Урок на тему сочинение

6 вариантов

  1. Разделы:
    Русский язык, Начальная школа
    Класс:
    9
    #}

    Цель:
    подготовиться к сочинению-рассуждению
    на морально-этическую тему.

    Задачи:

    образовательные:
    обобщить и расширить представление о таком типе
    речи, как рассуждение,
    продолжить работу над формированием навыков
    построения рассуждения;
    развивающие:
    развить у учащихся творческие способности на
    основе формирования умений анализировать
    готовый материал, самостоятельно отбирать
    материал на определенную тему;
    воспитательные:
    воспитать нравственные и этические качества
    посредством анализа дидактического материала.

    Оборудование:

    раздаточный материал (афоризмы, стихотворение),
    видеоролик,
    слайд-шоу,
    ноутбук,
    мультимедиапроектор.

    План урока.
    I.
    Речевая разминка: повторение понятий тема и
    основная мысль текста.

    II.
    Отбор материала по теме сочинения.

    III.
    Работа над структурой сочинения.

    IV.
    Подведение итогов.
    Ход урока

    I. – Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете
    готовиться к сочинению-рассуждению на
    морально-этическую тему. Запишите число и
    оставьте строчку для записи темы.


    Начнем урок с речевой разминки.
    Обратимся к отрывку из “Песни о зависти”
    питерского барда Александра Розенбаума, который
    записан на карточках, лежащих на ваших столах:
    Я вышел на тропу войны,
    Врага известно имя – зависть.
    Ползёт по душам, мысли травит,
    Переиначивает сны.
    Друзья, погубленные ей,
    Не приходя в себя, скончались,
    А зависть празднует ночами
    Победы подлости своей.

    – Какова тема данного отрывка? Основная мысль?
    Вспомните определение темы и основной мысли
    произведения?

    – Тема – это то, о чем говорится в
    произведении. Основная мысль – это то, к чему
    призывает нас автор, что хочет донести до
    читателя. Тема данного отрывка – зависть. Автор
    говорит о том, что зависть – губительное чувство,
    которое разрушает человека.

    – О зависти мы узнаем не только из
    художественных произведений. В афоризмах – в
    кратких высказываниях великих людей содержатся
    определенные взгляды на зависть. Посмотрите, на
    обороте ваших карточек напечатаны афоризмы.
    Обратимся к первому блоку высказываний.
    Внимательно прочитайте эти высказывания. Какие
    вам особенно близки? Почему?

    Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а
    порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а
    кто завидует, тот себе же делает хуже. Эзоп
    Наша зависть всегда долговечнее чужого
    счастья, которому мы завидуем. Франсуа
    Ларошфуко

    Завистник сам себе враг, потому что страдает от
    зла, созданного им самим. Шарль Монтескьё
    Зависть – признание себя побежденным. Александр
    Скрябин


    Согласны ли вы с другими? Постарайтесь
    обосновать свой выбор.
    А как вы считаете, как вы понимаете, что такое
    зависть?
    В “Толковом словаре русского языка” С. И.
    Ожегова даётся такое определение зависти:
    “Зависть – это чувство досады, вызванное
    благополучием, успехом другого”.
    – А в “Толковом словаре живого великорусского
    языка” В. И. Даля предлагается другое
    определение: “Зависть – свойство того, кто
    завидует; досада по чужом добре или благе;
    нежелание добра другому, а одному лишь себе”.
    А что вы можете сказать по поводу утверждений,
    представленных во втором блоке?
    Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы
    ли эти великие люди?
    Встречали ли вы в жизни людей, которым зависть
    помогла достичь успеха?

    Зависть – сестра соревнования, следственно из
    хорошего роду. Александр Пушкин
    Когда зависть неизбежна, её следует
    использовать в качестве стимула для собственных
    усилий, а не для того, чтобы мешать другим. Бертран
    Рассел

    Ты зависть не заставишь примириться,
    Так можешь всласть над нею поглумиться.
    Успех твой отравляет ей житье,
    Потешься же над муками ее.

    Артур Шопенгауэр

    Не завидуй тому, кто силен и богат.
    За рассветом всегда наступает закат.
    С этой жизнью короткою, равною вздоху,
    Обращайся, как с данной тебе на прокат.

    Омар Хайям
    Наверняка вы встречали людей, которых
    зависть и погубила?
    Запишите несколько понравившихся вам
    афоризмов в тетради. Они могут быть использованы
    как эпиграфы к вашим сочинениям.

    II. – Итак, как вы, наверное, догадались, в
    своих сочинениях вы будете рассуждать о зависти.
    Запишите тему сочинения “Зависть не порок?”.


    Как вы поняли, в истории человечества сложились
    два противоположных отношения к зависти.
    Психологи выделяют два вида зависти: чёрную и
    белую. Предлагаю вам посмотреть, какое развитие
    получает одна и та же ситуация в зависимости от
    вида зависти. Внимание на видеофрагменты. В ходе
    просмотра ответьте на вопрос: какие виды зависти
    были представлены в первом и во втором роликах?

    – В первом – чёрная зависть, во втором – белая.

    – Попробуйте охарактеризовать каждую из них.
    Для удобства заполните следующую таблицу:

  2. 5.2
    – Близких людей, братьев наших меньших, увлечения, предметы, действия.
    – К каждой из этих групп можно подобрать множество разных слов.
    Я попыталась вам помочь и записала в каждую группу слова.
    – Что заметили?
    – Какие будут предложения?
    – Какую работу вам необходимо выполнить в группах?
    – …. и лист с заданием соотнести с названием группы.
    Где можно найти ответ в случае затруднения?
    -Согласны ли вы, как соотнесены слова с темами?
    – Смотрите, как много слов-помощников мы подобрали для нашего сочинения.
    – В каких источниках информации можно их можно взять?
    – Словарь- самый надёжный друг. Даже сам А.С. Пушкин обращался за помощью к словарю.
    – Я тоже готова вам помочь.
    – Ключевые слова.
    В словах пропущены буквы.
    – Поработать в группах.
    Ответы учащихся
    – В словаре.
    Учащиеся работают в группах с использованием словарей.
    Результаты работы вывешивают на доску.
    Учащиеся проверяют.
    – Словарь, доска, палитра, текст рассказа.
    5.3
    – Какие задачи мы ставили перед собой для того, чтобы достичь главной цели?
    – Посмотрите на доску. Что вы заметили?
    – Сколько частей в нашем плане?
    – Назовите.
    -С каких слов или фраз вы можете начать сочинение?
    Помните! Вступление – лицо сочинения.
    – В какой части сочинения будет содержаться главный ответ на вопрос? Сколько доказательств вы приведёте для убедительности?
    – О чем ты напишешь в основной части? (спросить людей)
    – Какими высказываниями народной мудрости можно подтвердить ваш вывод?
    – Как показать на письме, что в нашем тексте три части?
    – Задам очень личный вопрос: а можно ли стесняться частого употребления слова «люблю»?
    – Какую цель вы ставили для себя на урок?
    – Готовы ли вы сделать последний шаг для достижения цели?
    – Настал самый важный и ответственный момент. Желаю вам удачи!
    – Составить план.
    – Мы составили план, которым будем руководствоваться в ходе написания сочинения.
    – 3
    Вступление, основная часть и заключение.
    Ответы учащихся.
    -В основной
    – 4-5
    – учащиеся называют фразы из высказываний.
    Абзацы
    – Нет
    – Написать сочинение «Что я люблю?»
    – Да!
    Результат: составление плана сочинения, орфографическая готовность, положительный эмоциональный настрой.
    6. Самостоятельная работа. Представление результатов самостоятельного творчества.
    Цель: использование материалов плана для решения творческой задачи. Организация самоконтроля.
    Результат: использование полученных знаний в ходе решения задач урока позволят учащимся написать сочинение, творческий продукт – индивидуальные сочинения.
    6.1
    Написание сочинений учащимися.
    6.2
    – Вижу, что многие из вас уже закончили.
    – Кто хотел бы зачитать своё сочинение?
    Дети зачитывают сочинения
    7. Рефлексия.
    Цель: получение обратной связи, самоанализ достигнутого.
    7.1
    – Какую цель на урок вы ставили перед собой?
    – Достигли ли вы её?
    – Зачем нам нужно было рассказать о себе?
    -Рассказать о себе?
    – Да
    – Чтобы доказать, что все люди разные и у нас у всех разные люблю.
    7.2
    Наш урок подошёл к концу. Написаны замечательные сочинения. Каждый из вас «поведал тайну души своей». Сегодня мы убедились, что мы убедились, что мы разные, но чем-то похожие, что все неповторимы! Огромное вам спасибо!
    Но как этот урок прошёл для каждого из вас?
    – Прочитай и продолжи фразы.
    – Сегодня на уроке я понял, что ..
    – Я похвалил бы себя…
    – Особенно мне понравилось…
    – После урока мне захотелось…
    – Сегодня мне удалось…
    – Я сумел…
    – Было интересно…
    – Было трудно…
    – Я понял, что…
    – Теперь я могу…
    – Я почувствовал, что…
    – Спасибо за вашу работу.
    Ответы учащихся
    Результат: формирование представлений о значимости изучения данной темы и личностных достижениях

  3. Подготовка к ЕГЭ. Система уроков по написанию сочинения по прочитанному тексту (подробно, начиная с первого урока).
    Автор разработанных уроков: Хоменко Клара  Петровна, учитель  русского языка и литературы
    Урок 1.
    Тема. Задачи курса. Требования к творческой работе – критерии.  Структура сочинения.
    Цель: отработка алгоритма творческой работы по тексту
    Определение целей и задач.
    Сочинение по прочитанному тексту – это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Желательно не использовать больше 350 слов хотя бы из-за того, что  может возрасти количество ошибок.
    Каждый ученик должен чётко представлять, что от вас требуется на экзамене. Первое, что нужно знать, это критерии, которыми следует пользоваться при написании сочинения, при проверке своего текста, при рецензировании и редактировании.
    Максимальное количество баллов за всю работу – 23.
    Работа оценивается по 12 критериям. Позже мы их рассмотрим. Сначала давайте познакомимся со схемой, по которой вы должны писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту на экзамене.
    Знакомство со схемой сочинения.
    Поясняю. Учащиеся записывают схему.
    Проблема
    Вопрос, поставленный в художественном произведении или в тексте и требующий разрешения, исследования.  Сформулировать проблему можно в форме вопроса или названия какого-либо факта в родительном падеже. (Проблема ставится в родительном падеже!).
    Комментарий
    Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
    Позиция автора
    Это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
    Возможно, именно в последних предложениях вы сможете прочитать, как автор отвечает на свой вопрос.
    Моя позиция
    Это выражение своего мнения по данной проблеме. Своё мнение можно выразить, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос! Перечитайте проблемный вопрос.  Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.
    1-ый аргумент
    В.И. Даль: « Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод». Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Одно доказательство обязательно нужно взять из произведений художественной литературы.  (Это требование с 2012 года). Нельзя использовать сказки, даже желательно не использовать сказки Салтыкова-Щедрина.
    2-ой аргумент
    В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни,  истории,  политики,  искусства,  биографии известных людей (со ссылкой на авторитет). В крайнем случае – из своей жизни.
    Заключение
    Вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме
    Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.
    3.Работа с текстом по схеме, отражающей структуру сочинения
    У каждого распечатка текста (По Астафьеву).
    Исходный текст
    На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чём же рассказывала мне музыка? О чём-то очень большом. На что же это жаловалась она,  на кого гневалась? Тревожно и горько мне.  Хочется заплакать,  оттого что мне жалко самого себя,  жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
    Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет  отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит:  любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет   тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже  нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять,  жива до сих пор».
    « Спасибо вам, дяденька», – прошептал я.  «За что, мальчик?» – «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село,  а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, – это была моя родина.
    …Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того,  как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, всю жизнь тосковавший о ней.
    ( По В. Астафьеву)
    Этап сочинения
    Текст сочинения
    Комментарии учителя (учащиеся не пишут), вопросы, направленные на создание текста сочинения
    Проблема
    На что способно истинное произведение искусства? Над этой проблемой размышляет В. Астафьев, вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки.
    Определяем проблему. В тексте их может быть несколько. Напоминаю: проблема – это вопрос, над которым размышляет автор и нас заставляет размышлять, ответить на него. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!
    Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, то особое внимание обратите на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.
    Комментарий
    Автор прослеживает различное восприятие музыки человеком.  Звуки скрипки, услышанные в детстве, заставляли его плакать, наполняли сердце чем-то большим и тревожным. Торжественная же мелодия органа в годы войны «звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли пожары…»
    Показываем ход мысли автора, как именно он раскрывает проблему. Если схематично и примитивно: нужно написать, что сначала автор делает в тексте, что потом, то есть проследить по тексту, как автор рассматривает проблему, почему он к ней обратился (в какой-то мере пересказ текста).
    Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Постарайтесь пояснить, что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, фильм, жизненные наблюдения)
    Пишем не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.
    -Что он делает? (Сначала вспоминает, как на него повлияла музыка в детстве: «тревожно и горько мне», «хочется заплакать». Потом автор говорит, как уже на взрослого на него влияла музыка. Это было уже в годы войны»: звала куда-то, заставляла что-нибудь сделать».)
    Иногда трудно чётко разделить проблему и комментарий или проблему и авторскую позицию. В данном случае мы написали проблему и сразу начали комментарий:  «вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки» (см. в 1-ом абзаце).
    Позиция автора
    В. Астафьев убеждён в том, что музыка, как и любое истинное искусство, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.
    Проследили по тексту, что делает автор, теперь ищем, к чему он ведёт, к какому выводу, для чего он всё это рассказывает. Сначала скажите: какую роль играет искусство вообще? В какие минуты человек обращается к музыке? Зачем? (Она влияет на него, способна воздействовать на душу человека)
    Моя позиция
    Писатель, безусловно, прав. Музыка, – удивительный вид искусства, который трогает струны человеческой души, заставляет нас плакать и смеяться, наполняет сердце тревогой или бесконечной любовью.
    Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Вы должны выразить своё согласие или несогласие.
    1-ый аргумент, 1-ый пример
    Например, так воспринимаю музыку я…22 июня. День памяти павших в Великой Отечественной войне. Звучит музыка Рахманинова. От нахлынувших чувств замирает сердце. Никогда, никогда моя страна не встанет на колени перед врагом, никогда она не забудет своих героев. А вот другая музыка. Шопен. Сколько любви и нежности в его ноктюрнах! Как хочется жить!
    Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами.
    В сочинении  вы должны привести два аргумента: 1) опираясь на знания или жизненный опыт;
    2) на читательский опыт.
    2-ой аргумент
    Музыка способна раскрыть внутреннюю сущность человека, помогает понять себя. Вспомним Наташу Ростову. Молодая графиня, воспитанная француженкой-гувернанткой, услышав мелодию русской «Барыни», пустилась в пляс. И танец её был таким настоящим, таким русским, будто всю жизнь она этому училась. Музыка пробудила то национальное,  русское начало, которое было в Наташе всегда и которым так восхищался сам Л.Н. Толстой.
    Пример из художественной литературы.
    Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.
    Заключение
    Волшебная сила искусства способна изменить человека: сделать его лучше, пробудить чувство патриотизма, научить любить жизнь. (225 слов)
    Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт
    Подводим итог
    Итак, у нас получилось сочинение. Давайте перечитаем его целиком (второй столбик). Сочинение наше – из 225 слов.
    Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:
    К1. Формулировка проблемы — 1.
    К2. Комментарий к проблеме — 2.
    К3. Отражение позиции автора — 1.
    К4. Аргументация — 3.
    К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
    К6. Точность и выразительность речи — 2.
    К7. Орфография — 3.
    К8. Пунктуация — 3.
    К9. Грамматические ошибки — 2.
    К10. Речевые ошибки — 2.
    К11. Соблюдение этических норм — 1.
    К12. Фактологическая точность — 1.
    Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.
    Всего можно получить за сочинение 23 балла.
    Уважаемые учителя! Если нужны все конспекты уроков по написанию сочинения, по подготовке к ЕГЭ по тестовым заданиям, пишите комментарии. Я обязательно помещу на сайте всё, что нужно.

  4. Министерство образования РФ
    МОУ «Турдейская СОШ»
    Открытый урок русского языка на тему:
    «Р.р. Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе
    на морально – этическую тему. Готовимся к ГИА.
    9 класс»
    Подготовила: Подколзина О.В.
    Турдей – 2011
    Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
    Тема        Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему.
    Тип урока        Комбинированный.
    Оборудование        Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.        Цели
    Познавательные:
    Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.
    Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.
    Практические:
    Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
    Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
    Умения и навыки:        Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).
    Межпредметные связи:        Литература, музыка, изобразительное искусство.
    Ход урока
    1. Организационный момент:
    2. Целеполагание.
    – Что такое сочинение?
    Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.
    – Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
    Что, о чем писать? (содержание)
    Как писать? (форма)
    3. Работа над содержанием.
    – Определимся в первую очередь с содержанием.
    Частично тема уже задана.
    а) Проведём словарную работу.
    (по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
    – Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
    – К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
    – Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
    – вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):
    Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
    б) Подбор синонимов.
    – Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
    – Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)
    в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)
    – Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.

    – А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик)

    Из очерка «О милосердии» (Гранин)

    В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
    С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
    Решил повернуть назад, домой.
    Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
    Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
    Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?
    С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
    Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет.
    Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
    Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
    Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)
    (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
    г) Беседа по содержанию.
    – Какую проблему поднимает Д. Гранин?
    – По какому поводу собирается он «бить тревогу»?
    – Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие)
    – Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.
    – Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)
    д) Подбор антонимов.
    – А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
    Тетрадь: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,
    Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
    -Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)
    4. Планирование дальнейшей деятельности.
    – Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
    – Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
    – Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами):
    – Нужно ли милосердие в наше время?
    – В чем оно проявляется? Примеры.
    – В чем причины людского равнодушия и невнимания?
    – Можно ли воспитать милосердие в себе?
    5. Индивидуальная работа.
    – Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
    Задание: (в конвертах-тексты), (самостоятельная работа сопровождается музыкой)
    1 уч.– Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.
    – Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
    – Как можем их использовать в своем сочинении?

    Библейская притча «Добрый самаритянин».

    Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:
    — Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
    Он же сказал ему:
    — В законе что написано? Как читаешь?
    Он сказал в ответ:
    — Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
    Иисус сказал ему:
    — Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
    Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
    — А кто мой ближний?
    На это сказал Иисус:
    — Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
    Он сказал:
    — Оказавший ему милость.
    Тогда Иисус сказал ему:
    — Иди, и ты поступай так же.
    2 уч. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.
    Мать Тереза.

    Краткая биография Матери Терезы

    Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.
    Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его.
    В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997.
    Доктор Л. Рошаль.
    3 уч.   –   Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.
    В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи
    Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).
    Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).Рошаль выступал против войны в Чечне.
    6. Инсценировка.
    – Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”
    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
    – Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
    – Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
    – Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
    – А нам-то что? Он сам виноват.
    – Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
    – Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
    – Я всё равно подойду, – вырвала руку девушка.
    – Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
    – Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
    – Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
    – Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
    – Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
    – Спасибо, леди, спасибо. . .
    – Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?
    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
    – Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
    – Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
    – У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
    – Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
    -Почему молодой человек отказался помочь?
    (. считает, что этот человек недостоин помощи. )
    – Как бы вы поступили в этом случае?
    (не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. )
    -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
    ( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )
    Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
    7. Работа с памяткой. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
    Памятка «Жизненных правил».
    1. Любите окружающих вас людей: родных, близких,  друзей.
    2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
    3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
    4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
    5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
    6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
    7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
    8. Работа с цитатами.
    – Прочитайте цитаты.
    Обдумайте их. Объясните значение.
    – Как сможем использовать в работе?
    Цитаты:
    1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
    людских поступков скрывается только в человеческом сердце.
    Де Сад
    2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить         другим.
    Д.С.Лихачёв
    3.И от огня любви
    житейское страданье уносится,
    как мимолётный дым…
    Вл. Соловьёв
    4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то   ехать, то это едва ли милосердие.
    Л.Н.Толстой
    5.Тревожьтесь обо мне
    Пристрастно и глубоко.
    Не стойте в стороне,
    Когда мне одиноко.
    Желайте мне добра
    И рядом и не рядом…
    Е.Евтушенко
    6.Разберёмся во всем, что видели,
    Что случилось, что сталось в стране,
    И простим, где нас горько обидели
    По чужой и по нашей вине.
    С.Есенин
    7.Нам не дано предугадать,
    Как наше слово отзовётся,-
    И нам сочувствие даётся,
    Как нам даётся благодать…
    Ф.И.Тютчев
    9. Рефлексия.
    (тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
    Повторение схемы сочинения-рассуждения.
    Вспомните композицию такого сочинения.
    I. Основная мысль (тезис).
    II. Доказательства:
    а)…
    б)…
    в)…
    III. Вывод.
    10. Оценивание.
    – Учитель – оценки тем, кто помогал
    11. Домашнее задание (памятка).
    Памятка к выполнению домашнего задания.
    – Сделать черновые наброски основной части сочинения –
    рассуждения (свой исходный материал приветствуется).
    – Разобрать предложенные цитаты. Объяснить их значение.
    – Подумать, как сможем их использовать. ( Цитаты, найденные самими, приветствуются).
    – Написать текст сочинения.
    Успехов в работе и творческом поиске!
    Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.
    1) В. П. Астафьев
    – «Конь с розовой гривой».
    – «Фотография, на которой меня нет».
    2) К. Т. Паустовский
    – «Телеграмма»
    3) В. Г. Короленко
    – «Парадокс»
    4) А. Алексин (любое произведение)
    5) И другие авторы и их произведения…
    – разбор и ответы на вопросы учащихся
    12. Итог урока.
    – Стихотворение Э. Асадова Падает снег.
    Падает снег, падает снег –
    Тысячи белых ежат…
    А по дороге идет человек,
    И губы его дрожат.
    Мороз под шагами хрустит, как соль.
    Лицо человека – обида и боль.
    В зрачках два черных тревожных
    Флажка
    Выбросила тоска.
    Измена? Мечты ли разбитой звон?
    Друг ли с подлой душой?
    Знает об этом только он
    Да кто-то еще другой.
    Случись катастрофа, пожар, беда –
    Звонки тишину встревожат.
    У нас милиция есть всегда
    И «Скорая помощь» тоже.
    А если просто падает снег
    И тормоза не визжат,
    А если просто идет человек
    И губы его дрожат?
    А если в глазах у него тоска-
    Два горьких черных флажка?
    Какие звонки и сигналы есть,
    Чтоб подали людям весть?!
    И разве тут может в расчет идти
    Какой-то там этикет,
    Удобно иль нет к нему подойти,
    Знаком ты с ним или нет?
    Падает снег, падает снег,
    По стеклам шуршит узорным.
    А сквозь метель идет человек,
    И снег ему кажется черным…
    И если встретишь его в пути,
    Пусть вздрогнет в душе звонок,
    Рванись к нему сквозь людской поток.
    Останови! Подойди!

  5. В школе мы изучаем много предметов, дающих нам информацию о разных явлениях и исторических событиях мира. На уроках мы узнаем много нового и интересного. Какие-то предметы мне нравятся больше, какие-то меньше.
    Мой любимый урок – литература. Я люблю как русскую литературу, так и зарубежную. В этом предмете мне нравится то, что он будто переносит нас в другое время и другую культуру. Мы знакомимся с творчеством и биографией писателей и поэтов прошлых веков, на страницах их произведений мы знакомимся с жизнью и характерами персонажей, все они по-своему уникальны и интересны. В литературных произведениях вымышленные персонажи предстают перед нами словно живые, наполненные своими мыслями, чувствами. Вместе с ними мы переживаем захватывающие, трагические или счастливые моменты, события.
    Мне нравится, когда на уроке литературы нам рассказывают о жизни самого писателя или поэта, про те события, которые подтолкнули его к написанию произведения. Также я очень люблю чтение по ролям и составление характеристик героев. Мне нравится учить красивые стихотворения о природе или людях, даже если они очень объёмные. Они будто передают мне те чувства, которые испытывали поэты, когда создавали их.
    Уроки литературы не только познавательны, они также развивают в человеке умение правильно и красиво говорить, сопереживать героям. Они погружают нас в удивительный мир событий с интересными героями и захватывающим сюжетом.

  6. Областное государственное бюджетное профессиональное
    образовательное учреждение
    «Ульяновский педагогический колледж»
    Эссе на тему:
    «Мой первый урок»
    Студентки-практикантки 1 курса 103 «Б» группы
    Тарасовой Анастасии Вячеславовной
    Специальность 44.02.02
    Преподавание в начальных классах
    Ульяновск, 2016 год.
    Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом или зубным врачом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал. Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые “первоклашки”. Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня. Темой урока была «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек», а главной задачей – повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых тем, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке. В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок. Класс превратился в бушующую стихию, которая развернулась прямо на моих глазах. Конечно же, мне стало страшно. Я совсем не знала, как должна поступить и наивно хотела уговорить их успокоиться. А они все продолжали шуметь. Поняв, что время идет и надо продолжать урок, я решила диктовать следующее задание. “Теперь откройте тетради, запишем число и классная работа…”. Не могу знать, что подумали дети, но после произнесенного слова “запишем” в классе стало тихо. Даже слишком тихо для обычного, стандартного урока. Дети подняли на меня удивленные глаза, сосредоточили внимание и ждали дальнейшее задание. У меня было приготовлено несколько вопросов. Пока они записывали в тетрадях ответы, я думала только об одном: лучшее средство создать тишину в классе – дать интересное письменное задание. Это действительно работает! До конца урока мы с ребятами успели сделать все запланированное: повторили правила, записали буквосочетания, сделали упражнения и решили дополнительное задание на карточках, записали домашнее задание и поблагодарили друг друга за урок. Я и не заметила, в какой момент страх исчез. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. После звонка, когда я уже стирала с доски, ко мне подошла девочка, чтобы уточнить домашнее задание. Было очень приятно от этого небольшого внеурочного диалога. Мне даже показалось, что я понравилась этим ребятам. Я считаю, что для первого выхода в роли учителя все, что я хотела, удалось сделать правильно, своевременно и результативно. Возникшие трудности в ходе урока, такие как контролирование дисциплины, на уроке или умение видеть весь класс одновременно, поможет устранить только опыт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *