Все темы по пяти направлениям.
Время
101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105. Как судьба человека связана с историей народа?
106. Когда хочется остановить мгновение?
107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108. Может ли человек влиять на ход истории?
109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111. Какие вопросы называют «вечными»?
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
Дом
201. Что значит в жизни человека родительский дом?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204. Война и дом.
205. Дом – это место или люди?
206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209. Может ли человек прожить без Дома?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
213. Что в доме самое главное?
Любовь
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303. Что такое «любовь к жизни»?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311. Светлые и трагические стороны любви.
312. Можно ли быть счастливым без любви?
313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
Путь
401. Что значит идти дорогой чести?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
Год литературы
501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510. Какие произведения становятся классическими?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
Так выглядит задание: moscow77.pdf Подготовка к итоговому сочинению на сайте Сочинение11.рф.
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604).
Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699.
Реализацией этого поручения занялась рабочая группа при Минобрнауки России, в состав которой вошли учителя, директора школ, представители педагогической науки, средств массовой информации, сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки, Рособрнадзора и региональных органов исполнительной власти.
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы.
Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной – президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений разработаны конкретные темы сочинений, которые станут известны выпускникам в день проведения итогового сочинения.
Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) передаются Рособрнадзором или уполномоченной организацией в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителям, МИД России, загранучреждениям в день проведения итогового сочинения (изложения).
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Результаты итогового сочинения (изложения) – “зачет” или “незачет” – станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА). Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
При поступлении в вузы сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям. 3 декабря 2014 года итоговое сочинение (изложение) писали более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России. 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года – дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, и для обучающихся и выпускников прошлых лет, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или не завершивших его выполнение по уважительным причинам. На сайте ФИПИ опубликованы следующие материалы по итоговому сочинению (изложению) для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования: Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Особенности текстов для итогового изложения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, утвержденные Рособрнадзором Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 “О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)” Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-747 от 27.11.2014 “Об уточненных редакциях документов по организации и проведению итогового сочинения (изложения)” Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) Технический регламент проведения итогового сочинения Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Приложение № 1 к Методическим рекомендациям: Бланки сочинений
Приложение № 2 к Методическим рекомендациям: Отчетные формы
Приложение № 3 к Методическим рекомендациям: Протоколы Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения для вузов носят рекомендательный характер. Вуз (после официального направления этих критериев Рособрнадзором) вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.
Школьный сезон 2014-2014 окажется потруднее при сдаче ЕГЭ, ведь приемная комиссия ВУЗа будет засчитывать пятую оценку, сочинение по литературным произведениям обязательно, помимо оценок по четырем обязательным предметам.
Сейчас уже опубликованы названия
1 “Вопросы, заданные человечеству войной”. Вопросы войны – раскрыть суть причин войн, как влияет война на судьбу одного государства, включая отдельную личность. Надо найти произведения. по которым будете писать сочинение.
2 “Человек и природа в отечесвенной и мировой литературе”. По теме природа нужно раскрыть проблемы получаемых от результата дел человека, когда его дела нарушают природные законы. Здесь больше похоже требуется анализ своего видения проблем с приложением отрывков из книг.
3 “Спор поколений”. В сочинение о теме вечного спора старших и младших писать о традициях семейных, на разборе произведений сформулировать проблемы, оценить, проанализировать. Также обязательно составить список произведений и без плана не обойтись.
4 “Чем люди живы?” На тему чем жив человек поразмышлять о важных ценностях всего разумного, разобрать этико-нравственные, социальные и другие аспекты жизни, естественно, за образцы брать произведения.
Сочинение можно написать произвольно, основываться только на своих жизненных наблюдениях, но оценка тогда будет очень низкой. Сочинение должно быть не меньше, чем 350 слов и без подкрепления своих мыслей аргументами из всех известных книг, хорошее сочинение не напишешь. Поэтому сейчас составляйте список книг на похожую тематику, делайте выписки, ищите примеры.
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной. 1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев). Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
С 2015 года вводится выпускное сочинение в школах помимо ЕГЭ. Сейчас стали известны первые подробности. Данный вариант концепции итогового сочинения находится на экспертизе;
не является окончательным и не утвержден: 1. Сочинение должно стать формой допуска к итоговой государственной аттестации. 2. Проводится сочинение в середине декабря (для несдавших пересдача – в феврале) 3. Министерство ежегодно объявляет 6 тематических направлений, в рамках которых проводится Всероссийский конкурс тем для сочинений. Все предложенные участниками темы публикуются в открытом доступе; из них экспертная комиссия отбирает по 1 теме каждого из 6 направлений для каждого из 8 часовых поясов (всего 48 тем). Эти комплекты тем должны быть закрыты. 4. Сами направления увязываются с ключевыми событиями, памятными датами и юбилеями текущего года; предложены литературное, историческое, культурологическое, патриотическое и др. направления, их круг еще будет обсуждаться – и ежегодно обновляться. 5. Проводится сочинение на базе либо школы, либо центра сдачи ЕГЭ – это еще обсуждается; написанное сочинение сканируется, после чего оригинал проверяется учителями школы, а электронная копия отправляется в банк РЦОИ (региональный центр обработки информации) или т.п., в том числе возможно остается в школе (обсуждается). 6. Первый год сочинение оценивается – зачет/незачет. В дальнейшем возможны изменения. 7. Выпускник по желанию может запросить в РЦОИ не проверенную школой заверенную копию сочинения и предоставить ее в приемную комиссию вуза, если вуз заранее объявил о том, что рассматривает в составе портфолио допускные сочинения, и обнародовал критерии их оценивания и начисления дополнительных баллов (до 5) к принимаемым результатам ЕГЭ. В таком случае вуз формирует предметную комиссию по проверке сочинений. 8. В ближайшее время надо будет выработать критерии оценки допускных сочинений и окончательно определить число и состав тематических направлений. Уточнения от от 27.05.2014
1) Итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации обучающихся, что потребует внесения в нормативные акты пункта об обязательности этой формы, так как ее результаты будут являться основанием допуска обучающихся к ЕГЭ;
2) Сочинение будет проводиться в образовательных учреждениях, проверяться учителями при возможном привлечении независимых экспертов и участии представителей творческих профессий и оцениваться по системе «зачет / незачет» в декабре текущего года (пересдача – в феврале следующего);
3) К 1 сентября будет определяться открытый банк из 6 тематических направлений, сами темы в рамках этих направлений будут закрытыми; вопрос о том, какой орган определяет эти направления – и как формируются закрытые перечни тем по ним, еще требует проработки;
4) Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учета результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приемной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов. Самые актуальные новости по итоговому сочинению смотрите на сайте Сочинение11.рф.
Все темы по пяти направлениям.
Время
101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105. Как судьба человека связана с историей народа?
106. Когда хочется остановить мгновение?
107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108. Может ли человек влиять на ход истории?
109. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111. Какие вопросы называют «вечными»?
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
Дом
201. Что значит в жизни человека родительский дом?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204. Война и дом.
205. Дом – это место или люди?
206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209. Может ли человек прожить без Дома?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
213. Что в доме самое главное?
Любовь
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303. Что такое «любовь к жизни»?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311. Светлые и трагические стороны любви.
312. Можно ли быть счастливым без любви?
313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
Путь
401. Что значит идти дорогой чести?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
Год литературы
501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510. Какие произведения становятся классическими?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
Так выглядит задание: moscow77.pdf
Подготовка к итоговому сочинению на сайте Сочинение11.рф.
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604).
Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699.
Реализацией этого поручения занялась рабочая группа при Минобрнауки России, в состав которой вошли учителя, директора школ, представители педагогической науки, средств массовой информации, сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки, Рособрнадзора и региональных органов исполнительной власти.
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы.
Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной – президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений разработаны конкретные темы сочинений, которые станут известны выпускникам в день проведения итогового сочинения.
Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) передаются Рособрнадзором или уполномоченной организацией в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителям, МИД России, загранучреждениям в день проведения итогового сочинения (изложения).
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Результаты итогового сочинения (изложения) – “зачет” или “незачет” – станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА). Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
При поступлении в вузы сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.
3 декабря 2014 года итоговое сочинение (изложение) писали более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России.
4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года – дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, и для обучающихся и выпускников прошлых лет, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или не завершивших его выполнение по уважительным причинам.
На сайте ФИПИ опубликованы следующие материалы по итоговому сочинению (изложению) для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования:
Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Особенности текстов для итогового изложения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, утвержденные Рособрнадзором
Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 “О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)”
Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Письмо Рособрнадзора № 02-747 от 27.11.2014 “Об уточненных редакциях документов по организации и проведению итогового сочинения (изложения)”
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
Технический регламент проведения итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
Приложение № 1 к Методическим рекомендациям: Бланки сочинений
Приложение № 2 к Методическим рекомендациям: Отчетные формы
Приложение № 3 к Методическим рекомендациям: Протоколы
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения для вузов носят рекомендательный характер. Вуз (после официального направления этих критериев Рособрнадзором) вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.
Школьный сезон 2014-2014 окажется потруднее при сдаче ЕГЭ, ведь приемная комиссия ВУЗа будет засчитывать пятую оценку, сочинение по литературным произведениям обязательно, помимо оценок по четырем обязательным предметам.
Сейчас уже опубликованы названия
1 “Вопросы, заданные человечеству войной”. Вопросы войны – раскрыть суть причин войн, как влияет война на судьбу одного государства, включая отдельную личность. Надо найти произведения. по которым будете писать сочинение.
2 “Человек и природа в отечесвенной и мировой литературе”. По теме природа нужно раскрыть проблемы получаемых от результата дел человека, когда его дела нарушают природные законы. Здесь больше похоже требуется анализ своего видения проблем с приложением отрывков из книг.
3 “Спор поколений”. В сочинение о теме вечного спора старших и младших писать о традициях семейных, на разборе произведений сформулировать проблемы, оценить, проанализировать. Также обязательно составить список произведений и без плана не обойтись.
4 “Чем люди живы?” На тему чем жив человек поразмышлять о важных ценностях всего разумного, разобрать этико-нравственные, социальные и другие аспекты жизни, естественно, за образцы брать произведения.
Сочинение можно написать произвольно, основываться только на своих жизненных наблюдениях, но оценка тогда будет очень низкой. Сочинение должно быть не меньше, чем 350 слов и без подкрепления своих мыслей аргументами из всех известных книг, хорошее сочинение не напишешь. Поэтому сейчас составляйте список книг на похожую тематику, делайте выписки, ищите примеры.
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году
Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
С 2015 года вводится выпускное сочинение в школах помимо ЕГЭ. Сейчас стали известны первые подробности.
Данный вариант концепции итогового сочинения находится на экспертизе;
не является окончательным и не утвержден:
1. Сочинение должно стать формой допуска к итоговой государственной аттестации.
2. Проводится сочинение в середине декабря (для несдавших пересдача – в феврале)
3. Министерство ежегодно объявляет 6 тематических направлений, в рамках которых проводится Всероссийский конкурс тем для сочинений. Все предложенные участниками темы публикуются в открытом доступе; из них экспертная комиссия отбирает по 1 теме каждого из 6 направлений для каждого из 8 часовых поясов (всего 48 тем). Эти комплекты тем должны быть закрыты.
4. Сами направления увязываются с ключевыми событиями, памятными датами и юбилеями текущего года; предложены литературное, историческое, культурологическое, патриотическое и др. направления, их круг еще будет обсуждаться – и ежегодно обновляться.
5. Проводится сочинение на базе либо школы, либо центра сдачи ЕГЭ – это еще обсуждается; написанное сочинение сканируется, после чего оригинал проверяется учителями школы, а электронная копия отправляется в банк РЦОИ (региональный центр обработки информации) или т.п., в том числе возможно остается в школе (обсуждается).
6. Первый год сочинение оценивается – зачет/незачет. В дальнейшем возможны изменения.
7. Выпускник по желанию может запросить в РЦОИ не проверенную школой заверенную копию сочинения и предоставить ее в приемную комиссию вуза, если вуз заранее объявил о том, что рассматривает в составе портфолио допускные сочинения, и обнародовал критерии их оценивания и начисления дополнительных баллов (до 5) к принимаемым результатам ЕГЭ. В таком случае вуз формирует предметную комиссию по проверке сочинений.
8. В ближайшее время надо будет выработать критерии оценки допускных сочинений и окончательно определить число и состав тематических направлений.
Уточнения от от 27.05.2014
1) Итоговое сочинение будет проводиться в рамках промежуточной аттестации обучающихся, что потребует внесения в нормативные акты пункта об обязательности этой формы, так как ее результаты будут являться основанием допуска обучающихся к ЕГЭ;
2) Сочинение будет проводиться в образовательных учреждениях, проверяться учителями при возможном привлечении независимых экспертов и участии представителей творческих профессий и оцениваться по системе «зачет / незачет» в декабре текущего года (пересдача – в феврале следующего);
3) К 1 сентября будет определяться открытый банк из 6 тематических направлений, сами темы в рамках этих направлений будут закрытыми; вопрос о том, какой орган определяет эти направления – и как формируются закрытые перечни тем по ним, еще требует проработки;
4) Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учета результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приемной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.
Самые актуальные новости по итоговому сочинению смотрите на сайте Сочинение11.рф.