Декабрьское сочинение на тему равнодушие и отзывчивость
8 вариантов
(336 слов)
Равнодушие и отзывчивость — это две ключевые и диаметрально противоположные точки в отношениях между человеком и окружающим его обществом. Безразличие по отношению к людям, на мой взгляд, гораздо хуже ненависти, ведь даже жестокие порывы души являются её движением. А равнодушие есть не что иное, как смерть души. К сожалению, равнодушие, порой, формируется под натиском некоторых обстоятельств. Однако и в трудной ситуации можно остаться человеком в полном смысле слова и чувствовать чужую боль, как свою.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, я прибегну к помощи классической русской литературы. Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет собой типичного эгоиста: он озабочен лишь собственным благосостоянием, живёт ради себя и не интересуется жизнью других людей. Дело в том, что общество, в котором обитает богач, проповедует подобные ценности, и именно поэтому стремительно направляется к гибели на своей «Атлантиде». После смерти господина из Сан-Франциско мы видим эти страшные проявления холодности и безразличия во всей красе: без денег и власти он становится никому не нужным, и тело его получает лишь коробку из-под воды, в которой и отправляется в свой последний путь.
Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.
Как правило, рассматривая, какие-либо качества человека, используется метод создания противоположностей, то есть одно качество определяется через обратное. Такой метод является вполне нормальным для поверхностного рассмотрения, однако, для того чтобы сказать нечто действительно достойное того как может говорить человек о различных значимых феноменах, требуется более разумное понимание, возможность действительно и искренне размышлять, но не скатываться в банальные и нелепые рассуждения, которые являются признаками конформизма и даже самообмана. Действительно, такие умозаключения распространены, но являются ли они достойными для того чтобы вообще быть высказанными?
Если вести речь более конкретно и перейти собственно к рассмотрению равнодушия и отзывчивости, то следует отдельно оценить эти качества и посмотреть действительно ли они являются противоположностями. В действительности и равнодушие и отзывчивость могут быть совершенно разными.
К примеру, равнодушие к нелепым словам или пустословию, к какой-либо никчемной деятельности может являться вполне достойным качеством, к примеру, в некоторых духовных традициях стремятся развивать именно равнодушие к различным благам этого мира, благодаря чему человек достигает действительно стоящего развития. С другой стороны, отзывчивость на различные прелести этого мира и нечто подобное является в этом смысле негативным качеством. Таким образом, эти свойства характера и поведения действительно могут быть противоположными, но с разными знаками в зависимости от обстоятельств.
Тем не менее, наиболее распространенным вариантом рассмотрения этих качеств является рассмотрение в рамках человеческих отношений. Под равнодушным человеком понимается такой, которому безразличны дела других, в частности различные беды и несчастья.
Отзывчивым человеком в свою очередь является такой, который способен откликнуться на различные беды и несчастья другого. В целом такое качество является положительным и характеризует человека, как склонного рассматривать себя как своеобразный инструмент, который может выполнять некоторую полезную деятельность в этом мире. Конечно, существуют различные варианты, иногда внешне отзывчивые люди в действительности просто склонны наблюдать за страданиями других и получать от этого тонкое удовольствие, безусловно, такой факт свидетельствует о возможности исказить и извратить даже различные положительные феномены в этом мире.
08.09.2017
Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
Чем опасно равнодушие?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
Что значит быть отзывчивым?
Может ли равнодушие ранить человека?
Нужно ли учиться сочувствию?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
Можно ли научиться отзывчивости?
Когда отзывчивость может навредить?
Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
Как привить чувство сотрадания детям?
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
Что значит “быть бескорыстным” человеком?
Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
Важно ли уметь прощать?
Сочувствие и доброта – это синонимы?
Нужно ли бороться с несправедливостью?
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
Что можно привести к равнодушию?
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
Чем опасно равнодушие к своей стране?
Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
По материалам сайта http://rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Где проходит грань между человеком как личностью и обезличенным существом?
Текст: Анна Чайникова
Фото: monateka.com
Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.
Комментарий ФИПИ
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.
Словарная работа
РАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему(Словарь Д.Н. Ушакова). ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.
Синонимы Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность. Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость. К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?
Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям)
Нуждающимся в помощи
Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину)
Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству)
Жизни в целом
Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.
Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны.
Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.
В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию. По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами. Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы. Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует. Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».
Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:
«Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души.
Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа». Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?
Отвечая на эти вопросы, В. Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую. Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил. Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.
Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась». Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.
Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением “вылущивает” из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».
Афоризмы и высказывания известных людей:
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт)
Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б. Шоу)
Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков)
Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский)
Над какими вопросами стоит задуматься?
В чем проявляется отзывчивость?
При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
В чем опасность равнодушия?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
К чему приводит равнодушное отношение к природе?
Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?
Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?
Список рекомендуемых произведений:
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Шинель»
И. С. Тургенев «Два богача», «Бирюк»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. П. Чехов «В аптеке», «Крокодиловы слезы», «Тоска», «Крыжовник»
А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени»
М. Горький «Старуха Изергиль»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
М. Шолохов «Судьба человека»
А. Солженицын «Матренин двор»
А. Платонов «Юшка»
В. Распутин «Уроки французского»
В. Астафьев «Людочка»
В. Шаламов «Плотники», «Почерк», «Хлеб», «Тифозный карантин»
А. Вампилов «Старший сын»
В. Розов «Гнездо глухаря»
Ссылки по теме:
Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Сочинение–2017/18: начинаем готовиться — 05.09.2017
01.11.2017
Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.” Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”
Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость
А. П. Чехов «Тоска» Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача»
Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор» Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти»
Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка» Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование»
Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова» Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка»
Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма» Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка»
Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист» Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла» Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
Другие направления итогового сочинения:
Верность и измена
Человек и общество
Смелость и трусость
Цели и средства
Что значит быть отзывчивым?
Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.
В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан. Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель. Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника. Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы. Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.
Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть. Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману. Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома. Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер. Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.
(452 слова) Трудно ли быть отзывчивым? Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.
Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.
Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.
(458 слов)
Н.Г.Люфахуан
Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
(336 слов)
Равнодушие и отзывчивость — это две ключевые и диаметрально противоположные точки в отношениях между человеком и окружающим его обществом. Безразличие по отношению к людям, на мой взгляд, гораздо хуже ненависти, ведь даже жестокие порывы души являются её движением. А равнодушие есть не что иное, как смерть души. К сожалению, равнодушие, порой, формируется под натиском некоторых обстоятельств. Однако и в трудной ситуации можно остаться человеком в полном смысле слова и чувствовать чужую боль, как свою.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, я прибегну к помощи классической русской литературы. Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет собой типичного эгоиста: он озабочен лишь собственным благосостоянием, живёт ради себя и не интересуется жизнью других людей. Дело в том, что общество, в котором обитает богач, проповедует подобные ценности, и именно поэтому стремительно направляется к гибели на своей «Атлантиде». После смерти господина из Сан-Франциско мы видим эти страшные проявления холодности и безразличия во всей красе: без денег и власти он становится никому не нужным, и тело его получает лишь коробку из-под воды, в которой и отправляется в свой последний путь.
Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.
Как правило, рассматривая, какие-либо качества человека, используется метод создания противоположностей, то есть одно качество определяется через обратное. Такой метод является вполне нормальным для поверхностного рассмотрения, однако, для того чтобы сказать нечто действительно достойное того как может говорить человек о различных значимых феноменах, требуется более разумное понимание, возможность действительно и искренне размышлять, но не скатываться в банальные и нелепые рассуждения, которые являются признаками конформизма и даже самообмана. Действительно, такие умозаключения распространены, но являются ли они достойными для того чтобы вообще быть высказанными?
Если вести речь более конкретно и перейти собственно к рассмотрению равнодушия и отзывчивости, то следует отдельно оценить эти качества и посмотреть действительно ли они являются противоположностями. В действительности и равнодушие и отзывчивость могут быть совершенно разными.
К примеру, равнодушие к нелепым словам или пустословию, к какой-либо никчемной деятельности может являться вполне достойным качеством, к примеру, в некоторых духовных традициях стремятся развивать именно равнодушие к различным благам этого мира, благодаря чему человек достигает действительно стоящего развития. С другой стороны, отзывчивость на различные прелести этого мира и нечто подобное является в этом смысле негативным качеством. Таким образом, эти свойства характера и поведения действительно могут быть противоположными, но с разными знаками в зависимости от обстоятельств.
Тем не менее, наиболее распространенным вариантом рассмотрения этих качеств является рассмотрение в рамках человеческих отношений. Под равнодушным человеком понимается такой, которому безразличны дела других, в частности различные беды и несчастья.
Отзывчивым человеком в свою очередь является такой, который способен откликнуться на различные беды и несчастья другого. В целом такое качество является положительным и характеризует человека, как склонного рассматривать себя как своеобразный инструмент, который может выполнять некоторую полезную деятельность в этом мире. Конечно, существуют различные варианты, иногда внешне отзывчивые люди в действительности просто склонны наблюдать за страданиями других и получать от этого тонкое удовольствие, безусловно, такой факт свидетельствует о возможности исказить и извратить даже различные положительные феномены в этом мире.
08.09.2017
Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
Чем опасно равнодушие?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
Что значит быть отзывчивым?
Может ли равнодушие ранить человека?
Нужно ли учиться сочувствию?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
Можно ли научиться отзывчивости?
Когда отзывчивость может навредить?
Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
Как привить чувство сотрадания детям?
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
Что значит “быть бескорыстным” человеком?
Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
Важно ли уметь прощать?
Сочувствие и доброта – это синонимы?
Нужно ли бороться с несправедливостью?
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
Что можно привести к равнодушию?
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
Чем опасно равнодушие к своей стране?
Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
По материалам сайта http://rustutors.ru
Дополнительные ссылки:
Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”
Где проходит грань между человеком как личностью и обезличенным существом?
Текст: Анна Чайникова
Фото: monateka.com
Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.
Комментарий ФИПИ
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.
Словарная работа
РАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему (Словарь Д.Н. Ушакова).
ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.
Синонимы
Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность.
Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость.
К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?
Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям)
Нуждающимся в помощи
Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину)
Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству)
Жизни в целом
Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.
Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны.
Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.
В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию. По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами. Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы. Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует. Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».
Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:
«Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души.
Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа». Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?
Отвечая на эти вопросы, В. Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую. Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил. Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.
Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась». Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.
Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением “вылущивает” из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».
Афоризмы и высказывания известных людей:
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт)
Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б. Шоу)
Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков)
Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский)
Над какими вопросами стоит задуматься?
В чем проявляется отзывчивость?
При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
В чем опасность равнодушия?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
К чему приводит равнодушное отношение к природе?
Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?
Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?
Список рекомендуемых произведений:
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Шинель»
И. С. Тургенев «Два богача», «Бирюк»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. П. Чехов «В аптеке», «Крокодиловы слезы», «Тоска», «Крыжовник»
А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени»
М. Горький «Старуха Изергиль»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
М. Шолохов «Судьба человека»
А. Солженицын «Матренин двор»
А. Платонов «Юшка»
В. Распутин «Уроки французского»
В. Астафьев «Людочка»
В. Шаламов «Плотники», «Почерк», «Хлеб», «Тифозный карантин»
А. Вампилов «Старший сын»
В. Розов «Гнездо глухаря»
Ссылки по теме:
Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Сочинение–2017/18: начинаем готовиться — 05.09.2017
01.11.2017
Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”
Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость
А. П. Чехов «Тоска»
Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача»
Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор»
Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти»
Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка»
Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование»
Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница»
Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова»
Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка»
Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма»
Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка»
Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист»
Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла»
Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
Другие направления итогового сочинения:
Верность и измена
Человек и общество
Смелость и трусость
Цели и средства
Что значит быть отзывчивым?
Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.
В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан. Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель. Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника. Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы. Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.
Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть. Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману. Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома. Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер. Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.
(452 слова)
Трудно ли быть отзывчивым?
Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.
Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.
Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.
(458 слов)
Н.Г.Люфахуан
Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.