Урок на тему сочинение 10 класс казахской школы

3 варианта

  1. Календарно- учебного материала
    по русскому языку для 10 класса школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    Количество часов – 68 (2 раза в неделю тематическое планирование)
    I четверть (18 часов)
    Диктантов – 1 изложений –1 сочинений-эссе- 1
    урока
    Программный материал
    Кол-во часов
    Дата
    Домашнее задание
    Речевая тема
    Языковая тема
    1.
    Русский язык в межкультурной коммуникации
    Повторение изученного
    Орфоэпия. Орфография. Состав слова. Словообразование.
    Фонетика. Графика. Орфоэпия.
    3
    1
    §1, упр.8-9 стр.8
    Подг. сообщ.
    2.
    Морфемика. Словообразование. Орфография.
    1
    §2, упр.16-18 стр.12
    Проверь себя!
    3.
    Языковой анализ текста.
    1
    §3, Р/упр.22, стр.15-16
    4.
    Контрольный диктант «Наедине с осенью» (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.35)
    1
    Повторить §1-3
    5.
    Язык как отражение картины мира.
    Лексика и фразеология.
    Лексика. Словарное богатство русского языка.
    3
    1
    §4, упр.33,36 стр.21-22
    6.
    Эмоциональная и стилистическая окраска слова.
    1
    §5, упр. 42,44 стр.25
    7.
    Фразеологизмы.
    1
    §6, упр.52,54 стр.29-30
    8.
    Изложение «Пушкин и Абай» (ПДД- «Русск.язык»10 кл. стр.37-38)
    1
    Повторить §5-6
    9.
    Язык как знаковая система
    Синтаксис. Пунктуация.
    1
    §7, упр.58-62
    10.
    Синтаксический и пунктуационный разбор.
    1
    §8, упр.69,70 Стр.38-39 у.71-пересказ
    11.
    Стили речи.
    1
    §9 , Подг. сообщение
    12.
    Словосочетание. Предложение.
    1
    §9 упр.80-82, стр.45
    13.
    Сочинение-рассуждение «Мое поколение».
    1
    §9 повторить
    14.
    Человек и общество.
    Лексика.
    Общеупотребительная и общенаучная лексика русского языка.
    4
    1
    §10, упр.90-91 подг.сообщение
    15.
    Книжная и разговорная лексика русского языка.
    1
    §11, упр.99,101 стр.54
    16.
    Профессиональная и терминологическая лексика.
    1
    §12, упр.106-111 стр.57-58
    17.
    Лексический разбор.
    1
    §13, упр.118-120 стр63 Проверьте себя!
    18.
    Человек как представитель народа.
    Морфология. Орфография. Культура речи
    Лексическое и грамматическое значение слов.
    4
    1
    §14, упр.125,127
    Календарно-тематическое планирование учебного материала
    по русскому языку для 10 класса школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    2 четверть (14 часов)
    диктантов – 1 изложений – 1 сочинений- 1
    урока
    Программный материал
    Кол-во часов
    Дата
    Домашнее задание
    Речевая тема
    Языковая тема
    19
    Части речи в русском языке.
    1
    §15, упр.138, 140*,141
    20
    Самостоятельные части речи.
    1
    §16, упр. 151 напис.сообщ.
    21
    Правила русского речевого этикета.
    §16, упр. Р стр.84
    22
    Сочинение-повествование с элементами описания. «Человек и природа»
    1
    §15-16 повторить
    23
    Личность и история.
    Имя существительное как часть речи.
    Склонение имен существительных.
    3
    1
    §17, упр.158-161
    24
    Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
    1
    §18-19, упр 166,173,179
    25
    Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.
    1
    §20-21, упр.189 Проверьте себя! стр.104
    26
    Изложение «Лебедь» (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.66)
    1
    § 17-21 повторить
    27
    «Человек – он ведь тоже природа…»
    Имя прилагательное как часть речи.
    Разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Полные и краткие прилагательные.
    3
    1
    §22 упр. 191, 200
    28
    Склонения полных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
    1
    § 23-24 упр.202-205, 219-221
    29
    Морфологический разбор имени прилагательного.
    1
    §25 Проверьте себя! стр.127
    30
    Контрольный диктант «Быстрый карандаш Пушкина» (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл. с. 23)
    1
    Повторить
    § 22-25
    31
    О государственных и профессиональных праздниках.
    Имя числительное как часть речи.
    Разряды имен числительных.
    Количественные числительные.
    4
    1
    § 26 упр.229-233
    32
    Собирательные и дробные числительные.
    1
    §27, упр239-241
    Обьем письменных работ для 10 класса:
    диктант-120-130 слов, словарный диктант – 35-40 слов, изложения: подробное – 160-170 слов; сжатое – на 30-40 слов больше, сочинения-эссе – 2-2,5 стр (400-500 слов)
    Календарно-тематическое планирование учебного материала
    по русскому языку для 10 класса школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    3 четверть (20 часов)
    диктантов – 1 изложений – 2 сочинений – 2
    урока
    Идеографическая тема
    Грамматическая тема
    Кол-во ча
    сов
    Дата
    Домашнее задание
    33.
    Порядковые числительные. Простые, сложные и составные числительные.
    §28-29
    34.
    Морфологический разбор имени числительного.
    1
    §30, упр.249,250,251,
    254
    35.
    Контрольный диктант «История спорта» (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.26)
    1
    упр266,268,267.
    36.
    Сочинение-повествование «Любимый праздник»
    1
    Повторить тему «Им.числ-ое»
    37.
    На пути к выбору профессии.
    Местоимение как часть речи.
    Разряды местоимений.
    3
    1
    §33, упр.271,274,277
    280
    38.
    Склонения местоимений.
    1
    §34, упр.292,294,295
    39.
    Морфологический разбор местоимений.
    1
    §35, §36, упр.299,303,304
    40.
    Изложение «Тревога» (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.65)
    1
    §37упр.312-318, 321, 325,
    41.
    Способности и возможности человека
    Глагол как часть речи.
    Виды глагола.
    4
    1
    §38, упр.334,335,337
    42.
    Наклонения глагола.
    1
    §39-41 упр344-348. 360-366.
    43.
    Спряжения глагола.
    1
    §42, упр.352-355
    44.
    Морфологический разбор глагола.
    1
    §43, упр.379-384 371,374
    45.
    Сочинение-описание с элементами рассуждения. «Моя будущая профессия»
    1
    Повторить времена и спр.глаг.
    46.
    Обычаи, традиции и культура страны
    Причастие как часть речи.
    Причастие как особая форма глагола.
    4
    1
    §46, упр.405-410
    47.
    Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.
    1
    §47, упр.415,417,418,
    419
    48.
    Причастный оборот. Синтаксическая роль полных и кратких причастий.
    1
    §48, упр.425-429
    49.
    Морфологический разбор причастия.
    1
    §42, упр.
    50.
    Изложение «Напиток пенный- дар Кавказа» » (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.87)
    1
    Повторить наклонения и времена глаголов
    51.
    «Земля отцов – богатое наследие»
    Деепричастие как часть речи.
    Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
    3
    1
    §49, упр.435-438
    52.
    Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
    1
    §50, упр.442,444-446,Р
    Календарно-тематическое планирование учебного материала
    по русскому языку для 10 класса школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    4 четверть (16 часов)
    диктантов – 2 изложений – 1 сочинений – 2
    урока
    Идеографическая тема
    Грамматическая тема
    Кол-во часов
    Дата
    Домашнее задание
    53.
    Морфологический разбор деепричастия.
    1
    54.
    Природа – наша боль и забота
    Наречие как часть речи.
    Разряды наречий. Степени сравнения наречий.
    2
    1
    §52, упр.265-470
    55.
    Образование наречий.
    1
    §53, упр.475,476
    56.
    Сочинение- описание «Красная книга Казахстана»
    1
    §54, упр.482-489
    57.
    Средства массовой информации
    Служебные части речи.
    Предлог как часть речи.
    3
    1
    §55, упр.494-496
    58.
    Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы.
    1
    §56, упр.499,-504
    Проверьте себя! стр284
    59
    Частица как часть речи.
    1
    §57, упр.509-511
    60.
    Национальные парки и заповедники – наша гордость
    Междометие как особая часть речи
    1
    §58, упр.515-518, Р
    61.
    Контрольный диктант «О двуязычии»
    (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.43)
    1
    Повторить «Служ.части речи»
    62.
    Мир и согласие – основа будущего
    Обобщение по морфологии. Определение способов образования слов разных частей речи.
    2
    1
    §59, упр.523-526
    63.
    Синтаксическая роль частей речи.
    1
    §56, упр.499,-504
    Проверьте себя! стр284
    64.
    Изложение «Три заповеди воробья» А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.92)
    1
    §57, упр.509-511
    65.
    Итоговый диктант «Человек в футляре» (А.Майлабаева Сб.дикт.и изл.10 кл., с.47)
    1
    Написать сочинение
    66.
    Сочинение «Мои каникулы»
    1
    Повторить
    67.
    Степь, воспетая в поэзии
    Обобщение по тексту.
    Структура и типы текста.
    2
    1
    §58, упр.515-518, Р
    68.
    Особенности художественной речи.
    1
    §58, упр.515-517
    Тематическое планирование по курсу «Русская литература» 10 класс (ОГН) – 68 часов Поделиться…
    13.09.2013 – 11:33 — азбука.kz

    Программный материал
    Кол-во часов
    Дата проведения
    1
    Художественная литература как искусство слова. Краткие сведения о русской литературе до 19 века
    Искусство как основа художественной культуры. Значение художественной литературы. «Слово о полку Игореве» как вершина поэтического искусства Древней Руси. М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, Д.И.Фонвизин (обзор).
    Теория литературы (литературный процесс, литературное направление, классицизм, сентиментализм, реализм, ода, художественный образ).
    1
    2
    Русская литература первой половины 19 века – 2 часа
    1.Романтизм в русской литературе начала века. Новое направление –реализм. Типичные характеры. И.А. Крылов. Басни. А.С.
    1
    2.Грибоедов. «Горе от ума». В.Г. Белинский как литературный критик;
    теория литературы (романтизм, реализм, басня, литературная критика, типичный характер).
    1
    3
    А.С.Пушкин – 9 часов
    Для заучивания наизусть:
    А.С.Пушкин (3-4 стихотворения), Евгений Онегин (Письмо Татьяны к Онегину
    или Письмо Онегина к Татьяне)
    1-2.Жизненный и творческий путь поэта.
    2
    3-4.Лирика. Проза Пушкина. «К Чаадаеву», «К морю», «Я помню чудное мгновение ….», «Я вас любил», «Осень» (отрывок), «Вновь я посетил».
    2
    5.Я памятник себе воздвиг нерукотворный». А.С.Пушкин о предназначении поэта и поэзии.
    1
    6-8. Роман в стихах «Евгений Онегин» (в сокращении). Онегин и Татьяна. Общечеловеческое значение нравственных проблем романа (цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, стремление к нравственному совершенству).
    3
    9.Интерес Пушкина к истории, культуре, творчеству других народов. Мировое значение творчества А.С.Пушкина.
    А.С.Пушкин и Абай.
    1
    Теория литературы (лирика, стих, ритм, рифма, строфа, роман в стихах, онегинская строфа, проза).
    Внеклассное чтение: А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
    1
    Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина.
    1
    4
    М.Ю.Лермонтов – 9 часов
    Для заучивания наизусть: М.Ю.Лермонтов (1-2 стихотворения)
    1. Очерк жизненного и творческого пути.
    1
    2. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Декабристские настроения.
    1
    3. Лирика Лермонтова. «Смерть поэта». «Поэт». «Родина».
    1
    4. Проза М.Ю.Лермонтова.
    1
    2 четверть
    5.«Герой нашего времени» – социально-психологический роман. Жанровое своеобразие.
    1
    6.Роман как цикл повестей. Повести «Бэла», «Тамань».
    1
    7. Образ Печорина. Сложность и противоречивость характера.
    1
    8.Роль композиции.
    1
    9. М.Ю.Лермонтов и казахская литература.
    1
    теория литературы (лирика, средства выразительности, роман, социально-психологический роман, композиция, экспозиция, завязка, развязка).
    Развитие речи. Сжатый пересказ повести «Герой нашего времени».
    1
    5
    Н.В.Гоголь – 6 часов
    1.Очерк жизненного и творческого пути писателя.
    1
    2.«Вечера на хуторе близ Диканьки » – цикл повестей. «Ночь перед рождеством», «Старосветские помещики». «Петербургские повести» – третий цикл произведений Гоголя (обзор).
    1
    3-4.Комедия «Ревизор». Основной конфликт в комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества.
    2
    5.Смех – единственное «честное, благородное лицо в комедии».
    1
    6.«Хлестаковщина» как социально – психологическое явление. Значение драматургии Н.В. Гоголя для становления и развития драматургии казахской литературы.
    теория литературы (драма как род литературы, основные драматические жанры, комедия, конфликт).
    1
    Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Шинель»
    1
    Развитие речи. Сочинение. Мифологические персонажи в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
    1
    3 четверть
    6
    Русская классическая литература 2-ой половины 19 века (обзор) – 1 час
    Политическая и культурная жизнь России во второй половине ХІХ века. Творчество писателей–шестидесятников (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.). Журнал «Современник» и его сотрудники. Новое слово в истории мирового театра. Эстетическая теория «искусство для искусства», или «чистое искусство»);
    теория литературы (теория «чистого искусства», литературная критика).
    1
    7
    И.С.Тургенев – 7 часов
    1.Очерк жизни и творчества.
    1
    2.«Записки охотника» (отдельные рассказы). Антикрепостнический пафос рассказов.
    1
    3.Лиризм и художественное мастерство в обрисовке картин родной природы «Хорь и Калиныч», «Бирюк». Типы народных характеров. Бунтарское начало и рабская покорность в образе мужика. Изображение нищеты крестьянского быта.
    1
    4.«Стихотворения в прозе» (два-три по выбору учителя). Их жанровое своеобразие. Лаконизм и емкость формы стихотворений в прозе. Основные мотивы «Стихотворений в прозе».
    1
    5-6. Роман «Отцы и дети» (обзор с чтением глав). Социальная и нравственно – философская проблематика романа.
    2
    7. И.С.Тургенев и казахская литература. теория литературы (род и жанр художественной литературы, жанр стихотворения в прозе, миниатюра)
    1
    Внеклассное чтение. И.С.Тургенев «Рудин»
    1
    Развитие речи. Сочинение. Природа в рассказах Тургенева.
    1
    8
    Ф.И.Тютчев – 2 часов
    Для заучивания наизусть: Ф.И.Тютчев
    (1 стихотворение)
    Очерк жизни и творчества. Человек и природа – главные темы лирики Ф.И. Тютчева. Выражение в его поэзии тончайших человеческих переживаний. Преклонение перед красотой и тайнами природы. «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою»,
    «Я встретил вас». Романсы Тютчева);
    теория литературы (метафора, олицетворение, звукопись, аллитерация, ассонанс).
    2
    9
    А.А.Фет – 2 часа
    Для заучивания наизусть: А.А.Фет
    (1 стихотворение)
    Очерк жизни и творчества. Лирика А. Фета. «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье». Основные мотивы и образы лирики.
    теория литературы (пейзаж, изобразительно-выразительные средства языка, экспрессия, параллелизм);
    2
    Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений Тютчева и Фета.
    1
    10
    А.Н.Островский – 2 часа
    А.Н. Островский и русский театр, его новаторство. «Темное царство» в изображении писателя. «Гроза», «Бесприданница» (по выбору).Самодурство как социально-психологическое явление. «Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт «Грозы». Катерина как трагическая героиня. Тема бедной девушки в «Бесприданнице». Развитие темы гибели красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения, блеска, одиночества. Конфликт и трагический финал драмы);
    теория литературы (трагедия).
    2
    Внеклассное чтение. А.А.Островский «Лес»
    1
    11
    Ф.М.Достоевский – 6 часов
    1.Жизненный и творческий путь писателя.
    1
    2-3.Роман «Преступление и наказание». Сюжет, проблематика романа. Социально-психологические и философские проблемы романа. Добро и зло, социализм и революция, атеизм и религия.
    2
    4 четверть
    4.Главные образы романа. Изображение внутренних противоречий в развитии личности героя.
    1
    5.Тема преступления, неотвратимости наказания и духовного воскресения.
    1
    6.Актуальность романа. Роль Ф.М.Достоевского в русской и мировой литературе. Ф.М.Достоевский и Ч.Валиханов.
    теория литературы (нравственно-психологический и философский роман, эпилог).
    1
    12
    Л.Н.Толстой – 7 часов
    1.Очерк жизненного и творческого пути писателя.
    1
    2.Военные рассказы Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае».
    1
    3.Рассказ «После бала».
    1
    4-7. «Война и мир» – роман-эпопея. Общая характеристика произведения. Жанровые и
    композиционные особенности произведения. Многоплановость и масштабность повествования. Историзм романа. Многозначность заглавия. «Мысль народная» в романе. Героизм и патриотизм русского народа. Люди «мира» в романе. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
    теория литературы (роман-эпопея, рассказ, композиция, гуманизм).
    4
    Развитие речи. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
    1
    13
    А.П.Чехов – 3 часа
    1.Очерк жизни и творчества писателя.
    1
    2.Рассказы А.П. Чехова. Умение писателя увидеть смешное, нелепое в заурядном, обыденном. Темы бездуховности, обывательной трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами, отстутствия жизненной позиции и цели у героев рассказов А.П. Чехова. «Человек в футляре».
    1
    3.Пьеса « Вишневый сад». Мировое значение творчества А.П.Чехова. Чехов и театр. Чехов и казахская драматургия. Особенности прозы А.П. Чехова: точность, лаконизм, выразительность, пьеса.
    теория литературы (пьеса).
    1
    14
    Заключение. Мировое значение русской классической литературы 19 века – 1 час
    Художественное богатство и мировое значение русской классической литературы. Гуманизм, психологизм и народность литературы. Влияние русской классической литературы на развитие национальных литератур. Диалог культур.
    1
    Всего:
    68
    Календарно-тематическое планирование учебного материала
    по русской литературе для 10 классов школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    На изучение курса выделено 68 ч. (2 ч. в неделю), из них на чтение и изучение – 58 ч.
    внеклассное чтение – 4 ч.
    развитие речи – 6 ч.
    I четверть (18 часов)
    урока
    Тема урока
    Кол-во часов
    Дата
    Теория литературы
    Дом.задание
    Введение. Художественная литература как искусство слова.
    Краткие сведения о русской литературе до XIX века.
    Урок1
    Искусство как основа художествен.культуры. Значение худ.литературы. «Слово о полку Игореве» как вершина поэтического искусства Древней Руси. М.В.Ломоносов
    Н.М.Карамзин, Д.И.Фонвизин (обзор)
    1
    Литературный процесс, литер-ное направление классицизм, сентиментализм, реализм, ода, художественный образ
    Выучить отрыв.из оды Ломоносова (на выбор)
    Проч.комедию Фонвизина «Недоросль». Отв.на вопросы учебника.
    Русская литература I половины XIX века (2ч.)
    Урок 2
    Романтизм в русской литературе начала XIX века. Новое направление – реализм.
    Типичные характеры. И.А.Крылов. Басни.
    1
    Понятия «романтизм», «романтический» реализм
    Прочитать статью в учебнике. Написать реферат.
    Урок 3
    А.С.Грибоедов. «Горе от ума». В.Г.Белинский как литературный критик.
    1
    Басня, литературная критика, типичный характер.
    Прочитать статью в учебнике. Выучить 1-2 басни Крылова.
    А.С.Пушкин ( 9 ч.)
    Урок 4
    Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина
    1
    Лирика. Стих.
    Подготовить пересказ
    Урок 5
    Жизненный и творческий путь поэта.
    1
    Понятие о реализме. Литературный тип.
    Прочитать статью о петербургском периоде творчества. Подготовить рассказ о жизни Пушкина в Михайловском, его дуэли и гибели; ответить на вопросы с.30
    Урок 6
    Лирика. Проза А.С.Пушкина.
    «К Чаадаеву», «К морю».
    1
    Лирика. Проза.
    Выучить стихи наизусть. Сообщение о любовной лирике Пушкина
    Урок 7
    Любовная лирика А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновение…», «Я вас любил», «Осень», «Вновь я посетил».
    1
    Лирика. Лирические жанры. Стихотворение и поэма. Роман в стихах.
    Выучить стихи. Сделать анализ стих-ий
    Урок 8
    «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».
    А.С.Пушкин о предназначении поэта и поэзии.
    1
    Изобразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы)
    Прочитать повесть «Станционный смотритель»
    Урок 9
    Роман в стихах «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна.
    1
    Выучить стихи; отв.на вопр.стр.39
    Урок 10
    Роман в стихах «Евгений Онегин».
    (продолжение)
    1
    Проза. Стихотворения в прозе. Жанры эпического рода. Повесть. Рассказ
    Написать сочинение по повести «Станционный смотритель»
    Урок 11
    Общечеловеческое значение нравственных проблем романа.
    1
    Роман в стихах. Стихи. Ритм, рифма, строфа. Онегинская строфа.
    Подготовить сообщение по 1-й главе; прочит.2,3главы
    Урок 12
    Мировое значение творчества А.С.Пушкина. Интерес А.С.Пушкина к истории, культуре, творчеству других народов. Пушкин и Абай.
    1
    Выучить наизусть «Письмо Татьяны»; подготовить рассказ о сне Татьяны, о дуэли Онегина и Ленского
    Урок 13
    Внеклассное чтение А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
    1
    Выполнить одно из заданий для самостоятельной работы (с.90)
    Урок14
    Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина
    1
    Подготовить пересказ.
    Урок15
    М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.
    1
    Понятие о средствах художественной выразительности.
    Сообщение Выучить наизусть стих-ие (по выбору)
    Урок16
    Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Декабристские настроения.
    1
    Составить сравнительную характеристику.
    Урок17
    Лирика М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Родина».
    1
    Отв.на вопросы с.102; выписать эпитеты, метафоры, гиперболы, сравнения; выучить стих-ие наизусть
    Урок18
    Проза М.Ю.Лермонтова.
    1
    Выучить стих-ие «Родина», подготовить комментарий к истории создания стих-ия

    Календарно-тематическое планирование учебного материала
    по русской литературе для 10 классов школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    На изучение курса выделено 68 ч. (2 ч. в неделю), из них на чтение и изучение – 58 ч.
    внеклассное чтение – 4 ч.
    развитие речи – 6 ч.
    II четверть (14 часов)
    урока
    Тема урока
    Кол-во часов
    Дата
    Теория литературы
    Дом.задание
    Урок 19
    Жанровое своеобразие. Роман как цикл повестей.
    1
    Начальные понятия о романе. Социально-психологический роман
    Проч.повесть «Бэла»; подготовить выборочный пересказ с элементами анализа с опорой на вопр.учебника (с.128)
    Урок 20
    Повести «Бэла», «Тамань».
    1
    Понятие о сюжете. Композиция, экспозиция.
    Подготовить худ-ый
    портрет Печорина с использованием метафор, эпитетов и.т.д.
    Урок 21
    Образ Печорина. Сложность и противоречивость характера. Роль композиции
    1
    Композиция литературного произведения.
    Проч.повесть «Максим Максимыч»; подготовить сообщения о Печорине: его отн-ие к жизни, к людям, его характер.
    Урок 22
    .М.Ю.Лермонтов и казахская литература.
    1
    Система образов произведения.
    Проч.повесть «Тамань», подг.сообщение на тему: Отношение читателей к Печорину; письм.отв.на вопр.
    Урок 23
    Образ Печорина и его преемственная связь с пушкинским Онегиным
    1
    Завязка, развязка.
    Прочит.весь роман. Отв.на вопросы учебника
    Урок 24
    Сочинение на одну из предложенных тем по роману «Герой нашего времени»
    1
    Темы сочинений:
    1. Онегин и Печорин.
    2. Печорин и Максим Максимыч.
    3. Печорин и Бэла.
    4. Мое отношение к Печорину.
    5. Человек и природа в романе «Герой нашего времени».
    Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
    Урок 25
    Н.В.Гоголь. Очерк жизненного пути.
    1
    Формирование понятия о драме как роде литературы.
    Составить развернутый план рассказа о жизни и тв-ве Гоголя
    Урок 26
    «Вечера на хуторе близ Диканьки» – явление русского романтизма. «Ночь перед рождеством»
    1
    Драма как род литературы
    Проч.одну из повестей цикла и подготовить. пересказ.
    Урок 27
    «Петербургские повести» – третий цикл произведений Гоголя (обзор)
    1
    Основные драматические жанры. Комедия. Конфликт.
    Подг.рассказ об одном из главных героев произведений. Проч.1-2 действ. комедии «Ревизор»
    Урок 28
    Комедия «Ревизор» Основной конфликт в комедии. Разоблачение нравственных и соц-ых пороков чиновничества. Смех –
    1
    Комическое в художественном произведении
    Проч. 3-4 действии. Отв.на вопросы с.164-165
    Урок 29
    «Хлестаковщина» как социально-психологическое явление.
    1
    Составить письменную харак-ку одного из действующих лиц.
    Урок 30
    «Значение драматургии Гоголя для становления и развития драматургии казахской литературы.
    1
    Подготовить сообщение по статье в учебнике.
    Урок 31
    Развитие речи.
    Смех – единственное «честное, благородное лицо в комедии».
    Немая сцена в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
    1
    Пересказ по темам:
    1. Смех – единственное, «честное, благородное лицо», в пьесе Гоголя.
    2. Сатира и юмор в комедии Гоголя «Ревизор».
    Подготовить полный пересказ
    Урок 32
    Внеклассное чтение. Тема «маленького человека» в повести
    Н.В.Гоголя «Шинель».
    1
    Проч. и подготовить пересказ.
    Календарно-тематическое планирование учебного материала
    по русской литературе для 10 классов школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    Количество часов – 68 ч. (2 ч. в неделю)
    III четверть (20 часов)
    урока
    Тема урока
    Кол-во часов
    Дата
    Теория литературы
    Дом.задание
    Урок 33
    Русская классическая литература 2 половины XIX века (Обзор).
    1
    Теория «чистого искусства», литературная критика.
    Отв.на вопр. и вып-ть задания с.202. проч.4-й сон Веры Павловны из романа «Что делать?»
    Урок 34
    И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества.
    1
    Подготовить сообщение по тв-ву писателя
    Урок 35
    «Записки охотника» (отдельные рассказы) Антикрепостнический пафос рассказов.
    1
    Проч.один из рассказов цикла «Записки охотника», подг.пересказ
    Урок 36
    Лиризм и худ-ое мастерство в обрисовке картин родной природы «Хорь и Калиныч», «Бирюк». Типы народных характеров
    1
    Прочитать отрывки из романа «Отцы и дети» с.210-229 Проч.один из рассказов цикла «Записки охотника», подг.пересказ
    Урок 37
    «Стихотворения в прозе». Жанровое своеобразие. Основные мотивы «Стихотворений в прозе»
    1
    Жанр «стихотворения в прозе»
    Подготовить ответы на вопросы стр.255-256; выучить стих-ие в прозе «Русский язык»
    Урок 38
    Роман «Отцы и дети». Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
    1
    Развитие понятия о романе.
    Подготовить ответы на вопросы учебника с.229
    Урок 39
    Роман «Отцы и дети». Конфликт двух культурно-исторических поколений в романе.
    1
    Прочит.отрывки из глав 17,18,19,27 Подготовить рассказ об отношении Базарова к Одинцовой и к родителям
    Урок 40
    И.С.Тургенев и казахская литература
    1
    Подготовить сообщение
    Урок 41
    Внеклассное чтение. И.С.Тургенев «Рудин»
    1
    Ответить на вопросы учебника.
    Урок 42
    Развитие речи. Сочинение. Природа в рассказах Тургенева.
    1
    Написать сочинение.
    Урок 43
    Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества.
    1
    Выполнить задания учебника стр.269.
    Урок 44
    Человек и природа – главные темы лирики Ф.И.Тютчева. Преклонение перед красотой и тайнами природы. «Есть в осени первоначальной»… Романсы Тютчева.
    1
    Средства художественной выразительности в лирике: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола, звукозапись, аллитерация, ассонанс
    Выучить стихи наизусть, выделить в нем выразительные средства.
    Урок 45
    А.А.Фет. Очерк и жизни и творчества. Особенности лирики А.А.Фета.
    1
    Стихотворный размер. Ритм. Рифма. Строфа. Музыкальность стиха.
    Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.Фета.
    Урок 46
    «Я пришел к тебе с приветом». Основные мотивы и образы лирики.
    1
    Стихотворный размер. Ритм. Рифма. Строфа. Музыкальность стиха
    Выучить наизусть понрав.стих-ие. Ответы на вопросы и выполнение заданий на стр.350-351
    Урок 47
    А.Н.Островский и русский театр, его новаторство. «Темное царство» в изображении писателя.
    1
    .
    Подготовить пересказ
    Урок 48
    «Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт одиночества. Конфликт и трагический финал драмы.
    1
    Трагедия
    Дать сравнительную характеристику главных героев.
    Урок 49
    Внеклассное чтение А.А.Островский «Лес»
    1
    Подготовить пересказ
    Урок 50
    Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество писателя.
    1
    Подготовить сообщение о жизни писателя по вопросам стр.290-291
    Урок 51
    Роман «Преступление и наказание». Сюжет и проблематика романа.
    1
    Нравственно- психологический и философский роман.
    Подготовить пересказ одного из отрывков романа.
    Урок 52
    Социально-психологические и философские проблемы романа. Добро и зло, социализм и революция, атеизм и религия.
    1
    Подготовить сообщение о перечисленных направлениях.
    Календарно-тематическое планирование учебного материала
    по русской литературе для 10 классов школ с казахским языком обучения.
    Общественно-гуманитарное направление.
    IV четверть (16 часов)
    урока
    Тема урока
    Кол-во часов
    Дата
    Теория литературы
    Дом.задание
    Урок 53
    Главные образы романа. Изображение внутренних противоречий в развитии личности героя.
    1
    Эпилог
    Подготовить описание образов и характеров героев.
    Урок 54
    Тема преступления, неотвратимости наказания и духовного воскресения.
    1
    Прочитать учебную статью (стр.327-329)
    Урок 55
    Актуальность романа. Роль Ф.М.Достоевского в русской и мировой литературе. Ф.М.Достоевский и Ч.Валиханов.
    1
    Ответить на вопросы учебника и выполнить задания (С.327)
    Урок 56
    Внеклассное чтение. Ф.М.Достоевский «Униженные и оскарбленные»
    1
    Прочитать и подг.пересказ
    Урок 57
    Л.Н.Толстой Жизнь и творческий путь писателя.
    1
    Подготовить сообщение о литер-ой деятельности писателя по вопросам учебника стр.362-363
    Урок 58
    Военные рассказы Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае»
    1
    Прочитать и пересказать
    Урок 59
    Рассказ «После бала»
    1
    Рассказ, композиция.
    Прочитать и пересказать.
    Урок 60
    Роман-эпопея «Война и мир». Общая характеристика произведения.
    1
    Роман-эпопея.
    Составить план вступительной статьи; записать определение романа-эпопеи.
    Урок 61
    «Война и мир» – роман-эпопея. Историзм романа. Многозначность заглавия.
    1
    Гуманизм
    Подготовить сообщение о том, что такое война, на основе гл.XXXIX
    Урок 62
    «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Героизм и патриотизм русского народа.
    1
    Прочитать статью и отв.на вопросы учебника стр.400-402
    Урок 63
    Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
    1
    Прочитать статью и отв.на вопросы учебника стр.400-402
    Урок 64
    Развитие речи. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
    1
    Повторить
    Урок 65
    А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя.
    1
    Драма. Драматический конфликт.
    Составить план устного рассказа о жизни Чехова.
    Урок 66
    Рассказы А.П.Чехова. Умение писателя увидеть смешное, нелепое в заурядном, обыденном. «Человек в футляре»
    1
    Подготовить рассказ об одном из героев с опорой на вопросы учебника с.443 и учебную статью о пьесе с.443-447
    Урок 67
    Пьеса «Вишневый сад». Мировое значение творчества А.П.Чехова. Чехов и театр. Чехов и каз.литература.
    1
    Пьеса
    Прочитать учебную статью «Проза А.П.Чехова» (с.409-412)
    Урок 68
    Заключение. Художественное богатство и мировое значение русской классической литературы XIX века.
    1
    Классический реализм. Золотой век русской литературы.
    Повторить

  2. Русский   язык
    10 класс
    Урок-практикум
    Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.
    Цели:
    1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.
    2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
    3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.
    4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.
    Ход урока.
    I Приветствие. Объявление темы и целей урока.
    – Сегодня на уроке-практикуме мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, стараясь применить полученные на предыдущих уроках теоретические знания.
    II Повторение композиционных частей сочинения и их последовательности.
    -У вас на карточках даны названия композиционных частей в произвольном порядке, укажите их номера в нужной последовательности. (С/Р)

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме
    – Проверим правильность выполненной вами работы (взаимопроверка + контрольный слайд):
    1. Вступление
    2. Формулировка проблемы
    3. Комментарий к проблеме
    4. Формулировка позиции автора по данной проблеме
    5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    7. Заключение (итоговый вывод)
    III Знакомство с текстом.
    -Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.
    – Прочитаем текст вслух.
    Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
    Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали».  Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.  Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме.  Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
    Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?  Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной!  Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
    Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом?  Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
    Л. Пирожкова
    – Какого стиля текст? (публицистического)
    IV Информация об авторе текста.
    – На мой взгляд, интересно узнать об авторе текста.
    Пирожкова Людмила Фёдоровна закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова (1977 г.). Вся её жизнь связана с прессой и издательской работой. Имеет разнообразные публикации. Занимается переводами разной тематики с английского и французского языков. Много лет работала редактором (литературным, научным – философия), поэтому перевод и литературное редактирование практически совмещает. Издано около двух десятков её книг.
    Училась также в ДВГУ (Дальневосточный университет) на журналистике.
    V Работа над формулировкой проблемы.
    – Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).
    – Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.
    – Прочитайте, что у вас получилось?
    Пример: Достаточно ли при общении с другими только того, чтобы тебя понимали? Насколько важно правильно и красиво говорить? Как речь характеризует человека? Над этими вопросами размышляет в своём тексте Л. Пирожкова. Автора  волнует проблема так называемого речевого портрета личности.
    – Ребята, как вы понимаете выражение «речевой портрет»? (Особенности речи человека, одна из важнейших составляющих облика говорящего).
    – Вот некоторые определения этого понятия, сформулированные известными в области языкознания специалистами:
    Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность.
    С.В. Леорда
    Речевой портрет – совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования.
    Т.П. Тарасенко
    Речевой портрет – набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего.
    Г.Г. Матвеева
    – Исследователи этого вопроса отмечают, что речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.
    VI  Комментарий к проблеме.
    – Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).
    – Какие два типа комментария выделяют? (Текстуальный и концепционный).
    – Каковы особенности текстуального комментария? (инд. сообщение)
    Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
    как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
    как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
    какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
    какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
    какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
    – Что представляет собой концепционный комментарий? (инд. сообщение)
    Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
    как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме;
    к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
    насколько актуальна в наши дни эта проблема?
    почему эта проблема относится к разряду вечных?
    кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
    традиционна ли эта проблема или нова;
    если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу;
    если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.
    – Каких ошибок следует избегать при написании комментария? (Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы).
    – Комментируя проблему, поднятую в данном тексте, необходимо назвать те изъяны, которые, по мнению Людмилы Пирожковой, портят речевой портрет многих наших современников. Найдите их в тексте (стирание границ между разными стилистическими пластами, терпимое отношение к «низкой» лексике, слова-сорняки, примитивизм, речевая небрежность, невыразительность речи, нарушение грамматических норм (пример со словом «кофе»).
    – Какие ещё недостатки могут подпортить наш речевой портрет и поставить под сомнение уровень нашей общей культуры? (нарушение орфоэпических норм).
    – Какие словосочетания употребила Людмила Пирожкова, чтобы подчеркнуть своё отношение к описанной ситуации? («катастрофическая порча языка», «вопиющая безграмотность»).
    – Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.
    Пример: Автор текста с горечью говорит о стремительном обесценивании культуры речи и поражается распространившейся  вопиющей безграмотности.  Наш язык катастрофически портится под влиянием радио, телевидения, Интернета.  Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, будто нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но, по убеждению автора,  каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих. Л. Пирожкова приводит в пример ситуацию, когда после нескольких минут общения с внешне приятными людьми чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета собеседника.
    VII Формулирование позиции автора.
    – Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).
    – Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.
    Пример: По мнению Л. Пирожковой, речевой портрет гораздо более выразителен, нежели наша внешность. Она убеждена в том, что одна досадная ошибка может испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, «выращивать его».
    VIII Формулирование собственного мнения.
    – Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.
    Пример: Нельзя не согласиться с мнением автора данного текста в том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Действительно, речевая культура является важной составляющей общей культуры человека. Не стоит допускать небрежности в речи. Полностью поддерживаю Людмилу Пирожкову в том, что над собственным речевым портретом следует кропотливо работать, чтобы не выглядеть смешно или нелепо в глазах окружающих.
    IX Доказательство собственной точки зрения.
    – Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).
    – Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).
    – Какие типы аргументов можно использовать в работе? (инд. сообщение)
    Слайд:
    Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
    Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
    Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
    Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
    Цитаты из авторитетного источника;
    Выводы науки и статистические данные;
    События из жизни страны;
    Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.
    – Кто из вас читал роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»?
    – Речевой портрет какой героини характеризует её как человека ограниченного, пустого и недалёкого?
    – Каковы особенности речевого портрета Эллочки Щукиной? (Она обходилась тридцатью словами, словарный запас был ограничен до крайности, примитивен. Примитивность её речи выдаёт примитивность мышления).
    – Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому роману.
    – Прочитаем образец того, как можно привести подобный аргумент в сочинении.
    Пример: Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас Эллочки Щукиной, героини этого романа, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
    -Ребята, знаете ли вы, кто такой Демосфен? (Это древнегреческий оратор, долгие годы работавший над своим речевым портретом и благодаря этому оставивший яркий след в истории).
    Афины — 322 г. до н. э.
    Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил «р»), – у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.
    – Прочитаем, как можно ввести в текст сочинения аргумент, основанный на примере жизни этого выдающегося человека.
    Пример: Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
    X Работа над написанием вступления.
    -Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм? Я предлагаю вам воспользоваться и теми   афоризмами, которые подобрала я. (Слайд)
    Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
    В. А. Сухомлинский
    Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
    Г. В. Степанов
    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
    А. П. Чехов
    Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
    Д. С. Лихачёв
    – Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.
    Пример: Большинству людей не безразлично, какое мнение складывается о них у окружающих. Многим из нас хочется производить приятное впечатление и располагать к себе тех, с кем мы общаемся. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Да! Именно речь является той существенной составляющей, которая наиболее полно характеризует нас как личность. Очень интересно выразился по этому поводу Г.В. Степанов: «Наша речь – это наша визитная карточка».
    XI Заключение.
    – О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).
    – Поработайте над заключением и прочитайте, что у вас получилось.
    Пример: Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за одной из важнейших  характеристик личности – речевым портретом.
    XII Итог урока.
    – Сегодня на уроке мы учились писать сочинение по прочитанному тексту, следуя определённому плану, используя речевые клише, помогающие нам строить собственное высказывание. Мы познакомились с текстом Людмилы Пирожковой, в котором она обращает внимание читателей на проблему важной роли речевого портрета личности, и не могли не согласиться с необходимостью постоянной кропотливой работы над совершенствованием собственного речевого портрета.
    Д/З: Завершить работу над сочинением, отредактировать текст.
    (1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
    (5) Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!
    (11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
    (17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
    (По Л. Пирожковой.)
    Типы аргументов
    Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
    Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
    Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
    Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
    Цитаты из авторитетного источника;
    Выводы науки и статистические данные;
    События из жизни страны;
    Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.
    Карточки

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме
    Речевые клише
    Формулировка проблемы:
    В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
    Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);
    Примечание: можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)…
    Введение текстуального комментария:
    Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о … /приводит факты … / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что….
    Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о … . Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…
    Введение  концепционного комментария:
    Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный публицист (писатель)  не обошел ее вниманием….
    Действительно, проблема … очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что … . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к … .
    Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: …
    Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:
    Формулировка  позиции автора исходного текста:
    Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «        ». NN убежден: ….
    Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
    Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит…
    Формулировка собственной точки зрения:
    Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Действительно, …
    Я согласен с автором данного текста в том, что… В самом деле, …
    Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: …
    Я разделяю точку зрения автора и также убеждён в том, что …
    Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….
    Введение в текст аргументации собственной точки зрения:
    А) первый аргумент
    В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении… / Главную героиню этого произведения отличает …
    Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении …
    Б) второй аргумент
    Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что …
    Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
    Приведу еще один литературный пример, который показывает: …
    О том, как важно…, говорит в своем рассказе / романе писатель NN.
    У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность … (далее идут примеры-аргументы).
    Индивидуальное задание:
    Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:
    Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
    В. А. Сухомлинский
    Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
    Г. В. Степанов
    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
    А. П. Чехов
    Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
    Д. С. Лихачёв
    Индивидуальное задание:
    Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:
    Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
    В. А. Сухомлинский
    Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
    Г. В. Степанов
    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
    А. П. Чехов
    Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
    Д. С. Лихачёв
    Индивидуальное задание:
    Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:
    суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.
    Речевые клише:
    В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
    Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
    Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.
    Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.
    Индивидуальное задание:
    Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:
    суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.
    Речевые клише:
    В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
    Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
    Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.
    Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.

  3. КГУ «Карабуйратская средняя школа- сад»
    10 казахский класс 8 урок Русский язык
    Тема: Изложение «Заповедник Кургальджино»
    Цели: 1.Формировать у учащихся умение пересказывать письменно текст, передавая основную мысль.
    2. Развивать у учащихся грамотность, память, мышление.
    3. Воспитывать эстетические чувства, умение видеть и оценивать красоту природы.
    Тип урока: урок – контроль
    Наглядные пособия, литература: сборник диктантов и изложений для 10 класса
    Работа со словами: жемчужины природы; протоки; причудливые хребты; водная гладь; уникальность; экзотическая птица..
    Ход урока:
    Организационный момент.
    Проверка готовности учащихся к уроку.
    Беседа. Цель беседы- пробудить интерес к работе.
    Знакомство с текстом «Заповедник Кургальджино» (Из книги “Природа и мы”)
    В Казахстане есть немало уголков, по праву считающихся жем­чужинами природы. Это и восхитительные озёра в Кокшетауской и Павлодарской областях, и причудливые хребты Тянь-Шаня, и уни­кальные лесные массивы Каркаралинска, Баянаула, Восточно-Ка­захстанской области и множество других замечательных мест, ещё сохранивших свою девственную красоту и доставляющих особую радость и большую ценность. Некоторые из этих прекрасных угол­ков природы в силу своей уникальности объявлены заповедными местами.
    Заповедник Кургальджино — это один из самых крупных запо­ведников Казахстана, площадь которого равна 2000 квадратных километров. Он расположен по реке Нуре с её многочисленными озёрами, протоками, плёсами. Самое большое и прекрасное озеро — Кургальджино.
    Этот заповедник представляет собой нетронутый участок типич­ной целинной степи и знаменит тем, что в нём обитает большое ко­личество видов водоплавающей и сухопутной птицы. Кроме того, во время перелёта здесь скапливается множество очень редких птиц, которые прилетают сюда из Африки, Индии, Южной Европы и с берегов Каспийского моря.
    В заповеднике имеется Лебяжий залив, который в основном за­нимают лебеди и утки-песчанки. Осенью они почти полностью по­крывают водную гладь. На островах селятся чайки-хохотуньи и пе­ликаны.
    На солёном озере Тенгиз гнездится редкая экзотическая птица — фламинго. Природа сказочно одарила фламинго. У неё очень краси­вое оперение ярко-розового цвета. Фламинго в переводе с латинско­го означает “пламя”. Это сказочная “жар-птица”. После появления птенцов мамаши кормят их несколько дней, оставляя всю дальней­шую заботу о потомстве на самцов. Самцы в течение всего лета “воспитывают” своих птенцов, до самого отлёта, когда фламинго собираются в большие стаи. Наблюдать это весьма интересно.
    На всей территории СНГ озеро Тенгиз является единственным местом, где гнездятся фламинго. Здесь их отлавливают для многих зоопарков мира.
    Кургальджинский заповедник представляет большую научную ценность по восстановлению и расселению редких птиц.
    (Из книги “Природа и мы”)
    Словарная работа. Объясните правописание слов и словосочетаний: жемчужины природы; протоки; причудливые хребты; водная гладь; уникальность; экзотическая птица.
    5. Вопросы для беседы:
    – О каких жемчужинах природы идёт речь в тексте?
    – Почему самые красивые места в Казахстане объявлены заповедными зо­нами?
    – Расскажите о заповеднике Кургальджино, чем он знаменит?
    – Кто является обитателем Лебяжьего залива?
    – Что нового вы узнали об экзотической птице – фламинго? Используя текст,
    опишите фламинго.
    Выделите в тексте смысловые части и сформулируйте основную мысль каж­дой из них. Перескажите текст
    План:
    1. “Жемчужина” природы Казахстана.
    2. Заповедник Кургальджино — крупный заповедник Казахстана.
    3. Лебяжий залив.
    4. Экзотическая птица — фламинго.
    5. Научная ценность заповедника.
    Повторное чтение текста
    Письменное изложение текста учащимися.
    Итог урока. Домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *