Творческие сочинения на свободную тему

5 вариантов

  1. Зайцева Мария из 8«А» класса
    гимназии №1 г.Кирово-Чепецка Кировской
    области и ее сочинение-размышление

    Моими глазами

    Резкий и неприятный звонок будильника прервал чудесный, сказочный и
    очень короткий сон.…Всего 7 часов утра, обыкновенная человеческая лень
    не дает встать с кровати после первого сигнала будильника, но все-таки
    пора в школу. Еще один новый день начался. Времени как всегда не
    хватает, тороплюсь, пытаюсь собрать вещи, очень быстро одеваюсь,
    понимаю, что наверняка что-нибудь забыла. В зеркало смотреться не
    хочется, так как знаю, что существо, смотрящее на меня оттуда по утрам,
    очень отличается от меня настоящей.
    Стрелки часов с бешеной скоростью идут вперед, а за стрелками иду я, но
    только моя скорость меньше, и иду я не по кругу, а по аллее, ведущей в
    школу. На улице туман, я всегда радуюсь туману, он у меня вызывает
    ассоциации с Англией. Здание администрации в тумане напоминает корабль
    «Титаник», борт которого так величественно выплывает из тумана. Мимо
    едут машины и автобусы, мигая красными и желтыми фарами. Туман всегда
    меняет реальность, сегодня он преобразил неприглядный старенький
    автобус, стоящий у светофора и с нетерпением ждущий зеленого сигнала.
    Сегодня даже этот, изъездивший город вдоль и поперек, автобус выглядит
    как-то по-английски. А я иду дальше, восхищаясь туманом.
    Аллея, через которую лежит мой путь в школу, сегодня тоже другая,
    совсем не такая, какой все привыкли ее видеть. Тополя над головой стоят
    еще без листвы, сквозь густую белую пелену тумана видны темные ветви на
    фоне серого неба. Кто-то может подумать, что такой пейзаж не
    представляет собой ничего интересного, но я не согласна с этими
    предрассудками, вы просто не замечаете красоты такой погоды. Конечно,
    серое небо, темные деревья и стаи птиц над ними нельзя назвать
    символами весны, которая сейчас в самом разгаре, но для меня это не
    главное, меня гораздо больше привлекает мечтательное очарование
    туманной погоды. Влажный воздух окутывает волосы, оставляет на них
    мелкие капельки, завивает в тонкие локоны, в этом прохладном влажном
    воздухе чувствуются ритмы музыки вдохновения, музыки задумчивости.
    Сегодня явно будет необычный день, не похожий на другие дни, совершено
    особенный, ведь сегодня я, как никогда раньше, тонко чувствую
    присутствие музы, она сопровождает меня, ведет по еще не проснувшимся
    улицам моего маленького города. А улицы сегодня, видимо, правда, еще не
    успели проснуться, около домов пустынно, пешеходов мало, одни только
    машины нарушают тишину дремлющего под одеялом тумана города.
    Постепенно туман начинает рассеиваться, а мне так хочется попросить его
    задержаться еще хоть ненадолго! Какое-то странное тоскливое чувство на
    душе, очень жалко прощаться с туманом, но солнце уже перестает быть
    белым пятном, приобретает все более яркий окрас, поднимается выше над
    городом. Вместе с уходящим туманом вдаль уезжают «английские» автобусы,
    воздух перестает быть таким влажным, прохлада меняется на тепло
    весеннего дня. Мечтательное настроение ушло вместе с туманом. Такая
    быстрая метаморфоза в погоде не может ни отразится на настроении
    человека, последние отголоски сладких мечтаний о будущем все еще
    кружатся где-то рядом. Но вот уже грезы о будущем и о путешествиях в
    Туманный Альбион сменились думами о дне сегодняшнем. Безусловно,
    гораздо приятнее согревать душу мечтаниями, фантазиями, но муза
    прекрасных грез ушла, немного жаль возвращаться в реальность, но солнце
    поднимается все выше, до школы идти уже немного. Перед глазами
    все еще утренний туман, но в голове мысли уже не о поэтических вещах,
    проза жизни заставляет думать о школе, уроках, успеваемости.
    Смотрю на солнце, понимая, что моя изменчивая муза сменила свои одежды,
    сейчас мне уже совсем расхотелось думать о тумане, он ушел из мыслей,
    желание вернуть эту белую пелену ушло в глубины души. А в голову
    приходят другие мысли, словно ветер их так быстро меняет, а они
    кружатся внутри меня, путают сознание, и снова уносят далеко от
    реального мира в мой собственный мир.
    Странное дело, вроде бы дорога до школы вовсе не длинная, но столько
    мыслей за эту дорогу посещают меня, кажется, будто мысли меняются со
    скоростью света, все-таки удивительная вещь мысль.
    Вот уже до гимназии остается несколько метров, я приоткрываю калитку,
    вхожу во двор школы, сразу становится как-то радостно на душе от
    переливающихся звонких голосов детей, спешащих в школу, так же, как я.
    Школьный двор не знает тишины. До звонка 10 минут, я быстро поднимаюсь
    по лестнице, к школе движется непрерывный поток учеников, они все такие
    разные. Кто-то с радостью идет в родную школу, а кто-то с явным
    нежеланием учиться в такой замечательный весенний день. Смех,
    разговоры, учителя, ученики, родители, малыши, старшеклассники. Школа,
    как вздымающая волна, гремит, шумит сотнями разных голосов. До звонка
    осталась всего 1 минута, я уже в своем классе, стало значительно тише,
    все разошлись по классам.
    Звонок громко оповещает о начале урока. Алгебра, биология, химия,
    английский, история, русский…школьный день пролетел быстро, снова
    дорога домой. После уроков мое настроение ушло совсем далеко от
    утренних мечтаний, иду и думаю о том, как быстро летит время.
    За чередой уроков я не замечаю, как пролетает день за днем,
    перелистывая календарные страницы, удивляюсь, что с бешеной скоростью
    проходят месяцы…март, апрель, май, а дальше лето. А потом? Потом
    сентябрь, снова в школу, так год за годом, все движется по кругу, мы не
    замечаем этого беспрерывного движения. Стрелки часов отмеряют секунды,
    оставляя в прошлом сегодняшний день, пролетевший как одно мгновение.
    Иногда так хочется остановить стрелки, с каждой секундой уносящие мое
    детство, взрослая жизнь мало привлекает меня, ведь с возрастом часто
    уходит умение замечать не только повседневные проблемы. Только у
    творческих личностей не исчезает детский взгляд на мир, они не
    перестают удивляться истинной красоте мира, в котором мы живем. Все же
    можно встретить людей, умеющих радоваться простым вещам. Дети всегда
    более внимательны к тому, что происходит вокруг, вряд ли кто-то из
    взрослых сегодня заметил красоту тумана. Конечно, есть люди, которые
    давно попрощались со своим детством, но все, же не утратили
    наблюдательность, обычно это художники, писатели, музыканты. Я очень
    люблю общаться с людьми, сохранившими в своей душе островок детства,
    они не восклицают о дурных нравах молодого поколения, не кричат о
    безнравственности и невоспитанности, такие люди просто живут в своем
    мире, в котором всегда есть место для новых впечатлений и простых
    радостей. Кто-то, также как я, сегодня не хотел прощаться с туманом,
    любовался серой дымкой, а потом с радостью смотрел на чистое небо и
    солнце, удивляясь быстрой смене погоды. Это удивительное чувство,
    привычное, но каждый раз с новыми нотками, поэзия души, рвущаяся на
    свободу. Смотрю на мир и каждый раз вижу что-то новое в привычных
    вещах, вглядываюсь в лица прохожих и замечаю в чьих-то глазах огонек
    детства. В погоне за счастьем мы сами затаптываем этот огонек, а потом
    горько жалеем об ушедших радужных годах. Люди бегут к далеким
    горизонтам, за которыми надеются найти богатства, любовь, обрести то, о
    чем давно мечтали, но обретая, они теряют былую мечтательность,
    разбивая ее о камни реальности. Трудно сохранить в себе
    непосредственность, искренность, трудно не разучиться верить в чудеса,
    а вернее видеть чудеса. Детство как туман уходит, а за ним наступает
    взрослая жизнь, подобно солнцу, разрушая загадочность и удивительность
    всего окружающего нас.

  2. 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    3. «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    7. «Человек – это… живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    8. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    9. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    11. «Ум – способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф. М. Достоевский)
    12. «Человек – существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    14. «Мещанство – ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге…» (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    17. «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
    19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно…» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
    21. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский)
    22. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)
    23. «Человек ловится на мелочах, в крупном – можно притвориться, мелочь – всегда выдает истинную „суть души”, ее рисунок, ее тяготение…» (М. Горький)
    24. «Искусство – одно из средств различения доброго от злого…» (Л. Н. Толстой) (Петербург в освещении Пушкина, Гоголя и Достоевского)
    25. «У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский)
    26. «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л. Н. Толстой)
    27. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский)
    28. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)
    29. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский)
    30. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г. Белинский)
    31. «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов)
    32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
    33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М. С. Салтыков-Щедрин)
    34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А. И. Солженицын)
    35. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять… (А. П. Чехов) (По повести А. С. Пушкина „Капитанская дочка”)
    36. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (А. А. Блок) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    37. «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л. Толстой)
    38. «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете…» (И. А. Гончаров)
    39. «Душно! Без счастья и воли…» (Н. А. Некрасов) (по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница»)
    40. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (Н. К. Некрасов)
    41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия…» (Н. А. Некрасов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    42. Правда о войне в отечественной прозе (По произведению одного из писателей) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    43. Нравственная проблематика одного из произведений отечественной прозы (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    44. Нравственная проблематика произведений конца XX в. (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
    45. Тема русской деревни в современной прозе (По повести В. Белова «Привычное дело»)
    46. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по творчеству И. Бродского)
    47. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы)
    48. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    49. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1-2 произведений)
    50. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора…» (И. С. Тургенев) (По произведениям В. Распутина)
    51. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И. С. Никитин) (По роману Ч. Айтматова «Плаха»)
    52. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В. Г. Белинский) (По роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)
    53. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    54. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    55. «Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    57. «Мещанство – большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)
    59. «Поэзия – плуг, взрывающий время…» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    60. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин) (По роману Б. Васильева «В списках не значится»)
    61. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    62. «Счастье и радость жизни… в правде…» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    63. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф. М. Достоевский) (По произведениям В. М. Шукшина)
    64. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
    65. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В. Г. Белинский)
    66. «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него сделаться собой…» ( В. Г. Белинский )
    67. «Революция обнаруживает высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев)
    68. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    69. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
    70. «Болезнь любви неизлечима…» (А. С. Пушкин)
    71. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
    72. «Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов) (По рассказу А. И. Солженицына «Раковый корпус»)
    73. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    74. «Избавиться от мысли люди не могут…» (К. С. Аксаков)
    75. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л. Н. Толстой) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
    76. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо – мы (А. П. Чехов) (Размышления о чести и совести)
    77. «То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все (В. Набоков) (По роману А. И. Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ”)
    78. «Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л. Н. Толстой)
    79. «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький)
    80. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать» (В. Г. Белинский)
    81. «Совесть, благородство, достоинство – вот оно, святое наше воинство»
    82. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…»
    83. Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского
    84. Тема природы в лирике Жуковского
    85. Патриотическая лирика Лермонтова
    86. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
    88. Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей
    89. Мой любимый поэт В. С. Высоцкий
    90. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына

  3. Дальше будьте осторожны. Вы выполнили основную суть первого абзаца – «схватили читателя за глотку», но не забывайте и о второй функции – «удержите его до конца сочинения». Рассуждение подразумевает переход сразу к заголовку. Если мы разбираем тему «Мой кумир в журналистике», то в части рассуждений вы можете рассказать о том, почему именно журналистика стала вашим выбором, возможно, был интересный случай? Если ответ положительный – переходим к третьей части, но сперва предостерегу – не лейте в этом разделе воду, потому что как бы ни был интересен второй факт, до него глаз читателя, увы, не дойдет…
    Факт. Дубль 2
    Второй факт на примере темы кумира в журналистике наиболее удачен будет, если рассказать случай из вашей жизни, может вы встретились с известным журналистом, и он рассказал вам о профессии так, что вы сразу решили пойти по его стопам. Может это был другой случай, к примеру, вы любите спорт, но сами не можете играть (по разным причинам), вы искали применение своему увлечению и написали первую заметку в газете. Не стесняйтесь, рассказывайте о себе, ведь то, что есть у вас, – это ваша изюминка. Подумайте, ведь если все идут на коктейль в черных платьях – вы же наденете такую брошь, которой нет ни у кого. Так вот пусть второй факт и будет этой брошью. Главное – говорите больше от первого лица и даже можете похвалить себя, ведь тот, кто будет читать ваше сочинение, должен понять, почему именно вас стоит принять на факультет. Конечно, знать меру необходимо. Ну, разобрались со вторым фактов? Едем дальше.
    Ссылка
    Глаз вашего читателя подходит к завершающему этапу. Что такое ссылка? Это любая яркая и емкая цитата, которую вы обязаны знать наизусть и которая красноречивее вас расскажет сразу о двух вещах – подытожит сочинение и покажет вашу эрудицию. Цитату, конечно же, стоит обязательно давать со ссылкой на источник. Ну, а затем можно сделать кольцевой возврат к началу, не забыв при этом и вернуться к заголовку вашего сочинения. Все, глаз читателя остановился.
    Вместо заключения
    И еще парочка советов, которые помогут вам в написании творческого сочинения. Имейте в заготовках несколько ярких фактов, цитат, имен людей. Они отличат ваше сочинение от стопки других. Помните, что только в ваших силах взять маркер и выделить свое сочинение из серой массы. Сделайте это, и ваша мечта сбудется!
    P.S. Ну, а пока… «Ваши эмоции после прочтения «Евгения Онегина». А почему бы не потренироваться на школьных темах? Факт, рассуждение, факт, ссылка…

  4. Написать сочинение на свободную тему проще простого. Только Вы определяете для себя, что лучше выбрать (какую тему, какой стиль, тип текста, объем, жанр), а не стараетесь подогнать свой опус под рамки требований, установленных системой образования.
    А писать можно хоть о чем! О любви, о добре и зле, о каких-то жизненных ценностях, о родителях и т.д. То есть о темах, которые всегда актуальны для человечества.
    Можно красиво оформить сочинение.
    Необычно его начать, прибегая к метафорам, олицетворению. Использование тропов на протяжении всего сочинения очень выгодно и многообещающе.
    Можно вставлять цитаты из разных произведений или использовать такой прием, как аллюзия (это некий намек на литературное произведение или речевой источник из текста. Своими словами, можно ту же цитату немного изменить, добавить в нее оттенок своего смысла).
    Можно сделать так, чтобы сюжет и фабула развивались в разном направлении (т.е. не обязательно писать: родился, жил, умер. Можно сделать так: уже умер, когда-то родился и жил, принося людям и обществу то-то. Тривиальный пример, но, думаю, кто пишет сочинения, поймут ход моих мыслей).
    Сделать финал своего творения открытым (т.е. каким-то неоконченным, дающим надежду на продолжение или заставляющим читателя додумать конец событий по-своему, в зависимости от того, как он хочет, чтобы все закончилось).
    Можно использовать риторические вопросы. Они тоже ой как заставляют задуматься!
    Знаете, сколько таких вот еще можно?) Очень много!
    Главное – полет фантазии и умение красиво оформлять эти мысли. И все получится.
    И, да. Наверное, самый мой главный прием в написании сочинения – это умение говорить с читателем. Пожалуй, это главное и неотъемлемое качество автора.

  5. Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочине­ния или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы.
    Анализировать тему сочинения можно, не только обратившись к выявлению ключевых слов в её формулировке, но и ещё одним способом. Его суть заключается в том, чтобы переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.
    Например, вашему вниманию предложена тема «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”». Переформулируем её в следующие вопросы:
    • что значит «барская» Москва?
    • кто из героев комедии является представителем барской Москвы, то есть при­надлежит к фамусовскому обществу?
    • что характерно для всех этих героев?
    • что больше всего ими ценится в людях и почему?
    • как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?
    • совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?
    • как драматург изображает представителей высших кругов Москвы?
    Таким образом, в сочинении «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» необходимо будет доказательно ответить на каждый из этих вопросов. Общий же ответ на эти вопросы примерно такой: «А.С. Грибоедов стремится разо­блачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то. что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы). Драматург положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, создав, по словам ИА. Гончарова, «картину нравов, галерею живых типов, и вечно острую и жгучую сатиру» (как изображает). Это тезис, в русле которого будет рас­крываться тема сочинения.
    Переформулируем в ряд вопросов ещё одну тему – «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»:
    • в каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
    • чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своём творчестве: особенностями мироощущения? фактами биографии? творческим методом?
    • каким обычно изображается герой в произведениях романтизма?
    • почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиноче­ством?
    Приведём возможное вступление к сочинению «Тема гордого одиночества в лири­ке М.Ю. Лермонтова», в котором в сжатом виде содержатся ответы на поставлен­ные выше вопросы:
    Тема одиночества, невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихот­ворениях «Стансы» (1830), «Парус» (1832), «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) и в более поздних – «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно» (1840), «Листок» (1841), «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэ­та, фактами из его биографии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов – поэт-романтик, а, как известно, для романтизма характе­рен особый герой – одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в светской толпе, а временами его оди­ночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова не навязано ему миром, а избрано им добровольно: это единственно возможное состояние его души, которым он гордится.
    Невозможно написать сочинение, не зная, что ты хочешь в нём доказывать. Ведь как говорил римский философ Сенека, «кто не знает, куда плывёт, тому нет попутного ветра».
    Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в её Формулировке ключе­вых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – чётко и ясно.
    Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:
    • что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?
    • на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?
    • как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
    Рассмотрим, как можно сформулировать тезис, который будет доказываться в
    сочинении по следующей теме – «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”».
    Для этого сначала выделим ключевые слова в её формулировке – ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА.
    Чтобы уточнить для себя то, о чём именно следует писать в основной части сочи­нения, переформулируем предложенную тему – «Философская проблематика рома­на М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» – в ряд вопросов и кратко ответим на них:
    • что такое философская проблематика? (Это постановка и обсуждение важных вопросов человеческого бытия);
    • какие философские проблемы существуют? (Философские проблемы – это про­блема смысла жизни, познания и самопознания, предопределения человеческой судьбы, свободы, веры и безверия и т.д.);
    • какие из этих философских проблем затрагиваются в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (Философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуа­лизма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения);
    • кто из героев задумывается над этими философскими проблемами? (Над акту­альными вопросами человеческого бытия, волновавшими М.Ю. Лермонтова и его современников, мучительно размышляет главный герой романа – Печорин);
    • как анализ философской проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени» помогает понять характер Печорина? (Анализ философской проблема­тики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогает лучше понять дух изображённой в произведении исторической эпохи, получить более детальное представление о противоречивой личности Печорина).
    Если обобщить ответы на поставленные вопросы, то можно сформулировать тезис, который следует обозначить в последнем предложении вступления и доказать в основной части сочинения.
    Вступление к сочинению «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» может выглядеть примерно так:
    «Герой нашего времени» – первый в истории русской литературы реалистиче­ский роман с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновав­шие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и фило­софская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над эти­ми актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет глав­ный герой романа – Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермон­товского произведения помогает читателю получить более детальное представ­ление о личности этого персонажа.
    Примечание:
    Иногда главная мысль заключена уже в формулировке. Например, «Чацкий и Репетилов — герой и пародия». Это тема – тезис, здесь не надо искать идею, она выражена, её нужно лишь доказать.
    6. Составление плана сочинения. Обдумывание формулировок пунктов и под­пунктов. Подбор текстового материала к каждому пункту основной части плана.
    Когда суть дела обдумана заранее,
    Слова приходят сами собой.
    Гораций
    После того как тема выбрана и осмыслена, осуществлён понятийный анализ её формулировки, необходимо приступить к составлению плана сочинения.
    План – это своеобразный конспект будущего сочинения.
    Лучше составлять подробный план сочинения, в котором четко обозначены всту­пительная, основная и заключительная части, а основная, соответственно, делится на несколько пунктов и подпунктов:
    Вступление.
    Основная часть.
    1.
    а)
    б)
    в)
    2.
    а)
    б)
    в)
    3.
    а)
    б)
    в)
    Заключение.
    К каждому пункту плана надо подобрать необходимые примеры и цитаты и зафиксировать их в плане, чтобы не забыть. При этом назначение цитаты – под­твердить сказанное вами, но не повторять его.
    В качестве примера приведём план раскрытия следующей темы, связанной с ана­лизом идейно-художественного своеобразия лирики М.Ю. Лермонтова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *