Как писать сочинение на литературную тему в 7 классе

10 вариантов

  1. Изучая литературу в школе, дети учатся
    понимать, анализировать романы, повести,
    рассказы, стихотворения; читая их – получать
    эстетическое наслаждение. Следствием того, как
    учащиеся поняли прочитанное, являются их устные
    ответы и письменные сочинения. И устный ответ, и
    сочинение являются школой не только постижения
    произведений художественной литературы,
    искусства вообще. Они становятся школой развития
    речи, учат обдумывать явления жизни, выражать
    свое мнение о них. Три составные части изучения
    литературы в школе – чтение, устный ответ,
    сочинение – способствуют всестороннему развитию
    личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил:
    “Чтение делает человека знающим, беседа –
    находчивым, а привычка записывать – точным”.
    Работа над сочинением учит развивать мысли на
    избранную тему, воспитывает, формирует
    литературные взгляды и вкусы, дает возможность
    высказать то, что тревожит и волнует, она
    побуждает задуматься над тем или иным вопросом,
    лучше понять его, привести в порядок свои мысли,
    тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает
    учащихся к литературному творчеству, в
    значительной мере формируя его общую культуру и
    социально-нравственные ориентиры. Именно
    поэтому сочинение является важнейшей формой
    аттестации учащихся. К заданиям повышенного
    уровня сложности в ЕГЭ по литературе относится
    развернутый ответ в объеме 5-10 предложений – С1-С4.
    А также развернутый вопрос на проблемный вопрос
    С5. И если с заданиями базового уровня учащиеся
    справляются чаще всего успешно, то задания, где
    надо уметь письменно проанализировать текст
    художественного произведения, вызывает у них
    определенные трудности. В связи с этим
    необходимо этому учить.
    Первым и важнейшим условием правильного
    восприятия и осмысления произведения является
    знание его текста. Знать текст – значит понимать
    и помнить основные события, характеры, поступки
    действующих лиц (не только главных, но и
    второстепенных, они нередко играют важную роль в
    произведении, как, например, Платон Каратаев в
    “Войне и мире”, сестра старухи – процентщицы в
    “Преступлении и наказании”), картины быта,
    описание обстановки, пейзажа, отдельные детали,
    композицию произведения, систему образов.
    Научиться читать – значит научиться думать.
    Работу над текстом обычно начинаем со
    следующего:
    – прочитав заголовок, подумайте, о чем, по-вашему
    мнению, пойдет речь, вспомните, что знаете об
    этом; попытайтесь представить, какие вопросы
    будут освещены;
    – читайте текст, значение непонятных слов и
    выражений выясните по словарю и справочникам;
    – в тексте старайтесь увидеть главное, отделив
    его от частностей, от второстепенного; если
    считаете нужным, составьте план рассказа о
    прочитанном;
    – при наличии вопросов в конце текста ответьте
    на них;
    – проверьте, как вы усвоили прочитанное;
    – перескажите текст.
    Знание текста является необходимым условием
    работы над сочинением, но простого пересказа
    недостаточно. Требуется знание жизни,
    определенный духовный опыт, увлеченность
    литературой, понимание психологии людей и умение
    выразить себя. Свои особенности имеют сочинения
    о произведениях разных родов и жанров
    литературы.
    Как и любому делу, научить писать сочинение
    можно, если человек будет много трудиться и
    практиковать. Работа над сочинением строится по
    принципу: от малого к большому, от легкого к
    трудному.
    На это и нацеливает нас программа по литературе
    Р.Н. Бунеева.
    В учебнике 9 класс подробно рассмотрены все
    этапы работы над сочинением – рассуждением
    литературную тему. Приведены примеры.
    Так, после изучения комедии Д.И. Фонвизина
    “Недоросль”, следует творческая работа
    “Составление речевой характеристики героя по
    образцу” в виде таблицы. В одной графе
    представление героя: содержание высказывания,
    индивидуальные особенности речи, эмоциональная
    выразительность слога, вывод о том, как речь
    характеризует личность героя драматического
    произведения. Во второй указывается герой и
    анализируются выбранные эпизоды.
    С сочинением – рассуждением учащиеся знакомы
    давно. Р.Н. Бунеев предлагает познакомиться с
    рассуждением проблемного характера. Значит,
    необходимо разрешить эту проблему, найти ответ,
    который и станет основным тезисом рассуждения.
    Например, предлагается вопрос: Почему именно
    романтизм пришел на смену классицизму? А далее
    показана поэтапная работа.
    – сначала сформулируем прямой ответ на
    поставленный вопрос: Романтизм, в отличие от
    классицизма, отвечал определенным требованиям,
    предъявляемым к искусству новой исторической
    эпохой начала19 века.
    – затем определяем мотивирующую часть ответа.
    Мотивировать, т.е. обосновать. Развивать
    высказанную мысль можно путем подбора
    доказательств (аргументов). Наша формулировка
    легко расчленяется на две части вопроса: 1. В
    какую историческую эпоху произошла смена
    литературных направлений? 2. Каким определенным
    требованиям эпохи отвечал романтизм в отличие от
    классицизма? И первая, и вторая часть распадаются
    на составные характеристики, которые и
    перечисляются в учебнике.
    – теперь необходимо подвести итоги,
    сформулировать краткие выводы, “собрать”
    перечисленные характеристики романтизма.
    Итак, эпоха начала 19 века потребовала от
    искусства и литературы отказа от жестких законов
    и условностей классицизма. Это было время
    разочарований в переменах, а потому поиска иных
    идеалов, иных ценностей. Отсюда – новое
    содержание и форма художественных произведений,
    раскрывающие переживания автора; его стремление
    перейти от слов к действию; новые герои, яркие
    индивидуальности; нарушение сложившейся
    жанровой системы.
    Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем
    задачу, переходим к следующему этапу работы над
    сочинением- рассуждением на литературную тему.
    При изучении темы “А.С. Грибоедов” Сначала
    предлагается теоретический материал, а затем
    задания:
    -познакомьтесь с началом
    сочинения-рассуждения. Предположите, на какую
    тему написано сочинение, сформулируйте его идею.
    – проанализируйте следующие темы сочинений,
    выделите ключевые слова в каждой теме, найдите
    темы – утверждения, темы – вопросы.
    – напишите сочинение по самостоятельно
    выбранной теме – вопросу.
    Теперь, когда учащиеся знают о способах
    формулировки тем сочинений. Учимся писать
    вступление. К этому времени изучен роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин”.
    Практическое занятие.
    На материале учебника для 9 класса. Задание:
    определите, можно ли обойтись без вступлений в
    сочинениях на следующие темы (предлагаются 7 тем),
    ответы сравните с рассуждением автора.
    Дается теоретический материал.
    Вступления к сочинениям на литературную тему
    условно делятся на:
    – историческое (показывается знание и понимание
    историко-литературного процесса, теории
    литературы);
    – биографическое (указываются предшественники
    автора, показывается знание текстов);
    – аналитическое (проводится анализ темы, на
    основе которого определяются подходы к ее
    раскрытию);
    – лирическое (своего рода эмоциональный зачин).
    Существует несколько приемов написания
    вступления. Самые распространенные из них:
    – прием цепочки (место в истории литературы –
    особенность произведения – риторический
    вопрос);
    – прием перечисления (во вступлении изложен
    план основной части).
    Отрабатываем в классе все эти приемы на темах
    романа “Евгений Онегин”.
    Итак, учащиеся уже умеют анализировать тему
    сочинения на литературную тему, разворачивать
    его основную часть, писать вступление, используя
    прием цепочки или прием перечисления. Заключение
    сочинения также может строиться в соответствии с
    некоторыми “законами”.
    Рассмотрим их на примере темы “Роман А.С.
    Пушкина “Евгений Онегин” как “энциклопедия
    русской жизни” Подобные темы легко делятся на
    две части: “Роман А.С. Пушкина “Евгений
    Онегин”/как “энциклопедия русской жизни”.
    Во вступлении мы обращаемся, как правило, ко
    второй части темы – (как “энциклопедия русской
    жизни”), а заключение лучше посвятить первой
    части темы (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”
    оставил особый след в истории русской
    литературы.)
    Если во вступлении желательно употребить все
    слова из темы, то в заключении следует упомянуть
    хотя бы 1-2 слова. В любом случае вступление и
    заключение должны быть связаны между собой и по
    содержанию, и по стилю.
    В заключении уместно “вписать” конкретное
    произведение в какую- либо литературную
    традицию, связать творчество писателя с эпохой,
    обозначить его предшественников и
    последователей. Но это не простое перечисление, а
    достаточно подробное изложение.
    Пробуем определить содержание вступления и
    заключения сочинения на тему “Мастерство М.Ю.
    Лермонтова в создании характера Печорина”.
    Разделим тему на части: Мастерство Лермонтова в
    создании характера Печорина.
    Во вступлении будем писать о способах создания
    характера Печорина вообще. Для этого лучше
    использовать прием перечисления.
    В основной части будем отвечать на вопрос,
    который вытекает из темы: В чем конкретно
    заключается мастерство Лермонтова в создании
    характера Печорина?
    В заключении остановимся на первой части темы
    (“Мастерство Лермонтова”) и подведем итог,
    обозначив, в чем Лермонтов был новатором (создал
    первый в русской литературе психологический
    характер). Далее можно подчеркнуть величину
    мастерства М.Ю. Лермонтова.
    Анализируем с учащимися еще несколько тем.
    Затем предлагаем выбрать одну из тем и написать
    вступление и заключение, составить тезисный план
    основной части сочинения.
    Навык такой работы приходит не сразу, а
    вырабатывается со временем. Но им может овладеть
    каждый.
    В своей работе мы исходим из того, что обучение
    сочинению на литературную тему должно носить
    системный характер, поэтому будет продолжаться в
    10-11 классах.

  2. Сочинение на свободную тему
    Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не только конкретного художественного произведения, но и творчества авторов, которые раскрывают те же темы или идеи. При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.
    Композиция сочинения
    Сочинение обычно состоит из трех частей:вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод.
    Вступлениеможет содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной частинеобходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение– это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное.
    Вступление занимает почти треть общего объема сочинения, основная часть – две трети, заключение – самая короткая часть работы.
    Эпиграф– это желательный, но не обязательный элемент ученической письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято: с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак; обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии).
    Цитаты– это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитатами не следует злоупотреблять, они должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех-четырех).
    План сочинения
    План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы.
    План может быть простым, сложным или смешанным.
    Например:
    План
    1. Введение.
    2. Постановка проблемы.
    3. Комментарий к проблеме.
    4. Позиция автора.
    5. Ваша позиция.
    6. Литературный аргумент.
    7. Любой другой аргумент.
    8. Заключение.
    Или
    План
    I. Вступление
    1. … … … …
    2. … … … …
    3. … … … …
    II. Основная часть
    1. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    2. … … … …
    а) … … … …
    б) … … … …
    в) … … … …
    III. Заключение
    Требования к объему сочинений
    Нормы оценивания сочинений
    Класс

  3. Что такое сочинение на литературную тему.
    Сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕ­НИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассу­ждения ученика по поводу того,
    • как изображён тот или иной литературный персонаж;
    • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характери­зует;
    • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
    • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.
    Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).
    Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.
    Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.
    Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения – своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика – её доказательство
    И действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказыва­ем теорему по геометрии: дано – требуется доказать – доказательство – подведе­ние итогов.
    Дано – это тема сочинения.
    Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нём ученик, произведя поня­тийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.
    Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:
    • анализ конкретных литературных фактов;
    • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.
    Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочине­ния: итоговый вывод из написанного.
    Композиция сочинения.
    Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Устойчивое выражение «Все чин-чином идёт», то есть во всем наблюда­ется порядок, свидетельствует об этом.
    Следовательно, этимология слова «сочинение» показывает, что написать сочине­ние – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с тем или иным литературным произведением, а изложить их в строго определённом порядке.
    Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Во вступленииобозначается тезис, который необходимо будет доказать в основ­ной части.

  4. Название: Все сочинения по литературе для 7 класса.
    В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя ее при подготовке к написанию сочинения, школьники смогут в предельно сжатые сроки написать творческую работу по любой теме.
    Образ главного героя в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Повесть «Тарас Бульба» это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.
    Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
    Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен о1ромной силой воли и умом, относится с ;побовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают. ..»
    Содержание
    1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    3. Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    4. Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    5. Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
    6. Язык духовной русской литературы (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)
    7. Идейное содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»
    8. Герои и повествователь в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
    9. Раскрытие характера в сюжете произведения А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»
    10. Способы изображения характеров в «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина
    11. Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
    12. Основная идея «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина
    13. Образ рассказчика в повести А. С. Пушкина «Выстрел»
    14. Основная идея повести А. С. Пушкина «Выстрел»
    15. Характеристика главных героев повести А. С. Пушкина «Выстрел»
    16. Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    17. Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
    18. Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
    19. На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
    20. Образ Маттео Фольконе в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»
    21. Способы раскрытия характеров в повести Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
    22. Средства создания героического характера в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»
    23. Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
    24. Образ повествователя в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
    25. Языковые средства создания характера в рассказе Н. С. Лескова
    26. Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»
    27. Язык рассказа Н. С. Лескова «Левша»
    28 Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
    29. Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
    30. Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
    31. Гипербола и гротеск в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
    32. Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
    33. Изображение русского мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
    34. Народные сказки как основа сюжета произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
    35. Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    36. Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
    37. Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
    38. Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»
    39. Художественные средства выражения авторской позиции в драме Е. Л. Шварца «Тень»
    40. Роль метафоры в стихотворении А. С. Пушкина «Узник»
    41. Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком…»
    42. Тема и идея поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
    43. Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
    44. Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

  5. Написание сочинения всегда вызывает трудности у учеников, особенно если это сочинение по литературному произведению.
    Эта статья поможет ученику правильно организовать свою работу над сочинением.
    Итак, начнём!
    1. Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)
    Сочинение по литературному произведению – это знание текста, мысли и грамотность.
    2. Композиция сочинения:

    Вступление
    Основная часть
    Заключение
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
    Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой.
    Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
    Все части сочинения должны быть логически взаимосвязаны, каждая предыдущая часть плавно переходит в следующую.
    3. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
    Во вступлении может:
    содержаться ответ на заданный по теме вопрос
    представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению ученика («как вы понимаете смысл названия…»)
    содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
    сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
    4. Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
    В основной части следует избегать:
    пересказа литературного произведения
    изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме
    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
    Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
    5. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Заключительная часть должна быть:
    короткой, но емкой
    органически связана с предыдущим изложением
    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.
    Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
    Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
    Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
    Удачи!
    Источник статьи: http://www.publiclibrary.ru/

  6. Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс.
    Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
    Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;
    формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языком;
    развивать умения воспринимать информацию.
    Межпредметные связи: русский язык, литература.
    Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, таблица «Жанровые особенности эссе», план -памятка по написанию эссе.
    Оформление доски: эпиграф.
    Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
    В.Г. Белинский.
    План проведения урока:
    Беседа об эссе как о литературном жанре.
    Чтение обучающимися литературного примера эссе.
    Анализ примерного плана сочинения.
    Написание эссе.
    Ход урока:
    Вступительное слово учителя.
    Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный различными образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывающуюся душу поэта. А возникающие чувства помогут нам больше понять себя.
    Сообщение темы урока, постановка цели.
    Работа с эпиграфом.
    Как вы понимаете слова известного критика, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова? Подтвердите их, приведя примеры из известных вам произведений поэта.
    Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением М.Ю. Лермонтова «Песней про купца Калашникова…». Но сегодня мы вспомним вашу первую встречу с великим поэтом и попытаемся описать ее в жанре сочинения-эссе.
    Введение в тему.
    Какие ассоциации вызывает у вас термин «эссе»? Что значит написать сочинение в жанре эссе? Каким оно должно быть, по-вашему?
    Изучение нового материала.
    Работа с таблицей «Признаки эссе».
    Неограниченность тем.
    Индивидуальный авторский подход к их освещению.
    Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить тему.
    Свободная композиция.
    Небольшой объем.
    Прозаическая форма
    На основании данных признаков составляем определение эссе.
    Эссе – небольшое по объему сочинение на любую тему, имеющее свободную композицию и прозаическую форму, индивидуальный авторский подход к освещаемой теме.
    Делаем вывод. Основная цель эссе- заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.
    Работа со статьей учебника. (Литература. 7 класс. Автор Коровина В.Я. и др.)
    – Что узнали о М.Ю. Лермонтове из рассказа И. Андроникова.
    Чтение фрагментов из произведений, в которых авторы вспоминают о своей первой встрече с Лермонтовым. ( «Читаем, думаем, спорим»: Дидактические материалы по литературе)
    – Какой из фрагментов подошел бы вам для начала рассказа о поэте?
    – Какое начало, возможно, придумали сами? Расскажите о нем.
    – Какие отрывки из стихотворений поэта включили бы вы в свое эссе?
    Работа с примерным планом написания эссе.
    Когда произошла моя первая встреча с Лермонтовым?
    Какой мне запомнилась первая книга произведений поэта (или первое произведение)?
    Что в ней особенно заинтересовало, понравилось? Чем привлекла мое внимание?
    Что я мысленно «видел», слушая или читая эту книгу? Какое отношение вызвали у меня ее герои?
    Что запомнилось наизусть?
    С кем и как делился я радостью первой встречи с Лермонтовым?
    5.Написание черновика эссе.
    6. Выступление желающих.
    7. Рефлексия.
    – Что показалось интересным на уроке?
    – Что вызвало затруднения?
    – Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
    8. Итог.
    – Сегодня мы познакомились с жанром эссе, и хочется верить, что к вашим будущим творческим работам также будут применимы слова В.Г. Белинского «точность», «определенность», «многозначительность».
    9. Домашнее задание.
    – Закончить работу над эссе.

  7. Итоговое сочинение для выпускников является важным этапом окончания обучения в средней школе. В дни волнительной учеников интересуют самые разные аспекты проведения этого испытания: темы декабрьского сочинения, тезисы, критерии оценивания, материалы для подготовки и даже порядок проведения.
    Общая информация: Итоговое сочинение в этом году проводится 7 декабря 2016 года, его начало намечено на 10:00 по местному времени. Продолжительность испытания составляет 3 часа 55 минут или 235 минут. Темы станут известны лишь перед началом, однако уже сейчас известны тематические направления 2016/2017 года: «Разум и чувства», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Работа должна содержать не менее 350 слов. По итогам ученик получает «зачет»/«незачет», а к сдаче единого государственного экзамена будут допущены выпускники, получившие «зачет».
    Основные требования: Сочинение должно соответствовать выбранной теме, аргументы должны опираться на литературный материал, соответственно здесь важно хорошее знание школьной программы по литературе, ученик должен обладать навыками грамотно выстраивать предложения в соответствии с логикой, а речь должна быть грамотной — без ошибок по орфографии и пунктуации.
    О том, как подготовить учеников к итоговому сочинению смотрите в вебинаре «Обучение сочинению: теория и практика»



    Хорошая, осмысленная письменная работа невозможна без тщательной подготовки, в этом помогут рабочие тетради «Учимся писать сочинение». Что они особой представляют, рассказывает соавтор УМК «Литература», Елена Ерохина.
    Тетради не предназначены для одиночной самостоятельной работы, они не «работают» без учителя, без обязательного обсуждения заданий. Например, в тетрадях для 10 и 11 классов есть задания, где нужно выбрать наиболее подходящий вариант вступления к сочинению или предложить свой вариант вступления. Идея задания не в том, чтобы сделать выбор, а в том, чтобы объяснить это выбор: почему один из вариантов наиболее уместен или почему не подходит ни один из них и нужно сформулировать свой.
    При переходе к каждому последующему автору используются одна и та же стратегия, последовательность и приемы работы. Меняется содержание, учитель может использовать разные приемы, но общий подход к написанию сохраняется, именно таким образом мы сможем сформировать устойчивое умение. Стратегия, в отличие от алгоритма, позволяет осмысливать действия, делать допущения, что-то менять, но остается при этом одной и той же.
    Задания следует использовать вариативно с учетом конкретных педагогических задач. Необязательно делать все задания от начала до конца.
    Купить рабочие тетради «Учимся писать сочинение»

    10-11 классы
    Задача обучения в старших классах — не просто подготовиться к декабрьской письменной работе, а освоить такой важный предмет, как литература, научить школьников быть настоящими читателями, поэтому сначала работа ведется с литературными сочинениями. Кроме этого направления, в рабочих тетрадях есть и раздел, который опирается на изучаемые литературные произведения.
    Виды заданий:
    Актуализация знания текста. В тетрадях представлено множество заданий, связанных с необходимостью вспомнить то или иное литературное произведение. Этот раздел называется «Вспоминаем текст произведения».
    Анализ и классификация тем. Далее предлагаются возможные темы — их круг вполне обозрим, несмотря на их разнообразие. Есть задание, где темы нужно систематизировать. Начинается работа над осмыслением темы, так как тема подсказывает тот жанр, который нужно создать, последовательность работы над сочинением.
    Работа над ключевыми словами темы. При методичном выполнении этих заданий формируется устойчивое умение осмысливать тему.
    Изменение любой темы в форму вопроса. Так как большинство сочинений — это рассуждения, рассуждать, имея конкретный вопрос, понятнее, логичнее и удобнее.
    Выбор замысла. В тетради дается совокупность идей — возможных замыслов данной письменной работы. Здесь требуется совместно с учениками обсудить, насколько каждый из замыслов подходит в качестве основы. Или стоит отказаться от всех и сформулировать какой-то свой?
    Распространение тезиса. Недостаточно дать ответ на вопрос, надо построить рассуждение. Для этого в тетради есть определенная система заданий, алгоритм, который позволяет распространять тезис.
    Композиция. Специальные задания учат последовательно располагать тезисы, писать вступление и заключение, держаться в определенном разумном объеме того и другого, показывают связь частей текста.
    Использование литературоведческих понятий. Задания помогают осмыслить те понятия из теории литературы, которые могут быть использованы в работе.
    Написание сочинения по выработанному алгоритму. После проведенной подготовки рекомендуется написать полный текст, а также рецензию, используя приведенные в тетради правила.
    9 класс
    Хотя эта рабочая тетрадь предназначена для работы с девятиклассниками, она будет очень полезна и для подготовки к декабрьскому испытанию.
    Первый, самый большой раздел посвящен тому, как писать сочинение-рассуждение. Во втором разделе представлены задания, направленные на обучение создавать особый вид текста-рассуждения — эссе. Эссе — это не любая работа малого объема, а текст, имеющий определенные жанровые признаки: оригинальный авторский взгляд на ту или иную проблему, субъективно-эмоциональное отношение автора к предмету речи, творческий подход к расположению композиционных частей.
    Третий раздел связан с обучением письму на литературную тему, так как в 9 классе мы пишем не только сочинение-рассуждение. Представленная система работы и заданий будет развиваться в 10 и 11 классах. С помощью тетрадей дети научатся понимать тему, видеть тип сочинения, демонстрировать знание художественного произведения, последовательно и логично строить рассуждения, доказывая с помощью текста правильность своего понимания.
    Примеры заданий
    Учимся формулировать тезис
    Задание 1. Составить вторую часть тезиса, начало которого приведено в задании. Например, «наивысшая ценность человека — это…»
    Задание 2. Использовать альтернативные вопросы. При таком подходе ученик понимает, что выражает свою позицию исходя из того, какую из альтернатив принимает. Например: «Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать, отвечая на данный вопрос. Что важнее для человека: знание родного или иностранного языка?»
    Задание 3. Сформулировать тезис для сочинения-рассуждения, в котором есть все остальные части.
    Учимся аргументировать
    Задание 1. Доказать тезис с использованием максимального числа разнообразных аргументов. Аргументы не обязательно брать только из литературы или повседневной жизни, это могут быть и научные факты, исторические факты, пословицы, поговорки, аксиомы и т. д.
    Задание 2. Превратить приведенные фразы в аргументы, ведь пример или факт – это еще не аргумент. Для этого предлагается использовать слова-помощники («поэтому», «вот почему», «неудивительно» и т.д.).
    Учимся редактировать
    Редактирование — это не только исправление орфографических ошибок, это умение, которое позволяет доводить текст до совершенства.
    Задание 1. Исправить в тексте ту или иную ошибку. Например, «прочитай работу ученика и устрани логические ошибки в написании сочинения-рассуждения».
    Задание 2. Прочитать сочинение и найти лишний аргумент.

  8. Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    Как писать школьные сочинения:

    Как написать сочинение рассуждение? – Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? – Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
    Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
    Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
    Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

    Подборка материала для сочинений:

    Поэзия
    Литература
    Искусство
    Сочинения на свободную тему

  9. Мы возвращаемся к идее культа выпускного сочинения: кстати, он прекратился всего лет семь назад. И через 7-8 лет мы вряд ли изобретем какую-то другую форму аттестации, кроме сочинения.
    Что на практике?
    Нет ничего сложнее, чем научить ребенка писать. Выготский называл письмо алгеброй речи. Это осознанный и волевой процесс, мотивы письменной речи всегда лежат в рамках интеллектуальной деятельности человека. Деятельность начинается с потребности. Речевая деятельность реализует потребность в общении: мы читаем, пишем, говорим и слушаем, потому что хотим общаться. Чтобы написать хорошую работу, нужно захотеть высказаться.
    У текста всегда есть адресат. Хорошо, когда мы самое обычное сочинение кому-то адресуем. Например, пишем не просто рецензию, а письмо автору учебника. Дети сразу просят взять словарь: вдруг читатель увидит наши ошибки? Вы сами тоже можете быть адресатом сочинения: напишите ребенку ответ, хотя бы две строчки: общайтесь с учеником, дайте ему обратную связь. Не реагируйте на письмо только оценкой.
    Хорошо ли мы понимаем, что такое текст? Это точно не последовательность грамматически связанных между собой предложений. В тексте всегда есть соответствие теме и глубина раскрытия проблемы — в этом вся суть. Если довольствоваться последовательностью предложений, то мы так и будем дальше читать каждое лето тысячи никудышных сочинений со всей России.
    Сочинение — не средство контроля, а обучения. Как получается у нас на уроках? Написали, сдали, не перечитывая, потом получили отметку и в лучшем случае сделали работу над ошибками. И в чем тут обучающий эффект?! Самое главное должно начаться после того, как сочинение написано.

  10. 1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *