Вступление для сочинения на тему человек и общество

8 вариантов

  1. 08.09.2017
    Примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по направлению “Человек и общество”.
    В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
    Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
    Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
    Может ли человек существовать вне общества?
    Может ли человек изменить общество?
    Как общество влияет на человека?
    Несет ли общество ответственность за каждого человека?
    Как общество влияет на мнение личности?
    Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.
    Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
    Что такое толерантность?
    Почему важно сохранять индивидуальность?
    Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
    Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
    Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
    Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?
    Нужны ли общественные нормы поведения?
    Какого человека можно назвать опасным для общества?
    Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?
    Можно ли назвать любого человека личностью?
    Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Почему общество должно помогать обездоленным?
    Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
    Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
    В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
    Какова роль личности в истории?
    Как социум влияет на решения человека?
    Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
    Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
    Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
    Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?
    Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Один в поле не воин?
    Что важнее: личные интересы или интересы общества?
    К чему ведет равнодушие общества к человеку?
    Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
    Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
    Почему человек стремится быть оригинальным?
    Нужны ли обществу лидеры?
    Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?
    Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
    Кто такой мизантроп?
    Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
    К чему приводит неравенство в обществе?
    Меняются ли общественные нормы?
    Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?
    Человек ответственен перед обществом?
    Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
    Как человек может изменить историю?
    Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
    Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
    Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
    Можно ли нарушать общественные нормы?
    Каково место человека в тоталитарном государстве?
    Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?
    Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
    Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
    Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
    мужества жить один»?
    Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»
    Что такое равноправие в обществе?
    Для чего нужны общественные организации?
    Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
    Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
    Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
    Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?
    Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
    Чего не хватает современному обществу?
    Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
    Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?
    Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
    По материалам проекта http://rustutors.ru
    Больше информации смотрите в разделе “Итоговое сочинение 2018”.

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Человек и общество”
    Понятия и определения для “Человек и общество”
    Как раскрыть тему “Человек и общество”
    Список литературы для направления “Человек и общество”
    Цитаты по направлению “Человек и общество”

  2. 2
    Текст добавил: О_о Чё ЗыРиШЬ ГлАзА На Пузыришь О_о

    Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом. Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир. Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?
    В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества». Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто. Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених». Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!
    В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.
    Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве. Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно. Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества. Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.
    Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

  3. Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=13280
    ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
    ПРИМЕРЫ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ НА ТЕМУ “ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО”
    Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
    Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена, где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом, создать общественную утопию.
    Но последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты, реальность их всегда рассеивает. Многие учёные считают, что лучшее общественное устройство было в городах-полисах Древней Греции и что с тех пор ничего подобного создано не было.
    Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе. Для этого существует несколько путей.
    Один из них, путь писателей-просветителей, заключается в постепенном изменении мировоззрения читателей, в реформировании самой системы ценностей. Таким образом пытались помочь обществу Д. Дефо, показавший своим произведением «Робинзон Крузо», что отдельная человеческая личность может совершить действительно многое, Дж. Свифт, который романом «Путешествия Гулливера» чётко изображает социальную несправедливость и предлагает пути спасения, и другие.
    Но есть и иной способ, к которому на протяжении истории прибегалии, пожалуй, слишком часто: радикальный, то есть революционный. Такой выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью усилились настолько, что их больше нельзя разрешить переговорами. Примерами таких ситуаций могут быть буржуазные революции в Англии и Франции.
    В литературе второй, радикальный, метод ярче всего выразился, по-моему, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Студент Раскольников, чью жизнь нельзя назвать лёгкой, решает убить старушку-процентщицу, которая для него олицетворяет всю социальную несправедливость действительности Петербурга XIX века. Отобрать у богатых и раздать бедным – цель его задумки. Такова же была, кстати, цель и большевиков, тоже стремившихся улучшить положение людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем», не подумав, правда, о том, что просто так наделить человека способностями и талантом нельзя. В принципе, цель сделать жизнь справедливее благородна. Но стоит ли забывать о том, какими средствами это достигается?
    У Раскольникова была и другая возможность. Он мог бы продолжить учёбу, начать давать частные уроки, перед ним было открыто будущее. Но это потребовало бы слишком много труда и усилий. Куда проще было бы убить старушку, ограбить её и начать творить добрые дела. К счастью для Раскольникова, он слишком умён и начинает сомневаться в своей «правоте» (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).
    Противостояние личности Раскольникова и общества Петербурга 60-х годов XIX века закончилось поражением личности. Человеку, выделяющемуся из общества, вообще тяжело в жизни. И проблема часто не столько в самом обществе, сколько в толпе, сминающей личность и превращающей яркие цвета в серые.
    Один из классиков как-то сказал, что каждый человек в отдельности – мудр, но толпа – глупа. Но, к сожалению, именно толпа определяет характер нашего общества. Поэтому до того момента, когда между личностью и обществом наступит гармония в отношениях, если такое, конечно, когда-либо вообще наступит, ещё долгие, долгие годы.
    Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество
    Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.
    Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
    Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
    Именно такую ситуацию описал ПанасМирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
    Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.

  4. 24.09.2017
    Собираем аргументы для сочинений по направлению “Человек и общество” для итогового сочинения в 11 классе (по литературе).
    Возникновение человека и возникновение общества — это единый процесс. Нет человека — нет общества. Нет общества — нет и человека.
    В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы формируют личность, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

    Что же мы называем обществом?

    В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями. В широком смысле, общество – это часть мира. В него входят не только все ныне живущие люди. Для общества характерно непрерывное развитие, значит, оно имеет настоящее, прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.
    Итак, общество — это все человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит не по заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества.
    Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

    Рассмотрим это на примере произведений

    Горе от ума
    Герой нашего времени
    Война и мир
    Старуха Изергиль
    Тихий дон
    Мастер и Маргарита
    451 градус по Фаренгейту

    Дополнительные ссылки:

    Темы сочинений “Человек и общество”
    Понятия и определения для “Человек и общество”
    Как раскрыть тему “Человек и общество”
    Список литературы для направления “Человек и общество”
    Цитаты по направлению “Человек и общество”
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

  5. Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?
    Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
    Фото: proza.ru
    Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.

    Комментарий ФИПИ:

    Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество — учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

    Словарная работа

    Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
    ЧЕЛОВЕК — 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
    ОБЩЕСТВО — 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.
    Синонимы
    Человек: личность, индивидуум.
    Общество: социум, среда, окружение.
    Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек — существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.
    Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?

    Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.

    Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.
    В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький, рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого». Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет», — но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен», — говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон».
    Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек — существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему — в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.
    Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». «Что сделаю я для людей?!» — восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
    Данко — пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.

    Афоризмы и высказывания известных людей

    Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
    Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
    Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
    Всякий, кто любит одиночество, — либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
    Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
    Общество — как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
    Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
    Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
    Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

    Над какими вопросами стоит задуматься?

    В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
    Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
    Может ли человек изменить общество?
    Может ли человек существовать вне общества?
    Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
    Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
    Почему важно сохранять индивидуальность?
    Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Что важнее: личные интересы или интересы общества?
    Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
    К чему ведет нарушение общественных норм?
    Какого человека можно назвать опасным для общества?
    Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
    К чему ведет равнодушие общества к человеку?
    Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

    Список рекомендуемых произведений

    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    И. С. Тургенев «Отцы и дети»
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    А. П. Чехов «Ионыч», «Палата № 6»
    Е. Замятин «Мы»
    М. Горький «Старуха Изергиль»
    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    А. Фадеев «Разгром»
    Д. Дефо «Робинзон Крузо»
    Р. Киплинг «Книга джунглей»
    У. Голдинг «Повелитель мух»
    Д. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
    Ссылки по теме:
    Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017
    Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017
    Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
    30.11.2017

  6. Любой человек прислушивается к общественному мнению. Каждый день он смотрит телевизор, разговаривает с одноклассниками или коллегами, проводит время на интернет-ресурсах. Вокруг него социум, который невозможно игнорировать. Общество формирует взгляды на жизнь, выявляет черты характера, толкает личность на поступки. Общество способно прививать чувство вкуса и меры, развивать кругозор.
    Влияние общества на человека – велико. Не только положительный момент есть в этой теме: слабые и беспомощные люди не способны принимать решения и живут по законам общества, подчиняясь другому мнению, даже если у них есть своё собственное. Дабы не противоречить, они поступают не по своей воле. Влияние общества было и раньше, но сейчас, люди готовы на многое, лишь бы быть любимыми и популярными. Несмотря на то, через что они переступают на пути к общественному уважению.
    О жизни человека в обществе нам известно из произведений, дошедших до нас из прошлого. Они разнообразны: начиная от жития святых и заканчивая современной литературой. Не только писатели рассказывали о влиянии общества на индивида, но и талантливые художники, писатели, работники кинематографа. Но в литературе этот вопрос поднимался особенно остро.
    Печальный пример бесхарактерного человека, действующего по чужому наставлению, описан в рассказе Тургенева «Муму». Немой крепостной вынужден утопить собаку по приказу своей барыни. Несмотря на то, что она была ему единственным другом. Проявив он свой характер, судьба животного и их дружбы могла бы сложиться более удачно. Итог такого примера – нужно уметь высказывать, выражать своё мнение, особенно, когда это касается чужой жизни.
    Вторым литературным примером является образ Евгения Онегина – знаменитого Пушкинского героя, который следил за собой, чтобы нравится окружающим, соответствовал моде. Танцевал и развлекался, говорил по-французски, в общем, делал всё, чтобы общество его уважало. Но из-за общественного мнения он не может отменить дуэль и убивает друга, тем самым, подтверждается то, что он подчинён обществу и сделал так, как оно хотело. Этот пример показывает, что одна ошибка в ведомом поведении может стать роковой.
    Подводя итог, невольно ловишь себя на мысли, что все люди зависимы от общественного влияния. Только одни могут послушать, сделать выводы, а потом уже решить, как и поступать. А другие, не задумываясь, делают все ради угодничества.

  7. 17.09.2017
    Список афоризмов и цитат, которые можно использовать при написании итогового сочинения по направлению “Человек и общество”.
    «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один» У. Блэкстоун
    «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим» Цицерон
    «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
    В. Г. Белинский
    «Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию»  В. Г. Кротов
    «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш. Монтескье
    «Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. …Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» Х. Келлер
    «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем» Л. Н. Толстой
    «Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни» Д. И. Писарев
    «Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе» Н.А.  Бердяев
    «Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества» Ф.  Честерфильд
    «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» А. Моруа
    «Каждый человек  —  центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров» Э.  Канетти
    «Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» Г. Лихтенберг
    «Все дороги ведут к людям» А. де Сент-Экзюпери
    Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. Т. Драйзер
    Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
    Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
    Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим (Цицерон)
    Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом. (Д. М. Кэйдж)
    Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
    Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский)
    Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
    Человек не начинает жить прежде чем он не поднимется над узкими рамками своих личных мнений и убеждений и не приобщится к убеждениям всего человечества. (М. Л. Кинг)
    Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
    Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию. (В. Г. Кротов)
    Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. (У. Джеймс)
    Общество состоит из двух классов людей: тех, у которых есть обед, но нет аппетита; и тех, у которых отличный аппетит, но нет обеда. (Н. Шамфор)
    Истинно честный человек должен предпочитать себе – семейство, семейству – отечество, отечеству – человечество. (Ж. Д’Аламбер)
    Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. (Ш. Монтескье)
    Оторваться от народа – все равно что разум потерять. (Карак)
    Человек без людей – что тело без души.
    С народом никогда не погибнешь.
    …Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер)
    Есть люди, которые, как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и этому, и другому, и третьему поколению. (В. В. Розанов)
    Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода – единство, которым поддерживается жизнь… (Сенека Младший)
    Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
    Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
    Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
    В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
    Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
    Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
    Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя.
    (Л. Бональд
    В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг)
    Человеческое общество… похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам,
    окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает… (П. А. Сорокин)
    Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем… (В. Г. Белинский)
    Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни. (Д. И. Писарев)
    В каждом человеке есть что-то от всех людей. (К. Лихтенберг)
    Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
    Сообща искать – все отыскать.
    У плывущих в лодке судьба одна.
    Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)
    Бежавший от народа без погребения остается.
    Среди людей и лиса с голода не сдохнет.
    Человек – опора человеку.
    Кто не любит своего народа, тот не любит и чужого.
    Работать для народа – вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
    Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин)
    Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во
    вне и какими бы волнами ни лилась через край,- она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. (В. Г. Белинский)
    Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
    Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Г. Лихтенберг)
    Каждый человек — отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, — яснее проступают его самобытные черты. (В.Я. Брюсов)
    Люди рождены друг для друга. (М. Аврелий)
    Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. (Джами)
    Человек человеку — волк. (Плавт)
    В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетель, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия. (Д. Дидро)
    Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть. (Э. Роттердамский)
    Земное назначение человека — быть разумным и храбрым, свободным, имущим и счастливым…
    Гуманистам надо быть непримиримыми и поднимать оружие всякий раз, когда враждебные силы хотят воспрепятствовать назначению человека. (Г. Манн)
    Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя. (Д. Дидро)
    Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все. (Ф. М. Достоевский)
    Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г. Лихтенберг)
    Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит.  (В. Швебель)
    Общество – как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
    Все общества похожи друг на друга как коровы в стаде, только у некоторых рога позолочены. (В. Швебель)
    Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Л. А. Сенека)
    Террор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности. (П. Буаст)
    Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе – грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи. (Р. Эмерсон)
    Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В.И. Ленин)
    Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)
    Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. (Ф. Энгельс)
    Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации. (Д.И.  Писарев)
    Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера. (Ж. Д’Аламбер)
    Двое-трое – это уже Общество. Один станет Богом, другой – дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой
    – болтаться под перекладиной. (Т. Карлейль)
    Общественное мнение не может не быть банальным. (К. Кушнер)
    Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть. (Г. Мабли)
    Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его
    существования. (К.  Маркс)
    Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая
    симпатия, “душа в душу” и “один ум”. Таковых находишь одну две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи ее. А толпы бегай или осторожно обходи ее. (В.В. Розанов)
    В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. (Л.Н.  Толстой)
    Из-за обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо знаком с природой человека. (А.  Адлер)
    Одиночество – убежище сильных. Слабые всегда жмутся в толпе….
    Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н.А.  Бердяев)
    Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества. (Ф.  Честерфильд)
    Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
    Каждый человек – центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. (Э.  Канетти)
    Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Ф.И. Тютчев)
    Публика – это безвольный и беспомощный потребитель того, чем ее снабжают. (Дж. Голсуорси)
    Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное. (Г.  Честертон)
    Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становиться общественным врагом. Почему, скажите на милость? (Ф. Петрарка)
    Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье. (А. Смит)
    Пoдaвляющее бoльшинствo людей… не спoсoбнo сaмoстoятельнo думaть, a тoлькo верoвaть, и… не спoсoбнo пoдчиняться рaзуму, a тoлькo влaсти. (А. Шопенгауэр)
    Человек вне общества — или бог, или зверь. (Аристотель)
    Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
    По-настоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и энергия подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества. (М. Арнольд)
    Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения. (А. де Сталь)
    Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое – толпа. (Г. Лебон)
    Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое. (Г.  Гарбо)
    Список предоставлен проектом rustutors.ru

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Человек и общество”
    Темы сочинений “Человек и общество”
    Понятия и определения для “Человек и общество”
    Как раскрыть тему “Человек и общество”
    Список литературы для направления “Человек и общество”

  8. Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
    “Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению “Человек и общество”. Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Человек и общество”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Человек и общество
    А. С. Грибоедов “Горе от ума”
    Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
    А. С. Пушкин “Евгений Онегин”
    Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
    И. А. Гончаров “Обломов”
    Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
    А. Н. Островский. «Гроза»
    Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре».
    Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
    А. И. Куприн “Олеся”
    Любовь «естественного человека» (Олеси) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
    В. Быков «Облава»
    Федор Ровба – жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
    А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
    Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
    Р. Брдбери. «И грянул гром»
    Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
    М. Карим «Помилование»
    Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.
    «Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?
    К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.
    Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.
    Повысит оценку использование в работе цитат. При этом вы можете упомянуть как слова древних философов («Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода», Сенека Младший) или русских классиков («Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни», Д. И. Писарев), так и современных авторов. Также можно использовать примеры народного творчества, как, например, пословицы: «Сообща искать – все отыскать» или «У плывущих в лодке судьба одна». Причем, цитаты могут быть не обязательно «положительными» (к примеру, «Люди рождены друг для друга», как сказал Марк Аврелий), но и «отрицательными» и даже в какой-то мере провокационными (самая известная из таких – «Человек человеку волк», Плавт).
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Равнодушие и отзывчивость
    Смелость и трусость
    Цели и средства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *