«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество». Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
2017-2018 учебный год
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой. 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения). Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2017-2018 учебный год Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 г. № 10-718
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году
А также Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
Тренировочный сборник для подготовки к итоговому изложению
Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы
Методические рекомендации по разработке подходов к оцениванию итогового сочинения образовательными организациями высшего образования
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной. 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев). Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой. 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Специалисты ФИПИ подготовили комментарий по открытым направлениям тем итогового сочинения, опубликованный в разделе Итоговое сочинение
Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой. 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения). Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уров
Меню
Главная
О Нас
Документы
Государственное задание
Информационная безопасность
Информация о среднемесячной заработной плате
Лицензии и свидетельства
Положение о платных услугах
Положение о закупках
Учредительные документы
История создания и развития
Стратегия развития Института
Наши достижения
Новости
Конкурсы
Мероприятия, Форумы, Конференции
Проекты
Основные сведения
Структура
Коллегиальные органы управления
Наблюдательный совет
Общее собрание трудового коллектива
Наши партнёры
Задать вопрос
Педагогам
Региональный координационый центр
WORLDSKILLS
Абилимпикс
Билет в будущее
Ассоциации, клубы, педагогические объединения
Ассоциация педагогов-психологов
Ассоциации учителей и преподавателей иностранного языка
Значение иностранного языка
Как вступить в Ассоциацию
Как с нами связаться
Наша деятельность
Региональная Ассоциация учителей и преподавателей английского языка
Направления деятельности
Цели
Региональная Ассоциация учителей и преподавателей немецкого языка
Направления деятельности
Цели
Региональная Ассоциация учителей и преподавателей французского языка
Направления деятельности
Цели
Ассоциация заместителей директоров по учебно-воспитательной работе
История
Как вступить в Ассоциацию
Как с нами связаться
Наша деятельность
Ассоциация учителей географии Ульяновской области
История
Как вступить в Ассоциацию
Как с нами связаться
Наша деятельность
Ассоциация учителей информатики
История
Как вступить в Ассоциацию
Наша деятельность
Наши контакты
Состав координационного совета Ассоциации учителей информатики
Консультационный совет
Члены Ассоциации учителей информатики
Структура Ассоциации
Ассоциация учителей литературы и русского языка
История
Как с нами связаться
Как вступить в Ассоциацию
Наша деятельность
Список членов ассоциации учителей русского языка и литературы
Ассоциация учителей предметной области «Искусство»
План работы ассоциация
Список членов ассоциации
Устав ассоциации
Ассоциация педагогов дошкольного образования
Новости ассоциации
Наша деятельность
Устав ассоциации
План работы
Состав координационного совета ассоциации
Клуб «Им — пульс»
Деятельность
Межрегиональные детско-взрослые сборы «Синтез-школа»
Мероприятия Клуба
План работы Клуба
Работа с молодыми педагогами
Конкурсное движение
Всероссийские конкурсы профессионального педагогического мастерства
Областной конкурс «Воспитать человека»
Областной конкурс «Самый классный классный»
Контакты
Контактные данные
О клубе
Документы (Положение о клубе)
Информация о клубе (история, цель, задачи, символика)
Как вступить в Клуб
Состав (Председатель, Совет, члены Клуба)
Клуб «Учитель года»
Деятельность
Мероприятия Клуба
План работы Клуба
Работа с молодыми педагогами
Конкурсное движение
Всероссийские конкурсы профессионального педагогического мастерства
Конкурс «Творческий учитель — 2017»
Конкурс «Творческий воспитатель — 2017»
Областной конкурс «Учитель года»
Результаты
Регистрация
Участники
Из истории
Контакты
Группы в социальных сетях
Контактные данные
О клубе
Документы (Положение о клубе)
Информация о клубе (история, цель, задачи, символика)
Как вступить в Клуб
Состав (Председатель, Совет, члены Клуба)
Регионально методическое объединение учителей начальных классов
Конкурсы
Всероссийский онлайн-конкурс «Завуч года — 2019»
Лучший учитель родного языка
Всероссийский конкурс сочинений
Областной конкурс «Учитель года»
Лучший куратор/классный
Во всех науках мы сильны: Смарт-поколение
Межрегиональный чемпионат учительских клубов
Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства — Областной конкурс «Мастер — золотые руки
Областной конкурс «Педагогический дебют»
Аттестация
Архив распоряжений за 2011-2015гг.
Бланки документов
В помощь аттестуемому
Вопрос — ответ
Личный кабинет аттестуемого
Лучшие практики
Нормативно — правовая база
Обсуждаем вопросы аттестации педагогических кадров
Полезная информация
Распоряжения Министерства образования и науки
Решения аттестационной комиссии
Семинары
Педагогические находки
Спорт
Внеурочная деятельность
Предметные концепции
Программы, олимпиады, гранты
Профессиональное образование
Виртуальная выставка
Мастерская «Перспектива»
Материалы семинаров
Профессиональные кадры новой России: перспективные тренды, технологии подготовки в регионе
Нормативно-методическое сопровождение ФГОС СПО и приоритетных проектов
Модель апробации компетенций учителей
Выставки, ярмарки, семинары и конференции
Методические рекомендации
Библиотека
РСОКО
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
Государственная Итоговая Аттестация
ГИА -9
Общая информация
Процедура проведения ОГЭ
Регистрация на ГИА
Результаты ГИА
Апелляция
Участникам с ОВЗ
Нормативно-правовые акты
Советы психолога
ГИА -11
Общая информация
Итоговое сочинение (изложение)
Правила и процедура проведения ЕГЭ
Регистрация на ГИА
Апелляция
Участники с ОВЗ
Нормативно-правовые акты
Результаты
Советы психолога
Исследования компетенций учителей
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
ЛИДО
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
Региональные исследования качества образования
Региональные проверочные работы
Материалы
Международные исследования
PISA
PIRLS
PIAAC
TALIS
TIMSS
ICCS
НИКО
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
Всероссийская олимпиада школьников
Личный кабинет муниципальных координаторов
Анализ результатов оценки качества образования
Электронное образование
Е-услуги. Образование
СГО
Документы
Региональные нормативные документы
Федеральные нормативные документы
Расписание уроков и ВКС
Подача заявки на проведения ВКС
Техническая поддержка
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Видеоматериалы
Издания и публикации
Наставник — 73
Совсем скоро выпускникам предстоит первое итоговое испытание – на 6 декабря 2017 года назначено написание итогового сочинения. В этом учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах выделил пять открытых направлений тем, которые в эфире телеканала «Россия 1» объявили министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год: «Верность и измена»
Здесь выпускникам будет предложено противопоставить верность и измену, порассуждать об этих понятиях с точки зрения философии, этики, психологии, привести примеры из литературных произведения и личного опыта. «Равнодушие и отзывчивость»
В основу рассуждения в этом направлении должно лечь сопоставление разных типов отношения человека к миру: от безразличия и нежелания вникать в чужие беды до стремления бескорыстно помочь и порадоваться за успехи других. На одном полюсе – люди с большим сердцем, на другом – эгоисты. «Цели и средства»
Оправдывает ли благая цель любые средства для ее достижения? Выпускники оценят важность осмысленной постановки цели и этичности методов ее реализации. С такой проблемой сталкиваются многие литературные персонажи: у одних якобы благие намерения прикрывают низменные планы, для других неприемлемо отступить от принципов морали. «Смелость и трусость»
Проявить отвагу, рискуя собственным здоровьем и жизнью? Или переждать опасность и уклониться от испытания? Эти противоположные стороны человеческой натуры легли в основу данного направления. Школьникам предстоит ответить, что проявляли герои: смелость или безрассудство, осторожность или трусость. «Человек и общество»
Человек неотделим от социума. С одной стороны, общество формирует его личность, с другой – сам человек способен изменить окружающих. На каком уровне происходит это взаимодействие по шкале от гармоничного сотрудничества до непримиримого конфликта? Когда человеку стоит учитывать социальные нормы, а когда обществу надо пойти навстречу личным интересам?
Как и в прошлые годы, итоговое сочинение будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». «Зачет» станет допуском для ученика к сдаче ЕГЭ. Для тех, кто заболел или не смог справиться с заданием с первого раза, предусмотрен резервный день – 7 февраля 2018 года. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья разрешается вместо сочинения написать изложение.
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой. 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения). Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017–2018 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой, – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности. 3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачёт» или «незачёт», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачёт». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Информация на сайте ФИПИ. Размещение информации: В. В. Фёдоров, fedorovvv@mosmetod.ru.
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
2017-2018 учебный год
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2017-2018 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 г. № 10-718
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году
А также Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
Тренировочный сборник для подготовки к итоговому изложению
Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы
Методические рекомендации по разработке подходов к оцениванию итогового сочинения образовательными организациями высшего образования
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году
Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Специалисты ФИПИ подготовили комментарий по открытым направлениям тем итогового сочинения, опубликованный в разделе Итоговое сочинение
Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уров
Меню
Главная
О Нас
Документы
Государственное задание
Информационная безопасность
Информация о среднемесячной заработной плате
Лицензии и свидетельства
Положение о платных услугах
Положение о закупках
Учредительные документы
История создания и развития
Стратегия развития Института
Наши достижения
Новости
Конкурсы
Мероприятия, Форумы, Конференции
Проекты
Основные сведения
Структура
Коллегиальные органы управления
Наблюдательный совет
Общее собрание трудового коллектива
Наши партнёры
Задать вопрос
Педагогам
Региональный координационый центр
WORLDSKILLS
Абилимпикс
Билет в будущее
Ассоциации, клубы, педагогические объединения
Ассоциация педагогов-психологов
Ассоциации учителей и преподавателей иностранного языка
Значение иностранного языка
Как вступить в Ассоциацию
Как с нами связаться
Наша деятельность
Региональная Ассоциация учителей и преподавателей английского языка
Направления деятельности
Цели
Региональная Ассоциация учителей и преподавателей немецкого языка
Направления деятельности
Цели
Региональная Ассоциация учителей и преподавателей французского языка
Направления деятельности
Цели
Ассоциация заместителей директоров по учебно-воспитательной работе
История
Как вступить в Ассоциацию
Как с нами связаться
Наша деятельность
Ассоциация учителей географии Ульяновской области
История
Как вступить в Ассоциацию
Как с нами связаться
Наша деятельность
Ассоциация учителей информатики
История
Как вступить в Ассоциацию
Наша деятельность
Наши контакты
Состав координационного совета Ассоциации учителей информатики
Консультационный совет
Члены Ассоциации учителей информатики
Структура Ассоциации
Ассоциация учителей литературы и русского языка
История
Как с нами связаться
Как вступить в Ассоциацию
Наша деятельность
Список членов ассоциации учителей русского языка и литературы
Ассоциация учителей предметной области «Искусство»
План работы ассоциация
Список членов ассоциации
Устав ассоциации
Ассоциация педагогов дошкольного образования
Новости ассоциации
Наша деятельность
Устав ассоциации
План работы
Состав координационного совета ассоциации
Клуб «Им — пульс»
Деятельность
Межрегиональные детско-взрослые сборы «Синтез-школа»
Мероприятия Клуба
План работы Клуба
Работа с молодыми педагогами
Конкурсное движение
Всероссийские конкурсы профессионального педагогического мастерства
Областной конкурс «Воспитать человека»
Областной конкурс «Самый классный классный»
Контакты
Контактные данные
О клубе
Документы (Положение о клубе)
Информация о клубе (история, цель, задачи, символика)
Как вступить в Клуб
Состав (Председатель, Совет, члены Клуба)
Клуб «Учитель года»
Деятельность
Мероприятия Клуба
План работы Клуба
Работа с молодыми педагогами
Конкурсное движение
Всероссийские конкурсы профессионального педагогического мастерства
Конкурс «Творческий учитель — 2017»
Конкурс «Творческий воспитатель — 2017»
Областной конкурс «Учитель года»
Результаты
Регистрация
Участники
Из истории
Контакты
Группы в социальных сетях
Контактные данные
О клубе
Документы (Положение о клубе)
Информация о клубе (история, цель, задачи, символика)
Как вступить в Клуб
Состав (Председатель, Совет, члены Клуба)
Регионально методическое объединение учителей начальных классов
Конкурсы
Всероссийский онлайн-конкурс «Завуч года — 2019»
Лучший учитель родного языка
Всероссийский конкурс сочинений
Областной конкурс «Учитель года»
Лучший куратор/классный
Во всех науках мы сильны: Смарт-поколение
Межрегиональный чемпионат учительских клубов
Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства — Областной конкурс «Мастер — золотые руки
Областной конкурс «Педагогический дебют»
Аттестация
Архив распоряжений за 2011-2015гг.
Бланки документов
В помощь аттестуемому
Вопрос — ответ
Личный кабинет аттестуемого
Лучшие практики
Нормативно — правовая база
Обсуждаем вопросы аттестации педагогических кадров
Полезная информация
Распоряжения Министерства образования и науки
Решения аттестационной комиссии
Семинары
Педагогические находки
Спорт
Внеурочная деятельность
Предметные концепции
Программы, олимпиады, гранты
Профессиональное образование
Виртуальная выставка
Мастерская «Перспектива»
Материалы семинаров
Профессиональные кадры новой России: перспективные тренды, технологии подготовки в регионе
Нормативно-методическое сопровождение ФГОС СПО и приоритетных проектов
Модель апробации компетенций учителей
Выставки, ярмарки, семинары и конференции
Методические рекомендации
Библиотека
РСОКО
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
Государственная Итоговая Аттестация
ГИА -9
Общая информация
Процедура проведения ОГЭ
Регистрация на ГИА
Результаты ГИА
Апелляция
Участникам с ОВЗ
Нормативно-правовые акты
Советы психолога
ГИА -11
Общая информация
Итоговое сочинение (изложение)
Правила и процедура проведения ЕГЭ
Регистрация на ГИА
Апелляция
Участники с ОВЗ
Нормативно-правовые акты
Результаты
Советы психолога
Исследования компетенций учителей
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
ЛИДО
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
Региональные исследования качества образования
Региональные проверочные работы
Материалы
Международные исследования
PISA
PIRLS
PIAAC
TALIS
TIMSS
ICCS
НИКО
Общая информация
Нормативно-правовое обеспечение
Контактная информация
Всероссийская олимпиада школьников
Личный кабинет муниципальных координаторов
Анализ результатов оценки качества образования
Электронное образование
Е-услуги. Образование
СГО
Документы
Региональные нормативные документы
Федеральные нормативные документы
Расписание уроков и ВКС
Подача заявки на проведения ВКС
Техническая поддержка
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Видеоматериалы
Издания и публикации
Наставник — 73
Совсем скоро выпускникам предстоит первое итоговое испытание – на 6 декабря 2017 года назначено написание итогового сочинения. В этом учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах выделил пять открытых направлений тем, которые в эфире телеканала «Россия 1» объявили министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
«Верность и измена»
Здесь выпускникам будет предложено противопоставить верность и измену, порассуждать об этих понятиях с точки зрения философии, этики, психологии, привести примеры из литературных произведения и личного опыта.
«Равнодушие и отзывчивость»
В основу рассуждения в этом направлении должно лечь сопоставление разных типов отношения человека к миру: от безразличия и нежелания вникать в чужие беды до стремления бескорыстно помочь и порадоваться за успехи других. На одном полюсе – люди с большим сердцем, на другом – эгоисты.
«Цели и средства»
Оправдывает ли благая цель любые средства для ее достижения? Выпускники оценят важность осмысленной постановки цели и этичности методов ее реализации. С такой проблемой сталкиваются многие литературные персонажи: у одних якобы благие намерения прикрывают низменные планы, для других неприемлемо отступить от принципов морали.
«Смелость и трусость»
Проявить отвагу, рискуя собственным здоровьем и жизнью? Или переждать опасность и уклониться от испытания? Эти противоположные стороны человеческой натуры легли в основу данного направления. Школьникам предстоит ответить, что проявляли герои: смелость или безрассудство, осторожность или трусость.
«Человек и общество»
Человек неотделим от социума. С одной стороны, общество формирует его личность, с другой – сам человек способен изменить окружающих. На каком уровне происходит это взаимодействие по шкале от гармоничного сотрудничества до непримиримого конфликта? Когда человеку стоит учитывать социальные нормы, а когда обществу надо пойти навстречу личным интересам?
Как и в прошлые годы, итоговое сочинение будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». «Зачет» станет допуском для ученика к сдаче ЕГЭ. Для тех, кто заболел или не смог справиться с заданием с первого раза, предусмотрен резервный день – 7 февраля 2018 года. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья разрешается вместо сочинения написать изложение.
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017–2018 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой, – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.
3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачёт» или «незачёт», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачёт». Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Информация на сайте ФИПИ.
Размещение информации: В. В. Фёдоров, fedorovvv@mosmetod.ru.