Сочинение на тему адыгея моя

9 вариантов

  1. Сочинение  ученика 9 «А» класса Нагоева Амира (2011 г.)
    Я И МОЯ РЕСПУБЛИКА.
    На живописных склонах Кавказа расположилась Республика Адыгея.
    Адыгея – многонациональная республика. Здесь живут адыги, русские, армяне, греки и другие национальности. На протяжении многих лет республика является местом межнационального согласия и добрососедства.
    Природа Адыгеи – это величественные горы, бурные реки, ставшие местом международных соревнований по рафтингу, плодородные равнины, заповедные места. Много туристов из разных регионов России и Зарубежья приезжают к нам полюбоваться великолепием нашей природы.
    Столица Республики Адыгея – город Майкоп. Мой любимый город  славится чистотой и своими зелеными насаждениями. Здесь много мест культурного отдыха и архитектурных сооружений.
    Майкоп считается студенческим городом. У нас два высших учебных заведения и несколько – среднего специального образования.
    Культуру народа представляют государственные ансамбли «Нальмес» и «Исламей». Воспитанники наших спортивных школ прославляют нашу республику. В их числе олимпийский чемпион С. Алиференко и выдающийся батыр М. Хасанов.
    Все жители республики во главе с А.К. Тхакушиновым  делают все, чтобы мы жили хорошо и наша республика процветала.
    Я горжусь тем, что родился и живу в этой республике, учусь в Адыгейской республиканской гимназии.

  2. Дорогие друзья, здравствуйте! Я новичок на этом сайте. Зовут меня Светлана. Пользуясь возможностью общения через портфолио, хочу познакомить вас с моей родной республикой и пригласить вас в гости. Моя республика очень многонациональная, дружная, мирная, красивая, гостеприимная и солнечная. Это моя Адыгея!
    Адыгея- Родина моя!
    Уголок страны привольной нашей.
    Глянешь – вся в цвету твоя земля,
    Кажется, что нет на свете краше! (А. Гадагатль).
    Прекрасна моя Адыгея! Как красивы ее высокие горы, бескрайние плодородные поля, быстротечные реки, мужественны, стройны и красивы ее сыны.
    Моя песня- сестра синих гор и полей,
    Сердцу милые с детства края.
    Я родился и рос в колыбели твоей
    Адыгея родная моя! (С. Яхутль).
    Многообразна природа Адыгеи. Это один из самых живописных уголков Кавказа. Адыгея с Кавказских гор дышит свежестью, а поля сверкают золотом и серебром. Красота заснеженных вершин, цветущих садов, вечнозеленых лесов, доброжелательность и приветливость народа делают Адыгею одной из жемчужин России. Здесь более ста народов живут в дружбе и взаимопонимании. Адыгея является образцом мира и стабильности на Северном Кавказе, где успешно решаются социальные, экономические и национальные проблемы.
    В Адыгее все ценят дружбу.
    Здесь тебе скажут: «Не в службу, а в дружбу».
    Это многое значит и вправду,
    В дружбу верную ты поверишь сразу.
    Приезжайте в Адыгею!
    Всех вас приглашаю
    Побывать в добрый час,
    Хлебом-солью встретят вас.
    Дружбу крепкую предложат,
    Плечо сильное подставят.
    Здесь дружба дружбою зовется,
    Когда эхом в сердце отзовутся
    И сочувствие, и преданность, и счастье.
    И будут с тобой делить и печаль и радость.
    Здесь твой друг тебе будет верен,
    Очень скромен и предельно честен.
    И с ним никогда не узнаешь невзгоды,
    Одолеешь все бури и непогоды.
    Адыгские песни и танцы,
    Древняя святость традиции,
    Гордые и здравые нравы
    Полные чести, дружбы и славы.
    Этой осенью мой народ будет отмечать 20-летие Республики. Адыгея – мой родной край, моя малая Родина! Хорошеет и процветает Адыгея с каждым днем. Трудолюбивые и умные руки украшают нашу землю, щедро одаренную природой. Люди, преумножающие ее славу, трудятся во благо республики, мечтают, растят детей, уважают почтенную старость, поют песни о счастье и дружбе, о мире, без которого свет солнца не может быть ярким.
    Удивительно красивы адыгейские традиции и обычаи. В них частичка души каждого адыга. Как не уважать те добрые и славные традиционные ритуалы, которые извещают о рождении новой семьи, нового человека, о завершении строительства нового жилого дома и многие другие!
    Моя Адыгея – край дорогой!
    Моя Адыгея – я сердцем с тобой.
    Моя Адыгея – рай земной!
    Моя Адыгея – ты вечно со мной!
    Столица Адыгеи – город Майкоп. Очень уютный, красивый и чистый город, расположенный на берегу горной реки Белой. Прямые и широкие улицы, много зеленых насаждений, современные и красивые здания, много культурно-развлекательных центров, учебных заведений, прекрасные места отдыха, спортивные залы. Адыгея славится своими знаменитыми спортсменами в различных видах спорта. В Майкопе очень много студентов из разных субъектов России и из зарубежных стран. Его называют молодежно-студенческим городом. Помимо учебы все студенты имеют возможности заниматься своими любимыми делами ( танцы, шитье, пение, спорт и т.д.). Для этого во всех учебных заведениях организованны кружки, секции, группы, созданы целые коллективы, объединяющие молодых людей по интересам.
    Культурный облик республики определяют Драмтеатр имени А. С. Пушкина, республиканская филармония, Республиканский симфонический оркестр, множество самодеятельных художественных коллективов, Государственный ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс», Государственный ансамбль народной песни и танца « Исламей», детский ансамбль народного танца «Зори Майкопа».
    Нельзя рассказать об Адыгее не упомянув всем известное плато Лаго-Наки, знаменитые пещеры со множествами залов, горные ущелья и каньоны, облюбованные местными жителями и туристами, шикарные водопады, дольмены, которые есть только в этих местах, богатейший и прекрасный животный мир и тропа, которая ведет туристов к Черному морю пешком через горы.
    Об Адыгее, о ее природе и ее прекрасных людях, можно рассказать бесконечно. Ее история очень богата и объемна, а природа безгранична. Но я решила сегодня сделать такой маленький обзорный экскурс, поэтому для более глубокого знакомства могу пригласить в гости. У нас каждый дом открыт для гостей, все рады гостям, и сердца для гостей распахивают. Так ведется исстари. А если нужно, то я буду только рада писать еще и еще о моей прекрасной и родной Адыгее. Добро пожаловать!
    Упоительная свежесть утреннего воздуха,
    Слепящая белизна горного снега,
    Калейдоскоп окрестностей живописных,
    Все это природа края родного.
    Глаза закроешь и представишь:
    «Как до солнца ты достанешь,
    До голубого неба взлетишь,
    Над полями и лесами воспаришь,
    Всю красоту Адыгеи поглядишь».
    Ни с чем не сравнятся эти сказочные горы,
    Долины, равнины, минеральные воды,
    Теплое море, здравницы, курорты-
    Все это щедрость и красота природы.
    В восторге говорю я вам друзья:
    «Это райский уголок божьего творенья,
    Возбуждающий чувства и вдохновения!
    Чудесные и богатые наши края!».
    Спасибо всем за внимание к моему письму. Светлана.
    P.S. Неотмеченные стихотворные строки собственного сочинения.
    v

  3. ·
    обобщить и
    систематизировать знания детей о Республике Адыгея, о городе Майкопе и
    истории родного края;
    ·
    развивать
    познавательную активность, логическое мышление и творческие способности;
    ·
    воспитывать
    любовь к своей малой Родине.
    Ход мероприятия
    Учитель: Республика Адыгея расположена на живописных
    северных склонах Кавказского хребта спускающихся к плодородной Прикубанской
    равнине. Она занимает территорию 7,8 тыс. квадратных километров, население
    составляет 450 тыс. человек. В республике проживают представители более 80
    национальностей. Два этноса – адыги и русские – формируют основу ее
    современного этнополитического облика. В настоящее время в составе республики
    2 города республиканского подчинения, 7 районов, 5 поселков городского типа,
    55 пос. сельсоветов.
    Основная территория Адыгеи находится в долине рек
    Кубань и Лаба. В горной части Адыгеи с юга на восток тянутся вершины Шепси,
    Оштен, Фишт, Чугуш, Псеашхо высотой от 2000 до 3255 метров. Одна из
    крупнейших на Кавказе рек – Кубань. Она судоходна. Реки – Белая, Лаба, Пшиш,
    Псекупс, Киша, Дах, Сахрай, Ходзь, Фарс и многие другие берут начало среди
    ледников, вечных снегов.
    Адыги
    — древний коренной народ Северо-Западного Кавказа. Самоназвание народа –
    адыгэ, наиболее распространенное иноназвание – черкесы (circassians).
    Майкоп
    Город Майкоп был основан 25 мая 1857 года. Свое название он
    получил от адыгейского слова “Мыекъуапэ” – урочище диких яблонь.
    Основан он был на правом берегу реки Белой, на земле адыгов, как русская
    крепость, окружённая рвом и высоким валом. В 1858-63, на завершающем этапе Кавказской
    войны, он служил важным военно-стратегическим пунктом в завоевании Черкесии.
    С 1870 Майкоп стал уездным городом. В конце XIX в. в городе действовали 5
    православных церквей, синагога, городская школа, 3-классное городское
    училище, 2 начальных мужских и женское училища, 2 частные школы, 2 аптеки.
    Насчитывалось: 121 каменный дом, 5340 деревянных; фабрик, заводов и
    промышленных заведений 112, в том числе винокуренный, 2 мыльных, 3 кожевенных,
    13 кирпичных, табачный, 3 пивомедоваренных, чугунолитейный, 24 маслобойни, 8
    гончарных, 50 бондарных, 6 водяных мельниц; были развиты скотоводство,
    табаководство.
    Герб города Майкоп был утвержден 28 февраля 2005 года. В червленом
    поле — золотой посох, увенчанный вверху тремя листьями яблони с червлеными
    прожилками, а внизу завершенный сквозным ромбом с двумя вьющимися стеблями. В
    середине от посоха отходят бычьи головы с длинными изогнутыми рогами.
    1.
    1.
    Что означает название нашей столицы – Майкоп?

    ( Майкоп от адыгейского «Мыекъуапэ» – долина яблонь).
    1.
    2.
    Когда именно Майкоп стал столицей Адыгеи?

    (В 1936
    году Майкоп – столица Адыгейской автономной области)

    1.
    3.
    Назовите численность жителей Майкопа?

    (4.
    Когда был утвержден герб Майкопа и кто является его автором?

    ( В
    1972 г,
    автор – П.У.Аутлев).

    1.
    5.
    А кто является автором гимна Адыгеи?

    ( Слова И.Ш. Машбаша, музыка У.Х.Тхабисимова )
    1.
    6.
    Назовите дату основания г. Майкопа.

    (25 мая 1857 года).
    1.
    7.
    Назовите исторические памятники г. Майкопа.

    (Пушкинский дом, Монумент «Дружба», Мемориал герое
    ВОВ, Торговый дом Каплановых и др.).

    1.
    8.
    Когда был заложен городской парк Майкопа и как он полностью назывался?

    (Городской парк культуры и отдыха им. Горького
    заложен в 1866 г.)

  4. This summer I travelled with my parents to Adygea. Adygea is a small republic within the Russian Federation. It is not far from Sochi, but has no outlet to the Black Sea.
    There are the Caucasian mountains In Adygea. In these places, they reach the height of more than 2500 meters above the sea level. The mountain peaks are covered with snow. In July, my parents and I played snow balls in the top of the mountain.
    In summer snow melts and cold currents run from the mountains. I swam in a mountain’s stream. The water was very cold and fresh. We drank water from a mountain river. It was very tasty andpure! I saw trout jumping, but we didn’t catch fish.
    The mountain slopes were covered with a green carpet of grass and flowers. I saw a lot of unusual flowers: yellow lilies, white edelweisses, violets. In the mountains you can admire beautiful waterfalls.
    There are beautiful forests in Adygea. In the forest, I gathered berries and mushrooms. In the forest we had a wonderful meeting! We met a she-bear with her bear-cubs. The nature of these places is untouched with civilization.
    Adygea is rich in colours, sunshine and hospitable people. My mother took a lot of pictures. Adygea is a fairyland!
    Летом я вместе с моими родителями был в Адыгее. Адыгея – маленькая республика в составе Российской Федерации. Она находится недалеко от Сочи, но не имеет выхода к Черному морю.
    В Адыгее есть Кавказские горы. В этих местах они достигают высоты более 2,5 тысяч метров над уровнем моря. Вершиныгор покрыты снегами. В июле я с моими родителями играли в снежки на вершине горы.
    Летом снега тают, и с гор бегут холодные бурные реки. Я купался в горной речке. Вода очень холодная и свежая. Мы пили воду из горной реки. Она очень вкусная и чистая! Я видел прыгающую форель, но мы не ловили рыбу.
    Склоны гор покрыты зелёным ковром травы и цветами. Я видел много уникальных цветов: желтые лилии, белые эдельвейсы, фиалки. В горах можно полюбоваться красивыми водопадами.
    В Адыгее есть великолепные леса. В лесу я собирал ягоды и грибы. В лесу мы имели удивительную встречу! Мы встретили медведицу с медвежатами. Природа в этих местах не тронута цивилизацией.
    Адыгея богата красками, солнечным светом и гостеприимными людьми. Моя мама сделала много фотографий. Адыгея – волшебная страна!
    Copyright © Russian centres of City and Guilds, 2011-2012

  5. 5
    Текст добавил: ЛюБиМа Им ОдНиМ

    Сочинение.
    Адыгея в литературных произведениях
    и творчестве народа
    Адыгея …Сказочная  земля горных, смелых, мужественных людей.
    Что такое Адыгея? Это горы и реки, водопады и дольмены , песни и зажигательные танцы. И ,конечно, народ- трудолюбивый, гостеприимный, древний.
    Адыгея очень ярко отражена в произведениях  устного  народного творчества, в стихах, поэмах,  романах, рассказах.
    Мы знаем, что все древние народы обладали своей мифологией. Древние адыги тоже  прошли эту школу мифологического объяснения мира. Так появился « Нартский эпос». В произведениях «Нартского эпоса»показано, как адыги боролись за производство материальных благ, изготовление орудий труда, за огонь, за похищенных невест. В  эпосе сталкивается новое и старое. Олицетворение доброты, чистоты и любви к ближним является «мать нартов»  Саталей. Центральным героем адыгского эпоса является нарт Саусырыко.
    Не  менее значительный образ сурового юноши- богатыря Батыноко. Батыноко- олицетворение мужества и отваги, чести и прямоты.
    Очарование адыгским народом, его мудростью, героизмом и красотой отражали в своих произведениях многие писатели. Нальбий Куёк в повести» «Черная гора» поет гимн во славу  нашего народа. Ранние стихи поэта- прозаика связаны с метафоричностью, опираются на фольклорные традиции. Все страницы жизни адыгского народа      отражены в его произведениях. В повести «Лес одиночества», романе «Вино мертвых» вся история адыгов, его обычаи, традиции, мировидение .Н. Куёк считал , что каждый человек после себя оставляет мысли, чувства, которые ещё долго согревают душу.
    Любовь к родной земле, к народу- труженику вдохновляла другого адыгского писателя- Хазрета Ашинова. Без ощущения духовных корней он не мог  писать свои произведения. Особенно достоверно Х. Ашинов передал повседневную жизнь простых людей. Храбрость, стойкость, мужество- эти качества всегда привлекали мужчин. Именно эти качества изобразил Х. Ашинов в повести «Всадник переходит бурную реку», «Поймавший молнию». Герои Ашинова ведут спор о назначении человека на земле.
    Писателей Адыгеи волновал вопрос о месте и роли женщины- горянки в семье и обществе. Именно эту проблему отразил П. Кошубаев в произведении «Пророчество судьбы». Другая тема в творчестве писателя- современные адыгейские юноши и девушки  ,их взгляды на жизнь, отношение между людьми. Жизнь, мечты адыгского народа показаны в произведениях «Дорога к счастью» Т. Керашева, «Тайна старого дуба» К. Жанэ, «Слышится топот коня» Паранука и другие. Ещё я бы хотела остановиться на лирических произведениях, в которых показана красота и величие  Адыгеи. С. Яхутль написал стихотворение  о мощи и красоте гор («Если горы тебя зовут»), Андрухаев любовь к Родине  выразил в стихотворении «Кавказ», Жане обычаям народа посвящал стихотворение  « У адыгов обычай такой», Гадагатль  в стихотворении «Моя Адыгея» выразил не только восхищение  любимой республики ,но и   воспел дружбу русского и адыгского народов.
    У адыгов с русскими крепка
    Дружба и вовеки  нерушима,
    Вместе мы идем с рукой рука
    По просторам Родины любимой.
    В нашей столице протекает река со светлым названием Белая. С. Яхутль очень точно передал мощь и красоту реки в своем стихотворении «Белая» .
    С песней брызги рассыпает.
    А вода бурлит, клокочет.

    Дышат волны, блещут волны

    Словно песня молодая…
    Шхагуаш летит, бурля,
    Теплым светом наполняя
    Наши души и поля.
    Как красивы горы Адыгеи,
    Бескрайны плодородные поля.
    Моя песня – сестра  гор и полей,
    Сердцу милые с детства края.
    Я родился и рос в колыбели твоей
    Адыгея родная моя.
    С.Якутль
    Однажды в библиотеке я увидела брошюрку  С.Абреговой «К своим истокам». Прочитав первое стихотворение, не могла оторваться. На первый взгляд стихотворения кажутся простыми, но сколько в них прелести, красоты, любви к  родному краю, любимой столице – Майкопу.
    Ярких красок  калейдоскоп-
    Мой любимый родной Майкоп.
    Вмиг светлеет от счастья взгляд.
    Как я встрече с тобою рад.
    Поэтесса настоящим кладом  считает искромётную музыку танца.
    Восхищает людей с давних пор
    Зажигательный танец гор :
    «Гажеудж», «Исламей», «Зафак».
    Вмиг рассеют тоску и мрак.
    Писатели, поэты преумножают славу Адыгеи, посвящая ей свои труды.
    Дороги и к сердцу близки
    Родины края.
    Древняя земля адыгов- колыбель моя.
    С. Абрегова

  6. А в горах — Кавказский заповедник, в котором живут зубры, есть удивительной красоты водопады, загадочные дольмены, плато Лаго-Наки со своей легендой, здесь также проводится международное водное ралли. Адыгея — это край “золота скифов”. Именно в адыгейском ауле Уляп были найдены драгоценные украшения из скифских курганов.
    Впрочем, более подробно обо всем можно прочитать в туристических брошюрах. Я хочу рассказать не обо всей республике, а лишь о главном ее городе — Майкопе, городе моего детства и юности — моем любимом городе.
    Майкоп —  это солнечный, добрый, гостеприимный город. Впрочем, обо всем по порядку.
    Расположен город как бы в чаше, и с одной стороны защищен горами. Поэтому здесь свой микроклимат.

    Историческая справка

    Основан город Майко был в 1857 г. как военная крепость. Название Майкоп трактуется двояко. Первое связано именно с крепостью – май – коп (копанный, т.е. окруженный земляным валом, в месяце мае). Второе — более достоверное — в переводе с адыгейского «мыекъуапэ» означает долина яблонь.

    Достопримечательности Майкопа

    Итак — горы. Они видны из любой точки республики.
    При въезде в город нас встречает стела, которая как раз и олицетворяет название города. Это .
    Климат у нас — замечательный! Фото сделаны в конце сентября. Судите сами: везде цветут цветы. Майкоп, как и вся Адыгея, просто утопает в зелени. Кстати, в то время, когда были сделаны фотографии, было около 30 градусов тепла.
    Дети купаются… в фонтанах. Фонтаны… Их много по всему городу
    А это — старейший городской фонтанчик. В 60-е гг. такие были во многих городах. Милые, наивные. Теперь их нет. А в Адыгее — пожалуйста, можно утолить жажду, посидеть, вспомнить детство.
    Вообще, в городе много старинных зданий, имеющих историческое значение. Например, пожарная вышка.
    В Адыгее чтут память национальных героев и известных людей.
    Старины, да и просто милой наивности, доброты душевной очень много. Вот так в городском парке проходят субботние вечера. С оркестром.
    Но Майкоп нельзя назвать провинциальным, тихим или даже заштатным городишкой.
    Вот какие здания построены за последние годы. Это АГУ — Адыгейский Государственный Университет. Ему уже 75 лет. Кстати, в городе два университета, в которых учатся студенты и из других государств.
    А это — мечеть.
    Рядом — сооружение, которое тоже имеет национальное значение. Это адыгейский «очаг».
    Майкоп — очень красивый город со своими традициями, обычаями, со своей историей и своим будущим
    Памятник «Навеки с Россией». Это русский и адыг, богатыри-побратимы.
    Театр имени А.С. Пушкина.
    Горы
    Приезжайте к нам — в солнечную, гостеприимную Республику Адыгею. Шьукъеблягъ! Добро пожаловать! Увидите все своими глазами.
    Об авторе: Лобова Мария Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ “Детский сад №11 “Солнышко”, с. Белое, Республика Адыгея, Россия.

  7. Патриотическое воспитание на уроках адыгейского языка
    и литературы
    Учитель
    Русского языка и литературы
    Нагоева Фатима Рустемовна
    2016 год
    Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание  вместе с ней ее счастливых и её несчастных дней.
    А.Н. Толстой
    Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», – Владимир Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, – «любитель отечества, ревнитель о благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
    Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери». Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
    Я работала в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева», где преподавала уроки адыгейского языка и литературы.
    Огромная  роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю адыгейского языка литературы.
    В содержании предмета «Адыгейский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, изложения, диктанты, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
    В процессе воспитания патриотизма на уроках адыгейского языка используются следующие методические приемы:
    1.Беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.
    2. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.
    3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
    4. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.
    Воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков, то, планируя учебный материал, одновременно я решала и эти воспитательные задачи, чему способствуют тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Процветай, моя Россия», «Моя Родина», «Этих дней не смолкнет слава», «Символы страны любимой» и дидактические материалы.
    Например, я использовала авторские стихотворения:
    Люблю тебя, моя Россия!
    Россия, жизнь моя!
    Люблю тебя, Родина моя!
    Пусть с каждым годом лучше,
    Цветёт моя Россия.
    Российский герб и флаг державный,
    Символы России.
    Пятисот лет тому назад,
    Появился наш герб красивый.
    На гербе, Орёл,
    Поднявший вверх распущенные крылья,
    Да не простой – двуглавый, золотой,
    Символ небесной силы.
    А флаг России – триколор,
    Полотнище в три цвета!
    Верхний белый цвет,
    Чище цвета в мире нет.
    Средний синий – преданность и честь.
    Нижний красный, мужество и красота,
    В нём яркой полосой, страна наша воспета.
    В середине августа день рождения у флага!
    Символы страны любимой,
    Помните всё время!     (Нагоева Ф.Р.)
    В адыгейском языке есть слово «хабзэ». Объединяя одновременно такие качества и черты личности, как гуманность, доброта, самоотверженность, преданность своему народу, честность и другие, это слово по сути дела выражает идеал нравственности.
    В адыгском фольклоре представлены многочисленные притчи, посвящённые таким моральным нормам как патриотизм, справедливость, правдивость, честность, трудолюбие, гостеприимство, уважение старших и забота о них и так далее. В притчах о правдивости и честности герои, обладающие этими и другими высокими нравственными качествами, достигают благополучия, успеха в жизни, пользуются почётом в обществе. Нечестные люди, наоборот, неуважаемы, они наказываются.
    Герои многих фольклорных произведений – это люди, наделённые высокими нравственными качествами. Эти качества наиболее ярко проявляются в их борьбе за добро и справедливость, в помощи угнетённым и обездоленным. Такие люди готовы жертвовать собою во имя счастья и благополучия угнетённых. Они беспощадны к феодалам, ко всем тем, кто присваивает чужой труд, кто проявляет деспотизм и жестокость. Бескорыстные и мужественные защитники народа пользовались уважением у народа.
    Чувство патриотизма народ связывал с национальным достоинством, что означает ответственность перед народом за своё доброе имя, недопустимость поведения, порочащего нацию, оскверняющего священную память о достойных сынах своего народа. Г.Н. Волков отмечает, что в народной педагогике «национальное достоинство означает быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов, достойно представляя свой народ среди них. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения».
    Нравственный идеал совершенной личности у адыгского народа включает в себя добродетель, постоянное стремление к добру. В поведении героев народного эпоса добро выступает критерием оценки положительных действий, поступков. В понятие добра народ включает свои наиболее общие интересы, устремления, действия, заслуживающие доверие.
    В фольклорных произведениях народа показано, что патриотизм органически связан с национальной гордостью. Человек без Родины в фольклоре сравнивается с камнем, сорвавшимся со скалы в пропасть:
    Серый камень со скалы сорвался,
    Серый камень в пропасти остался.
    На скалу родную словно птица
    Не взлетит он и не возвратится.
    Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.
    В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли неистинный патриотизм?
    Адыги издавна отличались трудолюбием. Детей своих воспитывали в духе трудолюбия, приучали их к физическому труду, вырабатывали у них навыки обрабатывать землю, сено, плотничать, заниматься садоводством. Девочек приучали к вышиванию, к приготовлению пищи, к умению ухаживать за гостем. Сообразно образу жизни адыгов, отношению к труду, выработке трудовых навыков создавались пословицы и поговорки, которые воспитывали у подрастающего поколения уважительное отношение к труду, брали на вооружение знания, которые способствовали бы совершенствованию умений, мастерства в изготовлении предметов, вещей и так далее.
    Например, в 7 классе при повторении темы «Правописание букв – чъ и ч1, жъ, жь, жъо и жъу, ш1 и шъ, цу и ц1, гъ, гъо, гъу» вначале записываем пословицы:
    «Ч1ыр куоу зыжъорэм игъажъо къажъо» (Кто глубоко пашет землю, у кого кипит просо (т.е. очень много).
    «Ц1ыфым ыуасэр ылэжьыгъэр ары» (Человек стоит того, что он заработал).
    «Умылажьэмэ пшхын бгъотыщтэп» (Не поработаешь без еды останешься).
    «1офым ыгъэл1агъэ щы1эп» (От работы никто не умирал).
    «Игъом пш1эрэр тхъагъо» (То, что сделано вовремя, удовольствие).
    Прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:                                                                                        – Чему учат эти пословицы?                                                                                                                         – Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?
    Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.
    _____________________
    ? Азашикова З.З. Адыгская педагогическая культура о воспитании подрастающего поколения – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007. – с.12-13.
    Одна из важнейших сторон патриотического воспитания –
    воспитание любви к родной природе.
    Адыгея моя!
    Край родной, дорогой.
    Над тобою, птицы летят,
    Песнь поют об адыгском народе,
    Как джигит воевал, отбивая врагов,
    Защищая тебя, родная моя!
    Мой гость дорогой!
    Послушай, как в Адыгее поёт природа:
    Плодоносят долины, ручьи журчат,
    Слышишь, мелодию дивную!   (Фатима Нагоева)
    Задача учителя адыгейского языка и литературы – развить интерес и любовь к родной природе. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его.  Потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.
    В упражнениях учебников, методических пособий для 6- 9 классов много текстов, темой которых является описание природы, – это отрывки из произведений И.Машбаша, Т.Керашева, А.Хаткова и многих других.
    Работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Адыгея моя», «Послушай, как в Адыгее поёт природа», «Цветёт моя Россия». Такие сочинения бывают очень интересными.
    Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять её, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.
    Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. Тема, над которой я работаю, – «Воспитание патриотизма, гражданственности  на уроках адыгейского языка и литературы», – позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки как филологические, так и связанные с изучением других предметов. Перед учителем литературы и адыгейского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:
    -формировать у детей любовь и преданность Родине;
    -развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
    -воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
    -формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;
    -развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
    Историко-краеведческая работа.
    Целям воспитания патриотизма, гражданственности и национального самосознания подчинена и историко-краеведческая работа, которую я провожу с учащимися во внеурочное время.
    Начала свою работу  историко-краеведческую с сентября 2012 года. Работая в этом направлении, я решила, что получение любых знаний о родной республике – это активный процесс превращения его богатств в собственное внутреннее богатство.
    Изучение курса «Краеведение» открывает большие возможности для приобщения учащихся к самостоятельному углубленному чтению произведений о земле, на которой они живут и о людях, прославивших свою республику. А главное то, что этот курс приобщает ребят к поисковой работе, пробуждая у них интерес к замечательным произведениям искусства, созданным их земляками. Планирование работы предусматривает посещение учащимися концертов, спектаклей в театрах, просмотры фильмов, поездки и экскурсии по городу, району, республике и России.
    Хоть опыт и маленький,  но он показал, что всё это способствует пробуждению у школьников стойкого интереса к истории своего района, республики, страны.
    Данные мероприятия разнообразны:
    – экскурсии в историко-краеведческие музеи;
    – знакомство с историко-архитектурными памятниками города и республики;
    – изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев;
    – встречи с выдающимися земляками, деятелями искусства;
    – оформление стенгазет «История Шовгеновского района», «К родной республике с любовью»;
    – конкурсы чтецов;
    Экскурсии пользуются особой любовью детей. В ходе экскурсии происходит:
    -обогащение знаний учащихся;
    -установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
    -развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, организованности.
    Задачи историко-краеведческой работы в школе заключается в том чтобы  познакомить обучающихся с историей и современностью родной республики в увлекательной для них форме – экскурсии, краеведческие походы и др. Знание историй своей республики обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.
    Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы народных праздников, мне удаётся познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием прошлого. Очень важно для меня добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. На классных часах и других внеклассных мероприятиях я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства и людям, кто посвятил служению им всю свою жизнь. Я, прежде всего, думаю  о военных, так как этот образ всегда был для меня связан с понятиями мужества, отваги, смелости и находчивости.
    Вот моя концепция и направлена на то, чтобы успеть!
    Успеть оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных интересов. Познакомить с историей Российской, Республиканской Государственной символикой.
    Успеть воспитать духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности учащихся.
    Успеть организовать психологически комфортную ситуацию для самооткрытия и творческого самовыражения учащихся, проявлению их фантазии.
    Успеть привить любовь к родной природе.
    Успеть показать красоту и богатство адыгейской литературы.
    Успеть на уроках адыгейского языка и литературы закреплять понятия гражданственности и патриотизма, используя тексты программных художественных произведений и произведений регионального компонента.
    Патриотизм у адыгов проявляется на протяжении многих столетий, он очень ярко проявляется и сейчас, в период возрождения духовной культуры народов, в период консолидации с зарубежными адыгами. Об этом свидетельствуют мысли, заключённые в пословицах и поговорках. Например, Чылэ чылэ нахьи тичыл. – Аул аулом, а свой – в первую очередь (т.е. защищать в первую очередь свой аул, гордиться им); Хэкум емык1у къылъысымэ, псэемыблэжьэу къежь. – Если родине будет лихо, защищай её отважно; Уилъэпкъ хъон къыфэмыхь. – Не позорь свой род (т.е. защити честь своего рода, не посрами его); Хымэ хэгъэгу сыщытхъэн нахьи сихэкужъ сыщэрэл1. – Чем вольно жить на чужбине, лучше плохо жить у себя на родине; Хэку бгынэнрэ шъуз бгынэнрэ зэфэдэх. – Что оставить родину и что оставить жену – одно и то же; Хьэми икъуаджэ ыбгынэрэп. – Собака и та не оставляет свой аул (родину) (т.е. изменять родине самое большое преступление для адыгов).                                                                   В заключение хотелось бы сказать: не важно, какой ты национальности, важно чтобы ты был достойным человеком своего народа и своей нации; и заметить: что дискуссии о необходимости патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить.
    ______________________
    2 Литература. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. Майкоп – 1994. Блягоз З.У. Пословицы и поговорки – зеркало адыгских традиций и обычаев. Стр.72-82.

  8. В настоящее время республика Адыгея является одним из крупнейших центров Северного Кавказа. Территорию республики Адыгея относят к зоне смешанного туризма.
    На территории Адыгеи располагается большая часть Кавказского государственного заповедника. Здесь хорошо развит экологический туризм, так как особо охраняемые территории составляют более трети площади Адыгеи.
    Адыгея будто бы создана для туристов. Великолепное плато Лаго-Наки, красивейшие предгорья Кавказа, карстовые пещеры и пышные альпийские луга, тихие озера и водопады горных рек – все это восхищает посетивших Адыгею путников.

    История Адыгеи

    Территория современной республики Адыгея была заселена еще в палеолите, есть на территории республики и стоянки времен неолита и энеолита. Большую известность имеют Майкопская археологическая культура эпохи ранней бронзы, катакомбная и северокавказская культуры.
    О современной истории Адыгее можно говорить, начиная с Русско-Кавказской войны (1849-1864 гг.), когда большинство адыгов переселилось в Оттоманскую империю, в качестве мухаджиров, т.е. переселенцев мусульман из немусульманских стран. Оставшиеся адыги были поселены на левом берегу реки Кубани.
    После октябрьской революции (уже в 1922 году) на землях адыгов была образована Черкесская автономная область, административный центр располагался в Краснодаре. В 1936 центр области был перенесен в Майкоп, который также был включен в Черкесскую автономную область.
    Только в октябре 1990 года здесь была провозглашена Адыгейская Автономная Советская Социалистическая Республика, но уже в июле 1991 году указом президента РФ АССР была преобразована в Советскую Социалистическую Республику Адыгея.
    В марте 1992 года республика получила свое современное название – Республика Адыгея. В том же 1992 году был сформирован первый в истории Адыгеи парламент, тогда же был избран и первый президент республики Адыгея – Аслан Джамиров. В настоящее время республику Адыгея возглавляет Аслан Китович Тхакушинов.

    География и климат Адыгеи

    Адыгея расположена на юго-западе РФ, северную часть республики занимает равнина, южную – горы и предгорья Большого Кавказа. Почти 40 % территории Адыгеи занимают широколиственные леса бука, дуба, клена и граба.
    По характеру рельефа республику Адыгея можно разделить на 3 части: горная – от  поселка Каменномостский до южных границ республики; предгорная – от широты Ханская – Кужорская-Натырбово до Скалистого хребта (до Каменномостского); равнинная – от реки Кубани до широты Ханская – Кужорская-Натырбово.
    Основными водными артериями Адыгеи являются реки Белая, Лаба и Кубань. Лаба – самый крупный приток Кубани, на востоке является естественной границей республики Адыгея. Протяженность Лабы составляет 214 километров. Вторым по длине, но самым мощным по водоносности притоком Кубани является река Белая.
    В горной части Адыгеи много озер, но в большинстве своем они труднодоступны. На плато Лаго-Наки встречаются ледниково-карстовые и карстовые озера, крупнейшим из которых является озеро Псенодах.
    Климат Адыгеи умеренно-теплый,  во многом определяется особенностями географического положения республики: широтой местности, высотой и распределением горных хребтов Северо-Западного Кавказа, близость незамерзающего Черного моря.
    Климат республики Адыгея характеризуется большим разнообразием: если в северной части, где преобладают равнины, климат умеренно-континентальный, то в предгорной – влажный и теплый.

    Природа Адыгеи

    Для флоры и фауны Адыгеи характерно большое разнообразие. Для Майкопского горного района характерны субальпийские и альпийские луга, низкогорные и среднегорные леса.
    Основные лесные ресурсы Адыгеи сосредоточены в Майкопском районе – 98% всех лесов. Лесной фонд условно можно разделить на 2 группы. К первой относятся леса, выполняющие санитарно-гигиенические, водоохранные и другие функции.
    В низкогорных лесах встречаются ясень, клен, кизил, граб кавказский и дуб скальный, тис ягодный. В среднегорье – пихтовые и буково-пихтовые леса, богатые редкими видами растений. В субальпийских лугах произрастают горечавка, рябчик желтый обычный, первоцвет и колокольчики, на границе с лесом – высокотравье. Альпийская низкотравная растительность представлена лютиком Елены, лишайниками, мхами, в трещинах камней и скал встречается василистник триждытройчатый, манжетка шелковая, валериана скальная и др.
    В республике Адыгея насчитывается около 87 видов млекопитающих, 91 вид рыб, 275 видов птиц и 11 видов земноводных, 19 видов пресмыкающихся и несколько тысяч беспозвоночных животных. У каждого высотного пояса есть свой комплекс характерных животных. Наиболее разнообразен из всех поясов лесостепной пояс. Здесь широко распространены желтогорлая и полевая мышь, обыкновенная белозубка, кавказский крот, лисица и заяц-русак. Весной и летом здесь можно встретить большое количество хищных птиц.
    В лесных районах среднего и нижнего горного пояса встречаются рысь, медведь, барсук, олень, выдра, лесная кошка. Вблизи водоемов встречаются скальные и кавказские ящерицы, обыкновенный и водяной уж, малоазиатский и гребенчатый тритон, кавказская крестовка, квакш и другие. Широко представлены различные виды птиц.

    Население и экономика Адыгеи

    В Адыгее проживают представители более чем 80 национальностей. Преобладают русские, компактно расселенные в Майкопском и Гиагинском районах, в Тахтамукайском и Красногвардейском районах. К русским себя причисляют и многие потомки кубанских казаков.
    Адыги, или черкесы, проживают в городе Майкоп, в поселках Энем, Тлюстенхабль и Яблоновский, в 45 аулах. В 1998 году из Косово и Метохии в Республику Адыгея было репатриировано 42 черкесских семьи.
    Рассеяно по территории Адыгеи расселены украинцы. В дореволюционной России при переписи населения учитывалась не национальность, а наречие, или язык, и религия. Поэтому кубанское казачество было учтено как носители малороссийского наречия, и, соответственно, преобладало над русскими.
    Кроме перечисленных национальных групп на территории республики Адыгея проживают татары, армяне, курды и греки.
    В религиозном отношении население Адыгеи можно разделить на православных и мусульман. Славянское население, греки и грузины исповедует православие, мусульманами являются в основном черкесы. Также в Адыгее есть и старообрядцы различных толков. Набирает популярность протестантизм. Немногочисленны последователи родноверия и неоязычества.
    Несмотря на большое количество различных религиозных течений, распространенных в Адыгее, и многонациональный характер населения, жители республики отличаются терпимостью и толерантностью.
    В республике Адыгея активно развиваются многие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Способствует положительному экономическому развитию края и развивающаяся туристическая направленность ее экономики.

  9. 9
    Текст добавил: подсела на жизнь

    21.02.2015
    Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
    Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года для помощи авторам отчаянных писем в газету «Коммерсантъ». Проверив письма, мы размещаем их в газетах «Коммерсантъ» (Москва), в газетах «Ставропольская правда», «Ставропольский бизнес», на сайтах rusfond.ru, livejournal.com, «Эхо Москвы», Здоровье@mail.ru, в эфире «Первого канала», на телеканалах ГТРК «Ставрополье», «СТВ», а также в 51 печатном, телевизионном и интернет-СМИ в различных регионах РФ.
    Решив помочь, вы получаете у нас реквизиты фонда и дальше действуете сами либо отправляете пожертвования через систему электронных платежей. Возможны переводы с кредитных карт, электронной наличностью и SMS-сообщением, в том числе из-за рубежа (подробности на rusfond.ru). Мы просто помогаем вам помогать. Читателям и телезрителям затея понравилась: всего собрано $183,5 млн. В 2015 г. – 114 864 354 руб.
    Мы организуем и акции помощи в дни национальных катастроф. Фонд – лауреат национальной премии «Серебряный лучник». Президент Русфонда – Лев Амбиндер, лауреат премии «Медиа-менеджер России» 2014 года в номинации «За социальную ответственность медиа-бизнеса».
    Реквизиты: 
    Благотворительный фонд «РУСФОНД», ИНН 7743089883, КПП 774301001, р/с 40703810700001449489 в ЗАО «Райффайзенбанк» г. Москва, к/с 30101810200000000700, БИК 044525700.
    Назначение платежа: Пожертвование на лечение (фамилия и имя ребенка). НДС не облагается.
    Адрес фонда: 125252, г. Москва, а/я 50; rusfond.ru; e-mail: [email protected].
    Телефоны: в Москве 8-800-250-75-25 (звонок бесплатный, благотворительная линия МТС), факс 8-(495)- 926-35-63.


    Русфонд в Ставропольском крае: 8-928-328-02-09, [email protected][email protected] бюро Русфонда в Cтавропольском крае.
    21.02.2015
    Русфонд: Как помочь ребенку
    Основные способы перевода пожертвований в Русфонд
    1.Через банк
    Прийти с реквизитами фонда (см. ниже) в любой банк и сделать перевод. Внимание: Сбербанк не облагает переводы в Русфонд комиссией. В строчке «назначение платежа» обязательно укажите, какому ребенку конкретно вы хотите помочь (Например: Пожертвование на лечение Имя Фамилия (ребенка в данной публикации СМИ). НДС не облагается).
    2. Через терминал QIWI (КИВИ)
    Выберите кнопку «Оплата услуг», затем «Другие», затем кнопку «Благотворительность» и Русфонд («Российский фонд помощи»). Введите свой номер телефона и внесите пожертвование. Внимание: эта помощь безадресная. Если вы хотите, чтобы пожертвование поступило именно детям из Ставропольского края или конкретному ребенку, то после перевода сообщите его имя и фамилию нам по телефону: +7 (928) 328-02-09.
    3. Через банковскую карту
    Зайдите на страничку Русфонд в Ставропольском крае http://rusfond.ru/stavropol, выберите раздел «Как помочь» и отправьте деньги с банковской карты Visa или MasterCard.
    4. Другие способы
    На сайте rusfond.ru вы найдете и другие способы перечисления пожертвования и сможете выбрать для себя наиболее удобный. Например, получить и распечатать счет для оплаты в любом салоне связи «Евросеть», «Связной», МТС, «МобилЭлемент», «АльтТелеком», оплатить через кошелек Rbk Money, Webmoney, через систему Яндекс.Деньги, «Contact» и «Лидер», получить квитанцию для перечисления через Почту России.
    21.02.2015
    Оправдание добра: Улыбка ребенка объединяет миллионы людей
    Дорогие друзья! SK-NEWS.RU поддерживает благотворительный проект Русфонда, стартовавший в Ставропольском крае. Эта страница будет выходить регулярно с письмами попавших в беду людей. Им нужна помощь, у них тяжелобольные дети и нечем платить за спасение. Вообще-то эта страница для всех: для отчаявшихся людей и для людей сострадательных, способных помочь.
    17.09.2014
    Пять социальных проектов незрячего, но смотрящего далеко вперед Алексея Фитисова
    Алексей Фитисов помогает людям с ограниченными возможностями здоровья найти себя в жизни. Несмотря на то, что сам является инвалидом по зрению I группы, ведёт весьма активный образ жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *