Аргументы для сочинения егэ по русскому языку на тему литература

3 варианта

  1. Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
    Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
    Бабель И. — «Конармия»
    Бианки В. — «Рассказы о животных»
    Блок А. — «Двенадцать»
    Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
    Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
    Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
    Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
    Воробьев К. — «Немец в валенках»
    Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
    Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
    Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
    Гончаров И.А. — «Обломов»
    Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
    Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
    Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
    Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
    Дудинцев В. — «Белые одежды»
    Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
    Железняков А. — «Чучело»
    Жигулин А. — «Черные камни»
    Закруткин В. — «Матерь человеческая»
    Замятин М. — «Мы»
    Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
    Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
    Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
    Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
    Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
    Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
    Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
    Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
    Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
    Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
    Никитин А. — «Хождение за три моря»
    Носов Е. — «Трудный хлеб»
    Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
    Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
    Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
    Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
    Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
    Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
    Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
    Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
    Пришвин М. — «Кладовая солнца»
    Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
    Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
    Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
    Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
    Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
    Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
    Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
    Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
    Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
    Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
    Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
    Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
    Успенский Г.И. — «Выпрямила»
    Фадеев А. — «Молодая гвардия»
    Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
    Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
    Чернышевский Н. — «Что делать?»
    Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
    Чуковская Л. — «Софья Петровна»
    Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
    Шаламов В. — «Колымские рассказы»
    Шварц Е. — «Дракон»
    Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

  2. Проблема патриотизма:
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    • К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
    • К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»
    • М.Шолохов «Судьба человека»
    • Б.Васильев «А зори здесь тихие»
    • Б.Васильев «В списках не значился»
    • В.Быков «Знак беды»
    • Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    • С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»
    Бесчеловечности и бессмысленности войны:
    • В.Быков «Одна ночь»
    • Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»
    • К.Воробьев «Убиты под Москвой»
    • М.Шолохов «Бахчевник»
    Ностальгии (тоски по Родине, любви к Родине):
    • С.Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)
    • Н.Тэффи «Воспоминания»
    Неразрывной связи с Родиной, с родной землей:
    • А.Солженицын «Матренин двор»
    Искажения понятия патриотизм:
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    Проблема вандализма:
    • Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
    Проблема пьянства:
    • М.Горький «На дне»
    • Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
    • В.Астафьев «Печальный детектив»
    • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
    Человек и природа
    Влияние природы на душу человека:
    • «Слово о полку Игореве»
    • А.П.Чехов «Степь»
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    • В.Астафьев «Царь – рыба»
    • Ю.Яковлев «Разбуженный соловьями»
    • И.С.Тургенев «Записки охотника»
    Бережного отношения к природе:
    • Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
    • В.Астафьев «Царь – рыба»
    Варварства, жестокости:
    • Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
    • Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»
    Проблема отношения к животным:
    • Сент – Экзюпери «Маленький принц»
    • С.Есенин «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
    Проблема вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов):
    • М.Булгаков «Собачье сердце»
    • М.Булгаков «Роковые яйца»
    • Р.Брэдбери «И грянул гром»
    Нравственные качества человека
    Проблема дружбы, товарищеского долга:
    • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    • Б.Васильев «А зори здесь тихие»
    • К.Симонов «Живые и мертвые»
    • А.С.Пушкин « 19 октября»
    • Д. Лондон «Любовь к жизни»
    • Д.Лондон «В далеком краю»
    Возвышающей силы любви:
    • А. Куприн «Гранатовый браслет»
    • А.Куприн «Суламифь»
    • В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
    • Стихи А.С.Пушкина о любви
    Проблема роли совести в нашей жизни:
    • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
    • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
    • М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Проблема верности своим убеждениям:
    • М.Шолохов «Судьба человека»
    • А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
    Проблема самовоспитания:
    • И.С.Тургенев «Отцы и дети»
    • Н.Чернышевский «Что делать?»
    Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей:
    • И.Гончаров «Обломов»
    • А.П.Чехов «Ионыч»
    Проблема нравственного выбора:
    • В.Кондратьев «Сашка»
    • В.Распутин «Деньги для Марии»
    • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
    Стремления человека к добру и счастью ( веры в счастье, свои силы; любви к жизни):
    • В.Г.Короленко «Парадокс»
    • Ф.М.Достоевский «Идиот»
    • Н.С.Лесков «Очарованный странник»
    • Б.Васильев «Летят мои кони…»
    Сострадания, милосердия:
    • В.Тендряков «Хлеб для собаки»
    • А.Приставкин «Золотая рыбка»
    • К.Воробьев «Сказание о моем ровеснике»
    Гуманизма:
    • А.Адамович «Немой»
    • М.Шолохов «Чужая кровь»
    • Б.Екимов «Ночь исцеления»
    • Б.Екимов «Продажа»
    • Б.Екимов «Как рассказать…»
    Человек и семья
    Проблема взаимоотношений поколений:
    • И.С.Тургенев «Отцы и дети»
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    Роли детства в жизни человека:
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    • И.Гончаров «Обломов»
    • В.Астафьев «Последний поклон»
    Роль матери в воспитании:
    • А.Фадеев «Молодая гвардия»
    • М.Горький «Сказки об Италии»
    • К.Воробьев «Тетка Егориха»
    • Л.Улицкая «Дочь Бухары»
    • В.Закруткин «Матерь человеческая»
    Взаимоотношение отцов и детей:
    • А.Алексин «Безумная Евдокия»
    • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
    • И.С.Тургенев «Отцы и дети»
    • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
    • А.Алексин «Раздел имущества»
    Роль учителя в жизни человека:
    • А.И.Куприн «Тапер»
    • В.Распутин «Уроки французского»
    • В.Быков «Обелиск»
    • А.Алексин «Безумная Евдокия»
    • А.Алексин «Третий в пятом ряду»
    • А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»
    • Б.Васильев «Летят мои кони…»
    Равнодушия мира взрослых:
    • Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
    • А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
    • Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на Елке»
    Проблема исторической памяти:
    • В.Распутин «Прощание с Матерой»
    • А.П.Чехов «Студент»
    • В.Распутин «Поле Куликово»
    • Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
    • В.Солоухин «Черные доски»
    • А.Ахматова «Реквием»
    • А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
    Проблема роли книги в жизни человека:
    • Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    • А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    • М.Горький «Детство»
    • М.Горький «Мои университеты»
    • Ю.Бондарев «Редкий дар»
    • Р. Брэдбери «Воспоминания»
    Роль музыки в жизни человека:
    • К.Паустовский «Старый повар»
    • В.Короленко «Слепой музыкант»
    • А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»
    • Л.Н.Толстой «Альберт»
    • Л.Н.Толстой «Война и мир»
    Проблема ложного понимания счастья:
    • А.П.Чехов «Крыжовник»
    • А.П.Чехов «Попрыгунья»
    Разрушающего влияния денег:
    • А.П.Чехов «Ионыч»
    • Н.В.Гоголь «Мертвые души»
    • А.С.Пушкин «Пиковая дама»
    Одиночества:
    • А.П.Чехов «Ванька»
    • А.П.Чехов «Тоска»
    • А.Островский «Бесприданница»
    Хамства:
    • М.Зощенко «История болезни»
    • А.Н.Островский «Гроза»
    • Д.Фонвизин «Недоросль»
    Добра и зла:
    • М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Проблема чинопочитания, взяточничества:
    • Н.В.Гоголь «Ревизор»
    • Н.В.Гоголь «Мертвые души»
    • Сказки Салтыкова – Щедрина
    • Сатирические стихи В.Маяковского
    • М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»
    • А.П.Чехов «Хамелеон»
    • А.П.Чехов «Смерть чиновника»
    • А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
    • А.С.Грибоедов «Горе от ума»
    • А.Платонов «Усомнившийся Макар»
    Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих:
    • В.Распутин «Живи и помни»
    • Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
    • С.Львов «Друг моего детства»
    Ещё одна подборка произведений: 4ege.ru/russkiy/55468-spisok-literatury-po-problemam.html

  3. Аргументы для сочинения ЕГЭ

    Подборка аргументов на тему «Чтение, Книги, Литература» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Вопросы и значение чтения, литературы, мнения о литературе, выбор книг, отход книги на задний план, значение книги как явления для человека, развития языковой науки, усвоение литературной речи.

    Что человеку даст чтение? Как литература повлияет на жизнедеятельность человека?
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Отказавшись совершенствоваться интеллектуально, человек сам по себе особо не ценен. Поскольку он – существо социальное, человеческое общество не принимает интеллектуально незрелых индивидов. А главный метод такого совершенствования — чтение.
    Как пробудить интерес к чтению?
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Для получения наилучшей отдачи в виде самообразования выбираемые книги должны завладевать вниманием читателя. Каждый человек в той или иной мере пробуждает свой интерес к чтению, являющийся в основном следствием верного самостоятельного воспитания. Благодаря книгам жизненный опыт растёт и ширится во всех направлениях, а с ним обретается мудрость – однако это срабатывает, когда до читателя доходит каждая мелочь, ведь основное заключается всё же в таких мелочах. Исчерпывающее чтение возможно лишь, когда то или иное произведение не просто требуется учебной программой, а когда оно интересно. Любимые книги есть у каждого человека – к ним он обращается на протяжении значительного периода своей жизни. Мало заинтересовать читателя – он сам должен выбрать, что ему прочесть, в этом секрет любви к литературе.
    Самый верный подбор книг
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Спонтанное чтение – это пустая растрата жизненного времени, которое не вернёшь, а время – самый ценный ресурс, что есть у человека. Хотя, например, в школе есть чёткая программа по чтению, не привязывайте себя к ней настолько, чтобы вами нисколько не управляли дополнительные интересы, чтобы читать не потому, что интересно, а потому, что надо. Люди с гуманитарным высшим образованием, да и просто сведущие в по-настоящему хорошей литературе (а не в жёлтой прессе), а также справочники и каталоги (они-то и составляются литературными гурманами), смогли бы вас сориентировать. Ваше внимание должно быть не ослаблено ничем: отложите просмотр любых телепередач и прослушивание радио, переключитесь на книгу – существует большое количество книг, без которых жизнь и представить нельзя. Но не отдавайте безоговорочно дань моде – вами должны верховодить не суетные импульсивные требования, а чистый интерес.
    Как читать, чтобы извлечь пользу из книг?
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Недостаток чтения – появление и продвижение методик скорочтения, заставляющих читать текст “по диагонали” ради выискивания моментов, на которые настроен в данный момент мозг читателя. Всё хорошо в меру – и скорочтение тоже: оно может помочь лишь в отдельных случаях, связанных с профессиональной деятельностью человека, где ради высокопродуктивного и эффективного труда, большей отдачи от потраченных трудовых ресурсов лишнее промедление может навредить. Однако скорочтение заражает внимание фоновой растратой последнего: материал, читаемый в спокойной обстановке, легче и быстрее воспринимается.
    Не читайте лишь затем, что вас подгоняют школьные педагоги, и потому, что такие-то авторы нынче модны. Приучите себя читать без спешки – пока мозг не усвоит информацию, не проанализирует его, не получит определённое знание о том, что преподносит данное произведение.
    Телевидение – книжный враг? 
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Телевизор – не средство просмотра ТВ программ на лету, в бесконечной повседневной круговерти. Чаще он – помощник в создании непринуждённой и спокойной атмосферы вокруг себя. Телевидение навязывает, что и где смотреть, это семейный и личный диктатор. От ТВ отказываться совсем тоже не стоит – но тщательно выбирайте, что посмотреть, а от чего стоило бы отказаться. Но уважайте себя в плане осознанного и правильного, оптимального выбора. Выбирая книги, не действуйте безоглядно: у каждого произведения имеется конкретное предназначение, меняющее что-то в человеческом обществе, и определённое место в культурном его наследии, шансы стать отражением классики. А смысл и идеи, заложенные в данной книге, оценит не только общество в целом, но и вы сами – в частности.
     
    Понятие о книжном буме
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Индивидуальная подборка литературы есть дома у каждого – так и поддерживается книжный бум, максимум продаж книжной продукции: народ скупает книги, иногда, услышав об анонсе нового произведения, ждёт его выхода неделями, люди становятся в очередь, каждый хочет оказаться в числе первых. Надежда на рост уровня культурного просвещения быстро сменяется противоречивым чувством: каждая конкретная книга оказывается не у того, кому она нужна как реальная ценность. У многих людей иметь красивую внешне книжную подборку в ярком оформлении – один из критериев благосостояния. Именно своих читателей конкретные произведения рано или поздно отыщут. Самое доступное место для поиска книг, которые бы стоило прочесть – семейная библиотека. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя.
     
    Как подобрать собственную библиотеку
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Своя подборка книг – это дело не только вкуса, но подчас и престижа. Но быть “повёрнутым” на престиже – значит заботиться о внешнем облике читателя, своеобразной яркой и разноцветной оболочке, по которой встречают даже самого увлечённого любителя. Но при первом же более бликом контакте с, по сути, коллекционером ярких изданий вы узнаете, что он собирает и хранит книги не столько ради пополнения своего кругозора, сколько ради первого впечатления, которое он произведёт на гостей, а многое из прочитанного он не усвоил. Основа хорошей подборки – книги, которые можно перечитывать снова и снова: классические произведения, энциклопедии, справочники. Ведите точный учёт книг, которыми располагаете. Для каждой из них вам помогут заметки, подчёркивающие то, что вас больше всего увлекло и что в жизни пригодится ещё не раз.
    Резюме. Не покупайте “одноразовые” книги, которых сейчас намного больше, чем те, что перечитываются не раз.
     
    Влияние книжной литературы на людей
    Аргумент из произведения Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
    Ценность книжных произведений – как вообще, так и в частности – наглядно демонстрирует произведение Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Основной персонаж Гай Монтег трудится в качестве члена пожарной бригады, но по-необычному: он не тушит возгорания, а испепеляет дома людей, обладающих личной библиотекой. Действия романа повёрнуты на правительственной программе, где власть предержащие не дают людям читать и собирать книги – иначе общество, которым эти правители крутят, пойдёт своим путём. Люди будут “включать мозги” и низвергнут существующую власть. Но жизнь и деятельность Монтега поворачиваются на 180 градусов: он приобщается к чтению литературы, делает обо всём свои выводы и в итоге восстаёт против диктаторов. А люди, которые пойдут за ним, возможно, поменяют жестокую действительность.
     
    Влияние литературных произведений на людские жизни
    Аргумент из произведения М. Гелприна «Свеча горела».
    Благодаря книгам человек в духовном росте не ограничен. Здесь М. Гелприн показывает своим поклонникам жуткую реальность, где научно-технические достижения теснят художественные произведения всё больше, в результате “художка” как явление всё больше деградирует. Ведь благодаря ей оттачивался ум выделяющихся из толпы людей, создавалось и развивалось их мировоззрение и нормы морали. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» — сказал один из лучших преподавателей-асов, литературный деятель Андрей Петрович. Львиная часть людского общества не замечала этого, и только машина-гувернёр пришла к мысли, что подрастающее поколение и вправду бездуховно и жестоко – эти-то мысли и привели её к учителю литературы, у которого она хотела перенять литературный базис, ибо он хотел учить детей. Машина с именем Максим, погрузившаяся в мир художественных произведений, впитала в себя силу литературного слога как ива воду. Затем его разобрали на запчасти, но его уход кое-что изменил: хозяйские дети Анна и Павел переняли от робота склонность к литературному чтению, интерес к книгам. Возможно, литература как явление возродится вновь.

    Определение термина “литература”
    Аргумент из произведения М. Гелприна «Свеча горела».
    Основной персонаж из произведения «Свеча горела» М. Гелприна, уча машину по имени Максим, пытается уяснить, что означает понятие о литературном повествовании. «Литература — это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». В любом художественном произведении скрывается затейливая сюжетная линия и богатейшая сфера языкового запаса, благодаря чему родился данный шедевр, и что заставляет читателя жить.  Литературный язык – прежде всего лёгкость и изящество изложения. Худлит позволяет отточить и направить в нужное русло человеческий ум, а идеальный литературный язык приближает читателя к данной важнейшей цели.
     
    Обучение восприятию изящества литературного изложения
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
    Словесное искусство – одно из сложнейших видов искусства. Оно побуждает человека преподнести другим свою духовную культурность и навыки филолога. Дословно понятие “филолог” переводится как «любовь к слову». В действительности филология – куда более обширное понятие. Точная его формулировка истолковывается научно и культурно. Долгая история мировой культуры, начиная с времён Возрождения, позволяет всесторонне пояснить, кто же такой филолог, зачем нужна филология.
    Филология – не отдельно взятый раздел культуры и науки, а тонкая взаимосвязь, объясняющая суть вопроса о стиле повествования, в котором, в свою очередь, переплелись литераторское искусство и знание языка для написания книг. Филология базируется ещё и на знании истории языковедения, действительности разных периодов и эпох, миропредставлении современников и т. д.
    Чтобы читатель чётко представил себе, как работает филологическое толкование тех или иных слов, обратимся к примеру – стихотворению “В гостях” Н. Рубцова, советского поэта. Его стиль прост и доступен каждому.
    “И все торчит.
    В дверях торчит сосед,
    Торчат за ним разбуженные тетки,
    Торчат слова,
    Торчит бутылка водки,
    Торчит в окне бессмысленный рассвет!
    Опять стекло оконное в дожде,
    Опять туманом тянет и ознобом”
    Не окажись в данном куплете двух заключительных строчек, повторяющийся глагол “торчать” не нёс в себе более богатого смысла. Спросите филолога, как такое удалось – вряд ли кто лучше него вам этот момент разъяснит.
    На первый взгляд, литература – лишь искусство слова. Это не совсем так. Литература – искусство власти над словами, выведения слов на иной уровень, который прежде казался недоступным. Имеющее конечный смысл, каждое из слов, являющееся частицей текста, облагается более разносторонним смыслом, без которого текст из простой последовательности знаков не стал бы художественным произведением. Словосочетания, подобранные в каждом предложении с умом, порождают устойчивые представления в голове читателя, без которых чтение данного текста ничего бы самому читателю не дало. И если фигурист на льду владеет телом и наилучшим образом использует силу гравитации Земли, а художник оригинальным сочетанием разноцветных контуров передаёт зрителю смысл и ассоциации картины, которую он написал, — то каждое слово в отдельно взятом словосочетании обретает дополнительные смысловые комбинации, сходные с которыми не сыскать никакого их толкования в самых подробных словарях и справочниках.
    Стихотворение, собранное из слов и словосочетаний, наделяется дополнительным смыслом. Они всегда там присутствуют – не важно, являются ли они вхождением в метафору, в некий знак (или сами они есть та метафора или тот символ), отражают ли события в действительности, происходящие вокруг читателя, либо являются отзвуком давно минувших событий.
    Любой из нас в душе местами филолог – иначе бы данный человек не вписался в современную культуру. Где бы этот человек ни трудился – монтёром, токарем, инженером, врачом, продавцом, шофёром, плотником, грузчиком и т. д. – он не может не быть всесторонне развитым. Да, люди всяких профессий нужны и важны. И всё же всесторонне развитый человек ценить красоту, искусство, музыку, творить добро, помнить о прошлом, без которого не было бы и будущего. Здесь потребуются не просто знания в какой-то из профессий, но и интеллигентность, получаемая с некоторым погружением в гуманитарные области человеческих знаний.
    Вывод: не проходите мимо художественной литературы, выбирайте то, что позволит вам полностью её усвоить. Приобщитесь к исторической литературе и знайте, чем жили до вас люди десятков, сотен предыдущих поколений. Если вы путешественник – не замыкайтесь в себе, общайтесь больше с себе подобными, читайте то, что они пишут, ходите в музеи и на выставки, колесите по миру и обогащайтесь душевно. И, конечно же, куда без филологии – любители разносторонне выражать себя более близки к культуре, т. к. сила слова – начало и конец любой культуры.
     
    Значение книг в жизни человека
    Аргумент из романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
    Книга – лучший товарищ. Без посредства книг вряд ли дети узнали бы всё о мире. А взрослые ненадолго переносятся обратно в пору детства. В романе Л.Улицкой основные персонажи — Миха, Саня и Илья – уделяют чтению книг особое внимание. В школьные годы эти подростки участвуют в сообществе русского самовыражения, увлекаются произведениями Пушкина, Толстого и других выдающихся литераторов, послания декабристов и пишут первые в жизни стихотворения. Будучи увлечёнными и искренними книголюбами, в пору студенчества они стараются раздобыть издания, не прошедшие цензуру, запечатлевают выдержки из них, а идеи, взятые из данных произведений, не дают им ночами спать. В ожидании светлого будущего эти молодые люди разделяют и другое мнение, жёстко подавляемое в советской России. Такие книги дают им возможность стать теми, кем они мечтали быть: Илья погружён в печать и распространение самиздата, Миха фигурирует в неофициальных изданиях, публикующих запрещённые стихи и поэмы. В конце постаревший за много лет Саня, уехавший из страны, посещает Иосифа Бродского, чтобы вновь послушать его стихотворения.
    Теги: Аргументы ЕГЭ, книги, литература

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *