Горе от ума сочинение на тему мое отношение к чацкому

12 вариантов

  1. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧАЦКОМУ. Мне всегда нравились неординарные, яркие личности, какими богата и наша история, и наша литература. Лучших героев произве­дений классической русской литературы всегда отличала яркость человеческой натуры — сила и смелость душевных порывов, нали­чие собственных взглядов, умение отстаивать их, проницательный ум, способность к глубоким искренним чувствам, а главное, способ­ность в любых жизненных обстоятельствах оставаться самим собой. Всеми этими качествами в полной мере наделен Александр Андрее­вич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Прежде чем появиться на сцене, Чацкий уже характеризуется в диалоге Софьи Фамусовой и ее служанки Лизы. Последняя заявля­ет, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Софья уточняет: «Он славно пересмеять умеет всех…» Лиза вспоминает, что Чацкий, расставаясь с Софьей, обливался слезами, словно предчувствовал, что «года через три» он потеряет свою любовь. Девушке, конечно, непри­ятно слышать это напоминание, и она одергивает служанку, говоря себе в оправдание:
    Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой…
    Но Софья вынуждена признать и достоинства Чацкого:
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив.
    То» что человека характеризуют как счастливого «в друзьях», многое говорит о его личных качествах, но друзья и единомышлен­ники Чацкого не фигурируют в числе действующих лиц пьесы — представление о них создается из реплик других персонажей. Это двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и удалившийся в деревню, где занялся самообразованием; «химик» и «ботаник» князь Федор, не признающий чинов; профессора Педагогического инсти­тута в Петербурге, упражк-яющиеся, по мнению княгини Тугоуховс- кой, «в расколах и безверьи». Сам Чацкий воспринимает себя как частичку некоего братства, воодушевленного великими идеалами:
    Теперь пускай из нас один,
    Из молодых людей, найдется — враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, – Они тотчас: разбой! пожар!
    И прослывет у них мечтателем! опасным!!!
    Биография Чацкого складывается из отдельных упоминаний о нем других персонажей комедии. Лиза, например, говорит, что Чацкий, по слухам, лечился на водах («Не от болезни, чай, от ску­ки…»). Фамусов считает, что он «рыскал по свету» и «бил баклу­ши». Тот же Фамусов, рекомендуя Чацкого Скалозубу, аттестует его как сына покойного друга и сожалеет, что Чацкий не служит:
    Но захоти — так был бы. деловой.
    Жаль, очень жаль, он малый с головой,
    И славно пишет, переводит.
    Правда, про себя Фамусов называет Чацкого «мотом» и «сорван­цом». Молчалин упоминает, что первоначально карьера Чацкого скла­дывалась весьма удачно («С министрами… связь, потом разрыв…»). Сам Чацкий по поводу своей карьеры выражается предельно ясно: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Из разговора Чацкого с Платоном Михайловичем Горичем можно понять, что Чацкий лет пять назад находился в армии, изведал «шум лагерный». И сам он признается, что не так уж давно отрекся «от нежности» к мундиру.
    Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся до­мой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Надеждами я мало избалован», все же возвращается он на родину с какими-то определенными меч­тами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли детство и юность, Чацкий видит, хотя сначала старается не верить этому, что стало иным — холодным, безразличным, а порой и враждебным, раздражительным — отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимне­му пути скорость по тем временам значительная). Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей фамусовского дома и его гостей, «дряхлеющих над выдумками, вздором». Прежним ос­талось все то, от чего он несколько лет назад бежал.
    Чацкий всем своим существом протестует против праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского прекло­нения перед всем иностранным. Этим он сразу же вызывает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.
    Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность свет­лой жизни «бодрого и умного народа». Он не смиряется с существо­ванием крепостного права, оскорбляющего и унижающего его на­циональную гордость. Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, когда крестьян можно продавать или менять на борзых собак. Понятно, что с такими взглядами Чацкий не может не вступить в конфликт с враждебным ему обществом.
    Противостоять окружающей пошлости Чацкому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, уме­ние защитить и подтвердить делом свои слойа. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно подшутить над тем, кто ему не понравился. При этом остроты его направлены против тех, кто со­ставляет «цвет» московского общества. Конечно, за это его не лю­бят окружающие. Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…тот и славится, чья чаще гнулась шея», «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны при­нять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»
    Беда Чацкого в том, что он смело высказывает свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противоположным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравствен­ным устоям. Именно этим продиктовано такое возмущение пренеб­режительным отношением дворян к русской культуре, обычаям.
    русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о раболепии перед «французиком из Бордо». Ему обидно, что какой-то никчемный иностранец чувствует себя в Москве как в сво­ей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отечества нам сладок и приятен!» Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патриотические чувства должны стоять выше преклонения перед заграничным. У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые достойны того, чтобы их уважать и следовать им. А слепое подражание всему иностран­ному выглядит смешно и нелепо. Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним «общения» одним из моих любимых героев, состоит в том, что он несовместим с «веком минувшим». Все его установки, его взгляды устремлены в будущее, он готов к искрен­ности и открытости отношений, он верит, что слова «родина», «Рос­сия», «гражданский долг» — не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам. И уже одним этим становит­ся опасен для Фамусова и подобных ему. Чацкий трагически пере­живает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать. А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.
    Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеялся. Его душат злость и обида, вот поче­му он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова желчным мо­нологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:
    С кем был! Куда меня закинула судьба!
    Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
    В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух зловещих, стариков,
    Дряхлеющих над выдумками, вздором.
    Безумным вы меня прославили всем хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Герой пришел к трезвому пониманию реальной жизни с ее слож­ностью, изменами, даже предательством. Он повзрослел и начал лучше понимать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:
    Так! Отрезвился я сполна.
    Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…
    Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произо­шедшей в сознании героя. Чацкий осмыслил уроки, которые пре­поднесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.

  2. Следует также отметить и другую достаточно симпатичную черту героя комедии – самостоятельность его мышления. Автор неоднократно демонстрирует, что Чацкий не следует по течению. Для него мало что значит авторитет традиции, на которую ссылается и которую защищает его главный оппонент Фамусов. Он также скептически относится к новомодным сочинениям, не считая для себя авторитетным мнение большинства. Подобные качества, безусловно, вызывают уважение.
    Однако, с другой стороны, на действия Чацкого можно посмотреть и под другим углом. В этом смысле, показательна, например, критика главным героем комедии, по совместительству, являющимся и выразителем мыслей автора, Молчалина и государственной службы. Конечно, бюрократия (в том числе и российская) – это среда, воспитывающая не самые лучшие качества в своих представителях. Чиновник, поднимающийся с самого низа по карьерной лестнице, испытывает большой соблазн (а иногда и просто вынужден) овладеть искусством лести и чинопочитания.
    Однако же, что сделал сам Чацкий для того, чтобы жизнь изменилась в лучшую сторону?  Он ограничился едкой критикой, которая никого ни в чем не убедила.
    Помимо этого, трудно признать справедливыми до конца его нападки даже на несимпатичного ему и читателям Молчалина. Действительно, Чацкий, имея три сотни душ крепостных, может высокомерно рассуждать о том, что прислуживаться тошно, но у того же Молчалина из мещан подобной возможности просто нет.
    Можно, конечно, говорить о том, что числясь в государственных архивах и реально являясь секретарем Фамусова, тот особой пользы не приносит, но много ли ее от свободолюбивого Чацкого?
    Либерализм и свободомыслие последнего, безусловно, продуманно и искренне, но это лишь пустой и бесполезный идеализм.
    Кроме того, в конце произведения главный герой просто уезжает за границу. Это н что иное, как бегство, которое говорит о серьезности его оппозиции к существующим порядкам.
    Можно заключить, что в лице Чацкого автор дал превосходную картину, изображающую силу и характер протеста против старого «фамусовского» общества. Однако люди, подобные Чацкому так ничего не смогли изменить (во многом благодаря тому, что прикладывали мало усилий). Их роль велика в «раскачивании лодки» и подрыве основ существующего строя, который, рухнув, погубил и их самих.

    Сочинение 2

    Грибоедов написал достаточно известное произведение, которое после разошлось на цитаты среди народа, оно получило название «Горе от ума». Автор поднимает вопросы крепостничества, просвещения, социальные вопросы расслоения общества, а также воспитания в дворянских кругах.
    Само произведение показывает споры, противостояние двух миров, а также то, что на самом деле происходило в дворянских мирах и среди чиновников того времени, проницательный глаз сразу заметит, что произведение не теряет свое актуальности.
    В центре событий произведения Чацкий, достаточно умный и образованный человек. Он является представителем прогрессивной стороны, при этом в свободное время он занимается литературой, читает и занимается собственным образованием.
    Он ответственно и тщательно относился к своей службе, поэтому имел близкие отношения с министрами, часто ездил за границу, поэтому впитывал взгляды зарубежья и считал, что они должны быть реализованы и в России.
    Но при этом, Чацкий не стал полноценным поклонником всего Европейского или зарубежного, он с особой любовью и чувством относится ко всему родному. За границей он смог набраться новых впечатлений и опыта, которым хотел бы поделиться с окружающим обществом, но оно не хотело воспринимать его перемен.
    Он не боялся менять свою жизнь и свой взгляд на окружающие вещи, с этим не согласно Фамусовское общество, оно на протяжении всего повествования старается подмять взгляды молодого человека под себя. Самому герою трудно жить в подобном окружении, он часто говорит о том, что ему трудно дышать, он не может делиться с окружающими полноценно своим мнением.
    Чацкий является настоящим героем, как бы трудно ему не было, он отстаивает свою точку зрения. Нельзя сказать, что он вышел абсолютным победителем в данном противостоянии с обществом, его предает единственная возлюбленная София, поэтому он проигрывает в любовном треугольнике.
    Ему трудно пережить данную эмоциональную потерю, но при этом они не сдаются в собственной борьбе. Достаточно сильный и абсолютно воспитанный человек, он готов бороться, выступать против общества, доказывать остальным, что он имеет не только право на собственное мнение, но и на то, чтобы отстаивать его. Чацкий борется грубо, говоря за себя, за свое собственное я, он не готов отказываться от взглядов, которые он получил благодаря жизни в обществе и долгим путешествиям.

  3. Остаться равнодушным к этому герою невозможно. Он наделен умом, остроумием, человеколюбием, честью и чувством собственного достоинства. Это не может не привлекать читателя. Его позиция относительно отмены крепостного права вызывает симпатию, а отказ служить лицам, уважение: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».
    При том, что сам Чацкий дворянин, он все же не держится за свое положение и готов к переменам. Ему чужды застарелые взгляды российского дворянства: «…Дома новы, но предрассудки стары…». Все это говорит о том, что Чацкий не эгоист, он готов служить своей стране и народу, но не лицам и чинам.
    Хоть этот герой вызывает у меня симпатию, думаю, ему нужно было действовать иначе, если он хотел добиться каких-либо перемен. В силу своей импульсивной натуры Чацкий прямо высказывал свое мнение, спорил с представителями фамусовского общества, заработал репутацию сумасшедшего и покинул родину. Глупо было надеяться на то, что привыкший к богатству и праздности высший свет легко откажется от всего этого, проникшись идеями Чацкого.
    Герой остался один против всех и потерпел поражение. Но он был всего лишь «первой ласточкой» и история, в конце концов, расставила все на свои места. Так или иначе, Чацкий продемонстрировал целый набор положительных качеств.
    Могу назвать Александра Чацкого одним из моих любимых литературных персонажей. Думаю, многим из нас есть чему у него поучиться. Если бы понятие чести и совести для всех стояло на первом месте, мы бы приблизились к идеальному обществу.

  4. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
    Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
    Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро-. дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
    Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “безумием”, “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
    Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
    У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу.
    Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”.
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
    Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
    Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
    Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей.
    Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

  5. Прекрасное произведение «Горе от ума» Александра Грибоедова — вызов против светского общества, его лицемерия и неискренности. Особенно сильно Грибоедов осуждает черту, которая присуща многим его современникам — чинопочитание, желание угодить всем, кто может помочь тебе сделать карьеру и добиться положения в обществе. Чтобы свободно высказывать свои мысли, автор вводит в комедию единственного умного человека — Александра Андреевича Чацкого. В его уста он вкладывает слова, которые сказал бы сам. Главный герой не боится высказывать собственное мнение, открыто выражая протест против идеалов фамусовского общества, в то время как остальные совершенно не понимают его. Все в нынешней Москве привыкли жить так, как они живут, боясь что-то менять. Высшее общество живёт по своим законам.
    Авторитетными становятся только те личности, которые лучше гнут шеи перед высшими чинами. Вот и Фамусов ставит в пример Чацкому дядюшку: Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему?
    По нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
    Кто слышит при дворе приветливое слово? Но Чацкий не такой. На вопрос, почему он не хочет служить, герой отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Уже эти его слова свидетельствуют о том, что Чацкий не приживётся в этом обществе.
    Равно как и общество не примет его. Но какое-то время герой пытается изменить лживые законы высшего света. Сначала он верит в то, что можно вразумить всех. Чацкий вступает в борьбу один против целого общества.
    Представители высшего общества не столько не понимают его, сколько не хотя понять. Для них Чацкий «Опасный человек!». Конфликт становится очень острым как раз из-за того, что люди видят в главном герое силу и боятся, что он действительно сможет всё изменить, переделать то, к чему они так привыкли. А для них нет ничего страшнее. И уже благодаря этому, нельзя сказать, что Чацкий проиграл в этой неравной битве против целого общества, хотя и не выиграл.
    То, во что верили люди всю свою жизнь не так-то просто изменить за короткое время. И возможно ли это вообще? Чацкий, безусловно, является положительным героем.
    Долгое время он отчаянно пытается открыть людям те истины, которые сам для себя открыл не так давно. Герой до конца не может поверить в то, что его слова так и не затронут никого. Поэтому он так отчаянно обличает лицемерие и живость окружающих людей.
    И только когда последняя надежда на присутствие хоть каких-то здравых мыслей в головах представителей фамусовского общества рухнула, мы слышим его слова, которые уже давно стали «крылатыми»: «Карету мне, карету!»
    Тест 3 философия
    Рабочая программа по истории 5 класс к учебнику
    Как составить свадебный сценарий
    Смешные истории про детей. ч1
    Конспект комплексного занятия по математике во второй младшей группе «Три медведя»
    Костюмы из броского материала Коллекция «Шалунишки»
    Конспект НОД во 2 младшей группе тема: «Спешат по дорогам машины, машины…»
    Конспект занятия по экологии «Природа-чудесница!»
    Спортивно-театрализованное развлечение с родителями и детьми по ПДД Тема: «Дорожные приключения Кота и Мышиного Короля»
    Доклад на родительском собрании Тема: «Обучение детей дошкольного возраста основам безопасности»
    Чисталык дресе
    Эссе Надо ли любить своих учеников
    Как проводились смотрины перед свадьбой?
    Лучшие друзья — детская сказка про зверей в стихах
    Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [С] «Поможем снеговику найти друзей»
    Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
    Сказка — Дочь и Падчерица
    Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
    Детский фольклор
    Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

  6. А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, — «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».
    Еще жестче по поводу Чацкого высказался М. А. Дмитриев, которому принадлежит один из первых откликов на комедию «Горе от ума». По мнению критика, Чацкий «есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого». Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум — это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды.
    Для Чацкого же ум — это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить. Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала «Сын отечества» О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова. В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время. Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких. «Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце — и ему как будто стало легче». И. А. Гончаров в критическом этюде «Ми- льон терзаний» убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи. В основе комедии — любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой. Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал «мильоном терзаний». Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий «мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь… Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна».
    Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: «Этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок».
    Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:
    Когда, бывало, в вечер длинный
    Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
    Играем и шумим по стульям и столам.
    Тут же Чацкий выражает свое истинное отношение к Москве и москвичам: «Что нового покажет мне Москва?» Он знает, что его ждут все те же балы, сватовство, стихи в альбомах. Внезапно возникшее отчуждение Чацкий пытается преодолеть новым поворотом темы, новым воспоминанием об общих знакомых, над которыми они вместе посмеивались несколько лет назад. В каждом его обращении к Софье звучит: «А помните…?» Чацкого беспокоит некая двусмысленность в словах девушки, но он решает не обращать на это внимания. Сравнение Чацкого с тетушкой, сделанное Софьей, показывает, что она уже иначе относится ко всем этим московским чудакам. Чтобы проверить свое впечатление, Чацкий вызывает Софью на высказывание собственных оценок, упоминает Молчалина. Колкости Чацкого в отношении Молчалина вызывают раздражение Софьи: «Не человек, змея!» По-видимому, Софья уже определила свое отношение к Чацкому и ее заключительная реплика откровенно зла: «Да, хорошо — сгорите, если ж нет?»
    Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием — указать на недостатки:
    «Да! Грозный взгляд, и резкий тон,
    И этих в вас особенностей бездна;
    А над собой гроза куда не бесполезна…»;
    «Заметно, что вы желчь на всех излить
    готовы».
    Любовные неурядицы Чацкого сопровождаются его острым конфликтом с фамусовским обществом. Высказывая свое отношение к жизни, Чацкий вовсе не собирается «бросать вызов», но постепенно его раздражение нарастает. Основной удар его критики направлен на Фамусова. Это и понятно. Чацкий видит, какие глубокие изменения произошли в сознании Софьи, а кто, как не батюшка, влиял на формирование подобного отношения к жизни. Но, с другой стороны, в пламенных «нравоучительных» речах Фамусова содержится столько откровенной глупости и невежества, что нашему пылкому герою ничего не остается, как защищаться, отстаивая собственное мнение. Чацкий восстает против попытки Фамусова навязать ему идиллическое представление о прошлом. Он уверен, что «нынешний век» далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. «А судьи кто?» — восклицает Чацкий.
    В монологе, который по жанру является гражданской одой, поэт наряду с изображением разлада героя с обществом анализирует общественную среду, прикасается к главным пружинам жизни. Чацкий отстаивает право жить своим умом, не видя достойных образцов в «отцах отечества». Последняя строфа оды рисует положительную программу героя, основным смыслом которой является защита свободной жизни.
    Я восхищен смелостью и отвагой, с которыми Чацкий вступает в единоборство с устоявшимися традициями, взглядами на жизнь. Он является одним из тех «сумасбродов», которые во все времена пытались заставить общество дышать новым, свежим воздухом, а не задыхаться в затхлой атмосфере невежества, лицемерия, тщеславия. Вызывает сочувствие и то, что в личной жизни Чацкий был несчастлив. Он обладал в полной мере всеми достоинствами, позволяющими ему называться гордым именем Человек. Но такие как Чацкий успевают лишь сеять зерна истины, а плоды пожинают другие. Именно безнадежность успеха — главная беда Чацкого и ему подобных.
    Каждое дело, требующее обновления, вызывает в нашем сознании образ Чацкого, и какие бы жизненные задачи ни решали люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и стремления уйти от рутины к «свободной жизни» — с другой.

  7. Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся домой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Надеждами я мало избалован», все же возвращается он на родину с какими-то опре­деленными мечтами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли дет­ство и юность, Чацкий видит, хотя сначала ста­рается не верить этому, что стало иным — холод­ным, безразличным, а порой и враждебным, раз­дражительным — отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимнему пути скорость по тем временам значительная). Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Фамусовского дома и его гостей, «дряхлеющих над выдум­ками, вздором». Прежним осталось все то, от чего он несколько лет назад бежал.
    Чацкий всем своим существом протестует про­тив праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения пе­ред всем иностранным. Этим он сразу же вызы­вает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.
    Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни «бодрого и умного народа». Он не смиряется с существованием кре­постного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость. Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, ког­да крестьян можно продавать или менять на бор­зых собак. Понятно, что с такими взглядами Чац­кий не может не вступить в конфликт с враждеб­ным ему обществом.
    Противостоять окружающей пошлости Чац­кому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, умение защи­тить и подтвердить делом свои слова. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно под­шутить над тем, кто ему не понравился. При этом остроты его направлены против тех, кто состав­ляет «цвет» московского общества. Конечно, за это его не любят окружающие. Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…тот и славится, чья чаще гну­лась шея», «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»
    Беда Чацкого в том, что он смело высказыва­ет свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противопо­ложным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям. Имен­но этим продиктовано такое возмущение пренеб­режительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о рабо­лепии перед «французиком из Бордо». Ему обид­но, что какой-то никчемный иностранец чувству­ет себя в Москве как в своей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отече­ства нам сладок и приятен!» Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патри­отические чувства должны стоять выше прекло­нения перед заграничным. У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые дос­тойны того, чтобы их уважать и следовать им. А слепое подражание всему иностранному выгля­дит смешно и нелепо.
    Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним «общения» одним из моих любимых геро­ев, состоит в том, что он несовместим с «веком минувшим». Все его установки, его взгляды уст­ремлены в будущее, он готов к искренности и от­крытости отношений, он верит, что слова «роди­на», «Россия», «гражданский долг» — не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам. И уже од­ним этим становится опасен для Фамусова и по­добных ему. Чацкий трагически переживает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать.
    А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.
    Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеял­ся. Его душат злость и обида, вот почему он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова жел­чным монологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:
    С кем был! Куда меня закинула судьба!
    Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
    В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,
    Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором.
    Вы правы; из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Герой пришел к трезвому пониманию реаль­ной жизни с ее сложностью, изменами, даже пре­дательством. Он повзрослел и начал лучше пони­мать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:
    Так! Отрезвился я сполна,
    Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…
    Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произошедшей в сознании героя. Чац­кий осмыслил уроки, которые преподнесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.

  8. 8
    Текст добавил: Сын виликого Отца

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой реалистическую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
    Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности», как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен. Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Все это обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
    Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, что и в прежние годы. Он ощутил тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой — рушатся надежды Чацкого на личное счастье.
    Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем своим, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому он раболепно служит, Молчалин позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «Умеренность и аккуратность» — вот два «таланта», которые он ставит себе в заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?» Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего «сужденья про- изнесть», потому что в чинах он небольших, поэтому «надобно ж зависеть от других».
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. Выясняется, что на свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их романе. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел «три награжде- нья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчали- ну возможность блестящей служебной карьеры:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…»
    Почему же «Молчалины блаженствуют на свете»? Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться Молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Они умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
    Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям. Кого предпочтет фамусовское общество? Конечно Мол- чалина. А современное общество? Скорее всего тоже Молчалина, иначе бы на нынешних «теплых местечках» находилось больше достойных людей.
    Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления.

  9. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
    Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
    Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро-. дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
    Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “безумием”, “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
    Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
    У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу.
    Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”.
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.

    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
    Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
    Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
    Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей.
    Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

  10. Энже
    Чацкий – молодой человек, придерживающийся прогрессивных взглядов, герой, выражающий точку зрения автора. Чацкий представитель нового времени, разносторонне образован в отличие от представителей фамусовского общества. Он обладает тягой к духовному и нравственному развитию. Карьеру сделать не может, точнее, не желает, потому что придется “прислуживаться”. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит Чацкий в разговоре с Фамусовым. Служить он хочет делу, а не лицам. Фамусовское общество привыкло служить царю, а Чацкий хочет служить Россиии. Он выступает против крепостного права, против поклонения всему иностраному, восхищается русским народом.
    В разговоре с Софьей Чацкий открывает свои чувства, этим показывает свое превосходство над Молчалиным: страсть, чувство, пылкость. Молчалин пуст и Софья ошибается, видя в нем умного, прекрасного, чувственного человека.
    Беда Чацкого в том, что он появляется не в том месте и не в то время. Обладая интеллектом в современном понимании, Чацкий лишен житейского ума, который ценят в людях Софья и Фамусов.
    Без любви Чацкого к Софье пьеса бала бы просто интересной картиной нравов. То, что он выступает против всех, делает произведение живым и заставляет общество вновь обращаться к образу Чацкого в переломные моменты своей жизни.

  11. Тема: – Мое отношение к Чацкому и Молчалину

    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
    Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
    Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро-. дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
    Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.
    Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “безумием”, “горем от ума”. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
    Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
    У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” — вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу.
    Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”.
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
    Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
    Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
    Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
    Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей.
    Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

  12. Комедия А. С. Грибоедова «;Горе от ума»; представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел «;самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности»;, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
    Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
    Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема «;ума»; в грибоедовское время была весьма злободневной, и «;ум»; понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура.
    С понятием «;умный»; связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких «;умников»; оборачивалась в глазах обывателей «;без — умием»;, «;горем от ума»;. Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем «;своим»;, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «;Умеренность и аккуратность»; — вот два «;таланта»;, которые он ставит себе в заслугу.
    Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: «;Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? «; Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего «;сужденья произнесть»;, потому что в чинах он небольших, поэтому «;надобно ж зависеть от других»;.
    Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру.
    Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел «;три награжденья получить»;, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: «;Молчалин…
    замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…»; Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
    Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке.
    Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду. Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
    Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних «;теплых местечках»; находилось больше достойных людей. Два характера, два типа поведения, два жизненных пути…
    Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова «;Горе от ума»;. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *