Темы сочинений на 2017 год

15 вариантов

  1. Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    111. Когда измену можно простить?
    201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
    305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
    403. Чем смелость отличается от безрассудства?
    508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    113. Могут ли быть оправдания у измены?
    209. Когда равнодушие бывает показным?
    311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
    405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
    511. Конфликт поколений как общественная проблема.

    Северо-Западный федеральный округ

    106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
    211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
    308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    411. Что помогает человеку преодолеть страх?
    513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

    Уральский федеральный округ

    108. Что значит быть верным долгу?
    204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
    310. Какого человека называют целеустремленным?
    402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
    507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
    202. Какого человека называют отзывчивым?
    313. В чём разница между целью и мечтой?
    412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
    503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    Омская область
    101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
    205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
    304. Какие цели в жизни можно считать главными?
    409. Как связаны трусость и слабость?
    504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
    Иркутская область
    110. Можно ли изменить мечте?
    206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
    309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
    407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
    510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
    Забайкальский край
    102. Как и почему становятся изменниками?
    208. Равнодушие – вина человека или его беда?
    303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
    413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
    512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?

    Дальневосточный федеральный округ

    Магаданская область
    107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
    203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
    312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
    406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
    502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    112. Какие причины могут привести человека к измене?
    210. Чем опасно равнодушие?
    306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
    404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
    506. Может ли человек ставить себя выше общества?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    104. Кого можно назвать верным другом?
    213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
    307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
    401. Что помогает человеку стать смелым?
    505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?

  2. «Верность и измена»,
    «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства»,
    «Смелость и трусость»,
    «Человек и общество».
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. «Верность и измена».

    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
    2. «Равнодушие и отзывчивость»
    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    3. «Цели и средства»
    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    4. «Смелость и трусость»
    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    5. «Человек и общество»
    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

  3. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»,
    «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства»,
    «Смелость и трусость»,
    «Человек и общество».
    Специалисты ФИПИ подготовили комментарий по открытым направлениям тем итогового сочинения, опубликованный в разделе Итоговое сочинение
    Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
    Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

  4. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (6 декабря 2017 года), первую среду февраля (7 февраля 2018 года) и первую рабочую среду мая (16 мая 2018 года).

    ВРЕМЯ

    Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
    В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

    ПЕРЕСДАЧА

    В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

    ХОД ЭКЗАМЕНА

    Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени.Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете присутствуют не менее двух членов комиссии образовательной организации.
    Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
    Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
    До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.

    ЧТО БЕРЕМ С СОБОЙ

    Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
    ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
    документ, удостоверяющий личность;
    лекарства и питание (при необходимости);
    орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
    инструкция для участника итогового сочинения (изложения);
    черновики.

    ЧТО НЕЛЬЗЯ БРАТЬ НА ЭКЗАМЕН

    запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения)руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

    ОТКУДА БЕРУТСЯ ТЕМЫ

    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2017/18учебного года:
    1. «Верность и измена»»,
    2. «Равнодушие и отзывчивость»,
    3. «Цели и средства»,
    4. «Смелость и трусость»,
    5. «Человек и общество».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяетсоздавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2017/18 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    В каждом часовом поясе комплект тем становится известен в 9:45 по местному времени. До этого времени ТЕМЫ НЕ ИЗВЕСТНЫ, купить их заранее НЕВОЗМОЖНО.

    Пример комплектов тем 2016 (прошлого) года:

    Комплект №1
    1. К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
    2. Актуально ли понятие чести для современного человека?
    3. Что можно и нужно побеждать в самом себе?
    4. Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
    5. В чём разница между другом и приятелем?
    Комплект №2
    1. Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
    2. В чём разница между честным человеком и человеком чести?
    3. Когда поражение закаляет характер человека?
    4. Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
    5. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
    Комплект №3
    1. Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
    2. Что означает «идти дорогой чести?»
    3. Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
    4. Какие ошибки можно считать непоправимыми?
    5. Как отличить истинную дружбу от ложной?
    Комплект №4
    1. Какую роль в жизни человека играют чувства?
    2. Как Вы понимаете слово «честь»?
    3. Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
    4. Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
    5. Может ли дружба обернуться враждой?
    На экзамене нужно выбрать одну тему из предложенных пяти и написать по ней сочинение.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

    Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

    КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ

    Критерий № 1 «Соответствие теме»
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
    Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
    «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
    Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 4 «Качество письменной речи»
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
    Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
    «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
    Критерий № 5 «Грамотность»
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
    «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

  5. 2016-2017 учебный год
    Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
    «Разум и чувство»,
    «Честь и бесчестие»,
    «Победа и поражение»,
    «Опыт и ошибки»,
    «Дружба и вражда».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
    соответствие открытым тематическим направлениям;
    обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2016-2017 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 г. № 10-764
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    – Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)
    – Бланк записи итогового сочинения (изложения)
    Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году
    Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ»  по подготовке к итоговому сочинению (изложению) разработаны на основе анализа итоговых сочинений 2015/16 учебного года и могут быть использованы образовательными организациями.
    Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по оцениванию итогового сочинения в части привлечения литературного материала

  6. 13.10.2016
    Представляем необходимый список литературы под все направления итогового сочинения в 11 классе на 2016/2017 учебный год.

    Направление «Разум и чувство»

    Литература:
    Шекспир «Гамлет»
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    А.Н. Островский «Гроза»
    Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
    Темы:
    Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
    «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
    «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).

    Направление «Честь и бесчестие»

    Литература:
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    В.Быков «Сотников»
    Темы:
    «Береги честь смолоду»
    «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).
    «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо)

    Направление «Победа и поражение»

    Литература:
    «Слово о полку Игореве«
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    М.Ю. Лермонтов «Бородино»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    М.А. Шолохов «Судьба человека»
    Темы:
    Может ли поражение стать победой?
    «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).
    «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий)
    «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).

    Направление «Опыт и ошибки»

    Литература:
    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.П. Чехов «Ионыч»
    Темы:
    Может ли опытный человек ошибаться?
    «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль)
    «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

    Направление «Дружба и вражда»

    Литература:
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Темы:
    Может ли дружба перерасти во вражду?
    Что такое настоящая дружба.
    «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
    Друг познается в беде.
    Автор: Ветрова О.А.

  7. 2018-2019 учебный год
    Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
    Отцы и дети
    Мечта и реальность
    Месть и великодушие
    Искусство и ремесло
    Доброта и жестокость
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018;   06.02.2019;  08.05.2019.
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. Отцы и дети
    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    2. Мечта и реальность
    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    3. Месть и великодушие
    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    4. Искусство и ремесло
    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
    5. Доброта и жестокость
    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2018-2019 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    Проект рекомендаций по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы, но являющимися учителями по учебным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)
    Проект Открытого банка текстов для итогового изложения
    Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ
    Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.
    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц:
    обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Время написания – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  8. Совсем скоро выпускникам предстоит первое итоговое испытание – на 6 декабря 2017 года назначено написание итогового сочинения. В этом учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах выделил пять открытых направлений тем, которые в эфире телеканала «Россия 1» объявили министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
    Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»
    Здесь выпускникам будет предложено противопоставить верность и измену, порассуждать об этих понятиях с точки зрения философии, этики, психологии, привести примеры из литературных произведения и личного опыта.
    «Равнодушие и отзывчивость»
    В основу рассуждения в этом направлении должно лечь сопоставление разных типов отношения человека к миру: от безразличия и нежелания вникать в чужие беды до стремления бескорыстно помочь и порадоваться за успехи других. На одном полюсе – люди с большим сердцем, на другом – эгоисты.
    «Цели и средства»
    Оправдывает ли благая цель любые средства для ее достижения? Выпускники оценят важность осмысленной постановки цели и этичности методов ее реализации. С такой проблемой сталкиваются многие литературные персонажи: у одних якобы благие намерения прикрывают низменные планы, для других неприемлемо отступить от принципов морали.
    «Смелость и трусость»
    Проявить отвагу, рискуя собственным здоровьем и жизнью? Или переждать опасность и уклониться от испытания? Эти противоположные стороны человеческой натуры легли в основу данного направления. Школьникам предстоит ответить, что проявляли герои: смелость или безрассудство, осторожность или трусость.
    «Человек и общество»
    Человек неотделим от социума. С одной стороны, общество формирует его личность, с другой – сам человек способен изменить окружающих. На каком уровне происходит это взаимодействие по шкале от гармоничного сотрудничества до непримиримого конфликта? Когда человеку стоит учитывать социальные нормы, а когда обществу надо пойти навстречу личным интересам?
    Как и в прошлые годы, итоговое сочинение будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». «Зачет» станет допуском для ученика к сдаче ЕГЭ. Для тех, кто заболел или не смог справиться с заданием с первого раза, предусмотрен резервный день – 7 февраля 2018 года. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья разрешается вместо сочинения написать изложение.

  9. 103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

    Приволжский федеральный округ

    Удмуртская Республика, Самарская область
    113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

    Северо-Западный федеральный округ

    Калиниградская область
    112.Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    204.«Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    406.Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    509.Что разрушает дружбу?

    Уральский федеральный округ

    111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Сибирский федеральный округ

    Алтайский край, Новосибирская область, Кемеровская область, Республика Алтай, Томская область
    101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306.Всегда ли победа возвышает победителя?
    403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Бурятия
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?
    Омская область
    104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    Забайкальский край, Иркутская область
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?

    Дальневосточный федеральный округ

    Амурская область, Хабаровский край
    108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    Магаданская область, Еврейская автономная область, Приморский край
    105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213.Какими качествами должен обладать человек чести?
    304.Что значит достойно пережить поражение?
    410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

  10. Министерство
    Положение о Министерстве
    Руководство
    Коллегии
    Коллегии
    Материалы коллегий
    Архив
    Общественный совет при Министерстве образования Московской области
    Нормотворчество
    Общественное обсуждение
    Нормативные правовые акты
    Соглашения
    Нормативные документы по вопросам труда и заработной платы работников образования
    Сведения о решениях судов
    Нормативные документы по вопросам финансирования межбюджетных трансфертов
    Иные нормативные правовые акты Московской области в сфере образования
    Антикоррупционная экспертиза
    Антикоррупционная экспертиза (архив)
    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
    Нормативные правовые акты
    ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
    ПЛАН ПРОВЕРОК
    ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
    В помощь автономным учреждениям
    Муниципальные программы в сфере образования
    Муниципальные программы в сфере образования
    Архив
    Государственный контроль (надзор) в сфере образования и лицензионный контроль
    Аналитические материалы
    Аттестация экспертов в сфере образования
    Информация об исполнении предписаний
    Отдел лицензионного контроля
    Отдел государственного надзора за соблюдением законодательства
    Результаты проверок
    Отдел лицензионного контроля
    Отдел государственного контроля качества образования
    Отдел государственного надзора за соблюдением законодательства
    Планы проведения проверок
    Изменения в планы проведения плановых проверок
    Профилактика нарушений
    Нормативно-правовые документы
    Государственные информационные системы государственного надзора в сфере образования
    Государственная служба
    Нормативные документы
    Конкурс на замещение вакантных должностей
    Противодействие коррупции
    Порядок трудоустройства в Министерство образования Московской области
    Деятельность системы образования
    Подготовка к новому учебному году
    Воспитание и дополнительное образование детей
    Повышение квалификации
    Профилактика асоциальных явлений
    Работа с муниципальными органами управления образованием
    Дошкольное и общее образование
    Высшее образование
    Архив
    Среднее профессиональное образование
    Архив
    Аттестация руководителей и педагогических кадров
    Работа с молодыми специалистами
    Клуб «Педагог года Подмосковья»
    Конкурс «Учитель года Подмосковья»
    Практическая психология образования
    Документы, регламентирующие образовательную деятельность общеобразовательных организаций
    Духовно-нравственное воспитание и просвещение
    Организация образовательной деятельности
    Отчеты о расходовании бюджетных ассигнований
    ММСО-2018
    ММСО-2017
    ММСО-2016
    Публичная декларация целей и задач Министерства образования Московской области
    Именная стипендия Губернатора Московской области
    Конкурсы
    Лучший публичный доклад
    Конкурс общеобразовательных организаций на присвоение статуса Региональной инновационной площадки
    Стандарт оформления общеобразовательной организации
    Лучшая школа Московской области по качеству образования
    Архив
    Оценка деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций Московской области
    Направления деятельности
    Приоритетные проекты Правительства Московской области в сфере образования
    Приоритетный проект “Создание системы электронной записи в кружки и секции, мониторинг их загруженности”
    Приоритетный проект “Качество образования”
    Осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования
    Нормативно – правовые документы
    Нормативные правовые документы
    Планы проведения проверок
    Результаты проверок
    Информация об устранении нарушений по выданным предписаниям
    Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования
    Модернизация региональной системы дошкольного образования в Московской области
    Нормативные документы
    Модернизация региональной системы дошкольного образования в Московской области
    Государственная итоговая аттестация выпускников IX, XI (XII) классов (ГИА). Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
    Архив
    Государственная итоговая аттестация выпускников XI (XII) классов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
    Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов
    Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы
    Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
    Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Материальная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот
    Подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
    Видеопаспорт ребенка
    Региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Московской области
    Контакты
    Прием граждан
    Законодательство Московской области
    Федеральное Законодательство
    Организации по подготовке и сопровождению граждан, желающих принять и принявших детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
    Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013 – 2017 годы
    Образовательные проекты
    Обеспечение безопасности жизнедеятельности
    Государственное задание государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Московской области
    Государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными общеобразовательными организациями, подведомственных Министерству образования Московской области
    Государственное задание на оказание гос. услуг (выполнение работ) государственными профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования Московской области
    Образование детей с особыми образовательными потребностями
    Приказы министерства и департамента
    Письма министерства и департамента
    Образовательные организации для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
    Конкурс на поощрение лучших учителей
    Создание новых мест в общеобразовательных организациях Московской области
    Создание новых мест в общеобразовательных организациях Московской области
    Архив
    Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы
    Документы
    Информация и отчеты
    Это важно
    Дорожная карта
    Приоритетный национальный проект «Образование»
    Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций
    Документы
    Новости
    Инфографика
    Государственная автоматизированная система управления Московской области
    Образовательная статистика
    Взаимодействие с СО НКО
    Оценка качества оказания СО НКО общественно полезных услуг
    Обращения граждан
    Анализ (обзор) работы с обращениями граждан
    Краткая информация о порядке обращения граждан
    Прием граждан
    Нормативные документы
    Наградная система
    Государственные награды
    Ведомственные награды
    Награды Московской области и знаки отличия Губернатора Московской области
    Почетная грамота Министерства образования Московской области
    Создание новых мест в организациях
    «Горячая линия» по вопросам оплаты труда
    Государственные услуги
    Приказы, решения, заключения
    Информация о приеме/выдаче документов
    Информация о государственной пошлине
    Реестры
    Методические материалы и образцы документов
    Нормативные правовые акты
    Перечни
    Отчеты, доклады, статистика
    Административные регламенты
    Архив
    Региональная система оценки качества образования
    Нормативная правовая база оценки качества образования
    Независимая оценка качества подготовки обучающихся
    Региональные исследования качества образования
    Национальные исследования качества образования
    Международные сравнительные исследования качества образования
    Национальный проект Образование
    Общественный совет при Министерстве образования Московской области по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями
    Финансовый контроль
    Нормативные правовые акты
    Планы проверок на год
    Информация о результатах финансового контроля
    Противодействие терроризму и экстремизму

  11. 01.09.2017
    Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»
    «Равнодушие и отзывчивость»
    «Цели и средства»
    «Смелость и трусость»
    «Человек и общество»
    Более подробную информацию об итоговом сочинении 2018 смотрите в соответствующем разделе.
    А теперь подробнее о каждом направлении.

    1. «Верность и измена»

    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
    Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
    Подробнее о направлении “Верность и измена: темы, аргументы, литература”.

    2. «Равнодушие и отзывчивость»

    Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
    Подробнее о направлении “Равнодушие и отзывчивость: темы аргументы, литература”.

    3. «Цели и средства»

    Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
    Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
    Подобнее о направлении “Цели и средства: темы аргументы, литература”.

    4. «Смелость и трусость»

    В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
    Подробнее о направлении “Смелость и трусость: темы аргументы, литература”.

    5. «Человек и общество»

    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
    Подробнее о направлении “Человек и общество: темы, аргументы, литература”.

  12. 06.02.2017
    Публикуем все темы итогового сочинения со второго этапа, который проходил 1 февраля 2017 года.
    Отдельно рекомендуем ознакомиться с темами первого этапа итогового сочинения, который проходил 7 декабря 2016 года.
    «Разум и чувство»
    121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
    122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
    123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
    124. Когда следовать чувствам неразумно?
    126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
    127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
    128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума?
    129. Могут ли чувства быть истинными и ложными?
    130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?
    132. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?
    133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?
    «Честь и бесчестие»
    221. Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
    222. Можно ли считать честь предрассудком?
    223. Может ли честь оказаться дороже жизни?
    224. Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?
    225. Как Вы понимаете выражение «дело чести»?
    226. Как связаны понятия чести и долга?
    228. Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?
    229. Кого можно назвать бесчестным человеком?
    230. Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?
    231. Что такое честь?
    233. Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
    «Победа и поражение»
    321. Легко ли быть победителем?
    322. Когда поражение ценнее победы?
    323. Чем можно пожертвовать ради победы?
    325. Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
    327. Почему говорят, что проигрывать надо достойно?
    328. Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?
    329. Как поражение может повлиять на человека?
    330. Когда побеждённый достоин уважения?
    331. Когда победа не приносит радости и удовлетворения?
    332. Важно ли уметь признавать собственное поражение?
    333. Что важно победить в самом себе?
    «Опыт и ошибки»
    421. От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
    422. Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
    425. Какой опыт важнее: собственный или чужой?
    426. Чем читательский опыт отличается от жизненного?
    427. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
    428. Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
    429. Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
    430. Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
    431. Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
    432. Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?
    433. Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
    «Дружба и вражда»
    521. В чем причины вражды между народами?
    522. Правда ли, что легче простить врага, чем друга?
    523. Может ли быть неравенство в дружбе?
    524. Познается ли друг в радости?
    525. Можно ли сохранить дружбу на годы?
    526. Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?
    527. Можно ли дружить с эгоистом?
    528. Что важнее в дружбе: получать или отдавать?
    530. Можно ли уважать врага?
    532. Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?
    533. Чем различаются дружба и приятельство?

  13. Выпускники российских школ напишут итоговые сочинения в 2017 году о разуме и чувствах, чести и бесчестии, победе и поражении, опыте и ошибках, дружбе и вражде.
    Такие тематические направления представило Министерство образования и науки РФ.
    «По этим пяти направлениям будут сформированы конкретные темы сочинений. Все они приемлемы, связаны с общественными и нравственными проблемами. В недавнем выступлении министр Ольга Васильева подчеркнула, что в школе должна быть усилена воспитательная направленность – я эту мысль поддерживаю», – говорит профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы СВФУ Мира Мишлимович.
    По мнению педагога, сочинения дают учащимся импульс для возрождения интереса к литературе и чтению.
    Заведующий кафедрой русского языка Марфа Тарабукина считает, что возвращение сочинений в школу дает положительные результаты.
    «Для поступления в СВФУ абитуриенты, поступающие на базе среднего профессионального образования, сдают тестовые испытания по русскому языку. Уровень подготовленности средний. Возможно, стоило бы за хорошие результаты выпускников школ по итоговому сочинению добавлять баллы при поступлении в вуз», – поделилась Марфа Тарабукина.
    По мнению профессора Миры Мишлимович, тестирование по предмету нацелено больше на воспроизведение знаний, а сочинение развивает умение выразить свои мысли, проверяет человека на зрелость суждений.
    Тематические направления для выпускников школ подготовлены специалистами Федерального института педагогических измерений и одобрены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, отмечают в пресс-службе Министерства образования и науки РФ. Рособрнадзор на основе этих тем разработает закрытый перечень конкретных тем, которые будут представлены ученикам в день написания. Комплект тем для каждого часового пояса будет индивидуальным.
    Тематические направления для выпускников школ подготовлены специалистами Федерального института педагогических измерений и одобрены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, отмечают в пресс-службе Министерства образования и науки РФ. Рособрнадзор на основе этих тем разработает закрытый перечень конкретных тем, которые будут представлены ученикам в день написания. Комплект тем для каждого часового пояса будет индивидуальным.
    Справка:
    Для итоговых сочинений выбраны тематические направления: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Результатом проверки является «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускаются выпускники, получившие «зачет».

  14. 7 декабря 2016 года выпускники 11-х классов 2016-2017 учебного года будут писать итоговое сочинение(изложение). Итоговое сочинение (изложение) проводится как допуск к государственной итоговой аттестации. Изложение имеют право писать дети с ограниченными возможностями здоровья. 30 августа 2016 года были представлены тематические направления для написания итогового сочинения в 2016-2017 учебном году:
    «Разум и чувство»
    «Честь и бесчестие»
    «Победа и поражение»
    «Опыт и ошибки»
    «Дружба и вражда».
    Направление “Разум и чувства”
    Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    Направление “Дружба и вражда”
    Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
    Направление “Опыт и ошибки”
    В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
    Направление “Победа и поражение”
    Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
    Направление “Честь и бесчестие”
    В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным правилам и различных форм компромисса с совестью – вплоть до глубокого морального падения личности.
    Поделитесь с друзьями!

  15. В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.
    На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
    Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.
    Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на дому, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
    Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

    Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

    Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
    №КритерийЧто проверяют?За что поставят «незачет»?1Соответствие темеПроверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему.Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!2АргументацияПроверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции.Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!3КомпозицияПроверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.4Качество речиПроверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком.Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.5ГрамотностьПроверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок.Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
    Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
    Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

    Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *