Вступление к сочинению на тему

16 вариантов

  1. 1) Александр Исаевич Солженицын – один из писателей, который всегда остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. В своих произведениях он поднимал проблемы, связанные с историей России и русского народа и с современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот писатель приходит к важным философским обобщениям, выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё место в мире. В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор утверждает, что человек, несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, не должен считать себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в одно существо живую душу. Человек обязан бережно относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и неповторимость каждого живого существа.
    2) Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель ставит и в тексте о прекрасном росном утре.

    ↑ Начало сочинения – лирическое размышление. 

    Школа… Какая нежность переполняет мою душу при произнесении этого слова, сколько счастливых воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно проносится передо мной! Учителя в течение многих лет заботились о нас, окружали теплом и лаской, помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с большим трепетом буду вспоминать счастливые школьные годы и мысленно благодарить учителей за сформированные ими человеческие качества, свойства характера, которые всегда будут помогать мне в жизни. Именно к проблеме влияния школы на формирование характера человека обращается в своём тексте выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.
    Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове, как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков люди пытались познать природу, проникнуть в её тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили о матушке-природе, многие талантливые писатели воспевали её в своих произведениях. Торжествующий гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности полной гармонии человека и природы.

    ↑ Начало сочинения – аналитическое обобщение-размышление в связи с проблемой, поставленной автором текста.

    1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем, какая тактика будет способствовать успеху обсуждения.
    2) Каждый человек в современном мире стремится получить хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том, что стоит за этим понятием и каков должен быть объём знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли… Мы редко размышляем об этом, озабоченные выбором престижных вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С. Кокориной заставляет подумать о том, что такое настоящее образование и какой человек с полным правом может считать себя образованным.

    ↑ Начало сочинения – использование цитаты, взятой из текста или из других источников. 

    1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», – убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы можем сказать: вера писателя в безмерные возможности человека, в его способность к творчеству, в силу его стремлений к свободе, которую может подарить полёт, была не напрасной.
    2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из самых опасных пороков», – утверждает В. Сухомлинский. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто в наше время помощью, в которой нуждаются люди, оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы ведём себя по отношению к окружающим как неравнодушные люди, свободны ли мы от порока равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами привета, пожелания или благодарности, обращёнными к собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.
    3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» – этими словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л. Павлова.
    4) Два чувства дивно близки нам,
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам –
    эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера.
    Источник: Методические материалы для председателеи? и членов предметных комиссии? субъектов России?скои? Федерации по проверке выполнения задании? с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года (ФИПИ)
    Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

  2. Сообщение о теме

    Указание на тему исходного текста. По возможности – выделение аспекта, который затронут в тексте. Можно указать на актуальность.
    Пример: текст, предложенный мне для анализа, посвящен теме любви. В нем говорится о важности взаимной любви и ее влиянии на человеческую судьбу.

    Цитирование

    Цитирование литературного произведения или известного человека добавляет сочинению привлекательности. Но нужно помнить, что цитата должна быть точной и прямо относиться к теме сочинения. Какой бы красивой ни была цитата, она не принесет пользы, если будет приведена не к месту – последует нарушение логики сочинения.
    Пример: “Единомыслие создает дружбу”, – так говорил Демокрит. Именно эта цитата вспомнилась мне при прочтении текста. Она наталкивает на рассуждение о факторах, способствующих дружбе.

    Риторический вопрос

    Вступление к сочинению ЕГЭ получается очень удачным, если начать его с риторического вопроса – такого вопроса, ответ на который очевиден. Это придает сочинению некоторую выразительность и вызывает у читателя интерес.
    Пример: как можно не уважать свою Родину? Такой вопрос вызывает недоумение у каждого, кто любит свою землю, свою страну.

    Указание на актуальность и значимость

    Можно написать несколько предложений, указывающих на актуальность темы исходного текста на современном этапе развития человечества. Это добавит интереса. Особенно, если тема по-настоящему актуальна и является дискуссионной.
    Пример: экологический кризис из чего-то далекого превратился в близкую и реальную проблему. Не ошибусь, если скажу, что от состояния окружающей среды зависит будущее человечества.

    Формулировка определения

    Найти ключевое слово в теме текста достаточно просто. Можно попытаться дать его определение. Вам не нужно писать научным языком. Достаточно сказать о том, в каком смысле нужно понимать данное слово в рамках исходного  текста.
    Пример: что такое совесть? Совесть – это нравственный ориентир человека. То, что руководит его поступками. То, что позволяет судить о нем максимально точно.

    Что делать нельзя

    Не пишите много: не стоит писать более 4 предложений. Идеальный объем – 2-3 предложения. Лучше меньше, но в тему.
    Не будьте слишком эмоциональны: пишите нейтрально. У вас будет возможно выразить свое мнение. Вступление – начало работы, которое должно смотреться органично, а не побуждать к обсуждению и рассуждению.
    Не пересказывайте содержание: пересказ в экзаменационном сочинении неуместен. Он не добавит баллов и не украсит работу. Пишите свои мысли, даже если не можете сформулировать их красиво. Стремитесь к простоте.
    Не тратьте много времени: вступление пишется быстро. Основная часть работы должна занимать основное время. Время написания вступления – около 10 минут.

  3. Для аргументов

    Обращение к произведению
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
    Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    Вспомним героя повести… (автор, название).
    Обратимся к роману… (автор, название).
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

    Интерпретация произведения или его фрагмента:

    Автор повествует о…
    Автор описывает…
    Поэт показывает…
    Писатель размышляет о…
    Писатель обращает наше внимание…
    Писатель заостряет наше внимание на …
    Он акцентирует внимание читателя на…
    Этот поступок героя говорит о …
    Мы видим, что герой поступил так потому…
    Автор показывает, к каким последствиям привело…
    Этому герою/поступку автор противопоставляет…
    Писатель осуждает…
    Он ставит нам в пример…
    Автор подчеркивает…
    Автор утверждает…

    Промежуточный вывод:

    Писатель считает, что…
    Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
    Мы можем прийти к выводу…

    Для заключения

    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    Невольно напрашивается вывод…
    Таким образом, мы приходим к выводу: …
    Итак, можно сделать вывод, что…
    В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    Хочется верить, что…
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
    (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
    К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

  4. Сразу оговорю, что сочинения школьники писать не любят и не умеют (по разным причинам). Учителя могут сколько угодно рассуждать о роли творчества писателя в литературоведении (и даже давать такие задания в классе), но факты – есть факты. Сейчас школьное население нуждается действительно в “инструкциях”, желательно, покороче и попонятнее. Итак, предположим, у нас задание – написать сочинение на тему “Образ Гринёва в “Капитанской дочке”. Как его “приручить”?
    Вступление. Самый простой вариант – коротко (в 3х – 4х предложениях) дать содержание произведения (которое заявлено в теме). Начало:
    “Автор повести А. С. Пушкин рассказывает… (историю Петра Гринёва, которого отправили служить… и т.д.). А потом плавно переходим к самой теме, написав её в виде вопроса: “Каким же нам представляется образ Петра Гринёва?”
    С таким вступлением справится любой ученик.
    Таким образом, в нашем вступлении содержится краткое содержание произведения (простите за тавтологию).
    Объём вступления должен быть соразмерен сочинению целиком и не должен быть намного больше или намного меньше, чем остальные абзацы (принцип единообразия). Например, если обычное школьное сочинение по литературе занимает 2 – 3 страницы, то 1 – 1, 5 страницы займёт основная часть и 1 – 1, 5 страницы останется на вступление и заключение. Получается оптимальный объём вступления до 0,5 страницы.
    Собственно говоря, это и есть и “инструкция” и “план”. А теперь пример (тема сочинения: “Трагедия поколения “отцов” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”):
    “Автор романа “Отцы и дети” И. С. Тургенев рассказывает о том, как молодые люди, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приехали погостить в дом Кирсановых. Евгений Базаров считался “нигилистом”, не признающим никаких правил и авторитетов. И именно поэтому начинаются споры между ним и братом отца Аркадия, Павлом Петровичем. Впоследствии из – за этих споров разворачиваются и другие события, и радостные, и трагичные. Мы видим в романе два поколения: “отцов” и “детей”. В чём же трагедия поколения “отцов” в романе?
    Просто – это не значит плохо. Давайте помнить о том, что для того, чтобы писать красивые сочинения, нужен талант. А у нас – необходимость. Поэтому пусть будет просто и правильно.

  5. 23.09.2019
    Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений – универсальные и не зависят от направлений текущего года.
    Информация актуальна для 2019-2020 года!
    Всё об итоговом 2019-2020: направления, темы, литература, аргументы
    Вступления бывают:
    Историческое
    Биографическое
    Аналитическое
    Цитатное
    Личностное
    А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

    Биографическое вступление

    Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

    Аналитическое вступление

    Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность тв?рдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не жд?т ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

    Цитатное вступление

    «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым вс? чаще приходится сталкиваться в обществе?

    Личностное вступление

    Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

    Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

    Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
    Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
    Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
    Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

  6. Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по подготовке к итоговому сочинению и предназначена для учителей и учащихся 11 класса.
    Рассматриваются следующие вопросы: комментарий к направлениям тем итогового сочинения, композиция сочинения, варианты тем сочинения, список произведений и др. По всем направлениям предлагаются различные по форме задания.
    Автор: Букина Ольга Валериановна.
    tp-is.docx
    Примерный план работы над сочинением
    ВСТУПЛЕНИЕ
    (Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема).
    Выделите в теме ключевые слова и сформулируйте тезис сочинения.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    А) ТЕЗИС:
    (Идея сочинения формулируется в виде тезиса – четко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы).
    Б) ОБОСНОВАНИЕ ТЕЗИСА:
    (Необходимо объяснить, почему вы придерживаетесь именно этого тезиса).
    В) АРГУМЕНТЫ:
    (В качестве аргумента достаточно привести 1 произведение отечественной или мировой литературы, лучше 2. Можно использовать не только художественные произведения, но и другой литературный материал: дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества, за исключением малых жанров. В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Главное – не пересказ сюжета, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа).
    1)
    2)
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)
    (В заключительной части подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить важные мысли из основной части, но только другими словами. Желательно написать, насколько актуальны рассмотренные в сочинении проблемы. Заключение и вступление должны быть связаны).

  7. Вступления к военной теме.
    Послевоенную советскую литературу можно назвать литературой памяти. Художники видят свою задачу в том, чтобы аккумулировать память народа о войне. Не все люди видели фашизм, но никто не должен забывать, какую опасность он несёт нашей планете. Это память эпическая.
    Но есть и ещё один вид памяти- память сердца. Он свойствен писателям военного поколения. Для них война- не история, не прошлое, а годы их гражданского возмужания. Их собственный гражданский опыт связан с войной. Поэтому они пишут преимущественно о войне, точнее- о своём поколении на войне. Их произведения автобиографичны, но это не личные биографии, а биографии собирательные, жизнеописания своих сверстников.
    Мирная жизнь советского народа оборвалась 22 июня 1941 года в результате вероломного нападения на нашу страну фашистской Германии. Поэты, прозаики, драматурги помогли своим словом ковать волю народа к победе. В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Более 400 литераторов не вернулись с полей сражения.
    70 лет страну озаряет свет победы в В.О. войне. Нелёгкой ценой досталась она. Советский народ долгих 1418 дней шёл дорогами тяжелейших из войн, чтобы спасти свою Родину и всё человечество от фашизма.
    Сердцу каждого дорог праздник Победы. Дорог памятью отдавших жизни за свободу, светлое будущее своей Родины, памятью о тех, кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из руин, пепла.  Почти 74 года назад началась самая страшная из войн. Силы фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал войны. Но народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Сплотившись, он поднялся на защиту своей страны, своей свободы, своих жизненных идеалов. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках. Мы не видели войны, но мы знаем о ней, потому что мы должны знать, какой ценой было завоёвано счастье.
    Великая Отечественная война…Это поистине трагические страницы в нашей истории. Сколько людей не вернулось с фронта, сколько судеб было искалечено. Никогда нам не забыть о тех, кто, отдавая свои жизни, приближал Победу. И как радостен был тот день. Но до него было долгих четыре года…
    Война поставила перед людьми много проблем. Как их решали? Теперь это можно узнать из книг, из рассказов очевидцев.
    К теме войны современная литература обращается часто. О войне писали Ю. Бондарев, В.Быков, Б.Васильев и другие.
    На мой взгляд, наиболее полно и правдиво показал войну В.Быков в своих повестях. Первый план чаще всего он отдавал рядовым и солдатам ( может быть, потому, что сам всю войну прошёл рядовым). Его герои- это те, с кем он делил солдатскую похлёбку, с кем ночевал под одной шинелью, с кем прошёл весь ад войны.
    Через много лет после победы советского народа в В.О.войне белорусский писатель В.Быков возвращается к теме войны, т.к. видит истоки победы в нравственной силе народа.
    В повести «Сотников» подчёркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжета произведения. Герои повести Сотников и Рыбак в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны ( в экстремальных условиях) Сотников с честью проходит через тяжёлые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти предаёт Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.
    Тема войны почти единственная в творчестве большого художника Василя Владимировича Быкова. Великой школой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсем молодым и достойно прошёл её испытания. Оставшись в живых, Быков хочет рассказать миру об увиденном, пережитом и выстраданном.
    Герои его повести- обычные мирные люди, волей судьбы оказавшиеся втянутыми в войну. Писатель раскрывает психологию их поступков, обнажая глубины человеческой души.
    В. Быкова волнует вопрос, в чём причина предательства, на какой оно вырастает почве, может быть, это врождённая черта? Но писатель не даёт ответа на эти вопросы, слишком сложны они и неоднозначны.
    Война… И снова встают перед нами их глаза. Из небытия, из темноты живые глаза уже давно мёртвых людей, что уходили, уходили от любимых глаз, от любимых рук, Эти мужчины, юноши, мальчики уезжали, исчезали навсегда. Они говорили: «Я вернусь…» Но это неправда, ведь большинство из них уже никогда, никогда не вернётся. Чем же можно утешить бездонную скорбь материнских сердец? Что ответить любящим глазам невесты? Такие жертвы не окупаются и не восполняются никогда… Сколько лет уже прошло! Кажется, забыться бы всему пора… Да только как это забыть?
    Война кажется страшной даже сейчас, с расстояния 70 лет. Что же пережили те, чья жизнь прошла сквозь неё? В чём нравственные истоки того мужества, которое поражает до сих пор, порой опрокидывая представления о человеческих возможностях? Об этом размышляют писатели в своих книгах: Ю.Бондарев, В.Быков, Б.Васильев. Их имена говорят о войне. Кто же они, герои этих книг?
    На моём письменном столе стоит глобус – наша планета в миниатюре. Какая же она яркая : голубая, синяя, зелёная, коричневая! Только нет на ней на ней двух красок: красной – цвета крови и чёрной- цвета горя… 70 лет прошло с тех пор, как отгремел салют, возвестивший о победе русских войск в Великой Отечественной войне, но каждый человек на Земле несёт в своём сердце боль и вечную память о тех, кто воевал.
    Сердцу каждого дорог праздник Победы. Дорог памятью 20 млн. сыновей и дочерей, отдавших свои жизни за мир на земле, памятью тех,кто, залечивая фронтовые раны, поднимал страну из огня и пепла. 73 года назад началась страшная война. Силы фашизма обрушили на нашу страну огненный шквал бедствий. Но русский народ решительно преградил путь фашистской агрессии. Почему я обращаюсь именно к этой войне? Да потому, что мою семью не обошла стороной эта самая ужасная война в истории человечества.
    Может быть, чтоб не забыть всё то, что я слышала от живого прадеда, теперь я обращаюсь вновь и вновь к книгам о войне. Я никогда не забуду героев произведений В.Быкова, которые в экстремальных условиях выбирали смерть, чтобы спасти товарищей. Об этом «Сотников» и «Обелиск». Надолго останется в памяти героизм девушек из повести Б.Васильева « А зори здесь тихие…» Бессмертен подвиг тех, кто боролся с фашизмом и победил его. Их подвиг будет жить в веках.
    Я не видела войны, но должна знать о ней, потому что огромной ценой досталось в те годы счастье человеческое. Поэтому с огромным волнением читаю строки из повести Ч.Айтматова « Материнское сердце»: « Мы не просили себе войны, и не мы её придумали; это огромная беда для всех нас, всех людей. Мы должны сражаться, должны побороть это чудовище. Если мы этого не сделаем, то не достойны будем носить имени Человека».
    Мне кажется, война-это великая трагедия ещё и потому, что воевать приходилось не только мужчинам, но и женщинам. Подвиг их становится особенно весомым и значительным оттого, что они, женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками, защищая ценой своих жизней свободу и будущее Родины.
    Такими запомнились мне…
    Никто не любит войну… Но на протяжении веков люди нападали, грабили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – всё это рождалось в жадных умах как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали, грабили, другие старались сохранить.
    Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит несчастье и горе миллионам людей. Русский народ всегда переносил все тяготы и невзгоды многих войн. Самая жесточайшая и чудовищная война из всех войн в истории человечества-Великая Отечественная- затянулась на долгие четыре года и стала катастрофой для всего народа, а для России особенно. Фашисты переступили все законы нравственности. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества. Тема войны в литературе-это тема подвига русского народа.
    Среди книг, написанных на эту тему,  мне особенно близка…
    Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастьях и слезах. Сколько людей погибло во время В.О. войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть-это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Быкова   «Сотников».

  8. В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

    Структура комментария:

    Пример из текста.
    Пояснение примера.
    Смысловая связь между примерами.
    Пример-иллюстрация из текста.
    Пояснение.

    Требования к комментариям:

    Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
    Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
    Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
    Соответствие заявленной проблеме.
    0 баллов ставится в комментарии если:
    Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    Комментарий не написан.
    Комментарий написан без опоры на текст.
    В комментарии присутствуют фактические ошибки.

    Ошибки в комментариях:

    Комментарий не полностью основывается на тексте.
    Плохой пример комментария.
    Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

    В комментарии не должно быть:

    Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
    Избегать повторов слова «проблема».
    Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

    Как писать комментарий?

    Нужно внимательно прочитать текст.
    Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
    Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

    Клише для комментария:

    Автор считает (что?)
    Автор отмечает важность (чего?)
    Автор рассказывает (о чём?)
    Автор размышляет (о чём?)
    Автор обращает внимание на (что?)
    Автор подчеркивает (что?)
    Автор раскрывает проблему на примере
    Автор делает акцент на том, что
    Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
    Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
    Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

    Аргументы

    Аргументы должны быть:

    Точными.
    Развёрнутыми и убедительными.
    Доказывать вашу точку зрения.
    Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

    Клише для аргументов:

    Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
    Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
    Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

    Как заканчивать сочинение?

    Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
    2-3 предложениями, дублирующими вступление.

    Клише для выводов в заключении:

    После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
    Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
    Советы!!!
    Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
    Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
    Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

  9. В помощь к последнему заданию в ЕГЭ по русскому языку.
    Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
    1. Проблемный вопрос.
    Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
    2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.
    Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии…
    3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
    Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.
    4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
    Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.
    5. Создание определенного эмоционального настроя.
    Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.
    6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
    Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
    7. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
    «Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» – пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.
    Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», – поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
    8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, – проблема экологии культуры.
    В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержание основной части по смыслу и стилистически.
    Виды заключений
    Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.
    1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
    Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
    2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
    Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
    3. Призыв, обращение к читателю.
    Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?
    4. Использование цитаты. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

  10. В зависимости от темы сочинения можно рекомендовать следующие варианты вступления.
    1) Историческое (краткая характеристика эпохи).
    Пример исторического вступления к сочинению на тему «Образ Базарова в рома­не И.С. Тургенева “Отцы и дети”»:
    Россия конца 1850-х годов жила в преддверии огромного социального события — отмены крепостного права. В русской общественной жизни того времени появля­ется новая социальная группа — разночинская интеллигенция, состоявшая из образованных молодых людей недворянского происхождения (большей частью выходцев из церковной и мелкобуржуазной среды). Они боролись за отмену кре­постного права. Разночинцы считали дворянство, говоря словами Н.В. Шелгунова, «красивым цветком, выросшим на почве крепостного права», и поэтому вместе с почвой, его породившей, заслуживающим уничтожения. В качестве идейного про­тивостояния аристократизму разночинная молодёжь культивировала в себе отсутствие благовоспитанности, неотёсанность, грубость, небрежность и даже неопрятность в одежде, неухоженные руки, обкусанные ногти. Именно так и ведёт себя в момент своего первого появления главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – сын бедного уездного лекаря, студент медицин­ского факультета. Будучи нигилистом, он сознательно отвергает культурные ценности прошлого и не приемлет принципы, авторитеты и суждения, принятые на веру, не подтверждённые практикой, естественно научным экспериментом.
    2) Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом).
    Пример аналитического вступления к сочинению на тему «Береги честь смоло­ду» (Тема чести в русской литературе XIX века):
    Честь… Это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от под лости, предательства, лжи и трусости. Это морально-волевой стержень, кото­рый укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьёй является собствен­ная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так,А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общече­ловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.
    3) Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отно­шение к произведению или к поднятой в нём проблеме; характеристика ближайше­го окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника).

  11. Основные сведения, которые необходимо знать при написании сочинения в задании С1.
    Другие части курса:
    Часть 2 – выявление и формулирование проблемы.
    Часть 3 – комментарии к сформулированной проблеме.
    Часть 4 – позиция автора.
    Часть 5 – аргументация собственного мнения по проблеме.
    Основные сведения
    План
    1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
    2. Проблема, поднятая в тексте.
    3. Комментарий.
    4. Авторская позиция.
    5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
    6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
    7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
    Речевые образцы
    Как начать сочинение
    Можно начать:
    1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
    Например:
    К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в
    или
    Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
    2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
    Например:
    Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
    3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
    Например:
    Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
    4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
    Например:
    Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
    Комментарии
    – В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
    – В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
    – В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
    – Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
    – Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
    – Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
    Как прокомментировать позицию автора
    Речевые образцы для комментирования авторской позиции
    Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
    Например:
    а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
    б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
    Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
    Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
    • Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
    • Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
    • Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
    • Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
    Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
    • На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
    • О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
    • Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как …
    • Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
    • Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…
    Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
    • Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
    • Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
    • Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
    • Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
    • Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …
    Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
    Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
    Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
    1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.
    2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.
    3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.
    Композиция сочинения
    В тексте должно быть, как минимум, 5 абзацев:
    • вступление;
    • проблема;
    • анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;
    • выражение и аргументация собственной позиции;
    • заключение – выводы.
    Полезные памятки
    Памятка 1. Основная проблема
    Основная проблема – это та, которая стала объектом раздумий автора, над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается, по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
    В тексте
    исследуется
    анализируется
    поднимается
    рассматривается
    затрагивается
    проблема (чего? – Р.п.)
    нравственного выбора
    экологии
    добра и зла и т.д.
    Автором проблема может быть:
    поставлена
    изложена
    рассмотрена
    выдвинута
    затронута
    поднята
    сформулирована
    исследована
    проанализирована
    Памятка 2. Оценочные слова
    Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!
    с удовольствием прочитал…
    нельзя остаться равнодушным…
    к сожалению, …
    к немалому удивлению, узнал, что…
    убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
    разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
    оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
    возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что…
    интересно то, как автор … и т.п.
    Памятка 3. Аргументы
    Аргументами также являются:
    ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
    имена исторических деятелей
    ссылки на признанные авторитеты и их произведения
    свидетельства очевидцев
    названия событий
    цитаты
    даты
    различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
    собственные наблюдения и выводы
    положения официальных документов
    различные общественные законы
    законы природы
    народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
    статистические данные
    примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
    примеры из жизни окружающих
    Памятка 4. Авторская позиция
    Авторская позиция может быть выражена:
    1. Чётко, прямо, непосредственно
    в названии текста
    в отдельных предложениях текста
    через ряд аргументов
    2. Через модальный план текста
    риторические вопросы
    риторические восклицания
    порядок слов
    лексические повторы
    оценочную лексику
    модальные слова и частицы
    ряд вводных слов, словосочетаний, предложений
    Языковые клише для изложения авторской позиции:
    Автор считает, что…
    Автор утверждает, что…
    Автор убеждён, что… и подобная уверенность небезосновательна.
    Автору важно убедить читателя в том, что…
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    Цель автора – заставить читателя обратить внимание на …
    Задача автора – убедить читателей в том, что…
    Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: …
    Автор подводит читателя к мысли о том, что…
    Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
    Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …
    “…” – в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
    “…” – в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.
    “…” – это высказывание точно отражает позицию автора.
    … – вот основная идея (мысль) текста.
    “…” – именно эта мысль отражает авторскую позицию.
    … – эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
    … – в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
    … – всё это позволило автору выразить мысль о том, что…
    … – вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
    … – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
    Позиция автора очевидна: …
    Памятка 5. Комментарии
    В комментарии не должно быть:
    пересказа исходного текста или любой его части
    рассуждений по поводу всех проблем текста
    комментариев о действиях героев текста
    общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)
    Памятка 6. Этическая ошибка
    Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.
    Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
    Образец сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
    Текст
    (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
    (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
    (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
    (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
    (10)Варя сразу наткнулась на главное место.
    (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
    (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,
    словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
    (27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
    (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
    (По Л. Леонову*)
    Сочинение
    Вступление
    Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.
    Формулировка проблемы
    Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?
    Комментарий к сформулированной проблеме
    Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.
    Позиция автора
    Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.
    Моя позиция. Аргументы
    Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.
    Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.
    Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.
    Заключение
    Главное, что объединяет этих столь разных героев, – их мысли, чувства, желание быть нужным своему Отечеству в пору тяжких испытаний. Есть чему поучиться у таких, как Петя Ростов и Ваня Солнцев, есть чему позавидовать многим моим сверстникам!
    Другие части курса:
    Часть 2 – выявление и формулирование проблемы.
    Часть 3 – комментарии к сформулированной проблеме.
    Часть 4 – позиция автора.
    Часть 5 – аргументация собственного мнения по проблеме.
    Вся необходимая теория к сочинению

  12. I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
    Тeзис 1 (20-30 слов)
    Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
    Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
    Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
    Тeзис 2
    Дoкaзaтeльствa, пpимepы
    Микpoвывoд
    Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
    III. Заключение (60-70 слов)

    А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

    I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

    Вступление состоит из 3 элементов:
    объяснение ключевых слов темы или цитаты;
    общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
    ответ-тезис на главный вопрос темы.
    Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
    Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
    тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
    тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
    тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

    II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

    Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
    Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
    Помни!
    По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
    Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
    Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
    Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
    Связка – это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
    Аргумент нужно:
    привести из литературных источников.
    выделить в отдельный абзац.
    в конце каждого аргумента написать микровывод.
    к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
    если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
    Аргумент состоит из 3 элементов:
    Обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
    Его интерпретацию – здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
    Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

    III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

    4 способа закончить сочинение:
    Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
    Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
    Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
    Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
    Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
    Что вас ждёт в документе ниже:
    какое должно быть вступление,
    из чего состоит основная часть сочинения,
    как сформулировать тезисы и аргументы,
    как правильно сделать связку между абзацами,
    как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
    как добиться уникальности сочинения.
    Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
    Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

    Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

    Композиционная.
    Логическая.
    Рассмотрим подробнее каждую из них.

    Композиционная структура

    Вступление
    Основная часть
    Заключение

    Логическая структура

    Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
    Тезис 1
    Доказательства, примеры
    Микровывод
    Тезис 2
    Доказательства, примеры
    Микровывод
    Тезис 3
    Доказательства, примеры
    Микровывод
    (…)
    Вывод. Обобщение по всей теме
    Смотреть в PDF:
    Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).
    Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

  13. Примеры вступления.

    1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
    2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
    3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
    4. «…»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….
    5. Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
    6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
    7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
    8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья … .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
    9. (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

  14. Направление “Он и Она” затрагивает тему любви между мужчиной и женщиной, а так же тему равенства и взаимопонимания в отношениях. Чтобы раскрыть эти темы по-настоящему хорошо необходимо привести пример любовных взаимоотношений из литературы. В классических произведениях русских писателей их очень много. Но мы видим не только счастливые взаимоотношения, допустим такие как были у героев рассказа А. И. Куприна “Куст сирени”. Чаще всего в произведениях классиков встречаются сложные и трагические любовные романы.
    В романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” сложные чувства Веры и Пчорина стали примером роковой и трагической любви. Печорин смог понять насколько Вера была важна для него лишь тогда, когда потерял ее;
    В повести Тургенева “Ася” главный герой после пережитого расставания вновь стал жертвой несчастной любви. Он не проявил решительность в нужный момент и навсегда потерял Асю и остался одиноким на всю жизнь;
    В повести “Бедная Лиза” Карамзина игра с чувствами главной героини стала причиной ее самоубийства. Возлюбленный Лизы пренебрежительно отнесся к ее любви и в последствии стал испытывать тяжелые угрызения совести.
    Каждый любовный роман в художественной литературе по-настоящему уникален и неповторим. В любом произведении можно увидеть свои особенности отношений. Мы сталкиваемся не только с разрушительной, но и созидательной силой любви. Примером может послужить любовь Маргариты к Мастеру из романа М. А. Булгакова, которая помогла героям обрести настоящее счастье.
    В сочинении важно проанализировать каждый пример отношений, его особенности и показать насколько сильно любовь повлияла на главных героев. Можно использовать цитаты из произведения и в конце обязательно сделать вывод.

  15. Речевые клише для написания выпускного сочинения.
    Вступление
    Тема-вопрос
    Как вы понимаете значение слов “честь” и “бесчестие”?
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
    Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(ответ на вопрос).
    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (ответ на вопрос)
    Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос)
    Тема-утверждение
    “Береги честь смолоду”, – утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с народной мудростью. Действительно,…
    “Честь – вот истинная красота!” – утверждал Р.Роллан. Нельзя не согласиться с его высказыванием. Действительно,…
    Жизнь дороже чести… Трудно не согласиться с этой мыслью. Действительно, …
    Тема – ключевые слова (номинативное предложение)
    Путь чести и путь бесчестия… Что значит идти путем чести или путем бесчестия? (далее см. тема-вопрос)
    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит идти путем чести или путем бесчестия. На мой взгляд, …
    Каждый человек задавался вопросом: что же значит идти путем чести или путем бесчестия?(далее см. тема-вопрос)
    Основная часть
    Тезис
    Формулировка главной мысли сочинения
    Для солдата выбрать путь чести значит умереть с достоинством, но не изменить присяге. Путь бесчестия – это путь предательства.
    Обращение к произведению
    Многие писатели обращались к этой теме. Так, в романе….
    К теме… обращались многие русские и зарубежные писатели. Так, в романе….
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении… Так, в романе….
    Обратимся к роману… (автор, название).
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе … (автор, название).
    Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении…(автор, название).
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и … (имя писателя) в … (название произведения).
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении … (автор, название).
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    Вспомним героя повести … (автор, название).
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
    Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
    Автор повествует о…
    Автор описывает…
    Поэт показывает…
    Писатель размышляет о…
    Писатель обращает наше внимание…
    Писатель заостряет наше внимание на …
    Он акцентирует внимание читателя на…
    Он осуждает….
    Он ставит нам в пример…..
    Автор подчеркивает…
    Пушкин утверждает…
    Промежуточный вывод в конце каждого аргумента
    Писатель считает, что…
    Автор хочет донести до нас мысль о….
    Писатель подводит нас к мысли:
    Заключение
    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    В заключение хочется призвать людей к…
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    Хочется верить, что…
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

  16. Использовать данный прием, с одной стороны, просто, с другой – сложно. Суть его сводится к тому, что автор сочинения упоминает личный или чужой опыт и связывает его с темой работы.
    Трудоемкость этого метода заключается в том, что не всегда удается создать лирическое вступление, не хватает фраз и предложений, получается слишком сухо и неинтересно. Либо бывает наоборот, автор затягивает с объяснениями, слишком подробно расписывает обстоятельства, связанные с ним лично, и ситуация не всегда проецируется на события, которые происходили в произведении, или не получается связь с главным героем.

    Еще несколько приемов для вступления

    Существует еще несколько способов, как начинать сочинения, которые помогут раскрыть тему и задать определенное направление.
    Практически всегда уместно биографическое вступление, нужно посвятить два-три предложения творчеству писателя. Например, тему Родины в произведениях Лермонтова можно начать с того, что поэт родился в богатой семье, но за свою жизнь он побывал в ссылке, его травили и не считали гениальным поэтом, и, казалось бы, что о Родине он не мог сказать ничего хорошего. Однако в своих произведениях поэт много касался данной темы, потому что был настоящим патриотом.
    А вот как начать сочинение на тему «Отцы и дети», связанное с одноименным романом Тургенева? Тут можно использовать такой прием, как цитата или афоризм, это очень эффективный и распространенный метод. Важно подобрать правильное высказывание, которое точно отразит содержание сочинения.
    Отметить стоит и прием «сравнение», начав с описания исторического события, когда создавалось произведение. Далее, оттолкнувшись от него, упомянуть, насколько актуально было создание данного произведения и насколько актуально оно сейчас, даже если было написано в 19 или 20 веке.
    Но сложность данного приема заключается в том, что автор сочинения должен хорошо знать культурные традиции, общественные устои тех времен и положение вещей в настоящем времени, чтобы применить такой прием, как сравнение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *