Декабрьское сочинение на тему смелость и трусость аргументы

13 вариантов

  1. Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость» :
    “В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Смелость и трусость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Смелость и трусость
    Л. Н. Толстой “Война и мир”
    Андрей Болконский, капитан Тушин, Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
    Гринев, семья капитана Миронова, Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
    М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
    Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
    А. П. Чехов. «О любви»
    Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре»
    Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
    В. В. Быков «Сотников»
    Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
    В. В. Быков «Обелиск»
    Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
    М. Шолохов. «Судьба человека»
    Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
    Б. Васильев «А зори здесь тихие»
    Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
    Б. Васильев. «В списках не значился»
    Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.
    Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость — начало победы», – сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.
    О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.
    Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.
    В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Равнодушие и отзывчивость
    Цели и средства

  2. Но со временем мы наблюдаем моральное падение «героя» Димы. Сначала он пугается проблемы с братом одноклассника и нарушает свой принцип. Он не рассказывает о том, что его одноклассник Валя –живодер, потому что боится его брата. Но следующий поступок показал совершенно другую сторону Димы Сомова. Он сознательно позволили всему классу думать о том, что Лена рассказала о срыве урока учительнице, хотя сделал он это сам. Причиной этого поступка стала трусость. Далее Дима Сомов все глубже погружается в пучину страха. Даже когда Лене объявили бойкот, издевались над ней, Сомов не смог признаться, хотя шансов ему выпало немало. Этого героя парализовал страх, превратив его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества.
    Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость не бывает полезной, она опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки, пробуждает низменные инстинкты., А страх – это то, что присуще каждому. Человек, который совершает подвиг, может бояться. Герои боятся, обычные люди боятся, и это нормально, страх сам по себе является условием выживания вида. Но трусость – это уже сформированная черта характера.
    Что значит быть смелым? Как смелость влияет на формирование личности? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? В чем проявляется настоящая смелость? Какие поступки можно назвать смелыми?  Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие. Может ли смелый человек бояться?
     
    Лена Бессольцева – это один самых сильных образов в русской литературе. На ее примере мы можем увидеть огромную пропасть между страхом и трусостью. Это маленькая девочка, которая попадает в несправедливую ситуацию. Ей присущ страх: ее пугает жестокость детей, она боится чучел животных ночью. Но на самом деле она оказывается самой смелой из всех героев, потому что она способна заступиться за тех, кто слабее, она не боится всеобщего осуждения, не боится быть особенной, не похожей на окружающих. Лена доказывает свою смелость много раз, например, когда бросается на помощь Диме, когда он оказывается в опасности, даже несмотря на то, что он ее предал. Ее пример научил целый класс добру, показал, что не всегда в мире все решается силой. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».

  3. Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?
    В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.
    В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.
    Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.

  4. Вступление

    Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

    Проблема

    Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

    Тезис №1

    Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

    Аргументация

    Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

    Вывод

    Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

    Тезис №2

    Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

    Аргументация

    В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

    Вывод

    Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

    Тезис №3

    Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

    Аргументация

    В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

    Вывод

    Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

    Общий вывод (заключение)

    С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.

  5. ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ
    Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Смелость и трусость»
    В темах данного направления «смелость» и «трусость» могут фигурировать вместе как противоположные определения, но могут встречаться и по отдельности.
    Оба понятия могут подразумевать либо реакцию (поступок) человека в конкретной ситуации, либо устойчивую черту характера.
    ВАЖНО!!!
    Трусость – это не сам страх, а неспособность подавить его.
    Смелость – это не отсутствие страха, а умение не поддаваться этому чувству.
    Вспомним Соколова («Судьба человека»), Гринева («Капитанская дочка») и «Сашку» (повесть Кондратьева) – неужели эти персонажи не боялись смерти? Я так не думаю. Смелость перечисленных героев проявляется в том, что боялись, но все равно не отступили.
    Не стоит забывать и о том, что эти два качества могут сочетаться в одном человеке.
    Обратимся к роману “Евгений Онегин”. Главный герой решился на дуэль, то есть рисковал жизнью, но осознав, что сделал это сгоряча, не изменил решения из-за страха остаться трусом в глазах окружающих.
    Кем же был Онегин: смельчаком или трусом?…
    Готовясь к итоговому сочинению по направлению «Смелость и трусость», не будет лишним поразмышлять о том, какие страхи испытывают люди:
    Смерть (собственная или близкого человека)
    Одиночество
    Расставание с любимым человеком, родными
    Страх быть осужденным/не оправдать чьи-то ожидания
    и т.д.
    Чтобы подготовить аргументы, вспомните литературные произведения, в которых можно найти ответы на следующие вопросы:
    Кого можно считать смелым?
    Кого можно считать трусом?
    Можно ли осуждать человека за трусость?
    В каких ситуациях проявляются эти человеческие качества?
    Может ли струсить смелый человек?
    Если эта информация была полезной, рукомендуем прочесть:
    Как подготовить аргументы на тему “Верность и измена”
    Как подготовить аргументы на тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Как подготовить аргументы на тему “Цели и средства”
    Как подготовить аргументы на тему “Человек и общество”

  6. Проблема смелости и трусости – это извечная проблема двух противоположных человеческих качеств, которые тесно могут переплетаться в одном человеке. К примеру, в быту превозносится смелость: ведь с трусливым человеком, который боится жизненных трудностей и не может выйти из собственной зоны комфорта, мало кто хочет общаться. Но на войне как нельзя ярко проявляются свойства человеческого характера: когда над человеком нависает страх смерти, с виду отважный человек может проявить малодушие, а у “тихони” неизвестно откуда возьмутся силы противостоять врагу.
    В литературе немало произведений, поднимающих “проблему смелости и трусости”. К примеру, в произведении “Капитанская дочка” поначалу малодушный дворянский сынок Петруша Гринев становится настоящим мужчиной, не раз рискуя своей жизнью в опасной ситуации, и не боящийся вступиться за свою возлюбленную Машу перед бандой Емельяна Пугачева. А вот с виду компанейский и “разбитной” поручик Алексей Швабрин тут же перебегает на сторону врага, боясь лишиться своей жизни.
    Несомненный пример смелости показывает нам и Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Алексей вновь и вновь перебарывал свои страхи, чтобы не попасть в плен к немцам, не выглядеть смешным, пытаясь безногим инвалидом танцевать вальс и заново сесть за штурвал самолета.
    А вот в повести Куприна “Гранатовый браслет” чиновник Желтков показывает пример хоть и “несомненной любви”, но в то же время и трусости, предпочитая покончить жизнь самоубийством, чем начать борьбу за сердце замужней княгини Веры Шеиной.

  7. Трусость – это человеческая слабость, которая возникает в ответственный момент. Трус боится сложностей, самостоятельного принятия решений, порой даже надеется на помощь от смелого человека. Трусость выдаёт человека: его глаза округляются от испуга, от ответственности, которая ложится на его плечи, отключается разум. Такое поведение формируется на подсознании и контролировать его очень сложно, особенно если трус уже показал себя.
    В литературе много примеров о смелости, но и также много о трусости. Наделяя персонажей таким качеством, автор хотел показать, как некрасиво и стыдно быть трусом, а, главное, бесполезным для общества.
    Трусостью характера обладает главный герой поэмы «Евгений Онегин». Он согласился на дуэль, хотя мог и отказаться, но тогда, общество перестало уважать его, а ему, как светскому человеку, было важно их мнение. Только мнение, а не положение каждого. Трусость Онегина заключается в том, что он не хотел признавать свою слабость, хотел быть идеальным для всех, что и закончилось для него печально.
    В роман веков и поколений «Война и мир» также отражена трусость. Ярким примером является поведение Жеркова, которому дали приказ передать сослуживцам об отступлении с левого фронта. Он боялся пересекать боевую территорию, струсил, что может умереть. Его посылали туда дважды, и оба раза он не выполнил поручение генерала. Последствия его трусости были ужасными: многие роты не знали, что им делать и бросались в рассыпную, тем самым, были настигнуты врагом. Из-за трусости одного человека пострадали сотни, а то и тысячи. В данном примере трусость сыграла важную роль, она лишила жизней ни в чем невиновных солдат.
    Таким образом, трусость в любом своём проявлении, не доставляет благо, а порой несёт смертельный исход. Трусливый человек – неуверенный в себе, эгоистичный, неспособный преодолеть свой страх, даже если цена его поступка – другая человеческая жизнь. Нет ни одного случая, когда трусость помогала человеку в жизни. Может, инстинкт самосохранения срабатывает, но никогда нельзя забывать о последствиях.
    Напуская уверенность в себе, смелость, может быть только оболочкой, а внутри маленький трусишка, боящийся собственной тени, не говоря уже о жизненно важных поступках. С такими людьми лучше не иметь взаимоотношений, ведь трус выдаст себя и откажется от вас в самый неподходящий момент, когда помощь нужна будет по-настоящему.

  8. Аргументы к сочинению
    «Смелость и трусость»

    Щербакова Е.В.
    МАОУ СОШ № 2
    г. Реж
    Отвага и страх – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость или силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и выходит наружу страх.
    «Война и мир»
    Л.Н.Толстой

    Война ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая трусость.
    А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
    «Капитанская дочка»
    А.С.Пушкин
    Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги.
    Швабрин переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого.
    «Журавлиный крик»
    В. Быков

    Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
    «Василий Тёркин»
    А.Т.Твардовский

    Василий Тёркин – ещё один герой, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью.
    Войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
    «Трус»
    В.Гаршин

    В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты, и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
    «А зори здесь тихие…»
    Б. Васильев

    Повесть о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – это не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они: Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак — погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
    «Преступление и наказание»
    Ф.М.Достоевский

    «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью до наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
    «Судьба человека»
    М. Шолохов

    Книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – семью. Но, несмотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести.
    «Старуха Изергиль»
    М.Горький

    Герой одной из легенд – смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя». Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью.
    Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, – это смелый призыв к подвигу.
    Автор аргументов: Валерия Пронина
    http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-smelost-i-trusost/
    Интернет-источники
    https://www.motto.net.ua/images/201209/motto.net.ua_21733.jpg
    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/376/62376322_1281036837_31.png
    http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-smelost-i-trusost/
    http://4ege.ru/sochinenie/55663-argumenty-k-napravleniyu-smelost-i-trusost.html
    http://s0.pic4you.ru/allimage/y2011/09-17/12216/1201318.png

  9. 1. В.А. Каверин «Два капитана»

    В романе В.А. Каверина «Два капитана» другом главного героя Сани Григорьева является Валька Жуков. Они подружились с момента встречи в школе-интернате, куда попал Саня как беспризорник. Валька – настоящий друг Сани, не то, что Михаил Ромашов. Когда между Ромашкой и Григорьевым возникает конфликт, Валька знает правду, но боится её сказать, так как подлый Ромашов его шантажирует. Однако, понимая, что его молчание может стоить другу слишком дорого, он рассказывает всё Сане, а тот просит его сказать это всем на педсовете, на котором будет обсуждаться его исключение из школы. Если у тебя есть поддержка такого смелого и отважного друга – никто не страшен.

    2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    В комедии возникает конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Молодой человек смело говорит в лицо всем представителям московского света о том, насколько нелепо выглядят их привычки и пристрастия. Он отважно осуждает ханжество и лицемерие, царящие здесь, презрительно отзывается о чинопочитании и низкопоклонстве. Каждый гость на балу услышал в его словах что-то оскорбительное. А ведь, на самом деле, кому приятно слышать о себе что-то обличительное. Так для графини-внучки такими словами показались сравнение её с модисткой, для Натальи Дмитриевны Горич – рекомендация переехать в деревню, старуху Хлёстову оскорбил его смех по поводу Загорецкого. Но тем не менее Чацкий продолжает говорить о подлости крепостников, которые обращаются с крестьянами как со скотом, о лизоблюдстве, о вечном подражании иностранцам. Именно за эту смелость И.А.Гончаров назвал героя Грибоедова победителем.

    3. Б.Васильев «Завтра была война»

    В повести показаны взаимоотношения трёх подруг: Зина Коваленко, Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Однажды на дне рождения в квартире Люберецких прозвучали стихи Есенина. Творчество этого поэта считалось запрещённым. Завуч школы Валентина Андроновна собирала информацию от детей, которые были слабее других по характеру и личным качествам. Такой оказалась Зиночка. Она и сообщила Валендре, что читали Есенина. Спустя некоторое время отца Вики Люберецкой арестовывают. Вика оказывается перед сложным выбором: она должна либо отказаться от отца, либо выйти из комсомола. Она не может сделать ни того, ни другого. Не желая выслушивать обвинительные слова в её адрес, подставлять друзей, она решает отравиться. Своей смертью Вика высказывает протест существующему миропорядку. Искра Полякова на похоронах своей подруги читает стихи Есенина, доказывая всем, что эти люди не победили ни Вику, ни их дружбу.

  10. М. Булгаков “Мастер и Маргарита”

    Понтий Пилат – трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость – один из серьезнейших грехов (по роману “Мастер и Маргарита”).

    А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

    Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

    А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

    Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого – трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость – синоним предательства. Только трусливый человек мог без зазрения совести встать в один строй с врагами. Швабрин – безнравственный человек, для которого слово “честь” не является значимым.

  11. 11
    Текст добавил: *..._ЛаПуЛя__Йа_...*

    08.09.2017
    Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – Смелость и трусость.
    Что значит быть храбрым?
    Для чего человеку нужна смелость?
    К чему приводит трусость?
    На какие поступки толкает человека трусость?
    Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
    В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
    Нужна ли смелость в любви?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
    Смелость — начало победы
    Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
    Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
    Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
    Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
    Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
    Какие поступки можно назвать смелыми?
    В чем разница между наглостью и смелостью?
    Кого можно назвать трусом?
    Можно ли воспитать в себе смелость?
    Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
    Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
    Каковы причины возникновения страха?
    Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
    Трусливость –это приговор?
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
    Можно ли любить того, кого боишься?
    Может ли смелый человек бояться чего-либо?
    Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
    Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
    Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
    Чем отличается истинная смелость от ложной?
    Всегда ли смелость выражается в поступках?
    Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
    Стыдно ли испытывать страх?
    Как экстремальные условия влияют на смелость?
    Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
    умирают только один раз»?
    Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
    Почему важно быть смелым в жизни?
    Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
    Что значит быть смелым в повседневной жизни?
    Какая разница между смелостью и рискованностью?
    Чем отличается страх от трусости?
    Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
    Как сила воли связана со смелостью?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
    Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
    Почему важно иметь смелость при принятии решений?
    Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
    Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
    совершенно лишенными желаний»?
    Может ли трусость тормозить развитие личности?
    Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
    Как влияет смелость на формирование личности?
    Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
    Как влияет трусость на формирование личности?
    Чем отличается трус от смельчака?
    Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
    Почему люди боятся высказать свое мнение?
    Как проявляется смелость на войне?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
    Какие качества человек проявляет на войне?
    Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
    Почему творчество требует смелости?
    Почему люди на войне проявляют трусость?
    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
    Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
    Как мнительность связана с трусостью?
    Нужна ли смелость в любви?
    Может ли трус быть счастливым?
    Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?
    Материал предоставлен http://rustutors.ru – смотрите там больше тем.

    Дополнительные ссылки

    Аргументы “Смелость и трусость”
    Понятия и определения для “Смелость и трусость”
    Как раскрыть тему “Смелость и трусость”
    Список литературы для направления “Смелость и трусость”
    Цитаты по направлению “Смелость и трусость”
    Сохранить ссылку:

  12. Аргумент на тему «Смелость и трусость» для итогового сочинения по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».
    Возможные темы:
    Смелость на войне
    Смелость и трусость в годы войны
    Смелость – начало победы
    Не может отвечать за свою храбрость человек, который не подвергался опасности
    В чем проявляется смелость?
    Возможные тезисы:
    Смелые поступки вызывают уважение даже у врагов
    О смелости человека мы можем судить только по его поступкам перед лицом опасности
    Смелость проявляется не в отсутствии страха, а в умении не поддаваться его влиянию
    Ярким примером по-настоящему смелого человека для меня является герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». На втором году ВОВ Соколов попал в плен, но при любой опасности сохранял хладнокровие. Одним из центральных эпизодов, раскрывающих смелость героя, является сцена допроса Андрея Мюллером. Когда русский солдат осознал, что его хотят расстрелять, он не стал молить о пощаде и надеяться на спасение. Как любому человеку, Соколову не хотелось прощаться с жизнью, однако своего страха он фашистам не показал. Дерзкий отказ от предложения выпить был неожиданным для Мюллера. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» – даже мысль об этом казалась Андрею унизительной. Немцы оценили отвагу героя и оставили его в живых.

  13. Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Смелость и трусость».
    Что значит быть храбрым?
    Для чего человеку нужна смелость?
    К чему приводит трусость?
    На какие поступки толкает человека трусость?
    Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
    В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
    Нужна ли смелость в любви?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
    Смелость — начало победы
    Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
    Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
    Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
    Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
    Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
    Какие поступки можно назвать смелыми?
    В чем разница между наглостью и смелостью?
    Кого можно назвать трусом?
    Можно ли воспитать в себе смелость?
    Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
    Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
    Каковы причины возникновения страха?
    Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
    Трусливость –это приговор?
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
    Можно ли любить того, кого боишься?
    Может ли смелый человек бояться чего-либо?
    Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
    Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
    Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
    Чем отличается истинная смелость от ложной?
    Всегда ли смелость выражается в поступках?
    Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
    Стыдно ли испытывать страх?
    Как экстремальные условия влияют на смелость?
    Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
    умирают только один раз»?
    Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
    Почему важно быть смелым в жизни?
    Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
    Что значит быть смелым в повседневной жизни?
    Какая разница между смелостью и рискованностью?
    Чем отличается страх от трусости?
    Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
    Как сила воли связана со смелостью?
    Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
    Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
    Почему важно иметь смелость при принятии решений?
    Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
    Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
    совершенно лишенными желаний»?
    Может ли трусость тормозить развитие личности?
    Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
    Как влияет смелость на формирование личности?
    Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
    Как влияет трусость на формирование личности?
    Чем отличается трус от смельчака?
    Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
    Почему люди боятся высказать свое мнение?
    Как проявляется смелость на войне?
    Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
    Какие качества человек проявляет на войне?
    Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
    Почему творчество требует смелости?
    Почему люди на войне проявляют трусость?
    Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
    Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
    Как мнительность связана с трусостью?
    Нужна ли смелость в любви?
    Может ли трус быть счастливым?
    Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?
    Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. “Смелость и трусость”.
    В.К. Железников «Чучело»
    В.М. Гаршин «Трус»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
    Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
    Б.Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    В.В. Быков «Сотников»
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
    Дж. Толкин «Властелин колец»
    Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»
    А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»
    Е. Ильина «Четвертая высота»
    Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден»
    В. Набоков «Приглашение на казнь»
    С. Коллинз «Голодные игры»
    А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
    У. Голдинг «Повелитель мух»
    Р. Гальего «Белое на черном»
    Ф.М. Достоевский «Идиот»
    В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    Дж. Оруэлл «1984»
    В. Рот «Дивергент»
    М.А. Шолохов  «Судьба человека», «Нахаленок»
    Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
    М. Горький «Старуха Изергиль»
    А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
    Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *