Темы сочинений на 7 декабря 2016 егэ

9 вариантов

  1. 2016-2017 учебный год
    Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
    «Разум и чувство»,
    «Честь и бесчестие»,
    «Победа и поражение»,
    «Опыт и ошибки»,
    «Дружба и вражда».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
    соответствие открытым тематическим направлениям;
    обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2016-2017 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 г. № 10-764
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    – Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)
    – Бланк записи итогового сочинения (изложения)
    Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году
    Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ»  по подготовке к итоговому сочинению (изложению) разработаны на основе анализа итоговых сочинений 2015/16 учебного года и могут быть использованы образовательными организациями.
    Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по оцениванию итогового сочинения в части привлечения литературного материала

  2. 2
    Текст добавил: Прямоугольник

    Руководство
    Национальный проект “Образование”
    Майские Указы
    Дошкольное образование
    Общее образование
    Отдых и оздоровление детей Карачаево-Черкесской Республики
    Профессиональное образование
    Наука
    Лучший по профессии
    Проекты
    Противодействие коррупции
    Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции..
    Международные правовые акты
    Нормативные правовые акты РФ
    Нормативные правовые акты КЧР
    Нормативные правовые акты МОиН КЧР
    Независимая антикоррупционная экспертиза
    Общая информация об институте независимой антикоррупционной экспертизы
    Проекты нормативных правовых актов и заключений к ним по результатам экспертизы
    Архив проектов нормативных правовых актов и заключений к ним по результатам экспертизы
    Общественное обсуждение
    Методические материалы
    Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    Реализация антикоррупционных мер в подведомственных организациях
    Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    Комиссия по противодействию коррупции в Министерстве образования и науки КЧР
    Обратная связь
    Сведения о доходах руководителей подведомственных организаций
    Общественный совет по независимой оценке
    Положение о совете
    Состав совета
    План работы совета
    Решения, принимаемые советом
    Уведомления о формировании Общественного совета
    Независимая система оценки качества работы государственных образовательных организаций
    Нормативная правовая база
    Федеральные документы
    Региональные документы
    Порядок формирования
    План работы совета
    Итоги оценки
    Решения, принимаемые советом
    Открытые данные
    План закупок
    Бесплатная юридическая помощь
    Нормативная база
    Общая информация
    Результаты оказания бесплатной юридической помощи
    Обращения граждан
    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики
    Бухгалтерия
    Заработная плата в сфере образования: вопросы и ответы
    Подведомственные организации
    Коррекционное образование детей
    Коррекционные образовательные организации республики
    Нормативные документы
    Примерные образовальные программы
    Психолого-медико-педагогическая комиссия
    Воспитательная работа и дополнительное образование
    Нормативно-правовая документация по воспитательной работе
    Нормативно-правовая документация по дополнительному образованию детей
    Нормативно-правовая документация по Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО
    Нормативно-правовая документация по физкультурно-спортивной работе
    Конкурсы и проекты
    Социальная защита детей
    Опека и попечительство
    Отделы опеки и попечительства
    Региональный банк данных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Нормативно-правовая база
    Административные регламенты в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних
    Жильё детям-сиротам
    В помощь гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью
    Школа приемных родителей
    Куда идти усыновителю
    Детство без жестокости и насилия
    Незаконные сборы денежных средств
    Сохранение и укрепление здоровья учащихся
    Безопасность образовательных учреждений
    Противодействие идеологии терроризму и экстремизму в сфере образования
    Планы проверок
    Контроль и надзор в сфере образования
    Государственный контроль и (надзор) в сфере образования
    Информация о проведенных проверках
    Региональные НПА
    Федеральные НПА
    Административные регламенты с блок-схемами и образцами документов
    Профилактика нарушений обязательных требований
    Лицензирование образовательной деятельности
    Законодательная база по вопросам лицензирования
    Лицензионный контроль
    Документы
    Методические рекомендации
    Сводный реестр лицензий
    Формы заявлений и справок для лицензирования ОД
    Государственная аккредитация образовательной деятельности организаций
    Законодательная база по вопросам аккредитации
    Информация о проведении процедуры государственной аккредитации
    Вопросы и ответы
    О проведении аккредитационной экспертизы
    Заключения экспертных групп
    Решения о государственной аккредитации
    Реестр экспертов и экспертных организаций
    Реестр свидетельств о государственной аккредитации
    Апостиль
    Законодательная база
    О признании документов
    Порядок проставления апостиля
    Итоговая аттестация и Единый госэкзамен
    Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ГИА-9)
    ГИА – 11 классы
    ГИА – 9 классы
    Мониторинг оценки качества образования
    Абитуриенту
    Всероссийская олимпиада школьников
    Аттестация педагогических работников
    Государственная гражданская служба
    Порядок поступления на государственную гражданскую службу КЧР
    Квалификационные требования, предъявляемые к государственным гражданским служащим
    Комиссии
    Аттестационная комиссия
    Комиссия по проведению конкурсов
    Комиссия по служебным спорам
    Сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы
    Конкурсы на замещение вакантных должностей
    Объявления о проведении конкурсов
    Результаты конкурсов
    Порядок обжалования результатов конкурса
    Кадровый резерв
    Объявления о проведении конкурсов
    Результаты конкурсов
    Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой
    Формы и перечень документов представляемых гражданами и государственными гражданскими служащими
    Актуальные документы
    Полезные ссылки

    Сайты ЕГЭ

    Банк данных

    Знаника

    Горячая линия

    телефон доверия

    Кавказ Сегодня

    Квест

    ГСПИ

    Ссылки

    12 декабря

  3. МСК
    103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
    МСК +1
    113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211.Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409.В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
    МСК +2
    111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
    МСК +3
    104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    МСК +4
    101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306.Всегда ли победа возвышает победителя?
    403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    МСК +5
    109.Когда разум и чувство борются в человеке?
    209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312.Только ли горечь несут человеку поражения?
    412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508.В чём причины вражды между людьми?
    МСК +6
    110.Над какими чувствами разум может быть не властен?
    205.Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
    310.Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
    407.В чём ценность исторического опыта?
    505.Почему человек стремится обрести друзей?
    МСК +7
    108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    МСК +8
    105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    МСК +9
    102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213.Какими качествами должен обладать человек чести?
    304.Что значит достойно пережить поражение?
    410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

  4. Российские школьники пишут итоговое сочинение. Как и в прошлые годы его оценивают не по пятибалльной системе, а зачет или незачет. На выбор предлагают пять тем. Темы утверждают отдельно для каждого часового пояса России и оглашают за 15 минут до начала экзамена. «Это сочинение-рассуждение, сочинение в жанре эссе, — пояснила учитель русского языка школы № 1259 Светлана Шляпугина. — Ребята должны самостоятельно построить свое размышление, без каких-либо рамок». Но одно ограничение все-таки есть — в работе должно быть не меньше 250 слов.
    В отличие от ЕГЭ сочинение выпускники пишут в своей школе. И проверяют учителя той же школы, только не те, которые работают с данным классом. Зачет станет допуском к ЕГЭ. Для тех, кто не справился с первого раза, предусмотрены еще две попытки: первая — 1 февраля, вторая, она же последняя, — в начале мая. Точная дата будет известна позже.
    Основной этап сдачи ЕГЭ начнется в конце мая. Единственное нововведение в этом году — организаторы решили полностью отказаться от тестовой части, где можно было выбрать правильный ответ из предложенных. «Мы по четырем предметам отказываемся, — отметил заместитель руководителя Рособнадзора Анзор Музаев. — Это география, обществознание, информатика и ИКТ, история».
    Важная информация для выпускников прошлых лет, которые хотят пересдать ЕГЭ: регистрация на экзамены открыта до 1 февраля. До основного этапа ЕГЭ попробовать свои силы можно на репетиционных экзаменах. В столичном Центре независимой диагностики, например, все точь-в-точь как на ЕГЭ: и проход через металлоискатели, и камеры, и наблюдатели. Школьники из любого региона могут приехать сюда и проверить свои знания заранее. Тренироваться сдавать ЕГЭ здесь можно сколько угодно раз. Бесплатно. А для тех, кто не может или не хочет ехать, разработали электронное приложение «Мои достижения». С помощью приложения легко понять, в чем ошиблись. Достаточно отправить запрос, и вам пришлют правильные ответы. Правда сейчас эта функция работает только для московских школьников. Позже она будет доступна для всех регионов, обещают разработчики.
    ?

  5. Все темы итогового сочинения 6 декабря 2017 года.
    Открыть темы по направлениям:
    «Верность и измена»
    101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
    102. Как и почему становятся изменниками?
    104. Кого можно назвать верным другом?
    106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
    107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
    108. Что значит быть верным долгу?
    109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
    110. Можно ли изменить мечте?
    111. Когда измену можно простить?
    112. Какие причины могут привести человека к измене?
    113. Могут ли быть оправдания у измены?
    «Равнодушие и отзывчивость»
    201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
    202. Какого человека называют отзывчивым?
    203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
    204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
    205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
    206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
    208. Равнодушие – вина человека или его беда?
    209. Когда равнодушие бывает показным?
    210. Чем опасно равнодушие?
    211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
    213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
    «Цели и средства»
    303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
    304. Какие цели в жизни можно считать главными?
    305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
    306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
    307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
    308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
    310. Какого человека называют целеустремленным?
    311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
    312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
    313. В чём разница между целью и мечтой?
    «Смелость и трусость»
    401. Что помогает человеку стать смелым?
    402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
    403. Чем смелость отличается от безрассудства?
    404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
    405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
    406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
    407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
    409. Как связаны трусость и слабость?
    411. Что помогает человеку преодолеть страх?
    412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
    413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
    «Человек и общество»
    502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
    505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
    506. Может ли человек ставить себя выше общества?
    507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
    508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
    510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
    511. Конфликт поколений как общественная проблема.
    512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    111. Когда измену можно простить?
    201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
    305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
    403. Чем смелость отличается от безрассудства?
    508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
    Сочинения по этим темам
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    113. Могут ли быть оправдания у измены?
    209. Когда равнодушие бывает показным?
    311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
    405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
    511. Конфликт поколений как общественная проблема.
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
    211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
    308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    411. Что помогает человеку преодолеть страх?
    513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
    Уральский федеральный округ
    108. Что значит быть верным долгу?
    204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
    310. Какого человека называют целеустремленным?
    402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
    507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
    202. Какого человека называют отзывчивым?
    313. В чём разница между целью и мечтой?
    412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
    503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    Омская область
    101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
    205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
    304. Какие цели в жизни можно считать главными?
    409. Как связаны трусость и слабость?
    504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
    Иркутская область
    110. Можно ли изменить мечте?
    206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
    309. Что помогает людям достигать намеченных целей?
    407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?
    510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
    Забайкальский край
    102. Как и почему становятся изменниками?
    208. Равнодушие – вина человека или его беда?
    303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
    413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
    512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    Дальневосточный федеральный округ
    Магаданская область
    107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
    203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
    312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
    406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
    502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    112. Какие причины могут привести человека к измене?
    210. Чем опасно равнодушие?
    306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
    404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
    506. Может ли человек ставить себя выше общества?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    104. Кого можно назвать верным другом?
    213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
    307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
    401. Что помогает человеку стать смелым?
    505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
    Как выглядит задание: moskva17-18.docx
    Количество участников итогового сочинения 6 декабря – 654 тысячи человек.

  6. 29.07.2017
    Критерии оценивания итогового сочинения в ВШЭ
    (1398)
    29.07.2017
    Критерии оценивания итогового сочинения в МГУ
    (2892)
    06.02.2017
    Темы итогового сочинения 1 февраля 2017
    (4566)
    28.12.2016
    Основные вопросы по итоговому сочинению 2016/2017
    (6187)
    07.12.2016
    Темы итогового сочинения 7 декабря 2016 года
    (34515)
    05.12.2016
    Сборник для итогового сочинения
    (9015)
    18.11.2016
    Как написать заключение в итоговом сочинении?
    (2877)
    18.11.2016
    Как сделать связки в итоговом сочинении?
    (9699)
    18.11.2016
    Как привести литературные аргументы в итоговом сочинении?
    (7800)
    16.11.2016
    Как сформулировать тезис в итоговом сочинении?
    (14146)
    16.11.2016
    Как написать вступительную часть итогового сочинения?
    (6993)
    16.11.2016
    Как писать итоговое сочинение?
    (16217)
    22.10.2016
    Бланки итогового сочинения 2017
    (17273)
    22.10.2016
    Критерии оценивания итогового сочинения 2017
    (5870)
    13.10.2016
    Список литературных произведений для итогового сочинения 2017
    (6595)
    13.10.2016
    Книги и темы для итогового сочинения 2017
    (12555)
    02.10.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведениям Пушкина
    (8675)
    02.10.2016
    Клише для итогового сочинения 2017
    (34496)
    02.10.2016
    Рекомендации по написанию итогового сочинения 2017
    (4101)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Преступление и наказание”
    (6572)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Мастер и Маргарита”
    (6805)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Тихий Дон”
    (4299)
    24.09.2016
    Аргументы для итогового сочинения 2017 по произведению “Война и мир”
    (8121)
    10.09.2016
    Примерный список литературы для итогового сочинения
    (6319)
    09.09.2016
    Пояснения к направлениям итогового сочинения 2016/2017
    (2517)
    09.09.2016
    Что нужно знать об итоговом сочинении 2016/2017?
    (2191)
    30.08.2016
    Направления тем итогового сочинения 2016/2017
    (3488)

  7. Рособрнадзор совместно с Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) разработали методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения в 2016/2017 учебном году. (см.17.10.2016)
    Так, сообщается, что в 2016/17 учебном году оно пройдет 7 декабря 2016 года. Впрочем, те, кто получил неудовлетворительный результат или не явились на сочинение, смогут воспользоваться двумя шансами и пересдать его 1 февраля 2017 года и 3 мая 2017 года.
    ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ;
    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
    Ведомство напомнило, что успешное написание сочинения является для выпускников школ допуском к итоговой аттестации, то есть к ЕГЭ. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или инвалиды вместо сочинения вправе писать итоговое изложение. К слову, для них продолжительность испытания составляет 5 часов 25 минут, в то время как общий срок проведения сочинения – 3 часа 55 минут.
    Для кого установлен государственный выпускной экзамен вместо ЕГЭ? Узнайте из материала «Государственная итоговая аттестация (ГИА). Единые государственные экзамены (ЕГЭ)» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
    Как и ранее, результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». Только первая оценка предполагает допуск к ЕГЭ или государственному выпускному экзамену (ГВЭ).
    Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать соответствующее заявление минимум за две недели до его проведения. Выпускников текущего года регистрируют на участие в школах, где они обучаются.
    Основной акцент в рекомендациях сделан на оценке сочинения и порядке подготовки к нему. Сообщается, что испытание, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых способностей ученика, выявление уровня его речевой культуры и на оценку умения рассуждать по определенной теме, аргументируя свою позицию. С другой стороны, заявлено, что сочинение является литературоцентричным, поскольку содержит требование о построении аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    Отметим, тематические направления для итогового сочинения были утверждены еще в конце августа. Всего их пять: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Но при этом непосредственно темы для сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Причем подчеркивается, что темы, как это было и в прошлом году, сформируют индивидуальные для каждого часового пояса.
    Даны советы по каждому из представленных направлений. Например, в рамках направления «Опыт и ошибки» возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира и обретения жизненного опыта. При этом указано, что литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи представленных полярных понятий: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
    Работы выпускников оценят по пяти критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи и грамотность.
    ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/

  8. –>
    Вправе участвовать в дополнительные сроки:
    обучающиеся, получившие «незачет»;
    обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований (в случае, если решение о включении процедуры удаления было принято на региональном уровне);
    обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
    обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
    Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

    УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)


    ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА
    проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
    иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
    лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
    обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

    ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:

    лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
    граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе – выпускники прошлых лет);
    лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
    лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
    лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со справкой об обучении).

    ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

    обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья;
    дети-инвалиды и инвалиды;
    обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса (п. 9 и п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205).

    ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

    Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
    Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
    Регистрация лиц для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых регионом.
    Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
    Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.
    Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

    СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

    Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (основной срок проведения итогового сочинения (изложения), а также в дополнительные сроки – первая среда февраля и первая рабочая среда мая.
    Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
    Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется регионом.
    В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

    ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

    Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных регионом.
    Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

    С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). По решению региона ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.
    Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
    Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

    ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

    Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.
    К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям.
    ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
    ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»

    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
    ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:
    ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»

    Рекомендуемое количество слов – 250-300.
    Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
    ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
    Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
    Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
    Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
    Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
    Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
    Сочинение
    Изложение
    1. Соответствие теме
    1. Содержание изложения
    2. Аргументация. Привлечение литературного
    материала
    2. Логичность изложения
    3. Композиция и логика рассуждения
    3. Использование элементов стиля исходного
    текста
    4. Качество письменной речи
    5. Грамотность
    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

    ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

    Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема)
    В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.
    При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
    Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
    Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

  9. 9
    Текст добавил: Частица Вселенной

    Итоговое сочинение для выпускников является важным этапом окончания обучения в средней школе. В дни волнительной учеников интересуют самые разные аспекты проведения этого испытания: темы декабрьского сочинения, тезисы, критерии оценивания, материалы для подготовки и даже порядок проведения.
    Общая информация: Итоговое сочинение в этом году проводится 7 декабря 2016 года, его начало намечено на 10:00 по местному времени. Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут или 235 минут. Темы станут известны лишь перед началом, однако уже сейчас известны тематические направления 2016/2017 года: «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Работа должна содержать не менее 350 слов. По итогам ученик получает «зачет»/«незачет», а к сдаче единого государственного экзамена будут допущены выпускники, получившие «зачет».
    Основные требования: Сочинение должно соответствовать выбранной теме, аргументы должны опираться на литературный материал, соответственно здесь важно хорошее знание школьной программы по литературе, ученик должен обладать навыками грамотно выстраивать предложения в соответствии с логикой, а речь должна быть грамотной — без ошибок по орфографии и пунктуации.
    О том, как подготовить учеников к итоговому сочинению смотрите в вебинаре «Обучение сочинению: теория и практика»



    Хорошая, осмысленная письменная работа невозможна без тщательной подготовки, в этом помогут рабочие тетради «Учимся писать сочинение». Что они особой представляют, рассказывает соавтор УМК «Литература», Елена Ерохина.
    Тетради не предназначены для одиночной самостоятельной работы, они не «работают» без учителя, без обязательного обсуждения заданий. Например, в тетрадях для 10 и 11 классов есть задания, где нужно выбрать наиболее подходящий вариант вступления к сочинению или предложить свой вариант вступления. Идея задания не в том, чтобы сделать выбор, а в том, чтобы объяснить это выбор: почему один из вариантов наиболее уместен или почему не подходит ни один из них и нужно сформулировать свой.
    При переходе к каждому последующему автору используются одна и та же стратегия, последовательность и приемы работы. Меняется содержание, учитель может использовать разные приемы, но общий подход к написанию сохраняется, именно таким образом мы сможем сформировать устойчивое умение. Стратегия, в отличие от алгоритма, позволяет осмысливать действия, делать допущения, что-то менять, но остается при этом одной и той же.
    Задания следует использовать вариативно с учетом конкретных педагогических задач. Необязательно делать все задания от начала до конца.
    Купить рабочие тетради «Учимся писать сочинение»

    10-11 классы
    Задача обучения в старших классах — не просто подготовиться к декабрьской письменной работе, а освоить такой важный предмет, как литература, научить школьников быть настоящими читателями, поэтому сначала работа ведется с литературными сочинениями. Кроме этого направления, в рабочих тетрадях есть и раздел, который опирается на изучаемые литературные произведения.
    Виды заданий:
    Актуализация знания текста. В тетрадях представлено множество заданий, связанных с необходимостью вспомнить то или иное литературное произведение. Этот раздел называется «Вспоминаем текст произведения».
    Анализ и классификация тем. Далее предлагаются возможные темы — их круг вполне обозрим, несмотря на их разнообразие. Есть задание, где темы нужно систематизировать. Начинается работа над осмыслением темы, так как тема подсказывает тот жанр, который нужно создать, последовательность работы над сочинением.
    Работа над ключевыми словами темы. При методичном выполнении этих заданий формируется устойчивое умение осмысливать тему.
    Изменение любой темы в форму вопроса. Так как большинство сочинений — это рассуждения, рассуждать, имея конкретный вопрос, понятнее, логичнее и удобнее.
    Выбор замысла. В тетради дается совокупность идей — возможных замыслов данной письменной работы. Здесь требуется совместно с учениками обсудить, насколько каждый из замыслов подходит в качестве основы. Или стоит отказаться от всех и сформулировать какой-то свой?
    Распространение тезиса. Недостаточно дать ответ на вопрос, надо построить рассуждение. Для этого в тетради есть определенная система заданий, алгоритм, который позволяет распространять тезис.
    Композиция. Специальные задания учат последовательно располагать тезисы, писать вступление и заключение, держаться в определенном разумном объеме того и другого, показывают связь частей текста.
    Использование литературоведческих понятий. Задания помогают осмыслить те понятия из теории литературы, которые могут быть использованы в работе.
    Написание сочинения по выработанному алгоритму. После проведенной подготовки рекомендуется написать полный текст, а также рецензию, используя приведенные в тетради правила.
    9 класс
    Хотя эта рабочая тетрадь предназначена для работы с девятиклассниками, она будет очень полезна и для подготовки к декабрьскому испытанию.
    Первый, самый большой раздел посвящен тому, как писать сочинение-рассуждение. Во втором разделе представлены задания, направленные на обучение создавать особый вид текста-рассуждения — эссе. Эссе — это не любая работа малого объема, а текст, имеющий определенные жанровые признаки: оригинальный авторский взгляд на ту или иную проблему, субъективно-эмоциональное отношение автора к предмету речи, творческий подход к расположению композиционных частей.
    Третий раздел связан с обучением письму на литературную тему, так как в 9 классе мы пишем не только сочинение-рассуждение. Представленная система работы и заданий будет развиваться в 10 и 11 классах. С помощью тетрадей дети научатся понимать тему, видеть тип сочинения, демонстрировать знание художественного произведения, последовательно и логично строить рассуждения, доказывая с помощью текста правильность своего понимания.
    Примеры заданий
    Учимся формулировать тезис
    Задание 1. Составить вторую часть тезиса, начало которого приведено в задании. Например, «наивысшая ценность человека — это…»
    Задание 2. Использовать альтернативные вопросы. При таком подходе ученик понимает, что выражает свою позицию исходя из того, какую из альтернатив принимает. Например: «Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать, отвечая на данный вопрос. Что важнее для человека: знание родного или иностранного языка?»
    Задание 3. Сформулировать тезис для сочинения-рассуждения, в котором есть все остальные части.
    Учимся аргументировать
    Задание 1. Доказать тезис с использованием максимального числа разнообразных аргументов. Аргументы не обязательно брать только из литературы или повседневной жизни, это могут быть и научные факты, исторические факты, пословицы, поговорки, аксиомы и т. д.
    Задание 2. Превратить приведенные фразы в аргументы, ведь пример или факт – это еще не аргумент. Для этого предлагается использовать слова-помощники («поэтому», «вот почему», «неудивительно» и т.д.).
    Учимся редактировать
    Редактирование — это не только исправление орфографических ошибок, это умение, которое позволяет доводить текст до совершенства.
    Задание 1. Исправить в тексте ту или иную ошибку. Например, «прочитай работу ученика и устрани логические ошибки в написании сочинения-рассуждения».
    Задание 2. Прочитать сочинение и найти лишний аргумент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *