Урок русского языка в 9 классе сочинение на лингвистическую тему

2 варианта

  1. Урок русского языка в 9 классе.
    Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
    Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
    Ход занятия
    Организационный момент.  Приветствие
    Объявление темы и постановка целей
    Разделяю класс на три группы.
    Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.
    – Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?
    Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.
    Сегодня предлагаю вам побыть исследователями  и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Выделите ключевые слова .
    Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
    Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»
    ( каждая группа получает экземпляр сообщений)
    Заполним таблицу
    Фламандская живопись
    «Словесная» живопись Н.В.Гоголя
    роскошь
    Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)
    хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.
    . Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить
    несоединимое
    Перегруженность деталями
    Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)
    тонкости в изображении мимики, жестов, движений .
    Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;
    Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три  вопроса: что  хочу  написать,   как  написать   и   для  чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
    III.   Актуализация знаний.
    1. Повторение теоретического материала .
    – Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать?                           (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
    – Какова структура сочинения- рассуждения?
    ( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )
    Остальные записывают в тетрадях.
    Взаимопроверка
    Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?
    Как начать сочинение?  С чего начинается сочинение. Со вступления.
    В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
    Работа  по группам : Пишем вступление.
    в виде прямой речи
    в виде косвенной речи
    с помощью вводного слова
    (Один у доски)
    Прочитайте свои варианты вступления.
    –  Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
    Как писать основную часть?
    О чем мы должны написать в основной части?
    В основной части вы должны  привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.
    Итак , его величество – текст .( аудиозапись)
    1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) …Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.                              ( по Н.В.Гоголю)
    Справка.
    Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте
    выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?
    С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ
    Руси – птицы     тройки,    передающий       авторское   видение     родины .
    Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (…) ;
    прилагательные (…) ; сравнение, выраженное существительным в
    творительном падеже (…) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)….; контекстуальных синонимов ….
    На уровне синтаксиса  можно отметить многочисленные ряды однородных
    членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.
    У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).
    Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!
    Работа с тестом
    В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
    Конечно же,  мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и  отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
    Работа по группам:
    Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
    сравнения и определить их роль;
    ряды однородных членов.
    Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.
    Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному  примеру лексического и грамматического явлений.
    (шаблоны в справочниках ГИА)
    – Как можно оформлять примеры. ?
    1) В предложении … (« … ») автор использует  ……
    2) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    3) Обратим внимание на предложение …  , в котором автор использует …
    4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    5)  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    .Прочитайте свои работы ( 3 человека)
    О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)
    Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.
    3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
    4. Таким образом, смысл высказывания …..я вижу в том, что ….
    5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания……
    Запишите свой вариант заключения.
    Несколько советов в заключение:
    1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
    – 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
    3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
    Домашняя работа :
    . Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
    Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
    ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища
    До этого урока я не знал … , а теперь….
    Я  не умел …., а …..
    Забыл…….
    Шаблон сочинения- рассуждения.
    Тезис.
    Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Н. М. Шанский , известный лингвист ,  утверждал , что  « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Попробуем разобраться в этом  высказывании . ( или  С  лингвистом трудно не согласиться , так как…)
    Рассуждение на теоретическом  уровне
    С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима.  В богатстве языковых средств и заключается  «особенный стиль» писателя.  Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.
    Это текст художественного стиля , в котором  слово несёт  не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.
    Примеры
    1) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.
    2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    Заключение-вывод
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.

  2. Урок русского языка в 9 классе по теме
    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА»
    Цели: – расширить и углубить представление обучающихся о сочинении-
    рассуждении  на лингвистическую тему, продолжить работу по
    созданию устных и письменных речевых высказываний в форме
    рассуждения на основе прочитанного текста;
    – развивать навыки написания сочинения-рассуждения на
    лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную
    мысль;
    – воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку.
    Ход урока.
    I. Организационный момент. Постановка целей урока.
    Сегодня на уроке мы должны расширить и углубить представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждения на основе прочитанного текста; развивать навыки написания сочинения-рассуждения, умение излагать собственную мысль.
    Эпиграф на доске.
    Слайд. Эпиграф.
    Когда суть дела обдумана заранее,
    Слова приходят сами собой.
    Гораций.
    – Как вы понимаете эпиграф, исходя из целей нашего урока?
    II. Чтение текста учителем. У всех обучающихся тексты на партах.
    1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.
    2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина  – самая счастливая. 3) Отчего? 4) Ну, во-первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7) При других – пожалуйста, потому что при других  только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.
    14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.
    15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:
    – 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!
    20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна – радиодиктор, другая – теледиктор.
    24) Но разница между ними всё-таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.
    – 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. – 28) Это мама лицо вывеской называет. – 29) Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.
    31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.
    33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.
    36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.
    39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!
    43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.
    48) Выходит, несчастным и от доброты  тоже стать можно.
    49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.
    (По А. Лиханову)
    – Каким мы видим героя текста? (Ответы учащихся)
    III. Работа над словом.
    Слайд
    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    Итак, на основе прочитанного текста нам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
    – Посмотрите на слайд. Какие слова в этой фразе являются ключевыми? (рассуждение, лингвистическая)
    – Что такое лингвистика? (наука о языке)
    – Что будет являться предметом анализа в таких сочинениях? (языковые явление, лингвистические термины, понятия, имеющие отношения к русскому языку)
    Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Придётся рассуждать о языке, языковых явлениях, о понятиях, имеющих отношение к русскому языку).
    – Как строится такой тип речи, как рассуждение? (Ответы учащихся)
    Слайд
    1. Тезис (положение, которое необходимо доказать)
    2. Аргументы (доказательства), примеры.
    3. Вывод.
    IV. Работа над тезисом.
    Вернёмся к нашему заданию части С.
    Слайд
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!
    Имейте в виду: высказывания и тексты, на основе которых вы будете писать сочинения, будут разные.
    Итак, начинаем писать сочинение с тезиса.
    Слайд
    Тезис.
    Начать сочинение можно словами автора высказывания.
    Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок!
    Абзац!
    – Напишите тезис. Прочитаем тезис.
    И.А. Гончаров писал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    V. Работа над аргументацией.
    Слайд
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    – К какой тематической группе можно отнести высказывание Гончарова?
    Слайд
    – Лексика и фразеология                          – Пунктуация
    – Лексика и грамматика                           – Язык и речь
    – Синтаксис                                               – Язык художественной литературы,
    средства речевой выразительности
    Слайд
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
    И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    – Внимательно прочитайте высказывание.
    – Подчеркните, выделите ключевые слова цитаты.
    – Как вы понимаете эту фразу? Объясните.
    Напишите объяснение, используя речевые клише.
    Слайд
    – Эту фразу я понимаю так.
    – С высказыванием Гончарова трудно не согласиться.
    – Несомненно, утверждение Гончарова верно.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – это речь, способность говорить. Речь – один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному.
    Язык не только говор, речь, а ещё и чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры.
    По тому, как человек говорит, мы легко можем определить уровень образованности и воспитанности.
    Речь человека может продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту.
    Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.
    Когда человек начинает говорить, он раскрывается перед собеседником.
    Писатели при помощи слов раскрывают внутренний мир героев.
    – Прочитайте объяснение высказывания Гончарова.
    VI. Работа над примерами.
    Слайд
    1. Внимательно перечитайте текст.
    2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.
    3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
    применяйте цитирование.
    – Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать? (Про Серёжу и про тётю Нину)
    – Вы уже отвечали на вопрос о главном герое. Обобщим характеристику и приведём примеры. Каков Серёжа? Какие предложения говорят о его характере, душе?
    Слайд
    1 пример
    внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52))
    – В подтверждении тезиса приведу пример из текста.
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…
    – В качестве примера приведу предложение… текста.
    – Рассмотрим предложение. В нём…
    – Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.
    – В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения
    Абзац!
    Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51). О роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.
    – Напишите первый пример. Прочитайте.
    – Что вы можете сказать о тёте Нине?
    Слайд
    2 пример
    внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39)
    – Ещё одним примером может стать предложение …
    – В качестве второго примера я хотел (а) бы привести …
    Абзац!
    С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека. Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей: «Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты весёлая, лёгкая, добрая подчёркивают обаятельность тёти Нины.
    – Напишите второй пример. Прочитайте.
    VII. Работа над выводом.
    Вывод
    – Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»
    – Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.
    – Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.
    – Из всего выше сказанного следует…
    Абзац!
    – Напишите вывод.
    VIII. Актуализация знаний.
    – Итак, ещё раз вспомним алгоритм план нашего сочинения-рассуждения.
    Слайд
    План.
    1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.
    2. Первый пример на основе прочитанного текста.
    3. Второй пример на основе прочитанного текста.
    4. Вывод.
    Должно быть 4 абзаца!
    Объём сочинения не менее 70 слов.
    Слайд
    Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:
    – правильно ли разделён текст на абзацы;
    – не нарушена ли логика, связь слов;
    – нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых,
    грамматических);
    – перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком.
    IX. Подведение итогов.
    – Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. Перед написанием сочинения и после него необходимо всё обдумать .
    Слайд
    Спасибо за работу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *