Сочинение на тему чем творчество лермонтова интересно современному читателю
4 варианта
Чем творчество поэта может быть интересно современному читателю? Например, в поэме «Мцыри» Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал четкий образ храброго, бесстрашного и настойчивого человека. Стены монастыря, сравниваемые героем с тюрьмой, давили на него, сводили с ума. Мечта выбраться на свободу возрастала с каждым днем и каждой минутой пребывания в неволе. И однажды эта мечта победила все сомнения, и узник все же сбежал из монастыря – навстречу ветру, солнцу и звездам. Храбрость и целеустремленность героя поражает читателя, его стремление к мечте и любовь к природе. Я считаю, что это произведение заслуживает внимания молодого поколения, потому что тема мечты и препятствующего ей страха знакома многим из нас. Ведь зачастую мы боимся даже попытаться. Мы боимся – и эта наша главная ошибка.
Михаил Юрьевич Лермонтов был разносторонним человеком. Он был не только поэтом, но и автором такого знаменитого романа, как «Герой нашего времени». Офицер Григорий Александрович Печорин – эгоистичный и циничный человек. Он не умеет любить и окружающих его людей он презирает. Плохие и безнравственные качества преобладают в этом человек, а хорошие пробуждаются в нем лишь на секунду – выглянувший лучик солнца вновь накрывают густые свинцовые тучи. Печорин невозмутим и равнодушен к несчастьям и радостям других, однако все же приносит им боль. Его поведение, враждебное отношение не только к людям, но и к жизни, не приносят герою счастья. Из-за своего характера Печорин теряет вокруг себя всех, кого имел и над кем издевался. И от этого становится не по себе. Нам, молодым читателям, стоит задуматься, как нужно жить, чтобы счастливыми были не только мы, но и люди вокруг нас.
Итак, в заключение хотелось бы сказать, что творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, наполненное вечными проблемами нравственности, одиночества и любви обязательно заинтересуют современного читателя.
Категория: Сочинения по русской литературе
Два столетия отделяет нас от времени, в котором жил и создавал свои гениальные произведения М. Ю. Лермонтов. Наше время – это сумасшедшие технологии и скорости, это эра компьютеров и Интернета, виртуального общения. Прагматизм, расчет и жестокость – это наш мир.
И все-таки, даже в нашем времени есть место романтике, высоким чувствам. Человек по-прежнему наделен неисчерпаемой любознательностью, желанием постичь мир, узнать его тайны, заглянуть в глубины своей души, узнать лучше тех, кто рядом.
И, мне кажется, в каждом живет потребность красивых чувств и отношений. Произведения М. Ю.Лермонтова созвучны этим потребностям человека 21 века.
?
Герои этого автора неординарны. Образы и характеры противопоставлены серой обыденности, традиционному обществу. Их отличает стремление к свободе. Окружающие не всегда понимают и принимают их, поэтому в лирике М. Ю. Лермонтова находит свое отражение тема одиночества.
…остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!.. так напишет поэт о своем герое Демоне.
Умереть рабом и сиротой в земле чужой доведется Мцыри, но за дни бегства он испытает то, чего лишен был по воле злого рока.
Пронзительное, глубокое и светлое чувство, которое испытывает человек, оставаясь один перед мирозданием, наверное, находит отклик в душе многих.
?
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
?
Одинокий парус, сосна на вершине утеса, тихонько плачущий утес-великан – эти образы хорошо знакомы нам, они волнуют щемящей нежностью, грустью, жизненными метаниями.
Конечно же, современного читателя не оставит равнодушным любовная лирика Лермонтова. Она дышит нежностью, гордостью, грустью. Чаще у Лермонтова любовь трагична, печальна.
Мне грустно, потому что я тебя люблю…
?
Ирония, может быть, даже высокомерие, взгляд сверху – это тоже привлекает читателей, особенно молодых.
?
Такой самоиронией, пониманием себя, своих достоинств и недостатков наполнен роман «Герой нашего времени». Чтение этого произведения позволяет понять, сколь точны и глубоки наблюдения писателя за движениями душ своих героев. Как тонко подмечает он желания людей, объясняет их поступки, учит умению быть внимательным и наблюдательным, учит на основе своих наблюдений выстраивать отношения с миром. Настоящий учебник психологии!
М. Ю. Лермонтов по-прежнему интересен. Современные читатели и последующие поколения будут находить в его работах много интересного и созвучного своему внутреннему миру. Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}
Коллективное сочинение учеников 11Х и 11О классов на тему:
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю»
Известный литературовед Ираклий Андроников , говоря о творчестве Лермонтова, заметил, что в томиках сочинений этого великого поэта мы можем прочесть историю его души, понять его как человека.
Лермонтовские произведения похожи на поэтические дневники, полные размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом. Безусловно, эти вечные темы в литературе были когда-то интересны не только современникам поэта, они до сих пор волнуют и нас, читателей 21 века.
Начнем, может быть, с не совсем обычной стороны его творчества. Нам как читателям нравится путешествовать на крыльях лермонтовской лирики. Воображение поэта уносило его то на Кавказ, где он побывал в детстве, а потом служил, то в страны, где он не бывал вовсе, — в Литву, Финляндию, Испанию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в надмирное пространство:
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал…
Читая стихи Лермонтова о природе, мы можем как будто взлететь над седыми вершинами Кавказа, ощутить на лице холодные брызги бурного Терека, увидеть теснины Дарьяла. Романтикой дальних странствий полны для нас такие строки:
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
И наша душа откликается на этот призыв: увидеть и ощутить во всей полноте красоту мира.
Тема любви! Она является сквозной для творчества почти всех великих поэтов. Но как своеобразно она решена у Лермонтова! В наш жесткий век, не верящий сентиментальным обещаниям и пафосным признаниям в любви, многим из наших сверстников близко именно лермонтовское понимание этого вечного чувства.
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
А как часто цитируются строки из «Родины»! Сейчас тема патриотизма приобрела небывало острое звучание. Недавние события на Украине заставили нас вспоминать
«темной старины заветные преданья». Глядя на то, что происходит у нас в стране, на то, как освещаются политические события в интернете, как люди делятся на группировки , невольно вспоминаешь : « Люблю отчизну я, но странною любовью, не победит ее рассудок мой».
Но есть у Лермонтова такие стихи, которые будут актуальны всегда, независимо от пристрастий, моды, изменений в политическом строе. В этих стихах «звезда с звездою говорит», они о нашей душе, о том состоянии, которое , наверное, переживал каждый :
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
«Выхожу один я на дорогу,» – эти слова лермонтовского стихотворения знают , без всякого сомнения все, даже те, кто очень далек от литературы. Наверное, потому, что мы все чувствуем себя в этой сложной жизни немного одинокими. И лермонтовский опыт преодоления одиночества кажется нам очень ценным. Посмотри вокруг , прислушайся :
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,….
……
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Наверное, у каждого из нас это «голубое сиянье тихой земли» вызывает чувство глубокого покоя, и все наши тревоги отлетают, уходят без возврата.
Есть еще одно свойство поэзии Лермонтова. Она нас, безусловно, объединяет.Именно благодаря его стихам мы чувствуем себя причастными к истории нашей страны, мы испытываем какой-то душевный подъем и гордость. «Бородино»- только подумайте над этим! – эти строки учили когда-то в школе и наши родители, и родители родителей, наверное, будут учить и наши дети:
– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
И конечно же, говоря о Лермонтове, нельзя не обратиться к «Герою нашего времени».
У каждого времени есть свои «герои», Лермонтову удалось подметить и очень точно воплотить эту тенденцию: возникновение в определенные эпохи таких людей, которые кажутся нам сильными, «крутыми», яркими, но душа которых пуста и холодна, и приносят они всем , встречающимся им на пути, одни только несчастья, выступая в роли «топора» судьбы. Может быть, поэтому уже вышел роман современного писателя Минаева о «герое ненашего времени»?
Мы пишем это сочинение в 21 веке, но уверены, что и через следующие сто лет какой-нибудь неведомый нам ученик тоже будет писать о том, что его заинтересовало в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Авторы: Дмитриенко Виктория, Улыбышев Семен, Саркисян Артем
Редактор и координатор проекта: Павлова Елена Анатольевна
НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«..мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благороднейшем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
В. Г. Белинский
М. Ю. Лермонтов — один из наиболее прогрессивных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим деятелем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская позиция — враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к национальным традициям, к народу, к простым людям.
Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины — родной земли и родного народа — никогда не покидало Лермонтова. Глубокий патриотизм, проявившийся в этих стихотворениях, не имеет ничего общего с парадным патриотизмом. Наоборот, в стихотворении «Родина» Лермонтов горячо полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, купленной кровью». Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой.
Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, крестьянская, деревенская, солдатская, — великая в своей простоте.
Кроме обобщенного образа России, Лермонтов создает также и «малые» лирические образы «простого человека», принадлежавшего к народным массам или близкого к ним. В этой связи можно вспомнить образ соседа — арестанта, поющего грустные песни («Сосед»), и дочери тюремщика, девушки-соседки, тоже лишенной свободы («Соседка»).
Лермонтов увлекался русским фольклором. Он говорил, что в русских народных песнях «больше поэзии, чем во всей французской словесности». В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтову удалось воспроизвести стиль и приемы народной поэзии. В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпических героев, окружающий их быт и эпоху с необычайными яркостью и психологизмом.
О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция «лермонтовского человека», задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, однако он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении «Воля» звучат слова о свободе: Но мне Богом дана Молодая жена, Воля-волюшка, Вольность милая, Несравненная.
Уже в ранних автобиографических пьесах и в «Вадиме» с большим сочувствием Лермонтов набрасывает образы дворовых и крепостных мужиков. Вместе с тем нужно признать, что в раннем творчестве Лермонтова «простые люди» все же играют незначительные роли, а народный национальный колорит условен. Однако в зрелом периоде, с 1835-1836 годов, народные образы становятся более глубокими, естественными и народные герои выступают на главных ролях (разбойник Арсений из «Боярина Орши», купец Калашников, Максим Максимыч, старый служака офицер из очерка «Кавказец», герои стихотворений «Бородино», «Умирающий гладиатор», «Казачья колыбельная песня», «Сосед», «Соседка» и «Завещание»),
Лермонтов ценит в народном герое то, чего лишены скучающие и пресыщенные светские люди. Главный «лермонтовский герой» — чистое сердце, душевное тепло, непосредственность, распознавание добра и зла. Так, в «Герое нашего времени» Лермонтов противопоставляет Печорину простого по духу Максима Максимыча и «естественного человека» — Бэлу. Как две стороны одной медали, эти два мира создали полную картину человеческой души и заложили основы к переходу от романтизма к реализму. Это достижение зрелого Лермонтова и отличало его творчество от творчества Байрона и других представителей романтизма.
В таких стихотворениях, как «Бородино», «Валерик» и «Родина», Лермонтов исключает метафоры, сравнения, эпитеты, символы и становится подлинно конкретным и реалистическим. Мятежное романтическое сознание лермонтовских героев обретает объективность. Автор помещает их в определенную бытовую и социальную среду. От этого их характеры становятся разнообразнее, богаче и изображаются без идеализации и условности.
Процесс демократизации, происходящий в лермонтовской лирике, захватил даже такие стихотворения, где тема «простого человека» незаметна. Сюда относятся «И скучно и грустно», «Памяти А. И. Одоевского», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу…», «Ребенку». Поэтический мир этих стихов теряет условную схематичность и становится близким к действительности. Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет, язык простой И страсти голос благородный?
Именно «Язык простой» стихотворений наряду с искренностью сам Лермонтов считал одним из важнейших качеств подлинной поэзии.
Чем творчество поэта может быть интересно современному читателю? Например, в поэме «Мцыри» Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал четкий образ храброго, бесстрашного и настойчивого человека. Стены монастыря, сравниваемые героем с тюрьмой, давили на него, сводили с ума. Мечта выбраться на свободу возрастала с каждым днем и каждой минутой пребывания в неволе. И однажды эта мечта победила все сомнения, и узник все же сбежал из монастыря – навстречу ветру, солнцу и звездам. Храбрость и целеустремленность героя поражает читателя, его стремление к мечте и любовь к природе. Я считаю, что это произведение заслуживает внимания молодого поколения, потому что тема мечты и препятствующего ей страха знакома многим из нас. Ведь зачастую мы боимся даже попытаться. Мы боимся – и эта наша главная ошибка.
Михаил Юрьевич Лермонтов был разносторонним человеком. Он был не только поэтом, но и автором такого знаменитого романа, как «Герой нашего времени». Офицер Григорий Александрович Печорин – эгоистичный и циничный человек. Он не умеет любить и окружающих его людей он презирает. Плохие и безнравственные качества преобладают в этом человек, а хорошие пробуждаются в нем лишь на секунду – выглянувший лучик солнца вновь накрывают густые свинцовые тучи. Печорин невозмутим и равнодушен к несчастьям и радостям других, однако все же приносит им боль. Его поведение, враждебное отношение не только к людям, но и к жизни, не приносят герою счастья. Из-за своего характера Печорин теряет вокруг себя всех, кого имел и над кем издевался. И от этого становится не по себе. Нам, молодым читателям, стоит задуматься, как нужно жить, чтобы счастливыми были не только мы, но и люди вокруг нас.
Итак, в заключение хотелось бы сказать, что творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, наполненное вечными проблемами нравственности, одиночества и любви обязательно заинтересуют современного читателя.
Категория: Сочинения по русской литературе
Два столетия отделяет нас от времени, в котором жил и создавал свои гениальные произведения М. Ю. Лермонтов. Наше время – это сумасшедшие технологии и скорости, это эра компьютеров и Интернета, виртуального общения. Прагматизм, расчет и жестокость – это наш мир.
И все-таки, даже в нашем времени есть место романтике, высоким чувствам. Человек по-прежнему наделен неисчерпаемой любознательностью, желанием постичь мир, узнать его тайны, заглянуть в глубины своей души, узнать лучше тех, кто рядом.
И, мне кажется, в каждом живет потребность красивых чувств и отношений. Произведения М. Ю.Лермонтова созвучны этим потребностям человека 21 века.
?
Герои этого автора неординарны. Образы и характеры противопоставлены серой обыденности, традиционному обществу. Их отличает стремление к свободе. Окружающие не всегда понимают и принимают их, поэтому в лирике М. Ю. Лермонтова находит свое отражение тема одиночества.
…остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!.. так напишет поэт о своем герое Демоне.
Умереть рабом и сиротой в земле чужой доведется Мцыри, но за дни бегства он испытает то, чего лишен был по воле злого рока.
Пронзительное, глубокое и светлое чувство, которое испытывает человек, оставаясь один перед мирозданием, наверное, находит отклик в душе многих.
?
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
?
Одинокий парус, сосна на вершине утеса, тихонько плачущий утес-великан – эти образы хорошо знакомы нам, они волнуют щемящей нежностью, грустью, жизненными метаниями.
Конечно же, современного читателя не оставит равнодушным любовная лирика Лермонтова. Она дышит нежностью, гордостью, грустью. Чаще у Лермонтова любовь трагична, печальна.
Мне грустно, потому что я тебя люблю…
?
Ирония, может быть, даже высокомерие, взгляд сверху – это тоже привлекает читателей, особенно молодых.
?
Такой самоиронией, пониманием себя, своих достоинств и недостатков наполнен роман «Герой нашего времени». Чтение этого произведения позволяет понять, сколь точны и глубоки наблюдения писателя за движениями душ своих героев. Как тонко подмечает он желания людей, объясняет их поступки, учит умению быть внимательным и наблюдательным, учит на основе своих наблюдений выстраивать отношения с миром. Настоящий учебник психологии!
М. Ю. Лермонтов по-прежнему интересен. Современные читатели и последующие поколения будут находить в его работах много интересного и созвучного своему внутреннему миру.
Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}
Коллективное сочинение учеников 11Х и 11О классов на тему:
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю»
Известный литературовед Ираклий Андроников , говоря о творчестве Лермонтова, заметил, что в томиках сочинений этого великого поэта мы можем прочесть историю его души, понять его как человека.
Лермонтовские произведения похожи на поэтические дневники, полные размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом. Безусловно, эти вечные темы в литературе были когда-то интересны не только современникам поэта, они до сих пор волнуют и нас, читателей 21 века.
Начнем, может быть, с не совсем обычной стороны его творчества. Нам как читателям нравится путешествовать на крыльях лермонтовской лирики. Воображение поэта уносило его то на Кавказ, где он побывал в детстве, а потом служил, то в страны, где он не бывал вовсе, — в Литву, Финляндию, Испанию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в надмирное пространство:
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал…
Читая стихи Лермонтова о природе, мы можем как будто взлететь над седыми вершинами Кавказа, ощутить на лице холодные брызги бурного Терека, увидеть теснины Дарьяла. Романтикой дальних странствий полны для нас такие строки:
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
И наша душа откликается на этот призыв: увидеть и ощутить во всей полноте красоту мира.
Тема любви! Она является сквозной для творчества почти всех великих поэтов. Но как своеобразно она решена у Лермонтова! В наш жесткий век, не верящий сентиментальным обещаниям и пафосным признаниям в любви, многим из наших сверстников близко именно лермонтовское понимание этого вечного чувства.
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
А как часто цитируются строки из «Родины»! Сейчас тема патриотизма приобрела небывало острое звучание. Недавние события на Украине заставили нас вспоминать
«темной старины заветные преданья». Глядя на то, что происходит у нас в стране, на то, как освещаются политические события в интернете, как люди делятся на группировки , невольно вспоминаешь : « Люблю отчизну я, но странною любовью, не победит ее рассудок мой».
Но есть у Лермонтова такие стихи, которые будут актуальны всегда, независимо от пристрастий, моды, изменений в политическом строе. В этих стихах «звезда с звездою говорит», они о нашей душе, о том состоянии, которое , наверное, переживал каждый :
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
«Выхожу один я на дорогу,» – эти слова лермонтовского стихотворения знают , без всякого сомнения все, даже те, кто очень далек от литературы. Наверное, потому, что мы все чувствуем себя в этой сложной жизни немного одинокими. И лермонтовский опыт преодоления одиночества кажется нам очень ценным. Посмотри вокруг , прислушайся :
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,….
……
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Наверное, у каждого из нас это «голубое сиянье тихой земли» вызывает чувство глубокого покоя, и все наши тревоги отлетают, уходят без возврата.
Есть еще одно свойство поэзии Лермонтова. Она нас, безусловно, объединяет.Именно благодаря его стихам мы чувствуем себя причастными к истории нашей страны, мы испытываем какой-то душевный подъем и гордость. «Бородино»- только подумайте над этим! – эти строки учили когда-то в школе и наши родители, и родители родителей, наверное, будут учить и наши дети:
– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
И конечно же, говоря о Лермонтове, нельзя не обратиться к «Герою нашего времени».
У каждого времени есть свои «герои», Лермонтову удалось подметить и очень точно воплотить эту тенденцию: возникновение в определенные эпохи таких людей, которые кажутся нам сильными, «крутыми», яркими, но душа которых пуста и холодна, и приносят они всем , встречающимся им на пути, одни только несчастья, выступая в роли «топора» судьбы. Может быть, поэтому уже вышел роман современного писателя Минаева о «герое ненашего времени»?
Мы пишем это сочинение в 21 веке, но уверены, что и через следующие сто лет какой-нибудь неведомый нам ученик тоже будет писать о том, что его заинтересовало в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Авторы: Дмитриенко Виктория, Улыбышев Семен, Саркисян Артем
Редактор и координатор проекта: Павлова Елена Анатольевна
НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«..мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благороднейшем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
В. Г. Белинский
М. Ю. Лермонтов — один из наиболее прогрессивных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим деятелем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская позиция — враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к национальным традициям, к народу, к простым людям.
Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины — родной земли и родного народа — никогда не покидало Лермонтова. Глубокий патриотизм, проявившийся в этих стихотворениях, не имеет ничего общего с парадным патриотизмом. Наоборот, в стихотворении «Родина» Лермонтов горячо полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, купленной кровью».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, крестьянская, деревенская, солдатская, — великая в своей простоте.
Кроме обобщенного образа России, Лермонтов создает также и «малые» лирические образы «простого человека», принадлежавшего к народным массам или близкого к ним. В этой связи можно вспомнить образ соседа — арестанта, поющего грустные песни («Сосед»), и дочери тюремщика, девушки-соседки, тоже лишенной свободы («Соседка»).
Лермонтов увлекался русским фольклором. Он говорил, что в русских народных песнях «больше поэзии, чем во всей французской словесности». В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтову удалось воспроизвести стиль и приемы народной поэзии. В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпических героев, окружающий их быт и эпоху с необычайными яркостью и психологизмом.
О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция «лермонтовского человека», задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, однако он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении «Воля» звучат слова о свободе:
Но мне Богом дана Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная.
Уже в ранних автобиографических пьесах и в «Вадиме» с большим сочувствием Лермонтов набрасывает образы дворовых и крепостных мужиков. Вместе с тем нужно признать, что в раннем творчестве Лермонтова «простые люди» все же играют незначительные роли, а народный национальный колорит условен. Однако в зрелом периоде, с 1835-1836 годов, народные образы становятся более глубокими, естественными и народные герои выступают на главных ролях (разбойник Арсений из «Боярина Орши», купец Калашников, Максим Максимыч, старый служака офицер из очерка «Кавказец», герои стихотворений «Бородино», «Умирающий гладиатор», «Казачья колыбельная песня», «Сосед», «Соседка» и «Завещание»),
Лермонтов ценит в народном герое то, чего лишены скучающие и пресыщенные светские люди. Главный «лермонтовский герой» — чистое сердце, душевное тепло, непосредственность, распознавание добра и зла. Так, в «Герое нашего времени» Лермонтов противопоставляет Печорину простого по духу Максима Максимыча и «естественного человека» — Бэлу. Как две стороны одной медали, эти два мира создали полную картину человеческой души и заложили основы к переходу от романтизма к реализму. Это достижение зрелого Лермонтова и отличало его творчество от творчества Байрона и других представителей романтизма.
В таких стихотворениях, как «Бородино», «Валерик» и «Родина», Лермонтов исключает метафоры, сравнения, эпитеты, символы и становится подлинно конкретным и реалистическим. Мятежное романтическое сознание лермонтовских героев обретает объективность. Автор помещает их в определенную бытовую и социальную среду. От этого их характеры становятся разнообразнее, богаче и изображаются без идеализации и условности.
Процесс демократизации, происходящий в лермонтовской лирике, захватил даже такие стихотворения, где тема «простого человека» незаметна. Сюда относятся «И скучно и грустно», «Памяти А. И. Одоевского», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу…», «Ребенку». Поэтический мир этих стихов теряет условную схематичность и становится близким к действительности.
Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет, язык простой
И страсти голос благородный?
Именно «Язык простой» стихотворений наряду с искренностью сам Лермонтов считал одним из важнейших качеств подлинной поэзии.