Аргументы для сочинения на тему природа и человек

14 вариантов

  1. Аргументы для сочинения ЕГЭ

    Подборка аргументов на тему «Природа» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Проблема взаимоотношения живой природы и человека; человек и окружающий его мир; кто или что остановит человека в его разрушительном порыве?

    «Марсианские хроники». Р. Брэдбери
    Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.
    «Царь-рыба». В. Астафьев
    В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии  своего внутреннего мира с гармонией мира,  существующего рядом с нами.
    «Все лето в один день». Р. Брэдбери
    Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.
    «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери
    Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем — безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.
    «Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов
    Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» — под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.
    «Плаха». Ч. Айтматов
    Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.
    «Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо
    Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.
    «О всех созданиях — больших и маленьких». Дж. Хэрриот
    С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.
    «Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл
    Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж.  Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных — о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.
    «Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев
    Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.
    «Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон
    Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.
    «Арктур — гончий пес». Ю. Казаков
    Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.
    Теги: Аргументы ЕГЭ, Природа

  2. Аргументы (“Проблема человека и природы”) могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы – все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

    Аргументы

    Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.
    Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.
    В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров – человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова – это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

  3. Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.
    В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
    Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
    В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
    Борьба Игнатьича и царь-рыбы – метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
    В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
    Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.

    ↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») 

    Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе.
    Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету.
    Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека.

    ↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха») 

    В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
    Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.
    Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.
    Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.
    Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.
    Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.
    Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии.

    ↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день») 

    Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит “никогда не видеть солнца”, Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце – это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем.

    ↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы») 

    Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.
    Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек – хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.

    ↑ Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья») 

    “Человек, который сажал деревья” – это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности.
    На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье.
    Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.

    ↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”) 

    Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».

    ↑ Отношение человека к природе, взаимосвязь человека и природы, ответственность человека за его поступки перед миром природы. (Рэй Брэдбери «И грянул гром») 

    Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение.

    ↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов “Неизвестный цветок”) 

    В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.

    ↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (И.С. Тургенев «Отцы и дети») 

    Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье.
    ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ

    ↑ Как природа влияет на характер человека? (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”) 

    Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  4. 1. И.А. Гончаров «Обломов»

    Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.
    Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
    Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

    2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

    3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

    Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

    4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

    Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.
    Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.
    Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.

  5. 5
    Текст добавил: В Объятиях Тьмы

    И.С. Тургенев “Отцы и дети”

    Люди с разными взглядами на жизнь совершенно по-разному воспринимают природу. Для кого-то природа – мастерская, объект практики. Такой точки зрения придерживается нигилист Евгений Базаров. Другой герой, Аркадий Кирсанов, видит в первую очередь красоту природы. Он любит гулять по лесу. Окружающий мир помогает герою прийти к внутреннему равновесию. По отношению человека к природе можно определить его мировоззрение. Способность видеть красоту и богатство окружающего мира – внутреннее качество настоящего человека.

    Л.Н. Толстой “Война и мир”

    Андрей Болконский ранен. Он лежит на поле боя и видит прекрасное небо Аустерлица. Красота неба заставляет героя задуматься о правильности собственного жизненного пути. Он понимает, что все “все пустое, все обман”, что он жил неправильно. Князь Андрей осознает, что цели, которые он преследовал, на самом деле ничтожны. Герой перестал считать Наполеона своим кумиром. Красота природы заставила пересмотреть взгляды на мир, осознать истинные ценности, противопоставив их озлобленным лицам воюющих людей и звукам взрывов.

    А.С. Пушкин “Зимнее утро”

    Великий русский писатель восхищается красотой зимнего утра. Строки стихотворения открывают перед читателем великолепный пейзаж, противопоставленный пейзажу вчерашнего дня. Комната озарена “янтарным блеском”, печь трещит “веселым треском”, снег лежит “великолепными коврами” – все указывает на прелесть этого утра. Нет сомнений в том, что природа, о которой так много сказано в стихотворении, является источником вдохновения для А.С. Пушкина. Вчерашний вечер, когда “вьюга злилась”, “мгла носилась” делает лирическую героиню печальной. Природа находит отражение в чувствах и настроении человека.

    Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”

    Будучи охотником, дед Мазай не стреляет в зайцев, когда они беззащитны. В весеннее половодье этот человек наоборот помогает животным. Он охотится тогда, когда зайцам ничего не угрожает. Поступок дедушки Мазая – пример уважительного отношения к живым существам.

    Джек Лондон “Мартин Иден”

    Мартин Иден стремится стать писателем. В основу его произведений ложится жизненный опыт. Мартин Иден описывает то, что он повидал в плаваниях. Природа занимает особое место в его произведениях. Герой пытается перенести на бумагу увиденное им великолепие мира природы. Сначала это выходит плохо, но в дальнейшей начинает получаться. Природа – источник вдохновения для Мартина Идена.

  6. Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:
    Похотелось Вольгй-то много мудрости:
    Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
    Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
    Волком и рыскать во чистых полях.
    Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
    Хорошо в теремах изукрашено:
    На небе солнце – в тереме солнце;
    На небе месяц – в тереме месяц;
    На небе звезды – в тереме звезды;
    На небе заря – в тереме заря
    И вся красота поднебесная.
    Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.
    Проблема взаимоотношений человека и природы. Как взаимодействуют человек и природа?
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”
    У природы есть своя культура. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры.
    Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
    Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.
    Старый русский город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов – грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.
    Что свойственно русскому пейзажу?
    Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”
    В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п.
    В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.
    Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.
    Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воле переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.
    Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.
    Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.
    Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

  7. А.И. Куприн “Олеся”. Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес – нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.
    В.П. Астафьев “Царь-рыба”. Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса – все это грозит гибелью общества.
    Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”. Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.
    Чингиз Айтманов “Плаха”. В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение “Плаха” показывает, чем чревато такое отношение к живому.
    Д. Гранин “Зубр”. Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.
    Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру – благодарное.

  8. Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших – “хаос шевелится”. В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, – всего лишь “мыслящий тростник”.
    И.С. Тургенев
    повесть “Поездка в Полесье”,
    стихотворение в прозе “Природа”.
    Человек смертен, а природа вечна. Человек – дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.
    Н.А. Заболоцкий
    стихотворения:
    “Я не ищу гармонии в природе…”,
    “Вчера, о смерти размышляя…”,
    “Метаморфозы”
    Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек – всего лишь мысль природы, “зыбкий ум её”. Человеческое сознание не в силах соединить “смерть и бытие”. Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь “дыханием цветов”, ветвями большого дуба.
    В.П. Астафьев
    повествование в рассказах “Царь-рыба”.
    Основная тема – взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему “какое-то ещё не постигнутое умом освобождение”. Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: “Природа всегда права”.
    Ч.Т. Айтматов
    роман “Плаха”.
    В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.
    Б.Л. Васильев
    повесть “Не стреляйте в белых лебедей”.
    Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу”.
    Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармонического сосуществования? Как природа воздействует на человеческую душу? и др. – в следующем тематическом сообщении.

  9. И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Каждый склонен воспринимать природу по-своему. Если для нигилиста Евгения Базарова окружающий мир является мастерской, объектом практики, то для Аркадия Кирсанова природа прежде всего красива. Аркадий любил гулять по лесу. Природа привлекала его, помогала прийти к внутреннему равновесию, залечить душевные раны. Герой восхищался природой, хоть и не признавался в этом, потому что сначала тоже называл себя нигилистом. Способность воспринимать красоту природы – часть характера героя, делающая его настоящим человеком, способным видеть в окружающем мире лучшее.
    Джек Лондон “Мартин Иден”. В основу многих произведений начинающего писателя Мартина Идена ложится то, что он видел в плаваниях. Это не только жизненные истории, но и мир природы. Мартин Иден всеми силами старается выразить то великолепие, которое он видел, на бумаге. И со временем у него получается писать так, чтобы передать всю прелесть природы такой, какая она есть на самом деле. Получается, что для Мартина Идена красота природы становится источником вдохновения, объектом творчества.
    М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”. Черствость и эгоизм по отношению к людям не мешают Григорию Печорину трепетно относиться к природе. Для души героя было важно все: весенние деревья в момент цветения, легкий порыв ветра, величавые горы. Печорин писал в своем журнале: “Весело жить в такой земле!”. Он хотел в полной мере выразить те чувства, которые вызывала у него красота природы.
    А.С. Пушкин “Зимнее утро”. С восхищением великий поэт описывает пейзаж зимнего дня. Обращаясь к лирической героине, он пишет о природе так, что перед читателем она оживает. Снег лежит “великолепными коврами”, комната озарена “янтарным блеском” – все указывает на то, что погода и правда чудесна. А.С. Пушкин не только ощутил всю прелесть природы, но и передал ее читателю, написав это прекрасное стихотворение. Красота природы – это один из источников вдохновения для поэта.

  10. Аргументы, которые очень пригодятся вам на ЕГЭ при написании сочинения.
    Возможные тезисы:
    Человечество вынуждено жертвовать природой ради собственного блага
    Порой жадность побуждает людей на нанесение вреда природе
    Люди наносят осознанно наносят урон природе ради собственной выгоды
    Только морально разлагающийся человек способен причинить ущерб природе без надобности
    В. П. Астафьев новелла «Царь-рыба»
    Главный герой новеллы Астафьева «Царь-рыба», был известен в своем селе как самый удачливый рыбак. Но Игнатьич злоупотреблял своей сноровкой: всегда ловил рыбы больше, чем нужно. Герой осознавал незаконность своих действий и боялся разоблачения, однако жадность всегда брала над ним верх. Занимаясь браконьерством, Игнатьич наносил непоправимый урон рекам и их обитателям.
    (50 слов)
    В. Распутин повесть «Прощание с матерой»
    В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» власти приняли решение затопить остров, на котором была расположена целая деревня. Это было необходимо, чтобы построить новую ГЭС. Разумеется, о жителях Матерой позаботились и предоставили им новое жилье. Но никто не подумал о беззащитных обитателях острова, вместе с землей под водой скрылся целый мир, не видимый человеку.
    (54 слова)
    Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»
    В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Бурьянов наносил огромный ущерб природе. Будучи лесником заповедника, он злоупотреблял служебным положением: вырубал лес для строительства своего дома, обдирал липы, чтобы заработать на продаже лыка, а на его территории в запрещенном месте спокойно охотились пьяные туристы.
    (43 слова)
    Чингиз Айтманов роман «Плаха»
    Страшные последствия влияния человека на природу отражены в романе Айтманова «Плаха». Для выполнения плана мсясосдачи люди покусились на «мясные ресурсы» заповедника. Не задумываясь о последствиях, браконьеры в огромных количествах истребляли сайгаков, которые являлись пищей для волков. Безответственное поведение людей напрямую отразилось на жизни хищников, во время голода они потеряли потомство.
    (50 слов)
    В. Распутин повесть «Пожар»
    В душераздирающей повести «Пожар» В. Распутина главный герой жил и работал в поселке леспромхоза и наблюдал, как вырубаются огромные площади леса. Другой работы для людей не было, потому что поля и луга были затоплены для строительства ГЭС. Иван Петрович не мог смириться с утрой обществом нравственных ценностей и был уверен, что это связано с вырубкой. Герой был уверен, что, разрушая лес, человек разрушает и себя.
    (65 слов)

  11. Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ “Проблема влияния природы на человека”

    Возможные тезисы:
    красота природы оказывает положительное влияние на человека
    природа способна раскрыть лучшие качества человека
    красота природы способна вдохновить человека
    природа способна изменить внутренний мир человека
    Юрий Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями»
    Селюжонок, герой рассказа Яковлева «Разбуженный соловьями», был хулиганом и в лагере доставлял много неприятностей педагогам. Однажды, мальчик не мог уснуть, ему мешали трели соловья. Сначала Селюжонок хотел бросить в птицу камень, но мелодия тронула его за сердце, и герою захотелось поделиться услышанным с остальными ребятами. Селюжонок вылепил соловья из пластилина, в нем проснулся интерес к творчеству. Педагоги заметили, что герой изменился в лучшую сторону.
    (64 слово)
    Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
    Влияние природы на человека прослеживается и в романе Толстого «Война и мир». Глядя на небо раненый Андрей Болконский, пришел к выводу, что все, к чему он стремился, не имело ценности. Увидев уродливый дуб, герой решил, что нужно смириться с потерями и жить, ничего не делая. Встретив то же самое дерево, покрытое молодыми листьями, позже, Болконский осознал, что в тридцать один год жизнь только начинается.
    (64 слова)

  12. Какую роль в жизни человека играет природа
    Текст: Анна Чайникова
    Фото: news.sputnik.ru
    Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

    Примерные формулировки проблемы

    Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
    Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
    Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
    Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
    Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
    Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
    Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)
    Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы Ф. И. Тютчев, который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:
    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь глухонемой!
    Души его, ах! не встревожит
    И голос матери самой!..

    Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
    — Полно, ты упадешь.
    Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
    — Ведь второй час.
    — Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».
    Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя князь Андрей, дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».
    Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».
    Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно», — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.
    Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид». Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.
    В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.
    Произведения
    «Слово о полку Игореве»
    И. С. Тургенев «Отцы и дети»
    Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
    В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
    А. И. Куприн «Белый пудель»
    Л. Андреев «Кусака»
    М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
    К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
    В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
    Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
    Ч. Айтматов «Плаха»
    В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
    В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
    Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
    Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
    Дж. Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»
    Э. Хемингуэй «Старик и море»
    17.05.2018

  13. Природа помогает Игорю в его бегстве из плена, у неё ищет сочувствия и помощи Ярославна. Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями. Игорь вступает в разговор с Донцом, Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра. Трудно назвать другое произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты.
    А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
    Л.Н.Толстой «Война и мир». Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым. Она может воздействовать на характер человека, поменять его мировоззрение, стать участником духовного поиска людей. Такова роль природы в романе Л.Н Толстого «Война и мир». Именно она помогает Андрею Болконскому, одному из её главных героев, переосмыслить свою жизнь. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, жить не может. В день Аустерлицкого сражения Андрей во время паники на глазах М. Кутузова увлёк в атаку целый батальон. Но героя Толстого ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свой внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Он понял, что отнюдь не слава является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
    В. Астафьев «Царь-рыба». Рыбак Игнатьич, всю жизнь ловивший рыбу и умеющий делать это как нельзя лучше, возомнил себя царём природы. Поймав на крючок огромную рыбу, он не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. Значит, не человек творит природу, а природа властвует над человеком. Он она не так беспощадна, она даёт шанс человеку исправиться, ждёт покаяния.

  14. Проблематика природы и экологии
    Проблема любви к природе.
    Проблема неразрывной связи человека и природы.
    Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой.
    Проблема благотворного влияния природы на человека.
    Проблема постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы.
    Проблема восхваления осени русскими писателями и художниками.
    Проблема постижения прекрасного в природе.
    Проблема мировосприятия, отношения человека к природе.
    Проблема бережного отношения к природе.
    Проблема воздействия природы на человеческую натуру.
    Проблема восприятия природы, её красоты.
    Проблема экологии.
    Проблема бездомных животных.
    Проблема безнравственного отношения к природе.
    Проблема взаимопонимания человека и животных.
    Проблема тесной эмоциональной связи животных с их хозяевами.
    Проблема отношения человека к животным, недостатка милосердия по отношению к животным.
    Проблема противостояния человека и природы.
    Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
    Проблема пагубного влияния человека на природу.
    Проблема уничтожения природных богатств.
    Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов).
    Утверждающие тезисы по теме природы и экологии
    Берегите природу, это наше богатство. Человек не царь природы, он — её частичка.
    Вклад в дело охраны природы трудно переоценить. Технический прогресс оказывает негативное влияние на экологическую ситуацию.
    Красота природы оказывает благотворное влияние на человека.
    Цитаты
    Природа нравится, влечёт к себе и воодушевляет только потому, что она естественна.
    (В. Гумбольдт)
    В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
    (Л. да Винчи)
    Изучение и наблюдение природы породило науку.
    (Цицерон)
    Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
    (Р. Эмерсон)
    Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.
    (И. Гёте)
    Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
    (М. Пришвин)
    Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.
    (И. Гёте)
    Не будем… слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.
    (Ф. Энгельс)
    Все стремления и усилия природы завершают ся человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.
    (А. Герцен)
    Природа никогда не обманывает нас; это мы сами обманываемся.
    (Ж.-Ж. Руссо)
    Пословицы и поговорки про природу
    Не беречь поросли, не видать и дерева.
    Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
    Сломать дерево — секунда, вырастить — года.
    Лес и вода — краса природы.
    Растение — берегам спасение.
    Растение — земли украшение.
    Одно дерево ещё не лес.
    Без корня и полынь не растёт.
    Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
    Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться.
    Кто землю лелеет — того земля жалеет.

    Аргументы по теме природы и экологии

    На протяжении долгого периода существования человека люди привыкли только пользоваться благами и богатствами природы. Вспышки на солнце, глобальное потепление, изменение климата, которые тревожат здравомыслящих людей и о которых в последнее время говорят всё настойчивее, чреваты необратимыми катастрофическими последствиями.
    Однако ещё не все люди склонны задумываться над тем, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности самого человека, который в погоне за наживой постоянно нарушает устойчивое равновесие природы и её природных циклов.
    Не случайно учёные и мировая общественность всё больше говорят о необходимости разумного самоограничения всех человеческих потребностей, о том, что не прибыль, а лишь сохранение жизни должно быть главной целью человеческой деятельности.
    С. Лем «Звёздные дневники»
    Польский писатель-фантаст С. Лем в своей книге «Звёздные дневники» описал историю космических бродяг, которые бездумно разорили свою планету, изрыли шахтами все её недра, продали свои полезные ископаемые обитателям других планет и галактик. И возмездие за эту слепоту было страшным, но справедливым и заслуженным. Однажды они оказались на краю бездонной ямы, и земля прямо под их ногами стала уходить вниз, осыпаться.
    Представленная С. Лемом фантастическая история — это грозное предупреждение для всего человечества, которое хищнически разоряет и грабит природу.
    Из-за человеческих ошибок или неправильных действий один за другим исчезают целые популяции и виды животных, растений, птиц. Приходят в негодность реки, озёра, луга, степи и даже целые моря.
    С. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»
    Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С. Есенина является природа родного края. Любовь к природе ощущается во всём его творчестве. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт ради родины отказывается от рая, ставя её выше вечного блаженства, которое он, судя по другим лирическим стихам, обретает только на русской земле.
    В поэзии С. Есенина чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. И то, что человек начал задумываться о её сохранении, позволяет надеяться на благополучный исход для нашей зелёной планеты.
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Неразрывная, тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Все события жизни главного героя, Григория Печорина, сопровождаются изменениями состояния природы в соответствии с переменами его настроения.
    Например, описывая сцену дуэли, писатель использует приём градации при выражении соответствия между окружающим миром и чувствами Печорина: перед дуэлью небо ему кажется «свежим и голубым», солнце «ярко сияющим», а после трагического события, когда герой смотрит на труп Грушницкого, небесное светило кажется ему «тусклым», лучи его уже «не грели».
    Читатель понимает, что природа не только отражает переживания героев, но и является равноправным действующим лицом произведения М. Лермонтова. Гроза стала причиной продолжительного свидания Печорина и Веры, словно сама природа помогала влюблённым найти друг друга.
    В одной из записей дневника, накануне встречи с княжной Мери, Григорий писал, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобным приёмом М. Лермонтов смог не только полно и глубоко отразить внутреннее состояние своих героев, но и обозначить своё авторское присутствие посредством введения в текст природы в качестве персонажа.
    Е. Замятин «Мы»
    Обращаясь к современной литературе, можно привести в пример роман Е. Замятина «Мы». Антиутопическое произведение представляет читателю жителей «Единого государства», которые превратились в нумера, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Отказавшись от естественного начала, они заменили красоту родной природы идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, организовали любовь «по расписанию», т. е. только при наличии розовой карточки.
    Главный герой Д-503, обречённый на математически выверенное счастье, пытается изменить ход событий, ведь это счастье обретается лишь после уничтожения у человека способности мечтать и фантазировать. В аллегорической форме Е. Замятин смог выразить неразрывность связи человека и природы.
    М. Пришвин «Кладовая солнца»
    Всё творчество М. Пришвина посвящено природе родного края. Изо всех сил писатель старался передать звуки и голос природы, перевести их на язык человека. Проблемы красоты природы, её необычайного богатства, самобытности, силы, одухотворённой мощи наиболее полно отражены в его произведении «Кладовая солнца».
    Автор повествует о жизни и приключениях двух ребятишек, которые остались сиротами в послевоенные тяжёлые годы. Однако писатель так окутывает детей сказочным миром, волшебным и прекрасным, что читатель понимает: человек и природа — это единое целое. Используя приём олицетворения, М. Пришвин помещает детей в огромную сказочную страну, где каждая птица, каждый кустик обладают способностью мыслить и говорить.
    Это и разговаривающие ворон и ворона, и журавли, возвещающие всех о приходе солнца и его закате, и стон сросшихся сосны и ели.
    Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Она же предупреждает Митрашу, когда старушка-ель пытается заслонить ему дорогу, а чёрный ворон пугает карканьем. И сообразительная собака Травка во всём старается помочь ребятишкам.
    М. Пришвин недаром назвал своё произведение сказкой-былью: только в таком жанре он мог наиболее точно выразить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создаёт образ идеальной деревни, в которой все живут дружно, мирно. А маленькая семья, состоящая из брата и сестры, — это два маленьких солнышка, всеобщие любимцы.
    М. Пришвин в своих произведениях словно «сгущает добро», воплощая в них свои идеалы и призывая читателей к добру, миру и согласию.
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается серьёзная проблема отношения человека к природе.
    Слова Евгения Базарова, главного героя романа, известного своей категоричной позицией, обнаруживают в нём человека равнодушного, отвергающего эстетическое наслаждение природой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
    Он живёт настоящим, пользуется всем, не задумываясь о последствиях для самой природы. Когда ему было плохо, он шёл в лес и ломал ветки: природа не приносила ему ни радости, ни душевного равновесия, ни желанного успокоения. А ведь она требует к себе бережного и внимательного отношения.
    В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов восхищается природой со всем пылом молодости. Такие «новые люди», как Базаров, забывают о том, что природа — их единственный родной дом, поэтому писатель подчёркивает необходимость двухстороннего плодотворного диалога человека и природы.
    И.С. Тургенев «Бежин луг»
    В сборник И. С. Тургенева «Записки охотника» входит рассказ «Бежин луг», в котором природа и человек представлены в их гармоничном единстве.
    В рассказе сбившийся с пути охотник заблудился и вышел к кострам, у которых местные мальчишки вели рассказы о русалках и утопленниках. Охотник прилёг у костра и словно слился с природой, растворился в ней.
    Тургенева пленяет простота природы и её величие. Она является неиссякаемым источником поэтической и творческой силы. Это стихия таинственного и непознанного. И именно в ней живёт народная мудрость и народный дух.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *