Эссе сочинение на тему ярославна героиня слова о полку игореве

8 вариантов

  1. Женщина – символ любви, нежности, материнства и семейного очага. Мужчина – воин, защитник, добытчик. Как правило, именно эти противоположные, но дополняющие друг друга, черты воспевали авторы литературы во всех своих произведениях. Но некоторым мастерам слова удалось нарушить общепринятые каноны и воспеть в литературных шедеврах женщину, как надежную опору своего мужа, сильную и выносливую, мужественную русскую женщину. Именно такой героиней в “Слове ополку Игореве” выступает Ярославна – преданная жена князя Игоря.
    Образ Ярославны – олицетворение всех русских женщин того периода – вошел в историю письменности как классический образ отечественной литературы.
    Ярославна появляется лишь в одном небольшом эпизоде литературного произведения, однако отведена ей роль раскрывает лучшие проявления женщины во времена Древней Руси. Она любит своего мужа, верна ему и преданна, но ради любви готова пойти на риск, не жалея даже своей собственной жизни. Когда Ярославна узнает о разгроме Игорева войска и о взятии мужа в плен, ее охватывает отчаяние, она горько плачет и готова лететь к любимому, чтобы в последние минуты его жизни “обтирать князю кровавые раны”. Но вскоре княгиня упрекает природные стихии в том, что допустили подобное:
    О ветер, ты, ветер! К чему же так сильно веешь? На что же наносишь ты стрелы ханскиеСвоими легковейными крыльямиНа воинов лады моей?
    “Плачь Ярославны” – это олицетворение скорби всех жен полководцев, это их страдания, ожидания, нерушимая вера в победу. Героиня “Слова…” использует любые попытки, чтобы помочь мужу на расстоянии. Она взывает о помощи к реке и солнцу русской земли. И результат не заставляет себя ждать:
    И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному – Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому.
    Не смотря на то, что Ярославна в отчаянии, она хватается за последнюю надежду – природные силы. Ее тесная связь с природой выбрана автором не случайно, ведь и саму героиню он сравнивает с кукушкой. Этим сравнением автор передает читателям одиночество княгини, ее жалобный плач.

  2. 2
    Текст добавил: ^милая стерво4ка

    Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
    Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.
    Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто “Слово” спел,
    Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
    Или русских женщин лики все в тебе слиты?
    Ты — Наташа, ты — и Лиза: и Татьяна — ты!
    В.Брюсов
    В истории нашей литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Каждый человек со школьной скамьи, думаю, помнит Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Толстого, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» А.Пушкина, Сонечку Мармеладову из «Преступления и наказания» Ф.Достоевского и других  и может о них рассказать. А вот о Ярославне из «Слова о полку Игореве» лично мне  помнится только плач, да и то в общих чертах. С таким не очень приятным для себя открытием я столкнулась, прочтя предложенные темы сочинений для Каяльских чтений 2014 года. Решив восполнить пробелы в своих знаниях, я прочла массу литературы, и предо мной предстал образ Ярославны.
    Ярославна — реальное историческое лицо, жена русского Новгород-Северского  князя Игоря Святославовича. Её родителями были галицкий князь Ярослав Осмомысл и княгиня Ольга Юрьевна. Они дали своей дочери прекрасное, на мой взгляд, имя –  Ефросиния, что означает «радость». На Руси было принято замужнюю женщину называть не по имени, а по отчеству или по имени мужа. Так и стала она Ярославной, хотя на момент описываемых  в «Слове о полку Игореве» событий ей всего 16 лет.
    Разорённая Русь, терзаемая княжескими междоусобицами, была лёгкой добычей воинственных кочевников. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря, который пошёл со своей дружиной на врагов ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игорево войско, а его самого  взяли в плен.
    С Ярославной мы знакомимся, когда она плачет на воротах в Путивле-Граде, мысленно стремясь к месту битвы Игоря с половцами, где, по её представлениям, лежит раненый князь, желая омыть и заживить его раны:
    Обернусь я, бедная, кукушкой,
    По Дунаю-речке полечу
    И рукав с бобровою опушкой,
    Наклонясь, в Каяле омочу.
    Почему в Путивле, где правил сын князя Игоря Владимир, а не в Новгород-Северском?  Может потому, что он был гораздо южнее Новгород-Северского, а именно с юга должно было возвращаться войско Игоря? А может, проводила Ярославна мужа до этого города и осталась там ждать его?
    Легко представляю себе картину: вот стоит Ярославна на стенах древнего путивльского кремля, взгляд её устремлён в бесконечную даль; горестно сжав руки, взывает она к силам природы за помощью. Тяжело приходится этой  юной ещё, но уже так несчастной женщине, которая не знает, жив ли её муж. И льются слёзы боли, отчаяния. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает своё горе в плаче. Но плач её – не горестное причитание об умершем, не слова скорби и воспоминаний о совместно прожитых годах, а моление, заклинание к силам природы помочь князю и его воинам.  Она напрямую обращается к богам: «О ветре, ветрило…» – это обращение к Стрибогу, «О светло – пресветлое солнце…» – обращение к Хорсу. Другими словами, она начинает волховать. Именно поэтому идёт она на путивльский заборол (на самую высокую точку местности) рано утром, чтобы остаться «незнаемой», то есть, тайно.
    С выразительными заклинаниями княгиня обращается к трём силам природы: к солнцу, ветру и далёкому от Каялы Днепру.  И в каждом её обращении – прямой упрек. «Ветру Ветрилу» Ярославна ставит в укор то, что во время битвы он веял со стороны половцев:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь,
    Мечешь их на русские полки?
    В обращении к Днепру-Славутичу она просит «прилелеять» к ней её милого ладу:
    Возлелей же князя, господине,
    Сохрани на дальней стороне,
    Чтоб забыла слезы я отныне,
    Чтобы жив вернулся он ко мне!
    Ярославна обращается к Днепру потому, что он силён и могуч и был верным союзником другим князьям в походах против половцев:
    Днепр мой славный! Каменные горы
    В землях половецких ты пробил,
    Святослава в дальние просторы
    До полков Кобяковых носил.
    Звучат из уст княгини слова упрёка и в адрес «трижды светлого солнца» за то, что его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска, что мучило жаждой воинов во время битвы в безводной степи:
    Солнце трижды светлое! С тобою
    Каждому приветно и тепло.
    Что ж ты войско князя удалое
    Жаркими лучами обожгло?
    В обращении к ветру и солнцу, как видим, никакие просьбы не высказываются, а лишь подразумеваются: Ярославна мысленно просит  природные стихийные силы сменить гнев на милость и не мешать спасению Игоря, его возвращению на родину.  Но обращается к силам природы она  как к живым и всесильным божествам, и слова звучат, как заговор или молитва.  И уже по-другому представляешь себе Ярославну: она устремлена в небо, чтобы загородить собой солнце, которое « жаждою стянуло лук походный», и остановить ветер, который  «стрелы половецкие вздымает,
    мечет  их на русские полки». Ещё мгновение, и Ярославна оборотится кукушкою и взлетит над Дунаем, а дорогу ей «кажуть» лебеди, устремляющиеся в землю «незнаемую».
    Но почему кукушкою?  Знаток славянской народной поэзии Ф.И.Буслаев писал, что кукушка – славянский символ тоскующей женщины: и несчастной в браке, и одинокой солдатки, и женщины, оплакивающей смерть мужа, сына или брата. Но Ярославна – кукушка  летит к любимому не для того, чтобы оплакать его на поле битвы, а чтобы вернуть его к жизни! В древнерусском тексте это звучит так: «зегзицею незнаема рано кычеть». Мне очень понравилась  прочитанная мысль о том, что слово «зигзица», образованное по правилам русского языка  из слова «зигзаг», означает «двойная молния». В. Даль в своем словаре упоминает очень похожее слово – згица, то есть искра. Следовательно, выражение может иметь смысл: мечет молнии,  призывает молнии свыше – обращается к богу-громовержцу Перуну, покровителю  князей  и дружин.
    Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И героиня «Слова о полку Игореве» в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Чувства Ярославны не могут оставить равнодушными  людей, испытавших в жизни любовь и привязанность к другому человеку. Кем предстаёт князь Игорь перед нами?  Первым князем, попавшим в плен? Князем, для которого поход кончается бесславным поражением? Князем, неудача которого ободрила половцев, позволила им поверить в свои силы, что привело к новому их нашествию на Русь? Да, именно так. Но только не для Ярославны, плач которой по утерянному мужу пропитан нежностью, теплотой, горячим сочувствием. В её плаче Игорь – «сокол», «солнце красное».  И сила её любви помогает Игорю бежать из плена и вернуться домой.
    Таким предстал передо мной образ Ярославны – первой женщины –героини  в русской литературе: образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. И закончить разговор о ней мне хочется словами  Н.Рыленкова:
    Путивльский шлях. Полынная тоска,
    Твой ждущий взгляд сквозь слёзы – синий-синий.
    Вошла ты Ярославною в века,
    А в терему осталась Ефросиньей…
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Апаринская средняя общеобразовательная школа
    ученицы 11 класса
    Садовниковой Анны Ивановны
    Учитель – Болгова И.Ф.

  3. Женщина — символ любви, нежности, материнства и семейного очага. Мужчина — воин, защитник, добытчик. Как правило, именно эти противоположные, но дополняющие друг друга, черты воспевали авторы литературы во всех своих произведениях. Но некоторым мастерам слова удалось нарушить общепринятые каноны и воспеть в литературных шедеврах женщину, как надежную опору своего мужа, сильную и выносливую, мужественную русскую женщину. Именно такой героиней в «Слове ополку Игореве» выступает Ярославна —преданная жена князя Игоря.
    Образ Ярославны — олицетворение всех русских женщин того периода — вошел в историю письменности как классический образ отечественной литературы.
    Ярославна появляется лишь в одном небольшом эпизоде литературного произведения, однако отведена ей роль раскрывает лучшие проявления женщины во времена Древней Руси. Она любит своего мужа, верна ему и преданна, но ради любви готова пойти на риск, не жалея даже своей собственной жизни. Когда Ярославна узнает о разгроме Игорева войска и о взятии мужа в плен, ее охватывает отчаяние, она горько плачет и готова лететь к любимому, чтобы в последние минуты его жизни «обтирать князю кровавые раны». Но вскоре княгиня упрекает природные стихии в том, что допустили подобное:
    О ветер, ты, ветер!К чему же так сильно веешь?На что же наносишь ты стрелы ханскиеСвоими легковейными крыльямиНа воинов лады моей?
    «Плачь Ярославны» — это олицетворение скорби всех жен полководцев, это их страдания, ожидания, нерушимая вера в победу. Героиня «Слова…» использует любые попытки, чтобы помочь мужу на расстоянии. Она взывает о помощи к реке и солнцу русской земли. И результат не заставляет себя ждать:
    И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному — Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому.
    Не смотря на то, что Ярославна в отчаянии, она хватается за последнюю надежду — природные силы. Ее тесная связь с природой выбрана автором не случайно, ведь и саму героиню он сравнивает с кукушкой. Этим сравнением автор передает читателям одиночество княгини, ее жалобный плач.

  4. 1. Вступление. Система персонажей в “Слове”. 2. Единственный женский образ произведения – княгиня Ярославна. 3. “Живая сила” образа. 4. Обращение Ярославны к стихиям – самый лиричный эпизод в “Слове”. 5. Заключение. Образ Ярославны – воплощение истинно русского характера.
    “Слово о полку Игореве”, датированное 12 веком, является одним из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Оно “наполнено” большим количеством героев. Почти все они, за одним-единственным исключением, мужчины, принадлежащие к высшим сословиям русского общества. И это совершенно неслучайно. Традиции того времени требовали от неизвестного автора воспевания ратной силы и могущества русского государства в лице князей и их войск. Но создатель “Слова” оказался очень смелым человеком – он дерзнул нарушить многие каноны, по которым создавались произведения данного жанра. Нововведения автора коснулись и персонажей “Слова”. Так, в частности, вопреки всем правилам, в этом произведении появляется женский персонаж. Больше того, он играет важную роль в судьбе главного героя, в реализации идеи всего “Слова”. Этим персонажем является жена князя Игоря – княгиня Ярославна. Героиня появляется лишь в одном эпизоде, ближе к концу произведения, но по своей значимости эпизод с ее участием занимает одно из центральных мест в “Слове”, наряду с “золотым словом” Ярослава. Автор показывает нам свою героиню в горе и отчаянии – она узнала о разгроме войск Игоря, о плене ее мужа. Следуя языческим традициям, Ярославна обращается ко всем стихиям с мольбой о помощи. В ее словах мы чувствуем огромную любовь к мужу, силу ее переживаний. Автор показывает нам не запрограммированную схему, маску, а живого человека со всем многообразием и противоречивостью его чувств. Так, Ярославна в своем горе даже упрекает стихии – как они могли допустить плен Игоря, его поражение: О ветер, ты, ветер! К чему же так сильно веешь? На что же наносишь ты стрелы ханские Своими легковейными крыльями На воинов лады моей? Эпизод с участием Ярославны имеет четкую композицию – он делится на четыре части. Все они начинаются приблизительно одинаково, заостряя внимание на горе героини, силе ее любви к мужу: “Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи”, “Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая” и т. д. Важно, что образ этой героини обрисован в фольклорных тонах, подчеркивая ее связь с родной землей, ее истинно русский характер. Так, Ярославна сравнивается с птицей – “на заре одинокой чечеткою кличет” (прием психологического параллелизма) . В первой части эпизода показывается лишь огромное горе и отчаяние этой героини. Услышав страшную весть, она стремится к своему “ладе”, хочет быть с ним рядом, переносить вместе все муки или поддержать его в последнюю минуту: “Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его”. Вторая часть – это обращение к ветру. Его Ярославна упрекает в том, что он не помог князю Игорю и, “как ковыль-траву”, развеял веселие героини. Третья и четвертая же часть – это обращение княгини к реке и солнцу с просьбой о помощи. Почему именно к этим стихиям взывает Ярославна? Мне кажется, что для нее и для автора “Слова” Дон является олицетворением русской земли. А к кому еще обращаться человеку в трудную минуту, как ни к самому родному – отчизне? Поэтому Ярославна просит Дон: “Прилелей же ко мне ты ладу мою, Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слез я на море!” И последней инстанцией, самой сильной и могущественной, для героини является солнце. Но она и к нему обращается хоть с ласковым, но упреком: Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию? На мой взгляд, это говорит о степени горя героини. Она не побоялась даже солнца – самого почитаемого божества у славян – настолько сильна была ее любовь к мужу. Таким образом, Ярославна – один из важнейших образов в “Слове”. Эта героиня является воплощением истинно русской женщины: верной, преданной, любящей, сильной, готовой пойти на все ради своего мужа. В ряду других образов “Слова” характер Ярославны помогает воплотить патриотическую идею автора, прославить русскую землю и ее народ, вызвать восхищение, гордость и почтение у читателей.

  5. Краткое сочинение на тему “Ярославна – героиня “Слова о полку Игореве”

    Ответы:

    Женщина — символ любви, нежности, материнства и семейного очага. Мужчина — воин, защитник, добытчик. Как правило, именно эти противоположные, но дополняющие друг друга, черты воспевали авторы литературы во всех своих произведениях. Но некоторым мастерам слова удалось нарушить общепринятые каноны и воспеть в литературных шедеврах женщину, как надежную опору своего мужа, сильную и выносливую, мужественную русскую женщину. Именно такой героиней в «Слове ополку Игореве» выступает Ярославна —преданная жена князя Игоря. Образ Ярославны — олицетворение всех русских женщин того периода — вошел в историю письменности как классический образ отечественной литературы. Ярославна появляется лишь в одном небольшом эпизоде литературного произведения, однако отведена ей роль раскрывает лучшие проявления женщины во времена Древней Руси. Она любит своего мужа, верна ему и преданна, но ради любви готова пойти на риск, не жалея даже своей собственной жизни. Когда Ярославна узнает о разгроме Игорева войска и о взятии мужа в плен, ее охватывает отчаяние, она горько плачет и готова лететь к любимому, чтобы в последние минуты его жизни «обтирать князю кровавые раны». Но вскоре княгиня упрекает природные стихии в том, что допустили подобное: О ветер, ты, ветер!К чему же так сильно веешь?На что же наносишь ты стрелы ханскиеСвоими легковейными крыльямиНа воинов лады моей? «Плачь Ярославны» — это олицетворение скорби всех жен полководцев, это их страдания, ожидания, нерушимая вера в победу. Героиня «Слова…» использует любые попытки, чтобы помочь мужу на расстоянии. Она взывает о помощи к реке и солнцу русской земли. И результат не заставляет себя ждать: И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному — Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому. Не смотря на то, что Ярославна в отчаянии, она хватается за последнюю надежду — природные силы. Ее тесная связь с природой выбрана автором не случайно, ведь и саму героиню он сравнивает с кукушкой. Этим сравнением автор передает читателям одиночество княгини, ее жалобный плач.

  6. Одним из гениальных произведений древней русской литературы по достоинству принято считать «Слово о полку Игореве». Данное произведение отражает конкретные исторические события, а именно поход Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году. Хотелось бы уточнить, что «Слово о полку Игореве» – это отнюдь не сухое повествование, написанное человеком, который опирается только на летописные сводки. Это произведение можно скорее назвать откликом на недавние события эпохи. Автор «Слова о полку Игореве» искренне переживает за героев, изображает их более чем реалистично, не прибегая к манере Бояна. Что касается героев, то галерея образов очень разнообразна и богата. Читая произведение, мы видим подвиг русских воинов, героизм и мужество самого князя Игоря. Как бы странно это ни звучало, но не только сила русского оружия воспевается в «Слове о полку Игореве». Женские образы также играют важную роль в произведении. Как вы уже поняли, в своем сочинении я буду вести речь о жене князя Игоря Ярославне.
    Начну, пожалуй, с того, что данный образ вошел в галерею классических образов отечественной литературы. Ярославна – типичная русская женщина, одна из многих жен славных воинов. Ей присущи такие качества характера, как верность и преданность мужу. Она испытывает к нему искренние теплые чувства, неподдельное уважение. Эта с виду слабая женщина, обладает очень сильным характером, твердым внутренним стержнем. Ярославна вполне способна решиться на всё ради любви, не пожалеет даже собственной жизни ради Игоря. Доказательством этому может послужить плач Ярославны. Именно этот элемент композиции раскрывает образ героини, изображает душевные переживания молодой женщины. Княгиня обращает свои мольбы к трём природным стихиям: ветру, Днепру, солнцу. Ярославна просит о пощаде, заклинает высшие силы спасти любимого мужа. Нельзя спорить с тем, что косвенно жена помогает Игорю сбежать из плена, освободиться из цепких оков врага:
    «И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному –
    Сам господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому».
    Автор идеализирует образ княгини, воплощает в нём лучшие проявления женщины времен Древней Руси. На мой взгляд, вышесказанное наиболее ярко выражается в проявлении мудрости и женственности героини. В моем понимании, Ярославна олицетворяет любовь, единство, семейный очаг. Несмотря на то, что героиня принадлежит к великому княжескому роду, её судьба неотделима от судьбы всего русского народа в целом.
    Особую смысловую нагрузку имеют следующие строки:
    «Ярославна, полная печали,
    Как кукушка, кличет на юру:
    “Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь,
    Мечешь их на русские полки?»
    В данном отрывке присутствует сравнение Ярославны с птицей кукушкой. Это происходит неоднократно. Почему именно кукушка? Может быть, потому что героиня также одинока как эта птица. Плач Ярославны напоминает жалобный, тревожный клич.
    Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать, что Ярославна – это, безусловно, положительная героиня, которая олицетворяет всех русских женщин. Преданная мужу и Родине женщина, на мой взгляд, достойна неподдельного уважения.

  7. Ярославна — героиня «Слова о полку Игореве»

    Автор: Древнерусская литература
    «Слово о полку Игореве» — это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов. Ведь именно они помогают мужчинам во всех сложных ситуациях. Пусть они не обладали физической силой, но у них была сила духовная. Авдотья Рязаночка, святая Феврония — это по-настоящему прекрасные женщины, воспетые древнерусской литературой. Но Ярославна, пожалуй, самый сильный образ, в котором собраны все лучшие черты русских женщин.
    Ярославна — жена князя Игоря, преданная и верная женщина с героическим характером. Она горько плачет, искренне скорбит о гибели войска Игоря, о ранах мужа; жалеет о том, что не может быть с ним рядом и не может помочь ему. Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу, словно к живым, обвиняя их в поражении дружины Игоря.
    Здесь видны языческие мотивы, связанные с обожествлением сил природы. Но мы замечаем и фольклорные истоки: олицетворение ветра, солнца было характерно для русских народных сказок. И это не случайно: Ярославна так близка к природе, так чувствует её, что надеется на помощь природных сил.
    Автор не жалеет выразительных средств для обрисовки образа Ярославны: он использует эпитет «молодая», чтобы показать силу совсем ещё неопытной юной женщины, на долю которой выпало непомерное страдание. Он сравнивает её с кукушкой, повторяя это трижды. Почему? Скорее всего, автор вторит голосу Ярославны.
    На первый взгляд может показаться, что плач Ярославны — это просто плач всех русских женщин, но мы видим результат его:
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному —
    Сам Господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    Вот как русские женщины могли любить, страдать, глубоко чувствовать, помогать своим мужьям не только в битвах за родную землю, но и в стремлении найти себя, найти верный путь, обрести мудрость.
    Думается, что образ Ярославны — собирательный портрет всех русских женщин, вершинный образ в древнерусской литературе.

  8. Напешите сочинение на тему ярославна героиня слова о полку игореве

    Ответы:

    «Слово о полку Игореве» – одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность. Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним. Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы. В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников. После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов. В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение». Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы. Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть. Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством. А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений. Основная идея «Слово о полку Игореве» – единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *