Егэ сочинение на тему влияние природы на человека

5 вариантов

  1. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ: “ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА”

    К.Г.Паустовский, известный русский писатель, в своем тексте поднимает проблему влияния природы на духовный мир человека.
    Размышляя над этой проблемой автор рассказывает о днях, проведенных им на Прорве,старом русле Оки. Очень подробно Паустовский описывает красоту здешней природы: розовую от заката листву осокорий,воздух, пропахший ивовой корой, поросший лозой берега озера, крик коростели, багровое зарево на небе.
    Автор пишет,что на природе начинаешь постигать истинный смысл старых слов. Так, под цветущими черными ивами вспоминаешь старое слово “сень”, которым когдато давно люди называли шатер.
    Позиция автора ярко выражена в последнем абзаце, где он обращается к цитированию другого русского писателя Аксакова. Автор приводит нас у выводу,что природа оказывает умтротворяющее воздействие на человека и пробуждает в нем лучшие душевные качества.
    Я согласна с мнением автора. Природа дает человеку ощущение спокойствия, внутренней гармонии, мудрости, приятие мира и себя.
    Проблему влияния природы на духовный мир человека рассматривают в своих произведениях многие известные писатели. Так, в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад” Любовь Раневская, вернувшись из Парижа в родовое имение, не может налюбоваться цветущим вишневым садом. Её приводит в восторг “белая масса цветов”. Она словно окунается в живую воду и вновь чувтвует в себе детскую чистоту. Общение с садом духовно возражает ее, и хотя бы на короткое время заботы о материальном отступают на второй план.
    Еще одним ярким примером является роман-эпопея Л.Н.Толстого “Война и мир”. Природа словно отражает душевное состояние Андрея Болконского и наталкивает его истинный путь. В Аустрелице раненый Болконский смотрит в небо и приходит к выводу, что слава,власть и признание не стоят человеческих жертв, они ничтожны по стравнению с этим могучим, безграничным небом.
    Таким образом, можно сделать вывод, что природа является своеобразным источником духовных сил для человека, на природе забываешь обо всем плохом, успокоиваешься, радуешься жизни.

  2. 1. И.А. Гончаров «Обломов»

    Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.
    Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
    Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

    2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

    3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

    Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

    4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

    Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.
    Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.
    Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.

  3. Какую роль в жизни человека играет природа
    Текст: Анна Чайникова
    Фото: news.sputnik.ru
    Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

    Примерные формулировки проблемы

    Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
    Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
    Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
    Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
    Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
    Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
    Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)
    Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы Ф. И. Тютчев, который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:
    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь глухонемой!
    Души его, ах! не встревожит
    И голос матери самой!..

    Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
    — Полно, ты упадешь.
    Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
    — Ведь второй час.
    — Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».
    Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя князь Андрей, дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».
    Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».
    Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно», — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.
    Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид». Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.
    В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.
    Произведения
    «Слово о полку Игореве»
    И. С. Тургенев «Отцы и дети»
    Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
    В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
    А. И. Куприн «Белый пудель»
    Л. Андреев «Кусака»
    М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
    К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
    В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
    Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
    Ч. Айтматов «Плаха»
    В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
    В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
    Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
    Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
    Дж. Лондон «Любовь к жизни», «Белый клык»
    Э. Хемингуэй «Старик и море»
    17.05.2018

  4. Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ “Проблема влияния природы на человека”

    Возможные тезисы:
    красота природы оказывает положительное влияние на человека
    природа способна раскрыть лучшие качества человека
    красота природы способна вдохновить человека
    природа способна изменить внутренний мир человека
    Юрий Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями»
    Селюжонок, герой рассказа Яковлева «Разбуженный соловьями», был хулиганом и в лагере доставлял много неприятностей педагогам. Однажды, мальчик не мог уснуть, ему мешали трели соловья. Сначала Селюжонок хотел бросить в птицу камень, но мелодия тронула его за сердце, и герою захотелось поделиться услышанным с остальными ребятами. Селюжонок вылепил соловья из пластилина, в нем проснулся интерес к творчеству. Педагоги заметили, что герой изменился в лучшую сторону.
    (64 слово)
    Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
    Влияние природы на человека прослеживается и в романе Толстого «Война и мир». Глядя на небо раненый Андрей Болконский, пришел к выводу, что все, к чему он стремился, не имело ценности. Увидев уродливый дуб, герой решил, что нужно смириться с потерями и жить, ничего не делая. Встретив то же самое дерево, покрытое молодыми листьями, позже, Болконский осознал, что в тридцать один год жизнь только начинается.
    (64 слова)

  5. Какое влияние прекрасная русская природа должна оказывать на человека — вот проблема, над которой размышляет Виктор Астафьев.
    В своем произведении он с восторгом описывает цветущее льняное поле. Повествуя, как прекрасно оно, какая в нем кипит жизнь, автор с восхищением и в то же время с удивлением рассказывает про каждую травинку, про каждого зверька и каждую птичку, пролетающую над ним. Виктор Петрович Астафьев уверен, что красота льняного поля никого не может оставить равнодушным: всякий человек, по его мнению, решит, что не все в жизни утрачено, если есть эта красота, доступная всем.
    Авторская позиция четко выражена в финале текста, когда В. П. Астафьев, уверенный в том, что природа должна сделать нас лучше, призывает читателей слушать, внимать, любоваться этой красотой.
    Я полностью согласна с точкой зрения автора: в мире столько красивых и удивительных мест, которые могут заставить душу поверить «в незыблемость и вечность» природы, забыть про повседневную суету.
    Вспоминаю рассказ учителя о том, как любил русскую природу А. С. Пушкин, как он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто босиком, ходил не только, когда было тихо и жарко, но и в ветер, и в дождь, и в прохладу. Природа будила в Пушкине поэта! Сколько прекрасных стихотворных слов написал он после таких прогулок! Поэт видел, что в природе всё безгранично и почти ничто в ней не меняется: «Она -вечность. Это только мы меняемся, люди».
    Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л. Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания, вздохи девушки, очарованной красотой, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
    Таким образом, могу сделать вывод, что всем нам необходимо молча научиться слушать природу, любоваться ею и тогда покой и умиротворение придут в душу каждого.
    Алена П.
    Р. S. По сборнику тестов к ЕГЭ 2012 года под редакцией Н. А. Сениной, стр. 394 — 395

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *