Сочинение на тему актуально ли слово о полку игореве в наше время
6 вариантов
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Примерно в конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века оно было найдено А.И. Мусиным-Пушкиным. Такая находка не осталась без внимания, для читающей публики это было грандиозное открытие! Стало известно, что в Древней Руси существовала самостоятельная литература с особым публицистическим пафосом, образностью и патриотизмом. До сих пор «Слово» не утратило своей актуальности, его изучают и как исторический памятник, и как полюбившееся многим художественное произведение.
В «Слове о полку Игореве» мы наблюдаем за походом князя Игоря и его битвой с половцами. Выступив без поддержки киевского князя Святослава, он хотел успеть побить врагов и прославиться. Но небольшому войску не суждено было завоевать победу, это подчёркивают и описания мрачных предзнаменований природы. После поражения Игорь оказывается в плену. Святослав в ужасе, ведь враг не повержен, и все усилия в борьбе с половцами оказались тщетны. Но пленнику удалось освободиться, он с покаянием возвратился на Родину.
Автор заложил в «Слово» особую идею, идею единства. Этот период в жизни народа был назван феодальной раздробленностью, когда Русь разделили на множество мелких княжеств. Князья воевали, строили друг другу козни, иногда будто бы забывая о грозных внешних врагах. В XII веке это были половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он ради собственной славы пожертвовал целой дружиной.
Я считаю, что именно в идеях состоит актуальность «Слова о полку Игореве». В произведении очень хорошо раскрыта тема призыва к объединению перед общим врагом, что очень важно и в современном мире. Ведь перед человечеством и сейчас нередко встают глобальные проблемы, для решения которых нужно объединиться. Также актуальна и патриотическая идея, вера в будущее страны, несмотря на существующие проблемы.
«Слово о полку Игореве» всегда будет важным и значимым произведением для русской литературы. Таких литературных памятников в России немного, однако в них отражается целая эпоха, они открывают перед современным читателем никогда не теряющие своей актуальности темы и проблемы. Эту книгу должен прочесть каждый!
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
Эссе
Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время
Работу выполнила: Сычова Елизавета,
ученица 10 класса
МБОУ «Школа №10»
г. Ростов-на-Дону
Руководитель: Данцова Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы, педагог МБУ ДО ЦДЮТур МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону
«Слово о полку Игореве» занимает важное место в культуре восточных славян в истории. Особенно, когда славянские народы претерпевают изменения во взаимоотношениях. В критические моменты необходимо обратиться к великому памятнику древнерусской литературы, объединяющему страны и славянские народы, «Слову о полку Игореве». Оно возвращает нас к истории Древней Руси и напоминает о том, что наши народы объединяет славянская культура, праязык и общая история. «Слово о полку Игореве» во все времена является актуальным произведением художественной литературы, основой братских языков русского, украинского и белорусского народов.
Современная Ростовская область объединяет культуру, фольклор, верования и язык восточных славян: русских, украинцев и белорусов. «Слово…»- это страница истории и нашего края, где происходила битва Игоря с половцами. В Ростовской области живут славянские народы, разделенные границами, но объединенные великим памятником древнерусской литературы «Словом о полку Игореве». А как известно, у культуры границ нет.
Я предлагаю взглянуть на памятник древнерусской литературы глазами современного читателя. «Слово о полку Игореве», памятник древнерусской литературы, было создано в 1185-1187 годах. Дошло до нас в рукописном сборнике первой половины 17 века. Вскоре после опубликования в 1800 году оно было переведено на разные языки. В первую очередь на языки братских народов: русский, украинский и белорусский.
Рассмотрим географию 9-11 веков от Дона и Днепра до Дуная, от Киева до Новгорода. Русская земля в «Слове о полку Игореве» — это территории современных России (Курск, Рязань, Суздаль, Владимир), Украины (Луцк, Киев, Переяславль-Хмельницкий, Владимир-Волынский, Новгород-Северский, Чернигов, Путивль) и Белоруссии (Пинск, Туров, Брест, Витебск, Гродно). Также упоминаются другие географические названия Сурож – Судак (ныне в Крыму), Корсунь (ныне Херсонес в Крыму), Тьмуторокань (русское княжество на Таманском полуострове, которым управляли черниговские князья. События, описанные в «Слове…» происходили в Ростовской области недалеко от города Белая Калитва, недалеко от Украинской границы, на реке Каяле.
Итак, можно сделать вывод: язык «Слова…»- основа братских языков: русского, украинского и белорусского народов. Опираясь на историческую основу автор обращается к нам, далеким потомкам, с призывом объединяться. Читая эту поэму, каждый славянин испытывает гордость и считает его своим национальным произведением. В нём призыв к единению. Ведь необходимым условием процветания государства является мир и взаимопонимание между государствами, что очень актуально в наше время.
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Но великая историческая ценность произведения заключается не только в отражении событий тех времен, не только в изображении великого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и большим знатоком Руси, но и талантливейшим литератором, обладающим способностью в живописных деталях, с помощью искусных художественных приемов передать чувства, эмоции, переживания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для достижения этой главной цели он использует приемы и книжной литературы, летописей и исторических документов, и элементы устного народного творчества, и мифологические, языческие мотивы.
При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступную любому человеку. В поэме присутствует обращение к образу полулегендарного древнерусского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», который был языческим покровителем поэтов и поэзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, произведение.
Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фольклорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
Образы, созданные автором «Слова…», восхищают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами открывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — верной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русского народа, его надежд, его стремлений и разочарований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибели многих русских воинов.
Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадежна, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему русскому народу.
Персонажи поэмы объединены высоким чувством патриотизма, человечности, любви к Русской земле и русской природе.
В «Слове о полку Игореве» перед нами проходят художественно воссозданные картины жизни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произведение ценно не только своей исторической значимостью, не только художественным своеобразием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты созидательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении народа, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей ответственности, писательского призвания, общественного долга.
Все Cочинения > #Без автора > Сочинение на тему: АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ Сочинение на тему: АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу. Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев. Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель. Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу. В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью. Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель. Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска. Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села. Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Примерно в конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века оно было найдено А.И. Мусиным-Пушкиным. Такая находка не осталась без внимания, для читающей публики это было грандиозное открытие! Стало известно, что в Древней Руси существовала самостоятельная литература с особым публицистическим пафосом, образностью и патриотизмом. До сих пор «Слово» не утратило своей актуальности, его изучают и как исторический памятник, и как полюбившееся многим художественное произведение.
В «Слове о полку Игореве» мы наблюдаем за походом князя Игоря и его битвой с половцами. Выступив без поддержки киевского князя Святослава, он хотел успеть побить врагов и прославиться. Но небольшому войску не суждено было завоевать победу, это подчёркивают и описания мрачных предзнаменований природы. После поражения Игорь оказывается в плену. Святослав в ужасе, ведь враг не повержен, и все усилия в борьбе с половцами оказались тщетны. Но пленнику удалось освободиться, он с покаянием возвратился на Родину.
Автор заложил в «Слово» особую идею, идею единства. Этот период в жизни народа был назван феодальной раздробленностью, когда Русь разделили на множество мелких княжеств. Князья воевали, строили друг другу козни, иногда будто бы забывая о грозных внешних врагах. В XII веке это были половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он ради собственной славы пожертвовал целой дружиной.
Я считаю, что именно в идеях состоит актуальность «Слова о полку Игореве». В произведении очень хорошо раскрыта тема призыва к объединению перед общим врагом, что очень важно и в современном мире. Ведь перед человечеством и сейчас нередко встают глобальные проблемы, для решения которых нужно объединиться. Также актуальна и патриотическая идея, вера в будущее страны, несмотря на существующие проблемы.
«Слово о полку Игореве» всегда будет важным и значимым произведением для русской литературы. Таких литературных памятников в России немного, однако в них отражается целая эпоха, они открывают перед современным читателем никогда не теряющие своей актуальности темы и проблемы. Эту книгу должен прочесть каждый!
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
Эссе
Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время
Работу выполнила: Сычова Елизавета,
ученица 10 класса
МБОУ «Школа №10»
г. Ростов-на-Дону
Руководитель: Данцова Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы, педагог МБУ ДО ЦДЮТур МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону
«Слово о полку Игореве» занимает важное место в культуре восточных славян в истории. Особенно, когда славянские народы претерпевают изменения во взаимоотношениях. В критические моменты необходимо обратиться к великому памятнику древнерусской литературы, объединяющему страны и славянские народы, «Слову о полку Игореве». Оно возвращает нас к истории Древней Руси и напоминает о том, что наши народы объединяет славянская культура, праязык и общая история. «Слово о полку Игореве» во все времена является актуальным произведением художественной литературы, основой братских языков русского, украинского и белорусского народов.
Современная Ростовская область объединяет культуру, фольклор, верования и язык восточных славян: русских, украинцев и белорусов. «Слово…»- это страница истории и нашего края, где происходила битва Игоря с половцами. В Ростовской области живут славянские народы, разделенные границами, но объединенные великим памятником древнерусской литературы «Словом о полку Игореве». А как известно, у культуры границ нет.
Я предлагаю взглянуть на памятник древнерусской литературы глазами современного читателя. «Слово о полку Игореве», памятник древнерусской литературы, было создано в 1185-1187 годах. Дошло до нас в рукописном сборнике первой половины 17 века. Вскоре после опубликования в 1800 году оно было переведено на разные языки. В первую очередь на языки братских народов: русский, украинский и белорусский.
Рассмотрим географию 9-11 веков от Дона и Днепра до Дуная, от Киева до Новгорода. Русская земля в «Слове о полку Игореве» — это территории современных России (Курск, Рязань, Суздаль, Владимир), Украины (Луцк, Киев, Переяславль-Хмельницкий, Владимир-Волынский, Новгород-Северский, Чернигов, Путивль) и Белоруссии (Пинск, Туров, Брест, Витебск, Гродно). Также упоминаются другие географические названия Сурож – Судак (ныне в Крыму), Корсунь (ныне Херсонес в Крыму), Тьмуторокань (русское княжество на Таманском полуострове, которым управляли черниговские князья. События, описанные в «Слове…» происходили в Ростовской области недалеко от города Белая Калитва, недалеко от Украинской границы, на реке Каяле.
Итак, можно сделать вывод: язык «Слова…»- основа братских языков: русского, украинского и белорусского народов. Опираясь на историческую основу автор обращается к нам, далеким потомкам, с призывом объединяться. Читая эту поэму, каждый славянин испытывает гордость и считает его своим национальным произведением. В нём призыв к единению. Ведь необходимым условием процветания государства является мир и взаимопонимание между государствами, что очень актуально в наше время.
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Но великая историческая ценность произведения заключается не только в отражении событий тех времен, не только в изображении великого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и большим знатоком Руси, но и талантливейшим литератором, обладающим способностью в живописных деталях, с помощью искусных художественных приемов передать чувства, эмоции, переживания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для достижения этой главной цели он использует приемы и книжной литературы, летописей и исторических документов, и элементы устного народного творчества, и мифологические, языческие мотивы.
При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступную любому человеку. В поэме присутствует обращение к образу полулегендарного древнерусского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», который был языческим покровителем поэтов и поэзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, произведение.
Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фольклорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
Образы, созданные автором «Слова…», восхищают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами открывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — верной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русского народа, его надежд, его стремлений и разочарований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибели многих русских воинов.
Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадежна, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему русскому народу.
Персонажи поэмы объединены высоким чувством патриотизма, человечности, любви к Русской земле и русской природе.
В «Слове о полку Игореве» перед нами проходят художественно воссозданные картины жизни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произведение ценно не только своей исторической значимостью, не только художественным своеобразием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты созидательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении народа, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей ответственности, писательского призвания, общественного долга.
Все Cочинения > #Без автора > Сочинение на тему: АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ Сочинение на тему: АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу. Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев. Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель. Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу. В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью. Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель. Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска. Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села. Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины