Темы сочинений на огэ

9 вариантов

  1. 9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

  2. 15-1
    15-2
    15-3
    15.3
    9.11 классах
    А. Алексин. Ночной обыск
    А. Алексин. О материанской любви
    А. Алексин.Отношение к чужим успехам.
    А. Гри­ди­н. О потерянном телефоне
    А. Грин. Размышления Грея
    А. Ли­ха­но­в. Голуби
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 2
    А. Ни­коль­ская. О щенках
    А. Приставкин. Рогожский рынок
    А.А. Алексин. Воспитание ребенка в семье
    А.А. Алексин. О разумности и порядке
    А.А. Лиханов. О белке
    А.Г. Алексин.Стать музыкантом
    А.И. Деникин о деле жизни
    А.Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 3
    А.П. Пла­то­но­в. О пахарях
    А.Я. Бру­ш­тейн. Завет воли к со­про­тив­ле­нию
    аттестация по русскому языку в 4
    аудиозаписи
    Б. Еки­мо­в. О бабушке
    В. Драгунский. Друг детства
    В. Дроганов (о значении киги в жизни человека)
    В. Дроганов.О книге
    В. Железников. Букет мимозы
    В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть)
    В. Песков (о роли книги в жизни человека)
    В. Пи­ку­ль. О сопереживании чужому горю
    В. Токарева. Конфликт
    В. Ча­п­ли­на. Случай с росомахой
    В. Черноречин. О коте
    В. Шаламов. Детские картинки. Из цикла «Колымские рассказы»
    В.А. Бахревский. О лебедях
    В.А. Осеев (об искусстве)
    В.А. Туз­лу­ко­в. Мечта в жизни человека
    В.И. Одноралов. О влюбленности
    В.И. Одноралов. О неуверенности в себе
    В.К. Железников. Забота о ближнем
    В.П. Аста­фье­в. Случай с ка­па­лу­хой
    В.П.Аста­фье­в. О музыке.
    вводные слова. обращения
    вебинар Подготовка к ОГЭ. Тесты
    Вебинар Системный подход в подготовке к сочинению и изложению
    внутренний мир человека
    выразительные средства лексики
    Г.Я. Бакланов. На войне
    ГИА 2016
    главные члены предложения
    грамматическая основа предложения
    демоверсии ОГЭ 2016
    демонстрационный вариант ОГЭ РЯ
    добро
    дружба
    Е.А. Пермяк. Любовь к матери
    Е.В. Гришковец о выборе профессии
    Е.И. Но­со­в. О синичке
    ЕГЭ 2015
    ЕГЭ 2016
    жизненные ценности
    зависть
    И. Му­равьёва. Зимняя прогулка
    И. Селивёрстова. Сердце матери
    И.А. Клеандрова. Мир подруг
    изложение
    изложение ОГЭ
    итоговое собеседование
    итоговое собеседование в 9
    К. Паустовский (о ценных гравюрах)
    К. Паустовский. Скрипучие половицы
    К.Г. Шахназаров. Поведение при гостях
    как писать сочинения
    Календарь сдачи ОГЭ 2016 г.
    КИМ. ОГЭ 2018
    Конкурс красоты
    критерии оценивания устного собеседования
    критерии оценивания ОГЭ
    купить книжки по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по русскому языку
    курс по ЕГЭ
    курс по ОГЭ
    курсы по ОГЭ
    Л. Матрос. О материнской любви
    Л. Овчинников. Случай в блокадную зиму.
    Л.Е. Улицкая. О детстве
    Л.Н. Тол­сто­й. Игра
    Л.Ф.Во­рон­ко­ва.Случай на лугу
    лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты
    Любовь Волкова. Сказки про игрушки
    М. Агеев. Случай с деньгами.
    М. Москвина. Моя собака любит джаз
    М.А. Чванов. О бездомной собаке
    М.А. Чванов. Страна детства
    М.Г. Львов­ский. О первой влюбленности
    методика изложения
    методика по работе с сочинением
    методика подготовки к написанию сжатого изложения
    модель устной сдачи ЕГЭ по русскому языку
    Н. Айна. Избиение.
    Н. Аксёнова. О счастье
    Н. Гарин-Михайловский. Спасение собаки
    новости ОГЭ 2016
    О. Ю. Рой. Воспоминания
    О.Ю. Рой. Случай с конфетой
    обособленные дополнения
    обособленные обстоятельства
    обособленные определения
    общие сведения по ОГЭ
    ОГЭ
    ОГЭ 10
    ОГЭ 11
    ОГЭ 12
    ОГЭ 13
    ОГЭ 14
    ОГЭ 15
    ОГЭ 15-3
    ОГЭ 15.2
    ОГЭ 15.3
    ОГЭ 2
    ОГЭ 2016
    ОГЭ 2017
    ОГЭ 3
    ОГЭ 4
    ОГЭ 5
    ОГЭ 6
    ОГЭ 7
    ОГЭ 8
    ОГЭ 9
    ОГЭ вариант
    ОГЭ изложение
    ОГЭ по русскому языку
    ОГЭ подготовка
    ОГЭ примеры
    ОГЭ проблематика
    ОГЭ расписание экзаменов
    ОГЭ РЯ
    ОГЭ сочинение
    ОГЭ Сочинение 15.1
    ОГЭ Сочинение 15.3
    ОГЭ сочинения
    ОГЭ Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
    ОГЭ темы сочинений
    ОГЭ устная часть
    ОГЭСочинение 15.3
    осложненные предложения
    Остромир. Детская игрушка
    П.С. Романов. Дачники
    Перспективные модели ОГЭ
    пишем изложение
    пишем сочинение
    Планы развития итоговой аттестации
    подготовка к ЕГЭ
    подготовка к ОГЭ
    подготовка к ОГЭ изложение
    Подготовка к ОГЭ по русскому языку
    подготовка к ОГЭ сочинение
    полезные ресурсы
    пособие по ОГЭ
    пособие по русскому языку
    Правила поведения во время экзаменов
    правописание приставок
    правописание суффиксов
    приемы сжатия
    примеры ОГЭ 15.3
    примеры сочинений
    примеры сочинений ОГЭ
    примеры сочинений ОГЭ 15.3
    проблематика Матренин двор
    проекты КИМ ОГЭ 2017
    Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
    работа с текстом
    разбор задание по ОГЭ
    разбор заданий по ОГЭ
    размышления ОГЭ 15
    расписание ОГЭ
    расписание экзаменов ОГЭ
    рассказ из цикла. Мелкие вещи
    рассказ о дружбе
    ревности
    С. Качалков. Картина
    С.А. Лубенец. О лучшем друге
    С.А. Лубенец. О неуверенности в себе.
    С.П. Алек­се­е­в. Еда на войне
    сайт ФИПИ ОГЭ
    сб. Река
    синтаксический анализ сложного предложения
    словарик понятий к сочинению 15.3
    словарь этических терминов
    словосочетание
    сложные предложения
    сложные предложения с различными видами связи
    сочинение
    сочинение ОГЭ
    сочинение 15 2
    сочинение 15.2
    сочинение 15.3
    сочинение ОГЭ
    сочинение ОГЭ 15.1
    сочинение-рассуждение 15.3
    сочинения о дружбе
    сочинения ОГЭ
    сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 4)
    список произведений ОГЭ
    Т. Ми­хе­е­ва
    Т. Толстая. Кино
    текст Долиной о неуверенности
    Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
    Текст Н.Дубова о неуверенности в себе
    тема дружбы
    тема любви
    темы сочинений ОГЭ
    Темы сочинения 15.3
    тесты онлайн
    требования к написанию сочинения
    Устная часть ГИА
    устный экзамен по русскому языку
    Ч.Т. Айтматов. О потерях близких на войне
    Э. Фонякова. О счастье
    Э. Шим. Случай с ракетой.
    Э.Е. Фо­ня­ко­ва. Что такое война?
    Э.Ю. Шим. О Жеке
    Э.Ю.Шим. Черемуха
    экзамен по русскому языку
    электронные учебники
    Ю. Грибов. Очерк .Листопад.
    Ю. Домбровский. Хранитель древностей
    Ю. Трифонов. Взаимоотношение в классе.
    Ю. Я. Яко­вле­в. Скорая помощь.
    Ю.Домбровский. О крабе.
    Ю.Я. Яковлев. О детских капризах
    Ю.Я. Яко­вле­в. О коржике
    Ю.Я. Яковлев. О первой влюбленности
    Ю.Я. Яковлев. Подвиг матери
    Ю.Яковлев. На театральном дворе.

  3. 1. Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о взаимовыручке)
    2. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о внутреннем мире человека)
    3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о выборе)
    4. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о доброте)
    5. Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о драгоценных книгах)
    6. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о дружбе)
    7. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о жизненных ценностях)
    8. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв
    в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о любви)
    9. Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над
    сочинением о материнской любви
    )
    10. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о настоящем искусстве)
    11. Как Вы понимаете значение выражения НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    12. Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над
    сочинением о нравственном выборе
    )
    13. Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (См. тексты для работы над сочинением о силе духа)
    14. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте
    и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  4. 07.01.2018
    Примерный список тем сочинений, которые могут встретиться на ОГЭ по литературе в 9 классе.
    Мастерство Л.Н. Толстого в создании характеров. (На примере одного произведения по вашему выбору).
    В чём для вас состоит притягательность лирики С.А. Есенина? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Какую роль в понимании идеи комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» играют образы слуг?
    Какие нравственные вопросы поставлены в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    Сатирические образы в прозе А.П. Чехова. (На примере одного-двух рассказов по вашему выбору)
    Как вы понимаете тезис о «всеотзывчивости» пушкинской лирики? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Как проявляется характер Чичикова в общении с помещиком Маниловым? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Над какими вопросами заставляют задуматься сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной из сказок по вашему выбору)
    Роль художественной детали в прозе А.П.Чехова. (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не мене двух басен по вашему выбору)
    В чём актуальность лирики В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Смысл жизни в понимании героев А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
    Своеобразие начала первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    О каких жизненных ценностях заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Какими предстают Грушницкий и Печорин в сцене дуэли? (По произведению М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»)
    В чём своеобразие героев прозы В.М. Шукшина? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Семейная тема в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
    Философская проблематика лирики М.Ю. Лермонтова. (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Почему Чацкий отторгнут Фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума»)
    Какая проблема, поставленная в прозе Л.Н Толстого, привлекла ваше внимание? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
    Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору).
    Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору).
    Каково отношение автора повести к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
    Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    Какое значение образ дороги приобретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
    Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
    Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
    «В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского , глава « Два солдата»?
    Как показана связь мира природы и мира человек в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    «Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом?
    Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    В чём особенности лирики С.А. Есенина ? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
    В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицина «Матрёнин двор»?
    Что вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри» связан с образом главного героя?
    Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей7 (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
    Трагедия «русского бунта» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Какие просветительские взгляды М.В. Ломоносова нашли отражение в его поэзии ?
    Романтическая картина мира в балладах В.А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по вашему выбору).
    Над какими вопросами задумывается герой прозы Ф.М.Достоевского ? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
    Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
    Каким предстаёт лирический герой в поэзии В.В. Маяковского?
    Каково отношение к князю Игорю? (По « Слову о полку Игореве»)
    Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема высокого назначения поэта?
    Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии « Горе уму» на « Горе от ума»?
    Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме Василий «Тёркин»)
    Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
    Какие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
    Тема любви в лирике А.С. Пушкина. ?
    Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века? (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Русская природа в лирике Ф.И. Тютчева. (На примере 2-3 стихотворений по вашему выбору)
    В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского ? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    Как в литературе ХХ века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (на примере одного из художественных произведений по вашему выбору)
    Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Философские мотивы лирики А.С. Пушкина.
    Почему Н.А. Некрасов назвал свою поэтическую Музу « Музой мести и печали»?
    Сатирический пафос комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    Как содержание повести «Бедная Лиза» подтверждает мысль Н.М. Карамзина: «…и крестьянки любить умеют»?
    Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.
    Каков нравственный смысл повести Н.В Гоголя «Шинель»?
    Образ Нефёдушки в рассказе И.А. Бунина «Лапти»?
    Искусство пейзажной зарисовки в прозе И.С. Тургенева. (На примере одного произведения по вашему выбору)
    Что вам близко в лирике С.А. Есенина? (На примере 2-3 стихотворений по вашему выбору)
    Какие ценности русского Просвещения прославляются в ломоносовской «Оде на день восшествия…Елисаветы Петровны 1747
    года»?
    «Бессмысленность» и «беспощадность» русского бунта. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина)
    Чем необычен главный герой рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
    Каким предстаёт образ автора-поветвователя в баснях И.А. Крылова?
    Как в поэзии Г.Р. Державина проявляются принципы классицизма ?
    Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
    Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Какое наслаждение – уважать людей!»? (По 1-2 рассказам А.П. Чехова по вашему выбору)
    Человек и природа в лирике А.А. Фета.
    В чём смысл эпиграфа к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
    Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По вашему выбору)
    В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества?
    Мастерство А.Н. Островского в создании драматургического характера. (На примере героя или героини одной из пьес по вашему выбору)
    Какое содержание вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»)
    Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)
    В чём В.В. Маяковский видит предназначение поэта?
    Смысл названия романа А,С Пушкина «Капитанская дочка».
    Что более всего ценит Л.Н. Толстой в человеке? (На примере 1-2 произведений по вашему выбору)
    Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова- Щедрина (На примере 1-2 сказок по вашему выбору)
    Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода2? (на примере 2-3 стихотворений по вашему выбору)
    Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
    Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми дущами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
    Онегин и петербургский свет в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    Каким предстаёт облик лирического героя в поэзии А.А. Блока?
    «Злонравия достойные плоды». (Нравственная проблематика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
    Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа?
    Какие просветительские идеалы отражены в комедии Д.И. Фонвизина «недоросль»?
    «Тихая лирика» Н.М. Рубцова: образы и темы.
    Особенности конфликта в поэме А.С Пушкина «Цыганы».
    Какую роль в прозе И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одного из произведений писателя по вашему выбору)
    Почему Хлестаков так легко входит в роль ревизора? (По комедии Н.В Гоголя «Ревизор»?
    Каковы художественные открытия В.А Жуковского-романтика?
    Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
    Сатирические мотивы в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
    Черты романтизма и реализма в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
    Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.
    Как в рассказах А.П. Чехова изобличается добровольное рабство? (По 1-2 рассказам писателя по вашему выбору)
    Как в русской литературе второй половины ХХ века отображён драматизм взаимоотношений человека и природы? (На примере
    творчества одного (любого) писателя по вашему выбору)
    Образ «благородного бандита» в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
    Как в стихотворении Н.А Некрасова представлены картины жизни народа?
    Своеобразие жанра оды в лирике М.В. Ломоносова.
    Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Что сближает образы «маленьких людей» – Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н.В гоголя «Шинель»)
    Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Какова роль женских образов в романе М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»?
    Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
    Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
    Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по вашему
    выбору)
    Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

  5. Сравнение трёх заданий позволяет выделить их общие признаки и отличия.
    Все три сочинения по жанру представляют собой сочинение-рассуждение. Следовательно, структура их одинакова.
    Все три вида сочинения выполняются на основе большого текста, данного во второй части работы для чтения. Только задание 15.3 требует опоры на текст изложения( в нем, как правило, уже содержится почти готовое определение значения вынесенного в задание слова).
    Объём сочинений одинаков – не менее 70 слов. Однако имейте ввиду, что это слишком мало для того, чтобы раскрыть тему. Иногда только одна фраза-цитата содержит 20-40 слов.
    В любом сочинении вам необходимо продемонстрировать умение интерпретировать высказывание. Другими словами, вы должны истолковать значение высказывания: своими словами(с привлечением авторской лексики) пояснить , что имел ввиду автор, что он хотел сказать.
    Объяснив смысл высказывания, вы должны подтвердить истинность сказанного примерами-аргументами. Оба примера вы ищете в большом тексте, данном для прочтения. И только в задании 15.3 допускается второй аргумент из вашего жизненного опыта(но об этом написано лишь в критериях оценивания)
    Итак, внимательно изучив формулировки всех трёх заданий, оцените свои знания и возможности и выберите только одно задание. Какое же? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов: во первых, от формулировки задания(какие высказывания в нём даны и как вы их поняли) и, во вторых, от самого текста, по которому вы пишете сочинение.
    Шаг третий
    Прочитайте текст. Сформулируйте для себя общее впечатление, которое он на вас произвёл.

  6. По­яс­не­ние.15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Наша речь — это по­ка­за­тель нашей куль­ту­ры или бес­куль­ту­рья, нашей ду­хов­но­сти или без­ду­хов­но­сти, на­ше­го внут­рен­не­го бо­гат­ства или ни­ще­ты.Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния нор­ма­ми куль­ту­ры речи. Чув­ство языка, уме­ние пра­виль­но по­стро­ить вы­ска­зы­ва­ние, упо­тре­бить то или иное вы­ра­же­ние или слово нужно в себе вос­пи­ты­вать. Имен­но о не­об­хо­ди­мо­сти гра­мот­но­го вла­де­ния язы­ком го­во­рил В.В. Ви­но­гра­дов: «Сме­ше­ние или со­еди­не­ние вы­ра­же­ний, при­над­ле­жа­щих к раз­ным сти­лям ли­те­ра­тур­но­го языка, в со­ста­ве ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния долж­но быть внут­рен­не оправ­да­но или мо­ти­ви­ро­ва­но».Под­твер­жде­ние слов В.В. Ви­но­гра­до­ва на­хо­дим в тек­сте Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. Так, в диа­ло­гах ребят, увлек­ших­ся чте­ни­ем про­из­ве­де­ний А.С. Пуш­ки­на, можно про­сле­дить сме­ше­ние слов и вы­ра­же­ний раз­ных сти­лей (пред­ло­же­ния 11—15): рядом ис­поль­зу­ют­ся про­сто­реч­ные вы­ра­же­ния и даже жар­го­низ­мы и слова вы­со­ко­го ху­до­же­ствен­но­го стиля. Ко­неч­но, по­доб­ные фразы (Как ты вчера до дому до­вла­чил­ся? (12)В оби­тель даль­нюю?) вы­гля­дят не­ле­по, и толь­ко спу­стя годы рас­сказ­чик по­ни­ма­ет это. Вме­сте с тем, умест­ным яв­ля­ет­ся упо­треб­ле­ние вы­со­ко­пар­ной пуш­кин­ской фразы в мо­мент, когда герой узна­ет о про­дви­же­нии наших войск по линии фрон­та: (20)Востре­пе­щи, тиран! (21)Уж бли­зок час па­де­нья! Упо-треб­ле­ние этого афо­риз­ма под­чер­ки­ва­ет ра­дость детей за по­бе­ду рус­ской армии и не­ми­ну­е­мом часе рас­пла­ты с фа­шиз­мом. Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние вы­да­ю­ще­го­ся линг­ви­ста В. В. Ви­но­гра­до­ва о не­об­хо­ди­мо­сти вла­де­ния ли­те­ра­тур­ны­ми нор­ма­ми.
    15.2 При­ведённый фраг­мент тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва рас­кры­ва­ет тре­пет­ное от­но­ше­ние рас­сказ­чи­ка к по­э­зии Пуш­ки­на. До конца не осо­зна­вая ма­ги­че­скую силу сти­хов ве­ли­ко­го поэта, маль­чиш­ки увлек­лись ими са­мо­заб­вен­но, впи­ты­вая всё то пре­крас­ное и вы­со­кое, что таит в себе по­э­зия. Как же вли­я­ли книги А. С. Пуш­ки­на на ге­ро­ев?На­хо­дясь под вла­стью вол­шеб­ных слов, до конца ещё, воз­мож­но, и не по­ня­тых, маль­чи­ки ока­за­лись в плену ис­кус­ства. Они были счаст­ли­вы воз­мож­но­стью при­кос­нуть­ся к ве­ли­ко­му. Вот по­че­му ре­бя­та ста­ра­лись го­во­рить сло­ва­ми Пуш­ки­на даже тогда, когда это было не со­всем умест­но. Они слов­но об­ре­ли но­во­го друга — Пуш­ки­на, к ко­то­ро­му при­слу­ши­ва­лись и ко­то­ро­му стре­ми­лись под­ра­жать. Пуш­кин­ские об­ра­зы так за­хва­ти­ли маль­чи­ков, что во время боль­шой ра­до­сти от по­бе­ды нашей армии на фрон­те Вовка за­го­во­рил «сти­ха­ми»: «Востре­пе­щи, тиран! Уж бли­зок час па­де­нья!» (пред­ло­же­ния номер 19—20). Маль­чиш­ки были счаст­ли­вы своим увле­че­ни­ем. Это осо­бен­но зна­чи­мо, ведь кру­гом война, раз­ру­ха. Зна­чит, по­э­зия может ле­чить раны, по­мо­га­ет легче пе­ре­жи­вать труд­но­сти? Зна­чит, дей­стви­тель­но, «стихи Пуш­ки­на об­ла­да­ют … вол­шеб­ным уме­ни­ем, что вол­ну­ют нас об­ра­зы и ви­де­ния, сла­га­е­мые из слов, и что мы пе­ре­жи­ва­ем одно из самых счаст­ли­вых мгно­ве­ний, ко­то­рые да­ру­ют­ся че­ло­ве­ку».
    15.3 Дра­го­цен­ны­ми можно счи­тать те книги, ко­то­рые ста­но­вят­ся пу­те­вод­ной звез­дой чи­та­те­ля, на всю жизнь опре­де­ля­ют его иде­а­лы, фор­ми­ру­ют его ми­ро­воз­зре­ние, укреп­ля­ют фун­да­мент ду­хов­ной жизни. Хо­ро­шо, если в жизни тебе при­ш­лось иметь дело имен­но с та­ки­ми кни­га­ми, если у тебя есть книги, к ко­то­рым хо­чет­ся воз­вра­щать­ся вновь и вновь, чтобы на­пи­тать­ся уже пе­ре­жи­тым и по­лу­чить новые впе­чат­ле­ния. На­хо­дясь под вла­стью вол­шеб­ных слов, до конца ещё, воз­мож­но, и не по­ня­тых, герои Аль­бер­та Ли­ха­но­ва ока­за­лись в плену ис­кус­ства. Вот по­че­му ре­бя­та ста­ра­лись го­во­рить сло­ва­ми Пуш­ки­на даже тогда, когда это было не со­всем умест­но. Они слов­но об­ре­ли но­во­го друга — Пуш­ки­на, к ко­то­ро­му при­слу­ши­ва­лись и ко­то­ро­му стре­ми­лись под­ра­жать. Пуш­кин­ские об­ра­зы так за­хва­ти­ли маль­чи­ков, что во время боль­шой ра­до­сти от по­бе­ды нашей армии на фрон­те Вовка за­го­во­рил «сти­ха­ми»: «Востре­пе­щи, тиран! Уж бли­зок час па­де­нья!» (пред­ло­же­ния номер 19—20). Маль­чиш­ки были счаст­ли­вы своим увле­че­ни­ем. Это осо­бен­но зна­чи­мо, ведь кру­гом война, раз­ру­ха. По­э­зия Пуш­ки­на стала той дра­го­цен­но­стью, ко­то­рая об­ра­ти­лась для них пу­те­вод­ной звез­дой. Среди своих дра­го­цен­ных книг я бы на­зва­ла «Ка­пи­тан­скую дочку» Пуш­ки­на. Эта книга на­учи­ла меня ви­деть под­лость, от­ли­чать ис­тин­ное до­сто­ин­ство от по­ка­зу­хи, стре­мить­ся быть че­ло­ве­ком чести в любых си­ту­а­ци­ях. На меня про­из­ве­ли силь­ное впе­чат­ле­ние сме­лость и бес­стра­шие Петра Гринёва, са­мо­от­вер­жен­ность Маши Ми­ро­но­вой, сво­бо­до­лю­бие Пугачёва. К этой книге хо­чет­ся воз­вра­щать­ся, как к доб­рым дру­зьям, со­ве­то­вать­ся с её ге­ро­я­ми. При­сталь­ное вни­ма­ние в наш век ком­пью­те­ри­за­ции и все­мо­гу­ще­го ин­тер­не­та всё же долж­ны за­слу­жи­вать книги, осо­бен­но в дет­стве, ведь от того, на каком фун­да­мен­те будет за­кла­ды­вать­ся дом, за­ви­сит проч­ность всего стро­е­ния. Пусть этим фун­да­мен­том ста­нут доб­рые и по­учи­тель­ные книги.

  7. 7
    Текст добавил: Владюха_Ростов

    Проблема взаимоотношений человека и природы
    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович, отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как чувствует её Н.П.
    Последняя страница романа – описание сельского кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом описании противопоставляются вечность природы и временность социальных теорий, претендующих на вечность.
    В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.
    Проблема восприятия человеком природы.
    Проблема влияния природы на чело­века
    В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её способность открывать для себя красоту мира.
    Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
    Проблема бережного отношения к природе
    В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.
    Проблемы семьи
    Проблема роли детст­ва в жизни человека
    В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту. Он трепетно заботится о юном французском пленном барабанщике.
    Проблема роли семьи
    в формиро­вании лич­ности
    В семье Ростовых в романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети –Наташа, Ни­колай и Петя – стали по- настоящему хорошими людь­ми (Наташа уговаривает отца отдать подводы для раненых, лишая семью нажитого имущества; Николай и Петя участвуют в войне, Петя гибнет в партизанском отряде), а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, Элен, и Анатоль – безнравст­венные эгоисты, причиняющие боль другим людям.
    Проблема взаимоот­ношения отцов
    и де­тей
    Проблема «отцов и детей»
    В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой Бульба воспитывал своих сыновей Остапа и Андрия как истинных защитников родины, как доблестных воинов. Отец не смог простить Андрию, полюбившему полячку, предательства, убивает сына. Тарас Бульба гордится Остапом, который мужественно сражается в бою и стойко принимает казнь. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
    В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца «беречь честь смолоду» помогли Петру Гриневу даже в самые сложные моменты жизни оставаться честным, верным себе и долгу: и во время пугачёвского бунта, и во время ареста и суда.
    Следуя завету отца «копить ко­пейку», Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые ду­ши», всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести, который обманным путём продвигается по службе, потом скупает мёртвые души крестьян.
    Проблема взаимоот­ношений
    в семье
    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображены непростые взаимоотношения в семье Кирсановых и Базаровых. Родители Е. Базарова окружили своего сына такой чрезмерной любовью и заботой, что он предпочитает жить и работать в имении Кирсановых, хотя любит своих родителей. Аркадий Кирсанов, подражая своему приятелю Базарову, сначала отдаляется от отца, но со временем взрослеет и не только духовно сближается с семьей, но и повторяет судьбу отца: женится, занимается имением.
    Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка
    Учительница Лидия Михай­ловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки фран­цузского» преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Дополнительно занимаясь с мальчиком французским языком, учительница также пыталась помочь ему в жизни
    В притче А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека, надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
    Равнодушия мира взрослых
    Герои повести А. Приставкина «Ноче­вала тучка золотая» — Кузьмёныши — находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
    Мальчик, герой рассказа Ф.М. Досто­евского «Мальчик у Христа на ёлке», приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и брошенный.
    Проблема развития и сохранения русского языка
    В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет о том, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
    В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор, представляя разные типы помещиков, показывает их необразованность, невоспитанность, невежество. Если Манилов изъясняется красивыми фразами, лишёнными смысла, то в речи Ноздрёва, наоборот, преобладает сниженная лексика разговорного стиля. Как привилегированный, правящий класс, помещики должны быть людьми образованными, культурными, но гоголевских помещиков сближает и бескультурье, и необразованность, и равнодушие к народу.
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» речь всех героев – основное средство характеристики. Особенно афористична, точна речь Чацкого, как прогрессивно мыслящего человека («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Смешенье языков: французского с нижегородским»), который сетует на антинациональное воспитание, оторванность от русской почвы.
    Проблема соотнесен­ности име­ни человека и его внут­ренней сущности
    В комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль» многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как глупая невежда. Скотинин Та­рас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
    Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности.
    Проблема бессерде­чия, душев­ной черст­вости
    В рассказе К.Г. Паустов­ского «Теле­грамма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
    Проблема утраты ду­ховных ценностей
    Проблема гибели души
    В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор изображает галерею типов, показывая степень деградации, нравственного падения помещиков, продающих мёртвые души крепостных и равнодушно или жестоко относящихся к живым. Плюшкин – «прореха на человечестве».
    В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» главный герой, мечтая об усадьбе с крыжовником, отказывает себе во всем, женится по расчету, копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил.
    Проблема предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам
    окру­жающих
    В повести Л. Андреева «Иуда Иска­риот» Иуда, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
    Проблема подлости, бесчестия
    В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабри -дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
    Проблема чинопочи­тания
    В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.
    Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
    Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
    Проблема взаимоотношения
    между людьми
    В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
    В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо – значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.
    Проблема нравствен­ного
    падения
    В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравст­венного падения.
    Проблема взяточни­чества,
    каз­нокрадства
    В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» городничий, взяточник и казнокрад , обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. Судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками.
    Проблема разрушаю­щего влия­ния денег
    В рассказе А.П. Чехова «Ионыч»Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, с благородством и усердием относящийся к своей работе, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть – деньги.
    В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.
    Проблема эгоизма
    В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций, разрушает её личную жизнь, планирует побег с ней, хотя женат.
    В рассказе А,П. Чехова «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных-рабами. Она забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
    Проблема карьериз­ма, лжеуче­ности
    Мир ученых-физиков в рома­не Д. Гранина «Иду на гро­зу»,- поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными(Крылов, Дан), и карьеристами. Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина, Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы.
    Проблема ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом за реализацию своих спо­собностей
    Обломов, главный герой рома­на И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.
    Проблема одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих)
    У извозчика Ионы Потапова, героя рассказа А.П. Чехова «Тоска», умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.
    Проблема истинных и ложных ценностей в жизни
    В рассказе А.П. Чехова «Попрыгу­нья» Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие.
    Проблема патриотиз­ма
    Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве». Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор, – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает в необходимости объединиться для защиты родной земли.
    Действие повести Б.Васильева «В списках не значился» разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
    Проблема мужества, героизма,
    нравствен­ного долга
    В романе Б. Васильева «А зори здесь тихие» девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их — юных, любящих, нежных. Последней из девушек гибнет Рита Овсянина, в живых остаётся только старшина Васков.
    Летчик Алексей Маресьев, ге­рой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.
    Проблема нравственного выбора
    В. Кондрать­ев, автор в повести «Сашка», показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
    В повести В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.
    В повести В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.
    Проблема тоски по родине,
    любви к родине
    В книге Н. Тэффи «Воспомина­ния» писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.
    Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей
    В рассказе А. Солжени­цына «Матренин двор» для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
    Верности данному слову
    В повести А.С. Пушкина «Дубров­ский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
    В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла
    чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.
    Стремления человека к добру и счастью
    В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
    Проблема бескорыст­ного служения
    В повести Н.С. Лескова «Очарован­ный стран­ник» Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.
    Нравственной проч­ности
    чело­века
    В произведении В. Быкова «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
    Проблема верности своим убе­ждениям
    В рассказе М. Шолохова «Судьба че­ловека» судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
    В рассказе А. Солжени­цына «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.
    Проблема дружбы, товарище­ства
    В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.
    Интерна­ционализма (межнацио­нальных отношений)
    В романе Ю. Бондарева «Берег»Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
    В повести А. Приставкина «Ночева­ла тучка зо­лотая» дети -русский Колька и че­ченец Алхузур – стали на­стоящими братьями вопреки безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели е бра­та, он полон сострада­ния. Только братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага. В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
    Проблема любви и милосердия
    В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита даже в роли королевы бала у сатаны остаётся человеком: помогает Фриде.
    Проблема гуманизма
    В произведении А. Адамовича «Немой» во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.
    Проблема веры в человека
    В пьесе М. Горький «На дне» Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
    Добра (любви) как воскрешающей силы
    В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,”— он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.
    Проблема силы любви
    В рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.
    Талантли­вости, при­родной
    ода­ренности
    В сказе Н.С. Лесков «Левша» косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.
    Проблемы, связанные с ролью искусства в жизни человека
    В рассказе В. Короленко «Слепой му­зыкант» описывается, как Петрусь родился слепым, и му­зыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантли­вым пианистом.
    В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на луч­шее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он про­играл большую сумму денег.
    Проблема роли худо­жественной литературы в становле­нии лично­сти
    Алёша, герой повести М. Горького «Мои универ­ситеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..
    Проблема сохранения культуры
    В произведении Р. Брэдбери «Улыбка» мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.
    Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника
    Мастер в романе М.А.Булгакова не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву». Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
    Проблема личности и власти
    В романе М.Замятина «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей. Главный герой Д503, строитель интеграла, хотя бы на время обретает душу, переживая глубокие чувства к женщине.
    Проблема недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей
    Главный герой повести М. Булгакова «Собачье сердце» – про­фессор Преображенский. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
    Проблема бесчеловечности и бессмыс­ленности войны
    В рассказе М. Шолохова «Родинка» гражданская война стала причи­ной того, что атаман, семь лет от­сутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
    Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии)
    В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» лихорадочные действия людей, спешащих покон­чить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему про­шлому, к тем, кто жил до них на этой земле. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», – говорит Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина – воплощение совести, народной нравственности. Для Дарьи важна и необходима ценность прошлого: она отказывается от переезда из зоны затопления, обжитых мест, родной деревни, пока не перенесут могилки. Не может допустить она кощунства бездушных пришлых людей. Для нее память является святой.
    Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского ведется от лица убитого безымянного солдата, погибшего в болотах подо Ржевом. Ничего не осталось после него, только завещание нам, потомкам: « Я вам жизнь завещаю», завещание быть счастливыми, с честью служить Отчизне в память « воина-брата, что погиб на войне».
    НТР и будущее
    В книге Р. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту» изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй — мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *