Вступление к сочинению на тему разум и чувства

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Фоточеловек2014

    Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
    Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
    Автор: Зоя Николаевна Алешина.

  2. Примерные тезисы сочинения

    Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2017 году.
    Можно выделить два направления, по которым следует рассуждать по данной теме.
    1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия  как для себя, так и для окружающих.
    2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

    Размышления по теме: « Разум и чувства»

    Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
    Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
    Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени  ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
    Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
    Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже  легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине  чувств.
    Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.
    АРГУМЕНТЫ по теме:» Разум и чувства»
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  3. Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.
    Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.
    Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.
    Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

  4. Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
    1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
    2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
    3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
    Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

    Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

    Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
    Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
    Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
    1. «Разум и чувство»,
    2. «Честь и бесчестие»,
    3. «Победа и поражение»,
    4. «Опыт и ошибки»,
    5. «Дружба и вражда».
    Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

    Рекомендованная литература

    Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики.
    Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
    1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
    2. А.П. Чехов «Ионыч»,
    3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
    4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
    5. В.А. Каверин «Два капитана»,
    6. В.В. Быков «Сотников»,
    7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    8. Генри Марш «Не навреди»,
    9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
    10. Джек Лондон «Белый клык»,
    11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
    12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
    13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
    14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
    15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
    16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
    17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
    18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
    19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
    20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

    Аргументы к теме “Разум и чувство”

    Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
    1. Соответствовать теме
    2. Включать в себя литературный материал
    3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
    4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
    5. Быть грамотно оформлен.
    К теме “Разум и чувство” можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.С. Грибоедова “Горе от ума”, Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».

    Примеры итоговых сочинений

    Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
    Пример сочинения на тему: “Должен ли разум брать верх над чувствами?”
    К чему прислушиваться, к разуму или чувствам – таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.
    Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.
    Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.
    Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.
    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

  5. Список примерных тем:
    1. Внутренний конфликт: чувства против разума.
    2. “Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами” (Эрих Мария Ремарк).
    3. “Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести” (В.Г.Белинский).
    4. “Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле” (А.С.Пушкин).
    5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств” (М.Пришвин).
    6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь” (Пифагор).
    7. “Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями” (Н.В.Гоголь).
    8. “Разуму не постичь надобностей сердца” (Люк де Клапье Вовенарг).
    9. “Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге” (В.Г.Белинский).
    10. “Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце” (Шиллер).
    11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни” (Л.Н.Толстой).

  6. Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.
    На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
    Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
    Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».
    (403 слова)

  7. Пример итогового сочинения по направлению “Разум и чувство”
    Введение (вступление):
    Разум и голос сердца… Что важнее? К чему стоит прислушаться? Душа человека очень сложна. В ней борются порой противоположные друг другу понятия – разум и сердце. И часто перед человеком возникает вопрос: подчиниться сердцу, которое бывает часто эгоистичным, или же обратиться к здравому голосу разума? Я же считаю, что для принятия правильного решения не стоит строго прислушиваться лишь к одному из них (почему?)
    Комментарий: Ты был на правильном пути, но не дошел) То, что прислушиваться к чему-то одному не стоит, понятно. Чтобы раскрыть тему, нужно объяснить почему?
    Курсивом я выделила вопросы, они написаны разными словами, но несут одинаковый смысл, это называется «налил воды». Вместо одного вопроса, напиши почему именно не стоит идти на поводу только разума или только у сердца.
    Будь внимательнее с повторами. В соседних предложениях не должно быть двух одинаковых слов.
    Тезис есть, оформлен правильно, но тема не раскрыта до конца.
    Аргумент 1:
    Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к роману Л.Н. Толстого “Война и мир”. Главная героиня – Наташа Ростова – пылкая мечтательница, жаждущая любви, после горького отъезда жениха находит утешение в Анатоле Курагине – коварный и бесчестный (потерял запятую) он не думал связывать свою жизнь с Наташей (героиней), а лишь хотел воспользоваться ей. Но ослепленная новым чувством, которое возбудил в ней Анатоль, девушка не может увидеть истинного умысла Курагина. В итоге: помолвка с женихом расторгнута, а Наташа обрекает себя на муки страдания. Возможно, если бы она послушала свой разум (разум ничего не говорил, лучше написать «задумалась», а не обманчивое сердце, все было бы иначе.
    Комментарий: хороший аргумент, хороший объем. Следи за повторами. Из аргумента, я поняла, что под влиянием чувств, человек совершает необдуманные поступки, о которых потом жалеют. Очень жаль, что ты не написал этого в вводной части, но ты же имел это ввиду?
    Аргумент 2:
    А героиня романа И.С. Тургенева ” Отцы и дети ” – Анна Одинцова руководствуется не сердцем, а холодным разумом. После того, как влюбленный в нее Евгений Базаров признается в своих чувствах, она не отвечает взаимностью, хотя глубоко в душе знает, что тоже влюблена. Анна Сергеевна понимала, что лишится с ним той спокойной и умеренной жизни (потерял запятую) к которой так привыкла. И, выбрав разум, отказывается от зова сердца (нельзя отказаться от зова сердца, к нему можно прислушаться или не прислушаться). А Базаров (потерял запятую) так и не познав взаимной любви (потерял запятую)(тире лишнее) умирает из-за болезни. Так трагично заканчивается их история любви, а ведь их судьба могла сложиться совсем иначе и, возможно, они смогли бы обрести счастье вдвоем.
    Комментарий: здесь тоже не с чем поспорить. Повторы и пунктуационные ошибки. Будь внимательнее.
    Аргумент очень тяжело читается, если происходящее на страницах произведения описывается в настоящем времени. Старайся использовать глаголы в прошедшем времени.
    Заключение:
    Делая выбор (запятая) мы часто ошибаемся, слепо веря сердцу или прислушиваясь только к разуму. Обобщая сказанное, хочу сказать, что сделать правильный выбор – это целая наука, где разум и сердце – единое целое внутреннего мира человека, и никогда не стоит идти на поводу одного из них. Поэтому, я думаю, что необходимо найти “золотую середину” и жить в гармонии с собой.
    Комментарий: Хороший объем, прекрасный вывод! И все те же мелкие ошибки.
    Итог: Пропорции соблюдены, аргументы очень хорошие, ничего лишнего, но с раскрытием темы немного недотянул. Хочется поставить зачет, но чтобы не рисковать, потренируйся еще. Тебе не хватило всего двух предложений, и я уверена, что ты думал об этом, но почему-то не написал.
    Рекомендую проделать работу над ошибками, исправить повторы и избавиться от воды в вводной части.
    Желаю удачи)

  8. 8
    Текст добавил: Имени Фамилио

    ПИШЕМ
    СОЧИНЕНИЕ
    ВМЕСТЕ
    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
    «Разум и чувство»,
    «Честь и бесчестие»,
    «Победа и поражение»,
    «Опыт и ошибки»,
    «Дружба и вражда».
    Тематическое направление

    «Разум и чувства»
    «Разум и чувство».
    Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    Притча о чувствах и разуме
    Когда Старца спросили:
    — На что нам опираться в жизни: на чувства или на разум?
    Он сказал:
    — Чувства есть у разума, разум есть у чувств.
    Тогда его спросили:
    — Что лучше: чувства разума или разум чувств?
    А Старец им:
    — Какое крыло лучше у птицы: правое или левое?
    Тогда они спросили:
    — Выходит, они равноценны?
    И он сказал:
    — Да, если они ваши.
    Александр Евгеньевич Гаврюшкин
    Нет чувств без разума и разума без чувств.
    Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
    «Я Вас люблю» – срывается из уст,
    А разум с чувствами идут стена на стенку.
    Они враги, друзья, антитела?
    Что их роднит и что их различает?
    Для разума важней всего дела,
    А чувства о любви лишь помышляют…
    Когда они едины, это взрыв.
    Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
    А если врозь – болезненный нарыв,
    Который, воспаляясь, жить мешает.
    Все знания без чувств, увы, мертвы.
    На знаниях нам счастье не построить.
    Что толку в том, что так разумны мы?
    Наш разум без любви так мало стоит!

    Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
    А разум говорит: «На самом деле
    Ошибку совершаешь, не спеши!
    Немного подожди, хотя б неделю…»
    Так что главней? Всевышний, подскажи…
    Возможно разум, чудеса творящий,
    Иль наши чувства, ведь без них, увы,
    Любви мы не познаем настоящей?
    Нет чувств без разума и разума без чувств.
    Цвет белый помогает видеть чёрный .
    Мир без любви так неуютно пуст,
    В нём одинок наш разум непокорный.

    Темы сочинения
    в форме вопроса
    Должен ли разумный человек жить чувствами?
    в форме высказывания (афоризма, пословицы)
    Разум — счастливейший дар человека и его проклятие. Эрих Фромм
    в форме назывного предложения
    Спор разума и сердца…
    в форме утверждения
    Чувства сильнее разума…

    Разум — счастливейший дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

    Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства в этом помогают

    Разум — счастливейший дар человека и его проклятие (Эрих Фромм)

    Пишем вместе вступление
    Пишем вместе вступление
    Группа 1 начнёт сочинение с записи высказывания Эриха Фромма и даст своё толкование этому афоризму.
    Группа 2 начнёт сочинение с вопросов, которые можно задать, чтобы ответить на высказывание Эриха Фромма.
    Группа 3 начнёт сочинение, вступив в диалог с воображаемым собеседником, или пригласит его к разговору.
    Группа 4 начнёт сочинение с обоснования причин обращения к этой теме, её актуальности.
    можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!);
    можно остановиться на образе одного или нескольких героев;
    можно сопоставить героев, противопоставить их;
    можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения;
    можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогут раскрыть тему.
    Литература в помощь
    1) Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия Татьяны Лариной)
    2) Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке)
    3) Драма А.Н. Островского «Гроза» (Трагедия Катерины)
    4) Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Трагедия Сонечки Мармеладовой)
    5) Рассказы И. Бунина о любви.
    6) Повесть А.И. Куприна «Олеся» (Дар/проклятие Олеси)
    7) Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (Вера Николаевна Шеин, Анна Николаевна, Желтков)
    8) Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» (Всю жизнь Андрея Соколова)
    Правила завершения итогового сочинения
    чтобы знать, что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение;
    помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях;
    хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5-6 предложений, оптимально – 3-4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!);
    не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.
    Варианты заключения
    Варианты заключения
    Группа 1. Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей.
    «Когда забьется сердце — разум умолкает» (известный немецкий писатель Генрих Манн):
    Группа 2. Призыв.
    Совет: при такой концовке используйте слова «давайте», «давайте задумаемся…», «давайте помнить…», «Давайте сделаем так, чтобы…».
    Группа 3. Выражение надежды.
    Совет: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
    Группа 4. Взгляд вперёд.
    Совет: пофилософствовать о том, что будет, если…
    Домашнее задание
    Закончите работу над сочинением, используя прием «Цветные поля».
    Выполняя письменную работу, отчёркивайте поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:
    красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
    зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
    синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
    чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»
    СПАСИБО ЗА УРОК!
    УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ!

  9. Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность, однако обрекает и себя, и возлюбленного на страдания. Могли бы герои обрести счастье, прими она другое решение? Едва ли. Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Трагедия судьбы героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию.
    Обратимся к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев, Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с другой – он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец. С другой стороны, мог ли он оставить возлюбленную умирать от голода в осажденном городе, быть может, стать жертвой жестокости казаков в случае его захвата? Мы видим, что в этой ситуации едва ли возможен правильный выбор, любой путь ведет к трагическим последствиям.
    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что, размышляя о споре разума и чувства, нельзя однозначно сказать, что должно побеждать.
    Пример итогового сочинения на тему: “Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму”. (Теодор Драйзер)
    “Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму”, – утверждал Теодор Драйзер. Действительно, не только ученого или полвководца можно назвать великим. Величие человека может быть заключено в светлых помыслах, стремлении творить добро. Такие чувства, как милосердие, сострадание, способны подвигнуть нас на благородные поступки. Прислушиваясь к голосу чувств, человек помогает окружающим людям, делает мир лучше и сам становится чище. Попытаюсь подтвердить свою мысль литературными примерами.
    В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее кричать по ночам. Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки. Он уже не может следовать разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь, чтобы к ней пришло исцеление. Автор хочет донести до нас мысль о необходимости прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.
    Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что порой продиктованные чувством милосердия поступки могут помочь человеку.
    Таким образом, мы приходим к выводу: большое сердце так же, как и большой ум, может привести человека к подлинному величию. Хорошие поступки и чистые помыслы свидетельстуют о величии души.
    Пример итогового сочинения на тему: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти». (Шамфор)
    «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти», – утверждал Шамфор. И действительно, случается горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может ошибиться. Это случается, когда ум с сердцем не в ладу, когда все его чувства протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами разума, он чувствует себя несчастным.
    Обратимся к литературным примерам. А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» рассказывает о мальчике по имени Сергей Емельянов. Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя.
    Совсем иная ситуация описана в повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины – тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что человек, следуя советам разума, не будет забывать и о голосе чувств.
    Пример итогового сочинения на тему: «Что правит миром – разум или чувство?»
    Что правит миром – разум или чувство? На первый взгляд кажется, что главенствует разум. Он изобретает, планирует, контролирует. Однако человек – существо не только разумное, но и наделенное чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. И именно чувства позволяют ему чувствовать себя счастливым или несчастным. Более того, именно чувства заставляют его творить, изобретать, менять мир. Не будь чувств, разум не создавал бы свои выдающиеся творения.
    Вспомним роман Дж. Лондона «Мартин Иден». Главный герой много учился, стал известным писателем. Но что подвигло его работать над собой день и ночь, неустанно творить? Ответ прост: это чувство любви. Сердце Мартина покорила девушка из высшего общества, Руфь Морз. Чтобы добиться ее расположения, завоевать ее сердце, Мартин неустанно самосовершенствуется, преодолевает препятствия, терпит нужду и голод на пути к писательскому призванию. Именно любовь окрыляет его, помогает ему найти себя и достичь вершин. Без этого чувства он остался бы простым полуграмотным матросом, не написал бы своих выдающихся произведений.
    Обратимся к другому примеру. В романе В. Каверина «Два капитана» описывается, как главный герой Саня посвятил себя поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Он сумел доказать, что именно Ивану Львовичу принадлежит честь открытия Северной земли. Что побудило Саню много лет идти к своей цели? Холодный рассудок? Вовсе нет. Им двигало чувство справедливости, ведь много лет считалось, что капитан погиб по своей вине: он «небрежно обращался с казённым имуществом». На самом же деле истинным виновником был Николай Антонович, из-за которого большая часть снаряжения оказалась негодной. Тот был влюблен в жену капитана Татаринова и намеренно обрек его на гибель. Саня случайно узнал об этом и больше всего хотел, чтобы справедливость восторжествовала. Именно чувство справедливости и правдолюбие побуждало героя к неустанным поискам и в конечном счете привело к историческому открытию.
    Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: миром правят чувства. Перефразируя известную фразу Тургенева, можно сказать, что только ими держится и движется жизнь. Чувства побуждают наш разум создавать новое, совершать открытия.
    Пример итогового сочинения на тему: «Разум и чувства: гармония или противоборство?» (Шамфор)
    Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся. Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.
    Так, например, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.
    Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.
    Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

    Еще материал по теме:

    Новости итогового сочинения

    All right reserved. Использование материалов сайта разрешено при условии сохранения активной обратной ссылки.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  10. 11.10.2016
    Большая подборка примеров тем итогового декабрьского сочинения по направлению “Разум и чувство”. Поможет в подготовке к итоговому сочинению.
    Автор: Суязова Ирина Анатольевна.
    1. Должен ли разумный человек жить чувствами?
    2. Должен ли разум преобладать над чувствами?
    3. Как в водовороте страстей не потерять разум?
    4. Можно ли победить ревность?
    5. В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему?
    6. Что правит миром –разум или чувство?
    7. Когда надо прислушаться к голосу разума?
    8. Справедлива ли народная мудрость: добрый разум не наживают разом?
    9. Кому принадлежат чувства – душе или разуму?
    1.”Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви.”
    Сент-Экзюпери
    2. “Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.”
    Фирдоуси
    3. “…Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.”
    В. Г. Белинский
    4. “Разум — счастливый дар человека и его проклятие.”
    Эрих Фромм
    5. “Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя.”
    Х.Джубран
    6. “Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?”
    Мольер
    7. “Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.”
    8. “Лишь в разуме счастье, беда без него.”
    9. “Лишь разум – богатство, нужда без него…”
    10. “Коль разум вожатым не станет тебе.”
    11. “Дела твои сердце изранят тебе…”
    12. “Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.”
    М.М.Пришвин
    13. “Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.”
    Шамфор
    Сохранить ссылку:

  11. Разум и чувства – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, взаимодействующие и конфликтующие друг с другом. Очень часто чувства выступают против разума. Что же происходит в такой ситуации? – человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства диктуют совсем другое, он лишается покоя и внутренней гармонии. Так внутри человека зарождается борьба, которая зачастую заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт мы наблюдаем произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделяет теорию «нигилизма» и отрицает буквально всё: будь то поэзия, музыка, искусство и даже любовь. Но, встретив на своём жизненном пути Анну Сергеевну Одинцову – красивую, умную, непохожую на других женщину, он влюбляется по-настоящему. Неожиданно он ощущает в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. У него внутри бушуют противоречия, нигилистические взгляды рушатся: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Чувства начинают бороться с разумом и жизнь становится для него невыносимой. Герой уже не в состоянии продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – всё у него валится из рук. Да, подобные разлады между чувствами и разумом порой делают жизнь невозможной, так как нарушается необходимая для счастья гармония, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Не лишним будет вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, которая имеет право преступить закон и даже пойти на убийство ради общего блага. Но, после убийства старухи-процентщицы, герою становится не по себе, его терзает совесть. Это тревожное и болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленной теории.
    Я считаю, что чувства всегда преобладают над разумом, потому что мы не можем их контролировать. Разум мы можем развивать, менять своё представление о чём-либо, а чувства охватывают порой человека так, что он может пойти даже на преступление или, не справившись с порывами чувств, покончить жизнь самоубийством из-за неразделённой любви.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Разум и чувства», 11 класс» читают:
    Сочинение на тему «Опыт и ошибки», 11 класс
    Сочинение на тему «Разум и чувства»
    Поделиться:

  12. Грибоедовский Чацкий в ответе Софье на её замечание, что он говорит о людях одни колкости, произносит замечательный афоризм:
    Ум с сердцем не в ладу.
    Неужели так может быть? Разве можно чувствовать одно, а думать – другое? Попытаюсь разобраться в этих словах. Если отечественная литература так часто пишет об этом разладе, значит, он имеет место быть…
    По утверждению А.С.Грибоедова, Чацкий – человек умный. Ум его острый, новаторский. Он в своём стремлении изменить порядок вещей так решительно и смело говорит обо всех только то, что думает, считает справедливым и правильным. Чацкий видит в чинопочитании Молчалина низость, скудоумие, считает, что все гости на балу люди жалкие, алчные, являются стяжателями и крепостниками. Рассыпаясь в многословии, он не замечает, как за его спиной рождается коалиция, объединяющая недавних врагов. Но чувства его не обманывают. В кульминационный момент он произносит:
    Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
    Но ум продолжает диктовать заведённый принцип восприятия, и последние монологи показывают, что чувства лишь обозляют его и без того острый ум. Не разобравшись, кто виноват в происходящем, он раздаёт всем ярлыки, более всего выливает обвинений в адрес девушки, к которой приехал свататься. Недаром А.С.Пушкин вовсе отказал Чацкому в уме, по его мнению, умный человек не так должен был себя вести. Разве любящий человек мог так недальновидно относится к поведению объекта своей любви? Если бы Чацкий хотя бы на мгновение подчинил свой разум чувству…. Может, всё произошло не так трагично, и не было бы столько разбитых сердец в итоге повествования.
    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров славится своим умом, его авторитет в среде нигилистов непререкаем. Он сам уверовал в свои умственные способности. Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами. Вскоре происходит главная встреча в его недолгой жизни. Она, Анна Сергеевна Одинцова, перевернёт всё его сознание, изменит отношение к жизни, к тем целям, ради которых он обрёк себя на муку. Любовь в том идеалистическом виде, который он считал смешным, недостойным внимания мыслящего человека, настигла его, поглотила всё его сознание вместе с рассудком, отказывающимся адекватно, по законам разума, воспринимать порядок вещей. Нигилиста поглотил романтик, потерявший голову от тех органов чувств, которые, по его мнению, он всегда контролировал. Зрение, слух, обоняние и осязание, оказываются подчинены не только физиологии…
    Разум и чувство должны жить «в ладу» друг с другом, ведь человек не машина и не может быть в разладе, а то может произойти поломка… Будет жаль жизни, напрасно прожитой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *