Какие темы будут на сочинение по литературе в декабре 2017

11 вариантов

  1. Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК, где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?
    Вот еще несколько советов:
    Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.
    Война и мир;
    Преступление и наказание;
    Тарас Бульба;
    Капитанская дочка;
    Отцы и дети;
    Гроза;
    Горе от ума;
    Евгений Онегин;
    Герой нашего времени;
    Обломов.
    Также рекомендуем вам читать подборки аргументов и готовые сочинения, которые мы выпускаем ежедневно. Если вы еще не подписаны на наш паблик, не теряйте времени даром и подписывайтесь!

    Как написать?

    Правила оформления работы:
    Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
    Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
    Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
    Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.
    Алгоритм написания эссе:
    Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!
    Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».
    Доброта и жестокость
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    В.П. Астафьев, «Людочка»;
    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    В.М. Шукшин, «Чудик»;
    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»
    Месть и великодушие
    В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    В.М. Гаршин, «Трус»;
    А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».
    Мечта и реальность
    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    Отцы и дети
    А.Н. Островский, «Гроза»;
    Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    И.А. Гончаров, «Обломов»;
    В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    Искусство и ремесло
    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    М. Горький: «На дне»;
    А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2018-2019

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:
    Доброта и жестокость;
    Мечта и реальность;
    Искусство и ремесло;
    Отцы и дети;
    Месть и великодушие.

    Критерии оценивания

    Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.
    Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:
    Соответствие теме. «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
    Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
    Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
    Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
    Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
    Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.
    Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:
    Самостоятельность. Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
    Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
    Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
    Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
    Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
    Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
    Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.
    Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:
    от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
    от 5 до 6 – 1 балл;
    от 7 до 8 – 2 балла;
    от 9 до 10 – 3 балла;
    от 13 до 14 – 5 баллов;
    от 15 до 16 – 6 баллов;
    17 – ровны 7 баллам;
    18 – 8 баллам;
    19 – 9 баллам;
    20 – 10 баллам.

    Результаты и апелляция

    Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.
    Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
    Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

  2. Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
    5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»,
    «Равнодушие и отзывчивость»,
    «Цели и средства»,
    «Смелость и трусость»,
    «Человек и общество».
    Специалисты ФИПИ подготовили комментарий по открытым направлениям тем итогового сочинения, опубликованный в разделе Итоговое сочинение
    Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
    Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
    В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

  3. Для того, чтобы справиться с первым испытанием экзаменационного марафона  2019-2020 года, опытные педагоги рекомендуют тщательно проработать все возможные темы итогового сочинения. Но, если вы понимаете, что не успеете качественно подготовиться по всем пяти направлениям, выберите два наиболее близких и понятных, и максимально подготовьтесь именно по ним.
    Почему именно два? Все просто – в рамках каждого из направлений есть как простые и легкие темы, так и более сложные, с «подводными камнями». Если готовиться целенаправленно по одному направлению, не исключена возможность того, что выпадет именно не самая удачная тема, но выбора уже не будет.
    Итак, предлагаем ознакомиться с тем, какие направления и темы могут встретится 11-классникам на экзамене 2019-2020 года, а также списком литературы, который эксперты рекомендуют рассматривать в качестве источников аргументов для итогового сочинения.

    Добро и зло

    Разбор тем мы не случайно начнем именно этого направления. Если вы ищите максимально простой путь, то рассуждение о добре и зле – ваш вариант.
    Все просто – практически в каждом литературном произведении, большом или маленьком, пера отечественного или зарубежного автора, поднимается проблематика борьбы добра и зла. А это значит, что подобрать аргументы будет максимально просто.
    Среди тем данного направления, которые могут быть вынесены на итоговое сочинение 2020 года, представлены:
    Что такое добро?
    Доброе – это объективное или субъективное понятие?
    Добрыми рождаются или становятся?
    Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
    Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
    Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
    Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причиненное другим?
    Может ли зло помочь человеку понять себя?
    Можно ли оправдать зло?
    Всегда ли зло совершается намеренно?
    Могут ли злые люди совершать добрые поступки?
    Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
    Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
    Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
    Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям).
    Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского Родиона Раскольникова?
    Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
    Согласны ли вы с Сократом в том, что «высшая мудрость – различать добро и зло»?
    Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла – бездействие доброго человека»?
    Согласны ли вы со словами У. Шекспира «путем зла не доходят до добра?»
    В качестве источника аргументов можно использовать такие произведения:

  4. Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения итогового сочинения, утверждает пять открытых тематических направлений. У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы. Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений.
    В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.
    Формулировки открытых направлений для письменных работ таковы:
    Разум и чувство.
    Честь и бесчестие.
    Победа и поражение.
    Опыт и ошибки.
    Дружба и вражда.
    Темы, на которые предстоит рассуждать школьникам, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов, что дает выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют – и подобрав соответствующий материал из литературы (при написании сочинения можно использовать не только произведения отечественных писателей, но и зарубежную классику).

    Даты итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

    В соответствии с утвержденными сроками, итоговое сочинение будет проходить в следующие дни:
    7 декабря 2016 (среда),
    1 февраля 2017 (среда),
    3 мая 2017 (среда).
    Подавляющее большинство ребят напишут сочинение в декабре, остальные даты по сути являются «резервными» – в эти дни писать выпускную работу будут те, кто не смог принять участие в «основной волне» по уважительным причинам, выпускники прошлых лет, а также одиннадцатиклассники, которым не удалось получить «зачет» с первого раза (после первой неудачи у них есть право еще на две попытки).
    На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут. Для того, чтобы школьники из всех городов России были в равных условиях, для каждого часового пояса страны готовится отдельный комплект тем.

    Как оценивается итоговое сочинение в 11 классе

    Система оценивания в 2016-2017 году не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлым годом. Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».
    Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:
    объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова вклюаются в подсчет),
    самостоятельность работы(списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).
    Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.
    Работы, прошедшие «входной контроль», оцениваются по пяти критериям:
    соответствие теме,
    качество аргументации и привлечение литературного материала (хоть сочинение и не является экзаменом по литературе, но все-таки обращение за соответствующими примерами к художественной литературе является обязательным),
    композиция текста и логика изложения (отсутствие грубых логических ошибок),
    качество письменной речи (стилистика, словарный запас, адекаватность словоупотребления),
    грамотность (грамматика, орфография, пунктуация).
    Система оценивания достаточно мягкая – так, для того, чтобы получить заветный «плюсик» по критерию «грамотность», на каждые 100 слов должно приходиться менее 5 ошибок; а «незачет» по критерию «качество речи» ставится только тогда, когда корявость текста мешает понять его смысл. Для того, чтобы получить «зачет» за все сочинение, достаточно получить «плюсы» по первым двум критериям – и хотя бы по одному из трех оставшихся.
    Подавляющее большинство школьников успешно справляются с этой задачей: в два предыдущих года число выпускников, не сумевших написать сочинение, не превышало 3%.

    Кому обязательно писать выпускное сочинение

    Итоговое сочинение  – обязательное условие допуска к ЕГЭ для всех выпускников текущего года. Лишь для некоторых категорий учащихся оно может быть заменено изложением. В их числе:
    дети с ограниченными возможностями,
    выпускники со слабым здоровьем, в том числе ученики санаторно-курортных школ,
    воспитанники специальных учебно-воспитательных интернатов,
    подростки, отбывающие наказание в колониях,
    обучающиеся на дому.
    Выпускники прошлых лет, уже имеющие на руках школьный аттестат, и выпускники колледжей пишут итоговое сочинение только при желании, самостоятельно выбирая любую удобную для них дату. Однако не стоит забывать о том, что сочинение кроме «зачета» или «незачета» может принести еще и дополнительные баллы при поступлении во многих вузах (особенно гуманитарных).

  5. Министерство
    Положение о Министерстве
    Руководство
    Коллегии
    Коллегии
    Материалы коллегий
    Архив
    Общественный совет при Министерстве образования Московской области
    Нормотворчество
    Общественное обсуждение
    Нормативные правовые акты
    Соглашения
    Нормативные документы по вопросам труда и заработной платы работников образования
    Сведения о решениях судов
    Нормативные документы по вопросам финансирования межбюджетных трансфертов
    Иные нормативные правовые акты Московской области в сфере образования
    Антикоррупционная экспертиза
    Антикоррупционная экспертиза (архив)
    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
    Нормативные правовые акты
    ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
    ПЛАН ПРОВЕРОК
    ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
    В помощь автономным учреждениям
    Муниципальные программы в сфере образования
    Муниципальные программы в сфере образования
    Архив
    Государственный контроль (надзор) в сфере образования и лицензионный контроль
    Аналитические материалы
    Аттестация экспертов в сфере образования
    Информация об исполнении предписаний
    Отдел лицензионного контроля
    Отдел государственного надзора за соблюдением законодательства
    Результаты проверок
    Отдел лицензионного контроля
    Отдел государственного контроля качества образования
    Отдел государственного надзора за соблюдением законодательства
    Планы проведения проверок
    Изменения в планы проведения плановых проверок
    Профилактика нарушений
    Нормативно-правовые документы
    Государственные информационные системы государственного надзора в сфере образования
    Система обеспечения объективности процедур оценки качества образования
    Государственная служба
    Нормативные документы
    Конкурс на замещение вакантных должностей
    Противодействие коррупции
    Порядок трудоустройства в Министерство образования Московской области
    Деятельность системы образования
    Подготовка к новому учебному году
    Воспитание и дополнительное образование детей
    Повышение квалификации
    Профилактика асоциальных явлений
    Работа с муниципальными органами управления образованием
    Дошкольное и общее образование
    Высшее образование
    Архив
    Среднее профессиональное образование
    Архив
    Аттестация руководителей и педагогических кадров
    Работа с молодыми специалистами
    Клуб «Педагог года Подмосковья»
    Конкурс «Учитель года Подмосковья»
    Практическая психология образования
    Документы, регламентирующие образовательную деятельность общеобразовательных организаций
    Духовно-нравственное воспитание и просвещение
    Организация образовательной деятельности
    Отчеты о расходовании бюджетных ассигнований
    ММСО-2018
    ММСО-2017
    ММСО-2016
    Публичная декларация целей и задач Министерства образования Московской области
    Именная стипендия Губернатора Московской области
    Конкурсы
    Лучший публичный доклад
    Конкурс общеобразовательных организаций на присвоение статуса Региональной инновационной площадки
    Стандарт оформления общеобразовательной организации
    Лучшая школа Московской области по качеству образования
    Архив
    Оценка деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций Московской области
    Направления деятельности
    Приоритетные проекты Правительства Московской области в сфере образования
    Приоритетный проект “Создание системы электронной записи в кружки и секции, мониторинг их загруженности”
    Приоритетный проект “Качество образования”
    Осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования
    Нормативно – правовые документы
    Нормативные правовые документы
    Планы проведения проверок
    Результаты проверок
    Информация об устранении нарушений по выданным предписаниям
    Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования
    Модернизация региональной системы дошкольного образования в Московской области
    Нормативные документы
    Модернизация региональной системы дошкольного образования в Московской области
    Государственная итоговая аттестация выпускников IX, XI (XII) классов (ГИА). Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
    Архив
    Государственная итоговая аттестация выпускников XI (XII) классов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
    Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов
    Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы
    Развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
    Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Материальная поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот
    Подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
    Видеопаспорт ребенка
    Региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Московской области
    Контакты
    Прием граждан
    Законодательство Московской области
    Федеральное Законодательство
    Организации по подготовке и сопровождению граждан, желающих принять и принявших детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью
    Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013 – 2017 годы
    Образовательные проекты
    Обеспечение безопасности жизнедеятельности
    Государственное задание государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Московской области
    Государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными общеобразовательными организациями, подведомственных Министерству образования Московской области
    Государственное задание на оказание гос. услуг (выполнение работ) государственными профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования Московской области
    Образование детей с особыми образовательными потребностями
    Приказы министерства и департамента
    Письма министерства и департамента
    Образовательные организации для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
    Конкурс на поощрение лучших учителей
    Создание новых мест в общеобразовательных организациях Московской области
    Создание новых мест в общеобразовательных организациях Московской области
    Архив
    Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы
    Документы
    Информация и отчеты
    Это важно
    Дорожная карта
    Приоритетный национальный проект «Образование»
    Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций
    Документы
    Новости
    Инфографика
    Государственная автоматизированная система управления Московской области
    Образовательная статистика
    Взаимодействие с СО НКО
    Оценка качества оказания СО НКО общественно полезных услуг
    Обращения граждан
    Анализ (обзор) работы с обращениями граждан
    Краткая информация о порядке обращения граждан
    Прием граждан
    Нормативные документы
    Наградная система
    Государственные награды
    Ведомственные награды
    Награды Московской области и знаки отличия Губернатора Московской области
    Почетная грамота Министерства образования Московской области
    Создание новых мест в организациях
    «Горячая линия» по вопросам оплаты труда
    Государственные услуги
    Приказы, решения, заключения
    Информация о приеме/выдаче документов
    Информация о государственной пошлине
    Реестры
    Методические материалы и образцы документов
    Нормативные правовые акты
    Перечни
    Отчеты, доклады, статистика
    Административные регламенты
    Архив
    Региональная система оценки качества образования
    Нормативная правовая база оценки качества образования
    Независимая оценка качества подготовки обучающихся
    Региональные исследования качества образования
    Национальные исследования качества образования
    Международные сравнительные исследования качества образования
    Национальный проект «Образование»
    Региональные проекты
    Федеральные субсидии
    Соглашения о реализации региональных проектов
    Общественный совет при Министерстве образования Московской области по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями
    Финансовый контроль
    Нормативные правовые акты
    Планы проверок на год
    Информация о результатах финансового контроля
    Противодействие терроризму и экстремизму

  6. 2019-2020 учебный год
    Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
    Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
    1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    2. Надежда и отчаяние
    3. Добро и зло
    4. Гордость и смирение
    5. Он и она

    Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2019-2020 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ;  обучающиеся XI (XII) классов – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
    Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
    Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
    Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  7. Совсем скоро выпускникам предстоит первое итоговое испытание – на 6 декабря 2017 года назначено написание итогового сочинения. В этом учебном году Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах выделил пять открытых направлений тем, которые в эфире телеканала «Россия 1» объявили министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
    Направления тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
    «Верность и измена»
    Здесь выпускникам будет предложено противопоставить верность и измену, порассуждать об этих понятиях с точки зрения философии, этики, психологии, привести примеры из литературных произведения и личного опыта.
    «Равнодушие и отзывчивость»
    В основу рассуждения в этом направлении должно лечь сопоставление разных типов отношения человека к миру: от безразличия и нежелания вникать в чужие беды до стремления бескорыстно помочь и порадоваться за успехи других. На одном полюсе – люди с большим сердцем, на другом – эгоисты.
    «Цели и средства»
    Оправдывает ли благая цель любые средства для ее достижения? Выпускники оценят важность осмысленной постановки цели и этичности методов ее реализации. С такой проблемой сталкиваются многие литературные персонажи: у одних якобы благие намерения прикрывают низменные планы, для других неприемлемо отступить от принципов морали.
    «Смелость и трусость»
    Проявить отвагу, рискуя собственным здоровьем и жизнью? Или переждать опасность и уклониться от испытания? Эти противоположные стороны человеческой натуры легли в основу данного направления. Школьникам предстоит ответить, что проявляли герои: смелость или безрассудство, осторожность или трусость.
    «Человек и общество»
    Человек неотделим от социума. С одной стороны, общество формирует его личность, с другой – сам человек способен изменить окружающих. На каком уровне происходит это взаимодействие по шкале от гармоничного сотрудничества до непримиримого конфликта? Когда человеку стоит учитывать социальные нормы, а когда обществу надо пойти навстречу личным интересам?
    Как и в прошлые годы, итоговое сочинение будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». «Зачет» станет допуском для ученика к сдаче ЕГЭ. Для тех, кто заболел или не смог справиться с заданием с первого раза, предусмотрен резервный день – 7 февраля 2018 года. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья разрешается вместо сочинения написать изложение.

  8. 2016-2017 учебный год
    Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
    Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
    «Разум и чувство»,
    «Честь и бесчестие»,
    «Победа и поражение»,
    «Опыт и ошибки»,
    «Дружба и вражда».
    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
    соответствие открытым тематическим направлениям;
    обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2016-2017 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 г. № 10-764
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    – Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)
    – Бланк записи итогового сочинения (изложения)
    Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году
    Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ»  по подготовке к итоговому сочинению (изложению) разработаны на основе анализа итоговых сочинений 2015/16 учебного года и могут быть использованы образовательными организациями.
    Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по оцениванию итогового сочинения в части привлечения литературного материала

  9. Все темы со всех регионов.
    Открыть темы по направлениям:
    «Разум и чувство»
    101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    109. Когда разум и чувство борются в человеке?
    110. Над какими чувствами разум может быть не властен?
    111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    «Честь и бесчестие»
    201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    204. «Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
    206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
    208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    211. Что может привести человека к бесчестному поступку?
    212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    213. Какими качествами должен обладать человек чести?
    «Победа и поражение»
    302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    304. Что значит достойно пережить поражение?
    305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    306. Всегда ли победа возвышает победителя?
    307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    308. Какие уроки можно извлечь из поражения?
    309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
    311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    312. Только ли горечь несут человеку поражения?
    313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    «Опыт и ошибки»
    401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    403. Что значит «учиться на горьком опыте»?
    404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    407. В чём ценность исторического опыта?
    408. Нужно ли анализировать свои ошибки?
    409. В чём различие между ошибкой и преступлением?
    410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    «Дружба и вражда»
    501. Может ли дружба принести человеку разочарование?
    503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
    505. Почему человек стремится обрести друзей?
    506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
    507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    508. В чём причины вражды между людьми?
    509. Что разрушает дружбу?
    510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    Сочинения по этим темам
    103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
    207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
    313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
    401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    211. Что может привести человека к бесчестному поступку?
    307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
    409. В чём различие между ошибкой и преступлением?
    513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
    204. «Досадно мне, коль слово “честь” забыто…» (В.С. Высоцкий).
    311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
    406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
    509. Что разрушает дружбу?
    Уральский федеральный округ
    111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
    210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
    309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
    408. Нужно ли анализировать свои ошибки?
    504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
    208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
    306. Всегда ли победа возвышает победителя?
    403. Что значит «учиться на горьком опыте»?
    511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
    Омская область
    104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
    212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
    302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
    411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
    507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
    Иркутская область
    109. Когда разум и чувство борются в человеке?
    209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
    312. Только ли горечь несут человеку поражения?
    412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    508. В чём причины вражды между людьми?
    Забайкальский край
    110. Над какими чувствами разум может быть не властен?
    205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
    310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
    407. В чём ценность исторического опыта?
    505. Почему человек стремится обрести друзей?
    Дальневосточный федеральный округ
    Магаданская область
    105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
    206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
    308. Какие уроки можно извлечь из поражения?
    404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
    510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
    201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
    305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
    402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
    503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
    213. Какими качествами должен обладать человек чести?
    304. Что значит достойно пережить поражение?
    410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
    501. Может ли дружба принести человеку разочарование?
    Как выглядит задание: 77.moskva.docx

  10. В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.
    На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
    Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.
    Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на дому, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
    Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

    Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

    Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
    №КритерийЧто проверяют?За что поставят «незачет»?1Соответствие темеПроверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему.Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!2АргументацияПроверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции.Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
    Автоматически будет «незачет» по работе в целом!3КомпозицияПроверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.4Качество речиПроверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком.Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.5ГрамотностьПроверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок.Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
    Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
    Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

    Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

  11. Каждый год, в декабре месяце учащиеся 11 классов пишут “итоговое сочинение” по литературе.
    Это непременное и важное событие в жизни выпускника, поэтому стоит готовиться к нему заранее. Дела в том, что по результатам сочинения, комиссия допускает, или не допускает выпускника к экзаменам ЕГЭ.
    Оценка бывает зачёт\незачёт.
    Те, кто получает “зачёт”, начинают готовиться к ЕГЭ, те, кто – “незачёт”, готовятся к пересдаче сочинения, обычно она проходит в феврале-мае.
    Этот экзамен обязателен для всех, кроме того он обязателен для поступающих в гуманитарные ВУЗы, (количество баллов в присоединяется к баллам за ЕГЭ при поступлении в гуманитарный ВУЗ).
    Что касается темы сочинения, основных направлений, то они каждый раз меняются, но держатся в тайне, как и конкретная дата проведения в декабре, 2017 года.
    Темы для сочинения оглашаются за 10-15 минут до проведения экзамена.
    Как же готовиться?
    Стоит помнить о том, что всегда в сочинении предлагается рассуждать на вечные темы. То есть, о любви, патриотизме, о достоинстве, о разуме, о семье, о честности.
    Стоит копить в своей памяти интересные мысли, высказывания писателей, запоминать яркие фразы, возможно, даже выписывать их для себя, чтобы иметь багаж литературных примеров, которые в сочинении могут подтвердить и украсить собственную мысль ученика.
    Для примера, можно вспомнить, что в 2016-2017 декабрьском сочинении были даны два направления: “Честь и бесчестье” и “Разум и чувство”.
    То есть два основных направления, а внутри них были представлены темы сочинений, которые распределялись по регионам.
    К такому порядку стоит готовиться и в 2017-2018 к декабрьскому сочинению.
    Со списком рекомендуемой литературы, для подготовки по этим направлениям можно познакомиться вот на этом ресурсе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *