Устное сочинение на тему

4 варианта

  1. Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю).
    В зависимости от источников материала выделяются:
    во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
    во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
    в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников,— например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.
    Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения—по сюжетной картине7 по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п. В сочинениях этого типа реализуются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.
    По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, па отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.
    По жанрам, как уже говорилось выше, сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.
    По языку (стилю) сочинения разделяются на эмоционально-образные (художественные) и деловые (научные).
    Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Это, например, следующие тематические группы, отражающие содержание программ начальной школы:
    – природа нашей Родины — лес, поле; река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;
    – труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;
    – лучшие представители народа в прошлом и настоящем — жизнь и подвиги коммунистов, комсомольцев, пионеров;
    – наша великая Родина — Советский Союз, советский народ, его достижения, некоторые важнейшие события истории народа, защита нашей Родины, праздники советского парода и пр.;
    – школа, семья, товарищи, октябрятская и пионерская жизнь, друзья.
    Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства. Так, устное или письменное сочинение о встрече перелетных птиц может быть проведено как до встречи (т. е. до Дня птиц), так и после нее.
    В первом случае тема формулируется так: «Как мы готовимся к встрече птиц». Источники материала для такого сочинения: личный опыт детей — школьники рассказывают, как они делали скворечники, готовились к празднику весны; книги или советы взрослых, описание Дня птиц в какой-либо другой школе. Жанр— повествование с элементами описания и, возможно, рассуждения: описание скворечника, обоснование необходимости заботиться о птицах. Это сочинение может быть написано преимущественно деловым языком: в нем дается отчет о проделанной работе. Однако вполне уместны и живые, занимательные эпизоды, юмор, яркие зарисовки. Поскольку тема едина для класса и в подготовке ко Дню птиц участвуют все учащиеся, то и подготовка к сочинению проходит коллективно. Однако сам текст сочинения индивидуален, или, по крайней мере, содержит индивидуальные элементы: автор рассказывает или пишет о том, что делал он сам.
    Во втором случае заглавие формулируется так: «Как мы встречали птиц». Источником материала в дойном случае может служить только собственный опыт, книжный материал здесь неуместен. Жанр — повествование с элементами описания; возможны элементы рассуждения”. Описание может занимать значительное место. Язык преимущественно эмоционально-образный, так кап цель сочинения — описать радостное событие, праздник весны. Здесь учащиеся имеют возможность широко проявить творческую самостоятельность, индивидуальность, потому что каждый автор не только по-разному участвовал, но и по-своему, с большим или меньшим увлечением отнесся к событию. Желателен юмор, включение забавных эпизодов, которые действительно имели место на этом празднике.
    Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в то же время в нужных направлениях.
    Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, па их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.
    Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно, сочинения по картинам также проводятся в школе весьма охотно и часто. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком. Между учащимися и жизнью стоит художник, выделивший существенное в явлении жизни, осмысливший его, осветивший светом своего таланта.
    Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося; описание картины. Эти виды сочинений по картинам здесь расположены по степени трудности для учащихся.
    К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу относятся, в частности, отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Цель отзыва состоит в том, чтобы школьник глубже уяснил смысл, идейное содержание и художественные детали произведения искусства, научной книги.
    Важно также, чтобы учащиеся соединяли в сочинениях свой непосредственный опыт со знаниями, почерпнутыми из книг. Так, в сочинении на тему «Берегите лес!» дети рассказывают не только о своем опыте, но и о том, что они узнали в школе о пользе леса, о его охране от пожаров, от вырубок, о том, что прочитали в книгах, в газетах.
    Не менее половины устных и письменных сочинений должны опираться на ту или иную форму личного опыта учащихся.
    Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах, а также в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражениях своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках.
    Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений (например, «Самый интересный день каникул» — тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления), а в работе над общеклассными темами все меньшее и меньшее место занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения.
    В III классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.
    Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование как жанр, поэтому в начальных классах повествовательные сочинения преобладают, а описание играет вспомогательную роль. Однако роль и место описания растет с годами обучения.
    Подавляющее число сочинений — эмоционально-образные, художественные, а не деловые. Деловым языком пишутся лишь немногие сочинения, подытоживающие наблюдения, отражающие трудовые процессы. Важно, чтобы учащиеся с ранних лет обучения привыкали разграничивать свои тексты по стилю.
    В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются учителем в целях поощрения: никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение, даже если оно написано со значительной помощью учителя (в начальных классах не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки).
    Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные; последние — несколько чаще, чем письменные изложения. Иными словами, в течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений (кроме сочинений малых форм).
    Устные рассказы (сочинения) вводятся с первых дней обучения в I классе, а письменные сочинения — несколько позднее, примерно в октябре. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем.
    Работа над сочинением в I классе начинается с устных рассказиков, небольших по объему, простых по содержанию; их язык носит следы бытовой речи, например: Заяц убежал, дети расстроились, они не поймали зайца, а им очень хотелось поймать.
    Рассказы первоклассников эмоциональны. Детям еще не хватает самоконтроля, они не отбирают слова, не подготавливают предложения: их речь не осмыслена ими, стихийна.
    Подводить учащихся к простейшему осознанию своей речи, своих рассказов помогают обобщающие вопросы: «О чем ты рассказал?», «О чем ты хочешь рассказать?» В дальнейшем задания, подводящие детей к осознанному построению речи, усложняются.
    Очень важно позаботиться о мотивах, побуждающих детей к рассказыванию: исключительно велика здесь роль прогулок, экскурсий и картин, они не только дают детям материал для рассказов, но и настраивают их на рассказывание. Полезны также игровые и занимательные элементы учебной деятельности: загадки, декламация, чтение стихов, шутки, драматизация, сценки, импровизация, различные конкурсы.
    Первоклассники охотно рассказывают (не следует забывать, что дети, пришедшие в I класс из детского сада, прошли уже весьма сложную систему развития устной речи), но пишут они еще очень медленно и записать свой рассказ не могут. Но они могут записать отдельные слова и небольшие предложения, и эти слова оказываются для них равнозначны целому тексту, если этим словом названа целая картина: Луна; Наша машина; В лесу малина.
    Первые слова, которые первоклассники записывают в тетрадях, нужно брать из их живых рассказов: они пишут слова, которые возникли в их сознании из желания выразить свое чувство, впечатление, свою мысль, результаты наблюдений.
    Например, дети побывали в парке, любовались желтеющими липами. В классе они вспоминают прогулку и пишут слово липа, которое в данном случае обобщает для них массу впечатлений и является сочинением.
    Рассмотрев картинку в букваре, рассказав, что на ней нарисовано, дети пишут: Зима — и это тоже для них сочинение, так как за словом зима — целая картина1 целая гамма впечатлений и воспоминаний.
    Прослушав или прочитав загадку, дети с увлечением ищут отгадку. Нашли. Пусть они запишут это слово: за ним стоит яркий художественный образ.
    Так постепенно у учащихся формируется потребность записать свое наблюдение, впечатление, открытие. Это и есть начало систематической работы над сочинением.
    На втором и третьем месяцах обучения в I классе дети могут уже записать небольшие предложения: В лес по грибы (по картине, на основе устного рассказа).
    Простейшие тексты также могут быть записаны в период обучения грамоте. Так, после прогулки в осенний парк дети пишут: Липа желтая. Сосна зеленая.
    Если первоклассников постепенно готовить к самостоятельному письму, т. е. к сочинению, приучать их выражать письменно собственные мысли, то в конце первого полугодия они уже могут составить и записать связный текст из 2—3 предложений объемом до 15 слов, например:

  2. ?Татьяна ЛАГУРАШВИЛИ, учитель литературы высшей категории, лицей №40 Нижнего Новгорода:
    Лучше меньше, да лучше

    Сразу же должна оговориться, что я противник сочинения как формы проверки. Ни письменное, ни устное сочинение сегодня невозможны по причинам, многим понятным. И опасность списывания далеко не основная причина. Более существенные – малое количество часов, практически не читающее поколение, неправильно построенная программа – в нее включено слишком много произведений, большинство которых дети не в состоянии прочесть. В результате учитель вынужден ограничиваться очень беглым и поверхностным обзором, ради чего – непонятно. Мы не успеваем разобрать произведение так, как нужно. А ведь сочинение должно быть в идеале итогом большой устной работы по тому или иному произведению. А что мы можем спросить с выпускника, который хорошо если успел прочесть произведение? Только знание содержания. В лучшем случае – как он понял основную идею. Поэтому на данном этапе я не вижу в сочинении смысла.
    Если же говорить об идеале, то полагаю, что устное сочинение – это экзамен по темам, которые заранее известны и к которым выпускники имели возможность подготовиться. От письменного сочинения устное отличается тем, наверное, что проверяющие имеют возможность задать дополнительные вопросы и убедиться в том, насколько выпускник понимает то, что он произносит (ведь можно бездумно списать или просто зазубрить без всякого понимания). С одной стороны, это более объективная форма. С другой – трудно осуществимая на практике. Нужно, чтобы каждого выпускника слушала комиссия. Притом комиссия независимая. В нее должны входить словесники из школ не только района, но и города. Хорошо бы еще и представители филфаков вузов, общественные наблюдатели – для соблюдения открытости и объективности. Все это нужно и важно, но как это организовать? И сколько будет длиться экзамен – несколько дней? И как оплатить труд всех задействованных в нем педагогов? Все это пока кажется совершенно нереальным. И главное, бессмысленным до тех пор, пока не будут внесены существенные изменения в программу по литературе. На мой взгляд, нужно руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Вполне достаточно оставить для подробного изучения по три произведения в год. Если у кого-то из учеников есть интерес к литературе и желание знать больше, продолжать факультативно изучать другие произведения. Опыт показывает, что если ученик научится всесторонне и на высоком уровне анализировать даже несколько произведений, то все остальные прочитанные произведения сможет понять и проанализировать самостоятельно. Если не научится, то и расширение списка бесполезно и не добавит ни знания, ни понимания.
    Ирина ФИЛИППОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2013», учитель русского языка и литературы гимназии №4, Великий Новгород:
    Не нужно дополнительных проверок

    Я категорически против введения устного сочинения как формы допуска к ЕГЭ в 11-х классах, хотя понимаю, что оно может являться хорошей проверкой сформированности определенных навыков. Я, как учитель, выпускающий 11-й класс, отвечаю за подготовку своих детей, и мне дополнительного допуска или еще какой-то проверки не нужно. А самое главное – для детей совершенно недопустима излишняя нагрузка перед сложным экзаменом. Практически невозможно представить себе процедуру проведения такого сочинения. Оценка может получиться весьма субъективной. На ЕГЭ письменную работу ученика проверяют два эксперта – даже в этом случае бывают расхождения во мнениях, когда необходим третий проверяющий. А на устном сочинении что делать, если педагоги не сойдутся во мнениях? Неужели записывать на диктофон каждое выступление, как принято на ЕГЭ по иностранному языку? Возникают и другие вопросы, например, такой: устное сочинение показывает знания по литературе или по русскому языку? По какому предмету мы должны ставить за него оценку? Если говорить о предложении Президента РФ относительно устной защиты итогового сочинения, я не представляю, как это технически возможно: прослушать защиту сочинений, например, 75 учеников школы? И когда это сделать, если последний звонок звенит 23 мая, а первый экзамен уже 26?! Или тогда учитель должен будет тратить на это массу драгоценного времени в апреле-мае, отрывая его от подготовки к ЕГЭ?
    Людмила ГЕРАСЬКОВА, учитель литературы гимназии №3 города Самары, заслуженный учитель РФ:
    Литература – главный воспитатель

    Что мы хотим проверить у выпускников на выходе из школы? Не литературные способности, а их умение грамотно писать и грамотно говорить. Устное сочинение это не проверит. На мой взгляд, нужны два экзамена – письменный, проверяющий орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность (это может быть изложение или даже диктант с грамматическим и творческим заданием, предполагающим самостоятельное высказывание), и устный экзамен по литературе. Такой, как проводился раньше. Ведь именно он заставлял детей читать, мотивировал их к прочтению всех произведений школьной программы. Мотивировать подростков необходимо, поскольку осознанная потребность в чтении сформирована далеко не у всех детей. В тех семьях, где любят и ценят книгу, дети читают, в остальных нет – нужно смотреть правде в глаза. Но без литературы мы не сможем воспитать подрастающее поколение. Литература, чтение – это главный воспитатель. Поэтому нужно вернуть сгоряча отвергнутому и сосланному на задворки предмету его заслуженное место в иерархии школьных предметов. Экзамен по литературе необходим, но устный. Чем был плох тот, который упразднили? Дети все шли на него с прочитанными произведениями, к нему нельзя было не готовиться. Только те, кто рад был тройке, не читали, а знакомились с чужих слов. Но таких были единицы. Любой словесник сразу же поймет, читал ребенок произведение или только его краткий пересказ.
    Конечно, нужно учить писать сочинение. Но это нужно делать в течение всей средней и старшей школы. Постепенно подводя к итоговому. Мы ведь раньше начинали с пятого класса приучать детей писать сочинение после каждого прочитанного и изученного в классе произведения. Учили составлять план, давали образцы вступлений, учили писать логично и доказательно. Но это можно делать только на основе прочитанного и проанализированного текста. И пусть бы сочинения оставались в школе – но не как итоговая форма контроля знаний, умений и навыков, а как промежуточная, внутришкольная.
    Юлия ЛЕЩИНСКАЯ, психолог, ведущий специалист Управления образования Таврического района Омской области:
    Слушать и слышать – особый дар

    Сочинение приучает детей осмысливать и оценивать виденное, развивает наблюдательность, воспитывает самостоятельность, активность. Даже сочинение на простую тему, вроде того как провел лето, требует подбора слов, материала, составления плана, установления логических связей, не говоря уже о грамотности. А темы ведь могут быть и более сложные – анализ творчества писателя, общечеловеческие проблемы. Сочинение в школе необходимо, одно дело вбивать слова в шаблон и совсем другое – выражать свою гражданскую позицию.
    Но писать и говорить – это разные вещи. Как правило, большинство людей на бумаге излагают мысли легче, чем вслух. Сочинение – процесс достаточно длительный, позволяет обдумать мысль, проговаривание быстрее и лаконичнее, требует определенной реакции. Тут нужен опыт, и устных ответов, которых сейчас на уроках стало не так много, недостаточно. Имеют значение и личные особенности ученика, и его самооценка, а это уже зависит не только от учителя. Тем более что экзамен – это большой стресс. Законы устного и письменного общения различны, тут важны умения не только говорящего, но и слушающего. Слушать и слышать – это ведь тоже особый дар. Письменное сочинение дает больше возможностей не только тому, кто его пишет, но и тому, кто его читает. Сочинение в устной форме само по себе неплохое решение для развития устной речи, но боюсь, что на экзамене его невозможно оценить объективно.
    Маргарита ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:
    Бесценный опыт в ораторском искусстве

    В программе Светланы Львовой («Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11-е классы)» упоминается такая форма, как развернутое устное высказывание, то есть по сути устное сочинение. За основу главной проверки знаний ученика я бы взяла все-таки письменное сочинение, потому что только оно может продемонстрировать знания ребенка по русскому языку, грамотность. Но устное сочинение имеет немало своих плюсов. Во-первых, оно демонстрирует реальный кругозор учащегося: если материалы к письменному сочинению нерадивый ученик имеет некоторый шанс подсмотреть в Интернете или на шпаргалке, то устный ответ исключает подсказку. Во-вторых, устное сочинение проверяет ораторское умение, способность четко формулировать мысли, вести себя на людях. Этого остро не хватает современной школе. Исчезли из расписания уроки внеклассного чтения в курсе литературы, причем даже в младших классах, уроки по развитию речи в курсе русского языка. Школа не дает детям возможности говорить. Наверное, не случайно в связи с этим появился и активно развивается во всех городах России интеллектуальный конкурс «Дебаты». У нас в Великом Новгороде на этот городской конкурс с каждым годом прибывает все больше и больше команд, многие школы начинают уже и не по одной команде выставлять. Этот конкурс развивает умение отстаивать свою точку зрения. И на нем видно, кстати, что даже если у ребенка подобран дома к конкурсу материал, он порой не знает, как его подать, тушуется, мямлит. Устное сочинение может дать такой же бесценный опыт в ораторском искусстве, как конкурс «Дебаты».
    От редакции
    Устное сочинение, согласитесь, звучит достаточно непривычно. Однако о плюсах устного экзамена по литературе говорят многие наши эксперты. Главные среди них – возможность проверить владение устной речью, способность четко формулировать мысли. Если же говорить непосредственно о такой форме экзамена, как устное сочинение, то большинство педагогов пока не видят реального претворения этой идеи в жизнь. Основная сложность – как оценить такой экзамен, еще сложнее избежать субъективности при оценивании. Вот главные мысли, высказываемые экспертами. Они видят как плюсы, так и минусы устного сочинения.
    Минусы:
    – практически невозможно представить процедуру проведения устного сочинения, оценка может получиться весьма субъективной;
    – по какому предмету нужно ставить оценку – по русскому языку или по литературе?
    Плюсы:
    – устное сочинение дает бесценный опыт в ораторском искусстве;
    – позволит выявить личностную позицию выпускника, поможет преодолеть проблему бездумного заучивания клише на классические темы и банального списывания;
    – сочинение и в устной форме выступает своего рода доступом к ЕГЭ, являясь частью промежуточной аттестации.

  3. 3
    Текст добавил: Яблоко Исаака Ньютона

    Виды устных и письменных сочинений в начальных классах
    Развитие речи – процесс сложный и творческий. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда. Речь – не только средство выражения мыслей, но и орудие формирования их.
    Как известно, К. Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова – значит  почти то же самое, что развить в них логичность мышления». Развитие речи – процесс  сложный творческий. Он не возможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Главное место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению.
    Сочинение в школе занимает особое место: ему  в известной степени подчинены другие речевые упражнения.  Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных  рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную  умственную работу, планируемую учителем.
    Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя,  «писать свое».
    В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, составлять план и писать по плану, использовать  средства языка в соответствии с замыслом и  речевыми ситуациями, совершенствовать написанное, орфографически правильно записывать текст.
    Сочинения, как устные (т.е. рассказы) так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.
    В зависимости от источников материала выделяются, во-первых, сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками,  т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого и непосредственного опыта;  во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредствованного опыта; в- третьих, сочинения, где используются материалы разных источников, например в сочинении «Перелетные птицы нашего края», школьник использует как книжные сведения, так и  собственные наблюдения.
    Особо следует отметить  сочинения на основе творческого воображения – по сюжетной картине, по данному началу или концу импровизации сказок и т.п.
    По степени самостоятельности,  по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные.
    По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания, рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения повествовательные с  элементами описания и рассуждения.
    По языку сочинения разделяются на эмоционально – образные и деловые. Первые – это рассказы о событиях и описания природы; вторые это записи по наблюдениям, планы,  отчёты,  деловые описания,  объявления  и т.п.
    Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам. Это, например следующие тематические группы, отражающие содержание  программ начальной школы:
    природа  нашей Родины – лес, поле, река, походы и прогулки, погода, животные и растения и т. д;
    труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе, в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;
    наша великая Родина, важнейшие события истории народа, защита нашей Родины;
    школа, семья, товарищи.
    Классификация помогает глубже понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать методические средства. Так устное и письменное сочинение о встрече перелетных птиц весной может быть проведено как до встречи (т.е. до Дня птиц), так и после нее.
    В первом случае тема сформулируется так: «Как мы готовимся к встрече птиц». Источники материала для такого сочинения: личный опыт детей;
    – дети рассказывают, как они делали скворечники, готовились к празднику весны, книги или советы взрослых. Жанр – повествование с элементами описания, и возможно с элементами рассуждения: описание скворечника, обоснование необходимости заботиться о птицах.
    Во втором случае заглавие формулируется так: «Как мы встречали птиц». Источником материала в данном случае может служить только собственный опыт,  книжный материал здесь не уместен. Жанр – с элементами описания; возможны элементы рассуждения. Здесь учащиеся умеют широко проявить творческую самостоятельность, индивидуальность.
    Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в тоже время в нужных направлениях.
    Эмоциональность  младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное  наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного опыта школьников.
    Прекрасным стимулятором детского речевого  творчества служит картина. Ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно сочинения по картинам также проводятся в школе  весьма охотно. Картина помогает глубже осознать те явления, с которыми школьник уже знаком, а также открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем опыте.
    Сочинения по картинкам делятся на три основных вида: повествовательные по серии картин, где картина дает момент сюжета, дает толчок для воображения учащихся; описание картины.
    К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения  на основе прочитанного. Это отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Важно также, чтобы дети учились соединят свой непосредственный опыт со знаниями, почерпнутыми из книг.
    Так, в сочинении на тему «Берегите лес» дети рассказывают не только о своем опыте, но и о том, что прочитали в книгах и  газетах.
    В школьной практике сочинения различаются также по своим размерам, точнее, по времени на них отводимому. Часто проводятся на уроках русского языка сочинения малых форм, или миниатюры, в устной и письменной форме.
    Все перечисленные виды работ по связной письменной речи готовят учащихся начальных классных к сочинениям в собственном смысле слова.
    Сочинение творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий, требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
    Воспитательный эффект зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, на сколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером.
    Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к стройному и последовательному  мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувства коллективизма, повышают общественную активность.
    Более всего способствует решению воспитательных задач целесообразность раскрытия выбранной темы. Особенно удачными в этом смысле оказываются темы о труде, о героях труда, о школе, о родном селе и городе, о героях войны, о будущем.
    Сочинение воспитывает любовь к природе, к людям, к их труду и тому, что этим трудом создано  стремление к героизму, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление к героизму, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление подражать лучшим людям. Оно помогает детям осознать нравственные требования современности.
    Опыт учителей убеждает в том, что научить детей писать сочинения правильно и красиво большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Каждый ребенок познает окружающий мир, своих ровесников, учителя и родителей по своему.
    Мысли ученика устремляются в мир истины на крыльях сказки. И если  белое облачко   предстанет перед ребенком как скопление серых капель, мир детства поблекнет, детская мысль будет вялой. Чтобы учащиеся стали умными, любознательными, сообразительными надо воспитывать, пробуждать, одухотворять, вдохновлять его  ум красотой слова, мысли.
    Поэтому с первых дней пребывания ребенка в школе учителя должны заботиться  о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, должны учить своих питомцев построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли.
    Каждый учить должен создать свою систему  письменных работ в классе, принимая во внимание и подготовку  учащихся и их индивидуальные особенности. Только при этих  условиях учитель сможет  успешно вести своих учеников «от маленького писателя к большому читателю».
    Учителя начальных классов стоят у истоков речевой культуры, и им отвечать за то, чтобы  язык ребёнка, этот неиссякаемый как жизнь родник, с каждым годом становился все более полноводным.
    Список использованной литературы
    1.Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах – М,- 1976
    2.Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития – М,-1975
    3.Побединская, А.М. Упражнения при подготовке к сочинению/Начальная школа – 1987-
    №6
    4.Елисеева,В.А. Работа над изложением и сочинением/ Начальная школа – 1981 -№5

  4. Размещено на http://www.allbest.ru//
    Размещено на http://www.allbest.ru//
    Реферат
    по Методике преподавания русского языка на тему: «Устные и письменные сочинения»
    Выполнила студентка группы Ноз-12
    Бычкова Н.И.

    Введение
    Основными приемами развития связной речи учащихся в методике считаются устные и письменные сочинения.
    Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний — к таким условиям, какие складываются в жизни.
    Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
    Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
    Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.
    В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.
    Школьники любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».

    Классификация сочинений
    Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).
    В зависимости от источников материала ученые выделяют:
    сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, то есть сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
    сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
    сочинения, где используется материал разных источников.
    Особо ученые отмечают сочинения на основе творческого воображения – по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок. В сочинениях этого типа реализуются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.
    По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения:
    коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком;
    индивидуальные сочинения, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.
    По жанрам сочинения делятся на:
    повествования;
    описания;
    рассуждения.
    Причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.
    По языку (стилю) сочинения разделяются на:
    эмоционально-образные (художественные);
    деловые (научные).
    Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Это, например, следующие тематические группы, отражающие содержание программ начальной школы:
    природа нашей Родины — лес, поле; река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;
    труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;
    лучшие представители народа в прошлом и настоящем — жизнь и подвиги коммунистов, комсомольцев, пионеров;
    наша великая Родина — Советский Союз, советский народ, его достижения, некоторые важнейшие события истории народа, защита нашей Родины, праздники советского парода и пр.;
    школа, семья, товарищи, октябрятская и пионерская жизнь, друзья.
    Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства.
    Роль сочинений в воспитании школьников
    Обычно считают, что воспитательный эффект сочинения зависит от выбора темы. Это неоспоримо. Однако не менее важно для воспитания школьников и то, насколько самостоятельно они работают над сочинением, насколько они увлечены, заинтересованы, какова идея их рассказов.
    Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, само утверждает школьников, развивает интерес к языку и к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.
    Можно указать некоторые пути повышения воспитательной эффективности сочинений.
    Во-первых, залогом повышения воспитательной эффективности школьных устных и письменных сочинений является их самостоятельность. Чем выше степень самостоятельности учащихся в сочинении, тем в большей степени оно становится проявлением личности школьника, выражением его стремлений, интересов, чувств. Самостоятельное сочинение развиваетактивность школьника.
    Во-вторых, — связь сочинений с жизнью. Огромной воспитательной силой обладают такие виды сочинений, как записи по наблюдениям, ведение дневников, сочинения-«от-четы» о проделанной работе, письма, статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах и т. п. Такие сочинения как бы включают их авторов-школьников в многообразие общественных интересов классного и школьного коллектива.
    В-третьих, — подбор тем сочинений, соответствующих воспитательным задачам учителя, школы. Это темы о труде, о благородных поступках советских людей, о нравственных проблемах, о Родине и т. п. Хотя в методических пособиях по развитию речи обычно даются списки рекомендуемых тем, однако учитель выбирает их по своему усмотрению, с учетом особенностей своего класса и условий окружения школы.
    В-четвертых, — повышение эмоционального уровня работы над сочинением. Образные, эмоциональные описания природы, заинтересованное, сочувственное изображение подвига или просто благородного поступка — прекрасное воспитательное средство.

    Методика работы над сочинением в начальной школе
    Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащаетязык и учит грамотности.
    Систематическая работа по развитию речи (одно из направлений – написание сочинений разных видов) позволит достичь следующих предметных результатов: обучающиеся научатся
    – понимать тему текста и определять её границы;
    – отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
    – прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
    – делить текст на логически законченные части;
    – выделять главную мысль и составлять план текста;
    – выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;
    – пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
    – распознавать значения незнакомых слов.
    В начальной школе ученики знакомятся с основными видами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
    Работа над сочинением в 1 классе.
    В процессе обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, то есть опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объёму, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развёртывающихся во времени, например: «Как мы встречали птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Такие рассказы доступны учащимся, поскольку имеют сюжет.
    Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
    В процессе подготовки необходимо выработать у первоклассников умения, которые необходимы при написании сочинения:
    – строить простое предложение: правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
    – излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
    – коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;
    – находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
    Чтобы дети овладели этими умениями, требуется система упражнений, основанная на принципе их усложнения. Поэтому письменному сочинению предшествуют различные обучающие устные упражнения:
    – составление предложений, объединённых общей темой;
    – составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
    – устные ответы на вопросы, объединённые общей темой;
    – составление предложений по сюжетным картинкам;
    – устные рассказы по аналогии с прочитанным.
    Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.
    Самые первые обучающие упражнения – устные ответы на вопросы, составление предложений( на иллюстративном материале).
    Работа над письменным сочинением начинается в конце первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся.
    Примерный порядок работы над сочинением :
    1. устное высказывание по теме сочинения.
    2. чтение плана записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом;
    3. составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение;
    4. запись на доске слов , необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок;
    5. связный рассказ по плану;
    6. списывание сочинения с доски самостоятельно или под руководством учителя;
    7. проверка написанного.
    В ходе записи сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся.
    После проверки сочинений учитель отводит несколько минут следующего урока на их анализ. Учащимся допустившим, ошибки учитель даёт, индивидуальные задания.
    Работа над сочинением во 2 классе.
    Сочинения во втором классе – это небольшие сюжетные рассказы как в устной, так и в письменной форме.
    Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, составление которых рекомендуется проводить лишь во 2 полугодии.
    Со 2 полугодия в сочинения и рассказы целесообразно включать элементы описания – очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить их образцом.
    Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях широко используются прилагательные.
    Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать.
    План работы над сочинением во втором классе:
    1. Подготовительная беседа. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.
    2. Коллективное составление плана.
    3.Коллективное составление рассказа. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
    4.Запись учащимися составленного рассказа.
    Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.
    Работа над сочинением во 2-ом классе предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа может проводиться в такой последовательности:
    А) введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.);
    Б) подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.);
    В) включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко)4
    Г) усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу.
    Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания).
    Наблюдательность очень важна для развития речи. Работая над развёрнутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные, синтезируют их. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения , чёткости в словесном оформлении своих знаний.
    В начальных классах рекомендуются следующие виды описаний:
    1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( «Часы», «Кукла,»Игрушка») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);
    2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;
    3) описание картин природы и других явлений.
    Во 2-3 классе сочинения по наблюдениям могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично.
    Сочинения – миниатюры.
    К сочинениям миниатюрам предъявляются те же требования, что и к сочинениям более крупных форм. Работа сокращена:
    беседа очень короткая(2-3 вопроса), план составляется устно, меньше времени уделяется подготовке устного текста.
    Сочинения на заданную тему.
    Во 2 классе учащиеся начинают готовиться к написанию сочинений на заданную тему. От того как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к её пониманию, зависит логика и полнота сочинения. При выборе темы учитель опирается на жизненный опыт детей и на литературный материал.
    Начальный и важный этап работы над сочинением- выбор учителем темы, а при планировании на длительный период- определение тематики сочинений.
    В работе над сочинением можно идти от накопительного материала к теме или от назначенной темы, через наблюдения – к материалу для сочинения. Для гармоничного развития личности учащегося оба способа важны.
    Работа над сочинением в 3-4 классах.
    Сочинения рассказы с элементами описания.
    Прежде чем приступить к написанию таких сочинений, следует научить детей:
    1. правильно строить предложения различных типов;
    2. отбирать слова и употреблять их в речи;
    3. самостоятельно составлять план сочинения;
    4. составлять небольшие рассказы с элементами описания.
    В 3 классе в сюжетные рассказы и сочинения вводятся описания единичных предметов и несложных действий.
    Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2 классе.
    Сочинения с элементами рассуждения.
    Это новый вид работы в четвёртом классе. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно – следственных связей явлений и событий, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
    К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во- 2 четверти учебного года.
    Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.
    1. подготовительная беседа.
    2. Коллективное составление плана ( учитель задаёт вопросы помогающие учащимся определить сюжет рассказа). План записывается на доске (по мере составления).
    3.В заключении проведённой работы учитель спрашивает «О чём бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы детей самые разные, но учитель направляет мысли детей в нужное русло (в зависимости от темы).
    При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чём говорится в сочинении, и разрешает учащимся вносить её в готовом виде в текст сочинения.
    Сочинения в форме письма.
    В сочинениях письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям.
    Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.
    Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.
    Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.
    Каждое письмо имеет составные части:
    1. Обращение.
    2. Сообщение.
    3. Прощание.
    4. Подпись.
    Сочинения по картинам.
    В школах рекомендуют учебные картины.
    Сочинения по картинам делятся на два основных вида: повествовательные по серии картин; повествовательные по одной картине, которая будит воображение, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
    Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в 1-2 и реже в 3-4 классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана сюжета. Поэтому обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего по серии картин. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.
    Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин.
    План работы над сочинением:
    1. Словарная и терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства.
    2. Рассказ о художнике и истории создания картины.
    3. Беседа по картине.
    4. Словарно – стилистическая работа по теме урока.
    5.Составление плана сочинения.
    6. Составление устного высказывания по картине.
    7. Написание первого варианта сочинения.
    8. Написание окончательного варианта сочинения.
    9. Анализ творческих работ школьников.
    Сочинения – отзывы о прочитанном.
    Отзывы о прочитанном очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник даёт оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы ребёнок смог глубже, отчётливее уяснить идейное содержание и художественные детали произведения. Подготовка, и написание отзывов связаны с уроками внеклассного чтения, на которых дети дают устные характеристики прочитанному.
    В 1-2 классах дети, как правило, ещё не пишут развёрнутых отзывов – они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого – то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Постепенно школьников подготавливают к 3 – му классу, где впервые проводится урок обучения написанию отзывов.
    Сначала класс пишет коллективный ( с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится ещё один такой урок, но каждый пишет о том произведении, которое он прочитал, то есть сочинения становятся самостоятельными.
    Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.
    План работы над сочинением:
    1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).
    2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.
    3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.
    4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь. (с дополнениями и изменениями)
    Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы.
    Сочинения по заданной части текста.
    Это один из видов сочинений, представляющий для детей наибольшую сложность.
    К ним относятся сочинения:
    1) по заданному началу текста;
    2)по его середине, когда требуется сочинить начало и конец;
    3)по концу текста.
    При подготовке данного вида сочинения учитель должен учитывать следующие требования:
    1. отрывок должен быть кратким;
    2. начало должно содержать завязку;
    3. середина должна быть кульминацией;
    4. конец – развязка;
    5. можно объединить два вида, например: сочинение по заданному началу и концу; началу и середине; середине и концу;
    6. любая часть должна направлять мысли ребёнка в определённое русло.
    Этапы работы над сочинением
    Предварительная подготовка.
    Ее цель: создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена по времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель готовит их к творческой работе.
    Создание речевой ситуации.
    Ее цель: во-первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во-вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста.
    Ситуации могут быть естественными и специально созданными. Естественные – это те, которые учитель организует для освоения изучаемого материала, например грамматико-орфографического: для постановки задачи, для поисков ее решения, для отработки тех или иных учебных действий, но при этом умело использует их и для совершенствования речи, для накопления школьниками опыта речевой деятельности. Вторая же группа ситуаций специально создается учителем для развития речи учащихся.
    Речевая ситуация, к какому бы виду она не принадлежала, должна определяться учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: по стилю, по форме (устная или письменная), по типовому содержанию (описание, повествование, рассуждение), по жанру(письмо, дневниковая запись, сообщение учебного материала, загадка, объявление и т.п.), по конкретному содержанию (о чем именно).
    Главный признак, по которому разграничены ситуации, – функция речи и адресат: кому и для чего говорит или пишет ученик. Иначе говоря, типы ситуаций предполагают «выход» прежде всего на различные стили, в рамках которых создаются высказывания.
    Можно вычленить такие типы речевых ситуаций:
    рассчитанные на появление у детей потребности поделиться с учителем, с товарищами своими наблюдениями, впечатлениями, раздумьями – для работы над разговорной или разговорно-художественной речью;
    «педагогические», связанные с необходимостью донести до кого-то научные или практические знания, научить чему-либо, объяснить что-то – для обучения деловой или научной речи;
    обеспечивающие элементарный научный поиск, решение какой-то задачи, выход из проблемной ситуации – для становления научной речи;
    связанные с необходимостью проинформировать кого-то, сообщить какие-то важные точные сведения – для обучения деловой речи;
    рождающие у детей желание передать свое видение окружающего, свое восприятие мира – для развития художественной речи.
    Непосредственная подготовка.
    Уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, т.е. деталей, языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел, – вот программа подготовительной работы на уроке.
    Написание сочинения.
    На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку. Используемая в практике установка: «Пользуйся только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» – не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовительную работу, препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положение и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Выход есть: можно позволить ребенку пропускать сомнительные буквы. (Например, вет…р, ч…тает.) Это освобождает ученика от страха перед ошибкой, позволяет сделать сочинение подлинно творческой работой.
    Самопроверка.
    Это этап, важный для речевого развития. В это время школьники учатся совершенствовать написанное. Правда, успешным этот процесс будет только при целенаправленном обучении. Прежде всего ученики должны знать, во-первых, что именно они проверяют, во-вторых, последовательность тех операций, которые им советуют выполнить, в-третьих, способы внесения исправлений.
    Главное действие – перечитывание текста с определенной целевой установкой. Предложите школьникам встать в позицию читателя, того, кому текст адресован: сможет ли он увидеть, представить себе, почувствовать то, что хотел показать автор, нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали. Это первое перечитывание может завершиться внесением некоторых изменений: квадратными скобками отмечают лишние элементы, после «галочки» в конце текста при необходимости можно добавить недостающие предложения. Второе перечитывание предполагает поиск тех средств языка, которые, может быть, нуждаются в уточнении, замене и т.п. Такая правка выполняется прямо в тексте, ее условие – аккуратность. Третье прочтение – проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
    Проверка работ учителем.
    Доработка сочинения учеником-автором.
    Если сочинения используются для книги, выставки, подарка, они могут быть переписаны и оформлены.
    Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одарённость.
    сочинение воспитание школа
    Современные требования к проведению уроков сочинения
    Первые сочинения невелики по объему. Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки.
    Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
    В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:
    1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
    2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме
    вопросов;
    3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова,
    видеть границы предложения;
    4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и
    выразительные слова.
    Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения:составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.
    Сочинения во 2-ом классе – это небольшие сюжетные рассказы, в
    которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
    С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом.
    В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к
    этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
    1. Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
    2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.
    3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
    4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных,
    повествовательных и восклицательных предложений.
    5. Правильно строить простые предложения различных типов.
    6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
    Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.
    В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий.
    Анализ сочинений учащихся
    Весьма актуальным для методики развития речи является вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Естественно, что эти критерии должны учитывать основные требования, изложенные выше; оценка сочинения в зависимости от одной лишь орфографической грамотности, практиковавшаяся в прошлом, сегодня не может удовлетворять школу: необходимы более распространенные критерии. Разработке таких критериев в последние годы уделено значительное внимание, так же как и методике анализа ученических сочинений на основе тех или иных критериев. Вот один из вариантов:
    1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта?). Соответствует ли содержание действительности?
    2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или существенных пропусков, нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?
    3. Жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения; нет ли существенных нарушений единства стиля; оправдан ли жанр и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией.Элементы изобразительности, художественности).
    4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).
    5. Лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, -наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,– использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).
    6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).
    7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые и негрубые).
    8. Каллиграфия, внешнее оформление (соблюдение полей, красная строка, расположение заглавия и т. п.).
    Без единых критериев невозможен единый подход, невозможно единство требований учителей к сочинениям учащихся. Однако в методике разработаны и некоторые другие критерии, не противоречащие, впрочем, изложенным выше.

    Вывод
    Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.
    Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
    В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.
    Таким образом, основными приемами развития связной речи учащихся в методике считаются устные и письменные сочинения. Обучение сочинению – это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

    Список литературы
    1. Л.М.Зельманова, Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом «Дрофа», 1998
    2. А.Г.Калюкина. Об опыте детского творчества. «Начальная школа», №12, 2000
    3. Л.Б.Константинова. Развитие творческих способностей младших школьников. «Начальная школа», №7, 2000
    4. М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах; М., ACADEMA, 2000
    5. И.В.Мартынова. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. «Начальная школа», №4, 2001
    6. Валентина Милешкина. О развитии письменной речи.
    7. Н.Н.Нуруллина. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», №3, 1998
    8. Розенберг Л.А., Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. 1995
    9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»
    Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *