Аргументы к сочинению на тему равнодушие и отзывчивость

12 вариантов

  1. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
    Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
    Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
    Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
    Автор: Надежда Сидорова

  2. В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали.  Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
    Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
    Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его “пробуждение” нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.

  3. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
    В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
    Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
    Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
    Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
    Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
    Пьеса  А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом» повествует нам как о человечческой отзывчивости, так и о беспощадном равнодушии людей друг к другу. Герои Анчугин и Угаров пробуют раздобыть денег. Однако их отчаянное «Спаси» вызывает только раздражение у окружающих. И последней попыткой достать денег становится  не воспринимаемое всерьез ими самими обращение Анчу-гина к прохожим с улицы: «Люди добрые! Помогите!» Вслед за эти появляется Хомутов-ангел и безвозмездно предлагает пропойцам сто рублей. Но они настолько не верят в бескорыстие, чтто столь желанные совсем еще недавно деньги пугают, просителям чудятся в них подвох и скрытая угроза: «Черт знает что…» Удалившегося было Хомутова возвращают, чтобы он забрал деньги: «Забирай ссуду. Ну тебя к черту». Хомутову не верят, атмосфера зла сгущается; стадия уговоров «по-хорошему» заканчивается,  «ангела» связывают и учиняют допрос с пристрастием, в котором принимают участие все обитатели гостиницы. Дознание постепенно переходит в судилище, на котором обвинительную речь произносит молодожен Сту-пак: «Товарищи! Что здесь происходит? Это просто чудовищно! Мы же все перегрыземся. И все из-за него! Из-за него! Он провокатор! Он всех нас оскорбил! Оклеветал! Наплевал нам в душу! Его надо изолировать! Немедленно!» Страсти накаляются, назревает «распятие» в форме заключения в психбольницу, которое совсем не входит в планы героя. Третья часть пьесы включает в себя «признание» в тяжком грехе, вызванное сочувствие к нему со стороны недавних мучителей, их извинения и примирение. «Исповедь» Хомутова вызывает не негодование, не осуждение, а искреннюю жалость и ответное покаяние: «Это ужасно, ужасно. С нами что-то приключилось. Мы одичали, совсем одичали.» И далее: «Прошу вас, не думайте, что мы уж такие отпетые. Это было что-то ужасное. Наваждение какое-то, уверяю вас. Мы должны были вам верить – конечно! Мы были просто обязаны.»
    В пьесе «Двадцать минут с ангелом» Вампилов показал «отпадение от нормы» не отдельного человека, а общества в целом. Название гостиницы «Тайга» стало символом одичания современных людей.
    Рассказ В. Крупина «Мария Сергеевна» также повествует нам как о человеческой жестокости, так и о доброте. Главная героиня, бывшая учительница, осталась без жилья и пропитание себе ищет в помойках. Она никого не винит в случившемся: ни детей, отправиших ее в дом престарелых, ни сотрудников дома престарелых, которые оскорбляли ее: «Все вы тут – тюремщики с пожизненным сроком». Мария Сергеевна умеет прощать: «Вы не подумайте чего на моих детей». Не забывает о тех, кто нуждается: «Отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда ее ждали». Ей присуще чувство собственного достоинства…Это нравственно чистый человек. Автор утверждает это уже самим заглавием рассказа – «Мария Сергеевна». Не случайно же выбирается им имя матери Христа, отдавшей людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. И это хорошее надо перенести в настоящее. Не случайна и другая символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Нашел же в себе силы Сергей Николаевич пригласить в дом старуху, разрешить ей помыться. Напоил же он ее чаем! Он готов был это сделать и на следующий день. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, «…никогда не переходил на «ты».
    В этом рассказе мы видим и описание потери истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяют покинуть дом; забывают о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек. Равнодушие к чужой боли… Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!
    Люди свое равнодушие и жестокость проявляют по-разному. «Школьные годы чудесные», — поется в одной очень хорошей песне. Но эти «чудесные» годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю. В. Бондарева «Простите нас! ». Павел Георгиевич Сафонов — известный конструктор, который «с годами привык к известности», более того, «даже немного устал от нее». Вихрь забот служебных и семейных, «ранний успех», «удовлетворение» от собственных достижений заслонили собой воспоминания о школьных годах.
    И только возвращаясь из санатория, этот человек вдруг понял, как давно он не был «в родном своем степном городишке», не видел школьных друзей, на заходил в школу. Город, в котором он вырос, неузнаваемо изменился: он был «точно заново заселен, заново выстроен». Павел Георгиевич растерянно бродил по знакомым с детства местам и не находил прежних строений, старых улиц: город «совсем не помнил и не знал Павла Георгиевича». И герой Бондарева почему-то почувствовал себя обиженным и обкраденным, «будто жестоко и зло обманули его, отняли что-то, чего нельзя было отнимать».
    Вспоминает Сафонов друга детства Витьку Снегирева — «первую мальчишескую преданность», Веру — «первую любовь, незавершенную и трогательную…» и никак не может смириться с тем, что эти люди существуют такими лишь в его памяти. Но память эта не подпитывалась новыми впечатлениями: Павел Георгиевич не знал, что семья Витьки давно уже перебралась в Свердловск, а сам он стал директором завода. Не знал герой рассказа и того, что его «первая любовь» так и не вернулась с войны. Но самое жестокое разочарование постигает конструктора во время визита к старой учительнице математики. Сафонов приходит к Марии Петровне лишь потому, что случайно вспомнил еще одного человека, которого он знает в этом «чужом» городе. Да и вспомнил он старую одинокую женщину, когда забрел в школьный двор и заметил «красный огонек, пробивающийся меж ветвей» акации.
    И тогда же масса воспоминаний «одолела» Павла Георгиевича: он был любимцем Марии Петровны, которая прочила ему великое будущее, а он даже не подумал о ней. В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине. И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.
    Роман “Мастер и Маргарита” М. Булгакова повествует о таких человеческих качествах, как слабость и трусость, доброта и равнодушие, эгоизм и любовь ко всему окружающему.  Эти качества человека прекрасно раскрываются в главах, где рассказано о встречах Понтия Пилата и Иешуа.
    Иешуа – образец отзывчивости, он всех людей, даже своих палачей называет добрыми людьми, он жалеет Понтия Пилата, когда видит, как тот мучается от головной боли и когда понимает, что тому придется вынести ему обвинительный приговор.
    Иешуа просто любит всех людей, без исключения и без скидок на то, что собой эти люди представляют. Он готов к любому поспешить на помощь и, наверное, жалеет только об одном, что не может успеть помочь всем нуждающимся.
    Иное дело Понтий Пилат. Римский проконсул, фактический хозяин Иудеи, обязан быть человеком беспристрастным и равнодушным. Перед его глазами проходят тысячи преступников, по его слову свершаются тысячи казней. Он привык к жестокости, и она ничего не пробуждает в его душе.
    Но даже этого стального человека тронула внезапное участие Иешуа. Но Пилат — трус.  Иешуа умирает, чтобы осчастливить весь мир, Понтий Пилат наказан за равнодушие вечным одиночеством.
    11. Равнодушие в рассказе Горького «Старуха Изергиль» чередуется с примерами отзывчивости и самоотречения ради счастья других. Страшна судьба человека-орла Ларры, который считал себя лучше всех, который считал себя вправе делать то, что пожелает, который убил девушку просто за то, что она посмела отказать ему. Такое равнодушие к человеческой жизни, к самому человеку не могло остаться безнаказанным. Ларра был изгнан из племени и много лет жил один. Но время наказало его сильнее, чем могли бы сделать то люди. Настал миг, когда Ларра понял, что он совсем не исключительный. Он страстно захотел смерти, но даже смерть отвернулась от того, кто был равнодушнее ее самой.
    Иной пример Данко, этот юноша своей добротой и самоотречением спас свой народ. Его отзывчивость не знала границ и не знала страха. Когда он вел долгой дорогой через лес обозленных и потерявших надежду людей, он жалел их, как только может жалеть чистое и смелое сердце. Чтобы помочь тем,кто готов был растерзать его, Данко заставил себя загореться и вырвал горящее сердце из груди. Он вывел народ из леса, он спас многие жизни, но равнодушная толпа думала только о своем спасении и сразу забыла спасителя.
    Впрочем,отзывчивость и не нуждается в благодарности, это такое качество, которое делает человека счастливым само по себе, от осознания того, что ты сумел помочь кому-то вывел кого-то на верный путь, дал шанс начать новую жизнь.
    12. Обычно в книгах о войне мы встречаем немало примеров равнодушия, которое проявляется по-разному, кто-то становится предателем, кто-то равнодушно смотрит на чужую боль и страдания, но не таков рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
    Невиданные испытания выпали на долю главного героя, простого шофера Андрея Соколова. Он попадает на фронт, потом в плен, судьба сталкивает его с другими пленными и в этой среде, где каждый второй потенциальный смертник, нет места равнодушию. Сам Соколов без жалости делит хлеб, который ему даровал «добрый» комендант лагеря, ему вправляет руку незнакомый человек, просто чтобы избавить от боли, пленные стояли друг за друга и потому многие из них выжили.
    Вернувшись с фронта Соколов сталкивается с новым испытанием — война отняла у него всю семью. Но его сердце все еще полно любви к людям и эта любовь требует выхода. Соколов берет на воспитание Ваню, мальчика-сироту и таким образом создает новую семью. Его одинокая душа уже не будет одинокой, раз рядом с ней появилась любящее сердце.
    13. Все люди разные, у каждого своя судьба, своя среда обитания, но в любых условиях можно найти примеры порочного проявления человеческой натуры и самоотверженности.
    В драме Горького «На дне» мы также встретим героев с открытой и отзывчивой душой (Наташа, Настя, Наташа, Актер) и  людей, которые, пользуясь своим более выгодным временным положением, находят удовольствие в унижении и оскорблении себе подобных (Костылев и Василиса).
    Василиса Костылева предстает как черствая душой хозяйка заведения. Странник Лука среди всех действующих лиц несет всем людям идеи добра, всепрощения, надежды на лучшее — его поддержка вселяет в людей веру, дающую жизненные силы. Это тоже проявление сочувствия к людям, поддержки.
    Только искренне участие имеет смысл, только оно наполняет людей верой и силой, только оно приносит утешение. Озлобленность же и недовольство другими людьми — разрушающие качества, как в отношении отдающего, так и в отношении вынужденно принимающего подобные проявления человеческой натуры.
    В пьесе «Гроза» А. Островского равнодушие исходит от Тихона по отношению к Катерине, это терзает ее, он не может заступится за нее, не хочет брать жену с собой в поездку, хотя Катерина уже тогда чувствует, что что-то случится. Также равнодушие исходит от Бориса в конце пьесы, когда он не хочет пойти против дяди, боится лишиться наследства и оставляет Катерину со своими терзаниями.
    15. Совсем другого героя мы встречаем на страницах рассказа А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.
    16. ПисательВ.Г. Короленко написал замечательную книгу «Дети подземелья».  Он показал, как легко находят общий язык между собой дети из разных слоев общества, для которых еще не существуют тех условностей, по которым живут взрослые, и как легко оказывается быть отзывчивым и добрым, пока ты молод.
    Мальчик Вася, сын судьи, рано потерявший мать, начинает дружить с детьми подземелья, Валеком и Марусей, которые живут в мрачном замке в обществе нищих, отверженных цивилизованным обществом.
    Взрослые стараются избегать даже проходить рядом с этим местом, детей пугают ужасами, которые там творятся, но Вася на личном примере убеждается, что все это ложь. Да, нищим приходится воровать, чтобы как-то жить, но среди них есть дети, которые кажутся Васе очень несчастными, и его доброе сердце не может вынести этой картины. Он старается помочь своим новым друзьям, Вася проявляет отзывчивость и доброту. Даже его отец, поняв, какие чувства двигают мальчиком ,начинает гордиться поступками сына.
    К сожалению, мы можем быть равнодушными, можем не обращать внимания на чужие беды, но в глубине души каждый из нас понимает, что это очень плохо, и завидует тем, кто способен на чистые добрые чувства, такие как, простая человеческая отзывчивость.
    17. К сожалению, современное общество потеряло связь с природой, которая существовала на всём периоде существования. Мы забываем, как когда-то поклонялись ей и боялись всех её явлений, как прятались, когда слышали гром и видели молнии. Сейчас человек, овладев таким множеством технологий, начал считать себя её хозяином, он больше не придаёт никакого значения тому, что последует за его действиями, перестал отвечать за свои поступки, забыл о самом драгоценном, поставив на первое место своё собственное благополучие, а не природы.
    Так, в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» нам рассказывается история о деревне Матёре, которую пришлось затопить, чтобы построить плотину. Тут автор показывает, насколько циничным стал мир, что люди, живущие в нём, забывают о том, что на самом деле важно. Но затоплена была не только деревня, но и леса, поля, кладбище, тем самым был уничтожен маленький мирок, который создавали жители. Никто не задумывался о том, что будет дальше, об экологической проблеме, людям просто нужна была плотина, и они её построили. Этот пример доказывает, что из-за человеческого эго и жажды власти над миром погибает много земель, сохнут реки, вырубаются леса и начинаются экологические проблемы.
    18. И. С. Тургенев в своём романе«Отцы и дети» также показывает равнодушие к природе. Один из главных героев, Базаров, является нигилистом и считает, что природа – это мастерская для человека. Автор показывает в нём «нового» индивида, который равнодушен к ценностям своих предков. Герой живёт настоящим и не думает о том, к чему могут привести его поступки в будущем. Базаров не стремится к контакту с природой, она не приносит ему покой и наслаждение, не дарует ему душевное равновесие, поэтому, когда герою было плохо, он пошёл в лес и стал всё ломать. Таким образом, автор показывает нам, что равнодушие к окружающему миру не принесёт нам ничего хорошего и уничтожит на корню всё то, что было заложено в нас предками, которые с уважением и почтением относились ко всему и понимали ценность этой жизни и основные задачи их существования.
    19. В замечательной повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» мы легко находим примеры и равнодушного хищнического отношения к родной природе и примеры отзывчивости, любви. Главные герои повести – бывший лесничий Бурьянов и новый лесничий Полушкин. В единственной заповедной роще, что осталась от некогда огромных лесов, окружающих поселок, творились форменные безобразия. Лесничий сам возил на охоту в рощу браконьеров, воровал лес, оборвал все лыко с роскошных липовых деревьев. Бурьянов был совершенно равнодушен к природе родного края, не понимал ее красоты и жил только для того, чтобы урвать себе лишний кусочек от бывших в его ведении природных богатств.
    Иным был Иван Полушкин. Человек немного не от мира сего, зато влюбленный в природу до крайности. Он мог обойти стороной муравейник, роя канаву для канализационных труб. Когда его назначили лесничим, он стал строго следить за заповедной рощей, старался сделать ее еще красивей, чтобы и людям эта красота была доступна. Он даже привез белых лебедей, ведь они когда-то водились в этом крае. Защищая своих лебедей, и погиб Полушкин от рук браконьеров, но погиб с чистым сердцем, не тая обиды на своих убийц, погиб как святой человек, который был одним целым с природой края, в котором жил.
    Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
    Леонид Андреев – замечательный писатель, автор многих рассказов о животных. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, – бережное отношение к животным. Писатель подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.
    Рассказ «Кусака» повествует историю о  бездомной собаке, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя – Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…». Идея этого произведения в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом пришёл домой и избил свою жену.

  4. Аргументы
    к сочинению
    «Равнодушие и отзывчивость»

    Щербакова Е.В.
    МАОУ СОШ № 2
    г. Реж
    «Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме.
    «После бала»
    Л.Н.Толстой

    Равнодушие
    Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.
    «После бала»
    Отзывчивость
    Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелем этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.
    «Герой нашего времени»
    М.Ю.Лермонтов

    Равнодушие
    Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.
    “Крокодиловы слёзы” А.П. Чехов

    Равнодушие
    Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».
    “Крыжовник«
    А.П. Чехов

    Равнодушие
    Николай Иванович Чимша-Гималайский – всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

    “Судьба человека«
    Шолохов

    Отзывчивость
    Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.
    «Война и мир»
    Л.Н.Толстой

    Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству, подводы, предназначавшиеся для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат.
    Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
    «Господин из Сан-Франциско»
    И.А.Бунин

    Герой – некий состоятельный господин, отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
    «Людочка»
    В.П.Астафьев

    Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. В рассказе противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других: от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
    «Матрёнин двор»
    А.И.Солженицын

    Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной и одинокой. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
    «Чудик»
    В.М.Шукшин

    Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все: от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
    «Телеграмма»
    К.Г.Паустовский

    Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организует выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.

    «Над пропастью во ржи»
    Д.Д. Селинджер

    Отзывчивость
    История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.
    Интернет-источники
    http://ramki-vsem.ru/fon/nadpis8.png
    http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/05/18538069.png
    http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-ravnodushie-i-otzyvchivost/ – Автор аргументов: Надежда Сидорова
    https://www.ctege.info/napravlenie-ravnodushie-i-otzyivchivost/argumentyi-k-temam-ravnodushie-i-otzyivchivost.html

  5. “Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть” А.П. Чехов
    Этическая проблематика характерна для многих произведений русской литературы, как классического периода, так и серебряного века и современной прозы. Среди произведений, затрагивающих тематику равнодушия и отзывчивости во взаимоотношениях людей, можно выделить –
    1) Паустовкий – Телеграмма
    Абсолютное равнодушие Насти к собственной матери. Катерина Ивановна мечтает увидеть и обнять дочь, но им не суждено встретиться – Настя не желает общаться с матерью и игнорирует ее, целиком исключив из своей жизни.
    2) Толстой – Война и Мир
    Юная Наташа Ростова – ярчайший пример отзывчивости. На протяжении практически всего романа (за исключением последних глав) Наташа проявляет сильную эмпатию, направленность на понимание и сопереживание другим людям. Противоположность ей – княгиня Элен, которая абсолютно эгоцентрична и видит в других людях исключительно средства для достижения целей, а также удовольствий и материальных благ.
    3) Достоевский – Преступление и Наказание
    Студент Раскольников отдает последние деньги бедствующему Мармеладову, он, как и Соня – примеры отзывчивости и доброты в этом произведении. В противоположность этому – Лужин и Свидригайлов, совершенно равнодушные к проблемам других люди.
    4) Чехов – Вишневый Сад
    Тут равнодушны практически все герои произведения, никого не трогает, что будет со старым родовым поместьем и самим роскошным вишневым садом. Люди предпочитают плыть по течению и не беспокоиться о завтрашнем дне, не ощущая ни цели в жизни, ни ее смысла. Как пример отзывчивости – можно привести только купца Лопахина, который отчаянно стремится спасти поместье от продажи на аукционе, вначале пытаясь донести что-то до разума остальных, а затем с горя выкупая его самолично.
    5) Короленко – Дети Подземелья
    В этом произведении показана отзывчивость социального неравенства. Дети из совершенно разных социальных слоев подружились. Они заботились друг о друге как могли на протяжении долгого времени.

  6. Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
    “Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Равнодушие и отзывчивость
    А. П. Чехов «Тоска»
    Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
    И. С. Тургенев «Два богача»
    Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
    А. Куприн «Чудесный доктор»
    Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
    И. А. Бунин «Лапти»
    Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
    Кондратьев «Сашка»
    Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
    М. Карим «Помилование»
    Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
    В. Распутин «Прощание с Матерой»
    Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
    В. Распутин «Уроки французского»
    Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
    Б. Екимов «Ночь исцеления»
    Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
    А. Платонов «Песчаная учительница»
    Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
    А. Платонов «Корова»
    Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
    А. Платонов «Юшка»
    Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
    К. Паустовский «Телеграмма»
    Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
    В. Астафьев «Записка»
    Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
    О.Генри «Последний лист»
    Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
    Е. Носов «Кукла»
    Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
    «Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
    Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
    О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Смелость и трусость
    Цели и средства

  7. Вступление

    Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.

    Проблема

    Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?

    Тезис №1

    Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.

    Аргументация

    Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.
    В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.

    Вывод

    Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.

    Тезис №2

    Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.

    Аргументация

    Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить. Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

    Вывод

    Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.

    Тезис №3

    Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.

    Аргументация

    Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

    Вывод

    Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.

    Общий вывод (заключение)

    Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.
    Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.

  8. Иногда любовь зарождается из сочувствия. Например, герой рассказа «В Париже» случайно встречает в русском ресторане официантку. Вместе они идут в кино, и он надеется, что это — счастливая встреча, которую он ждёт. Из разговора, она понимает, что Николая Платаныча бросила жена. Но и муж Ольги Александровны остался в Югославии, и здесь ей трудно и одиноко. Она сочувствует его неустроенной жизни, ведь оба героя здесь, в Париже, только эмигранты, лишенные дома. Они проводят вместе ночь, а после живут вместе. Вскоре герой умирает. С его уходом Ольге Александровне кажется, что жизнь кончена. Ведь именно эта встреча придала их существованию смысл.
    Отзывчивость может спасти человека от необдуманного поступка. Например, доктор из рассказа «Речной трактир» был поражён тем, как девушка молилась и плакала в церкви. Вечером он встретил её в кабаке, в компании промотавшегося и развратного помещика. Доктор поддерживает её в нужный момент: отталкивает помещика, укоряет её за то, что она в таком месте, заставляет уйти. Она же после плачет, но целует руку доктору на прощание, благодарит его. Только бескорыстная и великодушная помощь ближним может изменить мир к лучшему, ведь эта женщина не пала жертвой похоти и порока, она получила шанс на достойный брак и, скорее всего, не упустила его.
    Кроме людей можно быть отзывчивым и к своему предназначению. Именно таким был старый моряк из рассказа «Бернар». Он всегда усердно выполнял свою работу, и перед смертью смог сказать, что был хорошим моряком. Автор показывает чуткость Бернара к тому, что от него хотел Бог. Так же автор считает, что и он был отзывчивым к предназначенному дару и может сказать те же слова. Так разнообразно проявляются в рассказах Бунина равнодушие и отзывчивость. Автор рассматривает все возможные грани от безразличия и великодушия, начиная с отношений между людьми и заканчивая чуткостью к своему таланту.
    Автор: Анастасия Варго

  9. Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
    Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
    Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.

  10. В пьесе Чехова “Вишневый сад” мы видим не только столкновение двух миров: нового буржуазного в лице купца Лопахина и старого, разлагающегося мира аристократии, который представлен Любовью Раневской и её братом. Кроме этого писатель хотел показать нам примеры истинной человечности и отзывчивости простых людей, а также яркие примеры полнейшего равнодушия, которым была “отравлена” знать того времени.
    Отзывчивым человеком показал себя Лопахин, который всеми силами пытался спасти семью помещиков от финансового краха. Честный купец, выросший среди простого народа, в первую очередь оставался добрым человеком, готовым бескорыстно помочь другим людям.
    Образцом же равнодушия стала помещица Любовь Раневская, которая жила не в реальности, а в своём выдуманном идеальном мирке. Она растратила все свои деньги и залезла в большие долги, путешествуя по заграницам и не думая о будущем. Как пример, Раневская сетует на бедность, но потом отдаёт золотой рублю случайному прохожему. Судьбу помещицы сломало её несерьёзное и равнодушное отношение к жизни. Из простой и лёгкой девушки, она стала пустой и легкомысленной женщиной. Её брат Гаев столь же бездарно прожигал свою жизнь как и сестра, не заботясь о том, что ждёт их семью дальше. Лопахин пытался спасти имение от разорения, но равнодушные люди не смогли его услышать. Раневская считала, что купец неграмотен и вульгарен, в её идеальном выдуманном мире такому человеку и его “глупым” словам не было места.
    От равнодушия хозяев пострадал и верный слуга Фирс, которого просто забыли, как старую вещь, в старом доме. Столь же равнодушна была Раневская и к своей дочери Ане, что не могло не сказаться на судьбе последней. Стоит отметить, что похожей на свою хозяйку стала и её служанка Дуняша.
    В конце пьесы слышится стук топоров, как бы символизируя то, что для того, чтобы построить новую общественную жизнь, нужно с корнями вырубить устои старого мира.

  11. 08.09.2017
    Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
    Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
    Какого человека можно назвать «равнодушным»?
    Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
    Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
    Чем опасно равнодушие?
    Может ли отзывчивость принести разочарование?
    Что значит быть отзывчивым?
    Может ли равнодушие ранить человека?
    Нужно ли учиться сочувствию?
    Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
    Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
    Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
    Всегда ли нужно быть отзывчивым?
    К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
    Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
    Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
    Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
    Можно ли научиться отзывчивости?
    Когда отзывчивость может навредить?
    Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
    Как привить чувство сотрадания детям?
    Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
    Что значит “быть бескорыстным” человеком?
    Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
    Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
    Важно ли уметь прощать?
    Сочувствие и доброта – это синонимы?
    Нужно ли бороться с несправедливостью?
    Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
    Что можно привести  к равнодушию?
    Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
    Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
    Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
    Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
    Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
    Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
    Чем опасно равнодушие к своей стране?
    Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
    Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
    Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
    Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
    только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
    Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
    Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
    Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
    Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
    Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
    По материалам сайта http://rustutors.ru

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
    Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
    Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *