проблемы, т.е. необходимо дать человеку остыть и обдумать все. Бывают ситуации, когда, наоборот, следует отстоять свое решение, особенно если вы более компетентны в этом вопросе. Внутренний мир человека скрыт от посторонних, и не всегда ясно, почему именно он отстаивает именно это мнение. И потом, если решать все возникающие проблемы путем сотрудничества, то не хватит никакого времени непосредственно на текущую работу. Хотя, конечно, всегда необходимо искать оптимальный выход из сложившейся ситуации.

  4. Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

    Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

    Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
    Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
    Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
    Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
    Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
    Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
    Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
    Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

  5. Сочинение на свободную тему
    Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не только конкретного художественного произведения, но и творчества авторов, которые раскрывают те же темы или идеи. При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.
    Композиция сочинения
    Сочинение обычно состоит из трех частей:вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод.
    Вступлениеможет содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной частинеобходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение– это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное.
    Вступление занимает почти треть общего объема сочинения, основная часть – две трети, заключение – самая короткая часть работы.
    Эпиграф– это желательный, но не обязательный элемент ученической письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято: с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак; обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии).
    Цитаты– это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитатами не следует злоупотреблять, они должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех-четырех).
    План сочинения
    План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы.
    План может быть простым, сложным или смешанным.
    Например:
    План
    1. Введение.
    2. Постановка проблемы.
    3. Комментарий к проблеме.
    4. Позиция автора.
    5. Ваша позиция.
    6. Литературный аргумент.
    7. Любой другой аргумент.
    8. Заключение.
    Или
    План
    I. Вступление
    1. … … … …
    2. … … … …
    3. … … … …
    II. Основная часть
    1. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    2. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    III. Заключение
    Требования к объему сочинений
    Нормы оценивания сочинений
    Класс

  6. Написание сочинения всегда вызывает трудности у учеников, особенно если это сочинение по литературному произведению.
    Эта статья поможет ученику правильно организовать свою работу над сочинением.
    Итак, начнём!
    1. Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)
    Сочинение по литературному произведению – это знание текста, мысли и грамотность.
    2. Композиция сочинения:

    Вступление
    Основная часть
    Заключение
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
    Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой.
    Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
    Все части сочинения должны быть логически взаимосвязаны, каждая предыдущая часть плавно переходит в следующую.
    3. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
    Во вступлении может:
    содержаться ответ на заданный по теме вопрос
    представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению ученика («как вы понимаете смысл названия…»)
    содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
    сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
    4. Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
    В основной части следует избегать:
    пересказа литературного произведения
    изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме
    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
    Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
    5. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Заключительная часть должна быть:
    короткой, но емкой
    органически связана с предыдущим изложением
    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.
    Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
    Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
    Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
    Удачи!
    Источник статьи: http://www.publiclibrary.ru/

  7. Изучая литературу в школе, дети учатся
    понимать, анализировать романы, повести,
    рассказы, стихотворения; читая их – получать
    эстетическое наслаждение. Следствием того, как
    учащиеся поняли прочитанное, являются их устные
    ответы и письменные сочинения. И устный ответ, и
    сочинение являются школой не только постижения
    произведений художественной литературы,
    искусства вообще. Они становятся школой развития
    речи, учат обдумывать явления жизни, выражать
    свое мнение о них. Три составные части изучения
    литературы в школе – чтение, устный ответ,
    сочинение – способствуют всестороннему развитию
    личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил:
    “Чтение делает человека знающим, беседа –
    находчивым, а привычка записывать – точным”.
    Работа над сочинением учит развивать мысли на
    избранную тему, воспитывает, формирует
    литературные взгляды и вкусы, дает возможность
    высказать то, что тревожит и волнует, она
    побуждает задуматься над тем или иным вопросом,
    лучше понять его, привести в порядок свои мысли,
    тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает
    учащихся к литературному творчеству, в
    значительной мере формируя его общую культуру и
    социально-нравственные ориентиры. Именно
    поэтому сочинение является важнейшей формой
    аттестации учащихся. К заданиям повышенного
    уровня сложности в ЕГЭ по литературе относится
    развернутый ответ в объеме 5-10 предложений – С1-С4.
    А также развернутый вопрос на проблемный вопрос
    С5. И если с заданиями базового уровня учащиеся
    справляются чаще всего успешно, то задания, где
    надо уметь письменно проанализировать текст
    художественного произведения, вызывает у них
    определенные трудности. В связи с этим
    необходимо этому учить.
    Первым и важнейшим условием правильного
    восприятия и осмысления произведения является
    знание его текста. Знать текст – значит понимать
    и помнить основные события, характеры, поступки
    действующих лиц (не только главных, но и
    второстепенных, они нередко играют важную роль в
    произведении, как, например, Платон Каратаев в
    “Войне и мире”, сестра старухи – процентщицы в
    “Преступлении и наказании”), картины быта,
    описание обстановки, пейзажа, отдельные детали,
    композицию произведения, систему образов.
    Научиться читать – значит научиться думать.
    Работу над текстом обычно начинаем со
    следующего:
    – прочитав заголовок, подумайте, о чем, по-вашему
    мнению, пойдет речь, вспомните, что знаете об
    этом; попытайтесь представить, какие вопросы
    будут освещены;
    – читайте текст, значение непонятных слов и
    выражений выясните по словарю и справочникам;
    – в тексте старайтесь увидеть главное, отделив
    его от частностей, от второстепенного; если
    считаете нужным, составьте план рассказа о
    прочитанном;
    – при наличии вопросов в конце текста ответьте
    на них;
    – проверьте, как вы усвоили прочитанное;
    – перескажите текст.
    Знание текста является необходимым условием
    работы над сочинением, но простого пересказа
    недостаточно. Требуется знание жизни,
    определенный духовный опыт, увлеченность
    литературой, понимание психологии людей и умение
    выразить себя. Свои особенности имеют сочинения
    о произведениях разных родов и жанров
    литературы.
    Как и любому делу, научить писать сочинение
    можно, если человек будет много трудиться и
    практиковать. Работа над сочинением строится по
    принципу: от малого к большому, от легкого к
    трудному.
    На это и нацеливает нас программа по литературе
    Р.Н. Бунеева.
    В учебнике 9 класс подробно рассмотрены все
    этапы работы над сочинением – рассуждением
    литературную тему. Приведены примеры.
    Так, после изучения комедии Д.И. Фонвизина
    “Недоросль”, следует творческая работа
    “Составление речевой характеристики героя по
    образцу” в виде таблицы. В одной графе
    представление героя: содержание высказывания,
    индивидуальные особенности речи, эмоциональная
    выразительность слога, вывод о том, как речь
    характеризует личность героя драматического
    произведения. Во второй указывается герой и
    анализируются выбранные эпизоды.
    С сочинением – рассуждением учащиеся знакомы
    давно. Р.Н. Бунеев предлагает познакомиться с
    рассуждением проблемного характера. Значит,
    необходимо разрешить эту проблему, найти ответ,
    который и станет основным тезисом рассуждения.
    Например, предлагается вопрос: Почему именно
    романтизм пришел на смену классицизму? А далее
    показана поэтапная работа.
    – сначала сформулируем прямой ответ на
    поставленный вопрос: Романтизм, в отличие от
    классицизма, отвечал определенным требованиям,
    предъявляемым к искусству новой исторической
    эпохой начала19 века.
    – затем определяем мотивирующую часть ответа.
    Мотивировать, т.е. обосновать. Развивать
    высказанную мысль можно путем подбора
    доказательств (аргументов). Наша формулировка
    легко расчленяется на две части вопроса: 1. В
    какую историческую эпоху произошла смена
    литературных направлений? 2. Каким определенным
    требованиям эпохи отвечал романтизм в отличие от
    классицизма? И первая, и вторая часть распадаются
    на составные характеристики, которые и
    перечисляются в учебнике.
    – теперь необходимо подвести итоги,
    сформулировать краткие выводы, “собрать”
    перечисленные характеристики романтизма.
    Итак, эпоха начала 19 века потребовала от
    искусства и литературы отказа от жестких законов
    и условностей классицизма. Это было время
    разочарований в переменах, а потому поиска иных
    идеалов, иных ценностей. Отсюда – новое
    содержание и форма художественных произведений,
    раскрывающие переживания автора; его стремление
    перейти от слов к действию; новые герои, яркие
    индивидуальности; нарушение сложившейся
    жанровой системы.
    Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем
    задачу, переходим к следующему этапу работы над
    сочинением- рассуждением на литературную тему.
    При изучении темы “А.С. Грибоедов” Сначала
    предлагается теоретический материал, а затем
    задания:
    -познакомьтесь с началом
    сочинения-рассуждения. Предположите, на какую
    тему написано сочинение, сформулируйте его идею.
    – проанализируйте следующие темы сочинений,
    выделите ключевые слова в каждой теме, найдите
    темы – утверждения, темы – вопросы.
    – напишите сочинение по самостоятельно
    выбранной теме – вопросу.
    Теперь, когда учащиеся знают о способах
    формулировки тем сочинений. Учимся писать
    вступление. К этому времени изучен роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин”.
    Практическое занятие.
    На материале учебника для 9 класса. Задание:
    определите, можно ли обойтись без вступлений в
    сочинениях на следующие темы (предлагаются 7 тем),
    ответы сравните с рассуждением автора.
    Дается теоретический материал.
    Вступления к сочинениям на литературную тему
    условно делятся на:
    – историческое (показывается знание и понимание
    историко-литературного процесса, теории
    литературы);
    – биографическое (указываются предшественники
    автора, показывается знание текстов);
    – аналитическое (проводится анализ темы, на
    основе которого определяются подходы к ее
    раскрытию);
    – лирическое (своего рода эмоциональный зачин).
    Существует несколько приемов написания
    вступления. Самые распространенные из них:
    – прием цепочки (место в истории литературы –
    особенность произведения – риторический
    вопрос);
    – прием перечисления (во вступлении изложен
    план основной части).
    Отрабатываем в классе все эти приемы на темах
    романа “Евгений Онегин”.
    Итак, учащиеся уже умеют анализировать тему
    сочинения на литературную тему, разворачивать
    его основную часть, писать вступление, используя
    прием цепочки или прием перечисления. Заключение
    сочинения также может строиться в соответствии с
    некоторыми “законами”.
    Рассмотрим их на примере темы “Роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин” как “энциклопедия
    русской жизни” Подобные темы легко делятся на
    две части: “Роман А.С. Пушкина “Евгений
    Онегин”/как “энциклопедия русской жизни”.
    Во вступлении мы обращаемся, как правило, ко
    второй части темы – (как “энциклопедия русской
    жизни”), а заключение лучше посвятить первой
    части темы (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
    оставил особый след в истории русской
    литературы.)
    Если во вступлении желательно употребить все
    слова из темы, то в заключении следует упомянуть
    хотя бы 1-2 слова. В любом случае вступление и
    заключение должны быть связаны между собой и по
    содержанию, и по стилю.
    В заключении уместно “вписать” конкретное
    произведение в какую- либо литературную
    традицию, связать творчество писателя с эпохой,
    обозначить его предшественников и
    последователей. Но это не простое перечисление, а
    достаточно подробное изложение.
    Пробуем определить содержание вступления и
    заключения сочинения на тему “Мастерство М.Ю.
    Лермонтова в создании характера Печорина”.
    Разделим тему на части: Мастерство Лермонтова в
    создании характера Печорина.
    Во вступлении будем писать о способах создания
    характера Печорина вообще. Для этого лучше
    использовать прием перечисления.
    В основной части будем отвечать на вопрос,
    который вытекает из темы: В чем конкретно
    заключается мастерство Лермонтова в создании
    характера Печорина?
    В заключении остановимся на первой части темы
    (“Мастерство Лермонтова”) и подведем итог,
    обозначив, в чем Лермонтов был новатором (создал
    первый в русской литературе психологический
    характер). Далее можно подчеркнуть величину
    мастерства М.Ю. Лермонтова.
    Анализируем с учащимися еще несколько тем.
    Затем предлагаем выбрать одну из тем и написать
    вступление и заключение, составить тезисный план
    основной части сочинения.
    Навык такой работы приходит не сразу, а
    вырабатывается со временем. Но им может овладеть
    каждый.
    В своей работе мы исходим из того, что обучение
    сочинению на литературную тему должно носить
    системный характер, поэтому будет продолжаться в
    10-11 классах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *