Темы сочинений по пьесе на дне егэ

11 вариантов

  1. Максим Горький известен тем, что описывал правду, какой бы горькой она ни была. Восприятие его произведений усиливалось тем, что писатель создавал пьесы, которые не были не просто слова на белом листе бумаги, они оживали на сцене и привлекали зрителя своей наглядностью. Многие авторские работы писателя не сходят со сцены и по сей день. Среди них и произведение М. Горького На дне.

    Сочинение На дне

    Пьесу На дне, по которой мы пишем сегодня наше сочинение, драматург Максим Горький написал в 1902 году. Затрагивая актуальные проблемы того времени, пьеса получила широкое признание и известность у современников. Не приукрашивая окружающую действительность, Горький поднимал проблему пьянства, окружающей нищеты и существования жестокости. В своей пьесе Горький описывает босячество и дно общества. Тогда это было в новинку, ведь до этого писатели в своих работах не затрагивали эту сторону жизни русского народа. А вот Горького интересовали люди, которые опустились на дно. Он пытается исследовать душу этих людей и понять, что могло собрать таких разных людей в одном месте. Почему они так сильно опустились, ведь эти люди не разучились мыслить, сострадать и мечтать о счастье.
    Знакомясь с пьесой На дне Горького, мы можем точно сказать, что эта работа может считаться полноценной психологической драмой. В ней мы часто слышим размышления героев о жизни, счастье, правде и неправде. Так Сатин, часто рассуждает о добре, о совести, роли человека и его предназначении. А его фраза: Человек звучит гордо становится популярной и используется в наши дни. Но эти философские реплики были лишь дуэлью на словах, которую Сатин вел с Лукой. И если Сатин придерживается презрения к нравственности, проповедует ничего неделание и становится сторонником горькой правды, то Лука старался наполнить мир ночлежников мечтами. Он считает, что во благо можно немного солгать. Лука заставляет героев задуматься о жизни, но вместе с тем, становится причиной гибели всех персонажей. Ведь он им подарил лишь надежду, а им нужны были действия. Лука оказался способен только на обещания, поэтому и сбежал так же внезапно, как и появился в ночлежке. При этом многих героев пьесы к трагичному концу подталкивал и Сатин. Например, своими речами он лишил уверенности в себе Клеща, который действительно имел шансы возродиться и выйти в люди.

  2. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 3
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») – вариант 2
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») – вариант 2
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)

  3. 7
    2. Лука персонаж, чьё имя чаще всего встречается в пьесе. Что это имя обозначает? неоднозначное отношение к имени. Лука один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», : «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть религия лжи»)
    8
    3. Появление Луки завязка пьесы. Как жили ночлежники до его прихода? Прочитайте материал, выпишите интересные для вас мысли. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки это проблема правды и лжи. В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники, как могут, спасаются от этой «правды», выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка совсем уже отчаянной свободой загула… Только два персонажа из обитателей «дна» лишены иллюзий это Бубнов и Сатин. Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, иллюзию (4). И в такой обстановке появляется Лука.
    9
    4. Прошлое Луки. какие цитаты относятся к Луке?. Служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом. Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… …жена у меня с мастером связалась… и задумал я тут укокошить жену… Мяли много, оттого и мягок… …убил подлеца в запальчивости раздражения. Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и польстить, и остроумно ответить.
    10
    5. Заполните пропуски во фразе: Лука странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого сообразно его тайной мечте: Анну …, Актёра …, Пепла и Наташу …, Настю …
    11
    6. В пьесе герои много рассуждают о морально-нравственных ценностях. Выпишите высказывания, которые принадлежат Луке. А куда они честь, совесть… честь-совесть богатым нужна. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха. Все люди на земле лишние……человек… всегда своей цены стоит… …Во что веришь, то и есть… По-моему, вали всю правду, какая она есть! Понимаешь ли ты, как это обидно потерять имя? Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…
    12
    Прочитайте И чего тебе правда-то больно нужна… Она… может, обух для тебя. Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек научит… да!…не всегда правдой душу вылечишь. Перескажите в двух-трёх предложениях притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в чём её смысл.
    13
    Пепел во втором акте спросил: Старик! Зачем ты всё врёшь? Как бы вы ответили на этот вопрос (исходя из его высказываний)?
    14
    Итак, правда ночлежников в том, что у них отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую жизнь. Значит, он разоблачает правду ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой взгляд на человека можно аргументировать следующими высказываниями Луки?
    15
    Коли веришь, есть; не веришь нет. Во что веришь, то и есть… Человек всё может… лишь бы захотел. Люди-то? Они найдут! Кто ищет найдёт. Кто крепко хочет найдёт!…для лучшего люди живут…
    16
    9. В пьесе разные люди по-разному называют Луку. Горький в списке действующих лиц называет Луку странником. Лука: Все мы на земле странники… Говорят, слыхал я, что и земля-то наша в небе странница. Василиса: Ты кто такой? Лука: Проходящий… странствующий… Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше проходимец… всё ближе к правде-т
    17
    Высказывания о Луке Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах… Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась… но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах («Русская мысль», 1903). Старик у вас несимпатичный, в доброту его не веришь (Л.Толстой). Горький читал пьесу великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Правда, хорошо! (Из воспоминаний М.Ф. Андреевой). Лука жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения! (М.Горький, 1910). Утешители этого ряда самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни (Горький, 30-е годы). Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое
    18
    Сделайте вывод, как оценивался Лука героями пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы оценили его? Свой ответ аргументируйте.
    19
    10. Выпишите характеристики Луки, данные ему Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям нужны слова утешения Луки?
    20
    11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее интересные для вас мысли. Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь (7). Казалось бы, полная несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять слова Сатина: Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету? Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте вывод: какой взгляд на человека провозглашает этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин произносит именно после общения с Лукой. Какое же влияние оказал Лука на Сатина?
    21
    12. Заключение. Подведём итог нашим размышлениям о Луке это и будет ответом на вопрос Какова роль Луки в пьесе?. Дайте краткие ответы. Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для Насти и т.д.? Каковы взгляды у Луки на человека вообще? Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя и понимал, что тот лжёт?
    22
    Темы сочинений Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне» Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне» Что нужнее: истина или сострадание? (По пьесе М.Горького «На дне») Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»

  4. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”;
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…”(философская проблематика пьесы)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы.
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне».
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль Луки в пьесе “На дне?”
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Ложь или истина?
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)
    Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” считать открытым финалом?
    Немного о пьесе Горького “На дне”
    Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».
    Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)
    Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М.Горького «На дне»
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу?
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне».
    Помог или навредил ночлежникам Лука?
    Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)
    Правда и ложь в драме Горького «На дне»
    Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
    Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького “На дне”)
    Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»
    Проблема правды и лжи (в формате ответа части C ЕГЭ)
    Проблематика «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90-х годов
    Проблематика пьесы Горького “На дне”
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Пьеса «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса «На дне» как философская драма
    Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
    Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»
    Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Реалистическое изображение Горьким дна общества
    Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)
    Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
    Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
    Спор о человеке в драме М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»
    Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
    Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
    Три правды в пьесе “На Дне”
    Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
    Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького “На дне”).
    Человека жалеть надо? (По пьсесе М.Горького “На дне”)
    Что лучше – истина или сострадание?
    Что лучше – истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)
    Что лучше – истина или сострадание ?
    Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М.Горького «На дне»)
    Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»…

  5. Категории

    Английская литература
    Итальянская литература
    Литературные очерки
    Мировая литература
    Немецкая литература
    Развлечения
    Русская литература
    Русский фольклор
    Собрание сочинений
    Французская литература
    Экзаменационные эссе

    Новости

    Мир будущего. Образование. Технологии
    Обзор спортивной обуви
    Что такое экологическая медицина
    Джордж Мередит, видный романист часть II
    Джордж Мередит, видный романист часть I
    Рёскина и его социально-утопическая программа
    Политические взгляды Рёксина и как они отражены в его творчестве часть VI
    Политические взгляды Рёксина и как они отражены в его творчестве часть V

    Сочинения по теме

    Социальное и философское в проблематике драмы «На дне»
    Долгое время в школьной практике бытовало упрощенное толкование горьковской пьесы как пьесы социально-критической. Разумеется, драме не отказывали в философском содержании,
    О Луке
    Лука – бегун. Он провел жизнь, полную всего: его мяли до того, что сделали мягким, трепался он по всем краям,
    Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
    1. Связь с эпохой.
    В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение Горького к
    ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
    Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Горький вводит в литературу образ босяка, люмпена, но рассказывает о
    Сочинение на тему что лучше-жестокая правда или утешительная ложь? По пьесе горького на дне
    Пьеса «На дне», законченная Горьким в 1902 году. Она как бы подводила итог всему предшествовавшему периоду творчества писателя. В ней

    Рейтинг сочинений

    РУЧЕЙ стихотворение
    Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
    Профессиональные игры. Часть 2
    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
    Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
    Физические свойства ниобия
    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
    Роль частей речи в художественном произведении
    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», в свое

  6. Разум и чувство — готовый аргумент по пьесе Горького «На дне»:
    Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба. Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых условиях поднимаются такие темы как, вопрос об истине и лжи.
    Размышляя на данную тему, автор сопоставляет центральных героев пьесы. Сатин и странник Лука — герои-антиподы. Когда в ночлежке появляется старец Лука, он пытается воодушевить каждого из жителей. Со всей искренностью чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение, изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Поэтому я больше импонирую герою-реалисту.
    Сатин бывал резок, он полагался только на свои мысли и трезво смотрел на ситуацию. «Сказки» Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой надежде, а к борьбе за свои права.
    Горький поставил вопрос перед своими читателями – кто из них больше прав?
    Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым. Каждый должен решить и выбрать для себя один путь.
    Возможные тезисы:
    1. Всегда ли здравый смысл наставляет нас на правильный путь?
    2. Что слушать: разум или сердце?

  7. 1. Человек в условиях капиталистической действительно­сти: подавление высокой сущности человека, антигуманность общества (судьбы ночлежников в пьесе «На дне»).
    2. Разные точки зрения на человека в пьесе «На дне».
    а)  Костылев. По его мнению, человек должен приносить пользу ему, хозяину, работать на него, а значит, быть послуш­ным, привязанным к месту («Хорошие люди паспорта име­ют»). Его отношение к Луке и разговор с ним о «людях» и «человеках».
    б)  Бубнов — не верящий в человека циник. Для него лю­ди — «щепки», «все люди на земле лишние». Он не верит ни­чему хорошему в человеке («Ниточки-то гнилые!»; позиция в разговоре о правде и совести). Бубнов в самом себе утратил все человеческое, даже воспоминания о прошлом, за которые все остальные ночлежники цепляются как за последнее напо­минание о том, что и они люди.
    Позиции Костылева и Бубнова объединяет антигуманный подход к человеку.
    в)  Лука живет по принципу «ни одна блоха не плоха»; для него важен данный конкретный человек. Он по мере сил ста­рается приласкать и пожалеть всякого, кто в этом нуждается, даже помочь ему (разговоры с Анной, Настей, Пеплом, Акте­ром). Лука — гуманист, но его гуманизм действен только в среде «забитых жизнью», слабых людей; он — «как мякиш для беззубых». В то же время и у Луки есть свой романтический идеал («люди для лучшего живут»; притча о «праведной земле»).

  8. Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает:
    “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
    Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.
    Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
    Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.
    Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
    Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж; ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда1 Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..”
    Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
    К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.
    И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
    Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заро-нил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
    Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в
    помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят – как лучше… дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдет… Помогать только надо им…”
    Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот – Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты – такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.
    И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
    Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?
    Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.
    От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”
    Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше – истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.
    Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дуррак!”
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
    А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

  9. Лука – врачеватель душ или лжец?
    …Старик! Он умница!.. Он подейство-
    вал на меня, как кислота на старую и
    грязную монету… Я – арестант, убий-
    ца, шулер… ну, да…
    М. Горький, пьеса «На дне».
    Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, «кухонной» брани, пьяных стычек.
    Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука. Отвечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение. Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку». Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.
    Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой. И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни. Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.
    Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» — советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания. И мне кажется, это у него получилось. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.
    Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.
    «Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание. По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю. Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей. Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни. Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

  10. 10
    Текст добавил: ^^ПyП$икИ РуЛяТ^^

    Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014)

    Прочитав произведение Максима Горького «На дне», можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным.
    Свое творение Горький охарактеризовал как «картины». Мы не видим в пьесе сюжета согласно традиции, а всё действие происходит и развивается благодаря диалогам и спорам, а не событиям, как принято. Герои пьесы не делятся на главных и второстепенных, каждое лицо выполняет важную роль.
    Если рассматривать проблематику данного произведения, то можно сказать, что Горький показал ее с разных сторон. Годы, в которые развиваются события пьесы, приходятся на время жесточайшего экономического кризиса. В России закрывались фабрики и заводы, свирепствовала безработица. Отсутствие работы привело к ухудшению жизни тысяч рабочих и крестьян, большая часть опустилась «на дно».
    Захудалая ночлежка – это место, в которой происходит действие пьесы. Здесь собираются люди, которые были выброшены самой жизнью на улицу без средств к существованию: воры, калеки, нищие. Их судьбы разные, но объединяет их то, что все они одинаково брошены, их удел – вести нищенское существование и вечно голодать. По мере развития произведения каждый из них рассказывает о своей истории, но читателям остается лишь наблюдать за результатом произошедшей в прошлом драмы.
    Анализируя социальный конфликт пьесы, можно увидеть в нем несколько уровней. Горький ярко противопоставил «хозяев жизни» (Костылев, Василиса, Медведев) с простыми, практически лишенными всяких прав, обитателей ночлежки. Автор явно показывает нам конфликт между бесправными людьми и властью.
    Уделяет внимание Горький в пьесе «На дне» и любовному конфликту (это взаимоотношения между Наташей и Костылевым, Василисой и Пеплом). Не обходит стороной автор и вопросы, которые касаются жизненных ценностей, смысла жизни, лжи и правды.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014)» / Январь 2016
    источник

  11. 11
    Текст добавил: РеаЛьныЙ ПарЕнь

    Нравственность — вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лер­монтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обо­шел вниманием нравственные вопросы в социаль­но-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горь­кого и по сей день пользуются популярностью в раз­ных странах.
    Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир лю­дей, выброшенных в результате глубинных социаль­ных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитате­лей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого по­больнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявля­ют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.
    Проститутку Настю, мечтающую о большой и чис­той любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу — значит для нее умереть с голоду. Перестать верить в романтиче­скую любовь — значит утратить смысл жизни. Не со­чувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести зву­чит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония. Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесто­чились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.
    Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, ве­ликой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела. Они уп­рекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум — смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде. Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастли­вую жизнь.
    С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек,… так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,— признается она. Муж бил ее во­семь лет, и очерствела она к нему душой, возненавиде­ла самого близкого, по сути, человека. «Никого нель­зя зря бить…. бьют для порядку»,— комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.
    О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на ма­териальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга. Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумыва­ясь, отправляет Костылева бывшего любовника на ка­торгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — гово­рят окружающие. Зависть, ненависть, месть управля­ют Василисой. Родную сестру из ревности она ошпа­ривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.
    Васька Пепел, любовник Василисы,— вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обви­няет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он кра­дет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупа­ет его у Васьки.
    Сам Костылев — фигура более чем неприятная. «Кто тебя — кроме черта — любит? — говорят ему. — Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели. Костылев отка­зывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ». Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, за­ботится о масле в лампадах и тут же преступает пер­вейшие нравственные заповеди.
    Ночлежники отвергают многие общепринятые ис­тины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я — небогатый», Актер погряз в беспробудном пьян­стве, заставившем его забыть даже любимое стихотво­рение. Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера. Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лоша­дей, поваров, опустился на самое дно и живет в ноч­лежке рядом с вором и проституткой.
    Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек клич­кам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безуча­стность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, одна­ко в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказы­вается в центре их внимания. В каждом из потеряв­ших самих себя героев Лука обязательно видит свет­лые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Ак­тер, например, заговаривает о творчестве и задумыва­ется о возвращении на сцену.
    Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ноч­лежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают»,— умиротво­ренно проговаривает он. Стариком руководит убежде­ние, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оста­ваться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью досту­чаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности. Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кри­зиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.
    После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и краси­во, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабо­сти и бесхарактерности героев, в их неумении, неспо­собности и нежелании преодолеть жизненные обстоя­тельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.
    Большой нравственной проблемой является, несо­мненно, и отношение общества к таким людям, кото­рые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.
    В пьесе «На дне» Горький выступает как писа­тель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *