Темы для сочинений на огэ

8 вариантов

  1. 15-1
    15-2
    15-3
    15.3
    9.11 классах
    А. Алексин. Ночной обыск
    А. Алексин. О материанской любви
    А. Алексин.Отношение к чужим успехам.
    А. Гри­ди­н. О потерянном телефоне
    А. Грин. Размышления Грея
    А. Ли­ха­но­в. Голуби
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 2
    А. Ни­коль­ская. О щенках
    А. Приставкин. Рогожский рынок
    А.А. Алексин. Воспитание ребенка в семье
    А.А. Алексин. О разумности и порядке
    А.А. Лиханов. О белке
    А.Г. Алексин.Стать музыкантом
    А.И. Деникин о деле жизни
    А.Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 3
    А.П. Пла­то­но­в. О пахарях
    А.Я. Бру­ш­тейн. Завет воли к со­про­тив­ле­нию
    аттестация по русскому языку в 4
    аудиозаписи
    Б. Еки­мо­в. О бабушке
    В. Драгунский. Друг детства
    В. Дроганов (о значении киги в жизни человека)
    В. Дроганов.О книге
    В. Железников. Букет мимозы
    В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть)
    В. Песков (о роли книги в жизни человека)
    В. Пи­ку­ль. О сопереживании чужому горю
    В. Токарева. Конфликт
    В. Ча­п­ли­на. Случай с росомахой
    В. Черноречин. О коте
    В. Шаламов. Детские картинки. Из цикла «Колымские рассказы»
    В.А. Бахревский. О лебедях
    В.А. Осеев (об искусстве)
    В.А. Туз­лу­ко­в. Мечта в жизни человека
    В.И. Одноралов. О влюбленности
    В.И. Одноралов. О неуверенности в себе
    В.К. Железников. Забота о ближнем
    В.П. Аста­фье­в. Случай с ка­па­лу­хой
    В.П.Аста­фье­в. О музыке.
    вводные слова. обращения
    вебинар Подготовка к ОГЭ. Тесты
    Вебинар Системный подход в подготовке к сочинению и изложению
    внутренний мир человека
    выразительные средства лексики
    Г.Я. Бакланов. На войне
    ГИА 2016
    главные члены предложения
    грамматическая основа предложения
    демоверсии ОГЭ 2016
    демонстрационный вариант ОГЭ РЯ
    добро
    дружба
    Е.А. Пермяк. Любовь к матери
    Е.В. Гришковец о выборе профессии
    Е.И. Но­со­в. О синичке
    ЕГЭ 2015
    ЕГЭ 2016
    жизненные ценности
    зависть
    И. Му­равьёва. Зимняя прогулка
    И. Селивёрстова. Сердце матери
    И.А. Клеандрова. Мир подруг
    изложение
    изложение ОГЭ
    итоговое собеседование
    итоговое собеседование в 9
    К. Паустовский (о ценных гравюрах)
    К. Паустовский. Скрипучие половицы
    К.Г. Шахназаров. Поведение при гостях
    как писать сочинения
    Календарь сдачи ОГЭ 2016 г.
    КИМ. ОГЭ 2018
    Конкурс красоты
    критерии оценивания устного собеседования
    критерии оценивания ОГЭ
    купить книжки по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по русскому языку
    курс по ЕГЭ
    курс по ОГЭ
    курсы по ОГЭ
    Л. Матрос. О материнской любви
    Л. Овчинников. Случай в блокадную зиму.
    Л.Е. Улицкая. О детстве
    Л.Н. Тол­сто­й. Игра
    Л.Ф.Во­рон­ко­ва.Случай на лугу
    лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты
    Любовь Волкова. Сказки про игрушки
    М. Агеев. Случай с деньгами.
    М. Москвина. Моя собака любит джаз
    М.А. Чванов. О бездомной собаке
    М.А. Чванов. Страна детства
    М.Г. Львов­ский. О первой влюбленности
    методика изложения
    методика по работе с сочинением
    методика подготовки к написанию сжатого изложения
    модель устной сдачи ЕГЭ по русскому языку
    Н. Айна. Избиение.
    Н. Аксёнова. О счастье
    Н. Гарин-Михайловский. Спасение собаки
    новости ОГЭ 2016
    О. Ю. Рой. Воспоминания
    О.Ю. Рой. Случай с конфетой
    обособленные дополнения
    обособленные обстоятельства
    обособленные определения
    общие сведения по ОГЭ
    ОГЭ
    ОГЭ 10
    ОГЭ 11
    ОГЭ 12
    ОГЭ 13
    ОГЭ 14
    ОГЭ 15
    ОГЭ 15-3
    ОГЭ 15.2
    ОГЭ 15.3
    ОГЭ 2
    ОГЭ 2016
    ОГЭ 2017
    ОГЭ 3
    ОГЭ 4
    ОГЭ 5
    ОГЭ 6
    ОГЭ 7
    ОГЭ 8
    ОГЭ 9
    ОГЭ вариант
    ОГЭ изложение
    ОГЭ по русскому языку
    ОГЭ подготовка
    ОГЭ примеры
    ОГЭ проблематика
    ОГЭ расписание экзаменов
    ОГЭ РЯ
    ОГЭ сочинение
    ОГЭ Сочинение 15.1
    ОГЭ Сочинение 15.3
    ОГЭ сочинения
    ОГЭ Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
    ОГЭ темы сочинений
    ОГЭ устная часть
    ОГЭСочинение 15.3
    осложненные предложения
    Остромир. Детская игрушка
    П.С. Романов. Дачники
    Перспективные модели ОГЭ
    пишем изложение
    пишем сочинение
    Планы развития итоговой аттестации
    подготовка к ЕГЭ
    подготовка к ОГЭ
    подготовка к ОГЭ изложение
    Подготовка к ОГЭ по русскому языку
    подготовка к ОГЭ сочинение
    полезные ресурсы
    пособие по ОГЭ
    пособие по русскому языку
    Правила поведения во время экзаменов
    правописание приставок
    правописание суффиксов
    приемы сжатия
    примеры ОГЭ 15.3
    примеры сочинений
    примеры сочинений ОГЭ
    примеры сочинений ОГЭ 15.3
    проблематика Матренин двор
    проекты КИМ ОГЭ 2017
    Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
    работа с текстом
    разбор задание по ОГЭ
    разбор заданий по ОГЭ
    размышления ОГЭ 15
    расписание ОГЭ
    расписание экзаменов ОГЭ
    рассказ из цикла. Мелкие вещи
    рассказ о дружбе
    ревности
    С. Качалков. Картина
    С.А. Лубенец. О лучшем друге
    С.А. Лубенец. О неуверенности в себе.
    С.П. Алек­се­е­в. Еда на войне
    сайт ФИПИ ОГЭ
    сб. Река
    синтаксический анализ сложного предложения
    словарик понятий к сочинению 15.3
    словарь этических терминов
    словосочетание
    сложные предложения
    сложные предложения с различными видами связи
    сочинение
    сочинение ОГЭ
    сочинение 15 2
    сочинение 15.2
    сочинение 15.3
    сочинение ОГЭ
    сочинение ОГЭ 15.1
    сочинение-рассуждение 15.3
    сочинения о дружбе
    сочинения ОГЭ
    сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 4)
    список произведений ОГЭ
    Т. Ми­хе­е­ва
    Т. Толстая. Кино
    текст Долиной о неуверенности
    Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
    Текст Н.Дубова о неуверенности в себе
    тема дружбы
    тема любви
    темы сочинений ОГЭ
    Темы сочинения 15.3
    тесты онлайн
    требования к написанию сочинения
    Устная часть ГИА
    устный экзамен по русскому языку
    Ч.Т. Айтматов. О потерях близких на войне
    Э. Фонякова. О счастье
    Э. Шим. Случай с ракетой.
    Э.Е. Фо­ня­ко­ва. Что такое война?
    Э.Ю. Шим. О Жеке
    Э.Ю.Шим. Черемуха
    экзамен по русскому языку
    электронные учебники
    Ю. Грибов. Очерк .Листопад.
    Ю. Домбровский. Хранитель древностей
    Ю. Трифонов. Взаимоотношение в классе.
    Ю. Я. Яко­вле­в. Скорая помощь.
    Ю.Домбровский. О крабе.
    Ю.Я. Яковлев. О детских капризах
    Ю.Я. Яко­вле­в. О коржике
    Ю.Я. Яковлев. О первой влюбленности
    Ю.Я. Яковлев. Подвиг матери
    Ю.Яковлев. На театральном дворе.

  2. 9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

  3. Сравнение трёх заданий позволяет выделить их общие признаки и отличия.
    Все три сочинения по жанру представляют собой сочинение-рассуждение. Следовательно, структура их одинакова.
    Все три вида сочинения выполняются на основе большого текста, данного во второй части работы для чтения. Только задание 15.3 требует опоры на текст изложения( в нем, как правило, уже содержится почти готовое определение значения вынесенного в задание слова).
    Объём сочинений одинаков – не менее 70 слов. Однако имейте ввиду, что это слишком мало для того, чтобы раскрыть тему. Иногда только одна фраза-цитата содержит 20-40 слов.
    В любом сочинении вам необходимо продемонстрировать умение интерпретировать высказывание. Другими словами, вы должны истолковать значение высказывания: своими словами(с привлечением авторской лексики) пояснить , что имел ввиду автор, что он хотел сказать.
    Объяснив смысл высказывания, вы должны подтвердить истинность сказанного примерами-аргументами. Оба примера вы ищете в большом тексте, данном для прочтения. И только в задании 15.3 допускается второй аргумент из вашего жизненного опыта(но об этом написано лишь в критериях оценивания)
    Итак, внимательно изучив формулировки всех трёх заданий, оцените свои знания и возможности и выберите только одно задание. Какое же? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов: во первых, от формулировки задания(какие высказывания в нём даны и как вы их поняли) и, во вторых, от самого текста, по которому вы пишете сочинение.
    Шаг третий
    Прочитайте текст. Сформулируйте для себя общее впечатление, которое он на вас произвёл.

  4. 1. Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о взаимовыручке)
    2. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о внутреннем мире человека)
    3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о выборе)
    4. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о доброте)
    5. Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о драгоценных книгах)
    6. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о дружбе)
    7. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о жизненных ценностях)
    8. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв
    в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о любви)
    9. Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над
    сочинением о материнской любви
    )
    10. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о настоящем искусстве)
    11. Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    12. Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над
    сочинением о нравственном выборе
    )
    13. Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о силе духа)
    14. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте
    и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  5. 07.01.2018
    Примерный список тем сочинений, которые могут встретиться на ОГЭ по литературе в 9 классе.
    Мастерство Л.Н. Толстого в создании характеров. (На примере одного произведения по вашему выбору).
    В чём для вас состоит притягательность лирики С.А. Есенина? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Какую роль в понимании идеи комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» играют образы слуг?
    Какие нравственные вопросы поставлены в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    Сатирические образы в прозе А.П. Чехова. (На примере одного-двух рассказов по вашему выбору)
    Как вы понимаете тезис о «всеотзывчивости» пушкинской лирики? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Как проявляется характер Чичикова в общении с помещиком Маниловым? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Над какими вопросами заставляют задуматься сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной из сказок по вашему выбору)
    Роль художественной детали в прозе А.П.Чехова. (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не мене двух басен по вашему выбору)
    В чём актуальность лирики В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Смысл жизни в понимании героев А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
    Своеобразие начала первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    О каких жизненных ценностях заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Какими предстают Грушницкий и Печорин в сцене дуэли? (По произведению М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»)
    В чём своеобразие героев прозы В.М. Шукшина? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Семейная тема в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
    Философская проблематика лирики М.Ю. Лермонтова. (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Почему Чацкий отторгнут Фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума»)
    Какая проблема, поставленная в прозе Л.Н Толстого, привлекла ваше внимание? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
    Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору).
    Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору).
    Каково отношение автора повести к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
    Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    Какое значение образ дороги приобретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
    Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
    Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
    «В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского , глава « Два солдата»?
    Как показана связь мира природы и мира человек в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    «Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом?
    Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    В чём особенности лирики С.А. Есенина ? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
    В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицина «Матрёнин двор»?
    Что вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри» связан с образом главного героя?
    Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей7 (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
    Трагедия «русского бунта» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Какие просветительские взгляды М.В. Ломоносова нашли отражение в его поэзии ?
    Романтическая картина мира в балладах В.А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по вашему выбору).
    Над какими вопросами задумывается герой прозы Ф.М.Достоевского ? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
    Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
    Каким предстаёт лирический герой в поэзии В.В. Маяковского?
    Каково отношение к князю Игорю? (По « Слову о полку Игореве»)
    Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема высокого назначения поэта?
    Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии « Горе уму» на « Горе от ума»?
    Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме Василий «Тёркин»)
    Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
    Какие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
    Тема любви в лирике А.С. Пушкина. ?
    Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Русская природа в лирике Ф.И. Тютчева. (На примере 2-3 стихотворений по вашему выбору)
    В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского ? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    Как в литературе ХХ века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (на примере одного из художественных произведений по вашему выбору)
    Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Философские мотивы лирики А.С. Пушкина.
    Почему Н.А. Некрасов назвал свою поэтическую Музу « Музой мести и печали»?
    Сатирический пафос комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    Как содержание повести «Бедная Лиза» подтверждает мысль Н.М. Карамзина: «…и крестьянки любить умеют»?
    Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.
    Каков нравственный смысл повести Н.В Гоголя «Шинель»?
    Образ Нефёдушки в рассказе И.А. Бунина «Лапти»?
    Искусство пейзажной зарисовки в прозе И.С. Тургенева. (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Что вам близко в лирике С.А. Есенина? (На примере 2-3 стихотворений по вашему выбору)
    Какие ценности русского Просвещения прославляются в ломоносовской «Оде на день восшествия…Елисаветы Петровны 1747
    года»?
    «Бессмысленность» и «беспощадность» русского бунта. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина)
    Чем необычен главный герой рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
    Каким предстаёт образ автора-поветвователя в баснях И.А. Крылова?
    Как в поэзии Г.Р. Державина проявляются принципы классицизма ?
    Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
    Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Какое наслаждение – уважать людей!»? (По 1-2 рассказам А.П. Чехова по вашему выбору)
    Человек и природа в лирике А.А. Фета.
    В чём смысл эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
    Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По вашему выбору)
    В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества?
    Мастерство А.Н. Островского в создании драматургического характера. (На примере героя или героини одной из пьес по вашему выбору)
    Какое содержание вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»)
    Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)
    В чём В.В. Маяковский видит предназначение поэта?
    Смысл названия романа А,С Пушкина «Капитанская дочка».
    Что более всего ценит Л.Н. Толстой в человеке? (На примере 1-2 произведений по вашему выбору)
    Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова- Щедрина (На примере 1-2 сказок по вашему выбору)
    Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода2? (на примере 2-3 стихотворений по вашему выбору)
    Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
    Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми дущами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Онегин и петербургский свет в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    Каким предстаёт облик лирического героя в поэзии А.А. Блока?
    «Злонравия достойные плоды». (Нравственная проблематика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
    Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа?
    Какие просветительские идеалы отражены в комедии Д.И. Фонвизина «недоросль»?
    «Тихая лирика» Н.М. Рубцова: образы и темы.
    Особенности конфликта в поэме А.С Пушкина «Цыганы».
    Какую роль в прозе И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одного из произведений писателя по вашему выбору)
    Почему Хлестаков так легко входит в роль ревизора? (По комедии Н.В Гоголя «Ревизор»?
    Каковы художественные открытия В.А Жуковского-романтика?
    Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
    Сатирические мотивы в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
    Черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
    Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.
    Как в рассказах А.П. Чехова изобличается добровольное рабство? (По 1-2 рассказам писателя по вашему выбору)
    Как в русской литературе второй половины ХХ века отображён драматизм взаимоотношений человека и природы? (На примере
    творчества одного (любого) писателя по вашему выбору)
    Образ «благородного бандита» в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
    Как в стихотворении Н.А Некрасова представлены картины жизни народа?
    Своеобразие жанра оды в лирике М.В. Ломоносова.
    Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Что сближает образы «маленьких людей» – Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н.В гоголя «Шинель»)
    Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Какова роль женских образов в романе М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»?
    Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
    Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
    Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по вашему
    выбору)
    Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

  6. По­яс­не­ние.15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Наша речь — это по­ка­за­тель нашей куль­ту­ры или бес­куль­ту­рья, нашей ду­хов­но­сти или без­ду­хов­но­сти, на­ше­го внут­рен­не­го бо­гат­ства или ни­ще­ты.Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния нор­ма­ми куль­ту­ры речи. Чув­ство языка, уме­ние пра­виль­но по­стро­ить вы­ска­зы­ва­ние, упо­тре­бить то или иное вы­ра­же­ние или слово нужно в себе вос­пи­ты­вать. Имен­но о не­об­хо­ди­мо­сти гра­мот­но­го вла­де­ния язы­ком го­во­рил В.В. Ви­но­гра­дов: «Сме­ше­ние или со­еди­не­ние вы­ра­же­ний, при­над­ле­жа­щих к раз­ным сти­лям ли­те­ра­тур­но­го языка, в со­ста­ве ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния долж­но быть внут­рен­не оправ­да­но или мо­ти­ви­ро­ва­но».Под­твер­жде­ние слов В.В. Ви­но­гра­до­ва на­хо­дим в тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. Так, в диа­ло­гах ребят, увлек­ших­ся чте­ни­ем про­из­ве­де­ний А.С. Пуш­ки­на, можно про­сле­дить сме­ше­ние слов и вы­ра­же­ний раз­ных сти­лей (пред­ло­же­ния 11—15): рядом ис­поль­зу­ют­ся про­сто­реч­ные вы­ра­же­ния и даже жар­го­низ­мы и слова вы­со­ко­го ху­до­же­ствен­но­го стиля. Ко­неч­но, по­доб­ные фразы (Как ты вчера до дому до­вла­чил­ся? (12)В оби­тель даль­нюю?) вы­гля­дят не­ле­по, и толь­ко спу­стя годы рас­сказ­чик по­ни­ма­ет это. Вме­сте с тем, умест­ным яв­ля­ет­ся упо­треб­ле­ние вы­со­ко­пар­ной пуш­кин­ской фразы в мо­мент, когда герой узна­ет о про­дви­же­нии наших войск по линии фрон­та: (20)Востре­пе­щи, тиран! (21)Уж бли­зок час па­де­нья! Упо-треб­ле­ние этого афо­риз­ма под­чер­ки­ва­ет ра­дость детей за по­бе­ду рус­ской армии и не­ми­ну­е­мом часе рас­пла­ты с фа­шиз­мом. Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние вы­да­ю­ще­го­ся линг­ви­ста В. В. Ви­но­гра­до­ва о не­об­хо­ди­мо­сти вла­де­ния ли­те­ра­тур­ны­ми нор­ма­ми.
    15.2 При­ведённый фраг­мент тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва рас­кры­ва­ет тре­пет­ное от­но­ше­ние рас­сказ­чи­ка к по­э­зии Пуш­ки­на. До конца не осо­зна­вая ма­ги­че­скую силу сти­хов ве­ли­ко­го поэта, маль­чиш­ки увлек­лись ими са­мо­заб­вен­но, впи­ты­вая всё то пре­крас­ное и вы­со­кое, что таит в себе по­э­зия. Как же вли­я­ли книги А. С. Пуш­ки­на на ге­ро­ев?На­хо­дясь под вла­стью вол­шеб­ных слов, до конца ещё, воз­мож­но, и не по­ня­тых, маль­чи­ки ока­за­лись в плену ис­кус­ства. Они были счаст­ли­вы воз­мож­но­стью при­кос­нуть­ся к ве­ли­ко­му. Вот по­че­му ре­бя­та ста­ра­лись го­во­рить сло­ва­ми Пуш­ки­на даже тогда, когда это было не со­всем умест­но. Они слов­но об­ре­ли но­во­го друга — Пуш­ки­на, к ко­то­ро­му при­слу­ши­ва­лись и ко­то­ро­му стре­ми­лись под­ра­жать. Пуш­кин­ские об­ра­зы так за­хва­ти­ли маль­чи­ков, что во время боль­шой ра­до­сти от по­бе­ды нашей армии на фрон­те Вовка за­го­во­рил «сти­ха­ми»: «Востре­пе­щи, тиран! Уж бли­зок час па­де­нья!» (пред­ло­же­ния номер 19—20). Маль­чиш­ки были счаст­ли­вы своим увле­че­ни­ем. Это осо­бен­но зна­чи­мо, ведь кру­гом война, раз­ру­ха. Зна­чит, по­э­зия может ле­чить раны, по­мо­га­ет легче пе­ре­жи­вать труд­но­сти? Зна­чит, дей­стви­тель­но, «стихи Пуш­ки­на об­ла­да­ют … вол­шеб­ным уме­ни­ем, что вол­ну­ют нас об­ра­зы и ви­де­ния, сла­га­е­мые из слов, и что мы пе­ре­жи­ва­ем одно из самых счаст­ли­вых мгно­ве­ний, ко­то­рые да­ру­ют­ся че­ло­ве­ку».
    15.3 Дра­го­цен­ны­ми можно счи­тать те книги, ко­то­рые ста­но­вят­ся пу­те­вод­ной звез­дой чи­та­те­ля, на всю жизнь опре­де­ля­ют его иде­а­лы, фор­ми­ру­ют его ми­ро­воз­зре­ние, укреп­ля­ют фун­да­мент ду­хов­ной жизни. Хо­ро­шо, если в жизни тебе при­ш­лось иметь дело имен­но с та­ки­ми кни­га­ми, если у тебя есть книги, к ко­то­рым хо­чет­ся воз­вра­щать­ся вновь и вновь, чтобы на­пи­тать­ся уже пе­ре­жи­тым и по­лу­чить новые впе­чат­ле­ния. На­хо­дясь под вла­стью вол­шеб­ных слов, до конца ещё, воз­мож­но, и не по­ня­тых, герои Аль­бер­та Ли­ха­но­ва ока­за­лись в плену ис­кус­ства. Вот по­че­му ре­бя­та ста­ра­лись го­во­рить сло­ва­ми Пуш­ки­на даже тогда, когда это было не со­всем умест­но. Они слов­но об­ре­ли но­во­го друга — Пуш­ки­на, к ко­то­ро­му при­слу­ши­ва­лись и ко­то­ро­му стре­ми­лись под­ра­жать. Пуш­кин­ские об­ра­зы так за­хва­ти­ли маль­чи­ков, что во время боль­шой ра­до­сти от по­бе­ды нашей армии на фрон­те Вовка за­го­во­рил «сти­ха­ми»: «Востре­пе­щи, тиран! Уж бли­зок час па­де­нья!» (пред­ло­же­ния номер 19—20). Маль­чиш­ки были счаст­ли­вы своим увле­че­ни­ем. Это осо­бен­но зна­чи­мо, ведь кру­гом война, раз­ру­ха. По­э­зия Пуш­ки­на стала той дра­го­цен­но­стью, ко­то­рая об­ра­ти­лась для них пу­те­вод­ной звез­дой. Среди своих дра­го­цен­ных книг я бы на­зва­ла «Ка­пи­тан­скую дочку» Пуш­ки­на. Эта книга на­учи­ла меня ви­деть под­лость, от­ли­чать ис­тин­ное до­сто­ин­ство от по­ка­зу­хи, стре­мить­ся быть че­ло­ве­ком чести в любых си­ту­а­ци­ях. На меня про­из­ве­ли силь­ное впе­чат­ле­ние сме­лость и бес­стра­шие Петра Гринёва, са­мо­от­вер­жен­ность Маши Ми­ро­но­вой, сво­бо­до­лю­бие Пугачёва. К этой книге хо­чет­ся воз­вра­щать­ся, как к доб­рым дру­зьям, со­ве­то­вать­ся с её ге­ро­я­ми. При­сталь­ное вни­ма­ние в наш век ком­пью­те­ри­за­ции и все­мо­гу­ще­го ин­тер­не­та всё же долж­ны за­слу­жи­вать книги, осо­бен­но в дет­стве, ведь от того, на каком фун­да­мен­те будет за­кла­ды­вать­ся дом, за­ви­сит проч­ность всего стро­е­ния. Пусть этим фун­да­мен­том ста­нут доб­рые и по­учи­тель­ные книги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *