Темы сочинений на свободную тему

5 вариантов

  1. В данном материале узнаем, какие темы для сочинений бывают. Рассмотрим классификацию тем сочинений по литературе и русскому языку.
    Сочинение представляет собой вид школьной работы в письменном формате. В нем изложены мысли на определенную тему с личной точки зрения. Сочинения могут отличаться в зависимости от типа и жанра. Также они могут быть написаны на свободную или на конкретную тему. Благодаря сочинениям у учащихся развивается речь, фантазия и появляется умение формировать правильно мысли.
    Классификация сочинений по жанру:
    Публицистическая статья
    Очерк
    Дневник.
    Классификация сочинений по типу речи:
    Сочинение-повествование
    Сочинение-описание
    Сочинение-рассуждение.
    В большинство случаев сочинения пишутся на заданной теме. В случае контрольных или экзамена по литературе также может возникнуть необходимость писать сочинение. Темы для сочинений могут быть очень разными, от описания какого-то природного явления и до таких письменных работ, которые связаны с определенными литературными произведениями.

    Сочинения на свободную тему

    Написать сочинение на свободную тему тоже непросто. Тема для сочинений может быть любой, а для того чтобы ее выбрать, нужно включить свою фантазию и ассоциировать будущую тематику со своими знаниями. Проще написать текст на ту тематику, которая известна, с другой стороны наличие темы позволяет приступить к написанию, в то время как ее выбор затрудняет.
    Свободные сочинения можно писать в публицистическом стиле, использовать риторические вопросы, восклицательные знаки и пытаться максимально раскрыть вопрос. Структура сочинения должна сохраняться, также обязательно хорошее содержание.

    Какие бывают темы для итогового сочинения?

    Итоговое сочинение выполняет важную роль и позволяет получить доступ к итоговой государственной аттестации. Его результаты также могут учитываться при поступлении в вузах. Важно написать хорошо, и для этого нужно знать примерные темы для итогового сочинения. При подготовке можно ориентироваться на прошлый год. Открытые направления для таких сочинений можно посмотреть на сайте ФИПИ.
    Все темы для итогового сочинения позволяют подобрать наиболее подходящее литературное произведение. Достаточно будет одного произведения для написания сочинения. При выборе темы нужно отдавать предпочтение той тематике, которая близка и понятна. Министерство определило основные линии сюжета для итогового сочинения. Они позволят подготовиться к написанию итогового сочинения на определенную тему. Основные направления это: доброта и жестокость, искусство и ремесло, отцы и дети, мечта и реальность, а также месть и великодушие.
    В случае направления доброта и жестокость можно затрагивать все нюансы, связанные с нравственностью, отношение к живым существам. Существует огромное количество литературных персонажей, чье стремление относиться к одной из этой крайности, они либо очень добрые, либо жестокие.
    Искусство и ремесло подразумевает раскрытие тематики одаренных людей общества и той черте, которая давно существует между такими понятиями как искусство и ремесло. Сужение должно строиться вокруг внутренних ощущений персонажа и его отношение ко всему прекрасному.
    Отцы и дети позволяет строить обсуждения на основе течение поколений и отношений между ними, будь они конфликтными или наоборот. Нужно выделить, так как причины для вздора, так и способы достижения мира между ними.
    Мечта и реальность – обсуждение на тему проектирование мечты в реальности, и что ее генерирует. В литературе можно встретить три вида героев, те которые мечтают и готовы применить все в жизнь, и те, кто навсегда в плену у мечты, но ничего не реализуют на деле. Еще есть категория лиц лишенные умения мечтать.
    Месть и великодушие позволяет рассказать о том, что существует два вида противоположностей, те, кто за добро и те, кто за зло во всех проявлениях. Помимо нравственности можно выделить героев, которые поступали великодушно или нет в зависимости от своих убеждений и требований общества.
    Важно не просто использовать литературные тексты как факт для ссылки, а взаимодействовать с ним на уровне аргументов. Это могут быть описания действий персонажей или же их сущности. Определение темы делается самостоятельно, но есть требования, которым они должны соответствовать. Речь о таких требованиях как: точная постановка проблемы, логичность и ясность. Помимо отечественной литературы можно использовать и работы мировой литературы. Положительный результат от написания итогового сочинения будет, если писать по теме, с аргументами в виде примеров из литературы и объемом 250 слов. Несмотря на выбранную тему, итоговое сочинение пишется по типу речи как сочинение-рассуждение. В качестве формулировки можно использовать цитаты, вопросы и констатации.

    На какие темы пишут сочинения дети?

    Написание сочинений это длительный и упорный труд. Школьники разных возрастов учатся писать сочинения, как подготовка к итоговой письменной работе и как способ развития речи. Любая тема для сочинения может показаться сложной детям, если приходится писать впервые в жизни. Со временем появляется опыт изложения мыслей на бумаге в структурированном виде, тогда наоборот любая тема оказывается понятной.
    Научить ребенка писать сочинения поможет издание «Как научить Вашего ребенка писать сочинения», автора Есенин С.А. Чтение текстов и составление плана помогает ребенку правильно излагать свои мысли и структурировать грамотно. Основные направления тем для сочинения детям младших классов это: времена года, насекомые, животные, птицы, природные явления, растения, школа. Также популярны такие темы как: дом, дружба, жизнь, еда, музыкальные инструменты и многое другое. Начинать можно с мини-сочинений и до серьезных письменных работ в полном объеме, по мере получения опыта и знаний.

    Темы для сочинения по литературе

    Подготовка к итоговому сочинению по окончанию учебного учреждения и вступлению в ВУЗ делается посредством работы за все годы учебы. Важно уделять достаточное внимание сочинениям и составлению текстов. Хорошо уметь писать на любые темы для сочинения по литературе, тогда хорошая оценка обеспечена. Ориентироваться нужно по общим направлениям, в таком случае любая тема будет по силам.
    Помимо умения составить план и излагать свои мысли, также важно знакомиться с различными литературными произведениями, то есть читать. Темы для сочинения по литературе тесно связаны с литературными произведениями и требуют их чтение. В процессе нужно будет ссылаться на персонажи, и аргументировать фактами из конкретных работ отечественных и мировых писателей. Как можно больше читайте, и тогда написание сочинений не будет проблемой.
    Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

  2. Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочине­ния или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы.
    Анализировать тему сочинения можно, не только обратившись к выявлению ключевых слов в её формулировке, но и ещё одним способом. Его суть заключается в том, чтобы переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.
    Например, вашему вниманию предложена тема «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”». Переформулируем её в следующие вопросы:
    • что значит «барская» Москва?
    • кто из героев комедии является представителем барской Москвы, то есть при­надлежит к фамусовскому обществу?
    • что характерно для всех этих героев?
    • что больше всего ими ценится в людях и почему?
    • как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?
    • совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?
    • как драматург изображает представителей высших кругов Москвы?
    Таким образом, в сочинении «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» необходимо будет доказательно ответить на каждый из этих вопросов. Общий же ответ на эти вопросы примерно такой: «А.С. Грибоедов стремится разо­блачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то. что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы). Драматург положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, создав, по словам ИА. Гончарова, «картину нравов, галерею живых типов, и вечно острую и жгучую сатиру» (как изображает). Это тезис, в русле которого будет рас­крываться тема сочинения.
    Переформулируем в ряд вопросов ещё одну тему – «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»:
    • в каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
    • чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своём творчестве: особенностями мироощущения? фактами биографии? творческим методом?
    • каким обычно изображается герой в произведениях романтизма?
    • почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиноче­ством?
    Приведём возможное вступление к сочинению «Тема гордого одиночества в лири­ке М.Ю. Лермонтова», в котором в сжатом виде содержатся ответы на поставлен­ные выше вопросы:
    Тема одиночества, невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихот­ворениях «Стансы» (1830), «Парус» (1832), «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) и в более поздних – «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно» (1840), «Листок» (1841), «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэ­та, фактами из его биографии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов – поэт-романтик, а, как известно, для романтизма характе­рен особый герой – одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в светской толпе, а временами его оди­ночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова не навязано ему миром, а избрано им добровольно: это единственно возможное состояние его души, которым он гордится.
    Невозможно написать сочинение, не зная, что ты хочешь в нём доказывать. Ведь как говорил римский философ Сенека, «кто не знает, куда плывёт, тому нет попутного ветра».
    Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в её Формулировке ключе­вых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – чётко и ясно.
    Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:
    • что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?
    • на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?
    • как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
    Рассмотрим, как можно сформулировать тезис, который будет доказываться в
    сочинении по следующей теме – «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”».
    Для этого сначала выделим ключевые слова в её формулировке – ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА.
    Чтобы уточнить для себя то, о чём именно следует писать в основной части сочи­нения, переформулируем предложенную тему – «Философская проблематика рома­на М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» – в ряд вопросов и кратко ответим на них:
    • что такое философская проблематика? (Это постановка и обсуждение важных вопросов человеческого бытия);
    • какие философские проблемы существуют? (Философские проблемы – это про­блема смысла жизни, познания и самопознания, предопределения человеческой судьбы, свободы, веры и безверия и т.д.);
    • какие из этих философских проблем затрагиваются в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (Философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуа­лизма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения);
    • кто из героев задумывается над этими философскими проблемами? (Над акту­альными вопросами человеческого бытия, волновавшими М.Ю. Лермонтова и его современников, мучительно размышляет главный герой романа – Печорин);
    • как анализ философской проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени» помогает понять характер Печорина? (Анализ философской проблема­тики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогает лучше понять дух изображённой в произведении исторической эпохи, получить более детальное представление о противоречивой личности Печорина).
    Если обобщить ответы на поставленные вопросы, то можно сформулировать тезис, который следует обозначить в последнем предложении вступления и доказать в основной части сочинения.
    Вступление к сочинению «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» может выглядеть примерно так:
    «Герой нашего времени» – первый в истории русской литературы реалистиче­ский роман с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновав­шие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и фило­софская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над эти­ми актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет глав­ный герой романа – Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермон­товского произведения помогает читателю получить более детальное представ­ление о личности этого персонажа.
    Примечание:
    Иногда главная мысль заключена уже в формулировке. Например, «Чацкий и Репетилов — герой и пародия». Это тема – тезис, здесь не надо искать идею, она выражена, её нужно лишь доказать.
    6. Составление плана сочинения. Обдумывание формулировок пунктов и под­пунктов. Подбор текстового материала к каждому пункту основной части плана.
    Когда суть дела обдумана заранее,
    Слова приходят сами собой.
    Гораций
    После того как тема выбрана и осмыслена, осуществлён понятийный анализ её формулировки, необходимо приступить к составлению плана сочинения.
    План – это своеобразный конспект будущего сочинения.
    Лучше составлять подробный план сочинения, в котором четко обозначены всту­пительная, основная и заключительная части, а основная, соответственно, делится на несколько пунктов и подпунктов:
    Вступление.
    Основная часть.
    1.
    а)
    б)
    в)
    2.
    а)
    б)
    в)
    3.
    а)
    б)
    в)
    Заключение.
    К каждому пункту плана надо подобрать необходимые примеры и цитаты и зафиксировать их в плане, чтобы не забыть. При этом назначение цитаты – под­твердить сказанное вами, но не повторять его.
    В качестве примера приведём план раскрытия следующей темы, связанной с ана­лизом идейно-художественного своеобразия лирики М.Ю. Лермонтова.

  3. 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    3. «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    7. «Человек – это… живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    8. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    9. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    11. «Ум – способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф. М. Достоевский)
    12. «Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    14. «Мещанство – ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге…» (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    17. «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
    19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно…» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
    21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)
    22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)
    23. «Человек ловится на мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь – всегда выдает истинную „суть души”, ее рисунок, ее тяготение…» (М. Горький)
    24. «Искусство – одно из средств различения доброго от злого…» (Л. Н. Толстой) (Петербург в освещении Пушкина, Гоголя и Достоевского)
    25. «У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский)
    26. «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л. Н. Толстой)
    27. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский)
    28. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)
    29. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский)
    30. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
    31. «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов)
    32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
    33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
    34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)
    35. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять… (А. П. Чехов) (По повести А. С. Пушкина „Капитанская дочка”)
    36. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (А. А. Блок) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    37. «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л. Толстой)
    38. «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете…» (И. А. Гончаров)
    39. «Душно! Без счастья и воли…» (Н. А. Некрасов) (по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница»)
    40. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (Н. К. Некрасов)
    41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия…» (Н. А. Некрасов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    42. Правда о войне в отечественной прозе (По произведению одного из писателей) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    43. Нравственная проблематика одного из произведений отечественной прозы (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    44. Нравственная проблематика произведений конца XX в. (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
    45. Тема русской деревни в современной прозе (По повести В. Белова «Привычное дело»)
    46. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по творчеству И. Бродского)
    47. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы)
    48. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    49. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1-2 произведений)
    50. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора…» (И. С. Тургенев) (По произведениям В. Распутина)
    51. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И. С. Никитин) (По роману Ч. Айтматова «Плаха»)
    52. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В. Г. Белинский) (По роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)
    53. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    54. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    55. «Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    57. «Мещанство – большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)
    59. «Поэзия – плуг, взрывающий время…» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    60. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин) (По роману Б. Васильева «В списках не значится»)
    61. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    62. «Счастье и радость жизни… в правде…» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    63. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф. М. Достоевский) (По произведениям В. М. Шукшина)
    64. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    65. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В. Г. Белинский)
    66. «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него сделаться собой…» ( В. Г. Белинский )
    67. «Революция обнаруживает высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев)
    68. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    69. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    70. «Болезнь любви неизлечима…» (А. С. Пушкин)
    71. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    72. «Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов) (По рассказу А. И. Солженицына «Раковый корпус»)
    73. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    74. «Избавиться от мысли люди не могут…» (К. С. Аксаков)
    75. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л. Н. Толстой) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    76. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо – мы (А. П. Чехов) (Размышления о чести и совести)
    77. «То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все (В. Набоков) (По роману А. И. Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ”)
    78. «Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л. Н. Толстой)
    79. «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький)
    80. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать» (В. Г. Белинский)
    81. «Совесть, благородство, достоинство – вот оно, святое наше воинство»
    82. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…»
    83. Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского
    84. Тема природы в лирике Жуковского
    85. Патриотическая лирика Лермонтова
    86. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    88. Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей
    89. Мой любимый поэт В. С. Высоцкий
    90. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына

  4. В данном материале узнаем, какие темы для сочинений бывают. Рассмотрим классификацию тем сочинений по литературе и русскому языку.
    Сочинение представляет собой вид школьной работы в письменном формате. В нем изложены мысли на определенную тему с личной точки зрения. Сочинения могут отличаться в зависимости от типа и жанра. Также они могут быть написаны на свободную или на конкретную тему. Благодаря сочинениям у учащихся развивается речь, фантазия и появляется умение формировать правильно мысли.
    Классификация сочинений по жанру:
    Публицистическая статья
    Очерк
    Дневник.
    Классификация сочинений по типу речи:
    Сочинение-повествование
    Сочинение-описание
    Сочинение-рассуждение.
    В большинство случаев сочинения пишутся на заданной теме. В случае контрольных или экзамена по литературе также может возникнуть необходимость писать сочинение. Темы для сочинений могут быть очень разными, от описания какого-то природного явления и до таких письменных работ, которые связаны с определенными литературными произведениями.

    Сочинения на свободную тему

    Написать сочинение на свободную тему тоже непросто. Тема для сочинений может быть любой, а для того чтобы ее выбрать, нужно включить свою фантазию и ассоциировать будущую тематику со своими знаниями. Проще написать текст на ту тематику, которая известна, с другой стороны наличие темы позволяет приступить к написанию, в то время как ее выбор затрудняет.
    Свободные сочинения можно писать в публицистическом стиле, использовать риторические вопросы, восклицательные знаки и пытаться максимально раскрыть вопрос. Структура сочинения должна сохраняться, также обязательно хорошее содержание.

    Какие бывают темы для итогового сочинения?

    Итоговое сочинение выполняет важную роль и позволяет получить доступ к итоговой государственной аттестации. Его результаты также могут учитываться при поступлении в вузах. Важно написать хорошо, и для этого нужно знать примерные темы для итогового сочинения. При подготовке можно ориентироваться на прошлый год. Открытые направления для таких сочинений можно посмотреть на сайте ФИПИ.
    Все темы для итогового сочинения позволяют подобрать наиболее подходящее литературное произведение. Достаточно будет одного произведения для написания сочинения. При выборе темы нужно отдавать предпочтение той тематике, которая близка и понятна. Министерство определило основные линии сюжета для итогового сочинения. Они позволят подготовиться к написанию итогового сочинения на определенную тему. Основные направления это: доброта и жестокость, искусство и ремесло, отцы и дети, мечта и реальность, а также месть и великодушие.
    В случае направления доброта и жестокость можно затрагивать все нюансы, связанные с нравственностью, отношение к живым существам. Существует огромное количество литературных персонажей, чье стремление относиться к одной из этой крайности, они либо очень добрые, либо жестокие.
    Искусство и ремесло подразумевает раскрытие тематики одаренных людей общества и той черте, которая давно существует между такими понятиями как искусство и ремесло. Сужение должно строиться вокруг внутренних ощущений персонажа и его отношение ко всему прекрасному.
    Отцы и дети позволяет строить обсуждения на основе течение поколений и отношений между ними, будь они конфликтными или наоборот. Нужно выделить, так как причины для вздора, так и способы достижения мира между ними.
    Мечта и реальность – обсуждение на тему проектирование мечты в реальности, и что ее генерирует. В литературе можно встретить три вида героев, те которые мечтают и готовы применить все в жизнь, и те, кто навсегда в плену у мечты, но ничего не реализуют на деле. Еще есть категория лиц лишенные умения мечтать.
    Месть и великодушие позволяет рассказать о том, что существует два вида противоположностей, те, кто за добро и те, кто за зло во всех проявлениях. Помимо нравственности можно выделить героев, которые поступали великодушно или нет в зависимости от своих убеждений и требований общества.
    Важно не просто использовать литературные тексты как факт для ссылки, а взаимодействовать с ним на уровне аргументов. Это могут быть описания действий персонажей или же их сущности. Определение темы делается самостоятельно, но есть требования, которым они должны соответствовать. Речь о таких требованиях как: точная постановка проблемы, логичность и ясность. Помимо отечественной литературы можно использовать и работы мировой литературы. Положительный результат от написания итогового сочинения будет, если писать по теме, с аргументами в виде примеров из литературы и объемом 250 слов. Несмотря на выбранную тему, итоговое сочинение пишется по типу речи как сочинение-рассуждение. В качестве формулировки можно использовать цитаты, вопросы и констатации.

    На какие темы пишут сочинения дети?

    Написание сочинений это длительный и упорный труд. Школьники разных возрастов учатся писать сочинения, как подготовка к итоговой письменной работе и как способ развития речи. Любая тема для сочинения может показаться сложной детям, если приходится писать впервые в жизни. Со временем появляется опыт изложения мыслей на бумаге в структурированном виде, тогда наоборот любая тема оказывается понятной.
    Научить ребенка писать сочинения поможет издание «Как научить Вашего ребенка писать сочинения», автора Есенин С.А. Чтение текстов и составление плана помогает ребенку правильно излагать свои мысли и структурировать грамотно. Основные направления тем для сочинения детям младших классов это: времена года, насекомые, животные, птицы, природные явления, растения, школа. Также популярны такие темы как: дом, дружба, жизнь, еда, музыкальные инструменты и многое другое. Начинать можно с мини-сочинений и до серьезных письменных работ в полном объеме, по мере получения опыта и знаний.

    Темы для сочинения по литературе

    Подготовка к итоговому сочинению по окончанию учебного учреждения и вступлению в ВУЗ делается посредством работы за все годы учебы. Важно уделять достаточное внимание сочинениям и составлению текстов. Хорошо уметь писать на любые темы для сочинения по литературе, тогда хорошая оценка обеспечена. Ориентироваться нужно по общим направлениям, в таком случае любая тема будет по силам.
    Помимо умения составить план и излагать свои мысли, также важно знакомиться с различными литературными произведениями, то есть читать. Темы для сочинения по литературе тесно связаны с литературными произведениями и требуют их чтение. В процессе нужно будет ссылаться на персонажи, и аргументировать фактами из конкретных работ отечественных и мировых писателей. Как можно больше читайте, и тогда написание сочинений не будет проблемой.
    Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

  5. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *