Аргументы к сочинению на тему смелость и трусость

14 вариантов

  1. Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость» :
    “В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Смелость и трусость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Смелость и трусость
    Л. Н. Толстой “Война и мир”
    Андрей Болконский, капитан Тушин, Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
    Гринев, семья капитана Миронова, Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
    М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
    Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
    А. П. Чехов. «О любви»
    Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре»
    Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
    В. В. Быков «Сотников»
    Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
    В. В. Быков «Обелиск»
    Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
    М. Шолохов. «Судьба человека»
    Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
    Б. Васильев «А зори здесь тихие»
    Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
    Б. Васильев. «В списках не значился»
    Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.
    Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость — начало победы», – сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.
    О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.
    Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.
    В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Равнодушие и отзывчивость
    Цели и средства

  2. Аргументы к сочинению
    «Смелость и трусость»

    Щербакова Е.В.
    МАОУ СОШ № 2
    г. Реж
    Отвага и страх – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость или силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и выходит наружу страх.
    «Война и мир»
    Л.Н.Толстой

    Война ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая трусость.
    А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
    «Капитанская дочка»
    А.С.Пушкин
    Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги.
    Швабрин переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого.
    «Журавлиный крик»
    В. Быков

    Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
    «Василий Тёркин»
    А.Т.Твардовский

    Василий Тёркин – ещё один герой, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью.
    Войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
    «Трус»
    В.Гаршин

    В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты, и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
    «А зори здесь тихие…»
    Б. Васильев

    Повесть о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – это не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они: Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак — погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
    «Преступление и наказание»
    Ф.М.Достоевский

    «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью до наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
    «Судьба человека»
    М. Шолохов

    Книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – семью. Но, несмотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести.
    «Старуха Изергиль»
    М.Горький

    Герой одной из легенд – смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя». Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью.
    Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, – это смелый призыв к подвигу.
    Автор аргументов: Валерия Пронина
    http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-smelost-i-trusost/
    Интернет-источники
    https://www.motto.net.ua/images/201209/motto.net.ua_21733.jpg
    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/376/62376322_1281036837_31.png
    http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-smelost-i-trusost/
    http://4ege.ru/sochinenie/55663-argumenty-k-napravleniyu-smelost-i-trusost.html
    http://s0.pic4you.ru/allimage/y2011/09-17/12216/1201318.png

  3. Проблема смелости и трусости – это извечная проблема двух противоположных человеческих качеств, которые тесно могут переплетаться в одном человеке. К примеру, в быту превозносится смелость: ведь с трусливым человеком, который боится жизненных трудностей и не может выйти из собственной зоны комфорта, мало кто хочет общаться. Но на войне как нельзя ярко проявляются свойства человеческого характера: когда над человеком нависает страх смерти, с виду отважный человек может проявить малодушие, а у “тихони” неизвестно откуда возьмутся силы противостоять врагу.
    В литературе немало произведений, поднимающих “проблему смелости и трусости”. К примеру, в произведении “Капитанская дочка” поначалу малодушный дворянский сынок Петруша Гринев становится настоящим мужчиной, не раз рискуя своей жизнью в опасной ситуации, и не боящийся вступиться за свою возлюбленную Машу перед бандой Емельяна Пугачева. А вот с виду компанейский и “разбитной” поручик Алексей Швабрин тут же перебегает на сторону врага, боясь лишиться своей жизни.
    Несомненный пример смелости показывает нам и Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Алексей вновь и вновь перебарывал свои страхи, чтобы не попасть в плен к немцам, не выглядеть смешным, пытаясь безногим инвалидом танцевать вальс и заново сесть за штурвал самолета.
    А вот в повести Куприна “Гранатовый браслет” чиновник Желтков показывает пример хоть и “несомненной любви”, но в то же время и трусости, предпочитая покончить жизнь самоубийством, чем начать борьбу за сердце замужней княгини Веры Шеиной.

  4. Только авторские материалы! Используя материалы на других сайтах,  необходимо  делать ссылку на сайт автора!
     
    Тема «Смелость и трусость»  может рассматриваться в следующих аспектах:
    Смелость и трусость на войне
    Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов
    Смелость и трусость человека в отдельности и всего общества в тоталитарном государстве.
     
    1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
    Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались  в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один  стал предателем, а другой –героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа.
    В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой  он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в  которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий,  трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда  был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться  Тарас.
    Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.
    2. М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
    Жить и всю жизнь дрожать, бояться, как бы не вышло чего, как бы не случилось что-то страшное. Именно так прожил всю жизнь герой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Он хорошо усвоил слова отца:« …коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».Вот пискарь и смотрел в оба, никого к себе не приглашал, отгородился ото всех, всего  боялся, как бы рыба большая его не съела. Но самое интересное то, что себя-то пискарь считал мудрым (отсюда название сказки), ведь он нашёл способ обезопасить себя. На самом же деле это не «премудрость», а глупость, приведшая к бесполезному существованию. С сарказмом называет автор героя «премудрым», подчёркивая этим всю никчемность его жизни. А жизнь- то уже  прошла. Пискарь в конце  и сам понял, что это было «болезненное существование». Вот и ждёт он  смерти, когда же она окончательно освободит его от всего этого: «…Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет…».Жить, трусливо по ночам выглядывая из своей норы, — что может быть ужаснее? «Пискарь»- от слова пищит, герой попискивает, прячась в норе.
    «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». Даже щука не захотела съесть его, поэтому умер он, скорее всего, сам, «…потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»
    Жанр сказки помог автору ярче показать тип людей, которые ограждают себя от трудностей жизни, пытаются жить в своём микромире, ничем вокруг не интересуясь, всего боясь, стремясь быть невидимыми, незаметными ( пискарь «…жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…»,- так  пишет о нём автор)  Эта жизненная и душевная трусость никогда не сделает людей счастливыми. Страшно, если раскаяние придёт к ним, как и  к пискарю, уже в конце жизни, скорее даже не раскаяние, а осознание того, что жизнь прожита зря.
    М.А.Шолохов «Судьба человека»
    Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми.
    Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал,  ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!
    Смелость – это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда  в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и  один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста ( «…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело  убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой»  перешёл черту, за которой – предательство, душевная гибель, смерть других людей.
    Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и  предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.
    4.В.Быков «Сотников»
    Что делает на войне одного человека смелым, решительным, а другого — трусом? Почему одни становятся героями, а другие — предателями народа? Над этим размышляет В.Быков в своём произведении «Сотников». Показывая судьбу двух героев на войне — Сотникова и Рыбака, он отмечает, что смелым и трусом человек становится не случайно в любой обстановке, а тем более на войне. В основе всех поступков лежат те нравственные принципы, та духовная основа, которая свойственна каждому человеку. Что дорого, что ценно в этой жизни: жизнь близких, народа, свобода страны или боязнь умереть, стремление выжить любой ценой, даже ценой предательства? Именно это двигало поступками героев. Сотников, всегда стремившийся к справедливости, ёщё   до войны никогда не подводивший своих товарищей, проявил смелость на войне , сражаясь за страну, понимая, что от него зависит судьба людей тех, кто рядом ( партизан, ждущих его с продуктами, Дёмичихи  с детьми, старосты, не сообщившего немцам о них). Он всё берёт на себя, пытается хоть в последние минуты спасти тех, кому грозит гибель. Не о себе, не о своей жизни думает он, а о других. Хотя, конечно, и ему, как и всем, хочется жить. Но он думает о том, как достойно встретить смерть, не быть трусом, а проявить решимость и смелость в последние минуты своей жизни. Погибают Сотников, Демичиха, староста, никого не пощадили враги.
    Иные принципы у Рыбака. Он всегда отличался стремлением уйти от наказания, вывернуться. Так и на войне он словно продолжает  эту игру, игру с жизнью: идёт на сделку с фашистами, думая, что и здесь в очередной раз ему как-нибудь удастся спастись, убежать, думая, что «чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит…».Но предательство приводи к душевной смерти, трусость — к нравственному опустошению. Именно он казнит Сотникова, своего  бывшего товарища. Назад, к своим товарищам, своему народу уже нет пути.
    Смелость и трусость… Человеку свойственно выбирать между ними. Как поступит человек перед лицом смерти? Как писал автор, «…да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?» Не дать страху преодолеть себя, не стать трусом, выстоять — вот цели смелого, решительного человека, способного не сломиться перед лицом смерти, остаться верным нравственным идеалам, людям, самому себе.
    А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
    Страшно жить в тоталитарном государстве, когда попираются все права человека, когда он становится маленьким винтиком в огромном механизме адской машине, превращающей человека  в одного из массы, лишая его индивидуальности. Страх может сковать почти всё общество, когда люди начинают бояться каждого шороха, звука приближающихся шагов, шума остановившейся в ночи машины у дверей дома, когда проявляют обыкновенную трусость, видя, как арестовывают ни в чём не повинных людей, но молчат. О периоде сталинских репрессий написал А.И.Солженицын роман «Архипелаг ГУЛАГ». Сколько судеб проходит перед глазами читателей, поражающихся  несправедливости,  жестокости и унижениям, которые  пришлось испытать  людям!  Боязнь и страх словно сковывали людей. Страх быть арестованным, страх перед неизвестностью, после ареста, страх за судьбу близких — всё это испытывал каждый, за которым приезжали  представители НКВД. А ещё в душе каждого теплилась надежда, что всё это случайность, что всё скоро закончится, каждый думал, что он-то уж точно не виноват, а невиновных арестовывать не будут, скоро во всём разберутся. Но как наивны были их надежды! Автор писал, что во многом виноваты сами люди: надо было возмущаться, кричать, сопротивляться. « Если бы люди  бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, — а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, молотками, кочергами, с чем придётся? ..Органы быстро бы недосчитались сотрудников и подвижного состава, и, несмотря на всю жажду Сталина, — остановилась бы проклятая машина! Если бы… если бы…»Легко управлять народом, который боится, который молчит и не сопротивляется беззаконию. Да, страх миллионов людей , наряду со многими другими причинами,  привёл к тоталитаризму. Но не все молчали. Были и такие, которые гордо смотрели следователям в лицо, до конца оставались решительными, бросая в глаза мучителям смелые взгляды, кто не подписывал ничего, что свидетельствовало об их, якобы, шпионстве. Автор о многом заставляет задуматься читателей: и о беззаконии, которое может  допустить народ, боясь говорить правду, и о необходимости совместно выступать против любого рода несправедливости, о необходимости  защищать свои права, проявляя смелость, решительность. Страх порождает трусость, боязнь что- либо предпринять и ради своей свободы, и  ради справедливости в обществе вообще. А этого нельзя допускать !
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  5. 5
    Текст добавил: Лучше умереть стоя чем жить на коленях

    ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ
    Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Смелость и трусость»
    В темах данного направления «смелость» и «трусость» могут фигурировать вместе как противоположные определения, но могут встречаться и по отдельности.
    Оба понятия могут подразумевать либо реакцию (поступок) человека в конкретной ситуации, либо устойчивую черту характера.
    ВАЖНО!!!
    Трусость – это не сам страх, а неспособность подавить его.
    Смелость – это не отсутствие страха, а умение не поддаваться этому чувству.
    Вспомним Соколова («Судьба человека»), Гринева («Капитанская дочка») и «Сашку» (повесть Кондратьева) – неужели эти персонажи не боялись смерти? Я так не думаю. Смелость перечисленных героев проявляется в том, что боялись, но все равно не отступили.
    Не стоит забывать и о том, что эти два качества могут сочетаться в одном человеке.
    Обратимся к роману “Евгений Онегин”. Главный герой решился на дуэль, то есть рисковал жизнью, но осознав, что сделал это сгоряча, не изменил решения из-за страха остаться трусом в глазах окружающих.
    Кем же был Онегин: смельчаком или трусом?…
    Готовясь к итоговому сочинению по направлению «Смелость и трусость», не будет лишним поразмышлять о том, какие страхи испытывают люди:
    Смерть (собственная или близкого человека)
    Одиночество
    Расставание с любимым человеком, родными
    Страх быть осужденным/не оправдать чьи-то ожидания
    и т.д.
    Чтобы подготовить аргументы, вспомните литературные произведения, в которых можно найти ответы на следующие вопросы:
    Кого можно считать смелым?
    Кого можно считать трусом?
    Можно ли осуждать человека за трусость?
    В каких ситуациях проявляются эти человеческие качества?
    Может ли струсить смелый человек?
    Если эта информация была полезной, рукомендуем прочесть:
    Как подготовить аргументы на тему “Верность и измена”
    Как подготовить аргументы на тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Как подготовить аргументы на тему “Цели и средства”
    Как подготовить аргументы на тему “Человек и общество”

  6. Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.
    Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.
    Рассказ «Старуха Изергиль» – наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.
    Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».
    Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».
    Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.
    Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.
    Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
    Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
    Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

  7. Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои бояться, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.
    Лена Бессольцева  – это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию.  Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих.  Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».
    Другим героем, которому присуще чувство страха, является Васильев.  Он видел несправедливость, но из-за слабости характера не смог противостоять коллективу и его лидеру Железной Кнопке. Этот герой старается не обижать Лену Бессольцеву, отказывается ее бить, но в то же время старается сохранить нейтралитет. Васильев пытается защитить Лену, но ему не хватает характера и смелости. С одной стороны, остается надежда на то, что этот персонаж исправится. Возможно, пример храброй Лены Бессольцевой поможет ему самому побороть страхи и научит его отстаивать правду, даже если все вокруг против. С другой стороны поведение Васильева и то, к чему привело его бездействие, учит нас тому, что нельзя стоять в стороне, если ты понимаешь, что происходит несправедливость. Молчаливое согласие Васильева поучительно, поскольку многие из нас сталкиваются с подобными ситуациями в жизни. Но есть вопрос, который должен задать себе каждый человек, прежде чем сделать выбор: разве есть что-то хуже, чем знать о несправедливости, быть ее свидетелем и просто молчать? Смелость, как трусость – дело выбора.

  8. М. Булгаков “Мастер и Маргарита”

    Понтий Пилат – трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость – один из серьезнейших грехов (по роману “Мастер и Маргарита”).

    А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

    Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

    А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

    Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого – трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость – синоним предательства. Только трусливый человек мог без зазрения совести встать в один строй с врагами. Швабрин – безнравственный человек, для которого слово “честь” не является значимым.

  9. 1. В.А. Каверин «Два капитана»

    В романе В.А. Каверина «Два капитана» другом главного героя Сани Григорьева является Валька Жуков. Они подружились с момента встречи в школе-интернате, куда попал Саня как беспризорник. Валька – настоящий друг Сани, не то, что Михаил Ромашов. Когда между Ромашкой и Григорьевым возникает конфликт, Валька знает правду, но боится её сказать, так как подлый Ромашов его шантажирует. Однако, понимая, что его молчание может стоить другу слишком дорого, он рассказывает всё Сане, а тот просит его сказать это всем на педсовете, на котором будет обсуждаться его исключение из школы. Если у тебя есть поддержка такого смелого и отважного друга – никто не страшен.

    2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    В комедии возникает конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Молодой человек смело говорит в лицо всем представителям московского света о том, насколько нелепо выглядят их привычки и пристрастия. Он отважно осуждает ханжество и лицемерие, царящие здесь, презрительно отзывается о чинопочитании и низкопоклонстве. Каждый гость на балу услышал в его словах что-то оскорбительное. А ведь, на самом деле, кому приятно слышать о себе что-то обличительное. Так для графини-внучки такими словами показались сравнение её с модисткой, для Натальи Дмитриевны Горич – рекомендация переехать в деревню, старуху Хлёстову оскорбил его смех по поводу Загорецкого. Но тем не менее Чацкий продолжает говорить о подлости крепостников, которые обращаются с крестьянами как со скотом, о лизоблюдстве, о вечном подражании иностранцам. Именно за эту смелость И.А.Гончаров назвал героя Грибоедова победителем.

    3. Б.Васильев «Завтра была война»

    В повести показаны взаимоотношения трёх подруг: Зина Коваленко, Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Однажды на дне рождения в квартире Люберецких прозвучали стихи Есенина. Творчество этого поэта считалось запрещённым. Завуч школы Валентина Андроновна собирала информацию от детей, которые были слабее других по характеру и личным качествам. Такой оказалась Зиночка. Она и сообщила Валендре, что читали Есенина. Спустя некоторое время отца Вики Люберецкой арестовывают. Вика оказывается перед сложным выбором: она должна либо отказаться от отца, либо выйти из комсомола. Она не может сделать ни того, ни другого. Не желая выслушивать обвинительные слова в её адрес, подставлять друзей, она решает отравиться. Своей смертью Вика высказывает протест существующему миропорядку. Искра Полякова на похоронах своей подруги читает стихи Есенина, доказывая всем, что эти люди не победили ни Вику, ни их дружбу.

  10. Конфликт между человеком и обществом появляется тогда, когда сильная, яркая личность не может подчиняться правилам общества. Так, Григорий Печорин, главный горой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», – незаурядная личность, бросающая вызов нравственным законам. Он «герой» своего поколения, вобравший в себя его худшие пороки. Молодой офицер, наделенный острым умом и притягательной внешностью, с пренебрежением и скукой относится к окружающим людям, они кажутся ему жалкими и смешными. Он чувствует свою ненужность. В тщетных попытках найти самого себя он приносит лишь страдания неравнодушным к нему людям. С первого взгляда может показаться, что Печорин – крайне отрицательный персонаж, но, последовательно погружаясь в мысли и чувства героя, мы видим, что виной тому не только он сам, но и общество, породившее его. По-своему он тянется к людям, к несчастью, общество отвергает лучшие его порывы. В главе «Княжна Мери» можно увидеть несколько таких эпизодов. Приятельские отношения Печорина и Грушницкого превращаются в соперничество и вражду. Грушницкий, страдающий от уязвленного самолюбия, поступает подло: стреляет в безоружного и ранит его в ногу. Однако даже после выстрела Печорин дает шанс Грушницкому поступить достойно, готов простить его, он хочет извинений, но гордыня последнего оказывается сильнее. Доктор Вернер, играющий роль его секунданта, является чуть ли не единственным человеком, понимающим Печорина. Но даже он, узнав об огласке дуэли, не поддерживает главного героя, лишь советует уехать из города. Человеческая мелочность и лицемерие ожесточают Григория, делают неспособным любить и дружить. Таким образом, конфликт Печорина с обществом заключался в том, что главный герой отказался притворяться и скрывать свои пороки, как зеркало показывая портрет всего поколения, за что общество его и отвергло.

  11. Вступление

    Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

    Проблема

    Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

    Тезис №1

    Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

    Аргументация

    Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

    Вывод

    Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

    Тезис №2

    Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

    Аргументация

    В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

    Вывод

    Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

    Тезис №3

    Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

    Аргументация

    В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

    Вывод

    Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

    Общий вывод (заключение)

    С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

  12. Будь смел на правду
    Кто смел, тот и съел (и на коня сел)
    Смелость — начало победы. (Плутарх)
    Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)
    Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
    Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)
    Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)
    Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)
    Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)
    Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)
    Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)
    В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
    Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)
    Быть смелым — значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)
    Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)
    Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)
    Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)
    Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид)
    Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)
    Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)
    Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
    Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)
    Творчество требует смелости. (А. Матисс)
    Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)
    Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)
    Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)
    Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)
    Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
    Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
    Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
    Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)
    Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)
    Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
    Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
    Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)
    Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
    Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)
    Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)
    Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)
    Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)
    Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)
    При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)
    Страх — плохой наставник. (Плиний Младший)
    Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)
    Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов)
    О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А.Н. Толстой)
    Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)
    Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
    Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)
    Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)
    Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
    Отвага — что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)
    Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

  13. Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?
    В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.
    В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.
    Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.

  14. Аргументы (полезная литература): А. С. Пушкин,, Капитанская дочка”,А. С. Пушкин,, Евгений Онегин”.
    Сочинение:
    Сочинение на данную тему нужно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личностей – от решительности и смелости одних героев, проявления силы воли и силы духа до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабые черты характера, которые часто доходят до предательства.
    Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.
    В качестве примеров можно взять сопоставление Гринева и Швабрина из “Капитанской дочки”: первый готов был умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.
    Евгений Онегин по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества и даже в вопросе дуэли с Ленским не смог пойти вопреки устоявшемуся мнению. Пусть даже он это общество и презирал, однако не мог не считаться с ним.
    В “Герое нашего времени” слабую волю проявил Грушницкий – сцена его дуэли с Печориным ясно показывает его слабохарактерность: он знал, что пистолет Печорина не заряжен, тем не менее выстрелил.
    Ярче всего эта тема проявляется в критических ситуациях – например, в произведениях, описывающих войну.
    В “Войне и мире” множество примеров: например, трус Жерков, уклоняющийся от боев и прикрывающийся поисками своей батареи, и храбрый Андрей Болконский, умеющий своей смелостью вдохновить всех вокруг.
    Подобный выбор может оказаться перед каждым из нас, и именно от нас зависит, как мы поведем себя в таких ситуациях – достойно или укроемся в раковину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *