Как писать сочинение на литературную тему 10 класс

6 вариантов

  1. Что такое сочинение на литературную тему.
    Сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕ­НИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассу­ждения ученика по поводу того,
    • как изображён тот или иной литературный персонаж;
    • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характери­зует;
    • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
    • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.
    Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).
    Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.
    Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.
    Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения – своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика – её доказательство
    И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано – требуется доказать – доказательство – подведе­ние итогов.
    Дано – это тема сочинения.
    Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.
    Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:
    • анализ конкретных литературных фактов;
    • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
    Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.
    Композиция сочинения.
    Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Все чин-чином идёт», то есть во всем наблюда­ется порядок, свидетельствует об этом.
    Следовательно, этимология слова «сочинение» показывает, что написать сочине­ние – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.
    Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

  2. Как писать сочинение по литературе.
    Прочитай внимательно все темы сочинений. Подумай, в какой из них ты лучше сможешь выразить свои мысли.
    После того как выбрал тему, подумай, что и как ты будешь писать. Попробуй подобрать эпиграф.
    Поразмышляй:
    а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в твоей работе,
    б) какие вопросы могут быть сформулированы и как ты на них ответишь,
    в) какие доказательства приведешь.
    Возьми черновик и составь план, нарисуй схему, включи в нее свои предварительные идеи.
    Подумай, как ты сможешь подтвердить свои мысли:
    а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений;  если больше, подумай, как сократить). Цитаты должны подтверждать твои мысли, а не повторять их.
    б) ссылки на эпизоды (подумай, какие именно и как их ввести).
    в) анализ текста (подумай, что именно в тексте понадобится для доказательства твоей точки зрения).
    Реши, в каком стиле будешь писать (всегда важна твоя, авторская позиция)
    Подумай сразу о вступлении и заключении (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.
    Еще раз прочитай тему сочинения. Соотнеси ее с тем, что задумал писать.
    Напиши вступление.
    Попробуй мысленно зачеркнуть первые 2-3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркни их.
    Если трудно начать со вступления, попробуй начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного).
    Перечитай начало, посмотри, соответствует ли оно теме. Продолжи работу.
    Перед тем как писать заключение перечитай работу. Карандашом на полях отметь свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.
    Подумай, не расходятся ли твои мысли с авторским замыслом.
    Внимательно прочитай работу. Устрани неточности словоупотребления. Исправь ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверь по словарю.
    Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно к выделительным. Мысленно объясни те, в которых сомневаешься.
    Учти, что эпиграф пишется без кавычек, фамилия автора в эпиграфе без скобок, после нее точка не ставится. Стихи «в столбик» цитируются без кавычек.

  3. Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

    Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

    Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
    Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
    Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
    Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
    Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
    Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
    Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
    Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

  4. Сочинение на свободную тему
    Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не только конкретного художественного произведения, но и творчества авторов, которые раскрывают те же темы или идеи. При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.
    Композиция сочинения
    Сочинение обычно состоит из трех частей:вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод.
    Вступлениеможет содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной частинеобходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение– это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное.
    Вступление занимает почти треть общего объема сочинения, основная часть – две трети, заключение – самая короткая часть работы.
    Эпиграф– это желательный, но не обязательный элемент ученической письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято: с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак; обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии).
    Цитаты– это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитатами не следует злоупотреблять, они должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех-четырех).
    План сочинения
    План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы.
    План может быть простым, сложным или смешанным.
    Например:
    План
    1. Введение.
    2. Постановка проблемы.
    3. Комментарий к проблеме.
    4. Позиция автора.
    5. Ваша позиция.
    6. Литературный аргумент.
    7. Любой другой аргумент.
    8. Заключение.
    Или
    План
    I. Вступление
    1. … … … …
    2. … … … …
    3. … … … …
    II. Основная часть
    1. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    2. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    III. Заключение
    Требования к объему сочинений
    Нормы оценивания сочинений
    Класс

  5. Разделы:
    Русский язык, Литература
    Изучая литературу в школе, дети учатся
    понимать, анализировать романы, повести,
    рассказы, стихотворения; читая их – получать
    эстетическое наслаждение. Следствием того, как
    учащиеся поняли прочитанное, являются их устные
    ответы и письменные сочинения. И устный ответ, и
    сочинение являются школой не только постижения
    произведений художественной литературы,
    искусства вообще. Они становятся школой развития
    речи, учат обдумывать явления жизни, выражать
    свое мнение о них. Три составные части изучения
    литературы в школе – чтение, устный ответ,
    сочинение – способствуют всестороннему развитию
    личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил:
    “Чтение делает человека знающим, беседа –
    находчивым, а привычка записывать – точным”.
    Работа над сочинением учит развивать мысли на
    избранную тему, воспитывает, формирует
    литературные взгляды и вкусы, дает возможность
    высказать то, что тревожит и волнует, она
    побуждает задуматься над тем или иным вопросом,
    лучше понять его, привести в порядок свои мысли,
    тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает
    учащихся к литературному творчеству, в
    значительной мере формируя его общую культуру и
    социально-нравственные ориентиры. Именно
    поэтому сочинение является важнейшей формой
    аттестации учащихся. К заданиям повышенного
    уровня сложности в ЕГЭ по литературе относится
    развернутый ответ в объеме 5-10 предложений – С1-С4.
    А также развернутый вопрос на проблемный вопрос
    С5. И если с заданиями базового уровня учащиеся
    справляются чаще всего успешно, то задания, где
    надо уметь письменно проанализировать текст
    художественного произведения, вызывает у них
    определенные трудности. В связи с этим
    необходимо этому учить.
    Первым и важнейшим условием правильного
    восприятия и осмысления произведения является
    знание его текста. Знать текст – значит понимать
    и помнить основные события, характеры, поступки
    действующих лиц (не только главных, но и
    второстепенных, они нередко играют важную роль в
    произведении, как, например, Платон Каратаев в
    “Войне и мире”, сестра старухи – процентщицы в
    “Преступлении и наказании”), картины быта,
    описание обстановки, пейзажа, отдельные детали,
    композицию произведения, систему образов.
    Научиться читать – значит научиться думать.
    Работу над текстом обычно начинаем со
    следующего:
    – прочитав заголовок, подумайте, о чем, по-вашему
    мнению, пойдет речь, вспомните, что знаете об
    этом; попытайтесь представить, какие вопросы
    будут освещены;
    – читайте текст, значение непонятных слов и
    выражений выясните по словарю и справочникам;
    – в тексте старайтесь увидеть главное, отделив
    его от частностей, от второстепенного; если
    считаете нужным, составьте план рассказа о
    прочитанном;
    – при наличии вопросов в конце текста ответьте
    на них;
    – проверьте, как вы усвоили прочитанное;
    – перескажите текст.
    Знание текста является необходимым условием
    работы над сочинением, но простого пересказа
    недостаточно. Требуется знание жизни,
    определенный духовный опыт, увлеченность
    литературой, понимание психологии людей и умение
    выразить себя. Свои особенности имеют сочинения
    о произведениях разных родов и жанров
    литературы.
    Как и любому делу, научить писать сочинение
    можно, если человек будет много трудиться и
    практиковать. Работа над сочинением строится по
    принципу: от малого к большому, от легкого к
    трудному.
    На это и нацеливает нас программа по литературе
    Р.Н. Бунеева.
    В учебнике 9 класс подробно рассмотрены все
    этапы работы над сочинением – рассуждением
    литературную тему. Приведены примеры.
    Так, после изучения комедии Д.И. Фонвизина
    “Недоросль”, следует творческая работа
    “Составление речевой характеристики героя по
    образцу” в виде таблицы. В одной графе
    представление героя: содержание высказывания,
    индивидуальные особенности речи, эмоциональная
    выразительность слога, вывод о том, как речь
    характеризует личность героя драматического
    произведения. Во второй указывается герой и
    анализируются выбранные эпизоды.
    С сочинением – рассуждением учащиеся знакомы
    давно. Р.Н. Бунеев предлагает познакомиться с
    рассуждением проблемного характера. Значит,
    необходимо разрешить эту проблему, найти ответ,
    который и станет основным тезисом рассуждения.
    Например, предлагается вопрос: Почему именно
    романтизм пришел на смену классицизму? А далее
    показана поэтапная работа.
    – сначала сформулируем прямой ответ на
    поставленный вопрос: Романтизм, в отличие от
    классицизма, отвечал определенным требованиям,
    предъявляемым к искусству новой исторической
    эпохой начала19 века.
    – затем определяем мотивирующую часть ответа.
    Мотивировать, т.е. обосновать. Развивать
    высказанную мысль можно путем подбора
    доказательств (аргументов). Наша формулировка
    легко расчленяется на две части вопроса: 1. В
    какую историческую эпоху произошла смена
    литературных направлений? 2. Каким определенным
    требованиям эпохи отвечал романтизм в отличие от
    классицизма? И первая, и вторая часть распадаются
    на составные характеристики, которые и
    перечисляются в учебнике.
    – теперь необходимо подвести итоги,
    сформулировать краткие выводы, “собрать”
    перечисленные характеристики романтизма.
    Итак, эпоха начала 19 века потребовала от
    искусства и литературы отказа от жестких законов
    и условностей классицизма. Это было время
    разочарований в переменах, а потому поиска иных
    идеалов, иных ценностей. Отсюда – новое
    содержание и форма художественных произведений,
    раскрывающие переживания автора; его стремление
    перейти от слов к действию; новые герои, яркие
    индивидуальности; нарушение сложившейся
    жанровой системы.
    Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем
    задачу, переходим к следующему этапу работы над
    сочинением- рассуждением на литературную тему.
    При изучении темы “А.С. Грибоедов” Сначала
    предлагается теоретический материал, а затем
    задания:
    -познакомьтесь с началом
    сочинения-рассуждения. Предположите, на какую
    тему написано сочинение, сформулируйте его идею.
    – проанализируйте следующие темы сочинений,
    выделите ключевые слова в каждой теме, найдите
    темы – утверждения, темы – вопросы.
    – напишите сочинение по самостоятельно
    выбранной теме – вопросу.
    Теперь, когда учащиеся знают о способах
    формулировки тем сочинений. Учимся писать
    вступление. К этому времени изучен роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин”.
    Практическое занятие.
    На материале учебника для 9 класса. Задание:
    определите, можно ли обойтись без вступлений в
    сочинениях на следующие темы (предлагаются 7 тем),
    ответы сравните с рассуждением автора.
    Дается теоретический материал.
    Вступления к сочинениям на литературную тему
    условно делятся на:
    – историческое (показывается знание и понимание
    историко-литературного процесса, теории
    литературы);
    – биографическое (указываются предшественники
    автора, показывается знание текстов);
    – аналитическое (проводится анализ темы, на
    основе которого определяются подходы к ее
    раскрытию);
    – лирическое (своего рода эмоциональный зачин).
    Существует несколько приемов написания
    вступления. Самые распространенные из них:
    – прием цепочки (место в истории литературы –
    особенность произведения – риторический
    вопрос);
    – прием перечисления (во вступлении изложен
    план основной части).
    Отрабатываем в классе все эти приемы на темах
    романа “Евгений Онегин”.
    Итак, учащиеся уже умеют анализировать тему
    сочинения на литературную тему, разворачивать
    его основную часть, писать вступление, используя
    прием цепочки или прием перечисления. Заключение
    сочинения также может строиться в соответствии с
    некоторыми “законами”.
    Рассмотрим их на примере темы “Роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин” как “энциклопедия
    русской жизни” Подобные темы легко делятся на
    две части: “Роман А.С. Пушкина “Евгений
    Онегин”/как “энциклопедия русской жизни”.
    Во вступлении мы обращаемся, как правило, ко
    второй части темы – (как “энциклопедия русской
    жизни”), а заключение лучше посвятить первой
    части темы (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
    оставил особый след в истории русской
    литературы.)
    Если во вступлении желательно употребить все
    слова из темы, то в заключении следует упомянуть
    хотя бы 1-2 слова. В любом случае вступление и
    заключение должны быть связаны между собой и по
    содержанию, и по стилю.
    В заключении уместно “вписать” конкретное
    произведение в какую- либо литературную
    традицию, связать творчество писателя с эпохой,
    обозначить его предшественников и
    последователей. Но это не простое перечисление, а
    достаточно подробное изложение.
    Пробуем определить содержание вступления и
    заключения сочинения на тему “Мастерство М.Ю.
    Лермонтова в создании характера Печорина”.
    Разделим тему на части: Мастерство Лермонтова в
    создании характера Печорина.
    Во вступлении будем писать о способах создания
    характера Печорина вообще. Для этого лучше
    использовать прием перечисления.
    В основной части будем отвечать на вопрос,
    который вытекает из темы: В чем конкретно
    заключается мастерство Лермонтова в создании
    характера Печорина?
    В заключении остановимся на первой части темы
    (“Мастерство Лермонтова”) и подведем итог,
    обозначив, в чем Лермонтов был новатором (создал
    первый в русской литературе психологический
    характер). Далее можно подчеркнуть величину
    мастерства М.Ю. Лермонтова.
    Анализируем с учащимися еще несколько тем.
    Затем предлагаем выбрать одну из тем и написать
    вступление и заключение, составить тезисный план
    основной части сочинения.
    Навык такой работы приходит не сразу, а
    вырабатывается со временем. Но им может овладеть
    каждый.
    В своей работе мы исходим из того, что обучение
    сочинению на литературную тему должно носить
    системный характер, поэтому будет продолжаться в
    10-11 классах.
    18.12.2013

  6. Мы возвращаемся к идее культа выпускного сочинения: кстати, он прекратился всего лет семь назад. И через 7-8 лет мы вряд ли изобретем какую-то другую форму аттестации, кроме сочинения.
    Что на практике?
    Нет ничего сложнее, чем научить ребенка писать. Выготский называл письмо алгеброй речи. Это осознанный и волевой процесс, мотивы письменной речи всегда лежат в рамках интеллектуальной деятельности человека. Деятельность начинается с потребности. Речевая деятельность реализует потребность в общении: мы читаем, пишем, говорим и слушаем, потому что хотим общаться. Чтобы написать хорошую работу, нужно захотеть высказаться.
    У текста всегда есть адресат. Хорошо, когда мы самое обычное сочинение кому-то адресуем. Например, пишем не просто рецензию, а письмо автору учебника. Дети сразу просят взять словарь: вдруг читатель увидит наши ошибки? Вы сами тоже можете быть адресатом сочинения: напишите ребенку ответ, хотя бы две строчки: общайтесь с учеником, дайте ему обратную связь. Не реагируйте на письмо только оценкой.
    Хорошо ли мы понимаем, что такое текст? Это точно не последовательность грамматически связанных между собой предложений. В тексте всегда есть соответствие теме и глубина раскрытия проблемы — в этом вся суть. Если довольствоваться последовательностью предложений, то мы так и будем дальше читать каждое лето тысячи никудышных сочинений со всей России.
    Сочинение — не средство контроля, а обучения. Как получается у нас на уроках? Написали, сдали, не перечитывая, потом получили отметку и в лучшем случае сделали работу над ошибками. И в чем тут обучающий эффект?! Самое главное должно начаться после того, как сочинение написано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *