Аргументы к сочинению на тему любви олеся

13 вариантов

  1. Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
    Повесть «Олеся» – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
    Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
    Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
    Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
    В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
    Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
    Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
    Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», – такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
    Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел – слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
    От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
    Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

  2. Настоящая любовь — любовь чистая, возвышенная, всепоглощающая.
    Такая любовь изображена во многих произведениях А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Все три повести заканчиваются трагически: «Гранатовый браслет» и «Суламифь» разрешаются гибелью главных героев, в « Олесе» сюжетное действие заканчивается расставанием Олеси и рассказчика. По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в этом мире, — она всегда будет осуждаться в порочной общественной среде.
    В «Олесе» препятствием для любви героев явились их социальные различия и предрассудки общества. Олеся — девушка, родившаяся и всю юность проведшая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Местные жители считали её ведьмой, презирали, ненавидели (показателен оказанный ей жестокий приём у церковной ограды). Олеся не отвечала им взаимной ненавистью, она просто опасалась их и предпочитала уединение. Однако к рассказчику она прониклась доверием с первой встречи; их обоюдное влечение стремительно возрастало и постепенно переросло в настоящее чувство.
    Рассказчика (Ивана) поразило в ней сочетание естественности, «лесной души», и благородства, «конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова». Олеся никогда не училась, не умела даже читать, однако говорила красноречиво и складно, «не хуже настоящей барышни». И главное, что привлекало его в полесской колдунье, это её тяготение к народным традициям, её сильный, волевой характер и свободолюбивая, чуткая и способная искренне любить душа. Олеся не умела притворствовать, поэтому её любовь не могла быть низменным порывом или маской. И герой питал к ней, такой искренней, подлинные чувства: он обрёл в девушке родственную душу, они без слов понимали друг друга. А настоящая любовь, как известно, строится на взаимопонимании.
    Олеся любила Ивана самозабвенно, жертвенно. Боясь, что его осудит общество, девушка оставила его, отказалась от своего счастья, предпочтя его счастье. Каждый из героев выбрал благополучие другого. Но их личное счастье оказалось невозможным без взаимной любви. Это подтверждает финал повести: «Господи! Что же такое случилось?» — прошептал Иван, «входя с замиранием сердца в сени». Это был апогей несчастья героя.
    Любовь соединила их навеки и навеки разлучила: только сильные чувства побудили Олесю покинуть Ивана, а Ивана — позволить ей это. Они не боялись за самих себя, но опасались друг за друга. Олеся ради Ивана отправилась в церковь, осознавая, что её ожидает там опасность. Но она не выдала своих опасений Ивану, чтобы не огорчить его. В сцене их последнего свидания она также не хотела огорчать возлюбленного, разочаровывать его, потому не поворачивалась к нему лицом до тех пор, пока он «с нежным умилением отнял её голову от подушки». Онавзывала: «Не смотри на меня… Прошу тебя… Гадкая я теперь…» Но Ивана не смутили длинные красные ссадины, избороздившие её лоб, щёки и шею, — он принимал её такой, какая она есть, он не отвернулся от неё, израненной, для него она и тогда являлась самой красивой. Он любил её безоговорочно и не отказывался от намерения жениться на ней. Но в жестоком обществе, закостенелом в предрассудках, это было невозможно.
    Олеся была изгоем общества. Люди считали, что Олеся накликивает беду, ворожит, презирали и боялись её, а Иван верил ей. Даже когда она сама принялась уверять его, что обладает колдовской силой, он не сомневался, что она добрая и никому не способна причинить зло, что сила, заключенная в ней, — светлая, а сплетни о ней — суеверный вымысел. Он не мог подозревать Олесю в чём-либо дурном, он доверял ей, а значит, испытывал настоящую любовь, любовь, основанную на вере, надежде и всепрощении.
    Олеся тоже готова была простить Ивана в любой ситуации, обвинить себя, но выгородить его (хотя именно из-за Ивана пошла в церковь, в произошедшем с ней несчастье она винила только себя). Слёзы и неумолимую дрожь в сердце у читателя вызывает ответ Олеси на просьбу героя простить его: «Да что ты!.. Что ты, милый?.. Как тебе не стыдно и думать об этом? Чем же ты виноват здесь? Всё я одна, глупая… Ну, чего я полезла в самом деле? Нет, солнышко, ты себя не вйновать…» Всю вину и всю ответственность за свершившееся девушка возлагала на себя. И за последующие действия —- тоже. Никогда ничего не боявшаяся Олеся вдруг испугалась… за Ивана. Иван неоднократно предлагал Олесе выйти за него замуж, высказывал ей заверения в их дальнейшем, счастливом и совместном, будущем, но девушка боялась подставить его под удар закона и молвы, бросить тень на его репутацию. А Иван в свою очередь пренебрегал репутацией во имя любви.
    Их чувство не принесло им счастья, жертвы во имя друг друга — тоже. Слишком сильно довлело над ними общество. Но побороть их любовь никакие предрассудки не могли. Рассказчик после исчезновения Олеси говорит: «Сстеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием “кораллов”, — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и её нежной, великодушной любви ». Эта незабвенная вещица символизировала для Ивана любовь Олеси, которую та даже после расставания стремилась передать ему.
    Понятия «душа» и «любовь» для обоих героев были неразделимы, поэтому их любовь — чиста и непорочна, возвышенна и искренна, как и души — чистые, светлые. Любовь для них — творение души. Чувство, лишённое недоверия и ревности: «Ревновал ли ты меня?» — «Никогда, Олеся! Никогда!» Как можно было ревновать её, чистую и светлую Олесю?! Слишком возвышенной, сильной и крепкой была их взаимная любовь, чтобы допускать эгоистического инстинкта — ревности. Сама по себе их любовь исключала всё приземлённое, пошлое, банальное; герои любили не для себе, не свою любовь лелеяли, а отдавали души друг другу.
    Такая любовь — вечная, но непонятая обществом, жертвенная, но не приносящая счастье, может быть дарована не многим и лишь раз в жизни. Потому что такая любовь — высшее проявление Человека. А человек рождается лишь однажды.

  3. Самоотверженность во имя любви – качество, присущее не только рыцарям и воинам, но и более современным персонажам. Обращаясь к роману Гончарова «Обломов», волей-неволей отмечаешь характер ленивого главного героя. Илья Ильич не хочет делать карьеру и покорять общепринятые вершины. Кажется, что ничто не способно поднять его с дивана. Однако Штольц знакомит друга с Ольгой Ильинской, и ради нее Обломов меняет свой образ жизни. Он переезжает за ней на дачу, предлагает Ольге стать его женой и получает согласие. Хоть дальше он сдается и возвращается к дивану, для возлюбленной он все же постарался изменить себя и свою жизнь.
    Когда любишь человека, хочешь сделать его счастливым – именно поэтому периодически приходится быть самоотверженными. Обратимся к повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой Георгий Желтков много лет был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Несколько раз в год он писал письма, пытался ей звонить, а Вера сказала ему, что без него ей было бы спокойнее. Решив больше не беспокоить возлюбленную, но и не представляя жизни без нее, герой решает застрелиться. Георгий пожертвовал жизнью ради любимой, а Вера не оказалась столь самоотверженной, слишком поздно поняв, что упустила настоящую любовь.

    Ревность: плюсы и минусы

    Часто любовь не может обойтись без чувства ревности, и многие литературные персонажи, как и реальные люди, испытывают негативные эмоции по отношению к другим из-за привязанности к любимому человеку. В комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву и навещает дом Фамусова. Он встречается с Софьей, которая уже предпочитает ему Молчалина. Конечно, ему неприятна эта ситуация, к тому же Молчалин не вызывает одобрения у Чацкого. Он обманывает Софью, стараясь завоевать внимание Лизы, и, когда это обнаруживается, Софья так же, как и главный герой, испытывает неприязнь и ревность. Однако это чувство – единственная настоящая искра жизни в болоте лицемерия и притворства светских салонов. Оно, как мы видим, присуще искреннему человеку вроде Чацкого, но совершенно чуждо всем обитателям московского общества. Испытав сердечные муки, Софья тоже преображается, ведь получает важный жизненный урок. Таким образом, ревность – это не всегда плохо, зачастую она свидетельствует о глубокой натуре и истинной любви.
    Любовь нередко является причиной ссор, недопонимания, войн, а чаще всего потакает этим разладам именно ревность. Вспоминается роман в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». После объяснения с Татьяной герою совершенно не хотелось оказаться на именинах, и он всерьез обозлился на своего друга Владимира Ленского за то, что он не учел его пожелания. Евгений стал ухаживать за Ольгой Лариной, что, конечно, совершенно не устроило молодого поэта. Ленский вызывает Онегина на дуэль, на которой он погиб сам. Из-за ревности все обрели только несчастья: и Евгений стал причиной смерти друга, и Ольга потеряла возлюбленного, и сам Владимир погиб.
    Часто странное поведение героев объясняется либо любовью, либо ревностью. В романе «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов показывает читателю, что ревность не приводит ни к чему хорошему. Как мы помним, у Печорина к Вере было особое отношение, он любил эту хрупкую белокурую даму. Вера – замужняя женщина, и эта мысль была очень неприятна Григорию. Подобное чувство было и у самой героини, когда она испытывала негодование насчет общения Печорина с Мэри, хотя она понимала, что для него это не так серьезно. Ревность не сблизила любовников, а, напротив, только отдалила их и разлучила навсегда. Вера в приступе меланхолии все рассказала мужу, и он увез ее от незадачливого кавалера.

    Воскрешающая сила чувства

    Любовь и доброта к людям способны помочь человеку выбраться из трудных ситуаций и разобраться в себе. Так, героиня романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», Соня Мармеладова смогла спасти Раскольникова от ужасных последствий, связанных с обдумыванием совершенного им преступления. Родион чуть не сошел с ума, анализируя исход своей теории об обыкновенных и необыкновенных людях, и только благодаря отзывчивости и любви Сони он смог эмоционально спастись от самого себя. Девушка поддерживала героя, побуждала покаяться, направляя его на путь нравственного воскрешения. Именно благодаря ее поддержке Раскольников справился со своими мыслями и страхом.
    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь становится одним из главных стимулов жизни. Более того, именно это светлое чувство спасает героев от отчаяния и наполняет их существование счастьем. По прибытии в Москву Воланд обнаруживает, что многие жители озадачены «квартирным вопросом», и хотя Мастер и Маргарита не менее нуждаются в деньгах, для них главное – не материальное, а духовное превосходство. Ради своих чувств они преодолевают преграды, лишь бы воссоединиться и не расставаться. Их любовь и стала воскрешающей силой, навсегда соединившей героев.
    Любовь во многом влияет на человека, и даже способна превратить юношеский максимализм в расчетливость и меркантильность. В романе Гончарова «Обыкновенная история» главный герой, Александр Адуев рассчитывал, что его жизнь сложится совершенно иначе: встреча с Надей и влюбленность в нее дарили Александру новые надежды и светлые мечты. Возможно, если Наденька бы не увлеклась графом Новинским и не разбила бы сердце Александру, любовь стала бы для него неким воскрешающим символом. Однако сюжет складывается иначе, и перевоплощение героя начинается с разочарования в светлом чувстве. Иногда любовь способна спасти человека, но, к сожалению, бывает так, что она только разрушает идеальное представление о жизни.
    Скачать таблицу с аргументами
    Автор: Мария Воробьева

  4. Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.
    Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.
    А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
    Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.
    Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.
    В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
    Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.
    Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
    Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

  5. Повесть Куприна “Олеся” наполнена мистицизмом. Ее главный герой, Иван Тимофеевич, человек образованный и начитанный, однако его никогда не оставляет мысль о присутствии в природе чего-то высшего, чего-то что не поддается доводам рассудка, что невозможно объяснить научными формулами. Это таинственное слышится ему в порывах ветра и он с удовольствием бросается на услышанную фразу о живущей неподалеку колдунье. Конечно, скептицизм Ивана Тимофеевича говорит ему, что колдовство невозможно, но чувства говорят иное и когда он попадает в домик колдуньи он воспринимает сказанное ему пророчество с недоверием в разуме, но с верой в душе.
    И ведь все сбывается. Его любовь к Олесе, такой странной и загадочной, способной заставить человека споткнуться на ровной дорожке, оказывается такой же невозможной, как и принятие идеи существования колдовства. такие отношения не могли закончится счастливо. Слишком разными были герои и если рассказчик признавал уникальность и неординарность девушки, то местные жители боялись ее.
    Конфликт разницы восприятия тайны цивилизованным человеком и темными местными жителями привел к трагедии – Олеся была вынуждена покинуть свой дом.
    Между тем, Иван Тимофеевич готов был пойти на поводу чувств и хотел жениться на Олесе, что кажется вовсе и не было глупостью, ведь любовь всегда права. Вот только в этой паре именно Олеся сохранила гораздо больше разума и отказалась выходить за барина, понимая, что этот брак не принесет ни ей ни ему счастья.

  6. Героиня из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» жертвует всем, даже своей душой, ради Мастера, которого любит. Она превращается в ведьму и помогает сатане провести весенний бал. Она мстит критикам, ополчившимся на роман ее любимого человека. Конечно, месть трудно назвать «положительными» поступком, но, тем не менее, женщина смела в своём чувстве и борется за избранника, защищает его до конца. Она бросает комфортную и состоятельную жизнь ради него, жжет все мосты тусклого, нелюбимого прошлого. На такой поступок пойдут далеко не все, но только отважные и решительные действия могут спасти высокое чувство в равнодушном и мелочном мире.
    В рассказе «Тёмные аллеи» И.А. Бунина герой, Николай Алексеевич, случайно встретился с хозяйкой постоялого двора, которую раньше любил. Надежда первая его узнаёт. Они вспоминают свою интрижку, завершившуюся ничем. Героиня до сих пор не простила его, за то, что он ее бросил, хотя и говорит, что дороже него ничего в ее жизни не было. А Николаю Алексеевичу неловко. Он, на самом деле, и проявляет трусость в любви, ведь отъезжая от постоялого двора, он не представляет, как могла бы эта содержательница гостиницы быть матерью его детей. Таким образом, мнение общества и стереотипы важнее для героя, чем любовь. Страх быть непонятым и осмеянным теми, кто для него никто, сделал несчастными жизни этих людей, и не только их. С другой стороны, эта боязнь, возможно, свела его с женщиной, которую он действительно сильно полюбил, и в случае с ней он не боялся действовать. Нельзя трактовать страх однозначно, веди, быть может, он является признаком мнимого чувства, а слабости характера.

  7. Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь».
    Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений, но неизменно одно: любовь освещает необычайным светом жизнь его героев, становится самым ярким, неповторимым событием жизни, подарком судьбы. Именно в любви раскрываются лучшие черты его героев.
    Судьба забросила героя повести «Олеся» в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Иван Тимофеевич — писатель. Он человек образованный, умный, любознательный. Ему интересны люди, с их обычаями и традициями, интересны легенды и песни края. Он ехал в Полесье с намерением пополнить свой жизненный опыт новыми наблюдениями, полезными для писателя: «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры», — думал он, сидя в вагоне.
    Жизнь преподнесла Ивану Тимофеевичу неожиданный подарок: в полесской глуши он встретил замечательную девушку и свою настоящую любовь.
    Олеся вместе с бабкой Мануйлихой живет в лесу, подальше от людей, которые когда-то изгнали их из села, подозревая в колдовстве. Иван Тимофеевич человек просвещенный и, в отличие от темных полесских крестьян, понимает, что Олесе и Мануйлихе просто «доступны некоторые инстинктивные знания, добытые случайным опытом».
    Иван Тимофеевич влюбляется в Олесю. Но он человек своего времени, своего круга. Упрекая Олесю в суеверии, Иван Тимофеевич сам не в меньшей степени находится во власти предрассудков и правил, по которым жили люди его круга. Он не смел себе даже представить, как будет выглядеть Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев, Олеся, вырванная из «очаровательной рамки старого леса».
    Рядом с Олесей он выглядит человеком слабым, несвободным, «человеком с ленивым сердцем», которое не принесет никому счастья. «Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы», — предсказывает ему по картам Олеся. Иван Тимофеевич не смог уберечь от беды Олесю, которая, стремясь сделать приятное любимому, отправилась в церковь вопреки своим убеждениям, несмотря на страх перед ненавистью местных обывателей.
    В Олесе есть смелость и решительность, которой не хватает нашему герою, в ней есть способность на поступок. Ей чужды мелочные расчеты и опасения, когда речь идет о чувстве: «Пусть будет, что будет, а я своей радости никому не отдам».
    Преследуемая и гонимая суеверными крестьянами, Олеся уходит, оставив на память Ивану Тимофеевичу нитку «коралловых» бус. Она знает, что для него скоро «все пройдет, все изгладится», и он без горя, легко и радостно вспомнит ее любовь.
    Повесть «Олеся» вносит новые штрихи в бесконечную тему любви. Здесь любовь у Куприна не только величайший дар, от которого грешно отказаться. Читая повесть, мы понимаем, что это чувство немыслимо без естественности и свободы, без смелой решительности защищать свое чувство, без умения жертвовать во имя тех, кого любишь. Поэтому Куприн остается интереснейшим, умным и деликатным собеседником для читателей всех времен.

  8. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А.И. Куприна “Олеся”)
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
    Воплощение нравственного идеала писателя в повести “Олеся”
    Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”)
    Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)
    Женский образ в рассказе А. Куприна «Олеся»
    Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)
    Любовь в понимании Бунина и Куприна
    Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
    Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
    Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести “Олеся”
    По рассказу А. И. Куприна “Олеся”
    Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? ( по произведению А.И. Куприна «Олеся»)
    Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
    Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
    Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси)
    Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна (“Олеся”).
    Человек и природа в творчестве Куприна

  9. М. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Любовь Маргариты к Мастеру можно назвать настоящей, невероятно сильной. Маргарита готова пойти на все, что позволит ей снова быть с любимым человеком. Она вступает в сделку с дьяволом, становится королевой на балу у сатаны. И все ради одного человека – Мастера, без которого она жить не может. Любовь побуждает человека совершать самые безумные поступки. Сила любви выше чувства страха. Маргарита доказывает это, за что и получает награду – вечный покой вместе с Мастером.
    Джек Лондон “Мартин Иден”. Выходец из рабочего класса, бедный молодой моряк Мартин Иден влюбляется в Руфь Морз – девушку, принадлежащую к высшему сословию. Любовь побуждает малообразованного юношу развиваться, чтобы преодолеть пропасть, разделяющую его и Руфь. Мартин Иден много читает, начинает писать свои произведения. Скоро он становится одним из самых образованных людей, имеющих на все собственный взгляд, чаще всего отличный от господствующих в обществе мнений. Мартин Иден и Руфь Морз помолвлены, но это держится в тайне, ведь молодой человек по-прежнему старается стать писателем, но так и не имеет денег в кармане. В Мартина Идена никто не верит: ни сестры, ни Руфь, ни семья Морзов. Он же во имя любви усердно трудится: пишет, спит по четыре часа, читает, снова пишет, потому что любит Руфь по-настоящему, хочет обеспечить их счастье. После скандала вокруг личности Мартина Идена, устроенного молодым репортером, помолвку разрывают. Руфь не желает даже говорить с ним. Но когда он становится популярным, богатым, получает признание, тогда его и начинают любить. Руфь уже не против выйти за него замуж: она говорит, что всегда его любила, что совершила ужасную ошибку. Но Мартин Иден не верит этим словам. Он понимает, что ничуть не изменился за это время. Когда помолвка была разорвана, произведения, получившие признание, уже были написаны. А значит, раз Руфь рассталась с ним тогда, она по-настоящему не любила. А вот любовь Мартина Идена была истинной, настоящей, чистой.
    М. Горький “Старуха Изергиль”. Настоящей может быть не только любовь между двумя сердцами, но и любовь к людям в целом. Данко, герой произведения, жертвует жизнью во имя спасения людей. Его цель благородна. Данко вырывает из груди сердце и освещает им путь. Люди выходят из леса и оказываются спасены. Но никто уже не помнит о подвиге героя, а ведь он отдал жизнь ради счастья окружающих.

  10. Текст из ЕГЭ

    (1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…
    (9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?
    (11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».
    (14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.
    (15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.
    (19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.
    (21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.
    (24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
    (По Н. Долининой)

    Вступление

    Любовь – сильнейшая эмоция, наполняющая нашу жизнь смыслом и особым значением. Ради любви мы совершаем подвиги, во имя любви слагаем стихи и песни, жертвуем всем ради счастливых моментов рядом с любимым человеком. Любовь толкает нас на преступления и возрождает к новой сказочной жизни.
    Приносит ли любовь счастье? Взаимная – да, но не всегда это чувство находит отклик в сердце объекта обожания. Все дело в том, что не каждый из нас способен правильно выстроить свои отношения, правильно относиться к тому, кого любишь и кто любит тебя.

    Проблема

    О том, как удержать любовь, как сохранить правильные взаимоотношения со своей второй половинкой, как определить разумные рамки дозволенного при общении с самыми близкими и родными людьми размышляет Н. Долинина.

    Комментарий

    Она говорит о том, что любовь – это сложная душевная работа, которая под силу далеко не каждому человеку. Конечно, о любви мечтают все, надеясь обрести в ней спасение от одиночества. Мы вожделеем разделить с кем-то всю свою жизнь целиком, не только ее радостные моменты, но и боль, обиду, несправедливость.
    Заботиться о ком-то тоже приносит нам своеобразное духовное удовлетворение, особенно осознание того, что мы кому-то нужны и необходимы. Это ощущение наполняет значимостью наше существование.
    Далее автор размышляет о том, как зарождается любовь и что нужно делать, чтобы удержать ее. Порой в молодости нам кажется оскорбительным выражение «удержать любовь», ведь по преданию поэтов любовь вольна как птица. Но Н. Долинина вспоминает произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», который постиг тайну любви и нашел свою единственную розу.
    Путешествуя по планетам, Принц познакомился со старым королем, который знал единственно-верный закон жизни: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной». Эти слова автор применяет и к отношениям между мужчиной и женщиной.
    В нашем обществе семьи существуют по иным принципам – неопытные жены начинают требовать от мужей слишком многого.

    Авторская позиция

    Н. Долинина убеждена, что в любви никто никому ничего не должен. Главное правило любви – ее добровольность. Человек будет петь серенады под окном или готовить еду не потому, что так ему приказали, а потому, что ему так хочется.
    По мнению автора, любовь – когда чувствуешь, что сможешь ради любимого человека претерпеть все препятствия на пути. Когда власть над человеком будет терпелива и не заставит перевоплощаться его в того, кем он не является, тогда, приручив друг друга, вы станете единственными и незаменимыми друг для друга.

    Своя позиция

    Я понимаю то, о чем хочет сказать автор. Для любви важна свобода. Если же из-за недоверия, ревности или по другим причинам ее нет, то чувство рано или поздно зачахнет, погибнет. Нельзя заставить человека любить, не изменять, совершать подвиги или дарить подарки. Любовь добровольна и вольна в своих проявлениях.

    Аргумент №1

    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим яркий пример того, как любовь умирает под гнетом никому не нужных правил и ограничений. Катерина и Тихон – молодая супружеская пара, которая живет в доме купчихи Кабановой, идеализирующей заповеди домостроя. Она настраивает сына против его жены Катерины, заставляя содержать ее в страхе и повиновении.
    Катерина любила супруга, но в условиях деспотизма и атмосферы угнетения, ее любовь угасла. В результате девушка изменила мужу, а впоследствии покончила жизнь самоубийством.

    Аргумент №2

    Вспоминается пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где главный герой Григорий Печорин похитил понравившуюся ему чеченскую девушку и, заперев ее в крепости, требовал от нее ответных чувств. Однако, перепробовав все – от уговоров до подкупа, только лишь позволив ей уйти, добился своего. Когда девушка почувствовала свободу, она поняла, что тоже любит молодого русского офицера. И какое-то время они действительно были счастливы.

    Заключение

    Любовь – понятие хрупкое и крепкое одновременно. От того, как мы будем относиться к нашим избранникам, зависит насколько счастливую семью мы выстроим, насколько долог будет наш союз.

  11. (50 слов) Примером сильной, но безответной любви является всем знакомая история Татьяны и Онегина из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Героиня, получив отказ, не поменяла своего отношения к возлюбленному, и даже будучи замужем, она все еще питала нежные чувства к Евгению. Настоящая любовь живёт с нами на протяжении всей жизни.
    (62 слова) Любовь — это когда чувствуешь, что у тебя будто бы растут крылья. Это ощущение хорошо знакомо героине повести И.С. Тургенева «Ася». Подобно птице, впервые взлетев над землёй, она бесповоротно влюбляется в Н. Н. Он же упускает свое счастье, испугавшись бурного порыва девушки. Однако ее «окрыленность» пленяет его, герой понимает, что встретил «ту самую», но теряет ее навсегда из-за своей неразборчивости и трусости.
    (66 слов) О любви нам повествует Данте Алигьери в своём произведении «Новая жизнь». Когда у его возлюбленной погиб отец, весь город собрался проститься с ним. Данте не заходил в дом умершего, но ему было достаточно слышать женщин, которые беседовали о том, как сильно Беатриче страдает. И Данте мучился так, словно был там и видел Беатриче. Любовь — это и умение разделять горе, переживать его также, как и своё.

  12. М. Булгаков “Мастер и Маргарита”

    Пример истинной любви – отношения между Мастером и Маргаритой. Героиня была готова на все ради любимого. Она пошла на сделку с дьяволом, согласилась стать королевой на балу у сатаны, сгубила свою бессмертную душу. Все это далось ей нелегко, но открыло возможность встретиться с любимым. Любовь подталкивает человека на совершенно разные поступки. Даже то, что с первого взгляда кажется бесчестным, может быть оправдано с точки зрения любви.

    М. Горький “Старуха Изергиль”

    Любовь к людям – важное нравственное качество личности. Для Данко счастье людей было важнее собственного благополучия. Чтобы вывести людей из леса, герой жертвует жизнью: он вырывает из своей груди сердце и освещает им путь. Цель Данко, совершившего героический поступок, по-настоящему благородна. Он помог людям выйти из леса и начать новую жизнь. Но люди не вспомнили о герое, а ведь именно ему они обязаны спасением.

    Л.Н. Толстой “Война и мир”

    Истинная любовь – это чувства Пьера Безухова по отношению к Наташе Ростовой. Он любил девушку уже тогда, когда ее женихом был Андрей Болконский. Но Пьер не мог позволить себе лишнего, потому что князь Андрей – его друг. Пьер руководствовался своими высокими нравственными принципами, герой не мог позволить себе совершить бесчестный поступок. Он поддержал Наташу в трудное для нее время, всегда был готов прийти на помощь. Настоящая любовь проявилась в благородных поступках Пьера. Ведь важнее всего уважение к человеку, которого любишь, и близким для него людям.

    А. Куприн “Гранатовый браслет”

    Желтков, ничем не примечательный человек, оказывается способным на истинную любовь. Вера Шеина – женщина, ставшая смыслом его жизни. Будучи обыкновенными чиновником, Желтков понимал, что она, княгиня, ему не пара. Но это не мешало настоящим чувствам. Желтков не намеревался завоевать Веру Николаевну, не мешал ей жить. Любовь была для него высшим счастьем. Желтков решил свести счеты с жизнью, чтобы не мешать объекту своей любви. Это не трусость, а обдуманный поступок. Герой ушел из жизни, благодаря судьбу за то, что ощутил настоящую любовь. Желтков отдал Вере Николаевне самую дорогую вещь, которая у него была – гранатовый браслет.

    В. Кондратьев “Сашка”

    Сашка влюблен Зину и надеется, что это взаимно. Но он узнает, что девушка уже любит другого. Герой сожалеет об этом, но не осуждает Зину. Сашка понимает, что это абсолютно нормальный, оправданный поступок, тем более в военное время. Он уважает девушку и принимает данную ситуацию как должное, не мешая ей быть счастливой.

    Джек Лондон “Мартин Иден”

    Руфь Морз – источник вдохновения, лучшая мотивация к развитию и самосовершенствованию для Мартина Идена. Обещая себе во что бы то ни стало добиться любви девушки, Мартин Иден начал читать, обучаться. С каждым днем он становился лучше. Скоро Мартин Иден преодолел пропасть, разделявшую его, обычного бедного моряка, и Руфь, принадлежавшую к высшему обществу. Любовь заставила юношу развиваться. Он стал одним из самых образованных людей в обществе. Но история любви Руфи и Мартина Идена закончилась трагично. Наверное, настоящей любви все-таки не было.

  13. РАЗУМ И ЧУВСТВО. АРГУМЕНТЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО ДОПУСКУ К ЕГЭ (ПО ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ОЛЕСЯ»)
    О человеческом разуме и о человеческих чувствах люди размышляют с древних времён. И до сих пор нет ответа на вопросы: что важнее в жизни: разум или чувство? Как жить: чувством или разумом?
    Ни один писатель, пожалуй, не оставлял без внимания такие картины жизни, где у героев книг происходит внутренняя борьба, борьба между разумом и чувством.
    Что было важнее в жизни для Олеси, главной героини повести А.И.Куприна: чувство или рассудок? Что выбрала она, полесская колдунья: спокойную, вдали от цивилизации жизнь без Ивана Тимофеевича или радость любви? Познакомившись с городским интеллигентным человеком, она полюбила его. Это чувство стало для Олеси всепоглощающим.
    Олеся – девушка разумная, рассудительная. Она обладала особыми, нетрадиционными способностями. Олеся трезво смотрела на жизнь, тем более, что предвидела свою беду, когда по просьбе любимого человека она погадала на картах. Однажды она сказала, что даже хотела попросить молодого человека, чтобы он перестал бывать у них. А когда он заболел и она не видела его долгое время, тогда она решила, что будет, то и будет, а она своей радости никому не отдаст. Когда Иван Тимофеевич после болезни появился у Олеси, он во время этого молчаливого свидания почувствовал, что она «отдает ему радостно, без всяких условий и колебаний, всё свое существо».
    Иван Тимофеевич предложил ей стать его женой. Девушка сказала, что это невозможно. Она осознавала, что они не пара: он барин, умный, образованный человек, а она даже читать не умеет. Олеся считала, что ему будет стыдно за такую жену. Ещё одно препятствие – это её бабушка. Она не смогла бы её оставить одну, а в городе та не смогла бы жить.
    Множество нежных, благодарных слов было сказано Олесей Ивану Тимофеевичу. Олеся заботилась о том, чтобы молодой человек после болезни снова не простыл в прохладное время. Ей хотелось сделать что-нибудь очень, очень приятное. Олеся решила сходить в церковь. Женщины её сильно избили. Разумно ли она поступила? На такой поступок она решилась сознательно, потому что любила очень сильно. После этой истории Олеся сказала, что виновата она, что зря она так поступила. Она очень не хотела, чтобы её любимый испытывал чувство вины.
    Читатель понимает, что любовь Олеси победила её здравый смысл. Но она не жалеет о том, что встретилась с человеком не своего круга. Олеся жалела только о том, что у неё нет от него ребёночка. Она была бы очень рада этому.
    Большинство не будет отрицать, что в ХХI веке разум преобладает над чувствами. Человеку дан разум. Но не каждому судьбой даётся такое всепоглощающее чувство, как у Олеси. Для неё оно было на первом месте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *